Главным в характеристике личности человека является. Главным в характеристике личности является

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Кавказский государственный технический университет»

Кафедра «Менеджмент»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине: «Организационное поведение»

на тему: «Понятие личности, ее основные характеристики»

Специальность: 080507(061100)

Группа: М – 041

Руководитель работы: Чупрова Д.Б

Работа защищена:

Ставрополь

2008

Введение

Личность - это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о 4 основных положениях:

    личность присуща каждому человеку;

    личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;

    личность продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

    личность индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Не у каждого человека личность выражена достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е. через то, какой след он оставит в этой жизни. Организация психики, помогающая человеку активно преобразовать и изменять окружающую среду в соответствии с какими-то своими внутренними представлениями, желаниями понимается в психологии как личность. Различные проявления личности, ее свойства, как и в целом сама психика, - результат работы мозга, высшей нервной деятельности. Для того, чтобы человек мог проявить свои способности, мог самосовершенствоваться нужны не отдельные психические проявления, а деятельность всего сознания; нужно и размышлять, и чувствовать, и хотеть, и наблюдать. Пожалуй, самой существенной характеристикой личности является ее направленность. Курс, которому следует человек по жизни и вообще вся его творческая активность, зависят прежде всего от направленности личности. Личность – это перекресток на котором уживаются индивидуально-своеобразное и социально-типичное. Важно, чтобы социальные догмы не довлели над индивидуальными, т.к. именно индивидуальность является источником развития личности. Но если окружающие внешние условия не способствуют развитию тех или иных свойств личности, то они остаются лишь “склонностями”. Психические свойства личности – “это то, чем может оказаться человек при определенных внешних условия. Поэтому характеристика психики личности, является вместе с тем и предсказанием, как может вести себя человек при данных обстоятельствах”.

1 Понятие личности

Понятие "личность" многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее общим является понятие "человек" биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта:

1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если б в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги и прочая культура продолжала бы физически существовать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение;

2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида(индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" – как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся вод влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной "группы", как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние
условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние.

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность -выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности.

2 Основные характеристики личности

Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.

Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Сравним, например, потребность в жилище у животных (нора, берлога, гнездо) и у человека (дом.). Даже потребность в пище человека социализирована: «...голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».

Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки).

Важнейшая характеристика личности - ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.
Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода.
Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.Понятие правосознания, его структура, основные функции, оценочные отношения. Дефекты правосознанияРеферат >> Психология

Организация, его не система, К вопросу "Понятие личности , ее основных свойств и психологических преимущества и дефекты его... : "Темперамент есть общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы...

  • Понятие личности (4)

    Реферат >> Социология

    Что социологическая характеристика личности мало чем отличается... групп, организаций, личностей . Основными аргументами, выдвигавшимися против... работе рассматривалось понятие личности , ее формирование, структура и концепция взаимодействия личности с окружающим...

  • Личность , ее формирование и развитие

    Реферат >> Педагогика

    Об­ращенное к окружающим. Однако сейчас понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям... интересы, стереотип установки и т.д. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия...

  • Понятие личности в социологии и психологии

    Курсовая работа >> Социология

    ... ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия личности , его сущности и составляющих это понятие характеристик ...

  • План

      Понятие личности.

    Основные понятия: индивид,индивидуальность, личность, деперсонализация, персонализация, самореализация, самосознание, образ-Я, Я-концепция, психологическая защита, идентификация, когнитивный диссонанс, ценностные ориентации, направленность личности, мировоззрение, мотив, мотивация, каузальная атрибуция, локус контроля, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи.

    Литература

    1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г.Ананьев. – СПб.: Изд–во «Питер», 2001. – 288 с.

    2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

    3. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы психологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 468 с.

    4. Бернс, Э. Развитие Я-концепции и воспитание / Э. Бернс. – М., 1986.

    5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во ЧеРо, «Юрайт», 2000. – 336 с.

    6. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1999.

    7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.

    8. Мейли, Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Р. Мейли. – Вып.5. – 1975. – С. 197 – 277.Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. – М.: ТОО «Горбунок»,1992. – 224 с.

    9. Райгородский, Д. Я. Психология личности: в 2-х тт. / Д. Я. Райгородский. – Т.2. Хрестоматия. – Изд-е второе, доп. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 544 с.

    10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во МГУ, 1973.

    11. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин, – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.

    12. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

      Понятие о личности. Личность – высшая интеграция всех психических процессов и свойств, формирование особых, чисто личностных новообразований: убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения.

    Понятие «личности» часто объединяют со словом «человек». Однако это разные понятия. Индивид – это биологическое явление, представитель Homo sapiens, обладающий генетически переданными свойствами. Человек – это явление наполовину биологическое, наполовину социальное, участвующее в общественно-полезной деятельности. А. Г. Асмолов писал: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» . Близко этим понятиям и понятие индивидуальности. Оно обладает следующими признаками: 1) индивидуальность предполагает наличие свойств и особенностей психических процессов, новообразований одного человека, отличающих его от других людей; 2) постоянное, стабильное отличие.

    Личность рождается дважды.

    Первое «рождение» личности – в три года, когда появляется самосознание, человек выделяет себя из окружающего мира, осознаёт себя и своё «я». Первый признак самостоятельности отмечают тогда, когда человек начинает что-то предпочитать, задерживает одно поведение ради другого, когда формируется система его потребностей и определяется иерархия мотивов.

    Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте, когда появляется способность к саморазвитию и самовоспитанию, когда человек осознаёт себя как деятеля, планирует собственную жизнь. В целом личность в подростковом возрасте уже сформирована, хотя потом она может меняться.

    В жизни человека случаются также кризисы, переломные моменты, когда требуется переосмысление всего прожитого и принятие новых решений. Американский психолог Гейл Шиихи утверждает, что эти кризисы имеют определённую тематику и периодичность, следуют друг за другом через каждые семь лет, начиная с 16-летнего возраста. Другие исследователи полагают, что самый первый психический кризис – это кризис новорожденности, затем идёт кризис трёх лет, поступления в начальную школу, подростковый, кризис девятнадцати лет, тридцати, тридцати семи, сорока пяти и дальше через каждые семь лет. Психический кризис – это явление перехода количественных изменений, накоплений в качественные, в каждом возрасте происходит формирование своих новообразований, уточнение ценностей, смыслов жизни, способность увидеть себя, близких людей и окружающий мир другими глазами, по-новому.

    Таким образом, человек становится личностью в общении, в совместной деятельности. В каждом человеке, включающимся в конкретно-исторические общественные отношения, пробуждается потребность быть личностью и способность стать ею . Потребность эта обусловливается принятием социальной роли.

    Роль – понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль врача, пациента, руководителя, отца, матери и т. п.).

    «Социальная роль есть единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптивное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы «личность в группе» к сохранению. Включаясь в жизнь личности, роль индивидуализируется», – писал А. Г. Асмолов. Если эта роль не входит в систему ценностей личности, то личность и не «вкладывает» себя в деятельность. Она лишь проявляется на уровне отдельных операций (знания, умения) соответственно социальным нормативным требованиям. Если же социальная роль приобретает личностный смысл, то личность в деятельности стремится сделать как можно более эффективные «вложения» своих способностей и при этом выходит за пределы нормативных ограничений, в интересах дела проявляет неадаптивную активность при решении задач, идёт на надситуативный риск (В. А. Петровский, 1981).

    Таким образом, становление личности проходит через две фазы: 1) операциональную, где ролью определяется поведение личности, 2) личностно-смысловую, когда личность персонифицирует деятельность, влияя на продуктивность дела и обусловливая тем самым «вклады» в других людей.

    На первом этапе проявляется тенденция к социальной адаптации, следованию нормам и ценностям группы. Через ролевые предписания «Я» переходит в «Мы».

    Второй этап характеризуется возникновением свободы выбора, когда личность становится субъектом саморазвития, определяя не только собственную судьбу, но и жизненные обстоятельства других. «Я» оказывается представленным в других. Достижения масштабной, зрелой личности транслируются в опыт других людей. Личность, перешагнувшая нормативно-ролевые грани активности, выступает в новом качестве – яркой, сильной, самобытной индивидуальности.

    В XX столетии активизировались философские, социологические, телеологические, социально-психологические разработки проблемы личности.

    Гуманистический подход постулирует, что в каждом человеке существует ориентация, толкающая его на реализацию возможностей (Годфруа Ж.).

    Согласно К. Роджерсу, всякий живой организм наделён стремлением сохранять и улучшать свою жизнь. Необходимая для этого компетенция может развиваться только в контексте социальных ценностей, в котором индивидуум получает возможность устанавливать положительные связи.

    Согласно гуманистической психологии, можно выделить следующие личностные характеристики :

    1) самосознание (самопознание и самооценка), когда человек выделяет себя из окружающего мира и понимает свою личность как «Я-образ», «Я-психический облик», «Я-социальный облик», роли в общественной жизни, которые складываются в «Я-концепцию» – полное, комплексное представление о себе, не только внешнего облика, но и смысла жизни; главные функции самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни;

    2) сознание непрерывности и тождественности своего «Я»: «Я» – в прошлом, «Я» – сейчас, «Я» – в будущем; если эта связь нарушается, происходит деперсонализация, или раздвоение личности, и она перестаёт существовать;

    3) индивидуальность:

    а) специфическое психических процессов, например: наблюдательность, рассудительность, впечатлительность, эмоциональная возбудимость, решительность, инициативность;

    б) стабильное проявление этих психических явлений в личности;

    4) активность, которая порождается не базальными потребностями, не за счёт доминирующей потребности, а за счёт образования иерархии мотивов, потребностей, человек выбирает направленность своей активности;

    5) саморегулирование – не только поведения, но и развития личности, постановки цели жизни, осознание смысла жизни. Саморегулирование ведёт к самоактуализации, персонализации, саморазвитию своей личности, которая постоянно обдумывает это и создаёт себе временные смыслы, которые её временно удовлетворяют. Самоактуализация – стремление реализовать свой потенциал – и персонализация – стремление войти в жизнь других людей – являются врождёнными потребностями человека (метапотребностью у А. Г. Маслоу). За это идёт борьба. Люди стремятся оставить след. У некоторых это становится смыслом жизни: «Нет! Весь я не умру – душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит …».

    Представление о самом себе, то есть «Я-концепцию», составляют также «Я- реальное» и «Я-идеальное». Если мы чувствуем, что нас принимают такими, какие мы есть, то мы склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства, мысли. Напротив, если мы не соответствуем социально одобряемым формам поведения, то будем скрывать свои чувства и мысли, демонстрируя вместо того те, которые одобряемы окружающими. Это приведёт к разладу между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мы вынуждены отказаться, что станет источником тревоги. Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Высшими ценностями, призванием самоактуализирующейся личности являются истина, красота, совершенство и простота. Вовлечённость в дело, преданность этому делу побуждают стремиться к самосовершенствованию.

    В иерархии человеческих потребностей стремление к самоактуализации, по А. Г. Маслоу, занимает вершину пирамиды, тогда как в её основании лежат простейшие физиологические потребности:

    1.Физиологические (голод, жажда и др.);

    2. Потребность в безопасности, защищённости;

    3. Потребность в любви, присоединении, принятии, дружбе;

    4. Потребность в уважении и самоуважении;

    5. Познавательные, исследовательские потребности;

    6. Эстетические (потребность в гармонии, порядке, красоте);

    7. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, реализации способностей).

    Личность в своём развитии проходит четыре стадии :

    1. Выживания;

    2. Адаптационной ниши (обретения безопасности);

    3. Активной деятельности (познания и оценки ситуации);

    4. Процветания личности (неадаптивной активности). Эта стадия является самой значительной и успешной для личности, потому что в этом случае личность осуществляется как яркая индивидуальность, внося в свою деятельность максимум способностей, вкладов, перешагивая нормативные ограничения и присваивая деятельности своё лицо.

      Формирование личности: социальное и биологическое, бессознательное и осознаваемое в личности. Формирование личности происходит под влиянием очень многих факторов: наличия витаминов в питании, музыкальных инструментов, обоих родителей, места проживания и т. д., прежде всего биологических, воздействующих изнутри, и социальных, воздействующих извне.

    Группа факторов, воздействующих изнутри, – это весь набор врождённых потребностей, инстинктов, особенностей роста (маленький, высокий), телосложения (худой, толстый), внешнего облика (красивый или с дефектами тела), гормональный и гуморальный баланс, строение нервной системы. Все эти компоненты опосредованно скажутся на формировании личности человека. Редко, только при наличии компенсаторного окружения (умных и сильных родителей, друзей, педагогов), ребёнок-инвалид может вырасти в нравственно и психологически полноценную личность. Красивый ребёнок чаще других детей может быть втянут в определённую систему асоциальных отношений.

    С другой стороны, извне, личность также может быть подвержена влиянию всей гаммы социальных факторов: особенностей взаимоотношений в семье, школьном коллективе, системы обучения, общества в целом. Человек в лагерях и тюрьмах теряет личность под воздействием системы этих отношений. Взаимодействие факторов, влияние их на человека различно. Итог личности – в балансе между этими двумя группами факторов.

    Биологическое и социальное в личности напоминает то, о чём писал З. Фрейд . По Фрейду, личность складывается под влиянием трёх факторов (структур):

    1. «Оно» («ид») – котёл низших страстей, которые не выходят на уровень сознания, но дают энергию для поиска объектов для удовлетворения страстей по принципу: удовлетворить потребность, не взирая на реальность; но это недопустимо, и человек в реальной жизни накладывает на это «табу».

    2. «Я» («эго») – формируется над «Оно» и отделено от него тонкой перегородкой с целью вводить ограничения в действия «Оно». «Я» – это результат использования опыта и мышления для организации поведения. Задача «Я» – сохранить целостность новообразований, входящих в личность, защитить их от «ид», а также от запретов и норм общества за счёт сублимации, вытеснения, регрессии, замещения и других механизмов психологической защиты.

    3. «Сверх-Я» («супер-эго») – выделяется из «Я», формируется обществом внутри личности и состоит из табу и ценностей, внушённых родителями и обществом, так как личность – это арена борьбы между хочу (Оно) и нужно / нельзя (сверх-Я). Иногда «сверх-Я» вырабатывает сигналы, и личность идёт на нарушения, а «вина» (механизм внутреннего наказания за возможную слабость «Я», за уступки, которые «Я» допустило) обрушивается на «Я» этой личности. В «Я» входит часть «Оно» и часть «сверх-Я». Мы не помним многие табу, которые закладывали в нас в раннем детстве, то, в чём нас ограничивали. «Я» познаёт всё, весь мир, внутри «Я» есть целые зоны (например, комплекс Эдипа и комплекс Электры), которые не осознаются, но прорываются в сновидениях, в забывчивости, юморе, описках, ошибках.

    Бессознательное всегда остаётся бессознательным, но может обрести некоторую словесную форму: человек должен постараться найти подходящие слова, как можно более точные для определения своего состояния. Задача психоаналитика – найти непугающие слова и вложить в них иной смысл, чтобы исправить данное состояние человека. Иногда в личности созревает конфликт, если «Оно» и «сверх-Я» сильные. «Оно» всегда сильное, всегда давит на личность одинаково, но только при сильном «сверх-Я» бывают конфликты. Если «сверх-Я» слабое, «Оно» всегда удовлетворяется. «Оно» можно сравнить с лошадью, а «Я» – с всадником на этой лошади. Всадник всегда может использовать энергию лошади. Иногда «Я» только делает вид, что управляет «Оно», а вся сила «Я» заключается в сублимировании «Оно», в приведении его в приемлемое для человека и общества состояние, русло (например, судьба и творчество Леонардо да Винчи).

    Л. И. Божович выделяет 2 основных критерия сформированности личности:

    1) способность преодолевать собственные непосредственные побуждения по фактам социально значимым («первое рождение личности», по А. Н. Леонтьеву);

    2) способность действовать на основе сознательных мотивов, целей и принципов, то есть сознательное опосредование. «Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности» . Появление самосознания означает «второе рождение личности». Главная функция самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.

    Ю. Б. Гиппенрейтер характеризует следующие «стихийные механизмы формирования личности»: 1) сдвиг мотива на цель; 2) идентификация и 3) освоение социальных ролей.

    Названные механизмы действуют в русле общего, генерального процесса «опредмечивания потребности в общении». «Потребность в другом», в контакте с себе подобным оказывается главной движущей силой формирования и развития личности».

    Разберём по порядку.

    1) Сдвиг мотива на цель : нормы и требования любящей матери освещены для ребёнка личностным смыслом . Общение с ней – радость. Первоначально он выполняет её требования, чтобы продолжить испытывать эту радость. Ребёнок выполняет требуемые действия (цель) ради общения с матерью (мотив). «Со временем на это действие «проецируется» всё большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)» . Итак, сначала действие происходит ради одной цели, а потом деятельность сама становится мотив-побуждающая, например: моряк сначала может пойти в море ради денег, потом – ради моря и всего комплекса взаимодействий. Потребность ребёнка в положительных эмоциональных контактах протекает как огромная внутренняя работа, приводящая к хорошему, правильному и культурному поведению и становится внутренней потребностью человека. Это говорит об успешном воспитании. «Тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщается положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив (сдвиг мотива на цель)» . «Если общение со взрослым идёт плохо, безрадостно, приносит огорчения, то у ребёнка новые мотивы не возникают, правильного воспитания личности не происходит». Известен синдром внезапной детской смертности, когда ребёнок не только не развивается как личность, но и погибает физически, если подвергается эмоциональным травмам. «Родители, сделайте своего ребёнка сильным! Ваше мощнейшее оружие – безоговорочная любовь», – обращается к своим читателям американский учёный Росс Кэмпбелл (1992).

    2) Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, получение личного опыта через подражание и попытка слияния с этим образом, присвоение опыта; внесение своей личности в личность другого (в раннем детстве через подражание усваивают социальный опыт). Проектирование себя в личность взрослого или другого человека и освоение его опыта называется социальной наследственностью . Затем может происходить смена объекта подражания: воспитатель, учитель, предводитель сверстников и т. п. Юность не отвергает авторитеты, только ищет их не в ближайшем окружении, а выдуманные, литературные или в поп- рок-культуре. Но потом может прийти разочарование, и личность освобождается от идентификации.

    3) Принятие и освоение социальных ролей. От идентификации это отличается тем, что идентификация происходит не с персоной, а с ролью . Ребёнок проигрывает роли в раннем детстве, и это имеет большое значение, являясь существенным фактором в становлении его личности.

    Переход к роли имеет несколько этапов:

    – этап ролевых ожиданий – сначала мы мечтаем кем-то стать, примериваемся к этой роли;

    – этап вживления в роль – происходит осознание роли, понимание её;

    – этап исполнения – роль может повести за собой, накладывая на личность особый отпечаток, формируя в ней качества, ранее отсутствовавшие, например: белый халат для врача, классный журнал для учителя, свисток и дубинка в руках милиционера и т. д.

    Итак, судьба личности – в руках ближайшего социального окружения, но сила внутреннего стремления к самосовершенствованию и саморазвитию поднимает человека над личностным уровнем – к самобытной индивидуальности .

    Б. Г. Ананьев определил следующие уровни индивидуальности :

    – клеточный (тип наследственности),

    – морфологический (тип конституции),

    – органических функций (жизнеобеспечение),

    – психофизиологический (жизнеспособность),

    – психологический (отражение отражённого и преобразованного),

    – социально-психологический (роль),

    – социальный (статусы).

    Движение личности по вертикали становится возможным благодаря включению основных функций самосознания : познания себя, поиска смысла жизни, усовершенствования себя. Личность, зажатая тисками конформизма, не выходит за пределы нормогруппового, стереотипного сознания и поведения. И, наоборот, личность, вырывающаяся за пределы адаптационной ниши, идущая на взрыв этой ниши, на разрушение своей физической и социальной сбалансированности, входит в новую эру своего существования – проявляется как индивидуальность . По определению С. Л. Рубинштейна, существование личности есть непрерывный выход за пределы самого себя: «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя. Этот выход за пределы себя не есть отрицание моей сущности, как думают экзистенциалисты, это – её становление и, вместе с тем, – реализация моей сущности» .

    Яркой индивидуальности присущи такие психологические качества, как:

    1) творческий подход и постоянный творческий поиск;

    2) наличие ярких, устойчивых представлений;

    3) чувство материала, включающее интуицию, догадку, прогнозирование;

    4) настойчивость и одержимость;

    5) установка на оригинальность решения возникающих задач.

    Нетривиальность личности «отливается» в стиле деятельности. Человек яркой индивидуальности выступает не как формальный субъект деятельности, а как «автор», вносящий свой вклад в своеобразие операционного и смыслового аспектов деятельности. Высокий профессиональный уровень активности оказывается условием раскрепощения своеобычая личности: «Чем выше мастерство, тем отчётливее проявляется индивидуальный почерк» (Климов Е. М., 1969).

      Направленность личности (роли).

    Направленность личности – свойство личности, характеризующее совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Это интегративное системообразующее свойство, мобилизующее и регулирующее активность человека в конкретных ситуациях. Направленность личности характеризуется ее интересами, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Содержательной стороной направленности личности являются ценностные ориентации. Формирование направленности личности связано с развитием самосознания и с переходом от внешних критериев оценки себя и своих действий к внутренним на основании собственных убеждений, ценностей и смыслов. Направленность личности обнаруживается в стиле мышления, поведения, отношений, общения и деятельности, в характере установок, ценностных ориентациях и целях. Сущность направленности – это не только «чего» хочет человек, но «почему» он этого хочет, то есть мотивы его поведения.

    Ценностные ориентации – 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает её сплоченность (ценностно-ориентационное единство).

    Потребность – это нужда в чём-либо, какое-либо беспокойство организма, переживаемое субъективно определённым чувством. Потребность порождает побуждение – ощущение недостатка в чём-либо, имеющее определённую направленность и цель. Источником активности человека являются потребности.

    Мотив – осознанная потребность; а также 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; 4) то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

    Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.

    Мотивация – совокупность осознанных потребностей (мотивов), вызывающая активность организма и определяющая доминирующую направленность личности.

    Это процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели; это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «Мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявлениямотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявленияэмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т. п.) иустановок в поведении субъекта.

      Локализация контроля и каузальная атрибуция.

    Каузальная атрибуция (от лат.cause– причина,atribucio– приписываю) – один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека – причинное объяснение его поступков. Каузальная атрибуция – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей, мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное – на развитие у человека способности предсказывать их. Если один человек знает причину поступка другого человека, то он не просто его может объяснить, но и предсказать, и это очень важно в общении и взаимодействии людей. Каузальная атрибуция одновременно выступает как потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений, так и его способность к такому пониманию. Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей.

    Начало изучению каузальной атрибуции было положено работой Ф. Хайдера «Психология межличностных отношений» (1958 г.). Одновременно в печати появились важные исследования по восприятию человека человеком, где были установлены эффекты влияния последовательности предъявления информации о человеке на его восприятие как личности, например, работы Г. Келли по теории личностных конструктов – устойчивых когнитивно-оценочных образований, представляющих собой систему понятий, сквозь призму которых человек воспринимает мир. Один человек склонен чаще обращаться к положительным характеристикам (положительным полюсам конструктов), другой – к отрицательным.

    Личностные конструкты могут служить для предсказания поведения человека, его мотивационно-когнитивного объяснения (каузальная атрибуция). В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них – теория каузальной атрибуции.

    Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия, причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные – внутренними факторами.

    Оказалось, что люди с большой готовностью приписывают причины наблюдаемых поступков личности устойчивым качествам того человека, который их совершает, чем независящим от человека внешним обстоятельствам. Причины своих поступков они объясняют наоборот. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки каузальной атрибуции» (И. Джоунс, 1979).

    Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

    Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Самооценка включает в себя оценки разного рода. Оценка первого рода – это оценка своего внешнего облика и своих возможностей, продуктов своего труда, результатов своей деятельности. Это процессуальная оценка, в которой объект и субъект совмещены. Существует врождённая потребность в положительной оценке себя, всех своих сторон, и в самоуважении. Оценка второго рода – это оценка в себе интегрального образования selfevolution. Но интегральная самооценка не равна «Я-концепции», а познание себя – не равно самооценке. «Я-концепция» включает в себя интегрированные, устойчивые оценки, которые состоят из оценок-результатов (а не из процесса оценивания). Оценка третьего рода – это самооценка как свойство личности, обнаруживает себя не в оценочных процессах, а в выборе трудности задач – в уровне притязаний.

    Уровень притязаний личности (англ. personal level of aspiration) – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Уровень притязаний может носить частный и общий характер. Частный характер уровня притязаний относится к достижениям в отдельных видах и областях деятельности или человеческих отношений. В его основе лежит самооценка в соответствующей области. Общий характер уровня притязаний относится ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого уровня притязаний лежит целостная оценка себя как личности. Понятие было введено К. Левиным и его учениками. Решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных. Уровень притязаний может быть адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенный уровень притязаний может стать источником аффекта неадекватности: конфликтов с другими людьми, с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности. Соответствие уровня притязаний возможностям человека – одно из условий гармоничного развития личности.

    Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности создана и детально разработана американскими учеными Д. Макклелландом, Д. Аткинсоном и немецким ученым Х. Хекхаузеном. У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

    Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности. Активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т. е. берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

    Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным.

    Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценить свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний. Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи – задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.

    Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, – падает. Индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу проявляют тенденцию избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на избегание неудачи, напротив, лучших результатов добиваются после успеха.

    Вопросы для повторения

      Дайте определения индивида, человека, личности, индивидуальности.

      Расскажите об этапах «рождения личности».

      Какие стадии развития личности вы знаете?

      Назовите личностные характеристики.

      Что такое направленность личности, что такое роль?

      Какие механизмы формирования и развития личности вы знаете?

      Что такое мотивация, мотив, потребность, самооценка, локус контроля, ценностные ориентации, каузальная атрибуция?

      Какие теории личности и мотивации вы знаете?

      Что такое самоактуализация и персонализация?

    Рис. 38. Мотивация (студентка Е. Кочерова, ЭиУ-329)

    Рис. 39. Мотивация (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)

    Рис. 40. «Личность» и «Мотивация» (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)

    Рис. 41. «Личность» и «Мотивация» (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)

    Личность в психологии является одним из ведущих понятий. В процессе развития она начинает формироваться как индивидуальность, ей начинают быть присущи специфические черты, которые и делают человека своеобразным, неповторимым, отличающимся от других. Свойства личности в психологии выделяют следующие. Это темперамент, направленность, способности, характер и другие. Стоит подробнее остановиться на характеристике некоторых из них.

    Так, основные типы темперамента выделил еще Гиппократ, разделив людей на четыре основные группы. В отличие от других свойств, это качество обусловлено, в первую очередь, биологической организацией индивида. Его черты проявляются довольно рано, их можно заметить уже у маленьких детей, в их поведении, играх, общении друг с другом и со взрослыми. Так, холерики характеризуются сильной возбудимостью нервной системы, из-за чего часто отличаются неуравновешенным поведением. Одним из самых стабильных типов темперамента является сангвиник. Обычно это жизнерадостный человек, обладающий быстрой реакцией, обдуманностью решений. Наиболее ранимым считается меланхолик, имеющий слабую нервную систему, и отличающийся особой чувствительностью к малейшим раздражителям. Флегматика достаточно трудно раскачать на какую-либо деятельность, однако, если он увлекся, то будет продолжать работу несмотря ни на что, до полного ее завершения. От типа темперамента во многом зависят такие свойства личности, как впечатлительность, тревожность, эмоциональность, импульсивность.

    В психологии выделяют индивидуальные свойства личности (то есть особенные, характерные только данному человеку). К ним можно отнести характер. Это своеобразный склад психической деятельности, который проявляется в особенностях социального поведения человека. Формируется он, как правило, постепенно, через процесс познания и практическую деятельность. Исследователи, изучающие свойства личности в психологии, выделяют в структуре характера две стороны, а именно содержание и форму. При этом они неразрывно связаны между собой, составляя органическое единство. К содержанию относят интересы, потребности, жизненные ценности человека. Это индивидуально-своеобразные отношения, говорящие об активности личности в социуме. Формы характера выражают различные проявления отношений, темперамента и других качеств. В структуре характера выделяют также интересы, темперамент, волю, убеждения, интеллект и т. д.

    Говоря про свойства личности, выделяют и способности. При этом нужно помнить, что в психологии четко отделяют это понятие от «задатков». Последние составляют природную основу развития способностей и являются врожденными анатомо-физиологическими особенностями мозга, нервной системы, органов чувств.

    Не менее важные, чем другие свойства личности, - чувства и эмоции. Они хоть и связаны между собой, но являются разными явлениями эмоциональной сферы. Для чувств характерны устойчивость и длительность. Эмоции же являются непосредственным проявлением переживаний в определенный момент.

    Воля представляет собой сознательное регулирование своих действий и поступков человеком, вопреки внешним или внутренним трудностям. С этим свойством большинство людей сталкивается практически каждый день. Личность, у которой это качество развито на высоком уровне, не только хорошо владеет собой, но и может управлять обстоятельствами, добиваясь многих поставленных целей.

    Таким образом, свойства личности в психологии - достаточно объемное понятие, включающее большое количество характеристик человека. При этом знать их необходимо тем, кто хочет лучше понять самого себя или окружающих.

    Личность в психологии является одним из ведущих понятий. В процессе развития она начинает формироваться как индивидуальность, ей начинают быть присущи специфические черты, которые и делают человека своеобразным, неповторимым, отличающимся от других. Свойства личности в психологии выделяют следующие. направленность, способности, характер и другие. Стоит подробнее остановиться на характеристике некоторых из них.

    Так, основные выделил еще Гиппократ, разделив людей на четыре основные группы. В отличие от других свойств, это качество обусловлено, в первую очередь, биологической организацией индивида. Его черты проявляются довольно рано, их можно заметить уже у маленьких детей, в их поведении, играх, общении друг с другом и со взрослыми. Так, холерики характеризуются сильной возбудимостью нервной системы, из-за чего часто отличаются неуравновешенным поведением. Одним из самых стабильных типов темперамента является сангвиник. Обычно это жизнерадостный человек, обладающий быстрой реакцией, обдуманностью решений. Наиболее ранимым считается меланхолик, имеющий и отличающийся особой чувствительностью к малейшим раздражителям. Флегматика достаточно трудно раскачать на какую-либо деятельность, однако, если он увлекся, то будет продолжать работу несмотря ни на что, до полного ее завершения. От типа темперамента во многом зависят такие свойства личности, как впечатлительность, тревожность, эмоциональность, импульсивность.

    В психологии выделяют индивидуальные свойства личности (то есть особенные, характерные только данному человеку). К ним можно отнести характер. Это своеобразный склад психической деятельности, который проявляется в особенностях человека. Формируется он, как правило, постепенно, через процесс познания и практическую деятельность. Исследователи, изучающие свойства личности в психологии, выделяют в структуре характера две стороны, а именно содержание и форму. При этом они неразрывно связаны между собой, составляя органическое единство. К содержанию относят интересы, потребности, человека. Это индивидуально-своеобразные отношения, говорящие об активности личности в социуме. Формы характера выражают различные проявления отношений, темперамента и других качеств. В структуре характера выделяют также интересы, темперамент, волю, убеждения, интеллект и т. д.

    Говоря про свойства личности, выделяют и способности. При этом нужно помнить, что в психологии четко отделяют это понятие от «задатков». Последние составляют природную основу развития способностей и являются врожденными анатомо-физиологическими особенностями мозга, нервной системы, органов чувств.

    Не менее важные, чем другие свойства личности, - чувства и эмоции. Они хоть и связаны между собой, но являются разными явлениями эмоциональной сферы. Для чувств характерны устойчивость и длительность. Эмоции же являются непосредственным проявлением переживаний в определенный момент.

    Воля представляет собой сознательное регулирование своих действий и поступков человеком, вопреки внешним или внутренним трудностям. С этим свойством большинство людей сталкивается практически каждый день. Личность, у которой это качество развито на высоком уровне, не только хорошо владеет собой, но и может управлять обстоятельствами, добиваясь многих поставленных целей.

    Таким образом, свойства личности в психологии - достаточно объемное понятие, включающее большое количество При этом знать их необходимо тем, кто хочет лучше понять самого себя или окружающих.

    Личность - это понятие, которое отображает социальную структуру человека, рассматривает индивида с точки зрения его причастности к социально-культурной жизни общества.

    Понятие личности

    Понятие личность указывает на наличие и уровень развития индивидуального начала каждого человека и его реализации в общественных отношениях.

    В узком смысле под словом «личность» подразумевают индивида, который способен быть субъектом общественных отношений и осуществлять сознательную деятельность.

    В широком смысле понятие личность систематизирует те человеческие черты, которые необходимы ему при ведении социальной жизни. Вместо слова «личность» можно употреблять выражение социальный и психологический облик - эти понятия фактически тождественны между собой.

    Основные характеристики личности

    В современном обществознании выделяют такие основные характеристики личности: наличие воли, разума, свободы и чувств, которые в общей сложности ведут к персонализации. Давайте рассмотрим, что значит каждый атрибут личности.

    Под волей подразумевается способность человека совершать определенные действия по своему желанию, и возможность нести за них ответственность.

    Идейное отношение человека к действиям совершенным благодаря проявлению воли называется свободой .

    Способность анализа последствий совершенных действий имеет название разум .

    Чувства представляют собой эмоциональный процесс, который сопровождает то или иное сознательное действие человека.

    Темпераменты

    Устойчивая система индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в динамичных аспектах ее деятельности. Темперамент - это основа характера человека.

    Очень часто темперамент рассматривается как высший показатель нервных состояний каждого индивида. Различают четыре вида темперамента:

    Флегматик - невозмутимые люди, имеющие устойчивое настроение. Такие личности скупы на проявления эмоций, всегда уравновешены.

    Холерик - порывистые люди, которым не чуждо проявления агрессии. У таких личностей нет равновесия в психических процессах.

    Сангвиник - подвижные люди, щедрые на эмоции, обладающие яркой мимикой. В отличие от холериков, такие личности умеют контролировать свои эмоции, часто превращая агрессию в смех.

    Меланхолик - ранимые люди, с тонкой структурой психики. Характерной чертой является эмоциональная ранимость, способность впадать в депрессию.

    Характер человека

    Характер является устойчивой структурой психических свойств личности, которые проявляются как в динамичном, так и статичном поведении. Говоря о характере личности, мы подразумеваем совокупность ее ярких качеств и свойств, которые влияют на ее действия и повеление.

    Черты характера способствуют выбора вектора образа жизни и поведения человека. В широком смысле под понятием «характер» подразумевают типичное поведение индивида в разных житейских ситуациях.

    Способности

    Способности представляют собой ярко выраженные индивидуальные свойства каждой личности, которые важны для осуществления определенного вида деятельности.



    Статьи по теме: