Как состарить дерево: основные моменты. Искусственное состаривание предметов

Состаривание дерева набирает все большую популярность среди любителей антикварной мебели. Российские производители подметили эту тенденцию. Многие крупные фабрики РФ имеют специальные линии, которые выпускают мебель в технике браширования или искусственного старения. Позволить себе такую мебель может не каждый, а вот превратить деревянные доски в старинный шедевр в домашних условиях подвластно даже хрупких женским рукам. Сегодня познакомимся с 4 способами искусственного состаривания дерева и научимся применять их в быту.

Браширование – разбор азов популярной техники

Возьмите деревянную доску, положите ее перед собой. Что вы видите? Узор дерева. Каждая порода имеет свой уникальный узор, который состоит из комбинированных светлых и темных линий. Они создаются годами по мере роста дерева. Зимой нарастают темные волокна с плотной структурой, а летом – мягкие светлых тонов. Под воздействием влаги, солнца, ветра и погодных условий мягкий слой со светлыми волокнами постепенно стирается, доска приобретает старинный вид. Чтобы добиться естественного эффекта состаривания древесины придется ждать десятки лет. К счастью, существует простая и быстрая процедура браширования. В результате теплового, химического и механического воздействия древесина приобретает выпуклую текстуру со стертыми краями и сколами, характерную для "живого дерева" с вековой историей.

Техника браширования происходит от английского слова "brush", в переводе щетка. Для состаривания действительно используется металлическая щетка. Однако это не единственный инструмент, который позволяет достичь эффекта старинного дерева.

После счесывания абразивными материалами древесина покрывается краской или морилкой, вскрывается лаком. Лакокрасочные материалы подчеркивают новую текстуру и продлевают срок службы дерева. Стандартные краски можно комбинировать с оттенками бронзы, золота, серебра. Чтобы добиться максимального эффекта, важно правильно выбрать древесину. Для браширования подойдут такие породы дерева как лиственница, мербау, венге, ольха, ясень, дуб, метоба, кемпас. Особенно хорошо смотря в этой технике ель и сосна. А вот бук, клен, тик, можжевельник, береза, ольха, груша, вишня – неудачные примеры для браширования. После обработки рисунок должен получаться выразительным и не сливаться, чего не получается добиться с вышеперечисленными породами. Так что обращайте внимание на особенность узора. Чем он выразительнее, тем интереснее получится результат. Присутствие на поверхности сколов, ложбинок и сучков будут дополнительным преимуществом. В зависимости от выбранного способа браширования на работу уходит от нескольких часов до дней.

Что состарить в интерьере – разбираемся в вопросе подробнее

Состаренное дерево в интерьере – главный атрибут стиля кантри и прованс. Оно создает в доме деревенскую, загородную атмосферу, приближенную к природе. Чтобы подчеркнуть этот стиль, технику браширования можно применить к следующим элементам интерьера:

  • "пузатый" или обычный комод;
  • подоконники и двери из натурального дерева;
  • массив дерева для настила пола и обшивки стен;
  • балки перекрытия;
  • приусадебные скамейки;
  • полочки, столы, стулья;
  • срубы для колодцев;
  • заборы из дерева.

Натуральная древесина с эффектом состаривания хорошо сочетается с другими природными материалами (камнем, кожей, металлом). Браширование часто применяется мастерами, которые создают изделия ручной работы. Вот еще несколько идей из этой серии: дизайнерский светильник, блокнот с отделкой из грубой кожи и дерева, кованая мебель для садового участка

Способ №1 – металлическая щетка и полупрозрачная глазурь

Наиболее простой вариант состаривания древесины – использование жесткой металлической щетки с ручкой. После интенсивных движений по поверхности дерева на нем проявляется текстура материала, которая затем подчеркивается финишной отделкой. Прежде чем состарить дерево, зашкуриваем поверхность наждачной бумагой с зернистостью 150. Затем берем металлическую щетку и проходимся ей вдоль линии волокон до появления характерных полос и выпуклостей. Должны заметить, ручной процесс счесывания щеткой продолжительный, поэтому наберитесь терпения. Интенсивные движения дали свои плоды, мягкие волокна удалены и на поверхности проявилась текстура. Образовавшуюся древесную стружку удаляем мягкой щеткой, не рукой, иначе вы можете загнать занозу.

Дерево преображается на глазах. Чтобы подчеркнуть его рельеф, покрываем поверхность 2 слоями полупрозрачной глазури. Такой материал уже выглядит привлекательно. Через пару минут снимаем губкой лишний слой глазури и вскрываем дерево лаком. Если вам кажется, что чего-то не хватает, можно покрасить древесину в стиле прованс. Используйте белую глазурь, нанося ее после первого покрытия полупрозрачной глазури. Свежую глазурь снимаем губкой через 35 минут после нанесения в хаотичном порядке. Финальный этап – покрытие лаком или прозрачной глазурью.

Упрощенный до минимума вариант – использование металлической щетки и белой глазури. Проходимся по поверхности щеткой, покрываем ее белой глазурью и опять после высыхания счесываем толстые участки с отделкой щеткой. Благодаря такому простому методу старения дерева получается побеленная доска с легким многолетним налетом.

Способ №2 – многослойное окрашивание

Чтобы состарить древесину под настоящий антиквариат нужно потрудиться. Один из способов сделать это – многослойное окрашивание. Что для этого понадобится, узнаем чуть позже, а пока немного поработаем над древесиной вручную. Возьмите шило, молоток, пилку, саморезы, прутья и оставьте след от каждого инструмента. Небольшие сколы, трещины, царапины и потертости придадут естественность старины. Главное, не переусердствовать.

Теперь переходим к краскам, вам понадобится:

  • грунтовка для дерева Пинотекс;
  • тонировочная краска;
  • белая глазурь;
  • уайт-спирит для разбавления.

Для первого слоя возьмите грунтовку для дерева Пинотекс и распределите ее по всей поверхности. Грунтовка Пинотекс гуще глазури. Она применяется в тех случаях, когда необходимо создать густой базовый слой. После полного высыхания первого слоя наносим тонировочную краску (антисептик). Ждем, пока все высохнет, и переходим к следующему шагу. Берем мелкую и крупную наждачную бумагу, металлическую щетку. Работаем поочередно всеми инструментами, создавая естественный налет времени. Далее возьмите белую глазурь, окуните в нее кисть, снимите излишки и распределите по древесине. Не нужно плотно и равномерно наносить глазурь. Через нее должен просвечиваться нижний темный слой. Опять берем металлическую щетку и проходимся по подсохшей поверхности, создавая более видимые просветы. Такое старение древесины выглядит контрастно. Чтобы приблизить его к натуральному, следующий слой нужно сделать более приглушенным. Добиться этого поможет разбавление белой глазури уайт-спиритом в равных долях. Наносим разведенную смесь на поверхность и ждем полного высыхания.

Способ №3 – электрическая дрель с насадкой и краска-лак

Механический способ с ручной щеткой надежен, но отнимает много времени. Чтобы состарить дерево своими руками быстро, применяйте электрическую дрель или болгарку с насадкой из жестких нейлоновых ворсинок. Работу начинаем с подготовки древесины. Возьмите ручной рубанок и сделайте насечки по краям материала. Электрический вариант инструмента использовать не рекомендуем, результат будет выглядеть неестественно. Перед тем как приступить к следующему шагу, надеваем очки и респиратор, чтобы защитить слизистую оболочку глаз и носоглотки от древесной стружки. Плотные перчатки также не повредят. Возьмите дрель или болгарку, наденьте насадку с жесткой щеткой и потренируйтесь на небольшом участке дерева. Двигайтесь строго по направлению волокон, не прижимайте насадку слишком плотно к поверхности. Если вы уверены, что готовы, переходите к основной части. Легкими движениями двигаемся вдоль древесины, снимаем мягкие волокна.

Чтобы ускорить процесс и усилить искусственное старение, перед началом работы с дрелью или болгаркой можно опалить дерево газовой горелкой. Важно не удерживать горелку слишком долго на одном месте, чтобы предотвратить загорание смолы.

Если вы не обрабатываете древесину огнем, тогда после работы электроинструментов смочите доску кистью и дайте ей подсохнуть 2–3 минуты. Далее зашкуриваем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой, собираем древесную пыль. Лучше делать это при помощи пылесоса, чтобы полностью исключить попадание заносы под кожу, или тщательно пройтись по поверхности щеткой с мягким ворсом. Перед финишной отделкой в доске можно проделать отверстия глубиной 1–2 мм тупым гвоздем.

Последний этап – покрытие лакокрасочными материалами. Используйте краску и лак на свое усмотрение. Совет, чтобы искусственно состаренное дерево выглядело максимально реалистично, углубления окрашиваем в светлые оттенки, а выпуклые части – в более темные. Если вы приняли решение красить доску в один светлый оттенок, после высыхания обработайте поверхность наждачной бумагой, чтобы темные детали проявились. После окончания работы закрепляем отделку лаком. Чтобы усилить результат вместо обычного лака можно использовать кракелюрный. После высыхания он трескается, в пустотах виден нижний слой краски.

Если состарить древесину своими руками с использованием краски или воска для вас накладно, а под рукой нет дрели или болгарки с насадкой, используйте металлический скребок для мытья посуды. Обработка древесины затянется, но зато сэкономит финансы. Вместо воска возьмите обувной крем нужного оттенка. В его составе также присутствует воск, главное после обработки вскрыть дерево лаком.

Способ №4 – воздействие огнем и жесткой щеткой

Состаривание дерева при помощи газовой горелки или паяльной лампы широко применяется среди мастеров, которые хотят получить глубокий эффект. К тому же, это быстрый вариант, который в зависимости от использования дополнительных инструментов имеет свои особенности.

Если вы хотите просто подчеркнуть текстуру дерева, предварительно не обрабатывайте поверхность. Обожгите доску газовой горелкой в отдельных местах или полностью, а затем пройдитесь мелкозернистой наждачной бумагой. А вот сделать поверхность более выпуклой и рельефной поможет предварительная обработка. Удалите мягкие волокна вручную при помощи металлической щетки или пройдитесь дрелью с насадкой. Проведите обжиг. После обработки такая древесина смотрится благородно и выигрышнее предыдущего варианта из-за более глубокого воздействия на материал. Также особенный эффект получается при полном обжиге материала газовой горелкой и последующей обработке жесткой ручной щетки.

При работе с огнем помните: подносить близко газовую горелку или паяльную лампу к дереву не стоит. Не удерживайте аппарат слишком долго на одном месте, работайте ускоренно, чтобы избежать возгорания и непременно соблюдайте технику безопасности. Перед началом работы наденьте плотные перчатки, робу, очки и респиратор. После зачистки поверхности покрываем ее лаком.

Благодаря тому, что дерево использовалась для строительства и отделки жилья практически с самого начала времен, сегодня известно много разных, на первый взгляд даже странных и нелогичных методов обработки древесины. Разные методики обработки имеют различные цели: в одном случае нужно защитить древесину от гниения, в другом — сделать ее более огнеупорной, просто изменить цвет или придать ей более выразительного оттенка.

Важные моменты

В последнее время все чаще распространяется такой вид обработки, как состаривание дерева. Искусственно состарить дерево достаточно просто, и делается это обычно исключительно с декоративной целью, поскольку после состаривания древесины внутренней или внешней отделки, дом или мебель, сделанные из неё, выглядят как антикварные, старинные и обшарпанные временем. В глазах ценителей и эстетов старение дерева придает постройкам и отделке большей ценности.

Образец мебели с использованием техники «старения» древесины.

Известно несколько более или менее простых техник, по которым производится искусственное состаривание. Их можно произвести самостоятельно, имея базовый набор инструментов и веществ для отделки древесины.

Материалы и инструменты, которые пригодятся, чтобы состарить дерево собственноручно: щетка с металлическими щетинками (или циркулярная), шлифовальные шкурки, антисептик и растворитель, а также темная и белая глазури, губка или поролон.

Покраска после удаления мягких волокон

Это один из самых простых методов состаривания дерева своими руками, который заключается в том, чтобы требуемую поверхность сначала обработать металлической щеткой. Древесина имеет такую структуру, которая обрабатывается неравномерно, поскольку зимой, весной, летом и осенью, когда формируются соответствующие годовые кольца в столпах древесины, ее растительные сосуды развиваются неравномерно.

Металлическая щетка таким образом удаляет мягкие волокна, а более твердые остаются, поскольку имеют большую устойчивость к механическому воздействию. Это вызывает изменение рельефной поверхности древесины, которую подчеркивают с помощью дальнейшей покраски.

Одна из техник состаривания древесины носит название брошение.

Перед тем, как сделать обработку деревянной поверхности металлической щеткой, по ней сначала проходят шлифовальной шкуркой. Только после ошкуривания производится обработка щеткой.

Вместо обычной металлической щетки можно взять также циркулярную, для которой потребуется специальная насадка от шлифмашинки. Важно помнить, что обработка древесины щеткой проводится вдоль волокон, так они легче удаляются.

Образование древесной пыли при обработке древесины неизбежно, поэтому ее нужно удалять специальной щеткой или кисточкой, соблюдая безопасность, чтобы не поранить руку и не занести занозу под кожу.

После этого проводится покрытие древесины с двумя слоями глазури. Полупрозрачный темный состав наносят на поверхность, а затем снимают промачивая с помощью губки. После этого поверхность можно покрыть лаком, оставить в таком виде или же обработать светлой полупрозрачной глазурью и также промочить губкой.
Во втором случае создается рисунок в стиле «а-ля Прованс», который часто используют для потолков и балок перекрытия, например, в цокольных помещениях или на чердаках, создавая таким образом атмосферу старины.

Многослойная обработка

Чтобы древесина получила еще более антикварный вид в интерьере и при этом выглядела, как будто она уже достаточно изношена, то лучше всего для состаривания подходит многослойная окраска.

Поверхность еще до начала покраски древесины пытаются сделать как можно более рельефной, повреждая ее разными инструментами, например, саморезами, молотками, пилами. Это создает эффект высокой изношенности древесины.

Уже с рельефом древесная поверхность покрывается слоем грунтовой краски до полного высыхания. Когда она высохнет, сверху наносится достаточно густой слой красителя, в качестве которого можно использовать краску для тонировки или антисептические цветные составы, что придает древесине еще больше защиты.

Использовать для нанесения краски лучше более жидкие составы, которые хорошо растекаются и обеспечивают ровный слой. После высыхание краски проводится второй этап механического состаривания с помощью инструментов.

На втором этапе повреждения нужно наносить аккуратно чтобы они были мелкими. Этот слой повреждений также покрывается белой полупрозрачной глазурью, которая, в отличие от грунтовки, может иметь неравномерный слой, чтобы создать нужный эффект рельефности.

Лак придает состаренной поверхности еще более благородный вид.

Дальше после высыхания верхний слой белой глазури полностью сдирается с помощью металлической щетки. Это позволяет придать древесине рельефного вида с достаточно контрастным цветовым рисунком.
Качество состаренной поверхности зависит от того, насколько хорошо была разбавлена белая глазурь. Ее до того, как состарить дерево, рекомендуют смешать с уайт-спиритом в соотношении 1 к 1.

Другие методы

Самый быстрый способ, как состарить дерево в домашних условиях, не требующий особых усилий — это состаривание дерева с помощью щетки и одного вида глазури. В первую очередь снова используются металлическая щетка, которой в продольном направлении нужно соскребать канавки на поверхности.

Покрытие белой глазурью позволяет придать этой поверхности старинного вида. Финишная обработка поверхности проводится с помощью щетки.
Таким методом можно получить беленую поверхность древесины, для которой эффект состаривания обеспечивает обработка жесткой щеткой.

Видео: мастер класс по состариванию древесины

Актуальная сейчас тенденция - преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

Рассмотрим варианты:

«Сухая кисть»

Сухая кисть - прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.


И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина - это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании - это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

2. Патина на основе акрила

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

Лессировка

Лессировка - это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.


Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.


Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг

Набрызг - капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Ход работы:

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг - это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле

Кракле - техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин - паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

5. Краска-кракелюр

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.


Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

Нежно-розовый;

Цвет слоновой кости;

Сливочный;

Гиацинтовый;

Лавандовый;

Белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Фисташковый;

Льняной.

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Травление

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами - протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие - тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

Действие различных протрав на разные породы древесины

Медный
купорос,
1%
Железный
купорос,
4-5%
Железный
купорос,
1%
Цинковый
купорос,
2,5%
Калиевый
хромпик,
3%
Калиевый
хромпик,
5%
Дуб, ива Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Орех Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Клён Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый
Осина Тёмный серебристо-серый Серебристо-серый
Липа Светло-коричневый Розовый Тёмно-красный
Красное дерево Черный Серо-фиолетовый Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый
Сернокислый
марганец,
2,5%
Хлористый
кальций,
1%
Английская
соль,
2%
Хлорное
железо,
1%
Хлорная
медь,
1%
Калиевый
хромпик и
железный
купорос
(по 1,5%)
Дуб, ива Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый Оливково-коричневый
Орех Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение
Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый Оливково-коричневый
Клён Серо-коричневый
Берёза Коричневый Кофейный Фиолетовый Оливковый
Осина
Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый
Красное дерево Серо-фиолетовый Потемнение

Самый распространенный способ механического состаривания древесины - браширование. Его название произошло от слова Brush - «щетка».

Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.

Идеальный способ состаривания, если мебель из:

Лиственницы;

Этот способ не подойдет, если мебель сделана из:


Браширование древесины с обжигом или подкуривание

Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем. Затем выполняется браширование – обработка поверхности древесины жесткой проволочной щеткой. При этом более мягкие, прогоревшие части древесины вычищаются, а более твердые (годовые кольца) остаются на месте.


Еще способ – обжиг в горячем песке

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально. Нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, соответственно нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом, получается тон, переходящий от светло-желтого до темно-бурого.

Обработанную щётками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.

Дополнительное механическое воздействие

Порой время приходит в образе жучка-древоточца. Чтобы сымитировать подобные повреждения, оставленные насекомым, мастера пользуются шилом, сверлом и даже лазером. Таким же способом наносятся небольшие повреждения - сколы или потертости подобные тем, которые поверхности получают десятилетиями.

Еще один способ нанесение благородного ущерба - положить в тряпочку гайки, болтики и избить этим мешочком предмет. И далее художественно облагораживать до необходимого результата.

Имитация прошедших десятилетий, техники и приемы состаривания в сочетании химической и механической обработки, дают отличные декоративные результаты.

Для практического декорирования большую часть в арсенале материалов заслуженно занимают составы на акриловой основе. Их удобно использовать в работе: почти без запаха, разбавляются водой, легко смываются с инструментов. Имеют разнообразные эффекты (имитация металлов, масляных красок, матовой темперы) и различные текстуры. Цветовая гамма может вдохновить на переделку, даже если она и не затевалась. Они прочны, устойчивы к воде и к воздействию солнечного света.

Себилькова Анна

Красивая состаренная мебель может внести атмосферу изысканности и гармоничности в ваш дом. В естественных условиях дерево состаривается под воздействием различных природных факторов - ветра, дождя, солнечных лучей и т.д.

Но совсем не обязательно ждать пару десятков лет, чтобы купленный гарнитур приобрёл такой неповторимый вид. Можно воспользоваться специальными технологиями состаривания древесины.

Преимущества состаренного дерева

Состаренная мебель выглядит элегантно и стильно в любом интерьере

Состаренное дерево - красивый, прочный и функциональный материал, из которого производятся различные предметы мебели: столы, стулья, кровати, комоды и т.д.

Преимущества состаренной древесины следующие:

  • Поверхность не требует специальной обработки, при желании достаточно просто покрыть её лаком.
  • Эффект состаривания позволяет придать любому предмету мебели антикварный вид.
  • Натуральный древесный рисунок выглядит уникально и неповторимо.
  • Мебель из состаренного дерева будет смотреться гармонично в любом интерьере.
  • Этот материал - экологически чистый и антиаллергенный.
  • Состаренная древесина надёжна и долговечна.
  • Наконец, мебель из этого материала никогда не выйдет из моды.

Какие породы древесины лучше состаривать?

Для состаривания подойдёт мягкая древесина или материал средней твёрдости. Она обладает более яркой текстурой. Этому требованию удовлетворяют ель, лиственница и сосна. Представленные породы отличаются тем, что они имеют мягкие волокна. Весной и летом на них быстрее всего образуются годичные кольца, отчего волокна становятся «рыхлыми». Такие породы, как бук и клён, не подойдут для состаривания, поскольку их текстура слабо выражена и практически однородна.

Подготовка

Прежде чем состаривать дерево, его поверхность необходимо подготовить

Прежде чем начать состаривать деревянную мебель своими руками, нужно провести качественную подготовку поверхностей, которые вы планируете обработать. Для этого удалите все дефекты и загрязнения. Это могут быть следы жира и прочие пятна. Если этого не сделать, устаревшие загрязнения проявятся после нанесения на дерево тонировочного покрытия. Также удалите старую краску или лак и демонтируйте лишнюю фурнитуру, которая помешает обработке под старину.

Способы

Когда подготовительный этап роботы проделан, приступайте к состариванию. Для начала определитесь с технологией, которой вы бы хотели состарить мебель. Есть следующие варианты:

  • Окрашивание;
  • Кракелюр;
  • Браширование поверхности;
  • Обработка морилкой;
  • Обработка дерева специальными химическими составами (технология олдирования);
  • Нанесение позолоты;
  • Достижение известкового эффекта (технология лайминга).

Давайте рассмотрим каждый из этих способов состаривания дерева подробней.

Окрашивание

Дерево, состаренное с помощью техники окрашивания

Если хотите, чтобы деревянная мебель выглядела потёртой, можете воспользоваться техникой окрашивания. Выберите основной тон, который будет просматриваться через верхний слой краски.

Для основы можно использовать любой цвет, главное, чтобы он был более насыщенным, чем вспомогательный.

Также можно использовать колер, смешанный с белой краской и водной основой. Для второго же слоя лучше задействовать светлые оттенки. Такое сочетание цветов позволит сделать эффект выгоревшей краски. После того как краска высохнет, обработайте её наждачной бумагой с высокой зернистостью. Это позволит удалить излишнюю краску. Шкурить необходимо до тех пор, пока не появится эффект истёршейся краски. Через него проступит основной слой. Завершительным этапом обработки является покрытие лаком.

Кракелюр

Можно окрасить дерево техникой кракелюр. Проще говоря, создать эффект трещин на деревянной мебели. Вам понадобится специальный кракелюровый лак. После нанесения на него основного цвета лак потрескается. Цвет трещин зависит от выбранной основы. Чтобы добавить оригинальности, можете использовать сразу несколько цветов. Кракелюр - хороший способ быстро придать вашей деревянной мебели антикварный вид.

Браширование поверхности

Дерево, состаренное с помощью техники браширования

Технология браширования - простой метод состаривания деревянной мебели с помощью металлической щётки, наждачной бумаги с мелкой зернистостью, стамески и сверла. Прежде чем приступить к основному процессу, нужно снять верхний слой дерева. Браширование можно совмещать с окрашиванием поверхности. Наждачную бумагу и щётку используйте для снятия верхнего слоя, а стамеску и сверло - для создания борозд и червоточин. Техника браширования чаще всего используется для состаривания пола и досок. После завершения основного этапа работы покройте поверхность маслом, лаком либо же морилкой.

При декорировании деревянной мебели важно не переусердствовать, ведь роскошную мебель можно превратить в рухлядь.

Полезная информация: Браширование отлично подойдёт для мебели, изготовленной из твёрдых древесных пород, таких как орех, ясень, дуб и лиственница. Эта техника противопоказана для клёна, вишни, бука и тика.

Обработка морилкой

Дерево, состаренное при обработке морилкой

Эта техника используется в сочетании с другими. Покрытие мебели лакокрасочным материалом позволит добиться эффекта морения. Сперва необходимо обработать поверхность, а затем смыть часть морилки с помощью влажной губки. Важно оставить края, изгибы и трещины более тёмными, чем основную часть поверхности, чтобы подчеркнуть эффект состаривания.

Если же после перового раза вам не удалось достигнуть нужного результата, просто тщательно отшлифуйте поверхность. Некоторые участки можно повторно окрасить кистью, смоченной в морилке. Чтобы сделать цвет более насыщенным, после завершения основного этапа работы покройте древесную поверхность грунтовкой или нужным цветом. В самом конце пройдитесь по поверхности античным воском, используя мягкую ткань.

Технология олдирования (обработка специальными составами)

Дерево, состаренное с помощью техники олдирования

Олдирование - очень интересная техника состаривания дерева. С её помощью можно воссоздать эффекты выцветания, болотной замшелости, выгорания и т.д. Специальные химические реагенты помогут добиться потрясающего результата. Эта техника подходит лишь для твёрдых пород дерева (дуба, граба и т.д.).

Это интересно: Если выполнить олдирование мягкой древесины, она банально придёт в негодность после обработки сильными химическими веществами.

Завершительным этапом станет покрытие поверхности лаком. Он послужит для защиты поверхности.

Нанесение позолоты

Чтобы качественно состарить мебель и добиться антикварного вида, можно воспользоваться золотой платиной. Нанесение позолоты — одна из самых простых процедур, которая не отнимет много времени. Просто полностью окрасьте мебель в выбранный цвет и дождитесь высыхания.

Полезная информация: Золотую краску необходимо наносить тонким слоем. Только тогда мебель после окрашивания будет выглядеть безупречно.

Лайминг

Дерево, состаренное с помощью техники лайминга

Лаймингом называют процесс состаривания мебели с помощью известкового эффекта. Для начала подготовьте поверхность, обезжирьте её. Обработайте дерево специальным пигментом или краской. Лакокрасочные материалы помогут добиться любого оттенка и текстуры. Наносите краску вдоль волокон. Так вы подчеркнёте природную структуру дерева, а углам добавите эффекта "забившейся пыли". Для лучшего результата лайминговый состав желательно наносите кистью или марлевым тампоном.

Полезная информация: При выборе основного цвета не забывайте, что после высыхания он будет смотреться немного светлее.

Видео. Как искусственно состарить дерево своими руками в домашних условиях

Состаренное дерево — один из модных трендов дизайна нынешнего сезона. Воспользовавшись любой из описанных выше техник, вы сможете с лёгкостью придать поверхностям такой эффект в домашних условиях. Искусственно состаренная мебель будет гармонично смотреться в квартире и наполнит её уютом.

– это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки ассоциируется у leon42 , участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.

По словам leon42 , купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.

leon42 считает, что мебель для браширования должна быть грубой и массивной, способной передать естественную красоту дерева.

Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.

В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?

Подготовка материала

Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».

Дерево с однородной и невыраженной текстурой вроде бука и клена для состаривания не подходит.

Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.

Браширование

Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).

Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.

Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».

Шлифовка: инструменты и щетки

На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.

Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:

  1. Черновая выборка мягких волокон
  2. Шлифовка
  3. Полировка

Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании ) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.

При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.

При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:

  • водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
  • скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
  • источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
  • не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
  • скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
  • обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
  • позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
  • новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
  • работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
  • влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.

При обработке устойчивой и твердой древесины (лиственница, дуб) обязательно используйте системы пылеудаления: пыль этих пород дерева считается канцерогенной и может вызвать рак легких.

Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку , вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.

Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.

Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.

Специфика обработки поверхностей:

  • не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
  • не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
  • с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.

Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка : выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.

Отделочные операции

На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.

После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.

Именно правильная игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид. Участки с мягкой древесиной (поры или впадины) неравномерно окрашивают в более темный цвет, с твердой (гребни) – в более светлый. В последнее время популярны варианты со светлыми впадинами и более темными гребнями.

Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.

Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.

Правильное текстурирование - простой, но грязный, трудоемкий и вредный для здоровья процесс.

В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.

По материалам участника форума "Дом и Дача"

Редактор: Ольга Травина



Статьи по теме: