Черный шар в русском бильярде. Основные понятия при игре в пул

В русском – 16.
В американском пуле – от 4-х до 16-ти, в зависимости от разновидности игры.
В английском снукере – 22.

Дополнительно

Бильярд или биллиард – собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех бильярдных игр является передвижение с помощью кия. Говоря о происхождении бильярдной игры, невозможно точно установить время её появления. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия, по утверждению одних – Индия, по мнению других – Китай. Впервые о математическом базисе бильярдной игры заговорил Гаспар Густав Кориолис в своей книге «Théorie mathématique du jeu de billard» в 1835 году. Он использовал в своей работе элементы теории вероятностей, теории пределов и общего анализа. БИЛЬЯРД, м. – род стола с закраинами и шестью подвесными к углам и посреди длинных краев кошелями, для известной игры, и сама игра, посредством кия и костяных . Бильярд составлен из двух круглых четырехугольников, устанавливается и укрепляется по уровню и обтягивается сукном, без шва.

Русский бильярд – собирательное название нескольких разновидностей игры на . Русский бильярд представляет собой разновидность лузного бильярда, со своими особыми требованиями к оборудованию для игры. Основные характерные особенности: относительно крупные шары, незначительно уступающие по размерам створу лузы ширина створа угловой лузы 72-73 мм, средней лузы 82-83 мм), все шары одного цвета с номерами от 1 до 15, биток жёлтый. Шары для игры в бильярд делают из фенолоальдегидной смолы. Существует несколько официально признанных разновидностей русского бильярда, из которых наиболее просты правила свободной пирамиды , или американки.

Трюки в бильярде

Время зарождения, как и место появления игры в бильярд до сих пор не установлено. В различных странах ранее существовали игры, которые тогда еще имели очень мало общего с современным бильярдом. Однако именно благодаря развитию этих игр и появился бильярд в том виде, который мы его сейчас можем наблюдать. Так в Германии существовала игра, в которой игрок должен был загнать каменный шар при помощи дубинки в углубление стола, который по периметру был окружен бортами. В Англии играли на земельных площадках, пытаясь прокатить шары по определенным правилам через небольшие ворота. В XV веке многие игры претерпели значительные изменения, перемещаясь с уличных площадок на комнатные столы.
В России бильярд появился в XVIII веке: после визита в Голландию Петр I, узнав об этой игре, приказал изготовить бильярдный стол для себя. Постепенно эта игра начала перекочевывать в дворянские семьи и клубы. В середине XIX века в России появились первые бильярдные фабрики, выпускающие достаточно качественные бильярдные столы и аксессуары к ним.
Развиваясь автономно от других стран, бильярд в России постепенно начал обретать свои стандарты и правила.

МирСоветов сразу обращает ваше внимание на то, что русский бильярд (пирамида) является своего рода собирательным понятием, которое объединяет большое количество игр, проводящихся по определенным общим правилам. В него входят такие разновидности как:
  1. Свободная пирамида (другое название: пирамида или американка);
  2. Комбинированная пирамида (московская пирамида или сибирка);
  3. Динамичная пирамида (невская пирамида);
  4. Классическая пирамида (русская пирамида или 71 очко).
Стол и шары
Без чего уж точно не возможна игра в бильярд, так это без стола. В русский бильярд можно играть на столах размером 8, 9, 10 или 12 футов. Однако на официальных соревнованиях устанавливают только 12-футовые столы. Стол для игры покрывается сукном зеленого цвета, на который нанесена стандартная разметка, о которой мы скажем чуть ниже.
Диаметр шаров используемых для игры в русский бильярд ненамного луз, неопытным игрокам поначалу совсем непросто забить шар. При диаметре шара 68 мм ширина средней лузы составляет 82-83 мм, а угловой 72-73 мм.
Всего в игре участвует 16 шаров. 15 из них являются прицельными и имеют одинаковый цвет. На поверхность каждого шара нанесен уникальный номер от 1 до 15. В начале игры эти шары устанавливаются в форме равностороннего треугольника, так чтобы его основание было параллельно короткому борту, а вершина находилась на специальной точке разметки стола (задняя отметка). Делается это при помощи треугольника. 16 шар располагается в «доме» и называется битком. Домом называется площадь, ограниченная линией дома (линия, проведенная через переднюю отметку), двумя длинными и ближайшим коротким бортом. Линия дома проходит параллельно короткому борту и отстоит от него на расстоянии ¼ длины игрового поля.

Право первого удара
Право нанести первый удар получает человек, который выиграл розыгрыш. Суть его состоит в следующем. Соперники располагаются у короткого борта стола и для удара каждый из игроков используют свою половину, находящуюся слева либо справа от продольной оси стола. Далее игроки производят удар с руки из дома. Выигрывает тот игрок, чей шар, отразившийся от заднего борта, как можно ближе подкатится к переднему борту. Розыгрыш считается проигранным, если шар:

  • не коснулся заднего борта;
  • коснулся бокового борта;
  • перекатился на половину соперника;
  • упал в лузу;
  • выскочил за борт.
При обоюдном нарушении условий розыгрыша, он проводится снова. Повторное проведение розыгрыша необходимо и в случае, если шары оказались одинаково близки к переднему борту. МирСоветов хотел бы подчеркнуть такой момент: если вы становитесь победителем розыгрыша, то вы сами определяете, кому принадлежит право первого удара (можете оставить его за собой, либо предоставить это право второму игроку). В последующих играх право на первый удар передается друг другу поочередно.

Начало игры
Начальный удар производится битком из любой точки дома, при этом бить с самой линии дома не разрешается, т.к. положение шара на линии дома считается «вне дома». Биток считается введенным в игру после того, как по нему нанесли удар наклейкой кия.
Начальный удар считается успешным, если выполняется одно из условий:

  • прицельный шар попал в лузу;
  • три прицельных шара коснулись борта;
  • два прицельных шара коснулись бортов, и один любой шар пересек среднюю линию.
Если игрок не смог выполнить одно из этих условий, то его соперник имеет право:
  • просто продолжить игру (либо самостоятельно совершив следующий удар, либо уступив это право сопернику);
  • вернуть шары в первоначальное положение и самому нанести первый удар;
  • вернуть шары в первоначальное положение и предоставить игроку шанс произвести удар еще раз.
При этом все шары, попавшие в лузу в результате успешного удара, засчитываются бившему игроку.

Если при первом ударе биток попадает в лузу, то дальнейшие действия производят исходя из правил конкретной игры. Если биток попадает в лузу уже в процессе игры, то его выставляют в согласно правилам одной из разновидностей русского бильярда, по которой играется данная партия.
Очередной удар по битку можно производить только после того, как все шары полностью остановятся. За совершение очередного удара при движущемся даже одном шаре (вращение на месте также считается движением) игрок также штрафуется.
Все удары должны выполняться четко, без подталкивания или множественного удара по битку. Если при ударе биток не коснулся ни одного прицельного шара (напрямую или путем отражения от борта), то налагается штраф, а ход переходит к сопернику.
Удар по близкорасположенному прицельному шару, находящемуся на расстоянии менее ½ радиуса шара, производится под углом в 45 градусов к оси центра шаров, таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте или откатился назад, не пересекая штрафную зону.
Прицельный шар считается забитым, если при ударе он попадает в лузу и при этом не происходит нарушения правил. В случае если при ударе не было забито ни одного шара либо имело место нарушение правил, то право хода переходит к сопернику.

Выскочивший шар
Если в процессе игры шар покидает игровую поверхность, то он считается выскочившим, если:

  • шар остановился за игровой поверхностью (в том числе на борту стола);
  • шар вернулся в игровую зону, отразившись от какого-либо предмета (одежды игрока, кия, бильярдного светильника и т.д.).
МирСоветов подчеркивает что, при этом шар всё же будет считаться оставшимся в игре, если, запрыгнув на верхнюю поверхность борта, он самостоятельно вернется в игровую зону. Выставление выскочивших шаров назад на стол происходит уже согласно правилам игры, одной из разновидностей русского бильярда.

Штраф
Штраф налагается на игрока, если:

  • при вынесении битка за линию дома при первом ударе;
  • биток не попал не в один из прицельных шаров;
  • при неправильном ударе по близко расположенному шару;
  • если при ударе ни одна из ног игрока не касалась пола;
  • при выполнении удара игрок задевает какой-либо шар рукой, предметом одежды или древком кия и прочими посторонними предметами;
  • при выполнении очередного удара на столе не остановились все шары;
  • шар выскочил за пределы стола;
  • при двойном ударе.

Разновидности русского бильярда

Как уже говорилось на МирСоветов, существует не одна игра, проходящая по правилам русского бильярда. Но все они отличаются либо целью игры, либо некоторыми своими правилами, по которым игра ведется.
Так при игре в «Классическую (русскую) пирамиду» выигрывает тот, кто первым наберет 71 и более очко по сумме чисел, нанесенных на забитые шары. Но при этом вы должны указать, какой шар и в какую лузу собираетесь забить. У нарушившего правила отнимается 5 очков в пользу соперника.
В «Комбинированной (московской) пирамиде» необходимо ударами только по битку первым забить 8 прицельных шаров (засчитывается как самостоятельно забитые шары, так и шар, получаемый при нарушении правил со стороны соперника).
В случае игры в «Свободную пирамиду» необходимо первым забить в лузу те же 8 любых шаров, но при этом в качестве битка можно использовать любой шар (за нарушения правил со стороны соперника так же, как и в Московской пирамиде, игрок вправе снять со стола любой шар в свою пользу).
«Динамичная (невская) пирамида» перекликается с «Московской», но всё же отличия есть. В этой разновидности русского бильярда необходимо набрать 8 шаров при ударах только по битку. Одно из важных отличий динамичной пирамиды в том, что после нарушения правил соперником вам предоставляется выбор:
  • либо снять штрафной шар в свою пользу и продолжить игру, совершив очередной удар;
  • либо отказавшись от шара в свою пользу, поставить биток в том месте стола, где вам это удобно, и также продолжить игру.
Если пожелаете сыграть в один из видов русского бильярда, вам нужно будет более детально ознакомиться с их правилам каждого из них. Для начала же главное изучить и запомнить общие для всех положения.
Пожалуй, не менее важно знать и некоторые правила этикета при игре в бильярд. Будьте вежливы и никоим образом не мешайте сопернику. Не рекомендуется даже стоять возле той лузы, в которую ваш соперник собирается забить очередной шар. Если вы обходите стол, например, для оценки ситуации, расположения шаров на столе, а в это время ваш соперник совершает очередной удар – подождите, пока соперник завершит свой ход, и только после этого проходите мимо него.
Уважайте своих соперников!

Недавно с другом ходил играть в бильярд, Я думал все просто гоняй шары и только, оказывается там правила есть.

Русским бильярдом (или пирамидой) является собирательное именование ряда разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд - это разновидностьлузного бильярда, имеющая свои особые требования к оборудованию для игры. Существует несколько официальных видов пирамиды, наиболее просты из которых правила американки (свободной пирамиды). Все соревнования по русскому бильярду проходят на инвентаре, подходящим техническим требованиям ФРБ (Федерация Русского бильярда).

Главные параметры: размеры стола 3600 х 1800 мм; диаметр шара 68 - 70 мм, размер угловых луз 72-73 мм, средних луз 80 -81 мм.

Расстановка шаров

До старта партии все 15 прицельных шаров при помощи треугольника ставятся плотно друг к другу. Центр переднего шара должен быть на задней отметке, основание пирамиды располагается параллельно заднему борту.

Удар по битку выполняется наклейкой кия по направлению продольной оси. При ударе минимум одна нога бильярдиста должна иметь контакт с полом.
Все шары должны стоять неподвижно, а забитые в нарушение правил, не заказанные, а также выскочившие нужно выставлять.
Удар заканчивается при остановке всех шаров, находящихся на столе.
За неправильные удары назначается штраф. К таковым относят:
Двойной удар - при нем наклейка кия соприкасается с битком дважды.
Пропих - при этом ударе игроком проталкивается одновременно прицельный шар и биток.
Нажим - при нем битком вдавливается соприкасающийся с ним (либо находящийся около лузы) прицельный в саму лузу или, вдавливается бортовой шар, что перемещает его в иную позицию.
Промах - при нем биток не соприкасается ни с одним прицельным.
Розыгрыш права первого удара

Игроки находятся около переднего борта на разных сторонах от продольной линии. Место они выбирают по согласию либо жребием. Затем бильярдисты устанавливают по шару в доме и наносят одновременный удар, посылая их к заднему борту. Выбор получает тот, чей шар, отрикошетив от заднего борта, остановится ближе всего к переднему борту.

Розыгрыш проигран, когда шар:

не дотронулся до заднего борта;
прикоснулся с длинным бортом;
пересек продольную линию;
выскочил либо упал в лузу.
Сыгранный

Шар является сыгранным, когда в результате верного удара он попадает в лузу. Бильярдист сохраняет право сделать следующий.

Зависший шар

Если во время удара он остановился в створе лузы в неустойчивом положении, а потом упал в нее до завершения удара, то он считается сыгранным. Если же он упал в лузу уже после завершения удара либо из-за сотрясения стола, то такой не будет засчитан, судья установит его на первоначальное место.

Выскочивший шар

Выскочившим признается тот, который покинул во время удара поверхность стола, не упав в лузу. Прицельный выскочивший шар ставится после удара на заднюю отметку, штраф не накладывается, сыгранные бильярдистом засчитываются. Если стол покидает биток, то игрок получает штраф, забитые им шары не идут в зачет, а биток ставится на стол, исходя из правил конкретной игры. Если шар, который покинул игровую поверхность бильярдного стола, заденет над ней одежду игрока или кий, то это будет нарушение правил, за него полагается штраф. Если он возвращается на стол, то остается в игре, а ежели покидает его, то считается выскочившим. Не считается нарушение правил, если шар задевает осветительные приборы, скобу лузы или верхние части бортов, а затем вернется на стол.

Выставление шаров

Не заказанные, забитые в нарушение правил и выскочившие прицельные выставляются судьей на заднюю отметку. Если эта отметка занята, то их ставят близко (но не прямо в плотную) к загораживающему шару по продольной линии по направлению к заднему борту. Если данная часть продольной линии уже занята, то он выставляется в сторону центральной отметки.

Вступление в игру соперника

Соперник входит в игру тогда, когда игрок не сыграл шар либо нарушил правила. Если на бьющего бильярдиста наложен штраф, то его соперник, может с учетом сложившейся на столе ситуации потребовать исполнить следующий удар, сказав: «Играй дальше». Незафиксированный выигрыш Если по невнимательности судьи и соперников игра продолжилась несмотря на тот факт, что бильярдист выиграл в партии (сыграл восемь или заработал 71 очко и больше), то при обнаружении данного обстоятельства ему сразу присуждают победу в партии, несмотря на все произошедшие далее события.

Штраф в русском бильярде налагается в таких случаях:

когда удар произведен не наклейкой кия;
когда очередной удар исполнен до завершения предыдущего;
когда после удара биток вылетел за границы игровой поверхности;
за нанесение двойного удара (пропих);
за туш любого из шаров на поверхности бильярдного стола во время игры - кием, мелом, машинкой, руками, элементами одежды и т. п.;
когда начальный удар сделан по битку, находящемуся за пределами дома (Моска, РП);
за невыполнение игроком правил отыгрыша; - за промах;
Американка

При этой разновидности русского бильярда биток может в пределах дома располагаться в любом месте (но только не на линии дома, поскольку она к нему не относится).

После разбития пирамиды битком, игрок в Американку может выбрать любой шар в качестве битка. Считается попаданием в лузу и падение прицельного шара, и битка (но только после соударения о прицельный шар). Забивший шар бильярдист вправе нанести следующий удар. Правила отыгрыша заключаются в том, что когда не сыгран ни один шар, то после соприкосновения битка с прицельным минимум кто-то из них обязан коснуться до 2-х различных бортов (либо, попав в один борт, довести второй шар до иного борта), или соприкоснуться с одним бортом, а потом пересечь центр стола (либо перекатить через него иной шар), или пересечь его, а далее коснуться борта либо довести иной шар до борта). Победившим признается то бильярдист, который первым забьет 8 шаров.

Главное, без чего игра невозможна – это шары для бильярда. Неважно в какой бильярд вы собираетесь играть, ко всем шарам предъявляют одинаковые требования. Они бывают идеально круглыми, имеют гладкую поверхность. Для каждого бильярда у шаров есть свой размер и вес. Это значит, что они будут соответствовать этим параметрам. Кроме этого, важно, чтобы каждый шар был идеально сбалансированным.

Для русского бильярда делают все шары белыми и пронумерованными, кроме битка, который жёлтый или бордовый. В снукере, пуле и карамболе шары цветные. Рассмотрим их в статье подробнее.

Играют шарами на столах. Они бывают разных размеров для каждого вида бильярда. Покупая стол, ориентируйтесь, чтобы оставалось по бокам расстояние равное длине кия и ещё в запасе 30-40 см.

Из чего производят шары?

Раньше их делали из бивней слонов. Из одного получалось 4 шт., а значит, на 1 набор для русского бильярда требовалось 2 слона. Популярность бильярда росла и слонов стало не хватать в буквальном смысле слова.

Долго искали материал, который бы удовлетворял ряду требований. Ведь нужно было делать шары тяжёлые, прочные и отлично сбалансированные. Наконец-то нашли материал, и это оказалась смола феноло-альдегидная. Шары из неё даже после 400 тыс. ударов остаются в великолепном состоянии.

Любители знают, что хорошие шары производят в Бельгии. Компания Saluc, а шары называются Арамит. Их используют профессиональные спортсмены. На турнирах вы увидите на поле шары именно этой марки, что очень престижно.

Приобрести шары можно в магазине по продаже аксессуаров для бильярда и через интернет-магазин. Большинство федераций по игре в бильярд считают их лучшими. Можете купить такие и к себе домой и тренироваться играть.

О видах шаров

В зависимости от того, в какой бильярд вы будете играть, нужны разные шары. Например, в русском их 15. Они белые и пронумерованы аккуратно с 1 по 15. 16-й здесь биток. Он жёлтый либо красный, что чаще встречается.

Если будете играть на столе от 6 до 8 футов, то нужны шары диаметром в 60 мм, а для столов от 9 до 12 футов, требуются шары в диаметре 68 мм. В комплекте, как уже упоминали один биток, например, красный.

В пуле биток является белым, а шаров всего 15 с нумерацией от 1 и заканчивается 15. Они цветные. В карамболе 3 шара разных цветов.

Шары «Арамит»

Стоит подробнее рассказать о бельгийских шарах марки «Арамит». Они настолько качественные, что можно считать, существуют они и шары от других производителей. Делают их из смолы фенолоальдегидной.

Они прочные и прослужат не одному поколению игроков. У них идеальная балансировка с центром тяжести ровно посредине. Они чётко вписываются в нужный для данного вида бильярда диаметр и весят столько, сколько предполагает стандарт.

Выдерживают температуру 250°С. И на них не будет никаких следов от ожогов. Шары от других производителей проще. Их делают из полиэстера или полимера. По стоимости они минимум в 2 раза обойдутся вам дешевле чем бельгийские.

Шары для русского бильярда, например, 68 мм, а угловые лузы от 72 до 74 мм, а те, которые посредине от 81 до 84 мм. Вы в них не так запросто попадёте как в других видах бильярда.

Снукер

Шары в снукере 52,4 мм по диаметру. Всего в стандартном комплекте вы насчитаете 22 шара:

  • 15 шт. красные;
  • Цветные: коричневый (1 шт.), жёлтый (1 шт.), синий (1 шт.), зелёный (1 шт.), чёрный (1 шт.), розовый (1 шт.);
  • Биток белого цвета.

В Европе снукер очень популярен. Ежегодно устраивается чемпионат мира, где выясняют кто из игроков лучший. В этом виде бильярда всегда большой призовой фон, что привлекает многих. Партия длится иногда и несколько минут и даже меньше. Всё зависит от виртуозности мастера.

Пул

Шары здесь по стандарту имеют диаметр 57,2 мм. Шары для этого вида бильярда делают из пластмасс. Они очень прочные и отвечают всем требованиям, которые предъявляет стандарт. Нужного веса, отлично сбалансированные и достаточно прочные, чтобы ими можно было долго играть. Поверхность у них ровная и на ощупь гладкая.

В набор входит 16 шаров. Биток здесь белый, а 7 шт. полосатые и имеют номера, а другие 8 сплошного цвета и аналогично пронумерованы. Американцы обожают играть в пул. Многие приобретают бильярдный стол, выделяют для этого целую комнату и азартно играют всей семьёй.

Карамболь

В набор для игры в карамболь входит стандартно 3 шара. Один из них белый или имеет точку чёрного цвета, 2-й красный и 3-й жёлтый шар. В диаметре они от 61 до 61,5 мм, а весят примерно от 205 и до 220 г. Если вы приобретаете набор, то по там будут шары вес которых отличается один от другого не более, чем на 2 г.

Карамболь интересная игра с оригинальными правилами. Здесь есть сложные удары. Нас искренне восхищает мастерство игры, которые демонстрируют опытные игроки.

1. Разметка бильярдного стола.

1.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Зона лузы - радиус 136 мм от точки падения в лузах бильярдного стола.
(7) Линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
(8) "Мертвая зона" - это часть игровой поверхности стола из которой забить прицельный шар невозможно. Визуально она определяется путем соединения точки падения средней лузы и серединой короткого борта, если средняя луза находится справа то и "мертвая зона" тоже справа или наоборот.
1.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.
Примечание: на игровую поверхность стола могут наноситься две дополнительные линии для точного установления пирамиды. Первая проходит через центр шара, стоящего в вершине пирамиды, параллельно заднему борту длинной 100 мм. Вторая проходит через центр шаров, стоящих в основании пирамиды, параллельно заднему борту длинной 400 мм. Обе линии равноудалены от длинных бортов.

2. Используемые шары.

Стандартный набор из шестнадцати бильярдных шаров: пятна-дцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
Примечание: на цветном шаре без номера может быть нанесена разметка в виде линий или точек.

3. Биток и прицельные шары.

3.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
3.2. При игре в «Московскую динамичную» и "Русскую классическую" битком служит цветной шар.
3.3. При игре в «Длинную американку» любой шар на игровой поверхности стола может быть выбран в каче-стве битка при выполнении любого очередного удара (исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар).
3.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.

4. Соударение битка с прицельным шаром.

4.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
4.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любо-го борта (бортов).
4.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

5. Игра после нарушения.

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставле-ния неправильно забитых и выскочивших шаров, а также выставления с полки на стол штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар, или
(2) уступить его нарушителю.

6. Розыгрыш начального удара.

6.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к
заднему борту и обратно. При этом используются два белых шара. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
6.2.Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
6.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
6.4. Если один из игроков нанес удар после того, как шар его соперника достиг заднего борта, то он автоматически проигрывает розыгрыш. Если при этом, проигравший розыгрыш игрок считает, что соперник умышленно нанес удар с опережением, он может апеллировать к судье.
6.5. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

7. Исходная расстановка шаров.

7.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в фор-ме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
7.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.
Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие ус-тановку неполной пирамиды (см. п.24). При уста-новке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к уста-новке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем - неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. При этом основание (нижний ряд) должен быть заполнен. Для этого, в случае необходимости, перемещают шары из вершины пирамиды.

8. Положение шара.

Положение шара определяется положением его центра.

9. Дом и линия дома.

9.1. Линия дома не является частью дома.
9.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

10. Введение битка в игру (начало игры).

10.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
10.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует ис-пользовать цветной шар.
10.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п.10). Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
10.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 13).
10.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

11. Правильный начальный удар.

11.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) любой из шаров коснулся двух бортов.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
11.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.
11.3. В 1-й партии право начального удара определяется с помощью розыгрыша. Далее начальный удар производит победитель предыдущей партии. Также победитель текущей партии имеет право передать начальный удар сопернику.

12. Начало и завершение удара.

12.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
12.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

13. Удар кием по битку.

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

14. Касание ногой пола.

При выполнении удара по битку, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

15.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

17.1. Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударе-ния (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифи-цируется как пропих и наказывается штрафом.
17.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - «наклейка кия - биток - прицельный шар», то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров.
(2) или таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае - штраф.
Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смеще-ния последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.4.3).

18. Правильно завершенный удар .

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и, кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров:
(1) забит в лузу;
(2) касается 2-х бортов; или
(а) до-водит до другого борта любой шар; или
(б) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту;
(3) остановился в зоне лузы (см. п.1(6));
(4) произошло касание зоны средней лузы - один из сыгранных шаров должен коснуться борта в зоне средней лузы. При игре «прицельного» шара в среднюю лузу, он должен находиться вне пределов «мертвой зоны» для данной лузы (см. п.1.1, р.8).
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.

19. Штрафной и премиальный удар с руки из дома.

19.1. При игре в «Московскую классику» удар с руки из любого дома произво-дится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штраф-ным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу).
19.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром.

20. Правильно и неправильно забитые шары.

20.1.Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
20.2.Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 12), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
20.3. Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 12), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, счита-ется забитым правильно.
Примечание. Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был пра-вильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
20.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
20.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.

21. Шар на краю лузы.

21.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
21.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром, и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары ус-танавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
21.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении не- устойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

22. Выскочивший шар.

22.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
22.2.Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращает-ся на игровую поверхность.
22.3. Если биток выскакивает за борт, налага-ется штраф. За выскочивший за борт прицельный шар штраф не налага-ется.
22.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

23. Выставление шаров.

23.1. Все неправильно забитые, выскочившие за борт шары, а также отложенные штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
23.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном по-рядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как мож-но ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на ли-нии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отмет-кой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как мож-но ближе к задней отметке.
23.3. При игре в «Длинную американку» любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в «Московскую классику» - в качестве прицельного шара.
23.4. Шары, вышедшие из игры нельзя использовать с целью проведения каких-либо замеров для определения расстояния между шарами, шаром и бортом и т.д.

24. Вмешательство постороннего.

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства по-стороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игро-ка, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра про-должается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключе-ние света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пира-миды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 11). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.7.

25. Вмешательство в игру соперника.

Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматри-вается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф. При этом нарушенная позиция шаров восстанавливается.

26. Штрафы.

26.1.Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.4.3.)
(2) при неправильном начальном ударе (см. п. 11.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 12.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 13);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 14);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 15);
(7) при двойном ударе (см. п. 16);
(8) при пропихе (см. п. 17.1 и п. 17.2);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.18);
(10) при выскакивании битка за борт (см. п.22.3);
(11) при превышении лимита времени на удар (см. п.28);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.25);
(13) за нанесение при прицеливании меток на сукно или борта;
(14) если игрок для прицеливания кладет кий на стол, не придерживая его рукой.
26.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.

27. Отложенный штраф.

27.1. Если после штрафного удара у нарушителя нет на полке шаров, то взимание штрафа откладывается до результативного удара. При этом счет его очков в партии -1, -2 и т.д.
27.2. Штрафной шар выставляется в соответствии с п. 23.1.

28. Лимит времени.

28.1. Время на совершение удара - 40 секунд (при прямых трансляциях на ТВ-30 секунд) с момента остановки шаров.
28.2. В каждой партии спортсмену при необходимости, но не более 2-х раз, дается дополнительное время на совершение удара в течение последующих 40 (30-ти) секунд. При этом соблюдается процедура, описанная в п.11.3.
28.3. Судья у стола после решения, что игрок нарушил правило 40 (30-ти) секунд, дает команду «Время» и засекает 40 (30-ть) секунд на удар. При этом первое дополнительное время на совершение удара считается использованным. После второго превышения игроком лимита 40 (30-ти) секунд процедура повторяется. Спортсмен, нуждающийся в дополнительном времени, может сам обратиться к судье: «Дополнительное время» и судья засекает 40 (30-ть) секунд на удар. После использования игроком (игроками) дополнительного времени, судья осуществляет хронометраж каждого удара. При этом за 10 секунд до истечения времени на удар, он подает команду: «10 секунд». Если и после этого спортсмен не укладывается в отведенное на удар время, на него налагается штраф.

29. Перерывы.

29.1. В течение матча каждый из спортсменов имеет право на один пятиминутный перерыв. При игре в "Длинную американку" перерыв игрок имеет право взять только на "своем" ударе. Дополнительный перерыв перед контровой партией предоставляется, если матч проходит до 4-х и более побед (московская классика). Если спортсмен не воспользовался перерывом до контровой партии, то он теряет право на дополнительный перерыв.
29.2. При трансляции матча на ТВ в прямом эфире перерыв возможен только с разрешения судьи у стола.
29.3. При игре на ТВ столе на спортсмена, опоздавшего после 5-ти минутного перерыва, налагается штраф в размере 50-ти долларов США за каждую минуту опоздания.
29.4. Спортсмен не имеет право покидать стол и останавливать игру без весомых причин, и без разрешения судьи у стола (или соперника, если игра ведётся без судьи у стола).

30. Серия с кия.

30.1. При определении наибольшей серии с кия к зачету принимаются: 15 и более шаров у мужчин, 8 и более - у женщин.
30.2. Для фиксации серии без судьи у стола спортсмен должен пригласить судью, находящегося в зале после 8-ми забитых шаров у мужчин и после 5-ти - у женщин.
30.3. Сыгранную серию судья фиксирует в протоколе матча.
30.4. После того, как спортсмен набрал 8 очков, ему засчитывается победа в партии и предоставляется право продолжить игру для увеличения серии с кия. При этом штрафной удар во время данной продолженной игры на предыдущую партию не распространяется, но служит основанием для остановки серии за минусом неправильно забитого шара. При этом после любого результативного удара игрок может попросить судью установить исходную расстановку шаров для начала следующей партии.

31. Неспортивное поведение.

31.1. Участники соревнований обязаны соблюдать принципы честной и корректной спортивной борьбы, а также соблюдать нормы поведения по отношению к другим участникам, официальным лицам и зрителям.
31.2. Судья обязан пресекать факты неспортивного поведения следующими санкциями:
- замечание;
- предупреждение;
- объявление поражения в партии или встрече;
- отстранение от участия в соревнованиях.
31.3. Примененные санкции отмечаются в протоколе.
31.4. В случае отстранения спортсмена от участия в соревнованиях стартовые взносы возврату не подлежат.

32. Заказ.

32.1 Все прямолетящие шары засчитываются.
32.2. В случае, если шар перед падением в лузу задевает любые шары или борта, то он считается случайным и не засчитывается. Штраф при этом не налагется. Удар переходит к сопернику.
32.3. При объявлении заказа требуется указать кием шар и лузу, в которую будет сыгран шар. Один шар можно заказать только в одну лузу.
32.3. После падения "прямолетящего" или "заказного шара" другие шары упавшие в результате такого удара засчитываются.



Статьи по теме: