Неформалы конформисты. Конформизм и нонконформизм, как взаимосвязанные процессы

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что означает понятие нонконформизма. Вы узнаете, кто такие нонкомформисты, каковы их характерные проявления. Выясните, что нужно делать, чтоб стать таким человеком.

Определение понятия

В широком понимании нонконформист — это человек, который отрицает порядок, принятый обществом, его ценности, законы, традиции и нормы. Синоним нонкомформиста – негативист, также может применяться слово оппозиционер.

Нонконформисты не просто защищают свои права, они стремятся поступать наоборот, ведут себя так, чтоб окружающие осознали, что они неправы, что «власть является продажной», существуют «глупые традиции», «законы неправильные», представляют собой зло. Убедить такого индивида в том, что он неправ фактически невозможно, ведь все, что он услышит, посчитает абсурдным и лживым. Временами точка зрения такого человека является правильной, а иногда и конструктивной. Общество может сильно погрязнуть в консерватизме и любое противостояние ему будет во благо.

Нонконформистами можно называть ученых, которые своими открытиями опережали время, из-за чего были отвергнуты большинством. Ситуация с Галилео Галилеем, когда он был вынужден под давлением инквизиции публично отказаться от своих взглядов. Джордано Бруно, имеющий нетипичные для своего времени взгляды, спалили на костре. Эти личности отличались от основной массы своими сверхинтеллектуальными способностями.

Нонконформисты являются неотъемлемой составляющие общества. Именно нонконформисты продвигают достижения науки, способствуют развитию искусства, противостоят превращению жизни общества в «болото».

Иногда люди путают два таких понятия, как конформизм и нонконформизм. Первое же является полной противоположностью второго, определяет принадлежность к большинству, желание быть таким, «как все». Нонконформисты зачастую подвергаются агрессивным нападкам. Стоит учитывать, что и такие индивиды зависят от общества, ведь если рассматривать конформистов, они соглашаются с общепризнанными мнениями, а нонконформисты противятся, принятому в обществе.

Очень важно, чтоб процент нонконформистов, входящих в состав отдельно взятого общества, был не очень высоким. Это необходимо для сохранения устойчивости и стабильности.

Нонконформизм нередко является проявлением, характерным для подростков. По мере взросления, при наличии личностного развития все реже определяются конформизм, как и нонконформистсткие проявления. У высокоразвитой личности имеет место самоопределение.

Предрасполагающие причины

Основные факторы, которые подталкивают людей на развитие нонконформистских взглядов:

  • желание оказывать на кого-то влияние;
  • потребность в самоутверждении;
  • доказательство своей правоты;
  • опровержение установленных правил;
  • сохранение уникальных личностных черт, своей индивидуальности.

Люди, имеющие умеренные нонконформистские взгляды, необходимы обществу. Ситуации с крайними проявлениями данного явления бывают опасными.

Характерные признаки

К проявлениям, описывающим качества нонконформистов, относят:

  • высокая самооценка, иногда слишком завышенная;
  • стойкость перед воздействием внешних обстоятельств;
  • ригидность , нежелание поддаваться чьему-либо влиянию;
  • самоуверенность, которая позволяет сохранять свое мнение и игнорировать мысли окружающих;
  • демонстративное противопоставление себя обществу;
  • желание быть уникальным, не похожим «на всех»;
  • острая необходимость в самоутверждении.
  • независимость, самостоятельность;
  • ориентация на свои решения;
  • находчивость;
  • собственное мнение;
  • склонность противопоставлять себя определенным группам;
  • потребность занимать доминирующее место.

Преимущественно нонконформисты являются сильными личностями, имеющими устойчивую нервную систему. Это необходимое условие, потому как противостояние обществу должно сопровождаться не только упрямством, но и силой воли . Согласно исследованиям, нонконформисты имеют достаточно высокий интеллект и предрасположены к творчеству.

Нонконформистские наклонности могут выражаться с разной силой. В обществе нонконформисты встречаются реже, чем конформисты. Например, рассматривая сообщество книголюбов, которое будет негативно относиться к творчеству Дарьи Донцовой, обязательно найдется один человек, эмоционально доказывающий их неправоту, утверждающий, что иронические детективы этой писательницы — это лучшее, что есть в современной литературе. Примеры нонконформизма: в классе с плохой успеваемостью один отличник , любитель классики среди рэперов.

Как стать нонконформистом

  1. Перестаньте переживать о том, что о Вас могут подумать другие люди. Вас должно интересовать только собственное мнение.
  2. Отправляясь в магазин за новыми покупками, не обращайте внимания на бренды. Выбирайте те вещи, в которых Вам будет удобно или те, что понравятся своим внешним видом.
  3. Делайте, что хотите и когда хотите, слушайте только свои внутренние потребности.
  4. Не забывайте о своих личностных границах. Совершайте простые, в то же время неожиданные поступки. Например, потанцуйте на улице под дождем без зонта.
  5. Экспериментируйте, ищите свой стиль в одежде, макияже.
  6. Прибегайте к нестандартному решению проблем, пробуйте найти новые пути.
  7. Старайтесь оставаться естественным. Не нужно притворяться, кого-то копировать, наследовать.
  8. Не стоит следовать рамкам, четко ограниченному плану. Лучше быть спонтанным, импровизировать.
  9. Никому не позволяйте Вам указывать, как жить, что нужно делать.

Желая обратиться в нонконформизм, стоит учитывать определенные рекомендации.

  1. Желая выступить против общепринятых правил, не переигрывайте. Не нужно настраивать против себя окружающих людей.
  2. Не забывайте о том, что разные люди имеют различные убеждения. Не нужно настраивать кого-то стать на путь нонконформизма.
  3. Если Вы надумали стать нонконформистом, должны понимать, что от Вас могут отвернуться друзья. Однако, если рядом оказались настоящие товарищи, эта дружба будет крепнуть с каждым днем.
  4. Неважно, каким правилам следовать, важно нормально относиться к поступкам окружающих, даже если Вы с ними не согласны. Не нужно негативно относиться к конформистам, выплескивать на них свою агрессию.

Теперь Вы знаете определение понятия нонконформизма. Как видите, нонконформисты необходимы для общества, для его устойчивости и развития. Стоит учитывать, что крайние проявления данного состояния могут приводить к негативным последствиям.

В некоторых случаях нонконформизмом называют просто готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она противоречит позиции большинства. В таких случаях описанное в данной статье явление выделяют под названием «антиконформи́зм » (от греч. anti- - «противо-») .

Нонконформизм и конформизм

Отмечается также, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ .

Экспериментальные исследования

Широко известны следующие экспериментальные исследования нонконформизма:

См. также

Напишите отзыв о статье "Нонконформизм"

Примечания

  1. Кондратьев М. Ю. , Ильин В. А. Нонконформизм // . - Москва: Пер Сэ ISBN 978-5-9292-0162-2 .
  2. Балабанова, Любовь Матвеевна . Словарь терминов // . - Донецк : Сталкер , . - 432 с. - 20 000 экз. - ISBN 966-596-104-7 .
  3. Морозов, Александр Владимирович . Краткий словарь психологических терминов // . - Москва: Академический проект , 2005. - 1040 с. - (Gaudeamus). - 3000 экз. - ISBN 5-8291-0554-3 .
  4. Головин, Сергей Юрьевич . Нонконформизм // . - Минск : Харвест , 2009. - 976 с. - 2000 экз. - ISBN 985-13-2627-5 , ISBN 978-985-13-9701-9 .
  5. Нонконформизм // / Под редакцией М. Ю. Кондратьева ; Редактор-составитель Л. А. Карпенко ; Под общей редакцией А. В. Петровского . - Пер Сэ , Речь , 2006. - Т. 2. - 175 с. - (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь). - ISBN 5-9292-0141-2 , ISBN 592680339X .
  6. Кордуэлл, Майк . Нонконформизм // = Schaum"s A-Z Psychology / перевод с англ . Ткаченко К.С.. - Москва: Фаир-Пресс , 2001. - 448 с. - ISBN 5-8183-0105-2 .
  7. Кондратьев М. Ю. , Ильин В. А. Конформизм // . - Москва: Пер Сэ , 2007. - 464 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-9292-0162-2 .
  8. Майерс, Дэвид Дж. Борьба за свою уникальность // . - Дельфа , 2005. - 252 с.

Отрывок, характеризующий Нонконформизм

Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?
– За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он.
– О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю…
– Что врешь? Говори, что нужно.
– Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был.
Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына.
– Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится.
– Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю.
Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.
– Плохо дело, а?
– Что плохо, батюшка?
– Жена! – коротко и значительно сказал старый князь.
– Я не понимаю, – сказал князь Андрей.
– Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь.
Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.
Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.
– Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания.
Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.

31Июл

Что такое Конформизм и Нонконформизм

Конформизм – это термин, описывающий акт поведения человека, при котором его действия, мышление и разговоры сознательно или несознательно адаптируются к поведению большой группы людей.

Что такое КОНФОРМИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Конформизм – это стремление человека приспособится к обществу и соответствовать установленным в нем критериям нормального общепринятого поведения. Другими словами, можно сказать, что конформизм – это ситуация, когда один конкретный человек старается походить на остальных, действовать как они, разделять их взгляды и убеждения, поддерживать сложившуюся и систему устоявшихся правил поведения.

Почему люди подвержены конформизму.

Подобная тяга к сопричастности и единения с группой присуща практически всем социальным животным, включая людей. По сути, это естественный процесс, так как, все хотят ощущать себя частью чего-то большого и важного. Согласно исследованиям, желание соответствовать группе является либо врожденным, либо развивается в очень раннем возрасте. Так, к примеру, наблюдения показали, что даже дети до двух лет, способны скрывать свои индивидуальные навыки, чтобы лучше вписаться в группу сверстников. В большинстве случаев акты подобной мимикрии происходят бессознательно. Особенно хорошо это заметно, когда в группе сверстников, индивидуумы начинают неосознанно копировать язык тела или фигуры речи, распространенные у большинства.

Помимо биологической предрасположенности людей к конформизму, существуют и более практические социальные факторы подталкивающие или принуждающие человека соответствовать группе. Так, это может быть:

  • Социальное давление. Человек вынужден подстраиваться под общество, даже несмотря на внутренние разногласия. Довольно часто это происходит, когда человек мотивирован получением определенных выгод или когда старается избежать негативных последствий за свою «уникальность».
  • Стремление к социализации. В данном случае человек старается соответствовать тем людям, с которыми он хочет установить хорошие отношения. Само собой, что без соответствия их ожиданиям подобная ситуация невозможна.

Что такое НОНКОНФОРМИЗМ – простыми словами.

Нонконформизм – это стремление человека сохранить и отстаивать свою индивидуальность, не придерживаясь установленных в обществе правил и норм. В большинстве случаев, нонкоформисты более открытые и уверенные в себе люди, не боящиеся нарушать правила и не требующие одобрения со стороны окружающих. Именно такие люди являются настоящими двигателями прогресса, так как они постоянно находятся в поисках различных альтернатив отличных от установленных в обществе.

Под нонконформизмом понимают отрицание устоев и правил, существующих в какой-либо группе, обществе или сообществе, и предложение собственного видения проблемы или ситуации. Иными словами, человек выбирает свой путь, а не следует правилам, которые ему диктует толпа.

Примеры нонконформизма есть в разных сферах жизни – политике, культуре, искусстве, науке. По сути, нонконформистами можно назвать всех людей (видных деятелей и ученых), которые в своих открытиях опережали время, а потому были отвергнуты обществом (например, Галилео Галилей, Джордано Бруно и др.).

Популярная философская теория нонконформизма

Согласно популярной философской теории нонконформизма, различают два его вида:

  • Просто нонконформизм – это несогласие и неприятие норм и ценностей, которые доминируют в обществе;
  • Принудительный нонконформизм – давление группы принуждает индивида отклониться от целей и ожиданий сообщества.

Если рассуждать в целом, то протест и несогласие свойственны людям по определению, ведь именно они неоднократно служили толчком к развитию и прогрессу в истории человечества. Некоторые эволюционисты признают, что именно первобытный "нонконформизм", который выражался в отрицании животных принципов, стал определяющим фактором антропогенеза. Изгои, бунтари и авантюристы, по мнению исследователей, были инициаторами революции очеловечения.

По мере усложнения социальной организации роль таких "выскочек" становится все более неоднозначной. Любая система по мере своего совершенствования стремится подавить и даже исключить протест, причем, чем она сложнее, тем у нее больше возможностей для этого. Однако нонконформистские элементы не остаются в долгу и все чаще переходят на экстремистские, исключительно деструктивные позиции.

Эти взаимосвязанные процессы отчетливо прослеживаются в современном мире. Подавление проявляется в планомерном оттеснении "несогласных" в левую политическую нишу, а протест – их подчеркнуто антигосударственнической и даже антиобщественной направленностью.

Идеология нонконформизма

В основе нонконформизма обязательно лежит какая-либо идеология. Она может охватывать различные уровни – социальный, философский, ценностный, а иногда и религиозный. Когда проявления протеста пытаются объяснить только простейшими социальными естественными реакциями, последний аспект часто упускают из вида.

Например, угнетенные массы, которые больше не могут жить в таких условиях, восстают против системы и своих угнетателей. Действительно, это пример нонконформизма, но восстать только потому, что плохо живется, нельзя по определению. Чтобы восстание было эффективным, необходимо иметь идеологию, определенную систему обоснований. Одного лишь нежелания жить в таком состоянии мало. Мировоззрение, которое стоит за неповиновением и протестом, является онтологическим фактором нонконформизма.

Любые формы социального протеста – от древних восстаний рабов и дворцовых переворотов до политических революций современности – являются примером нонконформизма и попадают в его сферу.

Нонконформизм в искусстве

Самостоятельность мышления и "идея несоглашательства" проявляются не только в политическом строе общества. Эпоха 60-80-х годов XX века пропитана нонконформизмом в искусстве – своеобразным парадоксальным отражением духовной и общественной ситуации тех лет в живописи, литературе, музыке, театре и кино.

В Советском Союзе неофициальное творчество определялось как формализм, а потому преследовалось. Художники отдавали предпочтение форме, а не содержанию и при ее создании были совершенно самостоятельны и свободны. При этом мужество было не только творческим, но и человеческим. Скорее всего, именно поэтому нонконформизм в искусстве оказался столь популярен и интересен, ведь картина, которая создавалась под угрозой смерти, привносит внутренне напряжение, передающееся зрителю.

Неповторимое разнообразие художественных манер и стилей, которое отличает нонконформизм, появилось благодаря уникальному в истории искусства сообществу ярких и сильных индивидуальностей.

Зачастую нонконформистов называют оппозиционерами, так как они не бездумно следуют правилам, а пытаются с ними бороться. Однако их нельзя путать с нигилистами, отрицающими все авторитеты, моральные нормы и культурные ценности и не предлагающими ничего взамен. В любом примере нонконформизма автор предлагает свое собственное видение. Нонконформисты не отрицают принятых норм, а просто выражают несколько иное мнение по этому поводу.

Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм , а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом .

Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это . В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной между ним и группой вынужден ее покинуть.

Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия как для окружения, так и для группы в целом и данного индивида в частности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемые , если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека , выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы .

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового . На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Конформизм — подчинение группе

Влияние, которое социальные группы оказывают на поведение индивидов, является не случайным фактором. Оно основано на серьезных социально-психологических предпосылках. В специальном эксперименте американского социолога Соломона Эша ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на ее члена. Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы — шесть человек обоего пола — давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился). Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте.

Вначале вопрос экспериментатора был адресован первым шести членам группы, затем — испытуемому. Вопросы касались относительной длины различных отрезков, которые предлагалось сравнивать между собой. На картинке, показанной членам группы, были изображены три отрезка, причем два отрезка были одинаковой длины, а третий — меньше, чем два других (не намного, но вполне различимо). Участники эксперимента (шесть членов группы) по договоренности с экспериментатором утверждали (вопреки очевидной разнице в длине отрезков), что отрезки равны между собой.

Тем самым испытуемый экспериментально ставился в условия возникновения конфликта между своим восприятием реальности (длины отрезков) и оценкой той же реальности окружающими его лицами, членами его социальной группы, перед нелегким выбором. Не подозревая о «сговоре» экспериментатора с его товарищами по группе, с которыми его связывали тесные отношения, он должен был либо опровергнуть мнение группы, фактически выступить против нес, противопоставить себя в такой ситуации всей группе, либо не поверить самому себе, своему восприятию того, что он видит, и собственной оценке увиденного. Выявилось, что значительный процент «жертв» подобного эксперимента предпочли «не верить глазам своим», но не противопоставлять свое мнение мнению группы.

Подобного рода согласие испытуемого с явно неверными оценками длин отрезков, которые давались при нем другими участниками группы, рассматривалось как критерий подчинения испытуемого группе, подчинения, обозначаемого понятием конформизм. Конформизм есть подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от того, соответствует ли это оценке самого лица, отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.

В эксперименте российского психолога А. П. Сопикова обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса. Выводы экспериментатора были следующими: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются даате- нию группы); в) конформизм — фундаментальное социально- психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; л) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; с) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека с 15-16 лет постоянной.

Следовательно, социальная группа, во-первых, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, и, во-вторых, служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Принуждающее влияние часто (в случаях непосредственного общения) может быть связано с так называемым эффектом внушения. Экспериментально доказано, что внушение, направленное на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. В первом случае на личность действует не только первоисточник внушения (например, руководитель), но и каждый член группы. Поэтому мнение группы и обладает большей силой, чем мнение его отдельных членов. Несколько человек, объединенных в группу, действуя совместно, коллективно оказывают на соответствующего индивида гораздо большее воздействие , чем в случаях, когда те же люди пытаются повлиять на такого индивида, действуя изолированно, по одиночке.

Два следующих принципиальных момента предопределяют конформизм как реакцию индивида на влияние группы:

нормативное влияние группы: подчинение ее нормам, боязнь быть отвергнутым группой, потерять ее поддержку, стремление заслужить одобрение группы, опасение быть изгнанным, стать чужим и т. д. Конформизм повышается с ростом интенсивности внутригрупповых связей;

информационное влияние: стремление в условиях неочевидности, неясности ситуации положиться на мнение других, обладающих, предположительно, более надежной информацией. Конформизм тем выше, чем сложнее, чем более неоднозначна, неопределенна оцениваемая лицом ситуация.

Конформизм и уровень моральной зрелости

То обстоятельство, что конформное поведение не представляет собой наивысшую форму социального повеления, находит подтверждение в социально-психологическом эксперименте американского исследователя Л. Колберга.

Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней достижения человеком моральной зрелости:

  • первая ступень — поведение индивида определяется повиновением и стремлением избежать страданий;
  • вторая ступень — индивид ориентируется на удовлетворение собственных физических потребностей;
  • третья ступень — поведение индивида производно от выполняемой им в межличностных отношениях роли и связано с желанием заслужить одобрение тех лиц, с которыми он связан этими отношениями (конформизм);
  • четвертая ступень — индивид стремится укрепить власть группы, утвердить групповые правила;
  • пятая ступень — человек стремится укрепить социальные нормы, общественные обязанности и права личности;
  • шестая — самая высокая ступень моральной зрелости — индивид руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.

Вслед за определением признаков, по которым можно различить указанные уровни моральной зрелости, исследователем с помощью специальной методики были выделены две полярные группы подростков: одна — с самым высоким, другая — с самым низким уровнем моральной зрелости. Затем экспериментатор дал указание каждому из подростков из обеих групп включить электрический ток, якобы подключенный к одному из подростков. Из обстановки эксперимента было видно, что удар током должен быть явно болезненным для «подключенного» к проводу подростка — «жертвы» эксперимента. (На самом деле ток не включался и «жертва» была в сговоре с экспериментатором, имитируя острые болевые ощущения.)

Из группы морально зрелых подростков почти две трети (76%) отказались выполнить это указание экспериментатора (причинить боль своему товарищу), т. с. проявили не конформное, но морально ориентированное поведение. Из числа морально незрелых отказались его выполнить только 13% подростков. Иными словами, чем выше моральная зрелость человека, тем ниже степень его конформности. Одновременно экспериментально подтвердилось, что высокая степень конформности личности более присуща индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости и, с другой стороны, что с ростом уровня морали индивидов уменьшаются элементы конформизма в их поведении.

Степень конформности

Нормы определенной группы представляют собой лишь один из взаимодействующих элементов системы «личность-группа». К числу иных взаимодействующих элементов относится социальная ситуация, в которой находится индивид. Последнее в свою очередь связано с его принадлежностью к той или иной социальной общности, зависит от конкретных характеристик этой общности. Степень конформности в поведении лица в рамках социальной группы зависит от двух основных факторов: 1) основы, которая предопределяет включение индивида в социальную группу; 2) социально-психологического механизма, действующего в группе, который оказывает влияние на поведение се членов.

В качестве общего принципа можно указать, что чем сильнее у индивида желание отождествить себя с социальной группой, тем конформней его поведение, т. е. тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении членов данной группы. Степень конформности поведения зависит также от того, в какой мерс такое поведение вознаграждается группой или в какой мере неконформное поведение порицается, наказывается.

В свою очередь реакция социальной группы на отклонения в поведении ее членов от разделяемых этой группой норм зависит как от внутренних (для данной группы), так и от внешних факторов. К числу внутренних факторов относится степень единства группы, степень единства разделяемых ее членами позиций, взглядов, установок. Важным фактором служит также значение соблюдения той или иной нормы в поведении членов группы для существования самой группы. Группа оказывает тем большее давление, подчиняя поведение ее членов определенным нормам, чем большее значение имеют такие нормы для сохранения группы, для зашиты се коллективных интересов. Чем выше степень единства взглядов и позиций членов группы, тем выше вероятность выявления отклоняющегося от нормы поведения и тем чаше вознаграждается конформное поведение.

Различные социальные группы требуют от своих членов различного рода поведения — более конформного или менее подчиняющегося групповым нормам. Первичные группы — семья, тесная группа постоянно общающихся лиц и т. д. — обычно не удовлетворяются внешним конформизмом, т. е. формальным соблюдением определенных норм поведения.

Для первичных групп, в рамках которых происходит постоянное и интенсивное взаимодействие, характерно стремление обеспечить полное единство мнений, позиций, социально-психологических ценностей. Это не случайно, поскольку такого рода максимальный конформизм жизненно важен для функционирования этих групп, а разлад в их деятельности чаще всего начинается с разъединения ценностей, т. е. появления у различных членов такой группы различных оценок, позиций, мнений. Здесь может крыться источник конфликта и появления отклонений в поведении.

Каждая социальная группа обладает определенной степенью терпимости в отношении поведения се членов, а каждый член такой группы позволяет себе определенную степень отклонений от норм группы, которые, однако, не подрывают позицию индивида как члена группы, не наносят ущерб его чувству единства с группой. Конфликты же во взаимоотношениях членов группы могут возникать именно в силу перехода кем-либо из них границ терпимого отношения.

Деиндивидуализация

Существенным негативным результатом влияния, производимого группой на ее члена, является эффект обезличивания (деиндивидуализации). Обезличивание проявляется в утрате лицом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков. В свою очередь, эффект обезличивания произволен от протекающего в группе процесса социального умножения интенсивности поведения индивидов (так, одновременное усилие нескольких лиц, действующих сообща, много выше, чем простое сложение той силы, которую каждый из них проявил бы, действуя в одиночку), а также значительного размывания индивидуальной ответственности («все так делали»).

Суммарным последствием подобных процессов является возможность совершения индивидами в группе поступков, маловероятных или кажущихся невозможными для их совершения теми же индивидами в одиночку. Ясно социальное значение эффекта деиндивидуализации, обезличивания, утраты индивидом сознания своей автономности, утраты способности действовать вопреки всем.

Социальное умножение интенсивности поведения связано с экспериментально подтверждаемым феноменом: одновременное совершение совместно осуществляемых действий (либо просто наличие других вовлеченных в данную ситуацию лиц) повышает эмоциональное возбуждение, обеспечивает взаимное заражение настроением, взаимно усиливает устремление к достижению результата. В подобных условиях также утрачивается чувство личной ответственности, что открывает дорогу для актов крайней жестокости, группового вандализма, насилия и иных форм агрессивного поведения. Личность теряет себя, растворяется в групповых эмоциях и чувстве групповой безответственности.

Конформное поведение по приказу

Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение человека команде лица, обладающего (по мнению такого человека) властным авторитетом. Экспериментально было доказано, что в значительном проценте случаев люди в состоянии причинить боль, страдание, даже посягнуть на жизнь другого, единственно руководствуясь своим представлением о том, что отдающий такой приказ имеет на это право. При этом собственная оценка человеком содержания такого приказа устраняется, как устраняются и такие сдерживающие мотивы, как чувство жалости, требования морали и т. д.

В эксперименте американского исследователя С. Милгрэма испытуемым предлагали обучить другое лицо запоминанию списка парных слов. При неверном ответе испытуемым предлагалось подвергнуть такое лицо вначале слабому удару электрическим током. При повторном неверном ответе каждый раз силу удара током предлагалось увеличить. На самом деле электрический ток отсутствовал, «обучаемый» был помощником экспериментатора, и каждый раз он лишь изображал страдания, якобы причиняемые ударом тока. Шкала силы удара током простиралась от слабого до сильного и очень сильного (от 15 до 450 вольт). «Обучаемый» вначале стонал, затем кричал, требовал прекратить эксперимент, а затем, при очень сильном ударе замолкал. Но и это не останавливало испытуемых. Автоматическое подчинение испытуемых авторитету экспериментатора вплоть до нанесения «обучаемому» удара током напряжением в 450 вольт проявили в эксперименте Милгрэма 63% испытуемых. При этом сами испытуемые никак не зависели от экспериментатора, в любой момент они могли свободно отказаться от продолжения эксперимента. Подчинение авторитету в подобном эксперименте смоделировало картину конформного преступного поведения, совершения преступления по приказу.



Статьи по теме: