Гвоздика и ее легенда. Почему гвоздику назвали гвоздикой: история названия и интересные факты

В цветочном магазине в очереди передо мной стоял дед с тростью. Очень пожилой, сутулый. В чёрном берете и грубом плаще: «Барышни, для моей Раечки как всегда». И он ушел с букетом розовых гвоздик. Оказалось, Раечки уже давно нет, а он каждое воскресенье носит ей именно эти цветы… Всё это так запало в душу: спина деда, махровые бутоны в его опущенной руке. Именно в тот момент гвоздики стали для меня не только символом победы, мужества, атрибутом майских демонстраций, но также олицетворением преданности и большой любви .

Теперь гвоздики часто стоят в вазе на моем рабочем столе: кипенно-белые, нежно-васильковые или льдисто-розовые, - они рассказывают свою историю.

В Италию гвоздики были завезены с Востока ещё в 1310 году, и на картине Леонардо да Винчи «Мадонна дель Гарофано» богородица держит в руках этот цветок. Такой знак имеет двойственное значение: символ любви и страдания , ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом. Название гвоздики также связывали с гвоздями, которыми был прибит Христос во время Распятия. Эта же символика распространялась на высушенные плоды гвоздики, долго сохраняющие пряный запах, «освежающий человека, послушного Богу». Настой плодов гвоздики считался целебным.

В портретной фламандской живописи, преимущественно XV-XVI веков, в руке модели она служит напоминанием о помолвке . Красная гвоздика - символ чистой любви . По обычаю, розовую гвоздику прикалывали к платью невесты в день свадьбы. Новобрачных часто изображают с гвоздиками в руках. В Бельгии гвоздика считалась символом благоустроенного домашнего очага.

Бартоломеус Брейн ст. «Портрет Женщины», 1539 г.; Йос ван Клеве «Максимилиан I, император Священной Римской империи», ок. 1530 г.

На картинах старинных голландских мастеров с гвоздиками в руках изображаются даже святые. Для XVI века характерно большое количество изображений гвоздик. Этот и оформление молитвенников, и многочисленные портреты людей, держащих гвоздики, изображение гвоздик встречается на знаменитых брюссельских кружевах и в вышивке того времени.

Страница из Великого часослова Анны Бретонской 1503-1508 гг.; Дамская сумочка расшитая золотыми и серебряными нитями, 1600-1603 гг.; Голландская вышивка, букинистическое издание

В классической геральдике гвоздика является эмблемой страсти и порыва , хотя это значение возникло ошибочно, гвоздику-цветок просто-напросто перепутали с гвоздикой — пряностью, хотя они не имеют ничего общего, это два совершенно разных растения.

Европа. Гвоздика значилась также и в цветочных словарях, которые публиковались в течение всего XVIII столетия, рассказывая о значении того или иного растения. Очень популярен был язык цветов и во Франции и в Англии времен королевы Виктории.

Значения были следующие:

  • Гвоздика (вообще) - очарование, женская любовь.
  • Гвоздика (белая) - милая и прекрасная, невинность, чистая любовь, подарок женской удачи.
  • Гвоздика (желтая) - отказ или «Вы разочаровали меня».
  • Гвоздика (красная) - восхищение или «Мое сердце больно тобою!»
  • Гвоздика (пурпурная) - непостоянство, капризность.
  • Гвоздика (розовая) - «Никогда тебя не забуду».
  • Гвоздика (сплошной цвет) - да!
  • Гвоздика (полосатая) - нет, отказ или «К сожалению, не могу быть с тобой, хотя и хочу этого».
  • Гвоздика садовая - женская любовь.

В начале XIX в. цветок гвоздики включали в «александровский букет». Александровский букет - украшение женского костюма, вошедшее в моду в начале XIX в.; его можно видеть на портретах в русской живописи того времени. Представляет собой букет, собранный из цветов, по начальным буквам своих названий составляющих имя русского императора Александра I: Anemone (анемон), Lilie (лилия), Eicheln (желуди), Xeranthenum (амарант), Accazie (акация), Nelke (гвоздика), Dreifaltigkeits (веселые глазки), Epheu (плющ) и Rose (роза).

К концу же XIX века, приличные джентельмены украшали себя цветами в петлице . Выбор бутоньерки был также важен, как и выбор перчаток или ботинок. «Хорошо подобранная бутоньерка — единственная связь между искусством и природой», — говорил О. Уайльд, сам эпатировавший общественность окрашенной, зеленой гвоздикой в петлице. Существует легенда, одна из парижских цветочниц случайно уронила белую гвоздику в чан с разведенной зеленой краской, которая предназначалась для окраски материи. Цветок позеленел. Случайное открытие оказалось доходным: гвоздики необычайной окраски быстро раскупались по высокой цене, а когда секрет раскрылся, Париж наводнили цветы самых неожиданных расцветок.

Гениальный Чарли Чаплин в «Огнях большого города» (1931 г.) построил на бутоньерке-гвоздике пронзительную историю любви.

Мода на бутоньерки в Америке в 1930-е гг пришла благодаря принцу Уэльскому, который как-то появился в Голливуде с приколотой к лацкану белой гвоздикой. На языке цветов, белая гвоздика означает чистую любовь и верность, что объясняет выбор именно этого цветка опальным герцогом для своей свадьбы с Уоллис Симпсон в 1937 году.

Как известно, герцог Виндзорский был признанным законодателем мужской моды, поэтому нет ничего удивительного, что белая гвоздика тут же стала популярной. Её, в подражание беззаботному, аристократическому стилю, начали носить многие голливудские звёзды: и признанный голливудский денди Фред Астер, за ним Гари Купер и Уильям Пауэлл и др. Кстати, нельзя не вспомнить белую гвоздику в петлице Гари Купера в фильме «Любовь после полудня» (англ. Love in the Afternoon ; США, 1957).

Фред Астер, Фред Астер, Гари Купер, Уильям Пауэлл

«Любовь после полудня» (англ. Love in the Afternoon; США, 1957)

В современных стилизованных фильмах Голливуда также встречаются герои с гвоздикой в качестве бутоньерки. Так например, в «Подпольной империи» (2010), рассказывающей о бурных 1920-х гг. также не обходятся без гвоздики. На лацкане пиджака главного героя Еноха «Наки» Томпсона, алеет гвоздика. Дело в том, что реальный прототип героя предпочитал именно такой цветок. В фильме «Охотники на ганстеров» (2012), Райан Гослинг, который играет смелого и умного сержанта, невероятно обаятелен с белой гвоздикой.

«Подпольная империя», 2010

«Охотники на ганстеров», 2012

Что касается женской моды, то тема гвоздик также популярна, она отражается не только на национальных словенских нарядах, на бельгийских традиционных кружевах, на узорах тканей, как в 17-18 вв, так и в современности. Вспомним показы Oscar de la Renta SS 2011. Его платья были художественно украшены роскошными гвоздиками. Alexander McQueen SS 2012, AlexanderMcQueenFW 2012/2013, чьи платья критики восторженно сравнивали по форме с этим трепетным цветком.

Alexander McQueen SS 2012, AlexanderMcQueenFW 2012/2013, AlexanderMcQueenFW 2012/2013

Что же касается парфюмерии, то несмотря на сильный аромат, эфирные масла присутствуют в составе гвоздик в очень малых количествах. Для производства 100 г масла необходимо 500 кг цветов! Гвоздичное масло входит в парфюмерные композиции лучших современных духов, включая «Opium» Ив Сен Лорана, «Lauren» Ральфа Лаурена, «Red Door» Элизабет Арден, «Gucci No.1», Красная Москва, Billet Doux Fragonard, Soie Rouge Maitre Parfumeur et Gantier, Comme des Garcons Series 2 Red: Carnation Comme , Les Heures de Cartier: L’Heure Convoiteé II Cartier, Une Fleur de Cassie Frederic Malle.

И это были только фрагменты такой непростой истории одного цветка. Желаю Вам удивляться и узнавать, казалось бы, знакомые вещи с новой стороны. Создавайте свои легенды!

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Sex and the City Season 6 Episode 6

Charlotte : I know it was going to be terrible. The man brought me carnations.
Carrie: I see.
Berger : Wait, hold up! The man brought you flowers?!What~ an asshole!
Charlotte: Not flowers, carnations!
Berger : What’s so wrong with carnations?
Charlotte: Uck, the filler flowers.
Berger : Would you dump a guy if I brought you carnations?
Carrie : Me? No, but I happened to like carnations, especially the pink ones. In fact, I think they’re making a comeback.

Анастасия Матвеева

Ваш Персональный Стилист


Гвоздика

Если верить древней легенде, то тогда, когда на Земле очень-очень давно жили боги, как-то раз богиня Артемида (Диана) дочь Зевса и Латоны, возвращаясь с охоты, увидела пастушка, который играл на флейте и не подозревал о том, что звуки флейты напугали и разогнали всех зверей в округе. Разгневанная неудачной охотой богиня выпустила стрелу и остановила сердце прекрасного музыканта. Но очень скоро гнев богини сменился на милость и раскаяние. Она воззвала к богу богов Зевсу и попросила его превратить мертвого юношу в красивый цветок. С тех самых пор греки называют гвоздику цветком Зевса, мудрого и могучего бога, который подарил юноше бессмертие.

Гвоздика (бот. Dianthus) - цветок, известный приблизительно 300 видами, со многими формами разведения, названный так, очевидно, благодаря форме плодов. Поэтому гвоздика была растением, символизирующим страдания Христа. Ярко-красная гвоздика-травянка (или картезианская) часто представлена на изображениях мадонны с младенцем. Как залог любви она изображается на картинах обручения в эпоху Ренессанса. В Новое время во Франции красная гвоздика была цветочным символом роялистов, позднее - символом социал-демократии в немецкоязычных регионах (прежде всего в "день труда", Первого мая). Напротив, приверженцы христианско-социального движения носили белую гвоздику. На турецких и кавказских коврах гвоздика является символом счастья.
Гвоздика произрастала на Ближнем Востоке и была культивирована в течение последних 2,000 лет. Некоторые ученые полагают, что имя "гвоздика" происходит от слова "корона", в честь цветов, которые использовались на Греческих церемониальных торжествах. Гвоздики были известными в древнем Риме как цветы для победителей. В Корее молодая девушка вплетает три гвоздики в волосы, чтобы узнать своё будущее. Если верхний цветок умирает первым, ее старость будет тяжёлой; если средний цветок - молодые годы принесут ей большое горе. Если же погибал нижний цветок, это сулит бедной девушке жизнь, полную несчастий.
Гвоздики в основном символизируют любовь и увлечение. Светло-красные гвоздики выражают восхищение, тогда как темно-красный цвет обозначает глубокую любовь. Белые гвоздики указывают на удачу и чистоту чувств. Зеленые гвоздики дарят в День Святого Патрика. Розовые гвоздики имеют наиболее символическое и историческое значение. Согласно Христианской легенде, гвоздики появились на Земле с приходом Мессии. Богородица проливала слезы на Иисуса, и гвоздики вырастали из ее слез. Розовая гвоздика стала символом материнской любви и с 1907 года принята как эмблема Дня Матери, отмечаемого в Соединенных Штатах и Канаде во второе Воскресенье мая.

Ярко-пунцовый, приятно ласкающий взгляд, цвет гвоздики как будто имеет в себе что-то зловещее, напоминающее кровь. И на самом деле, во многих случаях история этого цветка связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная с первого греческого мифа, повествующего об его происхождении.

Поговаривают, что однажды богиня Диана, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он своей музыкой разогнал всю ее дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем неповинен, и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза.
И только тут она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного ею злодеяния. Ее начинает мучить раскаяние, образ кротких, умоляющих о пощаде, глаз пастушка преследует ее всюду и не дает ей не минуты покоя; но поправить дело она уже не в состоянии. Тогда, чтобы увековечить эти так жалобно смотрящие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минутку из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой своей (есть гвоздики, у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) совершённое злодеяние, а своим цветом - невинно пролитую кровь.

Вот такое вступление гвоздики в историю человечества. Дальнейшая ее история во многом соответствует началу. Но особенно выдающуюся роль она играет в некоторых кровавых событиях Франции.
Первое ее появление здесь относится еще ко временам Людовика IX Святого, когда этот благочестивый король предпринял в 1270 году последний крестовый поход и осадил со своими 60.000 рыцарей город Тунис.
В это время, как известно, среди крестоносцев вдруг разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Тогда Людовик Святой, твердо убежденный, что в природе против всякого яда существует и противоядие, и обладавший, как говорят, некоторым знанием целебных трав, решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, можно найти и излечивающее ее растение.
И вот он обратил свое внимание на один прелестный, росший на сухой, почти бесплодной почве цветок.
Красивая окраска цветка и сильно напоминавший собою пряную индийскую гвоздику запах приводят его к предположению, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велел нарвать как можно больше этих цветков, сделал из них отвар и начал поить им заболевающих. Питье оказалось целебным и помогло некоторым больным. Но отвар из гвоздики - это не средство от чумы, в результате сам сам король, и Людовик IX вскоре становится жертвой болезни.

Вернувшись на родину, крестоносцы в память о короле посадили семена гвоздики. С тех пор этот цветок стал одним из самых любимых во Франции.Однако целебные свойства растения долгое время приписывали святости Людовика IX. Ведь в 1297 г. Папа причислил короля-крестоносца к лику святых. По этой же причине, вероятно, известный ботаник Линней дал ей много столетий спустя научное название Dianthus, т. е. "божественный цветок".
Прошли годы - и вновь гвоздика появляется на исторической арене. Французский герой, Великий Конде, знаменитый полководца и победитель испанцев в битве при Рокруа (1649г.) очень любил этот цветок.

Говорят, что когда облагодаря интригам кардинала Мазарини его заключили в Венсенскую тюрьму, Конде от нечего делать занялся садоводством и посадил на маленькой грядке у своего окна несколько гвоздик. Увлекшись их красотою, он так ухаживал за ними с такою любовью, что каждый раз, когда распускался цветок, он гордился им не менее, чем своими победами. Между тем жена его, урожденная де Майль-Бриз, племянница знаменитого Ришелье, женщина чрезвычайно энергичная, не оставалась в бездействии. Она подняла восстание в провинции, склонила на сторону Конде палату в Бордо и добилась наконец того, что его освободили из темницы. Узнав об этой неожиданной для него радости, Конде пришел в изумление и воскликнул: "Не чудеса ли! В то время как испытанный воин растит старательно свои гвоздики, жена его ведет ожесточенную политическую войну и выходит из нее победительницей!" С этой поры красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Конде и служит выражением их самоотверженной преданности не только ему самому, но и всему дому Бурбонов, из которого он происходит.
Особенно она стала играть эту роль во времена французской революции 1793 года, когда невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего дорогого короля и бесстрашно смотрят в глаза смерти. В это время цветок получает название гвоздики ужаса (oeillet d"horreur).

Одновременно он получил особое значение и среди крестьянского населения Франции. Букетиками из гвоздик крестьянские девушки одаряли отправляющихся на войну парней, выражая им тем самым пожелание как можно скорее возвратиться невредимыми и с победой. Да и сами наполеоновские солдаты верили в чудодейственные свойства этого цветка и бережно хранили его при себе, считая его талисманом против вражеских пуль и средством, возбуждающим храбрость в битве. Вообще понятия о храбрости и беззаветной отваге были настолько связаны с этим цветком, что Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал цвет гвоздики цветом ленты этого высшего французского знака отличия и тем самым увековечил, с одной стороны, роль ее в истории Франции, а с другой - ту любовь, которую питал к ней искони французский народ. В 1815 году, когда наступила вторая реставрация, красная гвоздика изменила свое значение и стала эмблемой приверженцев Наполеона, между тем как роялисты, особенно пажи и гвардейцы, избрали своей эмблемой белую.

В XVI веке гвоздика появилась в Англии и практически сразу завоевывала симпатии царствовавшей в это время королевы Елизаветы и всей английской аристократии. Ее начали разводить и в садах, и в теплицах. Королева Елизавета не расставалась с этим цветком. Ее примеру, конечно, следовал и весь двор. За цветы платят громадные, особенно для этого времени, цены - по гинее за цветок, а большой венок из гвоздик герцогини Девонширской, вздумавшей украсить себе голову этими цветами в день одного придворного праздника, обходится ей ни более ни менее как в 100 гиней. Первым, начавшим разводить гвоздику в Англии, был придворный садовник Герард, получивший ее откуда-то из Польши. Это было в 1597 году. Прославившийся ее разведением садовод Паркинсон делит их на махровые - carnation и на мелкие, простые - gilly flowers. Среди этих сортов особенно нравился в то время "Sweet William", названный им так в честь Шекспира, который в своей "Зимней сказке" заставляет говорить о гвоздиках Пердиту: "Прелестнейшие цветы лета - это махровые гвоздики и пестрые гвоздички". О гвоздике не раз упоминают также и другие знаменитые английские поэты: Чосер, Мильтон, Спенсер. Воспевая флору, они никогда не пропускают случая воспеть и гвоздику с ее божественным запахом.

Являясь во Франции и Англии любимицей главным образом высших сословий, в Бельгии гвоздика, наоборот, сделалась любимицей бедняков, простонародья - цветком чисто народным. Здесь уходу за ним посвящали все свои краткие досуги горнорабочие, труженики, работавшие день и ночь в каменноугольных копях. Гвоздика представляла для них главную усладу в их безотрадной жизни, и, выйдя из подземного мрака, из места, где им каждую минуту грозила смерть, на свет Божий, они с любовью останавливали свой взор на этом чудном цветке, который как бы говорил им, что и для них существуют радости. Они следили за его развитием, стараясь его усовершенствовать, перещеголять красотой его цвета и форм цветы своих соседей. Среди них возникло даже своего рода соревнование, соперничество, которое заполняло пустоту их обыденной жизни и создавало им новую жизнь, новое развлечение. Пьянство, разгул, разврат - все эти неизбежные спутники праздности и бесцельного существования рабочего заметно ослабли, а в некоторых случаях даже и совсем исчезли - и скромный цветок этот сделал здесь то, чего не могут достигнуть в других государствах никакие проповеди, никакие увеселения. Страсть к гвоздике сохранилась в простонародье в Бельгии и до сих пор. Теперь культура ее проникла до самых отдаленных местечек Арденн. Гвоздика сделалась здесь символом благоустроенного домашнего очага, родительской любви и родительских забот; и молодой рабочий, занимающийся тяжелым трудом на чужбине, встречая здесь цветок этот, всегда соединяет с ним воспоминание об отеческом доме. В день его благословенья мать подносит ему букет из гвоздик - как единственное сокровище и украшение, которое она может ему дать; он в свою очередь сажает куст гвоздики на ее бедную могилу - как последнее выражение его глубокой сыновней любви. Букет же из гвоздик служит и первым подарком, первым выражением любви молодого рабочего своей невесте. Все это вместе взятое служит причиной также и того, что на многих картинах старинных голландских мастеров мы то и дело встречаем женщин с букетом гвоздик в руках, а на одной из картин в Феррарском соборе видим с букетом этих цветов даже и святых. Изображение гвоздик встречается нередко и на знаменитых брюссельских кружевах. В портретной живописи, преимущественно XV-XVI веков, в руке модели она служит напоминанием о помолвке. Красная гвоздика - символ чистой любви. По фламандскому обычаю, розовую гвоздику прикалывали к платью невесты в день свадьбы. Новобрачных часто изображают с гвоздиками в руках.
Ну а в Германии гвоздика не пользовалась особой народной любовью, хотя и служила всегда символом постоянства и верности, так как цветы ее, как известно, даже будучи засушены, часто сохраняют свою окраску. Одно немецкое двустишие говорит о ней: "Гвоздика, ты теряешь свой цвет не раньше, чем смерть тебя растреплет". Немецкие поэты относились к гвоздике без особой симпатии, в то время как у французов существует особый сорт, которому дано громкое название гвоздики поэта - oeillet de poete, у немцев она слывет за цветок тщеславия, пустоты, телесной красоты и сравнивается с красивой, но пустой женщиной. Так, например, Гете говорит: "Nelken! Wie find" ich each schon! Doch alle gleichi ihr einander, Unterscheidet euch kaum, und entscheide mich nicht..." (Гвоздики! Как вы прекрасны! Но вы все схожи, едва отличишь одну от другой, и я не знаю, какую выбрать). В Германию гвоздика была ввезена еще Карлом V из Туниса, когда он, заставив отступить Соли-мана, восстановил на троне прежнего султана и освободил 22.000 христианских рабов. Как воспоминание об одержанных здесь победах и о рыцарских подвигах его воинов, гвоздика была любимым его цветком и составляла необходимую принадлежность всех его дворцовых садов.

Итальянцам, напротив же, гвоздика пришлась по вкусу. Здесь этот цветок называют талисманом любви. И нередко, проходя мимо поставленного на перекрестке дорог изображения Мадонны, можно видеть деревенскую красавицу, молящуюся с цветами гвоздик в руке. Она молится о счастливом пути и благополучном возвращении своего возлюбленного, которому предстоит переправляться через столь опасные, вследствие массы встречающихся в них бандитов, горы, и просит у Мадонны благословить цветы, которые должны служить ему талисманом против всякого рода бед. Как только все будет готово к отъезду, она пришпилит ему эти цветы на грудь и будет покойна: они защитят его от всякой напасти... В Болонье же гвоздика считается цветком апостола св. Петра, и 29 июня, в день его памяти, ее цветами украшаются все церкви и весь город. В этот день вы не встретите здесь ни одной молодой женщины, ни одного молодого человека, у которых бы не было этого цветка в руках, на груди, в волосах или в петлице. В этот день его носят в петлице даже старики и солдаты. Введенная в Италию столетием раньше, чем в Бельгию, гвоздика здесь так прижилась и размножилась, что считается многими за дикое итальянское растение, и только историческая запись, что она была возделываема в 1310 году Матвеем Сильватика в числе привезенных с востока растений и затем разведена в садах Медичи, показывает, что это растение не туземное. Это подтверждается некоторым образом также нахождением ее изображения в гербе древней итальянской фамилии графов Ронсекко. Гвоздика эта, по преданию, попала сюда, как память о цветке, который дала на счастье графиня Маргарита Ронсекко своему жениху графу Орландо, когда накануне их свадьбы он должен был внезапно отправиться во Святую Землю, чтобы принять участие в освобождении гроба Господня от сарацинов. Долгое время после этого о нем не было ни слуха, ни духа; но потом один из крестоносцев принес Маргарите печальную весть, что Орландо пал в битве, и передал ей найденный на нем локон ее белокурых волос, который Орландо взял с собой как талисман, и вместе с локоном совсем иссохший цветок гвоздики, превратившийся от пропитавшей его крови Орландо из белого в красный. Рассматривая цветок, Маргарита заметила, что в нем образовались семена, которые, может быть, уже созрели. Тогда в память своего дорогого жениха она решилась посеять их. Семена оказались действительно зрелыми, взошли и развились в гвоздичное растение, которое зацвело. Но цветы их, вместо чисто-белых, каким был данный Маргаритой на память цветок, имели посредине красное, кровавого цвета, пятно, чего до этого времени в местных гвоздиках не замечалось. Пятна эти были как бы следом крови Орландо, как бы памятью о великой принесенной им жертве - о пожертвовании счастьем всей его жизни долгу истинно верующего христианина. И вот составители герба учли этот его великий подвиг и внесли обагренный его кровью цветок в герб той, которая была для него дороже всего на свете.

Гвоздики - одни из древнейших садовых растений, во всяком случае, их впервые упоминает ещё Теофраст, живший в Древней Греции. Именно он впервые назвал гвоздики божественным цветком, считая их принадлежащими самому Зевсу, что и закрепилось в их латинском названии. Золотницкий в своей знаменитой книге «Цветы в легендах и преданиях» рассказывает, что греки считали гвоздики глазами пастушка, которого богиня Артемида ослепила за то, что он якобы разогнал своей свирелью всю дичь на её пути. Из брошенных на землю глаз появились красные гвоздики с тёмной серединкой - зрачком. Затем, гвоздики, хотя и встречающиеся по всей Европе, целых двенадцать столетий не упоминаются в литературе.

Название происходит от греческих слов "Di" - Зевс и "anthos" - цветок, что можно перевести как цветок Зевса, или божественный цветок.

Одно из английских названий гвоздик - "gilly-flowers". Некоторые считают, что происходит оно от французского названия пряности гвоздики, аромат которой схож с ароматом цветков, - clou de girofle. Но, по мнению других, оно связано с названием месяца, когда в основном цветут гвоздики. И в Англии, и у нас - это июль (July). Так или иначе, но "июльские" цветы "с запахом гвоздики" - прекраснейшее дополнение к любому цветнику.

По древнегреческому преданию, гвоздики обязаны своим происхождением гневу богини охоты Артемиды; возвращаясь после неудачного дня, она встретила игравшего на свирели пастушка и, обвинив его в том, что он распугал своей музыкой всю ее дичь, в ярости вырвала ему глаза. Позже, не вынеся жалобного взгляда этих глаз, богиня бросила их на тропинку - и из них выросли две красные гвоздики, напоминающие цветом невинно пролитую кровь, а рисунком - совершенное злодеяние (у некоторых гвоздик в центре похожее на зрачок пятно).
Достоверные упоминания о гвоздике садовой, родоначальнице современных разновидностей, относятся к XVI веку, когда ее разводили в Голландии и Франции для букетов; однако гвоздика попала во Францию еще в конце XIII века (ее привезли крестоносцы из Туниса), а в начале XIV века ее (также привезенную с Востока) возделывали в садах Медичи в Италии.

Во Франции и Англии гвоздика была цветком высших сословий, ее любили короли, в Бельгии она стала цветком простонародья, символом благоустроенного домашнего очага; в Германии она символизировала постоянство и верность. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева; из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем в русский язык.
Крестоносцы вроде бы успешно лечили ими чуму при осаде города Туниса. Некоторые исследователи считают, что именно крестоносцы привезли гвоздики в Европу как память о лечившем их и погибшем от чумы короле Людовике IХ, впоследствии причисленном к лику святых. Во Франции интерес к гвоздикам также сохранялся со времён крестоносцев, причем, появившись в этой стране вместе с воинами, она стала считаться символом победы, храбрости в битве и талисманом от ран. Наполеон, учреждая орден Почетного легиона, выбрал цвет гвоздики для его ленты. В Италию гвоздики с Востока были завезены ещё в 1310 году, и на одной из картин Леонардо да Винчи «Мадонна дель Гарофано» богородица держит в руках гвоздичку. Остальные же европейцы увлеклись гвоздиками только в XVI веке. Это тем более удивительно, что практически во всех странах Европы есть, по крайней мере, по одному дикорастущему виду этих растений. Для XVI века характерно большое количество изображений гвоздик везде, где только можно. Этот и оформление молитвенников, и многочисленные портреты людей, держащих гвоздики.

Всё в том же XVI веке культурная гвоздика появляется в Англии, где становится любимым цветком королевы Елизаветы и всей английской аристократии. Говорят, что придворный садовник Герард получил её из Польши. Шекспир упоминает гвоздику в пьесе «Зимняя сказка». Пристрастие англичан к гвоздикам дошло до того, что разные группы гвоздик имеют у них свои названия, а просто гвоздики нет. Например, тепличные гвоздики называются carnation (это слово также означает цвет лица), что связывают с тем, что дикая форма исходного вида гвоздики действительно имеет почти телесную окраску. Гвоздики, происходящие от европейской перистой гвоздики, именуются pink, в переводе - розовый; sweet-william - это бородатые или турецкие гвоздики.

В большинстве европейских стран существует множество историй увлечения гвоздиками то беднейших слоев населения, то богатейших вельмож.

Первой ввели в культуру гвоздику садовую Dianthus caryophyllus, ставшую предком современных тепличных ремонтантных гвоздик. Затем появились многочисленные гибридные формы этого вида, а также гвоздик перистой, сизой, бородатой. В настоящее время имеется несколько групп гвоздик, сильно различающихся по внешнем виду, наличию запаха, продолжительности жизни.

Замятина Н.Г. "Гвоздики".


Гвоздика (бот. Dianthus) - цветок, известный приблизительно 300 видами, со многими формами разведения, названный так, очевидно, благодаря форме плодов. Поэтому гвоздика была растением, символизирующим страдания Христа. Ярко-красная гвоздика-травянка (или картезианская) часто представлена на изображениях мадонны с младенцем. Как залог любви она изображается на картинах обручения в эпоху Ренессанса. В Новое время во Франции красная гвоздика была цветочным символом роялистов, позднее - символом социал-демократии в немецкоязычных регионах (прежде всего в "день труда", Первого мая). Напротив, приверженцы христианско-социального движения носили белую гвоздику. На турецких и кавказских коврах гвоздика является символом счастья.
Гвоздика произрастала на Ближнем Востоке и была культивирована в течение последних 2,000 лет. Некоторые ученые полагают, что имя "гвоздика" происходит от слова "корона", в честь цветов, которые использовались на Греческих церемониальных торжествах. Гвоздики были известными в древнем Риме как цветы для победителей. В Корее молодая девушка вплетает три гвоздики в волосы, чтобы узнать своё будущее. Если верхний цветок умирает первым, ее старость будет тяжёлой; если средний цветок - молодые годы принесут ей большое горе. Если же погибал нижний цветок, это сулит бедной девушке жизнь, полную несчастий.
Главным образом, гвоздики символизируют любовь и увлечение. Светло-красные гвоздики выражают восхищение, тогда как темно-красный цвет обозначает глубокую любовь. Белые гвоздики указывают на удачу и чистоту чувств. Зеленые гвоздики дарят в День Святого Патрика. Розовые гвоздики имеют наиболее символическое и историческое значение. Согласно Христианской легенде, гвоздики появились на Земле с приходом Мессии. Богородица проливала слезы на Иисуса, и гвоздики вырастали из ее слез. Розовая гвоздика стала символом материнской любви и с 1907 года принята как эмблема Дня Матери, отмечаемого в Соединенных Штатах и Канаде во второе Воскресенье мая.

Ярко-пунцовый цвет гвоздики имеет в себе как будто что-то зловещее, напоминающее кровь. И на самом деле, во многих случаях история этого цветка связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная с первого греческого мифа, повествующего об его происхождении.
Рассказывают, что однажды богиня Диана, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он своей музыкой разогнал всю ее дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем неповинен, и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза.
Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного ею злодеяния. Ее начинает мучить раскаяние, образ кротких, умоляющих о пощаде, глаз пастушка преследует ее всюду и не дает ей не минуты покоя; но поправить дело она уже не в состоянии.
Тогда, чтобы увековечить эти так жалобно смотрящие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минутку из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой своей (есть гвоздики, у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) совершённое злодеяние, а своим цветом - невинно пролитую кровь.

Таково вступление гвоздики в историю человечества. Дальнейшая ее история во многом соответствует началу. Но особенно выдающуюся роль она играет в некоторых кровавых событиях Франции.
Первое ее появление здесь относится еще ко временам Людовика IX Святого, когда этот благочестивый король предпринял в 1270 году последний крестовый поход и осадил со своими 60.000 рыцарей город Тунис.
В то время, как известно, среди крестоносцев вдруг разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Тогда Людовик Святой, твердо убежденный, что в природе против всякого яда существует и противоядие, и обладавший, как говорят, некоторым знанием целебных трав, решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, можно найти и излечивающее ее растение.
И вот он остановил свое внимание на одном прелестном, росшем на сухой, почти бесплодной почве цветке.
Его красивая окраска и сильно напоминавший собою пряную индийскую гвоздику запах заставляют его предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велел нарвать как можно больше этих цветков, сделал из них отвар и начал поить им заболевающих. Питье оказалось целебным и помогло некоторым больным. Но отвар из гвоздики - это не средство от чумы, в результате сам сам король, и Людовик IX вскоре становится жертвой болезни.

Возвратись на родину, крестоносцы в память о короле посадили семена гвоздики. С тех пор этот цветок стал одним из самых любимых во Франции.Однако целебные свойства растения долгое время приписывали святости Людовика IX. Ведь в 1297 г. Папа причислил короля-крестоносца к лику святых. По этой же причине, вероятно, известный ботаник Линней дал ей много столетий спустя научное название Dianthus, т. е. "божественный цветок".

Проходят годы - и вновь гвоздика появляется на исторической арене. Французский герой, Великий Конде, знаменитый полководца и победитель испанцев в битве при Рокруа (1649г.) очень любил этот цветок. Рассказывают, что когда облагодаря интригам кардинала Мазарини его заключили в Венсенскую тюрьму, Конде от нечего делать занялся садоводством и посадил на маленькой грядке у своего окна несколько гвоздик. Увлекшись их красотою, он так ухаживал за ними с такою любовью, что каждый раз, когда распускался цветок, он гордился им не менее, чем своими победами. Между тем жена его, урожденная де Майль-Бриз, племянница знаменитого Ришелье, женщина чрезвычайно энергичная, не оставалась в бездействии. Она подняла восстание в провинции, склонила на сторону Конде палату в Бордо и добилась наконец того, что его освободили из темницы. Узнав об этой неожиданной для него радости, Конде пришел в изумление и воскликнул: "Не чудеса ли! В то время как испытанный воин растит старательно свои гвоздики, жена его ведет ожесточенную политическую войну и выходит из нее победительницей!" С этой поры красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Конде и служит выражением их самоотверженной преданности не только ему самому, но и всему дому Бурбонов, из которого он происходит. Особенно она стала играть эту роль во времена французской революции 1793 года, когда невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего дорогого короля и бесстрашно смотрят в глаза смерти. В это страшное время цветок тот носит название гвоздики ужаса (oeillet d"horreur).

В это же время он получил особое значение и среди крестьянского населения Франции. Букетиками из гвоздик крестьянские девушки одаряли отправляющихся на войну парней, выражая им тем самым пожелание как можно скорее возвратиться невредимыми и с победой. Да и сами наполеоновские солдаты верили в чудодейственные свойства этого цветка и бережно хранили его при себе, считая его талисманом против вражеских пуль и средством, возбуждающим храбрость в битве. Вообще понятия о храбрости и беззаветной отваге были настолько связаны с этим цветком, что Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал цвет гвоздики цветом ленты этого высшего французского знака отличия и тем самым увековечил, с одной стороны, роль ее в истории Франции, а с другой - ту любовь, которую питал к ней искони французский народ. В 1815 году, когда наступила вторая реставрация, красная гвоздика изменила свое значение и стала эмблемой приверженцев Наполеона, между тем как роялисты, особенно пажи и гвардейцы, избрали своей эмблемой белую.

В Англии гвоздика появилась в XVI веке и практически сразу завоевывала симпатии царствовавшей в это время королевы Елизаветы и всей английской аристократии. Ее начали разводить и в садах, и в теплицах. Королева Елизавета не расставалась с этим цветком. Ее примеру, конечно, следовал и весь двор. За цветы платят громадные, особенно для этого времени, цены - по гинее за цветок, а большой венок из гвоздик герцогини Девонширской, вздумавшей украсить себе голову этими цветами в день одного придворного праздника, обходится ей ни более ни менее как в 100 гиней. Первым, начавшим разводить гвоздику в Англии, был придворный садовник Герард, получивший ее откуда-то из Польши. Это было в 1597 году. Прославившийся ее разведением садовод Паркинсон делит их на махровые - carnation и на мелкие, простые - gilly flowers. Среди этих сортов особенно нравился в то время "Sweet William", названный им так в честь Шекспира, который в своей "Зимней сказке" заставляет говорить о гвоздиках Пердиту: "Прелестнейшие цветы лета - это махровые гвоздики и пестрые гвоздички". О гвоздике не раз упоминают также и другие знаменитые английские поэты: Чосер, Мильтон, Спенсер. Воспевая флору, они никогда не пропускают случая воспеть и гвоздику с ее божественным запахом.

Будучи во Франции и Англии любимицей главным образом высших сословий, в Бельгии гвоздика, наоборот, сделалась любимицей бедняков, простонародья - цветком чисто народным. Здесь уходу за ним посвящали все свои краткие досуги горнорабочие, труженики, работавшие день и ночь в каменноугольных копях. Цветок этот представлял для них главную усладу в их безотрадной жизни, и, выйдя из подземного мрака, из места, где им каждую минуту грозила смерть, на свет Божий, они с любовью останавливали свой взор на этом чудном цветке, который как бы говорил им, что и для них существуют радости. Они следили за его развитием, стараясь его усовершенствовать, перещеголять красотой его цвета и форм цветы своих соседей. Среди них возникло даже своего рода соревнование, соперничество, которое заполняло пустоту их обыденной жизни и создавало им новую жизнь, новое развлечение. Пьянство, разгул, разврат - все эти неизбежные спутники праздности и бесцельного существования рабочего заметно ослабли, а в некоторых случаях даже и совсем исчезли - и скромный цветок этот сделал здесь то, чего не могут достигнуть в других государствах никакие проповеди, никакие увеселения. Страсть к гвоздике сохранилась в простонародье в Бельгии и до сих пор. Теперь культура ее проникла до самых отдаленных местечек Арденн.Гвоздика сделалась здесь символом благоустроенного домашнего очага, родительской любви и родительских забот; и молодой рабочий, занимающийся тяжелым трудом на чужбине, встречая здесь цветок этот, всегда соединяет с ним воспоминание об отеческом доме. В день его благословенья мать подносит ему букет из гвоздик - как единственное сокровище и украшение, которое она может ему дать; он в свою очередь сажает куст гвоздики на ее бедную могилу - как последнее выражение его глубокой сыновней любви. Букет же из гвоздик служит и первым подарком, первым выражением любви молодого рабочего своей невесте. Все это вместе взятое служит причиной также и того, что на многих картинах старинных голландских мастеров мы то и дело встречаем женщин с букетом гвоздик в руках, а на одной из картин в Феррарском соборе видим с букетом этих цветов даже и святых. Изображение гвоздик встречается нередко и на знаменитых брюссельских кружевах. В портретной живописи, преимущественно XV-XVI веков, в руке модели она служит напоминанием о помолвке. Красная гвоздика - символ чистой любви. По фламандскому обычаю, розовую гвоздику прикалывали к платью невесты в день свадьбы. Новобрачных часто изображают с гвоздиками в руках.

В Германии гвоздика не пользовалась особой народной любовью, хотя и служила всегда символом постоянства и верности, так как цветы ее, как известно, даже будучи засушены, часто сохраняют свою окраску. Одно немецкое двустишие говорит о ней: "Гвоздика, ты теряешь свой цвет не раньше, чем смерть тебя растреплет" . Немецкие поэты относились к гвоздике без особой симпатии, в то время как у французов существует особый сорт, которому дано громкое название гвоздики поэта - oeillet de poete, у немцев она слывет за цветок тщеславия, пустоты, телесной красоты и сравнивается с красивой, но пустой женщиной. Так, например, Гете говорит: "Nelken! Wie find" ich each schon! Doch alle gleichi ihr einander, Unterscheidet euch kaum, und entscheide mich nicht..." (Гвоздики! Как вы прекрасны! Но вы все схожи, едва отличишь одну от другой, и я не знаю, какую выбрать). В Германию гвоздика была ввезена еще Карлом V из Туниса, когда он, заставив отступить Соли-мана, восстановил на троне прежнего султана и освободил 22.000 христианских рабов. Как воспоминание об одержанных здесь победах и о рыцарских подвигах его воинов, гвоздика была любимым его цветком и составляла необходимую принадлежность всех его дворцовых садов.

Итальянцам же гвоздика пришлась по вкусу. Здесь этот цветок слывет за талисман любви. И нередко, проходя мимо поставленного на перекрестке дорог изображения Мадонны, можно видеть деревенскую красавицу, молящуюся с цветами гвоздик в руке. Она молится о счастливом пути и благополучном возвращении своего возлюбленного, которому предстоит переправляться через столь опасные, вследствие массы встречающихся в них бандитов, горы, и просит у Мадонны благословить цветы, которые должны служить ему талисманом против всякого рода бед. Как только все будет готово к отъезду, она пришпилит ему эти цветы на грудь и будет покойна: они защитят его от всякой напасти... В Болонье же гвоздика считается цветком апостола св. Петра, и 29 июня, в день его памяти, ее цветами украшаются все церкви и весь город. В этот день вы не встретите здесь ни одной молодой женщины, ни одного молодого человека, у которых бы не было этого цветка в руках, на груди, в волосах или в петлице. В этот день его носят в петлице даже старики и солдаты. Введенная в Италию столетием раньше, чем в Бельгию, гвоздика здесь так прижилась и размножилась, что считается многими за дикое итальянское растение, и только историческая запись, что она была возделываема в 1310 году Матвеем Сильватика в числе привезенных с востока растений и затем разведена в садах Медичи, показывает, что это растение не туземное. Это подтверждается некоторым образом также нахождением ее изображения в гербе древней итальянской фамилии графов Ронсекко. Гвоздика эта, по преданию, попала сюда, как память о цветке, который дала на счастье графиня Маргарита Ронсекко своему жениху графу Орландо, когда накануне их свадьбы он должен был внезапно отправиться во Святую Землю, чтобы принять участие в освобождении гроба Господня от сарацинов. Долгое время после этого о нем не было ни слуха, ни духа; но потом один из крестоносцев принес Маргарите печальную весть, что Орландо пал в битве, и передал ей найденный на нем локон ее белокурых волос, который Орландо взял с собой как талисман, и вместе с локоном совсем иссохший цветок гвоздики, превратившийся от пропитавшей его крови Орландо из белого в красный. Рассматривая цветок, Маргарита заметила, что в нем образовались семена, которые, может быть, уже созрели. Тогда в память своего дорогого жениха она решилась посеять их. Семена оказались действительно зрелыми, взошли и развились в гвоздичное растение, которое зацвело. Но цветы их, вместо чисто-белых, каким был данный Маргаритой на память цветок, имели посредине красное, кровавого цвета, пятно, чего до этого времени в местных гвоздиках не замечалось. Пятна эти были как бы следом крови Орландо, как бы памятью о великой принесенной им жертве - о пожертвовании счастьем всей его жизни долгу истинно верующего христианина. И вот составители герба учли этот его великий подвиг и внесли обагренный его кровью цветок в герб той, которая была для него дороже всего на свете.

Мария Пузикова

К сожалению, с каждым годом остается все меньше очевидцев и участников тех страшных военных событий 1941-1945 годов. Но память о том подвиге , который они совершили, бессмертна. Память о людях , которые вырвали Победу ценой собственной жизни будет жить в сердцах еще многих последующих поколений.

Выразить огромную благодарность и почтение нашим дорогим ветеранам в День Победы можно разными способами. Одним из знаков внимания и уважения являются цветы. Гвоздики и по сей день являются символом нашей памяти и благодарности .

Красная гвоздика является символом пролитой крови, поэтому ее так много именно в День победы, ведь это еще и день памяти всех погибших .

Красный цвет является символом победы - это цвет знамени непобедимой Красной армии.

Красный цвет – цвет Победы, сильный, доминирующий, мужественный .

Красные гвоздики могут также символизировать фрагменты салюта.

Красная гвоздика – олицетворение мужества , храбрости, побед и преодоления трудностей. Гвоздики говорят о восхищении человеком, о том, что мы всегда будем помнить его. Ведь мы восхищаемся нашими ветеранами и обязаны им очень многим, что у нас сейчас есть!

На протяжении всего послевоенного времени именно гвоздики вручали героям войны 9 мая.

Вот и мы решили смастерить алые гвоздики , чтобы в памятный день , возложить их у вечного огня. Предлагаем Вам мастер-класс по созданию гвоздики из плотной гофрированной бумаги.

Для работы нам понадобится :

Гофрированная бумага красного и зеленого цветов;

Деревянные шпажки длиной 30 см;

Клей ПВА-М;

Ножницы.

Из гофрированной бумаги красного цвета вырезаем полоски длиной 50 см и шириной 7 см.

Мысленно делим полоску на три части и третью часть сгибаем.


Теперь, начиная с самого края полоски, делаем "гармошку". Растягиваем край, перебирая пальцами от себя - к себе.


Таким образом растягиваем всю полоску.


Теперь плотно скручиваем полоску и склеиваем край, чтобы получился цветок.



Вставляем шпажку в головку цветка, приклеиваем листочки, обматываем шпажку полоской зеленой бумаги (приклеиваем к шпажке вначале и вконце, закручиваем лепесточки, и гвоздика готова .




Символ Великой Победы - алая гвоздика , словно капелька крови, пролитой за Отчизну в годы Великой Отечественной Войны.

С Днем Победы! Ура!



Статьи по теме: