Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему: «Зимующие птицы – наши друзья. Нод в старшей группе «зимующие птицы» (познание) с использованием икт

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Физическое развитие»

Задачи:
Коммуникации: Закреплять знания детей об особенностях внешнего вида птиц. Закреплять умение детей правильно называть птиц при отгадывании загадок. Закреплять представление детей о местах обитания птиц, их внешних качествах, строении. Продолжать учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос.

Познание: 1. Расширять представления детей о птицах, их внешнем виде. Закреплять представления о птицах, их образе жизни в зимний период. Продолжать учить сравнивать птиц, обозначать сравнение словами. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Физическое развитие: Упражнять детей в выполнении разных видов движений по сигналу: хлопки, приседание, махи руками. Ходьба друг за другом в заданном направлении, прыжки с продвижением вперёд, через препятствие.

Материал: Разрезные картинки с изображением птиц, карточки к заданию «Покормим птиц», медали «Знатоки птиц» Конверт с изображением Лесовичка.

Практическая часть : Заготовки кормушек из пластиковых бутылок, геометрические фигуры разного цвета на клеящей основе.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу, что сегодня случилось утром. Пришла я сегодня на работу, а у меня на подоконнике лежит письмо.
Вы когда – нибудь получали письмо?
Давайте посмотрим от кого оно?
Письмо пришло от Лесовичка.
Давайте прочитаем наше письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Лесовичок. Я знаю, что зимой многие птицы селятся поблизости к человеку, и мне хочется узнать, как вы можете помочь им? Я приготовил для вас задания. Думаю, что вы с ними справитесь» (карточки с заданиями лежат в конверте).
Дети, посмотрите, карточки все одинаковые?
(разного цвета, с разными номерами). Значит задания будут тоже разные. Давайте попробуем на них ответить?
С какой цифры мы начнём выполнять задания? (№1)
Карточка №1
Лесовичок: Чтобы ответить на первое задание, Вам нужно найти в группе полянку, где расположена цифра 1. До полянки вы пройдёте по узенькой тропинке.
Вчера в лесу был сильный втер, он перепутал все карточки, помогите мне пожалуйста, разложите карточки так, чтобы получились картинки.
Воспитатель : Все выложили картинки? Кто изображён на твоей картинке? (воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь…)
Как всех этих птиц можно назвать одним словом? (зимующие)
Молодцы, вы справились с первым заданием.
Карточка №2 Чтобы добраться до цифры 2, вам нужно преодолеть препятствие. На пути у вас будет ручей, перепрыгнув через ручей вы доберётесь до цифры 2. Молодцы! Вот мы добрались до цифры 2. Усаживайтесь поудобнее, слушайте. «Конкурс-загадок».
Воспитатель: Лесовичок приготовил вам загадки. Кто знает ответ, поднимает руку, не выкрикивает. Если вы отгадаете правильно загадку, то сможете эту птичку посадить на дерево. Слушайте первую загадку:
1.Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Ну, скорее, не робей, Я бывалый...(воробей)
Воспитатель: Правильно, воробей, а как ты догадалась, что это воробей? Подойди, найди воробья и посади его на дерево. Молодец! Следующая загадка:

2.Птичка-невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата.
Догадались, кто это?.. (синичка)
Воспитатель: Правильно Синица, а как ты узнала, что это синица? Посади синичку на дерево.
3. Эта птица всем знакома
Важно ходит возле дома
Очень громко закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её …(варона)
Воспитатель: Расскажи, как узнала, что это ворона? Посади ворону на дерево.
4. Я вчера гулял в саду,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Воспитатель : Молодец, правильно отгадал. Посади снегиря на дерево. Итак, слушайте последнюю загадку:
Эта птица сизокрылая
любит семечки клевать
И тихонько ворковать…(голубь)
Воспитатель: Как догадалась, что это голубь? Посади голубя, на дерево. Остались ещё птицы на тарелочке? (нет) .Значит задание мы выполнили! Молодцы! Будем отвечать на следующее задание?
Карточка №3
Лесовичок: Посмотрите вокруг, где расположена цифра 3. (На полу в центре группы). Давайте сделаем большой шаг вперёд, чтобы подойти к цифре 3. Дети, в этом задании, Лесовичок, предлагает поиграть. Игра называется: «Прилетели птицы».
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите другое слово, то хлопните в ладоши. Слушайте:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Дети хлопают.
Воспитатель: Какое слово было лишнее?(Макароны) Молодцы! Продолжаем, если услышите неправильное слово, то вы будите махать руками.
Прилетели птицы:
Голуби, лисицы.
Дети машут руками.
Воспитатель: Что неправильно?
Дети: Лисицы.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что лисицы - это животные.
Воспитатель: Правильно, молодцы внимательно слушали! Продолжаем, если сейчас, что-то будет неправильно, то вы все присядьте.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
Комары, кукушки.
Дети: приседают.
Воспитатель : Правильно. Продолжаем, если сейчас, что-то будет неправильно, то вы будите топать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этой игрой. Значит мы можем доставать следующую карточку.
Карточка №4 «Покормите птиц»
Воспитатель: - Послушайте внимательно, что рассказывает Лесовичок «-У каждой птицы есть свой любимый корм. Но зимой, им очень трудно найти его. Я прошу вас провести стрелочки от птиц к корму, покормить птиц».
(Каждому ребенку выдаётся карточка. В центре листа изображены силуэты птиц, а в углах листа изображен корм. Ребёнку необходимо провести линию, от птицы к корму).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, и с этим заданием вы тоже смогли справиться. Играем дальше?
Карточка №5
Лесовичок: А сейчас последнее, самое трудное задание. Вам нужно встать друг за другом, положить руки на пояс впереди стоящему м и пройти до цифры 5. Готовы? Отправляемся. Мы дошли до цифры 5. Задание называется «мастерская». У нас есть заготовки кормушек. Но если мы их повесим такими, то смогут ли их увидеть птицы? Правильно их плохо видно. А что мы можем сделать, чтобы птицы заметили наши кормушки?(украсить) Давайте сядем за столы. Сегодня задание вы будите выполнять в парах. У вас на столах есть геометрические фигуры разного цвета, украсьте свои кормушки так, как вам нравится.
Воспитатель: Какие удивительные получились работы! Давайте рассмотрим наши кормушки, потом мы их повесим на участке детского сада. Вот молодцы. Карточки в конверте закончились, значит можно подвести итог. Много заданий нам задал Лесовичёк? Вы с заданиями справились? На загадки вы ответили, корм для птиц подобрали, даже кормушку смастерили. Вот какие молодцы! Интересные задания приготовил Вам Лесовичок? А сейчас, Все участники игры за свои знания получат медалями «ЗНАТОКИ ПТИЦ»
Воспитатель: По небу весело скользя, Летят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая: «Спасибо, вам великое!»
На этом наша игра подошла к концу, благодарим всех за внимание!
Благодарим за внимание!

Конспект НОД в старшей группе

«Зимующие птицы»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественное – эстетическое развитие».

Цель: формирование экологической культуры у детей.

Программные задачи:

Образовательные:

Закреплять умение детей узнавать и называть птиц. Закреплять знания детей, чем питаются птицы, как им можно помочь.

Развивающие:

Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами, воображение и логическое мышление, речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение в зимний период к ним, интерес к разнообразию окружающего мира.

Предварительная работа:

Коллективная работа «Снегири», дидактическая игра: «Четвёртый лишний», знакомство с зимующими птицами, изготовление кормушки, кормление птиц.

Оборудование:

мультимедийные технологии, карточки с изображениями птиц, мяч, кормушки, семечки подсолнечника, белый хлеб, карточки с изображением семян.

План НОД:

1. Отгадывание загадки

2. Физкультминутка

3. Работа по картинкам

4. Дыхательная гимнастика: «Обними себя».

5. Игра «Четвертый лишний»

6. Правила подкормки птиц

7. Украшение кормушки

8. Итог занятия

Ход занятия:

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Воспитатель: - Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

Ой, ребята, посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем, его.

«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Сегодня я приглашаю вас прогуляться по лесу. Я приготовил для вас интересные задания. Желаю вам удачи! Ваш друг – старичок – Лесовичок.

В:- Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да).

В: - Прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей).

В: - Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глазки. (Звучит спокойная музыка).

В: - Вот мы с вами и попали в лес. (Звучит музыка леса).

В: - Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, и узнаем о чем, мы сегодня с вами будем беседовать.

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это – (птицы)

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах. Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.

Воспитатель: Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете? (Синица, сорока, воробей, голубь, дятел, ворона.)

Воспитатель: Лесовичок предлагает отгадать загадки. (Загадки о зимующих птицах, использование мультимедийных технологий)

В красной шапке ходит он

Дуб долбит как долотом (Дятел)

Кто там прыгает, шуршит,

Кле! Кле! Кле! - поет со свистом? (клёст)

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок (воробей)

Носят серенький жилет,

А у крыльев - черный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат: Кар! Кар! Кар! Кар! (ворона)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом

Тут как тут! (снегирь)

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Воспитатель: Молодцы ребята. Отгадали загадки. Так какие это птицы?

Почему они не улетают в теплые края? (Могут найти себе корм)

Чем питаются птицы зимой? (плодами деревьев, семенами, шишками, крошками, ягодами).

Хватает ли птицам пищи зимой? (нет)

А как мы можем помочь? (можем их подкармливать)

Что нужно сделать? (сделать кормушку).

Воспитатель: Лесовичок предлагает накормить птичек. Давайте, когда пойдем на прогулку, тогда их покормим.

Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.

Синицы – семечки.

Голубь – хлебные крошки.

Воробей – зерна.

Дятел – семена шишек.

Клёст - семена шишек

Сорока - плодами

– Я дам снегирям ягоды рябины.

– Я угощу синиц семечками.

– Я накормлю голубя хлебными крошками.

– Я дам воробью зёрен.

– Я накормлю дятла семенами шишек.

Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, чем покормить птичек.

Физкультминутка:

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,

Птицы в воздухе кружились,

На дорогу опустились,

По дорожке поскакали,

Крошки, зернышки клевали.

Воспитатель: В лесу воздух чистый, свежий.

Дыхательная гимнастика: «Обними себя».

Воспитатель: Лесовичок любит играть и нам предлагает поиграть.

Игра с мячом «Назови ласково»

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

Воспитатель: Что для птиц страшнее голод или холод?

Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку (Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться.)

Смотрите, Лесовичок передал нам корм для птичек. Сейчас мы пойдем на прогулочный участок в детском саду и покормим птичек.

Встали в круг закрыли глазки. Играет музыка.

Воспитатель: Вот мы и в детском саду! Садитесь на места. Украсим нашу кормушку и насыпим корм, который передал нам Лесовичок.

Правила подкормки птиц.

1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

2. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.

3. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Украшение кормушки

1 ребёнок:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Итог занятия:

О каких птицах мы сегодня говорили? Как можно назвать этих птиц, одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11

Конспект занятия

Тема:

«Птицы зимой»

(старшая группа)

Воспитатель: Болгова А.П.

Цель:

Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время.

Материал: Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих птиц.

Модели:

Существенные признаки птиц, модели питания птиц, модели питания птиц зимой.

Ход занятия

Ребята, к нам прилетел гость, а вот и он.

(показываю попугая), его зовут Кеша. Он живёт в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг.

Предлагают попугаю отгадать загадку.

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Вос-ль: в какое время года бывает мороз?

(Попугай не знает. Помогают дети.)

Зимой у нас много снега, в солнечную погоду снег на солнце блестит, серебрится, искрится. Дети любят кататься на санках и лыжах с горы. Приходит весёлый праздник – Новый год. В этот праздник дети ждут Деда Мороза, заказывают ему подарки, а он исполняет их желания. Во время зимних морозов у людей есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.

Вос-ль: ребята, расскажите, как зимуют наши меньшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в трудное время?

Ответы детей: подкармливать их, развешивать кормушки.

Вос-ль: предлагаю рассмотреть фотографии, где дети вывесили кормушки.

(вывешиваю картинку с изображением кормушки. На кормушке изображены птицы зимующие и перелётные)

Вос-ль: посмотрите всё ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.

(дети показывают только тех птиц, которые остаются на зиму).

Вос-ль : ребята, давайте расскажем Кеше, как зовут этих птиц.

(дети перечисляют: синица, снегирь, воробьи и т.д.)

Вос-ль: а теперь расскажите нашему гостю, как зовут перелётных птиц.

(дети перечисляют: ласточка, жаворонок, кукушка и т.д.)

Вос-ль: в холодные дни птицы ищут корм в течении всего дня. Вороны сидят на крышах домов, на деревьях, и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой вороны смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими и больше летают около жилья человека.

(вывешивается плакат с изображением леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу).

Вос-ль: большинство птиц всё же живут в лесу.

Вопрос: Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними и нашего гостя.

(дети перечисляют: дятлы, тетеревы, поползни ит.д.)

Вос-ль : в лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их на плакате.

(ответы детей: чиж, свиристель, клёст и.д.)

Вос-ль: эти птицы называются зерноядными, у этих птиц клюв не очень длинный, тупой.

(выставляется модель). Но в лесу остаются птицы, которые питаются насекомыми в теплое время года. Такие птицы называются насекомоядными.

Вопрос: покажите насекомоядных птиц?

(дети называют птиц: синица, дятел, поползень и т.д.)

Вос-ль: обратите внимание на клювы этих птиц.

(дети рассматривают клювы и сопоставляют с клювами других птиц)

Физкультминутка

Дидактическая игра: « Узнай по клюву» (дети находят клюв, и объясняют, почему у этой птицы именно такой клюв).

Вос-ль: ребята, сейчас я с вами поиграю, а нашему гостю вы расскажите, что вы сделали.

Игра: «Чьи следы?» определить, какая птица оставила свой след.

Игра: «Сложи птицу» подобрать голову хвост, ноги к птицам.

Игра: «Кто на кормушку прилетел?» -найти зимующих птиц.

(во всех играх дети рассказывают Кеше, что они сделали)

Вос-ль: поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе день становится длиннее, солнце показывается чаще. У птиц происходит оживление. Они весело чирикают, усевшись на ветку, где пригревает солнышко.

Вос-ль: Каких кочующих птиц вы знаете?

(Ответы детей) Снегирь.

Ребята, кто может рассказать о снегире?

(ответы детей: они кормятся семенами берёзы, сирени, ягодами рябины)

Вос-ль: А где же ночуют птицы?

(Ответы детей: под крышами домов, в дупле деревьев, ночуют по несколько птиц, и даже не вылетают от туда в сильные морозы).

Вос-ль: Кеша, ты со многими птицами познакомился.

Сегодня, ребята вы узнали небольшую часть о птицах. За птицами наблюдают и изучают учёные. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время, чтоб без песен не пришлось встретить весну.

Давайте, ребята, придумаем знаки охраны птиц зимой.

(дети предлагают свои варианты и зарисовывают на листах бумаги)

Ребята, а с Кешей нам придётся попрощаться и попросить, чтобы чаще прилетал в гости.

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

развивающие:

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационная часть.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать.О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы - сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока.

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...

(Снегири)

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт.

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - … .

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске - пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится.Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки.Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.Вороны – всеядные птицы.Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы.Голуби любят крупу и хлеб.Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Поможем птицам»

Цель: Развитие связной речи, обогащение словаря по теме «Зимующие птицы».

Программные задачи:

Образовательные: Уточнить названия зимующих птиц. Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы-загадки о зимующих птицах; учить давать полные ответы на вопросы.

Развивающие: Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца. Воспитывать заботливое отношение к птицам, доброту, отзывчивость;

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие;

Оборудование: письмо от птиц, картинки плана, снежинки, конверт, разрезные картинки птиц, запись с голосами птиц, картинки зимующих птиц; мнемотаблица, перфокарты «Накорми птиц», эмблемы с изображением птиц, изображение сороки, письмо от Старичка-Лесовичка, раскраски с птицами, кормушки с кормом.

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание пальчиковой гимнастики, стихов.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло? Давайте поздороваемся с ними!

Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет !" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся - Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.

Дети: На улице очень холодно (согласна) Дни стали короче

Солнце светит, но не греет. (правильно)

Много снега, скользко (хорошо)

Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

На речках лед (согласна)

Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

Воспитатель: Правильно, ребята, доказали мне, что сейчас зима.

  1. Мотивационно-ориентировочный

Стук в дверь. Воспитатель идет к двери и обнаруживает письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, письмо. От кого же оно? Хотите узнать?

Воспитатель: Это письмо от Старичка Лесовичка.

Читаем письмо: « Здравствуйте ребята! Злая Баба Яга украла и заколдовала моих птиц. Помогите мне пожалуйста, умные, смелые и добрые дети. Я хочу, чтобы весной они снова запели в моем лесу… Спасите моих птичек, пожалуйста!»

Воспитатель:- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Старичку Лесовичку? Вернем птичек?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: ребята, а каких птиц нужно искать. Зимующих или перелетных?

Дети: зимующих

Воспитатель: Нам нужно составить план.

Итак, что нам нужно сделать сначала? Давайте дочитаем письмо, может там есть подсказки?

« …….Для того чтобы отыскать и вернуть их вы должны

  1. Назвать зимующих птиц.
  2. Описать зимующих птиц.
  3. Найти их.
  4. Покормить птиц.
  5. Вернуть их в лес.

Воспитатель:Ну, ребята, план мы составили, нужно приступать к его исполнению.

Воспитатель: Итак, первое задание. Ребята, назовите птиц, которых мы будем искать.

Дети: воробьи, вороны, сороки, голуби, синички, снегири, щеглы, поползни, свиристели

Воспитатель: Как мы назовем всех этих птиц одним словом?

Дети: зимующие.

Воспитатель: Почему же их так назвали?

Дети: Потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас

Воспитатель: Но, чтобы нам их найти нам нужно отправится в сказочный зимний лес. Хотите?

Воспитатель: Все вместе скажем волшебные слова: (под музыку) Вертись, крутись в зимнем лесу окажись.

Слышите, здесь кто- то есть.

Дети: Да, это птицы

Воробей - чирикает

Ворона - каркает

Сорока - стрекочет

Синица - свистит

Снегирь - посвистывает

Дятел - трещит

Сова - ухает

Воспитатель: Молодцы,

Следующее задание для нас: описать птиц. Я предлагаю вам рассказать о зимующей птице, не называя её, по знакомой для вас схеме. А мы попробуем отгадать, о какой птице идёт речь.

Составление описательного рассказа про птиц (5 детей)

Воспитатель: Ребята, кто хочет? Выходи, бери картинку, не показывая ёе нам, и расскажи нам о ней.

Дети: Это маленькая птичка. Зимующая. У неё есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост и лапки. Головка, крылья, хвост чёрные, спинка серая, грудка красная. Любит лакомиться рябиной. СНЕГИРЬ

Это крупная птица. Зимующая. У неё большие крылья, длинный хвост, клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У него голова, шея, спина, крылья - чёрные с белыми пятнышками, ещё на голове красные пёрышки. Он питается насекомыми и семенами шишек. ДЯТЕЛ

Эта птица маленькая. Зимующая. У неё есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост и лапки. Тело покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Питается насекомыми, хлебными крошками, зернами, семенами. Целый день прыгает и чирикает. ВОРОБЕЙ

Это птичка маленькая. Зимующая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова и хвост чёрные. Спинка зеленая. Грудка жёлтая с чёрной полоской. Питается насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало. СИНИЦА

Это птица большая. У неё большой клюв, большие лапы, большие глаза. Она покрыта вся перьями черного цвета. Питается пищевыми отходами. Это всеядная птица. ВОРОНА

Это большая птица. У неё длинный острый клюв, длинный хвост. Голова, спина, крылья и хвост черные. Брюшко и бока белые, поэтому её называют "белобока". Питается ягодами, семенами, насекомыми. СОРОКА

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о какой птице нам рассказала Настя?

Дети: Да, это синица, снегирь и т. д.

Воспитатель: Пойдем их искать. Посмотрите, здесь, чьи то следы. Наверно, Бабы-Яги, пойдем по ним

Воспитатель: Ой, ребята,посмотрите на нашем пути сугроб. (нарезанные из бумаги снежинки, под которыми спрятан конверт).

Дыхательное упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)- Воспитатель: Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.

Воспитатель: Посмотрите, что это за конверт? Хотите посмотреть, что в нём? (В конверте разрезанные на части картинки)

Дети: Да, хотим

Воспитатель Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. Но работать мы будем в парах. Выбирайте себе пару и проходите за столы.

Дидактическая игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)

Воспитатель: Ребята, назовите птиц, которых вы собрали?

Дети: Мы с Соней собрали синицу.

Мы с Денисом собрали ворону. И т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли освободить птичек. Давайте, пройдем на свои места. Ребята, давайте вспомним, что у нас дальше по плану?

Воспитатель:Молодцы, ребята, мы освободили птиц, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами. (Обратить внимание на план)

Дети: Покормить птичек.

Воспитатель: Правильно покормить. Чем можно угостить птиц:

Дети: хлебными крошками, ягодами рябины, боярышника, салом, зернышками, крупой, семечками, орешками, фруктами.

Воспитатель: А теперь возьмите свои стулья, пройдите за столы и соотнесите каждой птичке - свой корм.

Но сначала мы разомнем наши пальчики Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички(«Зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой - «крошим хлеб»)

Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки - воробьям. (то же - левой рукой)

Галки да вороны,

Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны»)

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте, проверим правильно вы накормили птичек. (Вызвать одного ребенка для проверки). Молодцы, ребята, справились с заданием. Воспитатель: Накормили птиц, пусть они летят в лес к Старичку Лесовичку. Помашем им, до свиданья птички. ЗАПИСЬ звука УЛЕТАЮЩИХ ПТИЦ.

А мы с вами поиграем. Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь в зимующих птиц превратитесь. (раздать эмблемы с изображением разных птиц)

ИГРА «Кормушка»

Воспитатель: Когда вы услышите название своей птицы, выбегаете и садитесь на ковер рядом с кормушкой (читаю стихотворение З. Александровой «Новая столовая)

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев -

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

  1. Рефлексивно- оценочный этап

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим на наш план. Все ли мы сделали?

Воспитатель: А что мы делали?

Дети: Помогали Старичку-лесовичку найти заколдованных птиц. Называли зимующих птиц, искали птиц, собирали разрезные картинки с птицами, описывали птичек, накормили птиц и отпустили в лес.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, такое доброе дело сделали. Наше путешествие в зимний лес закончилось, нам пора домой. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Стук в дверь: Сорока с письмом от Старичка-лесовичка

Воспитатель (читаю письмо) Дорогие ребята, огромное вам спасибо, что вы помогли мне. Я очень рад, что в вашей группе дети такие добрые, храбрые и умные. Я всем лесным жителям рассказал о вас. А больше всего мне понравилось, что вы работаете вместе и сообща. И за это я приготовил вам подарок -угощение. До скорых встреч в моём сказочном лесу. Старичок - лесовичок».

  1. Последующая работа.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами развесим кормушки на нашем участке и будет всю зиму подкармливать птиц.



Статьи по теме: