Что такое оконный переплет: монтаж и устройство конструкции. Оконный переплет – как правильно выбрать

Оконные переплеты изготовляют из древесины сосны, лиственницы, ели, кедра и пихты. Переплеты могут быть глухие и створные.

Световая площадь оконных переплетов зависит от размера оконного проема и от площади пола, а также от расположения здания на данной местности. Необходимую световую площадь определяют делением площади оконного проема на площадь пола.

Площадь окон должна составлять от 1/3 до 1/5 площади пола. Так, для комнаты площадью 16 м2 площадь окон должна быть от 2 до 3,2 м2. Высота и ширина оконных переплетов зависит от архитектурного оформления здания, необходимой освещенности, а также от высоты помещения.

Конструкции оконных переплетов различны. В соответствии с ГОСТ 8671—58 предусмотрен выпуск оконных переплетов для жилых зданий двух серий. К первой серии относятся оконные переплеты двойные с наплавом и без наплава толщиной брусков 44 мм в чистоте. Ко второй серии— спаренные оконные переплеты с толщиной брусков обвязки для зимних переплетов 44 мм и летних 32 мм. Летними обычно называются наружные переплеты, а зимними — внутренние. Переплеты первой серии могут быть открывающимися в одну сторону и в разные стороны. Переплеты, открывающиеся в одну сторону, раскрываются внутрь помещения. Переплеты, открывающиеся в разные стороны, применяются только в одноэтажных зданиях.

Ширина и высота наружных переплетов, открывающихся внутрь, должны быть на 50—75 мм меньше внутренних. Это необходимо для того, чтобы наружные створки при открывании их

не задевали о кромки внутренней коробки. Эта разница в размерах называется рассветом.

По количеству створок переплеты разделяются на одностворные, двух- и трехстворные. Двухстворные переплеты состоят из двух открывающихся створок, а иногда и фрамуги, трехстворные— из одной створки глухой и двух открывающихся.

Оконные переплеты: спаренные и раздельные

Если говорить простым, не архитектурным языком, оконным переплетом именуется внутренняя часть оконного блока по периметру.

Сюда относятся именно элементы рамы, а не фурнитура или стеклопакет. Переплет состоит из створок, а на старых или нестандартных окнах — ещё и из форточки или фрамуги.

Не стоит забывать, что окна бывают не только домашние. Например, в офисах переплет будет совсем иным. Для больших конструкций необходимо большее количество створок, они могут быть крупнее или меньше.

Если же брать в расчёт окна для зимнего сада. веранды, балкона или ярких архитектурных сооружений, у которых процент остекления очень высок, то здесь дизайн и общий вид будут совсем иными.

Детали переплета — створки, форточки — служат для следующих целей :

  • упрочнить конструкцию
  • для проветривания и разделения блока на зоны
  • в декоративных целях

Раздельные оконные переплеты

Переплеты раздельные использовались преимущественно в те времена, когда окна были у всех одинаковыми и исключительно деревянными. Блок такого плана включает в себя сразу два переплета, створки которых — распашные.

Здесь речь как раз о старых рамах. Они являют собой один сплошной блок, но в то же время у них — двойные рамы. Одна из них могла открываться наружу или внутрь, вторая — исключительно внутрь.

Такой оконный переплет сегодня не используется при изготовлении пластиковых окон. Если же Вы желаете установить деревянные, то, возможно, Вам будет предложена подобная конструкция.

Спаренные оконные переплеты

Иным способом создаются спаренные переплеты. Такие оконные блоки более популярны. Их пик развития пришёлся на то время, когда происходили массовые застройки городов жилплощадью, особенно на последние годы.

Спаренные блоки также состоят из двух оконных переплетов, но на сей раз они плотно стянуты между собой. Это создаёт большую жёсткость, стойкость и прочность окна. Расстояние между стёклами здесь стандартно составляет 53 мм, что почти вдвое больше, чем было в прежние времена, когда использовались раздельные.

Окна деревянные для жилых и гражданских зданий. Окон-ные проемы в зданиях заполняют оконными коробками, оконными переплетами и подоконными досками.

Оконная коробка состоит из четырех брусков с фаль-цами, в которые вставляют переплет. Различают четыре типа оконных коробок, из них типы 1, 2, 3 предназначаются для оконных проемов в каменных зданиях, а тип 4 — для окон-ных проемов в зданиях с рублеными стенами. Коробки типа 2, 3 или 4 являются общими для наружного и внутреннего переплетов, а типа 1—отдельными для того или иного переплета. На изго-товление отдельных коробок расходуется меньше древесины, они удобнее для перевозки, но установка этих коробок в проемы сложнее, чем коробок общих.

На нижнем бруске коробки с внешней его стороны, обращенной в помещение, отбирают четверть глубиной в 10 мм. В эту четверть кромкой вставляют подоконную доску.

Коробки типа 1 вяжут на двойной прямой сквозной шип с на-гелем. Их изготовляют и доставляют на стройку обязательно комплектами. 332

Коробки общие вяжут из широких брусков на 2—3 прямых сквозных шипах.

Коробки типа 4 имеют в стоемных брусках с внешней стороны продольные пазы для гребней, нарубаемых в торцовых сторонах оконного проема. Такое соединение коробки со стеной получается более прочным.

Оконные переплеты

Промышленные оконные переплеты изготавливаются из стального облегчённого гнуто-замкнутого профиля собственного производства.

В конструкцию окон входят элементы, необходимые для установки и крепления их в оконном проёме, обслуживания в процессе эксплуатации. Окна комплектуются резиновым профилем для крепления стекла и уплотнения притворов фрамуг.

Варианты исполнения оконных переплетов принимаются по конструкторско-технологическому альбому, разработанному ООО ЗЗМК на основе серии 1.436.3-21:

  • ОГД окно глухое с одинарным переплётом;
  • ОТД окно открывающееся с одинарным переплётом и механизмом открывания фрамуги;
  • ОГР окно глухое с раздельными переплётами;
  • ОТР окно открывающееся с раздельными переплётами и механизмом открывании фрамуги;
  • ОЖД окно с жалюзийной решёткой в одинарном переплёте.

Важным элементом каждого дома является окно. Оно состоит из подоконника, оконного переплета со стеклом, рамы. Каждый с этих элементов выполняет определенные функции. Оконный переплет определяет как внешний вид окна, так и его качества.

Что это такое

Оконный переплет – конструкция с вертикальными и горизонтальными элементами оконного блока, которые соединены в одно целое.

Функции оконного переплета:

  1. С его помощью в помещение проникает свет.
  2. Декоративный элемент на фасаде здания.
  3. Позволяет открывать определенную часть окна для проветривания.
  4. Придает стеклу дополнительную прочность.
  5. Определяет климатические условия внутри помещений.
  6. Исполняет роль теплоизоляции.
  7. Изолирует здание от уличного шума.

Составные части конструкции:

  1. Коробка – часть, которая соединяет все элементы.
  2. Бруски обвязки – служат для разделения стекла на несколько элементов.
  3. Створки – часть, которая может двигаться.
  4. Горбылек – уменьшает размеры стекол, дает возможность использовать более тонкое стекло.
  5. Форточка – небольшая часть, которая дает возможность проводить проветривание помещений.
  6. Фрамуга – чаще всего верхняя глухая часть окна.
  7. Импост – неподвижный элемент, который делит окно на створки, обеспечивает жесткость переплета. Когда открыть створку остается вертикальная планка, которая и называется импостом.
  8. Средник – перемычка между фрамугой и створкой.
  9. Фурнитура – это различные механизмы и устройства при помощи которых можно открыть окно, .
  10. Штапик – закрепляет стекло в створке.
  11. Уплотняющие прокладки – для лучшего прилегания створки, улучшения звуко- и теплоизоляции.
  12. Декоративные накладки – могут имитировать переплет.

Размеры


Определения размеров остекления фасада происходит исходя из принципов:

  1. Общая площадь окон должна быть от 1/8 до 1/5 от всей жилой площади дома.
  2. Чтоб рассчитать оптимальные размеры проема, нужно поделить площадь остекления фасада на необходимое количество окон.
  3. Лучше всего проектировать проемы соответственно с принятыми стандартами.
  4. Если по каким-то причинам стандартные размеры проемов вам не подходят, можно установить окна под свои потребности или вкусы по индивидуальному заказу.
  5. Самым выгодным решением будут высокие окна, что обеспечит максимальное освещение помещений.
  6. Нижняя часть проема должна быть как минимум на 0,8-0,9 м выше от пола, чтоб была возможность установить отопительные приборы.
  7. Высшая точка оконного блока должна быть на расстоянии 0,2-0,3 м от потолка, чтоб можно было установить карниз.
  8. Для всего здания будет лучше выбрать оконные переплеты одного стиля приблизительно одинакового размера.
  9. Рекомендуемая ширина оконного блока от 0,5 до 2,5 м, а ширина одной створки – не больше 0,7 м.
  10. Форточку лучше всего разместить в верхней части оконного переплета на высоте от пола 1,7-1,8 м.
  11. Размеры форточки зависят от общей площади окна. Рекомендуется делать форточку с размерами по ширине и высоте не больше 0,5 м и не меньше 0,3 м.

Разновидности оконных переплетов

По типу открытия окна различают:

  1. Створчатые – части окна открываются, что позволяет легко проветрить помещение, а также без проблем вымыть окно. Створки могут открываться внутрь помещения, в сторону улицы. Плюсом такой конструкции является то, что в большинстве случаев она оборудованы форточкой. Также створчатые части разделяют зависимо от способа открытия:
    • Поворотные (распашные) – движутся относительно вертикальной оси.
    • Подвесные – открываются в направлении снизу вверх.
    • Откидные – движутся относительно нижней горизонтальной части обвязки.
    • Поворотные – движения проходит вокруг средней горизонтальной или вертикальной оси окна.
    • Поворотно-откидные – поворачиваются относительно вертикальной оси и нижней горизонтальной части.
  2. Глухие – они не открываются. Предназначаются для подсобных или других помещений, где не нужно проводить проветривание.
  3. Подъемные – движение створки происходит в одной плоскости. Такая конструкция очень удобна, потому что при открывании створки не нужно дополнительного пространства как внутри, так и снаружи здания. Они отлично подойдут для классического стиля интерьера.
  4. Комбинированные – включают створки с разным видом открытия: створки движутся в разные стороны или сочетаются глухие части с подвижными.

В зависимости от конструкции оконного переплета выделяют:

  1. Одинарные – самый простая обвязка с одним стеклом. Не обладает большими теплоизоляционными свойствами, поэтому чаще всего используются для веранд, других помещений с низкими требованиями к теплоизоляции.
  2. Двойные – конструкция состоит из двух стекол. Теплоизоляционные свойства двойной обвязки повышены.
  3. Сдвоенные – состоит из парных переплетов.
  4. Парные – имеется дополнительная створка, которая крепится к одной из подвижных частей конструкции.
  5. Раздельные сдвоенные обвязки – в одной раме размещены две независимых одна от другой створки, которые могут двигаться как в одном направлении, так и в разных.

В зависимости от материалов, которые использовались для изготовления блока, разделяют переплеты из:

  1. Дерева (сосна, дуб, лиственница, кедр). Это надежный, прочный материал, который обладает высокими изоляционными свойствами. Для увеличения срока эксплуатации древесину нужно обязательно покрыть антисептическим раствором.
  2. Алюминия. Профили с алюминия могут быть различных размеров, конфигураций. Для увеличения стойкости алюминия к негативным воздействиям окружающей среды его подвергают электрохимической обработке.
  3. Стали. Этот материал часто используется для окон, которые размещаются в промышленных предприятиях.
  4. Поливинилхлорида (ПВХ). Это многокамерные профили. Количество камер определяется тепло- и звукоизоляционными свойствами, которыми должно обладать окно. Для укрепления блока используются вкладыши с оцинкованной стали. Их размещают в полости камеры. Профили ПВХ могут быть округлой формы с радиусом закругления не меньше 350 мм.
  5. Стеклопластика. Изготовляется из стекловолокна, синтетических смол. Рамы из стеклопластика обладают прочностью, износостойкостью, красивым внешним видом.

Сборка оконных переплетов

Сборка деревянных оконных блоков проводится в несколько этапов:

  1. Соединение горбыльков со средниками.
  2. Крепление их к продольному бруску.
  3. К шипам присоединяется другой брусок.
  4. Таким образом, собирается весь оконный блок.
  5. Все детали конструкции соединяются при помощи клея.
  6. Проверяются все составляющие элементы готового переплета на параллельность и перпендикулярность.
  7. Переплет в углах закрепляется при помощи .
  8. Когда клей высохнет и конструкция будет иметь достаточную прочность, удаляются все выступающие элементы при помощи специальной стамески.
  9. Дальше зажимаются створки при помощи винта верстака.
  10. Тщательно зашкуривается поверхность переплета при помощи шлифовальной бумаги.
  11. Устанавливается готовая конструкция в оконную раму.


Окраска

Чтоб получить качественную поверхность после окраски, придерживайтесь нескольких правил:

  1. Нужно окрашивать как новые переплеты, так и периодически те, которые уже красились. Это позволит не допустить разрушение материала от пагубного воздействия окружающей среды. Также придаст готовому изделию эстетичный вид.
  2. Если на поверхности есть старая краска, ее нужно обязательно снять. Для этого используйте строительный фен, шпатели и шлифовальную бумагу.
  3. Чтобы при окрашивании краска не попала на стекло, проклейте на него по краям брусков малярный скотч.
  4. Для придания оконному переплету красивого и насыщенного цвета краску нужно наносить два раза с промежутком в 2-3 дня.
  5. Проводите окраску в теплое время года. Также рекомендуется снимать створки с окна перед малярными работами.
  6. Все работы проводите, используя флейцевую кисть.
  7. После окрашивания оставьте окна открытыми на 2-3 дня, чтоб краска хорошо высохла.

Окраска оконной перевязки: пошаговая инструкция:

  1. Если на раме есть какие-то ямки, зашпаклюйте их специальной смесью для дерева.
  2. Все неровности удалите шлифовальной бумагой.
  3. Тщательно очистите поверхность влажной тряпочкой от пыли и грязи.
  4. При необходимости обработайте древесину антисептическими растворами.
  5. Первый слой краски растушевывайте поперек волокон.
  6. Для лучшего перекрашивания углов проведите кисть с краской под углом, а потом равномерно распределите ее по всей поверхности.
  7. Старайтесь наносить краску равномерным слоем.


Понятно, что на сегодня существует много разных видов оконных переплетов. При их помощи можно воплотить в реальность любое, даже самое смелое желание относительно внешнего вида вашего дома. Фасад здания станет уникальным и оригинальным.

  1. Чтоб влага с улицы не попадала в помещение, на внешнюю раму окна снизу и на форточку прикрепляют с канавками для отвода лишней воды.
  2. При установке той или иной конструкции оконной обвязки, или при выборе количества стекол учитывайте климатические условия, в которых вы живете. Чем суровей климат, тем больше требования к теплоизоляционным свойствам конструкции окна.
  3. Для уменьшения потерь тепла можно использовать обвязки с тройным остеклением.
  4. Оконные блоки должны соответствовать государственным стандартам ГОСТ и ТУ предприятий, на которых они изготовляются.
  5. При изготовлении переплетов из дерева нужно использовать только сухую древесину с влажностью не больше 15%.
  6. Блоки из алюминия можно покрывать красками, которые содержат акриловые или полиуретановые смолы.

По определению оконный переплет - это конструкция створок, состоящая из вертикальных и горизонтальных перекладин, предназначенная для разделения поля остекления в декоративных целях или для увеличения прочности. Другими словами, оконный переплет - это все элементы рамы, находящиеся внутри периметра оконного блока.

Основным назначением окна из дерева , как архитектурного элемента здания, является обеспечение помещений достаточным уровнем естественного освещения и возможность проветривания. Дополнительно на деревянные окна возлагаются декоративные функции. Оконный блок должен создавать комфортную среду внутри помещения и одновременно служить украшением фасада. Кроме того, конструкция любого деревянного окна должна соответствовать климатическим эксплуатационным условиям, в которых находится архитектурное сооружение. Соответственно, и оконный переплет выбирается с учетом всех вышеперечисленных требований.

Определение количества и габаритов окон

При проектировании зданий и сооружений минимальная площадь остекления выбирается в соответствии со светотехническими нормами определенных ГОСТов и СНиПов. Так, например, для жилых помещений общая площадь окон варьируется в диапазоне от 1/8 до 1/5 от общей площади пола (в зависимости от географической широты, где расположено здание и его ориентирования по сторонам света).

Расчет деревянных окон (выбор типа и схемы переплета) определяется, исходя из расчетной площади остекления и предполагаемого размещения окон на фасаде. При проектировании деревянных окон необходимо отдавать предпочтение стандартам. В ряде случаев, когда деревянные окна со стандартными размерами применить невозможно, прибегают к индивидуальному проектированию.

Зная общую площадь остекления и предполагаемое количество окон, определяют линейные размеры одного оконного проема, то есть высоту и ширину. При проектировании необходимо принимать максимально возможную высоту оконного проема, поскольку высокие окна улучшают освещенность. При выборе высоты окна следует учитывать теплотехнические характеристики помещения. Для жилых помещений с водяной системой отопления нижняя часть окна (подоконник) должна находиться над уровнем пола на расстоянии 0,7-0,9 метров. Минимально допустимое расстояние от потолка до верхней части оконного блока - 0,15-0,25 метра (для размещения оконных карнизов).

Определив максимальную высоту оконного проема и зная расчетную площадь одного деревянного окна, определяют ширину оконного блока. При этом необходимо стремиться к унификации, то есть, чтобы все оконные блоки в помещении (а лучше во всем здании) были одинаковыми по ширине.

Выбор оконных переплетов

Схема оконных переплетов влияет на:
- удобство пользования окном (открывание-закрывание);
- прочностные характеристики оконного блока;
- эстетику интерьера и экстерьера.

Ширина одного оконного блока в гражданских зданиях обычно колеблется от 0,5 метров до 2,5. Исходя из удобства пользования, ширина одной створки обычно принимается равной 0,7 метра. Общая ширина оконного проема делится на ширину одной створки, и получаем количество створок в одном оконном блоке. Как правило, окна в жилых и общественных зданиях одно-, двух- или трехстворчатые.

Створки оконного переплета могут быть во всю высоту окна или только перекрывать его часть. Если окно невысокое, целесообразно оконные створки делать во всю высоту. Но при высоких окнах из дерева такие створки получаются слишком тяжелыми. Значительный вес деревянного окна приводит к необходимости применять усиленные петли и прочую фурнитуру. Кроме того, створки высоких окон неудобны в обслуживании. Как правило, для высоких окон переплет усложняют - в верхней части оконного блока добавляют, так называемую, фрамугу, которая может быть глухой или откидной. Наличие фрамуги позволяет уменьшить высоту нижней, створчатой части окна. Если фрамуга откидная, то между верхней (фрамужной) и нижней (створчатой) частями окна появляется горизонтальная перемычка - средник.

Оконный блок по ширине может делиться вертикальными перемычками - импостами, но существуют и безимпостные конструкции.

Двойной переплет

Деревянные окна могут иметь два переплета. То есть в одной оконной коробке монтируются две рамы. В этом случае створки могут:
- открываться внутрь помещения;
- открываться в разные стороны (одна внутрь, одна наружу);
- сдвигаться в стороны;
- сдвигаться вверх.

Деревянные окна с двойным остеклением, открываемые внутрь помещения, являются наиболее удобными в плане эксплуатации. Их удобно открывать и закрывать, снимать и вешать створки, менять и мыть стекла. При полностью открытом окне створки не подвержены воздействию атмосферных осадков и ветра. Недостатком подобной конструкции переплета является конструктивная сложность. Для того чтобы створки параллельно открывались внутрь помещения, переплеты (наружный и внутренний) должны иметь разные размеры (внутренний - больше, наружный - меньше). Разность в размерах между наружным и внутренним переплетом называют рассветом.

Деревянные окна, открываемые в разные стороны, лишены этого конструктивного недостатка. Переплеты наружной и внутренней створок одинаковы, но такие окна более сложны в эксплуатации. Чтобы снять наружную створку или поменять в ней стекло, необходим доступ с внешней стороны, что весьма проблематично для окон, располагаемых на верхних этажах. Кроме того, при распахнутом настежь окне, на наружные створки могут попадать атмосферные осадки (роса, дождь), их может закрыть или даже разбить стекло ветром. При этом осколки осыпаются на пешеходные зоны, часто располагаемые вдоль зданий.

Окна с подъемными и раздвижными переплетами получили большое распространение в Англии и США (их часто так и называют - английскими или американскими). Но деревянные раздвижные окна более подходят к географическим зонам с мягким климатом.

Часто створки перебиваются горизонтальными и вертикальными планками, так называемыми, горбыльками. Горбыльки выполняют сразу две функции:
- практическую - увеличивают прочность створок (особенно актуально для зданий, на которые воздействует значительная ветровая нагрузка);
- эстетическую - могут служить своеобразным украшением оконного проема.

Чем больше горбыльков, тем прочнее деревянное окно, но одновременно с этим они уменьшают площадь остекления, а, следовательно, ухудшается уровень освещенности помещения.

Расстояние между стеклами наружных и внутренних створок напрямую влияет на качество звукоизоляции и теплосберегающие характеристики деревянного окна. Чем больше расстояние между стеклами - тем лучше эффект шумового поглощения, но одновременно с этим ухудшается теплоизоляция. Оптимальное расстояние между стеклами - 75 мм, но оно может быть изменено в ту или иную сторону в зависимости от назначения и условий эксплуатации оконного блока.

Пара слов о фрамугах и форточках

Фрамуга может быть «глухой» и откидной. Форточка всегда выполняется распашной, как правило, по ширине одной створки. Откидные фрамуги и форточки используются для нерегулируемой вентиляции помещений. Традиционно эти элементы располагаются в верхней части блока деревянного окна. Чем выше форточка или фрамуга, тем лучше условия вентиляции, но для удобства обслуживания высота от пола не должна превышать 1,8 метра. Расположение этих элементов в нижней части окна недопустимо, поскольку вентиляция значительно ухудшается, а в холодное время года увеличиваются тепловые потери.

Ценность книг зависит от степени их сохранности и состояния переплета. Постепенно свиток уходит в небытие, на его место приходит кодекс. Чтобы экземпляры сохранялись в хорошем состоянии, их стали размещать между двух твердых обложек. Все это подшивалось и скреплялось при помощи клея, форзацев, капитула, и получилась книга, принципы создания которой используются и сегодня.

Со временем развивается культура художественного оформления, и обложка начинает выполнять не только защитную функцию, но и приобретает художественную ценность. дороже, чем в новом.

На стоимость антикварной книги влияют следующие факторы:

  • Состояние и степень изношенности переплета;
  • Материал изготовления переплета.

Деревянные переплёт, оклады и чеканка..

Многие книги, изданные до XVIII века, «облачались» в деревянный переплет, обтянутый кожей. Для этого доски пропиливали, чтобы пропустить через них ремни из кожи. К ним, в сою очередь, подсоединяли блок книги. Внутренняя сторона переплета обклеивалась пергаменом. Она соединялась при помощи завязки или застегивалась.

Самые дорогие экземпляры декорировались окладом, выполненным из таких драгоценных металлов, как золото и серебро. Распространены были и медные оклады. В качестве украшений использовались скань, зернь, чеканка, разноцветная краска, драгоценные и полудрагоценные камни. Под окладом в качестве фоновой составляющей подшивалась бархатная или атласная ткань, парча. Обрез раскрашивался, покрывался золотом. Он мог быть также рельефным. Подобный переплет чаще всего был характерен для литургических и подарочных книг.

Повседневные экземпляры для чтения изготавливались с кожаными переплетами. В качестве материала мог применяться и холст. Для сохранности книги использовались наугольники, средники, «жуки», выполненные из металла. Выпускались и экземпляры без дополнительных элементов.

Книжная продукция Руси XV века отличается кожаными переплетами со слепым тиснением. Но уже с XVI века встречается золотое тиснение, а также знак владельца издания - суперэкслибрис.

Конец XVI века для печатного двора Москвы ознаменовался началом выпуска изданий для продажи. Для этого при дворе создается переплетная мастерская. Ее работники создают кожаные переплеты без изысков со слепым тиснением. Старинные книги, выпущенные Московским печатным двором, можно отличить по специальной чеканке в виде круга со львом и единорогом. Над ними - императорская корона. Изображение занимает центр обложки.

В Московском печатном дворе выпускались также подносные издания, переплетенные особой обложкой. Аналогичные переплеты выпускали мастера Посольского приказа, а также Приказа тайных дел. В последнем действовала фабрика по выпуску сафьяновой продукции.

Печатные издания XVII века, в отличие от ровных и плоских обложек литературных экземпляров XI-XVI веков, отличаются бинтовым оформлением. Для этого переплет разделяют на несколько частей при помощи поперечных валиков, выполненных из кожи. Под ними находилась дратва, которая выполняла роль крепежа блока книги. В результате переплетная доска немного выступала над книжным блоком. В это же время на обложке начинают чеканить сокращенное заглавие издания.

XVII век в Российской империи характерен также тем, что в качестве обложки для дорогих подарочных изданий применяли сафьян, специальный сорт кожи из овечьих и козьих шкурок, впервые обработанный оригинальным способом в марокканском городке Сафи. Отличается прочной и красивой фактурой. Этот отнюдь недешевый материал можно было окрашивать в любую цветовую гамму. Чаще всего переплет был красного и зеленого цвета. Вместо кожи для подносных книг и выполненных по индивидуальным заказам могли применять бархатные, атласные, шелковые ткани, а также парчу.

Картонные, шелковые и бархатные переплеты

При Петре I, в XVIII веке, деревянные обложки сменяются картонными. Переплет с крышкой из темной кожи оформляется в строгом и простом стиле. В качестве украшения были распространены узоры с золотым тиснением. Обложку также могли специальным образом обрызгать красками. На место кожаных ремней, которыми скреплялся с обложкой книжный блок, приходит более тонкая тесьма.

При русской императрице Елизавете Петровне на пике популярности - книги в переплете, выполненном из мягкой кожи. Были модными также бархатные, шелковые обложки, издания с обрезом из золота. Повсеместно встречалось шикарное тиснение. Одна и та же книга могла издаваться как в , так и простом варианте. Так, издание «Описание коронации Елизаветы Петровны…» выпущено Академией наук в 1744 году в трех разных вариациях. Самым дорогим и прекрасным экземпляром была книга из красной сафьяновой кожи с золотым тиснением Герба Российской империи, короны, державы и скипетра. Массовый вариант описаний издан без украшений.

Вторая половина XVIII века характеризуется активным формированием дворянами . Продолжают выпускаться подносные книги с богатым переплетом из сафьяна, тисненные рамкой с орнаментами, с нанесением . Для проклеивания форзацев использовалась мраморная бумага. Были популярны золоченные обрезы книг.

Стала распространяться новая форма недорого переплета: полукожаный. Для большей сохранности корешки и углы продолжали выполнять из кожи. На картонную крышку клеили бумагу, стилизованную под «мрамор» либо «перо павлина». Остальная часть переплета была также оклеена бумагой, но одного цвета. Начали указываться выходные данные, название печатного издания. Переплеты из плотной бумаги - картона - начали практиковаться на Руси в конце XVIII века. Новшество ввели издатели Ридигер Х., Клаудио Х.. Такая книжная продукция выпускалась издательством Московского университета, арендаторами которой и были Христиан и Христофер.


В конце XVIII - начале XIX веков периодические издания и многотомники начали выпускаться с печатной издательской обложкой. Тогда книги переплетались ручным способом, поэтому каждый вариант переплета - единственный в своем роде. Также в эти годы было популярно выпускать книги без переплета. Впоследствии заказчик переплетал их в зависимости от своего финансового положения и желания.

Если в Европе на переплете указывался автор произведения и исполнитель, то в России такая практика вводится лишь после 50-х годов XIX века. Самые известные мастера-переплетчики того времени - это петербуржцы Э. Роу, В. Нильсон, А. Шнель, А. Петерсон, москвичи А. Петцман и З. Тарасов.

Самые простейшие обложки изготавливались из гладкой и прочной телячьей кожи коричневого цвета. С 50-х годов XIX века для недорогих переплетов применяли непрочную, но хорошо окрашивающуюся кожу овцы, козы и коня. Переплеты из цельной кожи для массовых изданий изготавливались также из свиной, тюленьей кожи и юфти.

К современности: тирожирование и появление фабрик

XIX век славится большим тиражированием изданий, востребованностью книг среди широких слоев населения, поэтому перед издателями стояла задача удешевить продукцию.

Книги начала XX века отличаются переплетом, выполненной из специальной кожи типа «фантази». Это обработанная телячья кожа, имитирующая дорогие переплетные материалы. И то она встречается уже реже. Все чаще используется переплет из картона с литографией. Все шире практикуются новые материалы, в числе которых и коленкор. Он был изобретен в Англии, и спустя 15 лет, в 1840 году появился в России. Популярным становится также материал ледерин.

Ручной переплет, практикуемый до 50-х годов XIX века, начинает уходить в небытие после появления фабрик в 1860 годах. Первое переплетное предприятие открывается в 1869 году: это московское Товарищество «И.Н. Кушнерев и К°». Позже появляется новое Товарищество Т.И. Гагена. Оно тоже располагалось в Москве. А в Петербурге издательством занимается фабрика О.Ф. Кирхнера, открытая в 1871 году. На задней крышке переплета книг того времени можно обнаружить тисненные или наклеенные названия фабрик.

Оконные переплеты имеют разнообразную конструкцию. Световая площадь оконных проемов должна составлять 1/5-1/8 от площади пола.

В зависимости от назначения оконные переплеты делают одно-, двух- и трехстворными. При этом в одностворном переплете фрамуга может быть закрытой, а нижняя часть переплета открываться или наоборот. В двухстворном переплете фрамуга остается закрытой, а обе створки открываются или открываются фрамуга и створки. В трехстворном переплете чаще открываются две крайние створки, а средняя закрепляется наглухо, но иногда средняя также открывается.

Кроме створных переплетов распространены глухие неоткрывающиеся переплеты, или рамы. Чаще всего их ставят зимой, а в теплое время года вынимают из коробок. Створные переплеты состоят из следующих частей: фрамуг, створок, форточек, импостов, нательных планок, горбыльков и отливов (сливов), которые устанавливают на нижних брусках летних переплетов, то есть на фрамуге, форточке и створках.

Если переплеты местами притвора примыкают к фрамуге, то ее делают открывающейся снизу вверх, а створки переплетов при этом должны быть открыты.

Брусок, укрепленный в коробке между фрамугой и створкой, называется импостом. Створки и фрамуги притворяются к импосту. В этом случае, можно открывать отдельно фрамугу или створки. Импосты бывают горизонтальными и вертикальными, например поставленными между брусками коробки или между нижним бруском и горизонтальным импостом.

Переплеты изготовляют из древесины хвойных пород; сосны, лиственницы, кедра и реже ели или пихты влажностью не выше 12%.

Бруски, из которых делают переплеты, створки или фрамуги, называют обвязками; бруски, которые делят переплеты и фрамуги на части, - горбыльками.

На наружных кромках переплетов, фрамуг и форточек, то есть на брусках и горбыльках, выбирают небольшие четверти, или фальцы. При толщине брусков

обвязки 54мм глубина фальцев должна быть 14-15мм, а ширина - 8-13мм, при толщине брусков 44мм - соответственно 13 и 10мм.

Щели между створками закрывают рейкой - нательником. Чтобы отводить дождевую, снеговую или конденсационную влагу от коробок, с наружной стороны летних переплетов, к нижним брускам обвязки створок, фрамугам и форточкам крепят специальные бруски, называемые отливами, внизу которых обязательно устраивают слезник-желобок. Отливы ставят на водостойком клее или на масляной краске. Лучше всего их ставить не прямо к бруску, а выбрать в нем паз глубиной до 10мм, это надежнее и прочнее, и кроме клея дополнительно прибить гвоздями или привернуть шурупами.

Для плотного примыкания переплетов к коробке в них устраивают четверти, или притворы. Притворы устраивают также между закрывающимися одна к Другой створками.

Переплеты, особенно спаренные, делают с наплавом и навешивают на шарнирные угловые или специальные петли. Наплав - это специальная четверть, выбираемая снаружи переплетов. Четверть перекрывает коробку по всему периметру на 10-12мм и тем самым уменьшает потери тепла через щели.

В зависимости от климатических условий окна бывают с одним или с двумя переплетами, которые располагают в оконном проеме с некоторым расстоянием один от другого. Это расстояние между переплетами называют заглушиной. Двойные переплеты уменьшают потери тепла.

В последнее время широко применяют спаренные переплеты, в которых наружные и внутренние створки соприкасаются. Створки скрепляют петлями, а затем навешивают на одну коробку. Обычно их открывают вовнутрь помещения. Наружный переплет остекляют с наружной стороны, а внутренний - с внутренней. Эти переплеты изготовляют так, чтобы стекла отстояли одно от другого на 50-70 мм. Переплеты скрепляют шурупами или специальными винтами. Между переплетами при их скреплении рекомендуется проложить поролоновые ленты, чтобы не продувал ветер.

Переплеты: а - без импоста, б- с импостами; 1 - коробка, 2- вертикальный брусок, 3- створка с форточкой, 4 - горбылек под форточку, 5- форточка, б - фрамуга, 7- петли, 8 - створка без форточки, 9- нательник, 10- горизонтальный импост, 11 - вертикальный импост

Примыкание форточек к брускам обвязки и горбылькам обеспечивают при помощи четвертей, которые выбирают в брусках обвязки и горбыльках, а также в форточках.

Угловые соединения в переплетах выполняют на два шипа. В брусках горбыльков и форточек делают один шип. Для усиления угловых соединений кроме клея используют нагели, деревянные гвозди, из расчета один нагель на одно соединение.

Наружные створки шириной более 700мм, высотой более 1800мм часто скрепляют металлическими угольниками со стороны межстекольного пространства, а иногда и с наружной стороны. У летних переплетов угольники ставят внутри помещения.

Размеры брусков и горбыльков переплетов бывают разного сечения, что зависит от размера створок переплетов. При ширине створок 700мм и высоте 1200мм боковые бруски обвязки должны быть сечением 44x65мм, а при ширине 700-800мм, высоте 1200-1800мм -54хб5мм.

Общая ширина притвора (двух брусков) у переплетов из брусков сечением 54х61мм должна быть 110мм, у притворов в окнах с импостом-до 140мм, у переплетов с наплавом - 150мм. Средние бруски обвязки принято делать шириной на 4мм меньше ширины боковых брусков, что позволяет уменьшить ширину среднего притвора. Горбыльки в переплетах делают такой же толщины, что и бруски обвязки, но с минимальной шириной - 25мм. В переплетах больших размеров ширина горбыльков может быть более 30мм. Для изготовления обычных по размеру форточек берут бруски шириной 44мм и толщиной 34 и 44мм, для форточек с наплавом - шириной 51мм.

Форма брусков и горбыльков может быть простая и профилированная.

Форма брусков и их подготовка к запиловке шипов и проушин: а - отборка фальцев и калевка: 1 - ширина фальца, 2- высота фальца, 3- калевка; б- нанесение рисок на брусок: 1 - для выборки фальцев, 2 - для запиловки шипов и проушин, 3 - для подрезки на ус в шиповых и проушинных деталях

Однако во всех случаях они должны иметь угол скоса, равный 1:10, который идет от стекла к лицевой стороне переплетов, что необходимо для стока конденсационной воды со стекол.

Нащельники прикрывают щели между створками в притворе и между створками и коробками. Их делают толщиной 12мм, шириной - 30мм. Они могут быть цельными, выбираемыми в брусках обвязки, или накладными, прикрепленными к створкам клеем и дополнительно прибиваемыми гвоздями или шпильками (гвозди без шляпок). Нащельники устраивают по сторонам створок, они должны плотно примыкать к коробке и импостам.

Для снижения воздухопроницаемости по периметру притвора в переплетах устанавливают прокладки в виде полосок из эластичной пластмассы: поролона, губчатой резины или шерстяного шнура. Их приклеивают специальным клеем или прибивают тонкими, недлинными оцинкованными гвоздями через 250-300мм в край так, чтобы толщина прокладки не изменилась и по периметру всей створки была одинаковой.

Изготовление простейшего переплета-рамы: а - общий вид: 1, 2, 3 - бруски обвязки, 4 - горизонтальный горбы­лек, 5- вертикальный горбылек; б- бруски переплета: 1- проуши­ны, 2 - гнезда, 3 - шипы; в - запиливание: 1 - шипов, 2- проушин; г - спиливание щечки у шипа 1; д - долбление древесины в проуши­нах 1 и шипах 2; е - отборка фальца; ж-срезание в шипах высту­пающей части бруска 1; з - срезание древесины на ус под углом 45°; и - узлы переплета: 1 - шипы, 2- фаски, 3- проушины, 4 - фаль­цы, 5- гнезда. 6- паз для отлива; к- поднутривание заплечиков 1

На рисунке показаны два оконных блока, то есть коробка с переплетом. В одном случае показан переплет, состоящий из коробки, двух створок и фрамуги. Створки примыкают к фрамуге. Щель в притворе между створками закрыта нащельником. Створки открываются вовнутрь помещения. Один такой нащельник не снижает воздухопроницаемости. Фрамуга может открываться только вверх или в одну из боковых сторон, но при условии открывания створок переплета. В другом случае показан оконный блок с двумя импостами,вертикальным и горизонтальным, которые являются составной частью коробки и крепятся к ней шипами. Фрамуга закреплена между коробкой и бруском импоста и может открываться в любую сторону. В большинстве случаев фрамуги крепят наглухо.

Для изготовления переплетов сначала строгают бруски, проверяют их линейкой и угольником. Они могут быть гладкими или с отобранными калевками. В брусках отбирают фальцы нужной глубины и ширины. Чаще всего бруски переплета соединяют в углах на двойных шипах и проушинах.

Простой переплет - рама

Этот глухой переплет, или рама, рассчитан на три стекла. Выполняют его из шести прямоугольных брусков одинакового сечения. Средние бруски, горбыльки, должны быть тоньше. Делают так. По концам длинных брусков обвяза выполняют проушины, в середине - сквозные или глухие гнезда для шипов горизонтального бруска (горбылька), у которого по концам остаются шипы, а в середине - гнезда, в которые войдут шипы вертикального горбылька.

У верхнего бруска по концам остаются шипы, у нижнего - по концам проушины, в середине - гнезда для вертикального горбылька. По концам вертикального горбылька остаются только шипы.

Запилив шипы и проушины, приступают к дальнейшей их обработке. У шиповых деталей спиливают щечки и долбят древесину в шипах и проушинах или гнездах. Долбят точно по рискам и обязательно с двух сторон с последующей подрезкой и зачисткой отдельных шероховатостей. Сняв все шероховатости, фальцгобелем или зензубелем отбирают фальцы.

После отбора фальцев ширина шипов и проушин на брусках переплета остается разной, что усложняет их сборку или соединение и требует срезки щечек. Поэтому шипы и проушины лучше сделать одинаковой ширины, спилив выступающие части. Чтобы бруски и горбыльки плотно примыкали один к другому, выступающую часть бруска срезают стамеской «на ус» под углом 45°.

Фальцы делают шириной, равной одной или двум толщинам шипа. В этом случае фальцы проходят покромке шипа, что облегчает соединение деталей, не требует дополнительного выпиливания и подрезки.

Подготовив все бруски, приступают к сборке переплета. В нижнем бруске выстругивают паз глубиной до 10мм на одном уровне с шипом. В этом пазу крепят брусок отлива. На рисунке верхний узел показан с обратной стороны, чтобы лучше были видны фальцы. Детали в узлах, например шипы в проушинах, должны плотно примыкать одна к другой.

У собранного насухо переплета обязательно проверяют точность. При этом обращают внимание на то, чтобы фальцы переплета были строго на одном уровне или в одной плоскости. Тогда стекло ложится плотно на фальцы, и требуется меньше замазки.

Сборка переплета-рамы: а - проверка переплета на прямоугольность угольниками и рейкой по диагонали (показано пунктиром), б- порядок сборки переплета на клею (показан цифрами 1-6), в - сверление отверстий для вставки нагелей, г - вставка нагелей, д - срезание шипов, е - установка отливов (сливов) и их форма: 7- прямой, 8 - округлый

Проверив переплет, метят все его детали, разбирают и приступают к склеиванию в такой последовательности. Сначала собирают бруски 3, 4, 5, вставляют их в брусок 1, затем вставляют брусок 2 и на них надевают брусок обвязки 6. Шипы и проушины последовательно по ходу сборки намазывают клеем.

Собрав переплет, его кладут в ваймы, проверяют угольником и рейкой на прямоугольность и сжимают клиньями в узлах до плотного примыкания деталей. Затем в углах коловоротом или дрелью сверлят отверстия диаметром 10-12 мм, берут нагели, окунают их в клей, вставляют в отверстия и забивают молотком. После выдержки переплет обрабатывают точно в размер и зачищают.

Зачистив переплет, приступают к устройству отлива на нижнем и среднем брусках наружного переплета. Форма отливов может быть разной, но под ними всегда устраивают слезник-желобок полукруглой или прямоугольной формы, располагая его от наружной кромки на расстоянии 10мм. Длина отлива равняется ширине переплета.

Для крепления отлива в нижнем бруске переплета на расстоянии 10мм от фальца выбирают паз глубиной до 10мм. Ширина паза должна равняться толщине отлива, для чего в отливе оставляют гребень, равный длине нижнего бруска или выполненного паза. Гребень вставляют в паз, для этого отлив по концам срезают, и тогда концы его примыкают к вертикальным брускам обвязки. Пропиливать пазы в угловых соединениях не рекомендуется. Ставят отливы на водостойком клее и дополнительно крепят гвоздями.

Концы отлива у неоткрывающихся переплетов и фрамуг составляют прямыми или срезают у открывающихся переплетов под углом 45°, в притворе - под 60°.

При изготовлении переплета с форточкой к простому переплету, раме, крепят дополнительный горбылек, выструганный, соответствующей формы. Его ставят между бруском обвязки и вертикальным горбыльком. Горбылек выполняют с четвертью для форточки и фальцем для стекла. Гнезда для крепления горбылька размечают, проводят риски и выполняют их, а на концах горбылька устраивают шипы. Чтобы устроить четверть для форточки, открывающейся внутрь помещения, к ранее выбранным фальцам можно прибить гвоздями или привернуть шурупами накладные бруски.

Если форточка открывается наружу, то у брусков и горбыльков выбирают более глубокие четверти, увеличивая стамеской имеющиеся фальцы. В этом случае накладные бруски не прибивают.

Притвор форточек может быть гладким, а также с четвертью или наплавом, которые устраивают для уменьшения продуваемости в местах притвора. Четверти и наплавы выстругивают по брускам форточки после ее изготовления. Наплав можно устроить со стороны крепления петель. Форточку чаще делают на одинарном шипе, но можно и на двойном. Шипы выполняют на горизонтальных (более длинных) брусках, а проушины - на вертикальных.

Переплет с форточкой: а - постановка горбылька для форточки 1; б - форма горбылька для форточки: 1 - четверть для форточки, 2 - фальц для стекла; в - четверть из накладных брусков 1; г - устройство глубоких четвертей в бруске обвязки; д - место для форточки; е- притворы форточек: 1 - гладкий притвор, 2 - притвор с четвертью, 3 - притвор с наплавным бруском

Форточки можно устраивать в любом переплете, независимо от профиля применяемых брусков и горбыльков. Форточка, открывающаяся внутрь помещения, в зимнем переплете должна быть больше, чем в летнем, иначе ее не откроешь.

Переплет из брусков со снятой фаской

Переплет из брусков со снятой фаской изготовляют в такой последовательности. Сначала строгают прямоугольные бруски и горбыльки. Затем запиливают проушины и шипы, выдалбливают гнезда, выбирают лишнюю древесину из гнезд и проушин, отбирают фальцы и после этого проводят риску на лицевой стороне брусков для снятия фаски, которая начинается от фальца.

Створчатые переплеты с калевками

Створчатые переплеты с калевками делают с форточкой и без нее. Размеры створок и фрамуги могут быть самыми разными. На рисунке показан переплет с калевками и двумя отливами. Один отлив ставят внизу фрамуги, другой - внизу створок со срезанными на конус концами. Створчатые переплеты изготовляют в такой последовательности. Строгают бруски обвязки строго под угольник. Проводят риски для запиловки шипов, проушин, фальцев и калевок. Запиливают шипы и проушины, отбирают фальцы и калевки, выбирают древесину из шипов и проушин, то есть готовят бруски обвязки. В нижнем бруске фрамуги и нижних брусках створок выбирают пазы для отливов. Затем бруски собирают насухо и исправляют все неточности, проверяя по диагонали и угольником

Створки изготовляют высотой на 10-15мм больше, как показано в чертеже. Кроме того, одну створку делают на 10-15мм шире. Эти припуски нужны для выборки четвертей притворов между створками, а также створками и фрамугой. Часто для этой цели увеличивают и высоту фрамуги Притворы выполняют зензубелем, закрепив створку или фрамугу в боковой коробке верстака.

Изготовление переплетов из брусков со снятой фаской: а - общий вид бруска, б- проведение рисок, в - выполнение шипов и проушин, г - шиповая деталь, д - проушинная деталь, е - вид деталей сбоку, ж - соединение деталей, з - разметка деталей

У притворов оставляют зазор в 2мм для слоя краски, иначе после окрашивания створки плохо закрываются. Концы отлива у фрамуги оставляют под прямым углом; по концам створок их срезают «на ус» под углом 45°, а в притворе - под углом 60°. Фрамугу и створки собирают насухо, проверяют, затем разбирают, склеивают, укладывают в ваймы, проверяют по диагонали рейкой, по углам - угольником. Затем сжимают, просверливают в углах отверстия и ставят нагели на клею. После сушки зачищают и устанавливают на клею отливы, приготовленные заранее.

Изготовление решетчатых переплетов: а - общий вид переплета, б - соединение горбыльков, в - разметка горбыльков

Затем закрепляют стекла шпильками, обмазывают замазкой или закрепляют раскладками - реечками, простыми или с отобранными калевками, нужной ширины и высоты. Крепят штапики гвоздями или шурупами. Штапики можно поставить насухо или на тонком слое замазки, что более практично.

Решетчатые переплеты бывают глухие, глухие с форточкой и створные. Изготовляют их из нескольких стекол. Сначала строгают бруски обвязки, затем - горбыльки. Проводят риски для шипов проушин и гнезд, в которые вставляют решетчатую часть.

Сборку решетчатых переплетов начинают с горбыльков. Горбыльки склеивают, намазывают их концы (шипы) клеем и надевают на них бруски обвязки.

Спаренные переплеты

При изготовлении этих переплетов уменьшается расход древесины и увеличивается световая часть окна за счет уменьшения количества брусков и горбыльков.

Как известно, обычные окна состоят из двух переплетов: наружного - летнего и внутреннего - зимнего. Каждый из них самостоятельно навешивают на коробку. Между стеклами оставляют расстояние от 100мм и больше. Расстояние между коробками (рамами) называют заглушиной.

Коробку для таких переплетов в деревянных домах делают цельной и называют часто колодой. В каменных, кирпичных, бетонных домах коробку выполняютцельной (тяжелой) и раздельной, состоящей из двух более тонких (легких) коробок.

Изготовление створчатых переплетов с фрамугами: а - общий вид, б - отборка калевки, в - устройство притвора створок, г - штапики в переплетах: 1 - стекло, 2 - штапик, 3- гвоздь

Спаренные переплеты состоят из двух отдельных переплетов, собранных вместе. Изготовленные в отдельности створки стягивают винтами-стяжками. Эти стяжки можно развинчивать, что позволяет раскрывать переплеты для протирки и ремонта. Чтобы не продувал холодный воздух, между переплетами желательно проложить поролон или другой подобный материал. Расстояние между стеклами может быть 50мм и больше. Створки между собой крепят на петлях, а спаренные вместе навешивают на общие петли. Стекла крепят раскладками на двойной замазке. В местах притворов необходимо ставить уплотнительные прокладки.

Для закрывания переплетов применяют специальные завертки.

Коробку для таких переплетов делают одну, из брусков сечением 94x57мм. Для стока воды в нижней обвязке коробки устраивают канавку с прорезью - выходом наружу.

В зависимости от климатических условий остекление бывает одинарное, двойное и тройное. Для тройного остекления делают иногда трехстворчатый переплет, но лучше делать спаренный с отдельной створкой. Такой переплет открывается или вовнутрь или в разные стороны. Коробку делают цельной или двойной.



Статьи по теме: