Методика проведения фортепианного урока. Открытый урок преподавателя дши

Я сама закончила музыкальную школу (а потом и училище, и консерваторию). Сейчас, будучи взрослым профессиональным музыкантом, искренне не понимаю, почему в обязательной школьной программе стоят произведения Баха? Особенно ХТК, прелюдии и фуги. Сложные для понимания ребёнка вещи, их неинтересно разучивать и исполнять, особенно в младших классах.
А что касается предпочтений самого ребёнка, лучше всё-таки к ним прислушиваться. Мои родители, к примеру, с чего-то решили, что у меня есть способности к сочинительству, и отдали на дополнительные занятия по композиции. Я эти уроки ненавидела всей душой, учительница была очень увлечённая, много говорила и готова была заниматься сутками, но она не умела увлекать за собой детей. Я прошла весь школьный курс композиции, т.к. была очень послушным ребёнком, но уроки эти до сих пор вспоминаю с ужасом, а сочинять я так и не научилась, да и желания сочинять нет (и не было). Я умею импровизировать, но делаю это только по крайней необходимости, когда на работе нет нужных нот.

Комментировать статью "Ваш ребёнок - ученик музыкальной школы. Часть 1"

А вот если ребёнок учится в районной музыкальной школе по классу фортепиано. Огромное всем спасибо за обсуждение и советы! Они мне очень помогли и расширили картину мира. И туда поступают после районной музыкальной школы? И туда можно прийти в течении года...

Обсуждение

Автор вопроса, вы хотите быть уверены 100 процентно, что дочь сделает правильный выбор и проживет безбедно. Нет этого! Я сама в этой области работаю. Всю жизнь на копейках. Но работа была всегда. Работала с увлечением. Плюс, что нагрузка не на весь день. Что для женщины важно. Но одинокой выжить трудно. Надо, чтобы муж тащил. Но с другой стороны, подруга экономист и тоже еле тащится) а станет она великой или нет, кто ж знает? Может, руку переиграет? Надо просто не решать за дочь, а дать понять, что это не выбор и случится может всякое. А ещё так. Что, не сделав, ты будешь очень жалеть всю жизнь? И что для, тебя важнее, заниматься любимым делом или искать по денежные. Хотя, последнее тоже сомнительно.

29.07.2018 08:36:09, Тасамая

Я закончила мерзляковку по классу скрипки, поступила в консерваторию, но потом переиграла руку и с музыкой пришлось завязать. Такое бывает... Так вот, после училища работала в разных коллективах на копеечную зарплату. Было это в 90 годах. Зарплата артиста оркестра равнялась проездному билету на транспорт.
После беды с рукой за 2 месяца подготовилась с репетитором и поступила в хороший технический вуз.

29.07.2018 06:08:12, Перспектива для музыканта

поступление в муз. школу. Музыкальное образование. Поступаем в муз. школу.Что может быть на вступительных?Дочке 11 лет, когда-то прозанималась 2 года на ф-но и бросила(не а это такой конкурс именно в вашу школу или именно детей такого возраста или на фортепиано?

Обсуждение

поступили)

а это такой конкурс именно в вашу школу или именно детей такого возраста или на фортепиано? ТАКОЙ- в смысле что надо готовиться прицельно? Просто я почитала форумы разные и сложилось впечатление,что особого ажиотажа нет. Но, может, я неправильно поняла что-то конечно! Про фортепиано пишут часто, что недобор обычно и в сентябре набирают дополнительно. Если так -то чего переживать. Или это в разных школах по-разному? и есть,конечно,какие-то крутые, куда все хотят и там конкурс больше. Интересно мне -насколько сложно поступить в музыкалку. Мы идём наобум - возьмут -отлично!нет -ну что поделаешь, может в след году попробуем ещё. Но нам 6 лет и в принципе инструмент готовы рассмотреть почти любой, не обязательно сильно популярный. Каковы наши шансы попасть? И хотя мы вроде как ни на что не рассчитываем, но лично Я -чем ближе к делу, тем больше понимаю,что ХОТЕЛОСЬ БЫ всё-таки:-) Но парень, надо признать, не особо музыкальный. По крайней мере по сравнению с младшим вижу - младший -артист, а старший -чистый технарь, но всё равно ХОТЕЛОСЬ БЫ:-)

Льготы в музыкальной школе?. Развитие, обучение. Другие дети. Есть ли какие-нибудь привилегии или льготы при приеме и обучению в музыкальной школе на бюджетные места? С ДЦП на флейту реально?

Обсуждение

В нашей музшколе есть специальная 4-летняя программа для детей с особенностями. Узнайте - может, и у вас есть? Второй вариант - договариваться индивидуально с педагогом уже сейчас, который готов взять ребенка. Если педагог берет, то и в школу примут.

Прослушивание в музыкальной школе.. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и Девочки, у кого детки в музыкальной школе учаться, как проходило прослушивание?

Обсуждение

20.05.2018 17:26:29, Музыкальная школа

уже записали?

у нас можно было выбрать инструмент только после прослушивания.
на само прослушивание родителей не пустили. со слов ребенка:
спела песенку (ложкой снег мешая), попросили повторить ритм (простучать) и отвернувшись назвать, сколько клавиш на ф-но нажали (1 или две)

В музыкальной школе ее усиленно склоняют к поступлению. Мы с мужем, не в восторге. Спасибо всем за советы и мнения. Исключительно ко всем прислушалась. Поступаем в музыкальную школу. По программе т.н. " подготовительного отделения ".

Обсуждение

Моя история: -дцать лет назал. Когда я заканчивала муз. школу (совершенно не собираясь становиться музыкантом) мне, так же как и Вашей дочери предложили поступить в муз.училище. Т.к. поступать мне надо было только через 1 год, то преподаватель из училища вызвался заниматься со мной этот год. В конце мая все обсудили, выбрали программу, д.з. на лето.... За лето я практически не разу не села за инструмент и т.о. осенью вопрос решился сам.
Может быть Вам так же немного "отвлечься" от этой темы. Если дочка почувствует тягу, то осенью можно будет расставить приоритеты, а если она даже не вспомнит про музыку, может быть это не ее призвание.

12.04.2012 18:58:03, ВреднаяАлиска

Да инструмент у вас кончено очень распространенный,в данном контексте лучше бы что-то более редкое.У шефа старшая дочь например пошла по этому пути,заканчивает в этом году Гнесинку.Но у нее арфа.Училась в очень понтовой общеобразовательной школе,ушла из нее в гнесинское же училище,не помню в каком классе,потом в Гнесинское высшее поступила.Так вот бывшие одноклассницы,которые на нее свысока смотрели и все позаканчивали всяческие МГИМО и ВШЭ,тепекрь не без злости замечают,что гораздо меннее успешны в жизни,чем она.Девочка учится,но уже серьезно работает и очень хорошо зарабатывает.А вот они перебиваются офисным планктоном,куда папы пристроили.Так что варианты возможны всякие:)).

Поступаем в музыкальную школу. Дочь неожиданно проявила желание заняться музыкой. про музыкальное образование спрошу. Музыкальная школа - хоровое отделение. К поступлению в специализированную школу типа ЦМШ вы очень легкомысленно относитесь. кларнет...

Обсуждение

Интернат - это для иногородних. Москвичи живут все дома. Да и иногородние, которые приехали с родителями и снимают квартиры, тоже живут дома. Интернат - это не обязаловка, а просто выход для тех, кому негде жить:))))

Имею ввиду ЦМШ. В Москве есть ССМШ им. Гнесиных - тоже десятилетка, по тому же принципу, что и ЦМШ, только никаких интернатов.

Но вообще, надо идти к конкретному педагогу, а не в конкретную школу. Вполе может получиться так, что настоящий педагог для Вашего ребенка работает вовсе не в ЦМШ и не в Гнесинке....

Подумайте и над этим аспектом.

К поступлению в специализированную школу типа ЦМШ вы очень легкомысленно относитесь. В 9 лет без усиленной подготовки по сольфеджио и инструменту, поступить нереально. В 4-5 лет если ребенок с абсолютным слухом и очень сообразительный поступить можно, все что позже требует очень серьезной подготовки. Поездить к педагогам на консультации, если кому-то понравится ребенок - можно готовиться к экзаменам. В ЦМШ экзамены очень серьезные весь июнь поступают вундеркинды из разных стран и городов, в гнесинке проще по форме, но требования те же. Все эти усилия можно предпринимать, только если ребенок не видит в жизни другого пути, кроме музыки, а вы понимаете, что именно такая система образования ему нужна. У духовиков очень высокие требования к качеству звука. В прошлом году сын не поступил именно из-за недостаточно яркого звука (поперечная флейта, 8 лет). Весь год работаем над звуком, готовимся, при том, что данные очень хорошие, в успехе совсем не уверены.
Флейта поперечная самый распространенный инструмент, с точки зрения поступления лучше выбрать что-то менее популярное. А вообще лучше искать педагога, который понравится и вам и ребенку.

Музыкальная школа - хоровое отделение. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Музыкальная школа. Раздел: Образование, развитие (заявление в музыкальную школу, когда ребенок Ошибки родителей в ДМШ: выбор школы, педагога, музыкального инструмента...

Обсуждение

У меня сын поступал в Гайдна на хоровое отделение в 6.5 лет, но не взяли из-за возраста. А за год, пока ходил на подготовительное отделение, решил заниматься на инструменте + хор 1 раз в неделю. Заканчивает сейчас 2 класс.
Хоровое отделение очень сильное, и как говорят там строжайшая дисциплина, туго с возможностью пропускать даже иногда занятия. Потом у мальчиков голос начинает мутировать лет в 12.
Поэтому я за инструмент, тем более выбор большой. Очень хороший преподаватель по духовым в старом здании. Мальчишки на саксофоне играют замечательно.
На консультации рекомендую сходить с ребенком. Кроме того, что он увидит класс, где будут проходить вступительные экзамены, учителя будут разбирать примеры заданий: прохлопать ритм, голосом повторить сыгранную ноту.
Удачи вам!

Шк. им. Гайдна - очень хорошая школа. Она на слуху и на хорошем счету в Москве.

Мой учится в музыкальном колледже недалеко от шк. Гайдна, 3 остановки на автобусе, тоже в новокосино, и эту школу мы посещали. Там сильное струнное отделение. Про хоровое не знаю.

Но вообще-то, у вас там недалеко, на Выхино, кажется, ДШИ им. Балакирева. Вот там изумительное хоровое отделение, там учится один наш знакомый мальчик они в жутком восторге и от школы, и от атмосферы, и от самого хора. Если вам туда удобно ездить, лучше в балакиревку попробовать.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и Очень хочу услышать мнения отдавать ли мне младшую дочь в музыкальную школу в В 4-5 лет если ребенок с абсолютным слухом и очень сообразительный поступить можно, все что...

Обсуждение

муз. школа-очень большая нагрузка, если точно уверены, что не хотите сделать из дочери музыкальную звезду -не стоит
у вас до начала занятий в муз. школе почти год, может быть попробовать для начала нанять частного преподавателя, пусть позанимается пока на дому по облегченной программе, а дочка решит нравится ей это или нет, если нравится-тогда со следующего года идите на полную нагрузку в муз. школу

Конкурс на ф-но?! В нашей школе как раз туда-то и берут всех желающих:-) это самый простой инструмент, имхо, туда идут даже те, кто хочет просто развить отсутствующий слух.
Прослушивания в муз.школах в конце апреля - мае. Что с ребенком делали на прослушивании я не знаю, их забрали и через 2 часа выпустили к родителям:-) дочь говорила, что просили спеть песню, отстучать заданный ритм, повторить сыгранную на ф-но ноту, потом комбинацию нот, рассматривали руки.
Если вы не собираетесь в цдмш, то поступите и без подготовки, были бы у ребенка данные.
В анкете я писала наши пожелания к инструменту, но по итогам прослушивания педагоги сами дадут вам рекомендации.
Ребенок без определенных желаний будет играть на любом инструменте, если педагог будет хороший:-) Так что смотрите на педагогов.

Важен преподаватель (я долго выбирала и уговаривала, чтоб взяли). У нас фо-но без вариантов, я сама эту школу закончила. Моя дочь пошла в пять, рановато (это я сейчас поняла), но общение с хорошим человеком два раза в неделю - это несет не только музыкальную "нагрузку". НАша подружка ненавидела фортепиано, теперь с восторгом "дует в дудку" (блок-флейта, начинают с нее). Смотрите сами на школу, педагогов, насколько они вам интересны, бывают весьма творческие личности, увлекающиеся с учениками и тем, у кого занятия попозже, приходится ждать подолгу своего урока... это тоже важно. Необязательные, забывающие предупредить, если заболеют, а мама с работы убежала, ребенка привезла... и напрасно. Все аспекты важны.
Фортепиано - универсальный инструмент, но и теоретические дисциплины у них солиднее по сравнению с народниками-инструменталистами-хоровиками. Первый класс в двух местах - ммм... Вы осилите? Водить, заниматься придется.
Счастливо!

Объясните мне зачем ребенку музыкальная школа? я не понимаю. у мужа объяснить не получается. ребенку всего 6 лет, школа, первый А зачем ребенку общеобразовательная школа? Ну если уж так хочется заниматься, найди ребенку учителей, пусть приходят пару раз...

Обсуждение

ну вот есть я, которая отучилась 5 лет дома с преподавателями, и есть моя подруга, которая 4 года отучилась в музыкальной школе... небо и земля... я на фо-но могу, спустя годы, разве что чижика-пыжика сбацать, хотя, если взять ноты, разберусь, конечно... а она играет по памяти кучу произведений и легко подбирает и мелодию и аккорды...

так что эффективней все-таки в музыкальной школе, где есть и сольфеджио и хор... учиться музыке без сольфеджио вообще баловство, по-моему...
а дома разве что для развития слуха и моторики можно заниматься...

У желающих учить китайский язык (МГИМО) сначала спросили кто окончил муз. школу, а мой брат был ведущим танцором в самодеятельном ансамбле русского нар. танца, говорил, что муз образование помогало.

Открытый урок по специальности «Фортепиано» в третьем классе школы искусств

Тема:
Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю урок с обучающимся третьего класса школы искусств по преодолению затруднений в произведениях технического плана. Материал может быть полезен начинающим преподавателям по специальности «Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном инструменте.
Предмет: "Фортепиано", музыкальный инструмент вокального отделения
Класс: третий
Тип занятия:
Форма урока: индивидуальная
Цель урока.
Задачи урока:


образовательные:



развивающие:

2) развивать игровые навыки;


5) развивать чувство ритма;


воспитательные:





Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
Ноты музыкальных произведений
Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6);
Гаммы, арпеджио, аккорды (C - dur, a - moll);
Карл Черни, этюд №2 ор 821;
Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль).
Ожидаемый результат. Обучающийся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи - 1мин.
2. Основная часть урока - 35 мин.
а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса - 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания - 5 мин.
в) Игра упражнений и гамм - 8 мин.
г) Работа над музыкальными произведениями - 20 мин.
3. Закрепление материала - 5 мин.
4. Заключительная часть
Оценка.
Домашнее задание - 3 мин.
Рефлексия. Подведение итогов - 1 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный (беседа, объяснение),
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,

- метод анализа и синтеза.
Ход урока
1. Организационный этап

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя)

Приём работы: объяснительно - показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:
1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
2) показ обучающимся гамм C - dur, a - moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
- анализ проведённой работы,

- похвала за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности (например: а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина - непонимание обучающимся длины временнОго звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина - слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов; в) неровность в гаммах, причина - отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст. Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Обучающийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно - средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы в ансамбле:
- метод контроля за исполнением,
- предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона(№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№4, 10 ор 821.
3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
Заключительная часть
Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок.
Методическая литература
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991
Нотная литература
1. Коровицын В. - Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс»2008
2. К Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821
3. Ш. Ганон. Пианист - виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт - Петербург, 2002

Самоанализ открытого урока по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения МБУДО ДДШИ, отделение в г. Дмитров преподавателя Седовой Веры Олеговны с обучающимся третьего класса

Характеристика на обучающегося
Обучающийся третьего класса девяти лет по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения. На момент проведения урока имеет хороший музыкальный слух и память. Чувство ритма недостаточно развито. Эмоционально отзывается на все проявления музыкального развития. Хорошо принимает критику, видит свои ошибки и не боится критиковать своё исполнение. Есть успехи в обучении. Доброжелателен и коммуникабелен. К занятиям музыкой относится недостаточно серьезно, но за инструментом работает результативно, есть отдача. Старается хорошо разбирать нотный текст, систематически учится читать с листа, внимательно подбирает по слуху знакомые произведения. На концертных площадках не справляется с волнением, так как из - за недостаточной работы дома сценические произведения не доделаны. Правильное отношение к звукоизвлечению ещё не сформировано, приём staccato мало отработан в практических занятиях. Руки недостаточно свободны и организованы в игре на инструменте.
Обучающийся может результативно работать на уроке и дома.
Тема: «Работа над произведениями технического плана в школе искусств»
Форма урока: индивидуальная
Тип занятия: урок - отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана
Цель урока. Обучение ученика самостоятельности в анализе разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического плана.
Задачи урока:
1) познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
2) воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
образовательные:
1) расширить музыкальный кругозор обучающегося;
2) искать рациональные приемы игры на фортепиано;
3) учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
развивающие:
1) развивать образное мышление;
2) развивать игровые навыки;
3) совершенствовать навык игры по нотам;
4) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
5) развивать чувство ритма;
6) развивать инициативу в творчестве;
7) развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
1) воспитывать интерес к предмету и инструменту;
2) воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
3) воспитывать ответственность за результаты своего труда;
4) воспитывать контроль за своими действиями;
5) воспитывать культуру поведения за инструментом.
Этапы урока
1. Организационный этап

На этом этапе преподаватель поприветствовал присутствующих и осветил тему и цель занятия, обосновал выбранную тему, аргументировал её актуальность, а именно: данная тема направлена на всестороннее развитие способностей ребёнка, пошаговое раскрытие его возможностей, обучение технике работы с нотным текстом, пробуждение интереса к самостоятельным занятиям за инструментом.
2. Основной этап
Преподаватель использовал следующие методы обучения:
- словесный,
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,
- метод самостоятельной работы,
- метод анализа и синтеза.
Гимнастика - непременный атрибут урока на любом отделении школы искусств - на освобождение тела обучающегося от зажимов в шее, кистях и пальцах, в плечевых и локтевых суставах, в корпусе (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя).
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Игра упражнений (Ш. Ганон №№1, 3, 5, 6)
Правильная организовать игровые движения - важная задача, стоящая перед преподавателем на всех этапах обучения. От постановки рук, которая продолжается на всём протяжении первой ступени обучения в школе искусств, зависит успех дальнейшего обучения. Зажатыми руками и корпусом тела невозможно свободное самовыражение.
Игра гамм (C - dur, a - moll)
Важным элементом исполнения гамм, аккордов и арпеджио является правильное представление схем (построение, аппликатура) и систематическая отработка навыка исполнения с непременным вниманием к созданию удобства при позиционной смене рук и синхронному звучанию обеих рук. Уделялось внимание также темпу, наиболее оптимальному для возможностей конкретного обучающегося.
Работа над этюдом К. Черни №2 ор 821
Перед обучающимся ставились практические задачи: следить за координацией рук, активно, но без лишних движений артикулировать пальцами, освобождать кисти рук и "прислушиваться" к движениям в суставах, активно брать правой рукой интервалы, синхронизировать работу обеих рук. Обучающийся старался справляться с задачами, работал осознанно и результативно.
Работа над ансамблевой пьесой В. Коровицына « Куклы сеньора Карабаса»
Краткий анализ нотного текста. Перед исполнением пьесы с обучающимся была проведена беседа о ритмических и штриховых особенностях произведения, обусловленных его программным значением.
3.Заключительный этап
Рефлексия. Подведение итогов
Оценивание работы обучающегося.
Проанализировав положительные результаты и недочёты урока, преподаватель поставил обучающемуся оценку "хорошо".
Работа преподавателя и обучающегося оценена положительно.
Домашнее задание дано с учётом совершенствования работы над упражнениями, этюдами и программным произведением.
Вывод. На протяжении всего занятия преподавателем поддерживался интерес обучающегося к изучаемой теме. Прослеживалась взаимосвязь этапов обучения. Обучающийся был внимательным, активным, любознательным. Задачи урока выполнялись творчески. Урок достиг поставленной цели.

Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере. Это объясняется как субъективными причинами (педагоги в ожидании негативной обратной связи избегают оценивать деятельность своих коллег), так и объективными (отсутствие практики в методике анализа урока, опыта и смелости в подобных вопросах у руководителей школы), что приводит к формализму в показателях (учитывается часто лишь количество посещенных уроков), а не к качественному, продуктивному анализу. Однако освоение современных педагогических технологий позволяет искать и находить новые подходы.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт. Поэтому цель данной методической работы: повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения, а так же методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Материал разработан и основан на концепциях ведущих российских педагогов, а так же собственном опыте работы. Рекомендации, данные в работе, могут служить памяткой и подсказкой для педагогов при анализе урока, что бы в их отзывах фигурировали не общие «размытые» фразы, а конкретные, конструктивные замечания не только по теории и исполнительству, но и по методике проведения занятия, от которой зависит качество усвоения учащимися учебного материала.

-Теоретическое обоснование содержания и анализа урока: основные педагогические принципы его проведения.

-Практика и методика анализа урока в условиях музыкальной школы, адаптация общих педагогических принципов к специфике музыкального образования.

1. Теория анализа

и основные педагогические принципы урока

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств (по определению В.И. Цыбасовой).

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого педагога, дающего урок. В ходе анализа он получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов и методов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты стиля деятельности.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ– показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Задачи посещения уроков могут быть разными. Это и ознакомление с работой преподавателя (работой учащихся своего класса по специальности), и контроль администрации, и оказание методической помощи, и открытое занятие как форма методической учебы, повышения квалификации.

Преподаватель и руководитель, посещающие урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.

Модель общего анализа урока

Рассмотримнекоторые важные моменты и акценты анализа урока, которые сложились в российской педагогической практике. Предлагаю обобщенную модель анализа урока с позиции управленческого подхода к деятельности преподавателя:

-анализ целей урока, постановка и доведение целей урока до учащихся;

-анализ структуры и организации урока. Наличие плана урока и организация его выполнения педагогом. Оборудование урока, использование технических средств обучения (ТСО);

-анализ содержания урока. Соответствие требованиям учебной программы. Организация самостоятельной работы учащихся. Повторение, обобщение;

-анализ методики проведения урока, обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения. Разнообразие приемов и методов работы. Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;

-анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Степень овладения практическими навыками. Накопляемость, объективность выставленных оценок;

-анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность;

-общая оценка степени достижения целей урока,. Аргументированная характеристика достоинств урока и его недостатков. Диагностика причин и предложения по их устранению. Рекомендации преподавателю по самообразованию на основании выводов и предложений;

Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с педагогом (доброжелательность, уважительность, тактичность разговора), опираясь на положительные моменты. По окончании анализа урока заполнить и дать педагогу на подпись протокол, удостоверяющий факт анализа данного урока.

Самоанализ урока.

При подготовке к уроку и после него преподавателю важно обдумать и озвучить следующие вопросы.

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика реальных возможностей учащихся данного класса

3. Как решались задачи триединой дидактической цели на уроке:

1)образовательные (чему учили?);

2)воспитательные (что воспитали?);

3)развивающие (что развивали?);

Была ли обеспечена их комплексность в сочетании со здоровьесберегающими целями?

4. Почему была выбрана такая структура урока? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делается главный акцент на уроке и почему?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Был ли дифференцированный подход к учащимся? Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся?

8. Как обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?

11. Психологическая атмосфера урока (комфортность). В чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом?

12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания? Если не удалось, то почему? Как вы сами оцениваете результаты урока? Наметить перспективы своей деятельности.

Таковы общие педагогические принципы разбора и анализа урока. Посмотрим, какова возможность их реализации в практике Детской музыкальной школы.

для администрации музыкальной школы

В музыкальной школе занятия носят несколько специфический характер в первую очередь потому, что основаны не только на теории, но в большей степени на творчестве и импровизации. Урок в музыкальной школе не может быть математически точно выстроен и проведен. В нем всегда найдется место творческому отклонению от общего замысла урока, не нарушающего, впрочем, основной цели занятия. Однако, общие педагогические принципы проведения и анализа урока в целом применимы и к творческому уроку. Необходимо помнить важное педагогическое правило: эффективность урока будет только тогда, когда он методически продуман и подвергнут анализу.

Перед посещением теоретического (группового) урока необходима предварительная работа: знакомство с учебной программой, календарно-тематическими планами по теме, настрой преподавателя на присутствие на уроке постороннего. В зависимости от цели посещения можно поинтересоваться, в каком классе (с каким учеником) целесообразней посетить урок.

Основной анализ, как правило, охватывает несколько важных моментов, которые нужно учесть при написании протокола посещения урока:

-проверка домашнего задания учащихся: опрос, учет полученных знаний, поощрение, порицание, аргументированная оценка, вывод и обобщение;

-объяснение новой темы, понятий: глубина подачи материала, соответствие календарному плану, изложение: доступное, грамотное, сжатое или развернутое, умение проиллюстрировать материал голосом, на инструменте (отметить качество), индивидуальная работа с учащимися;

-эффективность и разнообразие закрепления материала и организация самостоятельной работы учащихся: умение охватить вниманием группу в целом и использование индивидуальных методов работы, способность педагога выбрать оптимальные приемы, способствующие активизации обучения, развитие гармонического, мелодического и ритмического слуха учащихся, их умения самостоятельно мыслить, связать предмет со смежными (специальными) дисциплинами, культура записей в тетрадях учащихся, постановка конкретных задач, вопросов и доведение до правильных конкретных ответов, акцент педагога на точном интонировании по сольфеджио и хору, включение игровых моментов и ассоциативного мышления у младших школьников;

-воспитательный аспект урока: тон, настроение, темп урока, эмоциональная окраска, художественные приемы, эстетика преподнесения материала; «живое, не сухое», использование дополнительной литературы и первоисточников как со стороны педагога, так и со стороны детей, внимание преподавателя к интересам, вопросам каждого ребенка, терпение и выдержка при ответах слабоуспевающих и плохо интонирующих учащихся. Занятия эстетического цикла предпочтительней строить в форме беседы, разговора, диалога, нежели в порядке монолога преподавателя или череды вопросов-ответов;

-применение на уроке технических средств обучения, наглядности: умение пользоваться аудио-, видеоаппаратурой без искажения восприятия музыки, качество иллюстраций, раздаточного материала, портретов, работы со школьной доской: аккуратность, лаконичность, грамотность записей;

-обобщение урока, задание на дом (оценки с обязательным объяснением, выводы по усвоению основных понятий, конкретность и продуманность домашнего задания, конечная цель которого – в закреплении темы, задание групповое или индивидуально каждому (по способностям и возможностям), запись в дневниках;

Таким образом, урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим, что и нужно зафиксировать в конечном итоге при посещении занятия, если оно, конечно, отвечает этим требованиям.

Анализ индивидуального урока (по виду искусства) , урока, как правило, творческого, ориентированного не на среднего ученика, как в группе, а на одного единственного, с учетом только его способностей, творческих возможностей и психики. Поэтому здесь необходим анализ исполнительской культуры ученика. Анализу подвергаются:

-место урока в общей системе занятий (разбор программы, подготовка к концерту, текущая работа, отработка отдельных технических, художественных задач и т.д.);

-количество произведений в программе учащегося, сколько охвачено работой на уроке, распределение внимания на каждое из них, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика;

-качество выбранной программы: сложность, актуальность, целесообразность и доступность репертуара;

-грамотность в работе над каждым произведением. Технические задачи: внимание к игровому аппарату ученика, координация движения рук, разнообразие приемов и упражнений для повышения технического уровня, отработки отдельных позиций, пассажей и пр., внимание к точности штрихов, авторской аппликатуры, педализация, меховедение, движение смычка, соблюдение темпов, мелизмов, правильная терминология. Выполнение художественных задач: звукоизвлечение, прикосновение, стиль, эпоха автора произведения, жанр, построение и форма, сюжет, кульминация, динамика, образы, аналогии и т.п.;

-разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, дирижирование, жестикуляция, использование аудио и видеозаписей лучших исполнителей данного произведения, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство;

-постановка конкретных проблем и задач в процессе работы. Недопустимы многократные проигрывания нотного текста на уроке без предварительного определения цели. Оценка педагогом достигнутой цели, усложнение задачи или закрепление навыка. Результативность данного вида работы;

-развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии. Не мешает ли педагог во время исполнения замечаниями, частыми остановками, дает ли настроиться, успокоиться, раскрыться и т.д.;

-начало урока–конец: есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Стал ли он лучше понимать и исполнять хоть одно произведение или часть его? Понятно ли ему, что надо делать дома?

-запись домашнего задания (так ученику легче ориентироваться в продвижении к намеченной цели). Запись в дневнике учащегося обязательна по каждому произведению. Важно: закрепляются ли при записи домашнего задания задачи – что делать, и приемы – как делать? Конкретно ли задание, нет ли общих фраз, ни к чему не обязывающих? В порядке самостоятельности и контроля за пониманием текущих задач в старших классах некоторые учащиеся могут записать задание сами после урока;

-эффективность воспитательной работы на уроке. Профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить), что преобладает: похвала или порицания?

Подчеркну особые моменты, настраивающие и воспитывающие в ребенке любовь к музыке:

художественная подача произведений (обсуждение программных пьес, придумывание названия для непрограммных),

эмоциональный и душевный контакт педагога с учеником,

доброжелательность, оптимизм, воодушевление педагога, преобладание с его стороны похвалы, слов поддержки,

темперамент педагога, умение пользоваться динамикой речи,

основа урока: диалог. Дает ли педагог высказываться ученику, не диктует ли свою волю?

терпеливость и терпимость к недостаткам ученика. Умение выслушать игру и найти хоть каплю хорошего в исполнении.

Модель аспектного анализа урока (по системам Л. Занкова, В. Давыдова)

Иногда администратор приходит на урок к педагогу для выявления отдельных направлений его педагогической деятельности с целью контроля или оказания методической помощи по некоторым вопросам: например, помочь в налаживании контакта с классом, в умении распределить по времени материал урока, подсказать уместность и целесообразность отдельных методов работы, понаблюдать за деятельностью отдельных учащихся и т.д. В таком случае можно говорить об аспектном анализе урока, которым необходимо владеть каждому руководителю.

Психолого-педагогический анализ урока проводится со следующих позиций:

-содержание урока;

-насыщенность урока. Значимость темы, мера трудности и сложности;

-композиция урока. Структура, логика, цельность;

-работа над формированием профессиональных умений и навыков: слушать и слышать, думать и задумываться;

-материал, рассчитанный на развитие творчества детей, чувств, использование собственного опыта знаний и исполнительства;

-использование наглядности как усилителя учебного материала;

-практическое применение знаний; обобщения, закрепления;

-педагогическая техника.

-энергетическая сила педагога (голос, мимика, настроение, убедительность речи, умение внушать, вести за собой);

-умение создать у детей настрой к уроку;

-поддержание активности восприятия учебного материала (исполнительского репертуара) в течение урока;

-умение ставить задачи, держать паузу после формулировки вопроса или задачи, что бы не мешать думать и решать проблему; вслушиваться в ответы детей, находить в них позитив;

-культура слушания и исполнения музыки;

-коммуникативные качества.

-интерес к детям, их мыслям и чувствам;

-взаимоуважение педагога и учащихся, стремление к общению;

-реакция на ошибки детей, внимание ко всем детям, дает возможность высказать каждому свою точку зрения, поддерживает, одобряет; на уроке идет диалог, сотрудничество;

-педагог не «вытягивает» ученика подсказками, создает у него чувство, что его принимают и понимают любого;

-поведение детей на уроке: спокойное, смелое, непосредственное или наоборот.

-педагог умеет отдавать инициативу детям, создавая ощущение методического соавторства.

Не обязательно искать в ходе урока все вышеизложенные положения, достаточно некоторых, самых заметных, характеризующих стиль педагога.

Оценка профессионально-педагогической деятельности преподавателя складывается из ряда факторов:

-профессиональные возможности и способности педагога: свободное владение инструментом, теоретическим материалом, вокальные данные, хороший слух и слуховой контроль;

-разнообразие форм и методов обучения: словесный, наглядный, практический и т.д.;

-использование в работе передовых методик, новых программ, экспериментальных курсов;

-кругозор, эрудиция, интеллект в музыкальной и эстетической области;

-грамотность в подаче материала, в орфографии основных музыкальных имен и понятий, использование правильной терминологии;

-развитие мотивации учащихся, побуждение их любознательности и интереса к предмету,

-профессиональная ориентация,

-связь преподаваемого предмета со смежными дисциплинами, соединение теории с практикой;

-умение надолго удерживать внимание детей, используя разнообразные приемы;

-расчет времени в процессе урока, владение дисциплиной в классе без окриков и дерганий учащихся; разумная строгость;

-умение распределять внимание на всех учащихся, не сосредотачиваясь на сильных;

-учет психологии возраста и пола детей, контроль за оптимальным темпом и динамикой урока, не напрягая учащихся;

-исполнительский и эстетический вкус, культура поведения, выразительная грамотная речь;

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Тема:

Тип урока:

Цель урока:

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

  • Развитие чувства ритма

Воспитательные:

Этапы урока:

1. Организационный этап . 1 мин

2 Основной этап.

  • Игра упражнений. 2 мин

Позиционные упражнения на мелкую технику

Гаммообразные упражнения на мелкую технику

Упражнения на крупную технику

Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

Ф.Рыбицкий «Зефир»

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста

3 мин

  • Физкульт.минутка. Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»: 4 мин

- «Утро»

- «В пещере горного короля»

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих

Произведениях.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»

2 мин

3.Заключительный этап. 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Характеристика учащейся.

Скорова Евгения - учащаяся 2-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе, посещает языковую школу «Лингва» и кружок эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью ладонных мышц. Женя многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

Принципы:

  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

Этапы урока:

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

Воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений.

Развитие навыка игры по нотам

Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

Развитие всех компонентов музыкального слуха

Развитие чувства ритма

Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

Словесный (объяснение, беседа)

Наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

Практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

Творческий (подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

Репродуктивный (воспроизведение выученного текста)

Метод игры

Метод музыкального наблюдения

Метод эмоциональной драматургии

  • Игра упражнений. 2 мин

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

Ф.Рыбицкий «Зефир»

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд соч.17 № 6), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение кистевыми движениями (К.Черни этюд № 29), следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания (К.Черни Этюд № 28), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»), качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять в среднем темпе длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье (К.Черни Этюд № 5).

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 3 мин

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе).

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Женя справилась блестяще.

Игра в ансамбле при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой руки.

  • Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин

Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:

- «Утро», - «В пещере горного короля» 4 мин

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин

Учащаяся постаралась передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих произведений в исполнении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чаттанугу» 2 мин
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  • Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. Ознакомиться с «Песней Сольвейг» Э. Грига в фортепианном изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.


«Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд...»

В. А Сухомлинский

Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда педагога. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты собственных педагогических воздействий на ученика, во многом зависит способность учителя отрегулировать свою педагогическую деятельность для достижения наибольшего эффекта. От способности анализировать урок во многом зависит профессиональное мастерство преподавателя, производительность его педагогического труда.

Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт.

Поэтому цель данной методической работы:

Повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения,

Методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Самоанализ урока

Самоанализ урока необходимо рассматривать с методической позиции, с профессиональной и с позиции здоровьесбережения учащихся. Это очень актуальный вопрос в настоящее время. Известно, что только 11% выпускников школ выходят во взрослую жизнь здоровыми. В музыкальной школе положение усугубляется неправильными посадками за инструментом и напряжением игрового аппарата детей (форсированием голоса) в моменты интенсивных репетиций. Поэтому вопросам посадки, постановки игрового аппарата, его координации, движениям в процессе занятий, логичной смены и чередования видов деятельности должно уделяться особое внимание.

Ниже приведен образец самоанализа урока по общим принципам российской педагогики, адаптированные к уроку в музыкальной школе.

Модель самоанализа группового занятия.

  1. Место данного урока в системе уроков по общей теме. Как реализована триединая задача педагогики: обучение, развитие и воспитание? Не упущено ли чего? Основная цель урока? Была ли она оглашена в начале урока, подведены ли её итоги?
  2. Все ли дети были включены в практическую деятельность? Нашлось ли время для физминутки, отдыха у младших школьников? Всегда ли дети были активны, если пассивны, то почему? Не связано ли это со скукой, перегрузкой, монотонностью ведения урока, невниманием к ним педагога, большой по количеству детей группой, необычной обстановкой, слишком темпераментным энергичным педагогом?
  3. Насколько рационально был выстроен урок? Учтены ли психологические особенности внимания детей: трудное чередуется с легким, новое с известным, от простого к сложному и т.д.
  4. Характеристика класса, мотив отбора материала для данного урока, общение детей друг с другом и педагогом.
  5. Достаточно ли свободно владеет педагог музыкальным инструментом (голосом) для необходимых показов. Всегда ли это эффективно и оправдано? Не давит ли педагог ученика своими профессиональными умениями?
  6. Успешно ли был реализован план урока? Пришлось ли сменить темп урока, заменить задания с тем, что бы удержать внимание детей, «топтаться» на одном месте, излишне заниматься вопросами дисциплины и порядка и т.д.
  7. Использовались ли на уроке межпредметные связи с музыкальным инструментом, эстетикой, сольфеджио и хором? Смог ли педагог увязать в единое целое необходимость этой связи?
  8. Было ли что-то неожиданное на уроке? Как вышел из положения педагог?
  9. Индивидуальный подход. Как учитывались особенности сильных и слабых учащихся? Чувствовалась ли граница между ними? Помогают ли сильные слабым и педагогу в этом вопросе? Эффективно ли использует педагог способности «подвинутых» учащихся?
  10. Общая культура педагога, его умение выстроить непринужденную творческую обстановку на уроке. Эстетика подачи материала на доске и в наглядных пособиях.
  11. Состояние удовлетворенности уроком, чего не хватило для удовлетворения? Меры, намеченные по устранению указанных недостатков.
  12. Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.

Модель самоанализа индивидуального занятия.

  1. Место урока в общей системе занятий (тематический урок - с проработкой каких-то технических или художественных приемов, по определенной теме, жанру или отдельному произведению разбор программы, или текущая работа с репертуаром);
  2. Краткая характеристика способностей и потенциала учащегося;
  3. Исполнительский репертуар урока: целесообразность и доступность, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика.
  4. Необходимость выбранных приемов, методов работы над каждым произведением. Разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, использование аудиотехники, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство.
  5. Постановка конкретных проблем и задач в процессе работы (желательно по каждому произведению, если их было несколько). Оценка педагогом достигнутой цели,
  6. Развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии.
  7. Как сложились профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить)? Состоялось ли сотрудничество педагога и ученика на уроке? Есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Понятно ли ему, что надо делать дома?
  8. Запись домашнего задания. Сопровождалось ли оно пояснениями, закреплением усвоенного на уроке? Конкретно ли задание, нет ли в нём общих фраз, ни к чему не обязывающих?
  9. Самоанализ недостатков (недоработок) урока. Самооценка. Перспективы дальнейшей работы.

Факторы, влияющие на успешность проведения уроков

Сколько бы ни готовился педагог к своему открытому занятию или к посещению его урока администратором школы, он вряд ли получится полноценным и эффективным, если педагог не будет работать над собой. Для достижения успеха урока, нужно знать, из чего он складывается, в чем его суть, предназначение, каковы последствия и результаты. Каждый успешный урок приближает конечную цель педагогической работы преподавателя: воспитание эстетически развитой личности, грамотного слушателя и ценителя музыки. И это достигается не одним уроком, а целенаправленно выстроенной системой обучения, развития и воспитания. Итак, что нужно знать педагогу?

Факторы, влияющие на качество преподавания:

1) система теоретических и практических знаний, исполнительская база педагога;

2) умения изучать и учитывать реальные творческие возможности учащихся, осуществлять индивидуальный подход, формировать и развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению, управлять процессом обучения, коммуникабельность, креативность, творчество.

Факторы, влияющие на качество знаний (и/или исполнительский уровень учащегося):

1) методика преподавания, его уровень,

2) владение музыкальным инструментом, имидж педагога,

3) наличие и качество учебников, нотных сборников, методических пособий,

4) индивидуальные особенности учащихся (интерес, мотивы, склонности, состояние здоровья, игрового и голосового аппарата, возраст, пол, темперамент и т.д.),

5) внешние влияния (семья, среда, средства информации, общеобразовательная школа и т.д.),

6) сложившаяся система оценивания учащихся у педагога,

7) посещаемость, уровень домашней подготовки,

8) уровень воспитательной работы на уроке, в школе, в классе по специальности.

Виды общения между педагогом и учеником

От того, как сложены взаимоотношения в музыкальной школе ученика и педагога зависит половина успеха.

Виды общения

Краткая характеристика

стихийное

учащиеся не заинтересованы преподавателем и предметом, невнимательные в ходе урока, запоминание случайное, неосознанное, практические навыки слабые

преподаватель занимает главенствующее положение, делает много замечаний, исправляет, поучает, торопит с ответами (подпевает, подыгрывает, подсказывает), быстрый темп урока, громкая (одноообразная) речь, насыщенность материала, за практическими навыками проследить сложно - детей почти не слышно

партнерское

осуществляются по принципу «дети - те же взрослые, только с меньшими разумом и знаниями». На уроке идет спокойная беседа, включающая в себя и рассказ, и показ, и опрос. Практические навыки хорошие, учащиеся имеют возможность научиться, показать свой уровень, быть услышанными и понятыми

профессиональное

учащиеся максимально активны, ими руководит стремление лучше разобраться в материале, научиться большему и с более высоким качеством, инициативны, сами формируют учебные проблемы и решают их самостоятельно. Практические навыки отличные: уровень профессиональной ориентации

Видов общения и взаимодействия педагога с учащимися существует гораздо больше. Вышеуказанные охватывают лишь самые основные моменты педагогического общения.

Заключение

Необходимость анализа (самоанализа) - одно из обязательных условий успешности преподавателя. От того, насколько критично и аналитически подходит он к результатам своей деятельности, зависит его мастерство как учителя, наставника, воспитателя, человека, «сеющего разумное, доброе, вечное». Преподавателю музыкальной школы в оценке своей работы ошибаться нельзя - он формирует внутренний мир ребенка, вовлекает детей в мир прекрасного, воспитывает ценителя и умного слушателя музыки, закладывает основы исполнительства и музыкальной культуры.

В свете современных требований к педагогу, не стоит забывать о необходимости непрерывного и систематического повышения квалификации, педагогического мастерства. Можно очень хорошо владеть инструментом, голосом, много знать из истории и теории музыки, быть творческим и увлеченным человеком, но «споткнуться» на том, что не можешь научить тому, чем владеешь сам. Педагогический дар, так же как любой другой, дается не каждому. Поэтому многим из нас приходится учиться, учиться и учиться этой сложной и мудрой науке - педагогике, её правилам, принципам и законам. Конечно, многое приходит с опытом, но без знания и изучения основных педагогических принципов состояться и добиться признания учеников педагогу будет нелегко.

Таким образом, данная методическая работа поможет педагогу в планировании своей педагогической деятельности и установлении эффективного взимотворческого сотрудничества со своими учениками для достижения основных целей музыкального воспитания.



Статьи по теме: