Индонезийские лодки. Like Lodka

Финансисты Екатерина Юганова и Ян Аверкиев уволились из крупной компании, продали свое имущество и уехали путешествовать по миру. По возвращении в Россию они открыли дизайнерское бюро с мебелью из старых индонезийских лодок. Екатерина и Ян рассказали Recycle о том, почему решили сменить стабильную работу с хорошим заработком на непредсказуемый экологический стартап.

О проекте

Like Lodka началась с того, что в 2013-м году мы уволились из крупной компании и продали большую часть своего имущества. На вырученные деньги отправились в большое путешествие, объездили множество стран и обосновались на несколько месяцев в Индонезии. Именно здесь мы впервые увидели мебель из старых рыбацких лодок. Мы настолько полюбили эту идею, что решили реализовать ее в России.

Проект Like Lodka был запущен в Москве несколько месяцев назад. Полгода готовили первую коллекцию мебели в Индонезии, где находится фабрика. Там работают местные жители, которые собирают старые рыбацкие судна по всей стране. Мы же отвечаем за дизайн продукции, очистку и реставрацию полученного материала и нанесение натурального лака. Сейчас в нашем ассортименте стеллажи, комоды, шкафы для вина, табуреты, стулья и многое другое.

О лодках

Мы очень ценим вещи с историей, именно поэтому предметы интерьера Like Lodka сделаны из рыбацких лодок, которым по 15-20 лет. Мы целенаправленно избегали новодела и оставляли оригинальную покраску, которая складывалась десятилетиями. Рыбаки каждые 2-3 года латают свои судна, обновляя их цвет, поэтому с течением времени получается «абстрактная живопись».

Все лодки изготовлены из массива благородных пород древесины: тика, махогона, суара. Многие были сделаны из цельных стволов. На изготовление одного стеллажа уходит половина небольшого рыбацкого судна. Мы привезли в Россию контейнер готовой мебели, которую сделали в Индонезии из 50 лодок. Он шел почти два месяца.

Сейчас вся продукция хранится в нашей мастерской, которая находится на территории «Оптического цеха». Это закрытое арт-пространство на Таганской. Стоимость одного шкафа ручной работы - 50 тысяч рублей.

О команде

Нас в команде двое - я и мой молодой человек Ян. Мы познакомились в крупной корпорации, где я работала в отделе международной отчетности, а Ян - в отделе рисков. Оба не получали удовольствие от своей профессии и думали о побеге из финансовой сферы.

Я давно и хорошо рисую, Ян делал в свободное от работы время свечи, ширмы и светильники. Нам обоим хотелось открыть дело, в котором первостепенным были бы не деньги, а социальный аспект, общение с людьми и креативные идеи.

О миссии

Меня давно поражает и удручает то, с какой прогрессирующей скоростью и одержимостью люди уничтожают природу ради ресурсов. Именно поэтому вся наша мебель изготавливается вручную путем ресайклинга, что подразумевает повторное использование вещей. Для нас важно, что на изготовление продукции Like Lodka не идет ни одно срубленное дерево.

Тема экологии и повторного использования сырья пока не очень популярна в России, но рано или поздно мы к этому придем. И нам с проектом Like Lodka хочется продвигать в массы идею уважительного отношения к окружающей среде. Кроме того, стартап позволяет нам проявлять свою социальную ответственность в работе с развивающейся страной.

Индонезийские рыбаки занимаются сложнейшим физическим трудом и получают за него гроши. Продать кому-то свое старое судно раньше было для них невозможным. Мы же используем лодки для изготовления новой продукции и стараемся создать на них спрос.

Идею для проекта Like Lodka московские художники Катя Юганова и Ян Аверкиев привезли из путешествия, точнее, из Индонезии, где обнаружили, что из старых рыбацких лодок делают мебель. Вообще лодок в этой стране больше, чем автомобилей – рыбаки есть почти в каждой семье. Традиционная посудина, выдолбленная из дерева, служит хозяину лет 15−20, потом ее меняют на новую. Однако, жизнь старого судна на этом не всегда заканчивается.

Местные жители заметили, что старые лодки приводят приезжих в неописуемый восторг. Туристам нравится грубая фактура дерева, яркие цвета и винтажная красота облупившейся краски.

Так что старые лодки теперь не выбрасывают . Есть фабрики, куда можно сдать отслужившее свой век судно за вознаграждение. Там лодки распиливают на части, которые компилируют между собой, превращая в мебель и предметы интерьера.

Увидев всю эту экзотическую роскошь, Катя и Ян решили , что такие вещи просто необходимы Москве. Отобрали самые интересные экземпляры и отправили первую партию. Уже в московской мастерской довели мебель до ума: отреставрировали и покрыли лаком. Причем решено было мебель не подкрашивать, а лишь бережно сохранять и консервировать то цветовое сочетание, которое сложилось естественным образом за долгие годы.

После обработки корабельной древесины профессиональными реставрационными материалами оригинальный окрас становится крепче, повышается его износо- и влагостойкость. Благодаря этому мебель Like Lodka вполне можно использовать на улице.

Строго говоря, мебель из старого дерева, в том числе из лодок, для Москвы не новость. Шкафы, буфеты, сундуки, комоды, стулья из видавшей виды корабельной древесины можно найти в ряде столичных салонов.

Однако в бюро Like Lodka ассортимент особенный. Главным образом это стеллажи и винные шкафы, при производстве которых была сохранена не только фактура древесины, но и форма лодки.

Большинство шкафов названы в честь великих художников. Разумеется, имена даны лодкам не случайно, а за некоторое сходство палитры и живописной манеры.

К примеру, шкаф Mone сделан из 25−летней лодки с острова Ломбок. Окрас сохранен таким, каким создал его рыбак. Лодка проплыла 20 000 км через половину мира, чтобы обрести новую жизнь в вашем доме. Нет никаких сомнения – такая уж точно не разобьется о быт!

Увидеть весь ассортимент и приобрести мебель можно на

Нас привлекают необычные, интересные, яркие, ни на что не похожие вещи. Именно так, листая Инстаграм в поиске нестандартных идей, новых развитий и креативного мышления, мы очутились на странице Like Lodka . Бренд молодой (открылся в 2014 году), но уже успевший стать популярным и востребованным. «Мебель из старых кораблей» буквально ворвалась в мир дизайна, покорив публику вышедшими из строя лодками, которым дали второй шанс и новую жизнь! Особой популярностью пользуются лодки, сделанные под стеллажи или винные шкафы.

Основатели проекта Ян и Екатерина любезно приняли нас в своём шоуруме. Всегда приятно видеть людей, которые с такой любовью и огнём рассказывают о своём деле!

Фото: Евгения Южная | Моника Дубинкайте

Кто был инициатором организации фирмы, с чего начинали, и долгим ли был проделанный вами путь от первоначальной задумки до её воспроизведения?

Ян: Инициатора два - это я и Катя. Идея возникла из ниоткуда, если вкратце, то наша история такова: мы работали в офисах, в какой-то момент устали от них и приняли решение уйти. В 2013 году уехали путешествовать и, будучи в Индонезии, наткнулись на мебель из лодок. Изначально испытали не совсем понятные эмоции: нас удивил яркий, непонятный старинный предмет необычной формы, довольно топорной работы. Мы считаем наши объекты революционными, потому как все привыкли к прямоугольной мебели, а у нас – гладкие вытянутые формы.

Мы путешествовали в течение полугода, в голову приходило множество идей, которые подвергались анализу, чтобы это не стало просто эмоциональным порывом. В итоге идея с мебелью из лодок запала в наши сердца и уже никогда их не покидала, и было принято решение двигаться в этом направлении. Объехав 13 стран, мы вернулись в Индонезию и начали исследовать вопрос: С чего начать? Откуда взялись подобные предметы? Ездили по производствам, искали и смотрели, где бы мы могли производить нашу линейку мебели?

Надо сказать, что мы не профессионалы – не дизайнеры, не архитекторы, мы – экономисты, финансисты, инженеры, никогда не имели дела с подобным направлением. Предпосылкой послужило то, что у меня всегда была тяга к ремеслу. Для отдыха от рутинной работы в офисе мы оборудовали одну из 2 комнат нашей квартиры под мини-мастерскую. Там я отливал свечи, делал ширмы, светильники, но всё это было чисто домашним весельем. А Катя всегда увлекалась живописью. Мы нашли дело, в котором смогли объединить наши увлечения. Здесь присутствует и цвет, это и не совсем мебель, а скорее арт-объект.

Также немаловажным фактором является наше стремление к экологическому образу жизни, и вот мы делаем супермассивные вещи из потрясающего дерева. В них смешаны практически все тропические породы: красное дерево, железное дерево, тик. Для того чтобы сделать наш комод (вес которого 110 кг!), необходимо было бы срубить дерево, которому 12-15 лет, диаметр ствола 15-20 см. Поэтому каждый предмет, сделанный Like Lodka, – это, как минимум, одно спасённое дерево!

На вашем сайте написано, что на разных островах Индонезии формы морских суден сильно отличаются, соответственно, в каждой лодке можно распознать свою историю.

Катя: Да, например, почти у всех лодок есть «нос», строение которого отличается в зависимости от того, где было сделано судно. Его очень сложно сохранить целым, это самая первая часть, которая разбивается, поэтому у многих изделий «нос» срезан, но есть особенно редкие и ценные экземпляры, у которых нос уцелел, и это – наши трофеи.

Ширина зависит от функции или места изготовления?

Катя: На самом деле, то, что стоит у нас в студии, это довольно широкие изделия. Традиционные лодки обычно 15 – 20 см, потому как берётся среднестатистический ствол дерева, поэтому обычно они очень узкие, а длина может достигать 6 метров.

Ян: Вся прямоугольная мебель сделана из корабельной древесины. Это большие корабли, 50 метров в длину, если лодки плавают 15-20 лет, то корабли – 40-50 лет. Предметы состоят из бортов кораблей с их оригинальной окраской, с дырочками от деревянных гвоздей, соединяющих доски между собой. До сих пор при строении подобных морских суден используется старинная технология, только деревянные гвозди заменили на металлические.

То есть вы ничего не докрашиваете, а как насчёт дальнейшей обработки? Есть ли в ней необходимость?

Ян: Без обработки никак нельзя. Много слоёв краски, которая после долгой эксплуатации частично вымывается и отходит от постоянного взаимодействия с водой. Перед нами стоит непростая задача: с одной стороны, мы хотим максимально сохранить цвет, с другой стороны, надо сделать всё так, чтобы ничего не отваливалось и не шелушилось. Внешне поверхности выглядят шероховатыми и супер старыми, но проведя рукой, обнаруживаешь, что всё гладко и ничего не цепляется. При обработке сначала очищаются крупные части, далее идёт шлифовка, покрытие антисептиком и затвердителем, который фиксирует оставшийся цвет. И последним этапом осуществляется классическое покрытие лаком в 3 слоя с использованием шкурки между слоями, в итоге получается приятная гладкая поверхность.

Скажите, кто ваши клиенты? В интерьеры какого характера и стиля попадает мебель Like Lodka?

Катя: Несмотря на то что многие считают нашу мебель подходящей для лофтов, мы пытаемся развенчивать этот миф. Например, наша тема стала популярна в решениях детских комнат, баров, частных домов.

Ян: Первые свои лодки мы продали на выставке Московского мебельного салона, в которой нам довелось принять участие после месяца открытия нашего бренда. Тогда нам очень повезло с предоставленной площадью и ценой за квадратный метр. Я, будучи максималистом, решил привезти туда 20 лодок.

Катя: Наша первая коллекция состояла из 60 лодок, 1 комода и 2-х стульев. Это в последствии мы стали разрабатывать и другие предметы мебели. В общем мы представили на выставке 15 лодок и комод.

Ян: Мы были совершенно неизвестные среди довольно уже развитых фирм, но мимо нашего стенда невозможно было пройти! Сыпались вопросы: «Что это?», «Ребята, откуда вы?». Мы сразу со всеми познакомились, и как-то так получилось, что мы всем понравились. И там же случилась наша первая продажа. Пришла девушка со своим дизайнером и купила у нас сразу 5 лодок (1 винную и 4 стеллажа), чтобы поставить в шикарный дом.

В каком стиле решено пространство этого дома?

Ян : Стиль хай-тек, много стекла и металла. В интерьере присутствует большое количество антиквариата, привезённого из разных стран, на стенах висят картины современного искусства. Лодки прекрасно вписались.

Катя: Вообще, когда за дело берётся дизайнер, то интерьеры получаются очень интересными и достойными. Потому что вписать Like Lodka в лофт - это самое простое, а вот поставить подобные объекты в эклектичные или классические интерьеры нужно уметь. Как правило, наши покупатели редко приходят с дизайнерами, нечасто приходится иметь дело с шикарным частным жильём.

Здорово было бы обставить ресторан вашей мебелью, но это получается довольно дорого, чего только будут стоить одни столы!

Катя : Мы как раз работаем над этой темой, собираемся запустить более демократичную линейку и начинаем именно со столов. Мы задумались, как удешевить процесс. Объединим производства России и Индонезии. Это будет дешевле, потому что у нас очень много средств уходит на растаможку по весу, в связи с этим и цена на изделия не низкая. Получится некий конструктор, то есть будет металлическое основание (сделанное у нас), затем люди смогут выбрать различные доски (доставленные из Индонезии) по размеру, форме и цвету и далее вписывать в интерьер.

Собираетесь ли вы в будущем привнести нашу культуру в свои изделия?

Катя: Нам очень часто советуют обратить внимание на карельские лодки, возможно, позже появится Like Lodka Russia.

Ян: Мы выбрали Индонезию не потому, что хотим внедрить чужую культуру в нашу страну, просто надоели светлые, однотонные интерьеры, которые представляет Италия в своей мебели, столь полюбившаяся нашему потребителю своей изысканностью и бесспорным качеством. Но мы за то, чтобы активно работать с цветом, уходить от стандартов, использовать сложные элементы, привносить «изюминку» во внутреннее пространство. Как только лодка попадает в интерьер, трансформации неизбежны.

Катя: Дело даже не в ярких цветах или обтекаемой форме. Появляется почва для внутреннего диалога. Решение поставить в интерьер лодку проходит через стадию определённой внутренней борьбы. Вроде бы и нравится, и хочется, но что скажут друзья, родители…

Ян: Самые интересные клиенты, и у нас их большинство, которые именно проходят эту борьбу, испытывают сомнения. Они все в основном незаурядные люди, которые любят путешествовать , смотрящие по сторонам, иногда пережившие внутренние изменения. Собственно, это то, с чего мы сами начали, когда изменили полностью свой жизненный уклад, место работы, пересмотрели планы на будущее и начали всё с нуля.

Насколько быстро получилось наладить процесс производства? Как происходит общение с местным населением, и сколько раз в год вам приходится ездить в Индонезию?

Ян: Сложнее всего было наладить контакт с местными жителями. Наше производство находится на острове Ява. Все знают Индонезию по острову Бали, где рай на земле, где все доброжелательны и знают английский. Приезжаешь на Яву, и это абсолютно другой мир! Люди абсолютно открытые, но к ним нужно найти подход, сложность заключается в том, что они очень своенравны. Если у них есть способ, которым они делают, то никакой другой уже не признают. Там с людьми надо дружить, только тогда они начнут с тобой разговаривать. Мы на скутере проехали по разным городкам, общались с разными мастерами, показывали чертёж, спрашивали, сумеют ли сделать по нему необходимый объект, но вся эта затея провалилась. Потому что сначала сбегается вся родня, потом 2 часа чаепития и разговоров, а когда доходит до дела, то слышишь отказ. Но в таком случае есть хотя бы шанс, что, может, согласится, а если сразу переходить к конкретному вопросу, то точно на утвердительный ответ нельзя надеяться.

Катя : Мы немного изучили индонезийский, потому что никто не знает английского. Знание языка подкупает, 100 слов + Google-переводчик + рисунки дают возможность строить разговор.

Ян: Перед каждой новой коллекцией мы едем в Индонезию. Изготовление занимает 2 месяца . Всё это время мы находимся там и следим за процессом. Там же мы снимаем всю коллекцию в трёх – четырёх разных ракурсах и загружаем на сайт. У людей должна быть возможность ознакомиться со всем ассортиментом.
Сейчас мы ждём новую коллекцию. 2 месяца уходит на изготовление, 1,5-2 на транспортировку и доставку .

Катя: Первая коллекция продавалась в течение года, сейчас мы вышли на 6 месяцев, поэтому ездим туда 2 раза в год.

Что значит новая коллекция? Чем каждая следующая отличается от предыдущей?

Ян: Это всегда лодки и эксперимент.

В первой коллекции были лодки, и экспериментом стали несколько прямоугольных предметов, особое внимание привлёк к себе комод.

Во второй - лодки, элементы мебели (комоды, стулья, бар) и декор. Эксперимент - комод, состоящий из 2 частей лодок в виде бесконечности.

Третья коллекция будет белее узкой, потому что все знают наш бренд по лодкам, но очень немногие в курсе, что помимо них есть теперь и большое количество разнообразной мебели, декора и аксессуаров. Так получается, что на данном этапе чем больше выбор, тем хуже. Люди идут на сайт за лодками, видят кучу всего, теряются и уходят. У нас уже наметились фавориты среди наших экспонатов. В виде эксперимента везём целую лодку и шикарные кресла.

Нам безумно интересно увидеть новую коллекцию. Ребята развиваются семимильными шагами, у них огромное количество планов на будущее. Мы желаем им удачи и процветания!

Ян Аверкиев и Екатерина Юганова уволились со стабильной работы в крупной корпорации и отправились в долгое путешествие. Во время поездки по Индонезии их внимание привлёк необычный материал - старые рыбацкие лодки и корабельная древесина. Так скучную работу с финансами заменило производство необычной мебели под брендом Like Lodka. За несколько месяцев им удалось продать почти половину из первой партии, они надеются выйти на окупаемость к концу года.

Уход из офиса

Ян Аверкиев и Екатерина Юганова

сооснователи проекта Like Lodka

Ян: Вход по пропуску, дресс-код, машина на стоянке, отпуск раз в год, когда скажут. И бумаги, бумаги, бумаги... Последние пару лет я работал в крупной корпорации, которая занимается производством мясной продукции. В этой компании мы и познакомились с Катей. Она трудилась в соседнем отделе международной отчётности.

Катя: До этого мы оба занимались аудитом: я - в инвестиционной сфере, Ян - в нефтегазовой отрасли. Было скучно. А когда занимаешься неинтересной работой и не особо её любишь, то нужна какая-то отдушина. Именно этим для нас стало творчество. Поэтому я после работы рисовала, а Ян работал в нашей мини-мастерской. В неё мы переоборудовали одну из комнат нашей съёмной квартиры. Ян сначала делал декоративные свечи, потом увлёкся созданием деревянных ширм. Сделал несколько, и они сразу разошлись по друзьям. Появились первые наработки и эскизы предметов интерьера.

Ян: И всё же мы не вели две параллельных жизни, а были обычными офисными работниками. Это было хобби, не заработок. И уж тем более не полноценный проект. Тем не менее решение о глобальных переменах витало в воздухе. Каждый квартал у Кати на работе была большая загрузка - приходилось задерживаться в офисе до 10–11 вечера. Она приходила расстроенная и очень уставшая. Работа в корпорации и мне не приносила удовольствия. И в один день негатив всё-таки перевесил все возможные радости от денег. Тогда я предложил Кате авантюру - уволиться из корпорации и отправиться за вдохновением в большое путешествие. Она, не раздумывая, согласилась.

Большое путешествие и бизнес-идея

Катя: На подготовку к отъезду ушло полгода. Мы сразу свели к минимуму свои расходы и постепенно продали практически всё имущество. В итоге у нас осталось всего шесть-семь коробок с одеждой. И в начале мая прошлого года мы, уже безработные, сели на поезд Москва - Владикавказ. Обозначили для себя дедлайн: пройдёт полгода - подводим итоги.

Из Владикавказа автостопом мы добрались по военной дороге до Тбилиси. Потом из Грузии отправились в Стамбул на автобусе, который шёл 27 часов! Оттуда у нас был самолёт в Индию, затем, побывав в Шри-Ланке, мы улетели в Сингапур с Малайзией. И, наконец, оказались в Индонезии.

Ян: В этой стране множество островов. Основные - Суматра, Ява и Бали. Побывали на каждом из них. Несколько дней провели на необитаемом острове в хижине из бамбука, еду готовили на костре.

Ян сначала делал декоративные свечи, потом увлёкся созданием деревянных ширм

Перед отлётом во Вьетнам мы снова вернулись на Бали. Там случайно оказались в арт-квартале, где и увидели мебель из лодок. Мы были шокированы этим материалом. С ним хотелось работать! Естественно, загорелись этой идеей. Но по ходу путешествия нас много что увлекало, поэтому решили, что нужно дать этой задумке время. И уехали на три месяца. Дальше был Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Таиланд. Так прошло полгода. Обсудили и поняли, что идея с лодками - лучшая, и снова полетели в Индонезию.


Перед тем, как превратиться в мебель, лодка служит рыбакам, которые время от времени её перекрашивают


Поиск производителя

Катя: Когда вернулись в этот арт-квартал, поговорили практически с каждым лавочником, но точной информации о производителе так и не узнали. Нам обозначили только примерный район острова Явы. Мы сели на скутер и отправились на поиски.

Каждый день мы двигались вдоль побережья и заезжали в новый населённый пункт. Общались с жителями, но никто не знал, где может находиться производство. Разговоры затягивались на долгие часы, потому что с индонезийцами нужно сначала часа три болтать на отвлечённые темы и только потом задавать важные вопросы. Английский местные знают очень плохо. Нам даже пришлось специально выучить основной набор слов на индонезийском.

Ян: Небольших мастерских было много, но мы искали производителя, который не только сделает качественную мебель из старых лодок, но и сможет реализовать наши наработки и эскизы. Нашли такого изготовителя совершенно случайно - через очередного знакомого. Где именно находится фабрика - секрет. Слишком тяжело нам досталась эта находка: пришлось проехать на скутере 2 тысячи км под палящим солнцем и частыми ливнями.

Мы долго беседовали с хозяином фабрики: нам было важно понять, что это за человек, какой у него подход к работе. В итоге мы подружились и остались на острове на четыре месяца. Так в декабре 2013 года родилась Like Lodka.

Производство мебели

Катя: Даже сами индонезийцы не помнят, кому принадлежит идея делать мебель из рыбацких лодок. Уникальность этого материала не только в том, что лодки изготавливаются из благородных пород тика, манго или махагона. Главная изюминка - в фактуре и цвете. Лодкам, которые мы берём для производства, 15–20 лет, за это время рыбак красит её разными цветами около пяти раз. Когда от старости краска начинает облезать, проглядывают старые слои - получаются уникальные сочетания цветов.

Ян: Такие лодки и корабельную древесину наш друг - хозяин фабрики - скупает на островах. Материал сушат, после этого мы отбираем из него лучший по качеству, затем распределяем по цветовым сочетаниям. Очень много белых и синих оттенков - мы старались найти более редкие и яркие цвета.

На фабрике, где работает десять человек, мы старались контролировать все процессы. Вставали каждый день, кроме воскресенья, в семь утра, чтобы успеть на начало смены. Станков на производстве нет - всё изготавливается вручную. Поэтому к обработке древесины пришлось подойти с особой тщательностью: артефакты артефактами, но в Москве люди хотят, чтобы мебель была приятна на ощупь, даже если она сделана из 70-летнего корабля. Пришлось этому обучить местных работников. Особое внимание уделяли гладкости тех поверхностей, с которыми контактирует владелец мебели, - полок, подставок под вино и фасадов стеллажей. Внутреннее покрытие же старались оставить максимально оригинальным. Получается вещь с историей: остаются даже рытвины, которые образовывались при выдалбливании лодки из цельного бревна.

Лодкам, которые
мы берём для производства, 15–20 лет , за это время рыбак красит её разными цветами около пяти раз

Катя: За три месяца мы подготовили 70 предметов мебели - лодки-стеллажи, подставки для вина, стулья и комоды. Всё уместилось в 20-футовый контейнер. За полтора месяца до отправки его в Россию мне пришлось съездить в Москву, оформить юрлицо, уладить все дела с таможенными брокерами, арендовать склад-мастерскую. Огромных трудов стоило «связать» российскую и индонезийскую сторону: при подготовке пакета документов, кажется, никто, кроме нас, не торопился. В день, когда была загрузка контейнера, мы пробыли у машины двенадцать часов. И, наконец, когда контейнер закрыли и отправили в порт, выдохнули с облегчением. Мы знали, что увидим его только в апреле, через два месяца.

На то, чтобы изготовить и привезти первую партию мебели, у нас ушло порядка 1,8 миллиона рублей. Это наши личные накопления и деньги от продажи имущества. Кредиты принципиально брать не хотелось. Одной из самых затратных статей бюджета оказалась таможня. Стоимость процедуры зависит от веса товара: в то время как обычный шкаф весит 5–10 килограмм, наш - минимум 30 килограмм.


Одной из самых затратных статьей расходов стала транспортировка готовой мебели с острова в Москву



Продажи

Ян: Вернувшись в феврале в Москву, мы сразу занялись разработкой сайта. Но компании, к которым мы обращались, предлагали абсурд за огромные деньги. Выручил друг. Он разработал и весь фирменный стиль.

Катя: После того, как сайт был готов, мы сразу разослали пресс-релизы в профильные СМИ - в ответ они прислали только коммерческие предложения. Но тут нам повезло - за пару дней до конца регистрации на «Московский международный мебельный салон - 2014» Ян знакомится с куратором площадки для начинающих дизайнеров Design Village. Нам выделили хороший стенд, где мы представили большую часть своей коллекции. Конечно, мы переживали за наш авантюрный проект, боялись, что профессионалы могут его не оценить. Но всё вышло наоборот! Мы получили отличный фидбэк и продали первую вещь. К нам поступило много предложений о сотрудничестве от региональных компаний, московских шоу-румов и дизайнеров. Потом мы ещё принимали участие в нескольких городских мероприятиях.

Ян: Часть нашей коллекции сейчас представлена в московских шоу-румах, но своего у нас нет. В первую очередь потому, что ежемесячная аренда будет тяготить. К тому же у нас нет цели поставить «лодку в каждый дом». А если кто-то хочет прийти к нам в мастерскую и выбрать модель, то мы только рады. Однако вся мебель запакована - лучше сначала выбрать на сайте две-три модели, которые мы подготовим к приходу клиента.

Продано пока меньше половины первой партии. Стоимость небольших шкафов-лодок начинается от 25 тысяч рублей, полноразмерных - от 50. На самоокупаемость планируем выйти по итогам года. К осеннему сезону приготовили сюрприз - браслеты, серьги, подвески из небольших кусочков старых кораблей и лодок.

Планы

Ян: Москва - это тестовый полигон. Сейчас ведём переговоры с региональными продавцами. Возможно, уже в ближайшее время наша мебель будет представлена не только в столице.

Мы занимаемся разработкой новых моделей и их адаптацией к производству. Мы хотим донести до потребителя, что мебель не обязательно должна быть привычного цвета и формы. В следующий раз мы поедем с заказами наших клиентов.

Катя: Хоть и работа на фабрике - это тяжёлый физический труд, но она приносит нам удовольствие. Мы отправились в путешествие на поиски того дела, от которого будет чувствоваться отдача, будут видны результаты. Мы его нашли.

Фотографии: Михаил Лоскутов

Мебель не подкрашивается в Москве – все лодки и корабли расписаны самими владельцами бескомпромиссно яркими красками. Средний срок службы таких кораблей и лодок – 15-20 лет. Хозяин с любовью обновляет дизайн своего судна каждые 2-3 года, постепенно подкрашивая его износившиеся части.

Когда жизнь лодки подходит к концу, ее цветовое наполнение – настоящий объект абстрактной живописи. Только посмотрите на эти цвета и текстуры!



Сначала Катя и Ян подумывали, не стоит ли облагородить и отреставрировать материал, но появилась опасность, что тогда он потеряет свою уникальность и шарм старины. Поэтому обработка у лодок минимальная, она позволяет сохранить их оригинальный цвет и узорную красоту трещин: поверхность лодки обшкуривают, чтобы исключить возможность получить занозу и сделать материал более приятным на ощупь, и наносят специальный матовый состав для закрепления цвета.

Я спросила, как цветовые решения на боках лодочек получаются настолько красивыми и гармоничными. Катя объяснила, что у жителей этой страны есть какой-то свой особый художественный вкус: "Образ жизни, дома, природа и религия – во всём есть своя красота". По словам Кати, в любом из портов Явы, Ломбока, Бали и других островов у них с Яном возникало ощущение, будто они находятся в какой-то картинной галерее.

Конечно, не весь материал, который привозят с дальних островов, эстетически привлекателен. Команда "LikeLodkи" очень тщательно его отбирает. Я почувствовала, что ребят завораживает цвет и сочетания оттенков. В течении трех месяцев Катя и Ян выбирали нужный материал, буквально роясь во дворе фабрики в поисках идеальных кусочков – по цветам детали и доски не сортируют, поэтому приходится как следует повозиться. Обычно склады представляют собой огромное пространство под открытым небом, все заваленное досками.

Я поняла, что Ян с Катей очень тщательно контролируют процесс отбора, стараются максимально в нём участвовать и подробно объяснять, какого цвета или размера лодка им нужна. Например, сначала вот этот красивейший комод собрали из слишком темных частей. Тогда Кате с Яном пришлось отправиться в хранилище фабрики в поисках самых цветных и красочных кусков дерева.

Теперь, когда я смотрела на этот комод в магазине "Depst", в голове вспышками возникали яркие полотна Джексона Поллока.

Сейчас у молодой "LikeLodkи" первый привоз. Для него Катя с Яном заказывали 20-футовый контейнер с 70 лодками и комодами. Лодочки загружали прямо при них – молодые художники очень внимательно отнеслись к упаковке, потребовав несколько слоёв картона для обворачивания мебели, чтобы она благополучно доехала до Москвы.

И хотя габариты контейнера были заранее тщательно просчитаны, уже при погрузке лодок вдруг обнаружилось, что место ещё осталось! Тогда в оперативном режиме пришлось утрамбовывать его другими предметами интерьера: иначе лодки могли повредиться при перевозке.


Табурет был схвачен в процессе производства, поэтому доводили его до идеального состояния уже в мастерской в Москве. Вот Ян шкурит шершавую поверхность дерева и на ощупь сразу чувствуется, как она становится приятнее.

Все лодочки живут и умещаются в мастерской размером 16 квадратных метров, где Катя и Ян самостоятельно сделали второй этаж для лодок.

В тот день, когда родные лодочки приближались к Москве, пара ночевала в своей мастерской в двухместном гамаке, потому что в дневное время грузовые машины не могут заезжать в центр. В 5 утра долгожданный груз прибыл и где-то к 7 утра все лодочки заняли свои места.

Катя и Ян называют свою мастерскую "Домом Лодочек". И здесь действительно особенная, домашняя атмосфера. Даже немножко таинственная. Вот они стоят – деревянные сокровища – недвижно и тихо, запакованные, стройные, в вечерних солнечных лучах играет пыль, пахнет краской и деревом. И так хотелось посмотреть, что за фактуры и цвета прячутся под однотонным серо-желтым картоном.


"LikeLodka" гордятся тем, что предлагают нетривиальный для нашей страны дизайн и любят планету: мебель выполнена по принципу “recycle”, что означает – ни одного срубленного дерева. Бренд разделяет философию экодизайна, более чем актуальную сейчас во всем мире. Лодкам и кораблям дается вторая жизнь – только уже на суше.

Катя вдохновенно рассказывала мне, что на каждом этапе –в выборе лодки, в её покупке – уже присутствует элемент творчества, потому что эти необычные предметы требуют эмоционального вовлечения в процесс.

Ян и Катя на втором этаже своей студии


Поначалу Катя с Яном думали, что их целевой аудиторией будут кафе и рестораны или дизайнеры. Но основными и самыми отзывчивыми покупателями оказались простые люди, которые хотели бы иметь эту уникальную вещь у себя дома. Потому что другой такой больше не будет.

Лодка в интерьере


"LikeLodkа" – прогрессивный бренд, открытый любым предложениям. Если у вас есть есть идеи насчет мебели из корабельных досок, можно смело написать дружелюбной команде "LikeLodkи"; например, самым необычным пожеланием от покупателей как-то было сделать лодку в виде кровати.

У "LikeLodkи" есть даже своя лодка-модель. Она настоящая красотка. Её используют для выставочных и рекламных целей. Например, на фестивале "Усадьба Джаз" она выступала в роли своеобразной фотобудки: в ней фотографировались и загадывали желания.

Лодка большая, особенно по сравнению с другими. Меня повеселила история о том, как ребятам пришлось объяснять на фабрике, что им нужна лодка, в которую поместится человек (и может даже не один), а хозяин фабрики всё недоумевал, какого же размера у нас люди и что это за активность там будет происходить; ведь индонезийцы известны своей миниатюрностью и компактностью. В следующий раз эту лодку можно будет увидеть на выставке “Море-Аморе”, которую журнал "Seasons" устраивает 26-го июля в саду Эрмитаж,. Там она будет самой важной лодкой в мире – лодкой признаний в любви. Так что, если вы давно хотите сказать кому-то о своих чувствах, – самое время сделать это под деревянными сводами 15-летней индонезийской лодки, в которой точно хватит места на двоих – проверено.

Пожалуй, именно метаморфозы, которые происходят с деревом, больше всего привлекают меня в такой мебели: сначала это было глухое бревно или упавший ствол дерева; затем – лодка, с помощью которой индонезийская семья могла себя прокормить; и только потом – предмет интерьера, который пересекает огромные расстояния, прежде чем попасть, например, в московскую квартиру и напоминать вам о море. Катя рассказала мне историю, которую им как-то поведал начальник одной из фабрик: когда-то один из жителей совсем один провел в открытом море почти месяц и спасся только благодаря лодке. Я думаю, обладатель стеллажа, сделанного из такого предмета, непременно притянет в свою жизнь нехилую порцию удачи!

Я поняла, что лодка для меня – это один из символов путешествия и приключений. Сердце стремится к путешествиям, особенно, если живешь в большом шумном городе и у тебя напряженный рабочий график. Я закрывала глаза и водила ладонью по неровной поверхности лодочек, представляя, какой большой путь они проделали до Москвы. На них так же остаются трещинки и множество слоёв красок, как на лице человека со временем появляются морщинки от частых улыбок, гнева или грусти. Теплое дерево хранит истории, что даже делает эти предметы интерьера отчасти одушевленными. Если вы решитесь на то, чтобы иметь такую вещь дома – пусть она принесёт в ваш дом удачу и нотку авантюризма.

Фотографии: "LikeLodka"

Где можно купить и посмотреть мебель "LikeLodka":



Статьи по теме: