Гора Бойко. Крымская шамбала - гора бойко

Гордо возвышается таинственная гора Бойка над Кокозской долиной. Все поселения на вершине были защищены мощными крепостными стенами и укреплениями. Над княжеством возвышался храм Спаса. В те давние времена это был самый большой храм Тавриды (сейчас Крым). Пол храма украшала прекрасная мозаика из плит местного конгломерата. Перекрытия храма были из лёгких арок, а своды из известкового туфа.

Богат и величественен был храм Спаса. Он стоял на вершине горы Сотира (Спаситель). Храм славился искусной архитектурой и росписями, созданными художниками Танвлантаром и Катиандрой.

В 1875 году турки под предводительством Гедик Ахмет-паши захватили Тавриду. Непокарёнными оставались только лишь Мангуп и Бойка. Турецкие войска осадили Бойку, но взять её сразу не смогли, слишком трудными и опасными для них были скалистые обрывы, крепостные стены и мужество жителей княжества под предводительством архонта, княза Солега, и стратига Дядкоса. Долго длилась осада Бойки.

Мельника Прокопия, оборонявшего город, постоянно терзала мысль о его водяной мельнице, стоящей внизу, среди каменных глыб на реке Кучук-Узеньбаш. Смотрителем на ней был старый, немой грек Каликус.

Наступили Турки на Бойку через Махульдурский перевал, пытаясь с ходу взять цитадель Бойки и храм Спаса. Но вновь и вновь они терпели поражение, теряя множество своих янычаров. Они поставили вокруг Бойки сторожевые посты, внимательно просматривая и блокируя все дороги и тропы, ведущие к ней. Но в горной местности, где стояла мельница, турок было поменьше.

Прокопий с высоты Соколиной скалы внимательно просматривал округу близ мельницы в подзорную трубу, которую дал ему начальник крепостной стены Николас. Весь день, ведя наблюдение, он ничего подозрительного не заметил, только лишь однажды увидел сгорбленный силуэт хромого грека. «А может ночью тайно проскользнуть к мельнице? Скоро польют дожди, и паводок может наделать беды — поломать плотину. Во время дождя я тихо проскользну, посмотрю на мельницу и вернусь и вернусь обратно!» — решил Прокопий.

Потайную калитку в фундаменте стены ему показал Николас. Жена проводила его к стене и закрыла за ним железную калитку. «Жди меня. Когда я вернусь, постучу пять раз, и ты откроешь засов. Часа в четыре утра подходи к калитке и жди мой условный стук!» — наказал ей Прокопий.

Тучи приближались. Прокопий осторожно ступал по тропинке, пристально всматриваясь в каждый куст и дерево. Постепенно он осмелел и быстрее зашагал, не теряя бдительности. У мельницы он появился вместе с хлынувшим ливнем. Хромоногий Каликус был на месте — сидел у стола с горевшим светильником. Вдруг турки, сидящие в засаде, схватили Прокопия и сразу начали допрос: «Ты хозяин мельницы?» — «Да». — «Как ты вышел с Бойки?»

Сначала Прокопий молчал, тогда привели немого Каликуса и пропустили ему руку под вращающиеся жернова. Каликус замычал от боли. Долго продолжалась пытка, и тогда, не вытерпев, Прокопий рассказал им о потайной калитке. Турки тут же приказали вести их к крепости, и они пошли вверх по скользкой тропе.

Утром, подойдя к калитке, Прокопий постучал условным стуком, и его жена отодвинула засов. Воины чёрными тенями проскользнули за крепостную стену. Жену, закричавшую от испуга при виде турок, они тут же лишили жизни.

«Веди нас к храму!» — приказали турки. Проклиная себя за трусость и страх перед пытками, Прокопий шёл к храму Спаса. Дождь прекратился. Храм спаса был взят быстро и безшумно, сонных стражников турки перерезали. Жителей поселения охватила паника и отчаяние, и многие из них сдались на милость победителя.

Наиболее преосвящённых жителей княжества, Танвлантара, Катияндру, Солега и ещё 12 человек, стратиг Дядкос тайными тропами провёл к ведомой только ему священной пещере. Здесь они последний раз посмотрели на звёздное небо и, взяв с собой сокровища и реликвии княжества, скрылись в глубинах пещеры, завалив за собой вход…

Придёт время, когда человечество наконец-то обретёт мудрость, и тогда все они вновь выйдут на поверхность для того, чтобы дать тайные знания последующим поколениям людей.

СЕКРЕТНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ

Горра Бойка состоит из пяти вершин — Курушлюк-Бурун (1026 м), Бойка (1087 м), Караул-Кая (1134 м), Куш-Кая (1107 м), Сотира (1172 м). На вершине Сотира находится православный Храм Спасителя.

В марте 1927 г. в Крым была направлена экспедиция, организованная спецотделом НКВД, под управлением Александра Васильевича, Барченко, который в 1921-23 годах на Кольском полуострове искал легендарную страну Гиперборею.

Кроме пещерных городов, экспедиция побывала и других загадочных местах Крыма — Керменчике и Бойке. На Бойке, по версии учёного, должен находиться «Храм Забытых Богов» и «Тайные Знания в Пещерах». Во время экспедиции, при исследовании пещер и Храма Спасителя, стали происходить странные явления, и даже один из сотрудников лишился разума. Его срочно эвакуировали и отправили в Москву. Экспедиция покинула Бойку…

Что произошло на горе, до сих пор не известно, — все отчёты находятся на спецхранении на Лубянке под грифом «Секретно». Сам Барченко был расстрелян в 1938 году.

Следующая экспедиция на Бойку была организована в июле 1943 года, на этот раз сотрудниками оккульной фашистской организации «Аненербе» — «наследие предков». Эта организация была сверхсекретным филиалом «Чёрного ордена» СС. Немцы искали остатки великой цивилизации готов. Они собирались превратить Крым в «Готтенланд». Их интересовали те же места, по которым проходила экспедиция Барченко. Руководителем экспедиции был назначен начальник СС и полиции в Тавриде — бригаденфюрер СС фон Альвенслебе. В селе Соколиное находился штаб мусульманских дивизионов СС. Штаб экспедиции находился в Юсуповском дворце «Аскерин».

Сотрудники «Аненербе» и четырнадцать эсэсовцев находились на Бойке больше месяца. Они вели поиск древних готских артефактов. А потом произошло нечто странное. При странных обстоятельствах исчезли пять человек. Экспедиция быстро покинула Бойку, спустив вниз опечатанный железный ящик.

По преданию, в пещерах, находящихся в горе, как и в пещерах Гималаев, находятся адепты в состоянии сомати, а на самом массиве Бойка существует некий Портал Времени и Пространства. Местные жители видели на вершине старцев в белых одеяниях с венцами на голове, которые парят в воздухе. Самые интересные видения некоторые очевидцы созерцают у развалин Храма Спасителя. Они иногда видят шествие средневековых жителей города. Среди эзотериков-путешественников гора получила название Крымская Шамбала.

До сих пор многие жители окрестных поселений часто слышат гул, идущий из недр Бойки, и видят необычные летательные аппараты, часто появляющиеся над вершинами. Иногда скалы раздвигаются, и НЛО скрывается в недрах земли.

Анатолий Таврический. Тайны и загадки Крыма.

Гора Бойка — массив, отделенный от Ай- Петринской яйлы тесниной Большого каньона. Крутые обрывы Бойки нависают с востока над с. Соколиным. Когда въезжаешь в село со стороны Бахчисарая, они видны в левые окна.

В Бойкинском массиве пять вершин: Курушлюк (1026 м), Бойка (1087 м), Куш- Кая (1107 м), Караул-Кая (1134 м) и Сотира (1172 м).

Бойка не так знаменита, как ее сосед Большой каньон, но и она обладает своими интересными объектами, как природными, так и историческими.

Вершина Бойкинского массива покрыта густым буково-грабовым лесом. Некоторые места совершенно дикие. Тропы, за исключением плановых маршрутов, пробиты слабо. Значит, ходят тут не часто. Даже не верится, что каких-то 600 лет назад на плато кипела жизнь! На хребте, соединявшем Курушлюк и Сотиру, располагалось достаточно крупное для своего времени поселение — Пойка.

«Почтенная Пойка», как именовалось оно в одном из средневековых документов. Жители Пойки занимались металлолитейным промыслом. Они добывали железо из конкреций, встречавшихся неподалеку — в окрестностях Мульхудурского перевала. Через Пойку проходила дорога, связывавшая Южный берег Крыма (ЮБК) и Бельбекскую долину. Тропа современного туристического маршрута, ведущего из с. Богатырь на Бойку через Мульхудурский перевал, во многом совпадает со средневековой дорогой. Местами вдоль тропы сохранились и фрагменты старых крепид.

Поселение на Бойке возникло в 9-10 вв. и существовало до конца 15 в., когда было уничтожено турецким нашествием. От него не сохранилось даже каких-нибудь вразумительных развалин. Единственный памятник — раскопанные археологами остатки храма Христа Спасителя. Прямоугольник развалин храма — это все, что осталось потомкам на память о «Почтенной Пойке». Древние стены построек давно развалились и заросли травой, а имя поселения сохранилось, но уже как название горного массива. Бойка — это и есть слегка измененная Пойка.

Последние 500 лет Бойка оставалась безлюдной. Наверное, эта оторванность от цивилизованного мира дала повод для создания некоторого таинственного ореола вокруг здешних мест. Последователи эзотерических учений именуют Бойку не иначе, как крымской Шамбалой.

Двухдневная вылазка для походников

Начальная точка с. Богатырь (бывшее Мульхудур). До села кроме собственного транспорта можно добраться только попуткой. Общественный транспорт там практически отсутствует. Можно автобусом -Счастливое, который тоже ходит не часто, доехать до с. Зеленое и пройти до Богатыря пешком. Вариант для группы — нанять микроавтобус в Бахчисарае.

За озером, на окраине села, начинаются две маршрутные тропы. Чтобы не ошибиться, нам нужно обойти озеро, оставляя его по левую руку. Далее — вверх по маркированной тропе. Впереди хорошо виден распадок между г. Бойка (справа) и г. Сотира (слева). По этому распадку, именуемому на картах «овраг Йол» («йол» — по-татарски «дорога»), мы и будем подниматься. Подъем занимает около 2 часов и выводит на Мульхудурский перевал. На перевале развилка из трех троп. Нам надо повернуть вправо. Левое ответвление — спуск к Большому каньону. Правое выводит прямо к развалинам храма.

Та тропка, по которой мы пришли к храму, почти сразу от его стен начинает спуск на запад, к перевалу Тар-Богаз, отделяющему холм с храмом (Кильсе-Кая) от вершины Бойка. Запоминаем эту тропу, она нам еще понадобится.

За развалинами есть хорошая поляна, с которой виден Ай-Петринский массив и купола радиолокационной станции на г. Бедене-Кыр. Это подходящее место для отдыха.

После отдыха возвращаемся на упоминавшуюся тропу у стен храма. По ней мы направимся к следующему пункту нашего путешествия — смотровой на обрыве горы Бойка. Тропа, удаляясь от развалин, спускается на перевал Тар-Богаз, потом поднимается на противоположный склон, минует поляны, большой дуб, каменные пирамидки и выходит на шикарную смотровую, откуда вид, как с борта самолета: зеленая равнина с рассыпанными по ней пятнами селений. Соколиное, Глубинка, Новополье, Поляна, Богатое ущелье, Аромат, Зеленое. А вокруг хребты, горы, щель Бельбекских ворот. Скалы, на которых находится смотровая, называются Эртма-Кая (Артма-Кая).

Если наш поход однодневный — возвращаемся обратно в Богатырь. Если рассчитываем на два дня, выбираем место для ночевки.

Вторая часть маршрута начинается с уже знакомого Мульхудурского перевала. На развилке три дороги. Две менее интересны: На Богатырь и на храм. Третья — в сторону Большого каньона. Это широкая промаркированная дорога без ответвлений. Спускаемся по ней довольно долго. Наконец, увидим отходящую вправо такую же широкую дорогу. Сворачиваем на нее. Немного пройдя, увидим вправо указатель «турстоянка «Бойка»». Дальше — все время прямо. Дорога выведет на 4-й мыс над и спустится вниз к Голубому озеру.






Много слышали и читали про одно из сакральных мест Крыма - гору Бойка . Ей приписывают многочисленные необъяснимые свойства, явления, сравнивая с тибетской Шамбалой. Утверждают, что из недр земли в районе Бойки регулярно слышен механический скрежет, что сюда приземляются НЛО, что в этих местах случаются исчезновения людей, что с вершины горы бывает слышен звук поезда, приходящего на симферопольский жд вокзал, находящийся в 40 км от этой горы! Мы это слышали, читали и... решили увидеть своими глазами!

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать .

10 августа 2014 года на очень быстром минивэне, собирая по дороге всю нашу туристическую компанию, мы "долетели" из Феодосии до местечка Богатырь , что в Бахчисарайском районе .

Гадать о направлении восхождения не пришлось - Бойка сразу же притягивает к себе взгляды путников.

Размяв затекшие конечности, уже в начале второго мы двинулись с рюкзаками по улочке с символическим названием.

Чуть выше населенного пункта обнаруживается притягательный ставок, искушающий в знойный августовский день своей прохладой. На опушке леса выше ставка располагается турстоянка "Богатырь" со скамьями, кострищем, местами под палатки, но все за соответствующую плату. Мы еще не устали и двигаем по тропе вверх.

Где-то через час подъема мы услышали первое предостережение Бойки - посреди летнего пекла раздались глухие громовые раскаты где-то далеко за горами. Не поверили! Не вняли!

И вот через какие-то полчаса небо затянулось, наползли громовые тучи и обрушили на нас ливень с градом....

Поднялся ветер, похолодало, образовались грязевые ручьи. Пришлось сбиваться в стаю, подобно пингвинам, укрываться палаточным чехлом, и согреваться коньяком.

Отжав футболки, выплеснув воду из кроссовок, мы продолжили подъем. Оставили Бойку справа, не испытывая судьбу на скользкой глине, поставили себе цель - дойти до турстоянки "Бойка" . На южном склоне хребта мы уже радовались солнцу!

К 18-ти часам мы уже достигли намеченной цели.

Уже на стоянке проявились еще некоторые "чудодейства" уникальной горы: отсырели, зависли и вышли из строя пять мобильных телефонов;

GPS-навигатор наоборот, исправился в работе; сами собой включились и светили налобные фонари, находившиеся в рюкзаке.

Разбили лагерь, поужинали, высушили самое необходимое и залегли по палаткам...

Утро 11 августа встретило нас ласковым солнцем. В планах был радиальный поход - спуск в Большой Крымский каньон , подъем в верховья каньона, возвращение на стоянку и чествование юбилея одного из туристов группы. После утренней "порции пожеланий" юбиляру вся группа налегке тронулась в путь.

Каньон во всей красе. Темный проем в правой скале - Козий грот . Идем по тропе вдоль края ущелья, ищем удобный спуск.

Где-то после полуторачасового перехода спускаемся к Голубому озеру , которое просто завораживает чистотой и прозрачностью.

От Голубого озера путь лежит в верховья каньона, который с каждым метром сжимает свои стены.

Русло ручья становится все более узким, россыпь мелких камней превращается в глыбы, обточенные водой...

Вот мы уже у ванны Молодости. Ни один не устоял перед соблазном "сбросить с себя" годик-другой в студеной воде.

И все шло по-плану, пока небесный проем между каменных стен не затянули темные тучи. Второй день дождь преследует нас!

Обрушившийся на нас ливень заставил отказаться от подъема в верховья каньона. Но и при возвращении по уже пройденному маршруту потребовалось приложить немало сил при обходах скользких каменных уступов! Утренние пейзажи как будто открылись заново благодаря новым теням, обжигающей резкости и исчезнувшей дымке.

Лагерь встретил нас повторно промокшим спальником, расправленным для сушки на поляне, и потеками на поздравительных плакатах.

Но все это ровно ничего не значило для предстоящего зажигательного вечера с песнями, поздравлениями, незапланированными вкусностями за столом и даже праздничным тортом!

Двенадцатого августа предстояло подняться на вершину Бойки и после короткого обеденного привала перейти на стоянку "Баш-Дере" для третьей ночевки.

Для этого пришлось вернуться за перевал, где в первый день похода мы прошли мимо ответвления на Бойку. В отсутствие дождя мы более внимательно изучали тропу. Чуть спустившись с вершины хребта в сторону с.Богатырь мы заметили указатель родника. Сам родник Дерен-Козю находится метрах в 50 выше тропы.

В тени буков легко шагалось и хватало время на фото.

Вот и первые символы чудо-горы.

А вот и хозяйка этой горы... после "опрокинутого" стакана.

У обрыва с западной стороны горы на металлическом флагштоке развевается российский флаг. А какой вид! Даже Севастополь просматривается!

Ветка-чудище, хранительница тайн загадочной Бойки.

Обошли всю вершину, потрогали разные заветные камни, но так и не услышали никаких звуков из-под земли, из космоса, с симферопольского жд-вокзала!

Пообедали, отдохнули. И вот уже идем с рюкзаками по ущелью в сторону Ай-Петри .

Стоянка "Баш-Дере" . Здесь мы заночевали перед финишным броском на ай-петринскую яйлу.

Родник перед самым восхождением на Ай-Петри .

Первый встреченный нами указатель на плато. Будто фонарь в городском сквере!

Березки на вершине крымской горы тоже смотрятся необычно.

Продолжение фантастики.

Все под контролем - за четыре дня пройдено 50 км!

Это Ялта .

Фуникулер канатки, обросший городком из ларьков и кафэшек.

И вот нас уже обволакивает духота улиц Мисхора . Поход завершен.

PS: GPS трек похода по маршруту Богатырь - гора Бойка - т.ст-Бойка - т.ст. Баш-Дере - гора Ай-Петри - Мисхор можно .

Одним из самых невероятных и мистических мест, находящихся на территории Крыма, является гора Бойко. Это то место, которое должен посетить каждый, кого увлекают мистические истории, легенды и тайны. Кроме того, невероятная красота, чудесный горный воздух и виды, открывающиеся с вершины горы Бойко в Крыму, стоят того, чтобы быть увиденными.

Происхождение названия

Склоны горного массива Бойко достаточно обрывисты, центральная часть образует довольно пологое плато столообразной формы, которое заросло густым лесом. Плоская вершина в Крыму чем-то похожа на пастбище, возможно именно от этого и произошло ее название. На некоторых картах средневековья горный массив обозначали как "Почтенная Пойка", что с древнеиранского языка переводится как пастбище. Есть еще одна версия происхождения названия. Во время средневековья такие горные луга были отличным местом для выгула и укрытия скота.

По другой версии, название горы происходит от слова «биюк-кая», что в переводе с тюркского означает «большая гора».

Как добраться до горы Бойко в Крыму?

Горный массив Бойко находится в Бахчисарайском районе. Бойко является северной частью одной из интересных достопримечательностей Крыма - горы Ай-Петри.

Из Бахчисарая до горного массива ходят рейсовые автобусы и маршрутные такси. Гора Бойко располагается поблизости с населенным пунктом - селом Соколиное, доехать до которого можно без пересадок из Севастополя на автобусе.

Также, добравшись до села Счастливое и достигнув Большого Каньона, туристы попадают к месту, от которого начинается пешеходная туристическая тропа, ведущая на гору Бойко в Крыму.

Исторические данные

Согласно исследованиям, в древние времена на плато располагалось шесть поселений, которые существовали в период с IX по XV вв. Храм Спасителя, руины которого можно увидеть и по сей день, являлся центром средневекового государства Таврики.

Во времена вторжения в Крым Хазарского Каганата на горе были возведены защитные стены, оберегавшие местных жителей.

Последним государством, существовавшим на горе Бойко в Крыму, стало государство Феодоро, которое было уничтожено во время захвата турками.

Легенды

Одна легенда датируется XV веком. В этот период бойкинские крепостные стены находились под осадой турок. Легенда рассказывает о мельнике Прокопии, который, переживал за сохранность своей мельницы, стоявшей на горной реке рядом с Бойко. Для того чтобы выбраться из осажденного города с целью проверить сохранность своего имущества, мельник воспользовался потайным ходом. По пути он был пойман турками и выдал им местонахождение секретного хода в город, после чего был убит. Турки же проникли на плато и убили всех местных жителей, уничтожив некогда сильное государство. С тех пор плоская вершина в Крыму стала необитаемой.

Другие легенды являются еще более мистическими и невероятными.

Самой необычной является легенда о Золотой колыбели, которая изображена на гербе По мнению многих исследователей, золотая колыбель является не чем иным, как самым известным в мире христианским артефактом - священным Граалем. Согласно легенде чаша с кровью Христа спрятана в одной из пещер на горе Бойко и охраняется горными духами, которые будут охранять святыню до тех пор, пока не возродится народ, населявший княжество Феодоро.

Интересным является тот факт, что одним из искателей священного Грааля на горе Бойко в Крыму являлся Адольф Гитлер.

На Западном склоне горы Бойко расположены пещеры. Их посещение обычно не входит ни в один маршрут по Крыму, и мало кто знает об их существовании. Попасть в них можно только с помощью специального снаряжения альпинистов.

По некоторым легендам, в этих пещерах живут древние люди, которые пребывают в состоянии летаргического сна и охраняют священную реликвию, спрятанную в их недрах.

Жители деревень, расположенных близ горы Бойко в Крыму, считают, что она оказывает неблагоприятное влияние на разум человека и стараются обходить ее стороной. Говорят, что во время археологических экспедиций, проходивших на горе, у многих членов исследовательской группы проявлялось плохое самочувствие и сильнейшие головные боли. Одна из экспедиций закончилась тем, что один из членов группы сошел с ума, в связи с чем поиск таинственной Крымской Шамбалы пришлось прекратить. Отчеты всех, кто участвовал в данной экспедиции имеют статус "секретно" и хранятся в тайных архивах.

Мистический случай произошел в годы Великой Отечественной войны. 19 человек поднялись на гору в поисках ценнейших предметов древности. Поиски пришлось прекратить досрочно, так как через некоторое время после их начала произошло что-то, что заставило немцев немедленно спуститься с плоской вершины в Крыму. 5 человек из группы пропали без вести, остальным же удалось увезти с собой увесистый ящик, содержимое которого так и осталось секретом.

Особо таинственным является "Рунный лабиринт", сформированный из трещин и расщелин в камне, которые напоминают древние письмена. Здесь нет туристических троп и протоптанных дорожек, в этом месте очень легко заблудиться, поэтому обязательно необходимо брать с собой компас или совершать восхождение вместе с квалифицированным гидом, которой не только знает эти места как свои 5 пальцев, но и расскажет огромное количество тайн и легенд, окутавших гору Бойко.

Гора Бойко - место силы

Плотное облако мифов и легенд, нависающих над горой Бойко, позволяют называть это место Крымской Шамбалой. По словам очевидцев, над горой постоянно появляются НЛО. Деревья, растущие на территории горного массива, имеют искривленные в причудливой форме стволы, что говорит об уникальной энергетике этого места.

Некоторые уверены, что на горе Бойко расположен портал, ведущий в параллельные миры.

Восхождение

Дорога на гору Бойко берет свое начало у села Богатырь возле небольшого живописного озера. Это самый простой и быстрый маршрут к вершине. Путь пролегает по утоптанной тропе под буковыми деревьями. Во время пути слышны лишь звуки природы: пение птиц, шорох листьев под ногами, шум воды горной речки. Преодолев дорогу, туристы попадают на идеально ровное плато, с которого открываются невероятные виды на лесные дали - зрелище, захватывающее дух.

Спустившись с горы к Махульдурскому перевалу, можно увидеть руины храма Спасителя.

Григорий Филиппович Бойко (Грицько Бойко; 1923-1978) - советский, украинский писатель, поэт и переводчик, член Союза писателей СССР.
Родился Григорий Филиппович Бойко 5 сентября 1923 в селе Оленевка Донецкой области в семье служащего. После окончания сельской семилетки он учился в Еленовской рудничной школе, которая находилась довольно далеко. Поэтому парню ежедневно приходилось вставать в четыре утра, несколько километров идти пешком до станции, а оттуда ехать рабочим поездом в школу. Но тяга к знаниям была сильнее этих трудностей.
После окончания школы Григорий Бойко ушел на фронт защищать Родину от немецких фашистов. Служил рядовым пулеметного взвода, а затем офицером-связистом. Участвовал в боях под Сталинградом, был ранен и контужен. Удостоен боевых правительственных наград.
После войны Григорий Бойко стал студентом украинского отдела литературного факультета Донецкого педагогического института. В 1949 году окончил его с отличием. Несколько лет работал в областной газете «Радянська Донеччина» и литературным консультантом Донецкого филиала Союза писателей Украины.
Началом своей литературной деятельности Г. Бойко считал 1950 год, когда в Донецком областном издательстве вышел его первый сборник стихов «Моя Донеччина». Адресована она была взрослым, а уже в следующем году вышел в свет сборник его стихов для детей «Будем шахтерами». С тех пор поэт не изменял молодым читателям, полностью отдал им тепло своего сердца и свой незаурядный талант.
Григория Бойко справедливо можно назвать непревзойденным мастером смеха в поэзии для детей. Он, как никто другой, умел не просто развлекать младших читателей, но и теплым, добрым юмором остроумно и незлобиво показать самые недостатки детского характера. Капризуля, замарашка, хвастун, враль, лентяй, болтун, невежда, недотепа, трус, подхалим, задавака, ябеда, простофиля, симулянт - вот «знаменитые» персонажи его замечательных стихов и поэм.
В других произведениях он рассказывал детям об их сверстников за рубежом: «Два мальчика Смиты», «Славков гость», «Дети Чили». Есть среди написанного Григорием Бойко и пьесы-сказки: «Космическое путешествие» и «Об Андрюше и терпении». Любимым жанром поэта были также скороговорки и загадки. Они заставляют смеяться и думать, возбуждают любопытство и внимание.
С увлечением Григорий Бойко работал для дошкольников. Для них он написал коротенькие шутки и миниатюры. Они не только забавляют малыша, но и несут интересные сведения о жизни, природе, помогают познавать окружающую среду.
Григорий Бойко был не только поэтом-юмористом, но и поэтом-переводчиком. Для украинских детей он перевел произведения Маршака , Чуковского , А. Барто , С. Михалкова и других поэтов.
Известен был Бойко и как поэт-песенник. Он написал более 400 песен, преимущественно для детей. Известные украинские композиторы А.Кос-Анатольский, А.Филипенко, Ю.Рожавская, А. Мясков положили немало его произведений на музыку. Большой популярностью пользовались его «Ніченька-чарівниченька» (композитор И. Поклада), «Вишневый цвет» (композитор В.Верменич). Классикой стали созданные им с Аркадием Филипенко «На мостике» и «Соловей, щебечи!». Эти песни записал с детским хором известный во всем мире певец из Украины Иван Семенович Козловский.
Умер Григорий Бойко 25 сентября 1978 года. Похоронен на городском кладбище «Берковцы».



Статьи по теме: