Лекарственные растения мероприятие в детской библиотеке. Целительная сила растений час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды

МР Калтасинский район РБ Бабаевская СОШ

Внеклассное мероприятие на тему

« Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений»

Выполнила учительница МОБУ Бабаевская СОШ

Ахмадиева Татьяна Васильевна

2016 г.

Тема: Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений; развивать мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : рисунки, фотографии лекарственных растений, гербарий, кроссворд, ребусы, экологические знаки, запись «Голоса птиц».

Ход занятия

I. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями царства Флоры (растительного мира). Эти жители – лекарственные растения. Вы узнаете, какие растения называются лекарственными, где они растут, как правильно собирать их.

II. Экологическая остановка.

К нам спешит важный гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете его имя.

Есть один цветок такой, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.

(Одуванчик.)

Ребята, что обозначает этот экологический знак?

Почему нельзя рвать цветы? (Они не успели дать семена.)

Самое неприятное для путешественника – поранить ногу и потерять возможность передвигаться. Но помочь может «зеленая аптека».

У дорог растет невзрачный цветок подорожник с розеткой листьев, из середины которой поднимается стебелек с зелеными шариками семян. Сорви листок, приложи его к больному месту, и ты почувствуешь, как боль постепенно утихает. Скоро перестанешь хромать и забудешь о своем спасителе. Что о нем помнить? Ведь это всего-навсего подорожник.

3 Правила сбора и обработки лекарственных растений.

Учащиеся составляют правила и рисуют экологические знаки.

П р а в и л о п е р в о е: что собирать .

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других – листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

П р а в и л о в т о р о е: когда собирать .

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, мать-и-мачеху – лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. п. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

П р а в и л о т р е т ь е: как собирать .

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

П р а в и л о ч е т в е р т о е: где собирать .

Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его нельзя. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

П р а в и л о п я т о е: собирая, сохранять .

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки.

При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь. Тогда все пойдет в дело, ничто не пропадет.

4 Викторина «Зеленая аптека под ногами».

Учитель читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его и рассказывают о его применении.

О п и с а н и е 1. Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Я могу прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. (Крапива.)

О п и с а н и е 2. Эта ягода – одна из любимейших ягод в Сибири, называют ее виноградом Севера. И действительно, по пищевым и лечебным целям она не уступает солнечной ягоде. В Сибири растет в зоне хвойных лесов. Собирают ягоды два раза в год – осенью и весной. (Клюква.)

О п и с а н и е 3. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде. (Липа.)

О п и с а н и е 4. Это растение используют в медицине как отхаркивающее средство при кашле. Кто бывал на торфяных болотах в жаркий летний день, наверняка помнит сильный одурманивающий запах. Источник – листья одного из растений. Название его произошло от старинного слова «багулить» – отравлять. (Багульник.)

О п и с а н и е 5. В былые времена на Руси это растение считалось «травой от девяноста девяти болезней». Специальным царским указом растение везли из Сибири в Москву. Однако, как оказалось, зря. Ее много и в лесах Европейской части России. Народная молва наделила траву «страшной» силой – дескать, косит она всякое зверье направо и налево. Отсюда и название травы. Что это за трава? (Зверобой.)

О п и с а н и е 6. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А как эту траву называет русский народ? (Тысячелистник.)

V. Ребусы «Лекарственные растения».




6 Итог занятия.

Какие растения называют лекарственными?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Решите кроссворд и прочитайте ключевую фразу.


В о п р о с ы к к р о с с в о р д у :

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

(Валериана.)

2. Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок.

(Ромашка.)

3. Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива.)

4. Листочки – парные,

Цветки – янтарные,

Плоды – коварные:

И лечат, и калечат.

(Зверобой. )

5. Сидит Аленка

В красной рубашонке;

Кто мимо идет –

Всяк поклонится.

(Земляника.)

6. Степной травы пучок простой,

Он и сухой благоухает.

И разом степи надо мной

Все обаянье воскрешает…

(Полынь.)

7. В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть.

(Черника.)

8. Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь на дороге.

(Подорожник.)

9. У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки –

Желтые глазочки.

(Мать-и-мачеха.)

10. Коготок короток,

А сквозь землю прошел –

Шапку золота нашел.

(Календула.)

11. Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость,

И садам – украшение,

И дроздам – угощение.

(Рябина.)

К л ю ч е в а я ф р а з а : лекарственные растения.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

Все со мною борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: "Беда, беда!"

Что в огороде? (Лебеда)

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом... (медуница)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка - ч..., отгадай.чабрец

2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», -
Громко скажет нам …

3. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? рябина

4. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, … петрушка

5. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это - … лук

6. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.боярышник

7. Под землей живёт семейка,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать...

8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.одуванчик

9. Этот овощ тыкве брат -
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок... кабачок

10. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.шиповник

11. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. шиповник

12. Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.

13. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.

14. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

Надеюсь, что разгадать загадки не составило большого труда. Ведь с ними мы хорошо знакомы. Ниже даются правильные ответы на загадки про растения и очень краткое описание их целительных действий. Думаю, что они еще сыграют немаловажную роль в жизни каждого из нас. Но помните, что каждое растение имеет не только целебные свойства, но и противопоказания. Поэтому не забудьте посоветоваться с врачом, перед тем как применять их.

1. Чабрец . Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство, применяют при глистах.

2. Укроп . Обладает желчегонными качествами, мгновенно облегчает головную боль и помогает справиться с бессонницей.

3. Рябина . Рекомендуется при атеросклерозе. Фитонциды рябины смертельны для бактерий золотистого стафилококка и сальмонелл, а также для плесневого грибка. Ее часто применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство.

4. Петрушка . В петрушке содержатся соли магния, кальция. В медицине ее используют при желче- и мочекаменной болезнях, при потере аппетита, упадке сил, для улучшения состояния зрения.

5. Лук . Бактерицидное и антисептическое растение, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.

6. Боярышник . Прописывают его при атеросклерозе, гипертонии, аритмиях, сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.

7. Картошка . - Улучшает обмен веществ, целебна при ожогах, экземах. Ее сок благотворно действует при гастритах с повышенной кислотностью, способствует рубцеванию язв, снижению кровяного давления.

9. Кабачок . Способствует нормализации водно-солевого обмена и очищению крови, в качестве мочегонного и помогает избавиться от излишков воды и соли.

10. Шиповник . Включают в свой состав витамины С, К, А, Е, Р, витамины группы В, кальций, калий, натрий, марганец, хром, фосфор, магний, железо, а также кобальт, молибден и медь, пектины, сахара, орг. кислоты, и многие другие элементы.

11. Женьшень . Можно применять его при недуге сахарного диабета I и II типа, осложняющих диабет некрозов и трофических язв, гипотрофии, синдроеа хронической усталости, для восстановления организма.

12. Крапива . Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

13. Полынь . В народной медицине рекомендуют при язве желудка и 12 - перстной кишки, гастрите, колите, малокровии, бессоннице, ревматизме, ожирении, метеоризме, мигрени, туберкулезе легких, анемии, гипертонической болезни, аскаридозе, лихорадке, отеке, неприятном запахе изо рта.

14. Подорожник . В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, гликозид аукубин, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.

28.04.2017 Акция «День экологических знаний» «Природа лечит. Лекарственные растения»

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, растения. Это – природа! О красоте русской природы можно говорить бесконечно. Она щедра и бескорыстна. Но чтобы сберечь, понимать природу, её нужно знать. С этой целью пожилые люди, читатели Камеевской сельской библиотеки, присоединились к всероссийской акции «День экологических знаний» по теме: «Природа лечит. Лекарственные растения». И на эту тему орформили книжку- раскладушку.

Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров - «золота», - что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. «Путешествие в страну лекарственных растений» - так называлась первая страничка нашей книжки- раскладушки. Гости узнали много нового о лекарственных растениях, которые растут не только в лесу, на полях и лугах нашей необъятной России, но и даже возле своего двора можно найти очень много полезных растений. Презентация дала возможность познакомиться с некоторыми из них воочию.

Второй страничкой книжки стала презентация выставки «Матушка -природа для лечения народа», где была
представлена литература, раскрывающая многообразие зеленых великанов, информацию о травах, о полезных и вредных комнатных растениях и о правилах сбора и хранения целебных растений.

Нашу третью страницу посвятили охране дикорастущих лекарственных растений. Лекарственные растения, находящиеся под угрозой исчезновения, и редкие виды, внесенные в Красные книги, находятся под охраной государств. К числу редких видов относятся растения, численность и ареал которых имеют постоянную тенденцию к сокращению.

В настоящее время краснокнижными видами являются: жень - шень, заманиха высокая, левзея сафлоровидная, диоскорея кавказкая, мачок желтый, красавка-белладонна и некоторые виды ятрышника. Кроме того, строгой охране и ограниченной заготовке подлежат около 40 видов лекарственных растений, среди которых: ландыш майский, горицвет весенний, наперстянка крупноцветковая и другие растения. Запрещается заготовка сырья без специальной лицензии и ограничены: распашка земель, выпас скота, сенокошение, осушение болот, использование ядохимикатов, отдых населения, застройка, движение механизированного автотранспорта. Обо всем этом мы узнали, посмотрев видеоролик «Растения Красной книги».

На четвертой странице , мы вместе погуляли на свежем воздухе. Давно уже известно, что свежий воздух полезен для здоровья! Так – то оно так, только вот часто ли мы задумываемся над, тем, что именно «свежий воздух» все реже и реже попадает к нам в легкие? С каждым годом все больше людей переезжает из каменных джунглей за город. Это
вызвано самыми разнообразными причинами, однако в большинстве случаев подобное объясняется нежеланием граждан дышать загазованным воздухом. Стоит лишь только кому-то произнести слово «город», как сразу в голове воспроизводится картина вечных выхлопных газов и дыма, идущего из труб заводов и фабрик. Воздух в сельской местности разительно отличается от городского, и к одним из таких мест относится и наше село, со своим лесом, янтарной речкой Бирь и бескрайними полями. Для сохранения этой красоты и чистого воздуха, жители села организовывают субботники, заботятся о чистоте реки, проводят в школах занятия, посвященные экологическому воспитанию подрастающего поколения, а в библиотеках- акции по экологии. Так же жители села, дети и взрослые, совместно с лесниками участвуют в посадке хвойных и лиственных пород деревьев возле проживаемой местности. Ведь в сосновых и еловых лесах дышать намного лучше. И это не просто ощущение. Именно хвойники подавляют бактерии, вызывающие болезни и благоприятно влияют на нервную систему организма. Наши жители и пенсионеры активно пользуются дарами природы, зимой катаются на лыжах, а летом регулярно прогуливаются возле речки и леса. Активные участницей среди пожилых людей это Татьяна Изиляева, Елена Валитова и Антонида Апсатарова, бывшая учительница физкультуры с. Камеево. Она поделилась перед гостями своими навыками скандинавской ходьбы и показала для начинающих как пользоваться скандинавскими палками.

Каждый из нас интуитивно чувствует, что в природе и ее творениях скрыты целебные силы, которых не заменить никакими синтетическими препаратами. Кто не прикладывал к ссадинам лист подорожника? Не ел малину при простуде? Не пил настойку валерианы? Участники мероприятия, листая пятую страницу книжки- раскладушки, привели свои примеры лечения заболеваний народными средствами, отварами и настоями из трав, которые хорошо известны и произрастают в нашей местности. Рассказали о свойствах лекарственных растений, которые растут на наших участках - это календула, смородина, малина, шиповник и так далее. Светлана Бикбулатова вспомнила случаи из своей жизни, когда ей на помощь приходили лекарственные растения и о правилах сбора этого природного дара.

До сих пор ведутся споры о том, верить или не верить производителям БАД по поводу эффективности их продукции. На шестой странице книги мы рассмотрели деятельность корпорации «Сибирское здоровье», отзывы врачей о ее продукции, отрицательные моменты самолечения, а также постарались понять роль БАД в жизни человека. Анна Алимпиева консультант корпорации «Сибирское здоровье» говорит о том, что компания «Сибирское здоровье» была основана в Новосибирске в 1996 году и на данный момент является ведущим российским разработчиком и производителем оздоровительной продукции и косметики, подтвержденной патентами. Сырье для производства поставляется из Горного Алтая, Байкала и других заповедных районов Сибири: используются лекарственные травы, их коренья, ягоды, цветки и семена. Так же она ознакомила нас с правилами приема лекарств на основе растений.

На седьмой странице участников ждала игра «Зеленая аптека». Участники с большим удовольствием решали кроссворды, без ошибок отвечали на вопросы викторины, соревновались в знаниях луговых и лесных цветов. Называли лекарственные растения, и какими лечебными свойствами они обладают. Также разгадывали загадки, вспоминали пословицы и читали стихотворения «Луговые травы», «Лесной чай», «Целебные травы». По итогам игры наше жюри бывший фельдшер Камеевской СВА Людмила Мусалина (пенсионерка на заслуженном отдыхе) всех игроков признала лучшими травниками села.

Восьмая страничка книги была самой вкусной. Елена Шамиданова для своих читателей открыла импровизированный фитобар под названием «От болезней всех полезней». Чай – это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб. Много интересного об истории появления на Руси традиций чаепития узнали участники акции, посетив фитобар. Любительница чаепития Зоя Васильевна Биктимирова продемонстрировала мастер- класс по завариванию чая. Научила, как готовить тонизирующие напитки, придающие бодрость и энергию жизни. А отличным дополнением к горячему чаю стали прекрасные пироги от всех наших гостей. Долго сидели у самовара, пили чай и замечательно, душевно пели песни.

В последней странице книги, лекарственные растения дали наказ, которые мы должны помнить, и тогда природа будет нам благодарна.

Увидел молодой росток – не трогай и не рви!

Пройди-ка мимо, улыбнись, скажи ему: «Живи!»

Пройдут недели иль года, и вырастет там целебная трава.

Лес зелёный охраняй! Никого не обижай!

Не губи деревья ты! Сохрани в лесу цветы!

Ты пришёл за помощью к природе – добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не рви, не трогай,

Помни, нужно много лет ещё,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка, не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей – всё, что зовётся Родиной твоей!

Библиотекарь Камеевской библиотеки Е. Шамиданова.

2 апреля в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина провели увлекательную экскурсию по миру лекарственных растений «Я не степью хожу, я хожу по аптеке…» с членами клуба «Вместе». Участникам мероприятия напомнили, что растения – это удивительные и совершенные творения, они хранят в себе много секретов. В самом крохотном растении может таиться великая сила, способная лечить различные человеческие недуги.

«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами. Из известных на земле 50 тысяч видов растений более 12 тысяч составляют лекарственные растения , целебные свойства которых используются в современной медицине.

Библиотекари рассказали о мяте, зверобое, бессмертнике и полыни, о том, где они произрастают, какие обычаи и легенды связаны с этими растениями. О полезных свойствах перечисленных растений рассказал врач-травник (библиотекарь). Создать образ специалиста-медика позволил белый врачебный халат и колпак. Рабочее место врача-травника было оформлено табличкой, справочниками по фитотерапии и букетиками засушенных лекарственных растений.

Чтобы проверить на себе полезные свойства растений, библиотекари заварили два вида растительных чаев: один с мятой, другой – ассорти (календула, шиповник, зверобой). В ходе встречи напитки были предложены всем присутствующим. Все с удовольствием отведали чай, кто с конфеткой, а кто-то и просто так.

Участники экскурсии поделились своими знаниями о пользе некоторых растений. В заключение же мероприятия было сказано, что к вопросу применения лекарственных растений нужно подходить ответственно, после консультации со специалистом. Всем присутствующим в процессе мероприятия раздали закладки с рецептами приготовления лекарственных настоев.

Продолжилась встреча праздничным чаепитием.

Мероприятие прошло на фоне выставки «Зеленая аптека». Для оформления выставки использовались различные лекарственные растения, помещенные в прозрачные пластиковые баночки, на которые были прикреплены названия соответствующего растения, такие как шиповник, календула, тысячелистник и др.

ФОТООТЧЕТ:



















Внеклассное мероприятие по биологии «Целебные растения» проводится в школе с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственности в отношениях с природой, воспитание у детей здорового образа жизни.

Предварительная подготовка.

Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию.

Ход мероприятия

Когда на сердце не спокойно станет,
Когда не в силах совладать собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
А.К. Целье.

Ведущий 1: Дорогие ребята! Сегодня на нашем вечере вы познакомитесь с удивительными растениями, которые помогают людям в лечении болезней и в поддержке здоровья.

Возведение городских и промышленных комплексов привело к нарушению связи человека с естественной средой. Высокие темпы сегодняшней жизни, напряженность трудового процесса, стрессы самого разного характера и многие другие факторы предъявляют повышенные требования ко всем органам человеческого организма. В коррекции и восстановлении сил большую помощь могут оказать различные растительные средства.

Ведущий 2: Специалистам умственного труда, всем, кто работает с людьми, необходимы положительные психологические воздействия, например, вечерние прогулки в парк, сквер, где мирный шум деревьев успокаивает, ободряет. Ароматы некоторых трав – чабреца, мяты, душистой герани, хвои, лаванды, шалфея… успокаивают нервное возбуждение. Из этих растений готовят настои и опрыскивают ими помещения для сна. Хорошо снимают стресс ванны с хмелем, душистой календулой, чередой, валерьяной и их смесями.

Ведущий 1: Внутрь эти растения (нервно-успокаивающие) желательно принимать в виде чая, напитков, соков и лучше – во второй половине дня, на ночь. Чувствительность к растительным средствам индивидуальна, поэтому каждый человек подбирает растения для себя лично. Через 1,5 месяца растения меняют, т.к. организм может к ним привыкнуть.

Для стимуляции пониженного аппетита используют растения с горьким вкусом за 20-40 минут до еды. Это настойки горькой полыни, одуванчика, тысячелистника, а также лук, чеснок, черемша…

Ведущий 2: Зеленый мир нашей планеты всегда был близок человеку. Мудрость любящих природу людей создала бессмертные памятники не только научного, но и литературного творчества. Стихи о травах слагали даже медики. В ХII веке, например, была написана поэма « О свойствах трав». Её автор – врач и фармацевт Ода, живший во Франции. В поэме упоминается 77 лекарственных растений, сказано, как и где они растут, чем полезны.

Так о пользе всем известной ромашки написано:

Много похвал уделяет антемии, то есть ромашке мудрый Асклепий…

…превосходно от печени лечит страдания,
прочь ты изгонишь озноб, а нередко и всю лихорадку…

И это не единственная поэма о целительных травах, написанная в древности.

Известен «Салернский кодекс здоровья», составленный знаменитым врачом Арнальдо де Вилланова (ХIV век):

Розы добавишь цветков – и утихнут любовные боли,
Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро – от камней избавляют,
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.
Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Для селезенки не годен изюм…
Роза, вербена, укроп, хемедонея, также и рута –
Все на микстуру идут, от которой зрение острее.

Ведущий 1: В душе каждого человека живет любовь к своему родному краю. Мы должны знать и помнить, что живые растения – безопасность человека, а их гибель – это его гибель. И сегодня мы попробуем узнать что-то новое о жизни матушки природы.

Ведущий 2: Мир цветов удивителен. У каждого цветка есть свой характер, свое назначение, своя тайна, тайна красоты… О многих цветах сложены легенды и предания. Вот одна из них.

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.

Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что прежде занимали злаки. В стихах поэта Марциала даже есть строка: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз».

Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Розы ставили в чаши на пиршествах. Желая поразить гостей, осыпали их розами. Венком из роз украшали невесту, лепестками осыпали брачное ложе. Розы бросали к ногам воинов-победителей.

Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан – страной роз («Гюль» означает «роза»).

Самые благоухающие розы выращивали фракийцы, жившие в Казанлыкской долине (Болгария). Из них получали розовое масло. В наших садах и парках розы стали разводить при Петре I.

Ведущий 1: Приглашаем учащихся 6а класса. Они нам расскажут о полезных свойствах розы и чая.

Ведущий 1: Благодарим за полезную информацию. Жюри оценивает выступление.

Ведущий 2: В чайном листе обнаружено до 130 химических соединений, причем многие из них обладают лекарственными свойствами. Особенно богаты целебными веществами молодые листья: в трех верхних листочках сосредоточена четверть всех биологически активных веществ чайного куста. Кофеин, содержание которого в высших сортах чая достигает 4%, обладает тонизирующим действием.

Ведущий 1: Что вы знаете о чае?

Викторина для зрителей.

  1. Кто открыл чай? (Говорят, что козы наелись чайных листьев с вечнозеленого куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно.)
  2. Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, снижает кровяное давление, предохраняет от простуды (содержит витамин С).)
  3. В какой стране сегодня больше всего пьют чай? (Рекордсмены по чаепитию – англичане. Мужчины пьют больше женщин. В год на одного человека – 1800 чашек. И еще Ирландия.)
  4. Когда чай стал известен в России? (В 1638г царский стольник В. Тюменец, будучи послом в Монголии, впервые попробовал питьё, которое ему понравилось, и Алтын-хан послал в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу несколько судов чая.)
    Долгое время этот напиток у нас считался редким и был принадлежностью знати. Но постепенно чаепитие стало настолько популярным, что превратилось в национальный обычай. И именно у нас, в России, был изобретен самовар.
  5. Объясните выражение «Чайком побаловаться». (Крестьяне пили чай лишь в особых случаях: слишком он был дорог для них.)

Ведущий 1: Для выступления приглашаем учащихся 6б класса. Они нам тоже подготовили информацию о целебных растениях. А какую – попробуйте угадать!

Вопросы к зрителям:

  1. Научное название этого цветка – «римская трава». А ещё его называют поповник, ворожба, пупавки, солнешник.
  2. Какой цветок называют цветком влюбленных?
  3. До чего же цветок пригож, он на солнышко похож! (Ромашка.)

Ведущий 2: Откуда произошло выражение «Обобрали как липку»?

Смысл поговорки – забрать у человека все, оставить его голым. Появилась эта поговорка благодаря лаптям, которые раньше носили крестьяне на Руси. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 липок. Вот и стояли деревца ободранные, совсем голые. Но кроме плетения лаптей – липа ещё использовалась как лекарственное растение.

Ведущий 1: О липе и ромашке нам и расскажут учащиеся 6б класс.

Ведущий 2: Благодарим вас за полезную информацию. А сейчас – игра для зрителей «Слушай не зевай».

Условия проведения. Приглашаются по 2 человека от класса. Каждому ученику раздаются таблички с названием растения, которую он прикалывает на грудь.

(Примерное название растений: томат, капуста, береза, шиповник, липа, земляника, орешник, морковь.)

Ребята выстраиваются в одну линию, ведущий зачитывает задание – признаки, характерные для растений. Ученик должен найти соответствие признака и «его» растения. При правильном ответе - делает шаг вперед, при не правильном – выбывает из игры. Заработанные баллы зачисляются команде класса.

Задания:

  1. Многолетние растения (береза, шиповник, липа, земляника).
  2. Травянистые растения (томат, капуста, земляника, морковь).
  3. Кустарники (шиповник, орешник).
  4. Однолетние растения (томат).
  5. Покрытосеменные (все).
  6. Образующие корнеплод (морковь).

Ведущий 1: Спасибо участникам. А сейчас загадка:

Постарайтесь угадать, кто такие братьев пять:
Двое бородатые, двое безбородые,
А последний пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа... (Чащелистики цветка шиповника.)

Ведущий 2: Трудно? Тогда ещё одна загадка.

Сидит на палочке, в красной рубашечке.
Брюшко сыто, камушками набито? (Шиповник.)

Молодцы! Отгадали. О полезных свойствах шиповника, а также календулы нам расскажут учащиеся 7а класса.

Ведущий 1: Спасибо за полезную информацию. А для зрителей проведем игру «Дегустатор».

Приглашаются по 1 человека от класса.

Задание: определить по вкусу и запаху растение, использованное для заваривания фиточая.

Используемые настои: ромашка, душица, смородина, земляника, мята.

За правильно угаданное растение – 1 бал. Набранные баллы зачисляются в копилку команды.

Ведущий 2:

То не зеленой стайкой сели на кусты мотыльки.
То вешним днем зазеленели смородины листки.
А летом в садике тенистом её увижу я –
Наденет красное монисто смородина моя.

Ведущий 1: Как вы уже догадались – речь пойдет о смородине. А представит её нам 7б класс.

Ведущий 2: Спасибо за полезную информацию. Жюри подсчитывает общие результаты.

А для всех остальных объявляется игра «Любовь с первого взгляда» .

Приглашаем 12 участников. Первые 6 участников получают картинки «плоды», другие 6 – «слова-синонимы». Задание: найти пару.

Например: лещина – орешник, осина – тополь дрожащий.

Пока жюри подводят итоги, объявляется музыкальная пауза.

Слово жюри, награждение команд.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только белые цветы?

Ведущий 2: Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только желтые цветы?

Ведущий 2: Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

Ведущий 1:

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.

Ведущий 2:

Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!

Всего хорошего! До новых встреч!



Статьи по теме: