Как разглядеть интересы за позицией в конфликте. Истоки деловых конфликтов и их роль в управлении

В жизни нередко случается, что взгляды, мнения, интересы и цели двух людей не совпадают. Даже близкие люди ссорятся и конфликтуют. Стоит ли говорить о конфликтах, которые возникают в рабочем коллективе, где люди трудятся в условиях конкуренции и борьбы за «место под Солнцем».

Для рабочих коллективов конфликты – частое и нормальное явления. Даже если человек честно, добросовестно выполняет свою работу, неконфликтен и добродушен, он может оказаться в эпицентре конфликта. Интриги, сплетни, наговоры, столкновения, скандалы, к сожалению, имеют место практически в любом коллективе.

Конфликт – стрессовая ситуация, несущая в себе как опасности, так и возможности для роста и развития личности. Как в любой стрессовой ситуации, в конфликте индивид действует инстинктивно, по наитию или отыгрывает стандартную, привычную для него стратегию поведения.

Конфликты на работе возникает в случае, когда затрагиваются вопросы компетентности, профессиональности, социального статуса, авторитета, принципов личности или коллектива в целом. Противоречия могут возникнуть между отдельными членами коллектива, неформальными группами, руководителем и подчиненным, руководством и коллективом в целом.

Стадии развития конфликта

Любой конфликт протекает по определенной схеме, включающей пять стадий:

  • Возникновение и развитие конфликтной ситуации . Отправной точкой в конфликте служит конфликтный инцидент, повод для конфликта. Кем-то совершается действие/бездействие, влекущее за собой возникновение или обострение социальных противоречий.
  • Осознание конфликта . На этом этапе становится понятно, что временные противоречия, вызванные инцидентом, переросли в продолжительный конфликт.
  • Открытая стадия конфликта . На этой стадии оба противника или один из них переходят к активным действиям, призванным нанести вред противоположной стороне. По сути это «военные действия в миниатюре». Противники разрабатывают тактику и стратегию поведения, составляют план наступления, отступления, привлекают союзников и так далее.
  • Развитие конфликта . На этой стадии конфликт еще больше обостряется, стороны выдвигают друг другу конкретные требования и условия, не разобравшись в сути и причинах конфликта, действуют импульсивно и эмоционально только в своих интересах.
  • Решение конфликта . В зависимости от сложности и масштабности конфликтной ситуации для ее устранения используют следующие методы и средства:
    • организация конструктивной беседы с участием незаинтересованной третьей стороны, имеющей целью нахождение компромисса,
    • привлечение извне или создание комиссий по разрешению конфликтов и споров в трудовом коллективе,
    • привлечение профсоюзных организаций для разрешения конфликта,
    • кадровые изменения (перевод на другую должность, увольнение),
    • составление иска и передача дела на рассмотрение в административный суд.

Лучшим способом разрешения конфликта является беседа, с выяснением предмета спора, причин его возникновения и нахождением решения, но если конфликт очень сложен, не обойтись без судебного разбирательства.

Поведенческие стратегии в конфликте

Выделяют пять стратегий поведения личности в конфликте:

  • Избегание. Выбирая эту стратегию, человек сознательно или бессознательно уклоняется от конфликта, не обостряет ситуацию, но и не предпринимает шагов по нахождению решения.
  • Приспособление . Эта стратегия направлена на пассивное сотрудничество. Субъект уступает противнику, что смягчает конфликт, делает его относительным, скрытым, но все же не решает проблемы, вызвавшей его.
  • Соперничество . Это активная и агрессивная позиция, направленная на принуждение оппонента уступить в споре. Здесь имеют место конкуренция, доминирование и конфронтация.
  • Компромисс. Субъектам конфликта удается найти общий язык, достичь взаимопонимания и прийти к общему решению, которое удовлетворяет стороны конфликта лишь частично. Компромисс не решает трудности и не устраняет противоречия полностью, но в некоторых ситуациях он – единственный разумный и гуманный выход из сложившейся ситуации.
  • Сотрудничество. Это идеальный вариант разрешения конфликта, так как удовлетворяются потребности обеих сторон. Это возможно в случае осознания участниками спора ценности отношений, их приоритетности, уважении интересов, прав и свобод друг друга. Субъектам удается не только понять друг друга, но и интегрировать две разные позиции в споре.

Именно в сотрудничестве качественно изменяются взаимоотношения субъектов конфликта, а каждая личность, принимавшая участие в нем, получает возможность роста и развития.

Любой конфликт не бесконечен, рано или поздно он разрешится! Останется его участник в выигрыше или в проигрыше, зависит от умения сотрудничать с окружающими людьми.

Образы конфликтной ситуации.

Внутренняя позиция

Внешняя позиция

Внешняя позиция

Внутренняя позиция

Каждая сторона -участник конфликта имеет внутреннюю и внешнюю позицию. Внешняя позиция — это мотивировка участия в конфликте, которое стороны открытодемонстрируют друг другу. Она может совпадать, но может и не совпадать с внутренней позицией, которая является набором тех интересов, мотивов, ценностей, которые принуждают человека или группу людей включиться в конфликт. Следует отметить, что внутренняя позиция зачастую скрыта не только от противника, но и от самого субъекта. Примером такого несовпадениявнутренней и внешней позиции может быть конфликт взрослого и подростка, где внешняя агрессивность последнего лишь скрывает потребность в признании, уважении, необходимость поддержания своего «Я». Различения внешней и внутренней позиции участников конфликта необходимо для того, чтобы зная это, пытаться увидеть за внешним, ситуативным — внутреннее, существенное.Образы конфликтной ситуации — это внутренние картины ситуации: представление участников конфликта о самих себе (о своих мотивах, целях, возможностях и т.п.); представления о противоположной стороне (ее мотивы, цели, возможности); представления каждого участника о том, как другой воспринимает его, представление о среде, в которой реализуются конкретные отношения.

Типы конфликтов

Взависимости от того, кто именно является участниками конфликта — два лица, группы лиц, организации или внутренние качества личности — различают следующие типы конфликтов:

Внутриличностный конфликт, где сторонами, которые конфликтуют, есть разные компоненты духовной структуры человека, причем это могут быть компоненты одного уровня, например, в ситуации борьбымотивов или столкновение двух жизненных принципов. Но конфликт усередени личности может возникать и при столкновении разноуровневых компонентов. Такие конфликты наиболее подробно изучено и описано в психоаналитическом направлении. Внутриличностные конфликты составляют очень важную проблему в жизни каждого сотрудника. Чаще они возникают, когдатребования к нему не совпадают с его личными потребностями и ценностями.

диадного, или межличностный конфликт. Это более распространенный тип конфликта, где в роли участников встают два человека, каждый из которых является субъектом — носителем определенных ценностей, интересов и мнений. Именно диадного конфликт отличается эмоциональной вспыльчивостью и напряженностью и протекает,как правило, в открытой форме. Чаще всего он возникает на почве личных симпатий-антипатий, но в условиях организации отношения между людьми всегда оказываются тесно переплетенными с деловыми, карьерными и прочими интересами. Иногда личная антипатия неправомерно переносится на решение деловых вопросов и, наоборот, объективное противоречие производственныхвопросов приобретает неправомерного личностной окраски. В организациях одной из самых распространенных причин возникновения диадного конфликтов является нарушение норм статусно-ролевого поведения. В психологии эта ситуации получила название «конфликт ролевого ожидания».

Конфликт между личностью и группой. Чтобы быть принятым в коллектив, определенную группу в организации,и тем самым удовлетворить свои социальные потребности, необходимо правил, которые уже существуют в группе. Однако, если ожидания коллектива находятся противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто хочет заработать больше и выполняет внеурочную работу, а группа рассматривает и чрезмерное усердие как «выпрыгнуть» выше группы. Итак,если позиция отдельной личности будет существенно отличаться от позиции группы, может возникнуть конфликт.

Аналогичным образом основой возникновения конфликта могут быть должностные обязанности руководителя, когда последний попадает в ситуацию, где по определенным обстоятельствам он вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые не получают популярность среди сотрудников.Тогда группа может изменить свое отношение к руководителю, который является станет основой для возникновения конфликта.

Межгрупповой конфликт возникает внутри организации, когда функции двух или более структурных подразделений пересекаются или не стыкуются с результатами. В таких ситуациях обязательно происходит притеснение интересов отделов. Часто можно наблюдать,как сотрудники забывают о своих межличностные проблемы и объединяются в деле монолитную группу, которая отстаивает свои интересы. Такая ситуация чрезвычайно небезпеченою для руководителя: либо он вынужден отстаивать интересы коллектива перед высшим руководством и тем самым войти с ним в конфликт, или он отказывается представлять интересы коллективаи тогда попадает в ситуацию группового неприятие.

межорганизационный конфликт разворачивается как конкуренция между организациями. Здесь основными носителями и выразителями конфликта являются владельцы и руководители высшего звена. Рядовые сотрудники очень редко вовлекаются в такой конфликт, но это возможно и бывает очень продуктивно на кратковременный период необходимостимобилизации усилий и способностей всех сотрудников.

Динамика конфликта

Конфликт — это процесс, иногда почти мгновенный (ссора в транспорте или в очереди), но чаще — длительный. Независимо от продолжительности конфликта существуют характерные особенности его течения, связанные с внутренними состояниями внутренних миров конфликтующих. «Сознаниеличности при втягивании в конфликт «болезненно» искривляется, и эти искажения динамично наращиваются, сознание конфликтующего проходит определенные фазы, имеющие четкие границы «1.

Переход от нормального общения в конфликтный происходит преимущественно незаметно, для самих участников конфликта понимания того, что они являются его участниками, приходитгораздо позже по сравнению с его рождением. А. М. Ишмуратов выделяет четыре фазы протекания конфликта:

Латентная фаза предполагает возникновение реального противоречия в интересах, потребностях, целях сторон. Сначала появляется ощущение, что от вас что-то скрывается, с вами как-то странно разговаривают, смотрят подозрительно, то есть вы чем обделенпо сравнению с другими. Это еще не конфликт, но переход от нормального общения с именно конфликтного уже начат. Латентность — это скрытность, нежелание обнажать противоречивость общения, продолжать делать вид, что отношения как нормальные, обычные. В зависимости от характеров участников такое общение может продолжаться неопределенно долго.Основная особенность общения в латентной фазе конфликта — это возникновение недоразумений, которые проявляются через различные ситуации по поводу различных аспектов деятельности. Во время нее осознаются интересы как свои, так и оппонента, их взаимоотношения, особенно по их несовместимости. Завершается фаза заявлением о различии интересов и формирование намерения их согласовать.Итак, латентная фаза — это возможность конфликта. «Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают возможность возникновения конфликтов, которые превращаются в реальные только при наличии субъективных факторов» 1.

Демонстративная фаза. Во время этой фазы реальность уже воспринимается как конфликтная, люди стремятся убедитьдруг друга, контактируют, общаются и это почти нормальный тип общения. Акцентируется внимание на том, чем они отличаются друг от друга. Любая отмена используется для создания негативного образа, ситуация воспринимается как наличие реальной угрозы в отношении одной из сторон взаимодействия или в отношении общественно важнымцелям и интересам. Эта стадия характеризуется проявлениями раздражения, агрессивности, незважености. Дискуссии с целью убедить друг друга превращаются в эмоциональные споры, затем — на взаимные обвинения друг друга, и, наконец, на разрыв общения, поскольку психологически невозможно общаться, потому что существует мнение о невозможности убедить.Оппоненты не говорят на общие темы. Концом этой фазы является игнорирование друг друга, прекращение общения, взаимное молчание. Постепенно оппонент превращается во врага. Конфликт переходит в агрессивную фазу. Начинаются подозрения в агрессивных намерениях. Характерным для этой фазы является убеждение в возможности восстановить отношения путем доказательства своей правоты,и все контакты, если они сохранились, окрашиваются этим убеждением, которое иногда доходит до фанатизма.

Следовательно, осознание объективной конфликтной ситуации становится толчком к конфликтному поведению.

Агрессивная фаза — это инцидент. Все внимание поглощено желанием сделать как можно хуже другом, блокировкой возможности достижения целей другой стороны.Это — попытка уничтожить противника, агрессия, которая не обязательно выражена демонстративно. Подлости, клевету делаются втайне, распространяется информация, которая может быть намеренно искажена, компрометирующая; возможные апелляции в вышестоящие органы, дискредитация оппонента. В случае открытой борьбы, а не переговоров, возможны взаимные угрозы, моральные оскорбления,интриги, склоки, столкновения и в крайнем случае даже физическое насилие. Образ врага — главное достояние этой стадии развития конфликта. Хорошо, если в результате его будет разрушено. Эта удача может означать возврат к предыдущей стадии. Будут ли потом бывшие противники сотрудничать, не та уж и важно, главное, что нейтрализованы их устремленияоказывать друг другу зло, что является предпосылкой для дальнейшего «лечения».

Батальная фаза. Переход к батальной фазе характеризуется «объявлением войны», то есть заявлением «Я тебя ненавижу и сделаю все, чтобы тебе плохо жилось на свете». Противник должен быть уничтожен в психологическом смысле — это разрушение его я-концепции, полная дискредитацияинтересов, ценностей и самооценки я. Конфликт намеренно обостряется, идет его эскалация, накопления нарушений. Оппоненты не скрывают, даже подчеркивают, что они враги, объявляют свои намерения агрессивными.

На этой стадии положительным достижением следует считать перемирие, то есть обязательство не совершать агрессивные действия. У противников остаютсяобразы врагов, они могут продолжать вынашивать агрессивные планы, но и предпосылка для дальнейшего продвижения «назад» к нормальному общению. В бытовом варианте перемирие — договор типа: «если ты мне ничего не будешь делать плохого, то и я тебе ничего не буду делать». После перемирия противники остаются врагами, но как умные люди, понимая,что агрессивные действия нарушают их состояние, приходят к взаимному согласию не совершать их. Но, если конфликт развивается до такой фазы, в большинстве случаев это лишь отступление в агрессивную фазу с чувством мести.

Финал конфликта. Конфликт не обязательно должна проходить через все четыре фазы. Как только прекращается общение, уже есть следствие конфликта. Еслиобщение прекращается таким образом, что противники перестают даже думать друг о друге, тормозится взаимодействие на всех уровнях, то это — гибель общения. Но чаще всего общение только внешне выглядит как такое, что прекращено, но на самом деле продолжать вынашивать агрессию, грязные мысли и переживать негативные эмоции. Положительный финал конфликта- Это восстановление нормального общения. Возможен, конечно, вариант финала, когда прекращение общения — лучший вариант решения конфликта, но это можно рассматривать как хирургическую операцию, когда не удалось вылечить ногу и пришлось ее отрезать. Даже после жестоких войн финал может быть положительным при дальнейшем сотрудничестве сторон, воевавших(Например, Германия и европейские страны). Итак, конфликт разрешен удачно тогда, когда общение восстановлено и является нормальным.

постконфликтное стадия — это время рассуждения, переживаний и коррекции самооценки, отношений, притязаний. Данные американского психолога Л. Уолтера говорят о том, что именно во время постконфликтои стадии, когда участникиконфликта коту к позитивным изменениям, можно проводить искренний, объективный и конструктивный разбор ситуации конфликта по определению перспектив дальнейшего развития отношений.

Несколько слов об эмоциях. Эмоции — важнейшая составляющая конфликта. Эмоции не просто сопровождают конфликт, они являются его внутренним стержнем, руководят им, точнее, мешающиеуправлять конфликтом участникам. Основные эмоции, возникающие в конфликте, — это тревога, гнев, страх, ненависть. Можно назвать много других эмоций, возникающих в конфликте, например: радость победы, горечь поражения и т.п.. В динамике конфликта важно учитывать накопления важнейших эмоций. На диаграмме представлено возможное накопление основныхэмоций по фазам.

латентная демонстративная агрессивная батальная

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Вы когда-нибудь пробовали найти двух абсолютно идентичных людей? Даже если найдутся те, кто может ответить на этот вопрос утвердительно, вероятность того, что их поиски увенчались успехом, очень мала, ведь двух одинаковых людей, так же как и двух одинаковых отпечатков пальцев или двух одинаковых радужек глаз, быть не может. Это и является, пожалуй, одной из причин, по которым время от времени между людьми возникают конфликты.

И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.

Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:

  • Соперничество
  • Приспособление
  • Уклонение
  • Компромисс
  • Сотрудничество

Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:

  • Подавление
  • Переговоры

Итак, не будем, как говорится, без надобности использовать «эфирное время», и приступим к главной теме сегодняшней статьи.

Основные стратегии поведения в конфликте

И первая стратегия, которую мы рассмотрим – это соперничество.

Соперничество

Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.

Основные действия человека при стратегии «Соперничество»

  • Жёсткий контроль над действиями оппонента
  • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
  • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
  • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
  • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»

Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

Приспособление

Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

Основные действия человека при стратегии «Приспособление»

  • Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему
  • Активная демонстрация пассивной позиции
  • Отсутствие претензии на победу и сопротивление
  • Лесть, потакание оппоненту

Плюсы и минусы стратегии «Приспособление»

В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.

Избегание

Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

Основные действия человека при стратегии «Избегание»

  • Отказ от взаимодействия с оппонентом
  • Тактика демонстративного ухода
  • Отказ от применения силовых методов
  • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
  • Отрицание важности и серьёзности конфликта
  • Преднамеренное замедление в принятии решений
  • Страх сделать ответный ход

Плюсы и минусы стратегии «Избегание»

Стратегия «Избегание» может оказаться полезной в ситуации, когда суть конфликта не особо важна или когда отношения с оппонентом поддерживать не планируется. Но здесь опять же: если отношения с человеком важны для вас, то уклонением от ответственности, перекладыванием проблем на чужие плечи ситуацию не разрешить, иначе это грозит не только усугублением положения дел, но и ухудшением отношений и даже их окончательным разрывом.

Компромисс

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

Основные действия человека при стратегии «Компромисс»

  • Ориентированность на равенство позиций
  • Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
  • Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
  • Стремление к поиску взаимовыгодного решения

Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»

Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.

Сотрудничество

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»

  • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
  • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
  • Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
  • Рассмотрение предложений оппонента

Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»

Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всего его сторон. Однако важно отметить, что в некоторых ситуациях найти устраивающее всех решение может быть очень трудно, в особенности, если оппонент не настроен сотрудничать. В таком случае стратегия «Сотрудничество» может лишь усложнить конфликт и отсрочить его решение на неопределённый срок.

Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.

Дополнительные стратегии поведения в конфликте

Рассмотрим каждую из них отдельно.

Подавление

Подавление применяется, главным образом, в том случае, если не ясен предмет конфликта или же если он перешёл в деструктивную фазу, т.е. стал представлять непосредственную угрозу для участников; а также тогда, когда в невозможно вступить в открытый конфликт по каким-либо причинам или когда есть риск «упасть лицом в грязь», потерять авторитет и т.п.

Основные действия человека при стратегии «Подавление»

  • Целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов
  • Разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами
  • Создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон

Плюсы и минусы стратегии «Подавление»

Эффективное подавление конфликта возможно, если суть конфликта недостаточно ясна, т.к. это сведёт на «нет» взаимные нападки оппонентов и убережёт их от бессмысленной траты своей энергии. Также подавление может быть эффективным, когда продолжение конфликта может нанести серьёзный ущерб обеим сторонам. Но, прибегая к подавлению, важно грамотно рассчитывать свои силы, в противном случае ситуация может усугубиться и обернуться против вас (если оппонент окажется сильнее или у него будет больше ресурсов). К вопросу подавления следует подходить, продумывая все детали.

Переговоры

Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.

Основные действия человека при стратегии «Переговоры»

  • Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения
  • Прекращение любых агрессивных действий
  • Проявление внимания к позиции оппонента
  • Тщательное обдумывание последующих действий
  • Использование посредника

Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»

Стратегия «Переговоры» позволяет противоборствующим сторонам найти общий язык, не неся при этом никаких потерь. Она очень эффективна, т.к. нейтрализует агрессивное противостояние и сглаживает ситуацию, а также предоставляет сторонам время на обдумывание происходящего и поиск новых решений. Однако если вдруг переговоры по какой-то причине затягиваются, это может быть расценено какой-либо из сторон, как уход от конфликта или нежелание решать проблему, что может повлечь за собой ещё более агрессивные наступательные действия.

Выбирать стратегию поведения в конфликте следует максимально обдуманно, осознанно и с учётом особенностей самой ситуации. Правильно подобранная стратегия даст максимальный результат, а неверно подобранная, напротив, может только усугубить положение дел. Поэтому, ещё раз внимательно изучите данный материал и старайтесь применять полученные знания на практике даже в мелочах, ведь, научившись разрешать малые конфликты, вы сможете эффективно воздействовать и на крупные. И запомните, что лучше всего предупредить возникновение конфликтной ситуации, чем устранять уже «бушующее разгоревшееся пламя».

Мир вашему дому!


Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это представления человека о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т.п.), об оппоненте - его целях, индивидуальных и личностных особенностях в конкретных условиях, а также о том, каково представление оппонента о его представлениях.
Предмет конфликта - объект, субъект или явление, явившиеся причиной возникших противоречий.
Позиция в конфликте – выраженное словами желание каждой из конфликтующих сторон.

Причины возникновения конфликтов:

Распределение ресурсов. Это практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
- Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов.
- Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения участников отношений.
- Различия в способах достижения целей. Люди могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
- Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
- Различие в психологических особенностях.. Эти различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов.

Этапы конфликта:

1. Конфликтная ситуация – противостояние мнений, взглядов сторон, когда еще обсуждается конкретный предмет конфликта.
2. Собственно конфликт – активное противоборство и столкновение интересов сторон. Конкретный предмет конфликта уходит на задний план, привлекаются другие аргументы.
3. Расширяющийся конфликт – в процесс втягиваются другие участники.
4. Всеобщий конфликт – большое количество участников или целые группы.

Классификация видов конфликтов:

По действию на функционирование сторон:
- конструктивные;
- деструктивные.

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Основные последствия таких конфликтов:

1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности, например.
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Основные последствия таких конфликтов:
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции - только как об отрицательной, а о своей позиции - как об исключительно положительной.
4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

Конфликтогены – это слова и поступки людей, унижающие достоинство другого человека и провоцирующие тем самым возникновение деструктивных конфликтов. Большинство конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями. Более того, нередко человек выдает конфликтоген незаметно для себя (привычные слова и жесты). Поэтому, для предотвращения деструктивных конфликтов, важно уметь их отслеживать и отказываться от использования в отношениях.
Закон эскалации конфликтогенов: на конфликтоген в свой адрес человек старается ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Основные типы конфликтогенов:
- стремление к превосходству;
- проявления агрессивности;
- проявления эгоизма;
- нарушение правил;
- неблагоприятное стечение обстоятельств.

Правила освобождения от деструктивных конфликтов

Откажитесь от использования конфликтогенов в общении
- избегайте отвечать конфликтогеном на конфликтоген
- старайтесь понять позицию собеседника
- просите прощения за свои ошибки
- замечайте и чаще говорите приятное окружающим

Стратегии поведения и конструктивные способы разрешения конфликтов

Конкуренция : соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.

Приспособление : изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.

Избегание : уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.

Компромисс : урегулирование разногласий через взаимные уступки.
Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.


Правила управления конфликтом:

1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
2. Доброжелательное, уважительное отношение.
3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач.
6. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
7. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
8. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.

Стадии конструктивного разрешения конфликта

1. Признание наличия конфликта
2. Договоренность о процедуре разрешения.
3. Описание конфликта выявление интересов сторон.
4. Возможные способы разрешения конфликта (не менее 3).
5. Выбор наиболее приемлемого решения.
6. Воплощение принятого решения в жизнь.
7. Оценка реализации решения.
8. Закрепление конструктивных действий положительным поощрением.

Конструктивные приемы разрешения конфликтов:

1. Конкретность (обсуждаем поведение),
2. Вовлеченность в процесс,
3. Коммуникация (не уходим, пока не договоримся),
4. Честная игра (соблюдение общих правил)

Структура конфликта - это совокупность характеристик, обес­печивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих компо­нентов и связей конфликт не может существовать как динамиче­ски взаимосвязанная система и процесс.

При всем многооб­разии существующих трактовок конфликта объединяет их пред­ставление о структуре конфлик­та. А что же необходимо для по­явления конфликта? Без чего он невозможен? Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре кон­фликта, предлагаемых отечест­венными психологами.

Один из вариантов струк­туры конфликта - основой, или базой, конфликта явля­ется конфликтная ситуация, включающая инцидент. Как считают авторы этой концеп­ции Ф. М.Бородкин и Н.М. Коряк, для того чтобы ситуация пе­реросла в реальный конфликт из потенциально возможной, не­обходимо открытое столкновение, т. е. инцидент. Каждая из про­тивоборствующих сторон, стремясь обладать объектом конфлик­та, нацелена на получение позитивного результата только для себя, т.е. на выигрыш только одной из сторон .

2.Конфликтная ситуация появляется тогда, когда можно зафик­сировать противоречия и разнонаправленные тенденции (цели, интересы и т.д.) реально существующих «носителей» этих проти­воположностей (оппонентов). В структуре данной ситуации выде­ляют участников конфликта, именуемых оппонентами. У них есть определенные цели, которые сводятся к тому, чтобы «выиграть» или хотя бы «не проиграть». Весь конфликт разворачивается из-за определенного объекта конфликта. Объект конфликта - это то, чем хотят обладать или завладеть оппоненты (власть, авторитет, влияние, должность, деньги и т.д.).

Конфликтная ситуация включает в себя: инцидент, объект кон­фликта, участников конфликта (оппоненты), цель «выиграть» или «не проиграть».

Усилия сторон направлены на достижение собственных целей и на воспрепятствование противнику в удовлетворении его потреб­ностей. При таком рассмотрении конфликтная ситуация является «зоной», в которой еще возможна профилактика конфликта или его разрешение, причем в формах более безопасных, чем непо­средственно во время инцидента, в процессе открытой борьбы.

Другой вариант структуры конфликта рассматривается в ра­боте Л. А. Петровской . Здесь выделяются следую­щие элементы:

стороны (участники) кон­фликта (личности и соци­альные группы);

условия протекания кон­фликта (социально-групповая и социально-психологическая среда);

образы конфликтных ситу­аций - идеальные картины конфликтных ситуаций, а не сама реальность, которые оп­ределяют выбор стратегии по­ведения участников. Они влия­ют на содержание их представ­лений, оценок и суждений. Образ конфликтной ситуации включает представления о себе (мотивы, цели, эмоции и т.д.), о противоположной стороне (мотивы, цели, эмоции и т.д.) и о среде, в которой разворачиваются конфликтные взаимоотноше­ния. При этом представление о себе является более сложным, чем об оппоненте, который, как правило, представляется схематич­ным, поверхностным.

Внутренняя позиция участников конфликта включает их цели, мотивы, интересы. Являясь основными причинами конфликтного поведения, эти цели, мотивы, интересы скрываются от оппонен­та, а иногда они скрыты и от самого участника. Определить их можно с помощью вопроса: «Зачем, для чего человек участвует в этом конфликте и что-то делает?»

Внешняя позиция проявляется в открытом предъявлении тре­бований, утверждений, отношений и т.п.; это то, что говорит участник конфликта, но не всегда то, чего он хочет.

Взаимодействие внутренней и внешней позиций состоит в том, что человек, говоря что-то, предъявляя свою внешнюю позицию, может «иметь в виду» совсем иное, и это означает, что он наме­ренно или ненамеренно что-то скрывает. За внешней позицией бывает скрыта внутренняя.

В работе Н.В. Гришиной дано еще одно представление о струк­туре конфликта .

Ею были выделены следующие элементы:

стороны (участники) конфликта;

условия конфликта;

предмет конфликта;

действия участников конфликта;

исход (результат) конфликта.

Для выделения этих структурных компонентов людям разного возраста и разных профессий предлагалось письменно рассказать о каком-либо своем конфликте или конфликте, свидетелем кото­рого они являлись, причем без ограничений его сферы (се­мейный, деловой, служебный и т.д.). Они должны были опи­сать и указать наиболее суще­ственные с их точки зрения моменты. Впоследствии эти си­туации в систематизированном варианте были использованы для выделения в них экспер­тами (психологами) наиболее важных структурных элементов конфликта.

Как видно из приведенных выше примеров структур кон­фликта, несмотря на их сход­ство, имеются и различия (терминологические и содержательные). Анализ существующих подходов показал, что при описании структуры конф­ликта практически все авто­ры стремятся к рассмотрению конфликта как системы, т.е. к раскрытию ее элементов и вза­имосвязей между ними.

Рассматривая конфликт как вид взаимодействия (внешнего или внутреннего), авторы подчеркивают, что не любое вза­имодействие можно считать конфликтом, а лишь то, в котором появляется трудность разрешения сложившейся ситуации.

Подводя итог, можно сказать, что существует много различ­ных концепций, в основе которых лежит рассмотрение структуры конфликта, даже более точно - практически каждая концепция в том или ином варианте рассматривает эту структуру, делая ак­цент на ее отдельных элементах. Развиваясь, наука постоянно пред­лагает все новые модели, которые уточняют имеющееся знание, одновременно с этим развивается и расширяется терминология, иногда создавая читателю трудности. Попытаемся уяснить струк­туру конфликта, рассмотрев более подробно основные наиболее употребительные понятия.

Стороны конфликта

Стороны, участники конфликта - конфликтующие стороны, конфликтанты, оппоненты, соперники, конкуренты, противни­ки, враждующие стороны, субъекты конфликта и т.д. В разных контекстах эти термины употребляются как синонимы.

В конфликтологической литературе чаще их называют оппо­нентами, противостоящими сторонами, реже - конкурентами или соперниками. Иногда их именуют противниками, противоборству­ющими сторонами, что обычно относится к конфликтам, проте­кающим в острой форме, где взаимодействие участников действи­тельно больше напоминает борьбу враждующих сторон. На самом же деле опасно даже так думать, а особенно для сферы психоло­го-педагогической конфликтологии. Слово как знак лишь обозначает нечто в нашем сознании, но, обозначив, мы становимся в определенном смысле его «пленниками». От нас за­висит выбор слов, которыми мы пользуемся для обозначения фактов и явлений нашей жизни, и в этом смысле необходима определенная осторожность. Правда, справедливости ради стоит, очевидно, сказать, что если мы будем называть врага другом, то он, возможно, им станет. Важнее, видимо, заметить, что прояв­ление такой категоричности в оценках и в выборе слов влияет на восприятие события. Помня о том, что это все же не абсолютные синонимы, следует обращать внимание на их словоупотребление. Когда говорят о сторонах как о противниках, оппонентах, сопер­никах, враждующих сторонах - неявно присутствует контекст борьбы, противостояния. Признавая конфликт как факт, в то же время не следует делать акцент на то, что он связан с борьбой, противостоянием, враждой.

Термин «участники конфликта» некоторые считают не очень удачным, так как он не различает, например, среди участников сторонников и противников в конфликте. Вместо него предлага­ется употреблять понятие «оппонент» (в переводе с латинского- «противополагающий, возражающий, спорящий»). Участниками конфликта могут быть люди, вовлеченные или сознательно уча­ствующие в нем, сочувствующие одной из сторон. Известно, что сторонники и противники в конфликте, как и оппоненты, под влиянием обстоятельств могут менять свои позиции, иногда на диаметрально противоположные, не переставая быть его участниками. Нам представляется, что термин «участники (субъекты) конфликта» вполне подходит. Он не несет в себе оценочного ком­понента, что исходно очень важно и позволяет говорить о всех людях как об участниках конфликтов (реальных или потенциаль­ных). Тем более что даже невольные наблюдатели конфликта ста­новятся в определенной мере участниками, переживая или сопереживая реальным исполнителям этой роли. Эта проблема достаточно хорошо показана в разных фильмах, когда кто-то случайно; становится свидетелем конфликта и его как свидетеля потом пре­следуют преступники. Так человек невольно становится участником конфликта.

В реальной жизни мы также иногда невольно из свидетеля чужого конфликта превращаемся в его участника. Комичная роль тещи из многих анекдотов в значительной мере связана именно с тем, что она быстро становится участником конфликтов дочери и ее мужа. Сохранить позицию толерантности или хотя бы отстраненно-нейтральную и не включаться в конфликт, позволить мо­лодым самим найти нужный выход из ситуации, принять важное решение нужнее, чем вмешиваться и навязывать собственное мне­ние.

Сторонами, или участниками, конфликта могут быть отдель­ные индивиды и группы (малые и большие). Малые группы - семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д., большие группы - государства, этнические и религиозные образования, нации, партии. Когда участниками конфликта ста­новятся большие группы, то речь идет о социальном конфликте.

В нашем рассмотрении акцент будет сделан на конфликтах в ма­лых группах, но вначале коснемся понятия группы как важней­шей формы объединения людей. На протяжении жизни человек постоянно включен в разнообразные группы, которые оказывают на него влияние. Посудите сами, человек приходит в этот мир в определенной семье (малая группа), в конкретной стране (боль­шая группа), вырастая, ходит в детский сад, учится в школьном классе, занимается спортом, приобретает близких друзей в своем дворе (все это малые группы) и т.д. Личность и ее самосознание, нормы и ценности конкретного человека, его система представ­лений о мире складываются в процессе взаимодействия в этих группах. Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех его участников

Каждая из сторон конфликта имеет свое видение ситуации, складывающее­ся из понимания этой ситуации, оценки ее и сформированного на этой основе отношения (или позиции) в конфликтной ситуа­ции. Иными словами, каждая из сторон формирует у себя образ конфликтной ситуации, включающий позицию каждой из сто­рон.

Внешняя позиция - это та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам. Она может совпадать или не совпадать с внутренней позицией, пред­ставляющей собой набор истинных интересов, мотивов, ценно­стей, вынуждающих индивида или группу участвовать в кон­фликте.

Внутренняя позиция часто скрыта не только от оппонента, но и от самого субъекта, поскольку может быть неосознаваемой. Внут­ренняя позиция часто обнажает установки. Так, установка «я взрослый» у подростка, характеризующаяся как его неосознава­емое стремление к самоутверждению, к самоопределению, про­является часто в непримиримых разногласиях с родителями, в его категоричных суждениях и т.д. И хотя он может и не произ­носить того, что он взрослый, ему каждый раз важно дать себе это почувствовать. Девушка, которая ждет подарка или цветов от любимого и не получает их, обижается, сердится. Ее внешняя позиция - желание получить этот подарок, цветы и т.д., а во внутренней позиции - ее ожидание подтверждения его любви (в такой форме). Ей сами цветы, возможно, и не нужны, но это символ его чувств.

В конфликтных ситуациях рассогласование внешней и внутренней позиций особенно хорошо видно со стороны, но часто остается не замеченным самими участниками.

4.Влияние толерантности на позиции в конфликте. Когда учитель сердится на учеников за прозвище, данное ему учениками, он, скорее всего, переживает о своем авторитете в их глазах. В одной из школ дети прозвали учительницу «эскимо на палочке» за то, что она, будучи худенькой, надевала массу оде­жек и от этого выглядела даже полной. Стремление учительницы не признать свою худобу, скрыть ее от других стало предметом насмешек. Чтобы подразнить учительницу, дети приходили с мо­роженым «эскимо» и демонстративно ели его у нее на глазах, заставляя ее нервничать и раздражаться. Очень часто такое поведе­ние во внутренней позиции содержит неуверенность в себе, в своем авторитете и большое желание скрыть это. Если бы учительница, подобно павлину из притчи, своим поведением показала бы «да, я такая, принимайте меня такой, какая я есть, у меня есть и другие достоинства», это явно вызвало бы больше уважения. В конфликтных ситуациях рассогласование внешней и внутренней позиций особенно хорошо видно со стороны, но часто остается не замеченным самими участниками.

«Взрослый - взрослый» как позиция толерантности. В связи с рассмотрением соотношения внешней и внутренней позиций стоило бы сказать и о трансактном анализе Э. Берна, который считает, что каждый человек обладает набором поведен­ческих схем, соотносящихся с определенным состоянием его со­знания. Каждый человек располагает определенным набором этих состояний, в котором автор выделяет следующие категории: ро­дитель, взрослый, ребенок Поведенческие схемы взаимодействия по Э.Берну.

Родитель (Р) - все, что воспринято еще в детстве или сфор­мировалось в результате родительского воспитания. Если даже посмотреть на играющих в песочнице малышей, то можно уви­деть, что один с удовольствием поучает других, командует; дру­гому трудно угодить, он постоянно к чему-то придирается, кого-то вечно укоряет и т.д. Понаблюдайте за ролевыми играми детей младшего возраста, вот где особенно ярко они демонстрируют поведение родителей. Девочки произносят фразы, адресованные своим куклам, повторяя не только слова, интонации мамы, но часто копируя ее мимику, жесты. То же самое делают мальчики, повторяя папу, копируя его поведение, вставляя смачные сло­вечки.

Родитель - состояния, сходные с образами родителей, повто­ряющие их. Каждый человек хранит в себе набор состояний, по­вторяющих его родителей. Так, в частности, модели поведения в конфликте зачастую повторяют родительские. Обратите внимание,

когда вы ссоритесь с подругой или другом, когда сердитесь на кого-то из сверстников, как звучит ваш голос, каковы интонации и даже слова. Очень часто именно в такие минуты вы замечаете, как повторяете слова своих родителей, их тон и манеру говорить, даже если сознательно их отрицаете, не хотите быть в этом на них похожими. Итак, Родитель - это область нашего «надо».

Ребенок {Ре) - состояния, действующие с момента их фикса­ции в раннем детстве и представляющие архаические модели. Все капризы, неожиданные взбрыкивания во взрослом возрасте Э.Берн относит на счет ребенка. Каждый таит в себе мальчика или де­вочку, которые вдруг начинают действовать, мешая нам осуще­ствлять контроль за своими поступками. Очень часто взрослые и даже немолодые люди начинают капризничать, делая, напри­мер, покупки в магазине, требуя именно вот такую упаковку или к ней только такую ленточку. Это значит, что внутренний ребенок не дает рационально действовать. Ребенок - сфера эмо­ций, юмора, творчества, чувства собственного достоинства, любви и т.д. Всем нам знакомы люди, настроение которых меня­ется от одной крайности к другой за считанные минуты, каприз­ные, очень вспыльчивые, мнительные и т.п. Это люди со сверх­развитым, неконтролируемым состоянием ребенка. Ребенок - это область «хочу».

И наконец, Взрослый - сфера знаний, информации, само­стоятельного принятия решений, рассудительного поведения. Взрослый выступает своеобразным судьей между «надо» Родителя и «хочу» Ребенка. Взрослый - это область «возможно, разумно».

Взрослый (В) - состояние объективной оценки реальности, передачи и восприятия информации такой, какая она есть. Взаи­модействуя с партнером по общению, люди используют различ­ные варианты трансакций (рис. 8). Пока трансакции дополнитель­ные, т.е. линии не пересекаются, процесс общения протекает глад­ко. В случае пересекающихся трансакций возникает конфликт, который можно легко прогнозировать.

Трансактный анализ важен для понимания конфликта и еще более важен для понимания и различения внешней и внутрен­ней позиций. Внутренняя, часто неосознаваемая позиция субъек­та, провоцирующая конфликт, может быть продиктована невер­ным выбором одного из состояний с перекрещивающимися трансакциями. Для того чтобы предупредить возникновение кон­фликта или начать движение к его разрешению, надо перейти на позицию «взрослый -взрослый», предполагающую устойчивость эмоциональных реакций, терпимость к другим мнениям, т.е. то­лерантность. Но даже тогда, когда конфликта еще и в помине нет, все три персонажа активно действуют, направляя нас в ту или иную сторону. Когда мы впервые встречаемся с кем-нибудь, нас оценивают, причем сразу три человека - Родитель, Ребенок, Взрослый. Представим себе ситуацию. Вы входите в новую для вас аудиторию. Все смотрят и замечают вашу красивую одеж­ду, ее аккуратность или, наоборот, ее неаккуратность, некраси­вость. Оценка внешности - это функция Ребенка. Затем появля­ются на сцене запахи - приятные или неприятные. Представьте, что от вас резко запахло духами, у кого-то возникли определен­ные ассоциации: приятные или не слишком приятные. Предпо­ложим, вы использовали весьма обильно хорошие духи, но чей-то Родитель этого не терпит. Еще менее приятно, если это ока­зался запах грязи, немытой кожи и т.д. Далее начинается разго­вор, звучит ваш голос, но внутренний Ребенок слушателей уже выставил свою оценку: Как считают отечественные психологи, наибольших успехов в общении достигает тот, кто умеет располо­жить к себе Родителя своего собеседника и особенно сделать дру­гом его Ребенка. Они считают, что главное искусство нравиться другим - делать «подарки» Ребенку и не дразнить Родителя своего собеседника.

Специалистами замечено, что, для того чтобы с самого нача­ла знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нуж­но сделать ему минимум три психологических «плюса», иными словами, сделать приятные «подарки» его Ребенку. (То же каса­ется и окончания беседы.) Кстати, существуют методы, кото­рые построены на этом принципе, используются и весьма не­плохо работают даже в таких сложных случаях конфликтов, как переговоры с террористами. Наиболее универсальные психоло­гические «плюсы»: улыбка, комплимент, имя собеседника. Улыбка как выражение хорошего отношения к собеседнику дает и нам психологический «плюс» и создает условия для того, чтобы сде­лать маленький шаг к толерантному взаимодействию. Один из психологических «плюсов», как мы уже сказали, - Имя собесед­ника. Как считают С.Дерябо и В.Ясвин в своей книге «Искусство нравиться людям», все мы пытаемся оставить свой след на Земле, но каждый делает это по-своему: кто-то совершает великие от­крытия, кто-то пишет картины, а кто-то просто царапает на сте­нах: «Здесь был Вася» и т.п. При внешнем различии суть этих поступков одна - желание оставить в памяти людей свое имя. Во время конфликтов, подсознательно желая снять остроту, люди начинают чаще использовать имя собеседника. «Дима, послушай меня, пожалуйста!» И действительно, фраза, где упоминается имя собеседника, имеет больше шансов быть услышанной. Если в спо­ре, где каждый отстаивает свое мнение, чаще называть своих оп­понентов по имени, можно значительно быстрее прийти к согла­сию. Однако сам трансактный анализ позволяет достаточно про­сто выявить, где произошел сбой, где перекрестились линии трансакций, и, перейдя в позицию «взрослый - взрослый», вос­становить пошатнувшееся равновесие.



Статьи по теме: