Основные протестантские направления. Протестантизм

Протестантизм - одно из основных, наряду с православием и католицизмом, направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений церквей и сект. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрошенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения - Священное писание. В XIX-XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь религии без Бога (т.е. только как нравственного учения). Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвия, Эстонии. Общее число приверженцев протестантизма около 325 млн. человек. Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от церкви как государственного учреждения (в Швеции, например) до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших конфессиональных (например. Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных объединений экуменическое движение) до мелких изолированных сект.

Лютеранство - крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм.

Кальвинизм - одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты

Англиканство - одно из основных направлений протестантизма, в догматике которого сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасаюшей силе церкви. По культу и организационным принципам англиканская церковь близка католической, является государственной в Великобритании. Главой англиканской церкви является король, который назначает епископов. Примас англиканской церкви - архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов.

Старокатолицизм - течение, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора 1869-1870; зародилось в Германии на основе отрицания догмата о папской непогрешимости. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Сохраняя ряд моментов из католического культа, старокатолики не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. В этом старокатолики особенно близки к англиканам.

Меннониты - христианская секта. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа. Характерным для меннонитов является крещение людей в зрелом возрасте. Церковная иерархия отрицается, общины имеют самостоятельное управление.

Баптизм - одно из направлений протестантизма. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крешение совершают над взрослыми.

Квакеры - протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Отрицают институт священников, церковные таинства, внешнюю обрядность. Верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. Требуют безусловной честности в отношении друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т.д. Проповедуют пацифизм, широко практикуют благотворительность.

Методизм - одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.

«Армия спасения» - международная религиозно-филантропическая организация, созданная в 1865 и реорганизованная в 1878 по военному образцу методистским проповедником У.Бутсом, ставшим ее первым генералом, для религиозной пропаганды среди беднейших слоев населения Лондона. Ныне действу во многих странах мира. Возникнув на почве методизма, «Армия спасения» разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причастие не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Полагается, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. С этой целью созданы общественные столовые с бесплатным питанием, бригады помощи алкоголикам, заключенным, проводятся кампании против проституции и т.д.

Адвентисты - протестантская церковь, возникла в 30-е гг. XIX в. Проповедуют близость второго пришествия Христа и наступления на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня.

Иеговисты, или -Общество свидетелей Иеговы* - протестантская секта, основанная в 1872 в США. Иеговисты признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа - порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир - царство сатаны, в близкой битве (армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на земле установится царство Божье.

Мормоны, или «Святые последнего дня» - религиозная секта, основанная в США в 1-й половине XIX в. Главный источник вероучения - Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) - включает положения иудаизма, христианства и других религий. Как считают мормоны, их учение призвано дать человеку счастье как в земной, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняются «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к Богу. Человек - «Бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано Богом. Сущность зла, греха - не неповиновение Богу, а восстание против закона прогресса». Мормоны ожидают скорого конца света, последней битвы с Сатаной. Рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру, однако враждебны другим церквам и экуменическому движению.

«Христианская наука» - религиозная организация протестантской ориентации. Основные ее принципы состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религиозной веры. Медицинские методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол - в широко распространенном ошибочном мнении о существовании материи как объективной реальности. Достаточно отказаться от этого заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от любого недуга.

Пятидесятники - протестантское течение, основой вероучения которого является миф о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествования» - «говорения на иноязыках». В вероучении пятидесятничества большое место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. Пятидесятники соблюдают обряды крещения и хлебопрел о мления, большое значение придают мистическому общению с Богом. Для пятидесятничества характерны мистическая обстановка молений, вера в явления и видения, культ пророков и пророчиц.

Протестантизм (от лат. protestatio — торжественное заявление, провозглашение) - одно из трех главных направлений христианства. Возник после православия и (в XVI в., эпоха Реформации), отделившись от последнего. Протестантизм объединяет целый ряд самостоятельных исповеданий и церквей.

В 1517 году Римско-католическая церковь раскололась. Точкой отсчета принято считать выступление немецкого проповедника Мартина Лютера против индульгенций и против претензий католического духовенства контролировать совесть верующих на правах посредника между людьми и Богом.

Основные течения в протестантизме

Основные течения в протестантизме:
- лютеранство,
- цвинглианство,
- кальвинизм,
- анабаптизм,
- меннонитство,
- англиканство,
- евангельское христианство,
- баптизм,
- адвентизм,
- методизм,
- квакерство,
- пятидесятничество,
- Армия спасения и другие.

Вероисповедальная основа протестантизма

Вероисповедальная основа протестантизма включает в себя священное писание - Библия признается единственным источником христианского вероучения. Всякий верующий должен изучать ее и согласно с ней строить собственную жизнь. Каждый христианин имеет право читать Библию на родном языке.

Основные догматы протестантизма

Общие как для православия, так и для католицизма.
- идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
- идея боговоплощения,
- идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского

Идеи протестантизма

Идея спасения верой,
- идея предопределения.

Главные отличия протестантизма от католицизма и православия

Главные отличия протестантизма от католицизма и православия состоят в особенностях обрядов и культа. Протестанты не признают:
· Апостольской преемственности священников.
· Культа святых, старцев.
· Исповеди, покаяния и причастия.
· Религиозного поста.
· Икон и духовного искусства.
· Поклонения мощам.
· Монашества (кроме англиканцев и лютеран).
· Крестного знамения.
· Церковных таинств (в некоторых протестантских церквях признаются два таинства - крещения и причащения, но и считают их лишенными Божьей благодати). Именно отсутствием таинств критики протестантизма объясняют бесконечную череду расколов внутри протестантских организаций.

Службы в различных протестантских церквях могут несколько отличаться, но главными их чертами остается:

1.Проповедь.

2.Молитва.

3.Пение псалмов.

4.Отсутствие пышности.

Единый религиозный центр у протестантов отсутствует. Помесные протестантские церкви действуют автономно.

Церковной организации, как таковой, у многих протестантских направлений вообще не существует. Но есть и исключения, например, у лютеран, англиканцев, методистов присутствует вполне четкая и даже довольно сложная иерархия. Англиканцы (в Великобритании) и лютеране из скандинавских стран считают, что их духовенство сохранило апостольскую преемственность, поскольку в свое время в этих государствах от римской церкви откололись целые епархии.

Распространение протестантизма

Распространен буквально по всему миру. Причина масштабной экспансии многих протестантских организаций заключается в хорошо налаженной миссионерской работе, когда практически каждый верующий может выступать в качестве проповедника. Также привлекает людей простота протестантских обрядов и отсутствие платы за совершение таинств. Именно благодаря этому протестантизм появляется в странах, являющимися «каноническими территориями» других церквей. Например, в , Южную Корею, . На сегодняшний день количество приверженцев различных протестантских учений неуклонно увеличивается в самых разных уголках планеты.

Но все же есть и государства, в которых протестантское население составляет абсолютное большинство. Они расположены преимущественно в и Северной . Это Норвегия, Швеция, Дания, Исландия, Нидерланды, . Исповедуют протестантизм также подавляющая часть жителей и Новой Зеландии. Значительное число протестантов живет в (40%), (35%), Бельгии (25%) и Венгрии (25%).

Если же говорить о численности приверженцев отдельных протестантских конфессий, то ситуация в мире выглядит примерно следующим образом:
Лютеран - около 85 млн. чел.
Англиканцев - около 70 млн. чел.
Методистов - около 50 млн. чел.
Пятидесятников - до 50 млн. чел.
Баптистов - около 43 млн. чел.
Адвентистов - около 6,5 млн. чел.
Свидетелей Иеговы (их отношение к протестантизму, равно как и к христианству вообще, часто оспаривается) - около 4,7 млн. чел.
Квакеров - около 250 тыс. чел.

Протестантизм и государство

Протестанты видят в одно из главных проявлений установленного Богом порядка. С догматической точки зрения данный постулат объясняется цитатами из Священного Писания: «…всякая душа да будет покорна высшим властям» (Римлянам 13: 1).
Государственная , согласно убеждениям протестантов, должна выполнять следующие функции:

  • Защищать права и свободы личности;
  • Заботится о всеобщем благе;
  • Совершать правосудие (Римлянам.13:3);
  • Поддерживать законопослушных граждан (Римлянам.13:3);
  • Наказывать преступников (Римлянам.13:2-4);
  • Защищать от внутренних и внешних врагов (Римлянам.13:4);
  • Взимать налоги ради процветания страны (Римлянам. 13:5-7).

Государству не следует противиться (Римлянам.13:2). Однако же если светская власть, вопреки вышесказанному, станет принимать законы, которые прямо или косвенно станут запрещать свободное богослужение и проповедь Евангелия или же будут побуждать верующих к аморальным действиям (Деяния 4:19), то протестантские Церкви оставляют за собой и своими прихожанами право не подчиниться, а поступить согласно совести и принципам, заложенным в Евангелии.

Отношение протестантизма к предпринимательству

Пожалуй, сформулировано наиболее четко. Примерно так же подробно, как и в исламе.

Протестантская доктрина, во-первых, не усматривает ничего постыдного в занятии коммерцией. А, во-вторых, считает предпринимательство одним из видов добродетельного вида деятельности, при условии, что она ведется не ради увеличения личного потребления. Один из постулатов протестантской этики утверждает, что только добросовестный труд может приносить моральную и материальную отдачу. Богатство же не считается постыдным, если оно приобретено честным трудом. Более того, его следует воспринимать как признак избранности и угодности Богу. Некоторые протестантские направления трактуют материальный достаток, как признак спасения, в том смысле, что Бог уже оказывает помощь такому человеку. Как сказал один из основателей методизма Джона Уэсли: "Мы обязаны призывать хpистиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сбеpегали все, что можно, то есть стpемились к богатству".

Согласно протестантской этики предпринимательства запрещено:
- Задерживать зарплату наемному рабочему. «Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Левит 19:13).
- Жестоко обращаться с работником. «Не господствуй над ним с жестокостью» (Левит 25:43).
- Использовать нечестные способы обогащения. «Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные — не добро» (Притчи 20:23).
- Работать в 7-й день недели. «Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — покой Господу, Богу твоему (Исход 20:8-11).

Сегодня происходит возвращение к духовности. Все больше людей задумывается о нематериальной составляющей нашей жизни. В статье мы поговорим о том, Это отдельное направление христианства, или секта, как считают некоторые.

Также затронем вопрос о разных течениях в протестантизме. Небезынтересной будет информация о положении сторонников этого течения в современной России.
Читайте далее, и вы узнаете ответы на эти и многие другие вопросы.

Кто такие протестанты

В шестнадцатом веке в Западной Европе произошло отделение значительной части верующих от Данное событие в историографии носит название «реформация». Таким образом, протестанты - это часть христиан, которые не согласны с католическими принципами богослужения и некоторыми вопросами теологии.

Средневековье в Западной Европе оказалось таким периодом, когда общество попало в тотальную зависимость не столько от светских правителей, сколько от церкви.

Практически ни один вопрос не решался без участия священника, будь то свадьба или бытовые проблемы.

Вплетаясь все больше в социальную жизнь, католические святые отцы накапливали несметные богатства. Кричащая роскошь и практикуемые монахами, отвращали от них общество. Росло недовольство из-за того, что многие вопросы запрещались или решались с принудительным вмешательством священников.

Именно в этой ситуации и появилась возможность у Мартина Лютера стать услышанным. Это немецкий теолог и священник. Будучи членом ордена августинцев, он постоянно наблюдал развращенность католического клира. Однажды, по его словам, снизошло озарение об истинном пути правоверного христианина.

Результатом стали «Девяносто пять тезисов», которые Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге в 1517 году, а также выступление против продажи индульгенций.

Основу протестантизма составляет принцип «sola fide» (только с помощью веры). Он гласит, что никто на свете не может помочь человеку спастись, кроме него самого. Таким образом, отметается институт священников, продажа индульгенций, стремление к обогащению и власти со стороны служителей церкви.

Отличие от католиков и православных

Православные, католики и протестанты относятся к единой религии - христианству. Однако в процессе исторического и социального развития произошло несколько расколов. Первый был в 1054 году, когда от Римско-католической отделилась Позже, в шестнадцатом веке, в процессе Реформации появилось совершенно отдельное течение - протестантизм.

Давайте разберемся, насколько отличаются принципы в этих церквях. А также почему бывшие протестанты чаще переходят в православие.

Итак, как два достаточно древних течения, католики и православные считают именно свою церковь истинной. Протестанты имеют разнообразные взгляды. Некоторые направления даже отрицают необходимость принадлежать к какой-либо конфессии.

Среди православных священников разрешено жениться единожды, монахам вступать в брак запрещено. У католиков латинской традиции все дают обет безбрачия. Протестантам же разрешено жениться, они вообще не признают целибат.

Также у последних совершенно нет института монашества, в отличие от двух первых направлений.

Кроме этого, протестанты не затрагивают вопроса «filioque», который является краеугольным камнем в споре между католиками и православными. Также у них отсутствует чистилище, и Дева Мария воспринимается как эталон совершенной женщины.

Из семи общепринятых таинств протестанты признают только крещение и причащение. Отсутствует исповедь и не воспринимается поклонение иконам.

Протестантизм в России

Хоть Российская Федерация и но здесь распространены и другие веры. В частности, есть католики и протестанты, иудеи и буддисты, сторонники различных духовных течений и философского мировосприятия.

По данным статистики в России около трех миллионов протестантов, которые посещают более десяти тысяч приходов. Из этих сообществ официально зарегистрировано в Министерстве Юстиции меньше половины.

Крупнейшим течением в российском протестантизме считаются пятидесятники. Они и их реформированное ответвление (неопятидесятники) объединяют более полутора миллионов последователей.

Однако со временем некоторые переходят в традиционную для русских веру. Протестантам о православии рассказывают друзья, знакомые, иногда они читают специальную литературу. Судя по отзывам тех, кто «вернулся в лоно» родной церкви, они ощущают облегчение, перестав заблуждаться.

К остальным течениям, распространенным на территории Российской Федерации, относятся адвентисты седьмого дня, баптисты, миннониты, лютеране, евангельские христиане, методисты и многие другие.

Кальвинисты

Наиболее рациональные протестанты - это кальвинисты. Данное направление сформировалось в середине шестнадцатого века в Швейцарии. Молодой французский проповедник и теолог, Жан Кальвин, решил продолжить и углубить реформаторские идеи Мартина Лютера.

Он провозгласил, что следует убрать из церквей не только то, что противоречит Священному Писанию, но и те вещи, которые даже не упоминаются в Библии. То есть согласно кальвинизму в доме молитвы должно быть только то, что предписано в священной книге.

Есть некоторые различия в учении, которых придерживаются протестанты и православные. Первые считают церковью любое собрание людей во имя Господа, отрицают большинство святых, христианскую символику и Богородицу.

Кроме этого, они считают, что веру человек принимает лично и по трезвому суждению. Поэтому обряд крещения происходит только в зрелом возрасте.

Православные являются полной противоположностью протестантов в вышеназванных моментах. Кроме этого, они придерживаются веры в то, что Библию может растолковать только специально обученный человек. Протестанты же считают, что каждый это делает в меру своих способностей и духовного развития.

Лютеране

Фактически, лютеране являются продолжателями истинных стремлений Мартина Лютера. Именно после их выступления в городе Шпайер движение начали называть «церковь протестантов».

Термин «лютеране» появился в шестнадцатом веке в ходе полемики католических теологов и священников с Лютером. Так они в уничижительной манере называли последователей отца Реформации. Сами себя лютеране называют «евангелические христиане».

Таким образом, католики, протестанты, православные стремятся обрести спасение души, но методы у каждого разные. Расхождения, в принципе, базируются только на толковании Священного Писания.

Своими «Девяноста пятью тезисами» Мартин Лютер доказывал несостоятельность всего института священников и многих традиций, которых придерживаются католики. По его словам, данные нововведения касаются больше материальной и светской сферы жизни, чем духовной. Значит, от них следует отказаться.

Кроме этого, в основе лютеранства лежит вера в то, что Иисус Христос своей смертью на Голгофе искупил все грехи человечества, включая первородный. Все, что нужно для счастливой жизни, это поверить в эту благую весть.

Также лютеране придерживаются мнения, что любой священник - это тот же мирянин, но более профессиональный в плане проповедей. Поэтому для причащения всех людей используется потир.

Сегодня к лютеранам относят более восьмидесяти пяти миллионов людей. Но единства они собой не представляют. Существуют отдельные объединения и деноминации по историческому и географическому принципу.

В Российской Федерации наиболее популярным в этой среде является общество «Служение лютеранского часа».

Баптисты

Часто в шутку говорят, что баптисты - это английские протестанты. Но в этом утверждении есть и зерно истины. Ведь это течение выделилось именно из среды пуритан Великобритании.

Фактически, баптизм - это следующий этап развития (как считают некоторые) или просто ответвление кальвинизма. Сам термин происходит от древнегреческого слова «крещение». Именно в названии выражена основная идея этого направления.

Баптисты считают, что истинно верующим можно считать только такого человека, который в зрелом возрасте пришел к мысли отказаться от греховных поступков и искренне принял в свое сердце веру.

С подобными мыслями согласны многие протестанты в России. Несмотря на то что большинство относится к пятидесятникам, о которых мы поговорим далее, некоторые взгляды у них полностью совпадают.

Если кратко выразить основы практики церковной жизни, баптисты-протестанты уверенны в непогрешимости авторитета Библии во всех ситуациях. Они придерживаются идей всеобщего священства и конгрегации, то есть, каждая община самостоятельна и независима.

Пресвитер не обладает никакой реальной властью, он просто читает проповеди и поучения. Все вопросы решаются на общих собраниях и церковных советах. Богослужение включает в себя проповедь, пения гимнов под аккомпанемент инструментальной музыки, а также импровизированные молитвы.

Сегодня в России баптисты, как и адвентисты, называют себя евангельскими христианами, а свои церкви - домами молитв.

Пятидесятники

Самые многочисленные протестанты в России - это пятидесятники. В нашу страну это течение проникло с Западной Европы через Финляндию в начале двадцатого века.

Первым пятидесятником, или, как его тогда называли, «единственник», стал Томас Барратт. Он приехал в 1911 году из Норвегии в Санкт-Петербург. Здесь проповедник объявил себя последователем евангельских христиан в духе апостольском, и начал перекрещивать всех желающих.

Основу веры и обряда пятидесятников составляет крещение Святым Духом. Они признают и обряд посвящения с помощью воды. Но переживания, которые испытывает человек при нисхождении Духа на него, считаются этим протестантским течением наиболее правильными. Они говорят, что состояние, которое при этом переживает крестящийся, равноценно ощущениям апостолов, принявшим посвящение от самого Иисуса Христа на пятидесятый день после его воскрешения.

Поэтому они и называют свою церковь в честь дня Сошествия Святого духа, или Троицы (Пятидесятницы). Последователи считают, что посвященный таким образом, получает один из Божественных даров. Он обретает слово мудрости, исцеление, чудотворение, пророчествование, возможность говорить на иностранных языках или различать духов.

В Российской Федерации на сегодняшний день самыми влиятельными протестантскими объединениями считаются три из среды пятидесятников. Они входят в Ассамблею Бога.

Меннониты

Меннонитство - одно из самых интересных ответвлений протестантизма. Эти христиане-протестанты первыми провозгласили пацифизм как часть вероучения.
Возникла деноминация в тридцатых годах шестнадцатого века в Нидерландах.

Основателем считается Менно Симонс. Изначально он отошел от католичества и принял принципы анабаптизма. Но через некоторое время значительно углубил отдельные черты этого вероучения.

Итак, меннониты считают, что царство Божие на земле наступит только при содействии всех людей, когда они установят общую истинную церковь. Библия - это непререкаемый авторитет, а Троица - единственное, что обладает святостью. Крестить можно только совершеннолетних после принятия ими твердого и искреннего решения.

Но самой важной отличительной чертой меннонитов считается отказ от военной службы, армейской присяги и судебных тяжб. Таким способом сторонники этого течения несут человечеству стремление к миру и ненасилию.

В Российскую империю протестантская деноминация пришла в период правления Екатерины Великой. Тогда она пригласила часть общины переселиться из Прибалтики в Новороссию, на Поволжье и Кавказ. Такой поворот событий стал просто подарком для меннонитов, так как они подвергались гонению в Западной Европе. Поэтому было две волны вынужденной миграции на восток.

Сегодня в Российской Федерации это течение фактически объединилось с баптистами.

Адвентисты

Как любой правоверный христианин, протестант верит во второе пришествие Мессии. Именно на этом событии и была изначально выстроена философия адвентистов (от латинского слова «пришествие»).

В 1831 году бывший капитан армии Соединенных Штатов Америки Миллер стал баптистом, а позже издал книгу о непременном пришествии Иисуса Христа 21 марта 1843 года. Но оказалось, что никто не явился. Тогда была сделана поправка на неточность перевода, и Мессию ожидали весной 1844 года. Когда и второй раз не оправдался, наступил период депрессии у верующих, который в историографии называется «Великое разочарование».

После этого миллеритское течение распадается на ряд отдельных деноминаций. Наиболее организованными и популярными считаются адвентисты седьмого дня. Они имеют централизованное управление и стратегически развиваются в нескольких странах.

В Российской империи это течение появилось через меннонитов. Первые общины сформировались на Крымском полуострове и Поволжье.

Из-за отказа брать в руки оружие и давать присягу, они подвергались гонению в Советском союзе. Но в конце семидесятых годов двадцатого века произошло восстановление движения. А в 1990 году на первом съезде адвентистов был принят Российский унион.

Протестанты, или сектанты

Сегодня не остается сомнений в том, что протестанты - это одно из равноправных ответвлений христианства, со своим вероучением, принципами, основами поведения и богослужения.

Однако есть некоторые церкви, которые по организации очень похожи на протестантские, но таковыми, по сути, не являются. К последним, например, относятся Свидетели Иеговы.

Но в виду запутанности и неопределенности их учения, а также противоречия ранних утверждений более поздним, это движение невозможно однозначно отнести к какому-то направлению.

Иеговисты не воспринимают Христа, Троицу, крест, иконы. Они считают главным и единственным Бога, которого называют Иеговой, как и средневековые мистики. Некоторые их положений перекликаются с протестантскими. Но подобное совпадение не делает из них сторонников этого христианского течения.

Таким образом, мы с вами в данной статье разобрались с тем, кто такие протестанты, а также поговорили о положении разных ответвлений в России.

Успехов вам, дорогие читатели!

Организационная и вероисповедно-доктринальная картина протестантского лагеря христианства осталась в ХХ в. примерно такой же, какой она была и в предыдущем столетии: шли те же бесконечные процессы дробления и слияния, разделения и соединения, те же папки единственно истинного вероучения.

Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от церкви как государственного учреждения (в Швеции, например) и до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших конфессиональных (например, Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных объединений (экуменическое движение) до мелких изолированных сект.

Лютеранство

Наиболее распространенным ответвлением протестантизма является лютеранство. Лютеранские евангелистические церкви существуют во многих странах - Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, сильнее чувствуется их влияние в таких странах, как Эфиопия, Судан, Камерун и другие.

Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.) - видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии ХVI - XVII вв. Лютеранский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального немецкого языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. "Спасение " человека, утверждал он, зависит не от выполнения " добрых дел ", таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной истины является не " священное предание " (решения церковных соборов, суждения пап и т.п.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Великой крестьянской войне (1525 г.) Мартин Лютер стал на сторону господствующего класса.

Основными вероучительными документами лютеранства являются " Аугсбургское вероисповедание " и " Апология " , написанные Лютером и другим проповедником протестантизма - Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношения церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй - мирская деятельность, гражданская мораль,государство и разум. Лютеранство отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком. Спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и их мощам. Культ в лютеранской церкви соответствует буржуазному требованию " дешевой церкви " .

После Первой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является "диалектическая теория ", представителями которой являются К.Барт, Э.Бруннер,Р.Бультман. Основная идея " диалектической теологии " сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума. Она возникает из " внутренней непосредственной встречи " с Богом. Истинная религия - религия Откровения. Сторонники " диалектической теологии " апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры. Расплывчатость и неопределенность протестанской идеологии с ее субъективным истолкованием и восприятием евангелия делают возможным широкое размежевание политических позиций внутри протестантизма и в частности внутри лютеранско - евангелического направления.

Сейчас в мире около 75 млн. лютеран, 192 млн. лютеранских церкви. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирный лютеранский союз.

Главный упор в проповеднической деятельности сейчас на истолковании вопросов общественной жизни и особенно на морально - этические проблемы. Лютеранские церкви принимают участие в экуменическом движении. Лютеранство распространенно в Эстонии, Латвии, Казахстане, Киргизии и др.

Кальвинизм

Кальвинизм, или реформаторство, возник в XVI в. Его учение разработано теологом и проповедником Жаном Кальвином, который воплотил его на практике в городе-государстве Женеве, Кальвинизм воспринял основные лютеранские принципы вероучения, придал им гораздо большую жёсткость. Кальвин более решительно, чем Лютер, отверг христианское «предание», институт папства.

Из всех христианских таинств кальвинизм оставил лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. В отличие от лютеранства кальвинизм отрицает представление о «присутствии» тела и крови Христа во время причащения. Кальвинизм радикально упростил культ, отвергнув священнические облачения, алтарь, свечи, иконы, крест.

Большое значение в кальвинизме имеет доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры, рождается «свыше». Спасающая благодать избрания делает индивида органом исполнения замыслов Бога. Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма».

Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему Богом дары - время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься не как наслаждение, а как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становятся энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности.

Кальвинизм распадается в свою очередь на три ответвления: реформатовство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Небольшое число последователей реформаторства имеется в областях Западной Украины.

Англиканская церковь

Англиканство - третье основное направление в раннем протестантизме. В Англии королевская власть, более сильная, чем в континентальной Европе, стремилась ограничить вмешательство Рима в свои дела. В середине XIV в. английскому церковному суду было запрещено апеллировать к иноземному, т.е. папскому, суду. С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви. С этого времени начали закрываться монастыри, стала проводиться секуляризация церковных владений, прекратился культ святых и реликвий. Был издан обновленный и одобренный архиепископом Кентерберийским перевод Библии на английский язык («Большая Библия»). В 1571 г. был утвержден Символ веры, состоящий из 39 пунктов. Он придал англиканству облик «среднего пути» между католицизмом и лютеранством. Этот документ признает Священное Писание основным источником Откровения, но не отвергает и Священное Предание. Сохранился католический догмат о спасении с помощью церкви, одновременно был принят лютеранский постулат спасения личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое. Подобный компромисс стал поводом для переориентации части последователей англиканской церкви на соединение с кальвинизмом как более радикально и последовательно порывающим с католицизмом направлением (пуританизмом).

В настоящее время в мире насчитывается около 70 млн. англикан, объединенных в 25 автономных церквей и 6 церковно-национальных образований. С середины XIX в. существует Англиканский союз церквей, объединяющий церкви в Англии, Шотландии, США, Канаде, Новой Зеландии, имеет свой консультативный орган - Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кентерберийским.

Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т.д., всего в 16 странах. С 1867г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, обьединяются Англикантским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую. Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств - Кентерберийского и Йоркского - стоят архиепископы.

Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.

В США англиканство представлено Протестанской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов, в руководящий симодальный орган входят представители клира и прихожан.Епископальная церковь США ведет большую мессионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки.


Основой протестантизма является концепция М.Лютера об "Оправдании одной только верою". Это значит, что связь каждого христианина с Богом может быть достигнута непосредственно личной верой в искупительную роль Иисуса Христа. Таким образом, протестантское вероучение устанавливает, что для спасения посредничество церкви между человеком и Богом не является необходимым. Протестанты видят в церкви сообщество "оправданных верой" людей, равным образом наделенных благодатью. Отсюда отсутствие в протестантизме деления на священников и мирян . Каждый член церкви уже в силу своей веры имеет право на совершение богослужений, произнесение проповедей, чтение и толкование Библии.

Единственным источником вероучения, священной книгой у протестантов является Библия, а потому постановления церковных соборов, творения Отцов церкви и т.п. не имеют статуса священных. Однако чтение подобных источников не воспрещено и рассматривается как душеполезное.

Из положения об "Оправдании одной только верой" следует отношение к таинствам. В протестантизме признаются два таинства – крещение и причащение . Например, крещение производится после осознанного принятия веры, после достижения совершеннолетия ("крещение по вере"). В то же время некоторые протестантские направления (лютеране, англикане, реформаты) не исключают крещение во младенчестве с обязательным подтверждением принятия веры в более зрелом возрасте.

Протестанты отрицают культ Богородицы, почитание икон, крестное знамение. В круг праздников включают лишь те, что связаны с Иисусом Христом. Наряду со специальными церковными зданиями признается возможность совершения богослужения в любом помещении.

Протестантская церковная община представляет собой сплоченный коллектив со строго контролируемым членством. Руководство общинами осуществляется пресвитерами (пасторами) и их помощниками, которых выбирают из числа членов общины.

Важное положение протестантского вероучения содержится в концепции о предопределении. Считается, что каждый человек еще до своего рождения предопределен спастись или погибнуть. Иными словами, предопределена не только судьба человека, но и посмертное существование – пребывание в аду или раю после смерти. При этом никто не может знать, что ему предуготовлено. Лишь по косвенным признакам (например, успех в бизнесе) человек может догадаться об особом расположении к нему Бога. Необходимо указать, что спасение не является заслугой человека. Ни добрыми делами, ни молитвой, ни даже искренней верой нельзя добиться Божьей Благодати. Спасение есть исключительно дар Божий.

Протестантизм значительно упростил и удешевил культовую деятельность, что привлекло большое количество последователей. Признается, что идеология и вероучение протестантизма дали непосредственный толчок появлению "духа предпринимательства" в Европе. Если католическое мировоззрение состоит в осознании зависимости индивида (в результате своей греховности человек не может сам обратиться к Богу), то протестантизм открывает двери пониманию мирской деятельности как выполнению Божьих заповедей, данных в Священном Писании. Идеи протестантизма явились главной духовной предпосылкой формирования европейской буржуазной цивилизации.

Основные направления протестантизма

Протестантизм являет собой сложное религиозное образование, включающее большое количество направлений. Начавшись в XVI в., процесс образования новых христианских церквей не закончился до наших дней. Естественно, что, противопоставив себя Римско-католической церкви, развивая свое вероучение, протестантизм находил различные пути воплощения новых идей. Исторически первым течением в протестантизме является лютеранство.

Лютеранская (Евангелическая) церковь. Образовалась под влиянием идей Мартина Лютера. Лютеранство признает Никео-царьградский Символ веры, имеет свои вероучительные книги – "Аугсбургское вероисповедание" (1530 г.), катехизисы Лютера, "Книгу согласия" (1580 г.). Священной книгой почитается исключительно Библия. Основной принцип лютеранства – "оправдание верой" в искупительную жертву Иисуса Христа. Из таинств лютеранство признает только крещение и причащение. Наиболее широко лютеранство распространено в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. Немало лютеранских общин находится и в России. Сегодня в мире насчитывается около 80 млн. последователей этого протестантского направления.

Кальвинизм. Кальвинизм (реформатская и пресвитерианская церкви), как и лютеранство, является одним из самых ранних направлений протестантизма. Решающую роль в его формировании сыграла религиозная концепция Жана Кальвина (1509-1564 гг.).

Кальвинизм отрицает общеобязательный Символ веры. Единственной священной книгой считается Библия, но пользуются особой популярностью "Наставления в христианской вере" (1536-1559 гг.), "Церковные установления", "Женевский катехизис" (1545 г.) и другие произведения Кальвина. В кальвинизме не признаются такие предметы культа, как иконы, свечи, крест. Крещение и причащение для кальвинистов – не более чем символические обряды. Большое значение играет в кальвинизме концепция предопределения.

По общему признанию исследователей, кальвинизм, сильно реформировав католическую веру, явился наиболее радикальным направлением в протестантизме.

Кальвинизм широко распространен во Франции, Нидерландах, Венгрии, Чехии, США, Канаде, Австралии. Из кальвинизма выделилась такая его разновидность, как конгрегационализм.

В современном мире насчитывается около 55 млн. кальвинистов.

Англиканская церковь. Образовалась путем придания государственного статуса протестантизму в английском королевстве. Символом веры англиканства является документ под названием "39 статей" (1571 г.). Как и в других направлениях протестантизма, отвергается Священное Предание, а Священное Писание почитается как первоисточник вероучения. Главой англиканской церкви считается король или королева. В противоположность лютеранству и кальвинизму в англиканстве сочетаются положения о спасении личной верой с положением о спасающей роли церкви, сохранена иерархия священнослужителей, а сами священники рассматриваются как посредники между Богом и человеком.

Англиканство более других протестантских церквей вобрало в себя католические традиции (церковная иерархия, проведение мессы).

Кроме самой Англии, это течение распространено в Шотландии, США, Индии, ЮАР, Пакистане, Канаде, Австралии, т.е. в тех странах, что входили некогда в состав Британской империи. Количество англикан в мире – около 58,5 млн. человек.

Баптизм возник в XVII веке в Англии. Основа вероучения баптизма – Библия. Вера в Иисуса Христа и его искупительную жертву считается достаточным основанием к спасению. Верит же только тот, кого избрал Бог. Особую важность в баптизме приобретает учение о "духовном возрождении", происходящем под воздействием входящего в человека "Святого Духа", что означает единение духа каждого верующего с Иисусом Христом.

В баптизме практикуют таинства крещения и причащения как символические обряды духовного единения с Христом. Крещение есть сознательный акт обращения к вере. Отличительной особенностью баптизма является обряд катехимента (приближения): перед крещением и вступлением в общину "приближенные" проходят годовой испытательный срок.

Обрядовая и культовая практика в баптизме отличается скромностью, ненапыщенностью. Молельный дом принципиально не отличается от своего светского аналога, отсутствуют также предметы культа.

Баптизм является одной из самых распространенных направлений протестантизма в мире и, в частности, в России. Число последователей баптизма достигает сегодня 72 млн. человек.

Адвентизм

Адвентизм своему происхождению обязан баптизму, из которого выделился в начале 30-х годов XIX века.

Особенностью адвентизма является ожидание скорого пришествия Иисуса Христа . В рамках адвентизма разработана оригинальная эсхатологическая концепция – вера в то, что грядет скорое уничтожение мира, после которого будет создана новая земля и установится тысячелетнее царство Иисуса Христа. Человек, по учению адвентистов, умирает и телесно, и духовно. Но воскреснут лишь праведники – последователи адвентизма. По окончании царствования Христа будут воскрешены также и неправедники, но только для того, чтобы служить праведникам.

Наибольшее распространение получило направление, называемое "Адвентисты Седьмого дня", в котором выдвинут ряд новых положений. Первое положение провозглашает празднование седьмого дня (субботы). Второе – "санитарную реформу", предуготовление тела человека к воскресению. В последнем случае вводятся запреты на употребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя.

Церковь «Адвентистов Седьмого дня» укрепляет свои позиции в мире и быстро развивается в России. В настоящее время в мире насчитывается 16 млн. адвентистов.

Пятидесятничество

Пятидесятничество является еще одним крупным направлением протестантизма. По Новому Завету (книга "Деяния святых апостолов"), на пятидесятый день после смерти Христа на апостолов сошел Святой Дух, после чего они получили способность пророчествовать и говорить на разных языках. Пятидесятники близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают возможность непосредственного мистического общения с Богом. Пятидесятники веруют в то, что можно получить пророческий дар, подобно апостолам, каждому члену их церкви. Число пятидесятников в мире приближается, по некоторым оценкам, к 119 млн. человек.

Рассмотренные протестантские направления являются крупнейшими. Существует еще множество течений, таких, как: меннониты, унитарии, моравские братья, квакеры, мормоны и т.д. В современном мире есть и такие (достаточно широко распространенные) ответвления протестантизма, которые в своем вероучении настолько сильно отошли от традиционного христианства, что едва ли могут считаться христианскими – это Свидетели Иеговы и т.п.

Протестантская Библия

Единой протестантской Библии не существует: все протестантские Библии представляют собой переводы, сделанные в XVI в. в ходе Реформации или после нее. Даже Библия короля Якова (King James Version ) так и не приобрела статуса официального перевода Англиканской церкви, хотя ее часто и называют Официально одобренным переводом (Authorized Version ).

В Средние века Римско-католическая церковь не поощряла переводы Вульгаты из страха, что без церковного руководства текст может быть искажен или, что слова Библии могут быть ложно поняты. Однако протестантские реформаторы начала XVI в. считали, что Бог через Библию прямо обращается к человеку и что чтение и изучение Библии – право и долг каждого христианина.

Переводы были нужны для того, чтобы дать Библию большинству христиан, для которых латынь была мертвым языком. «Как людям размышлять над тем, что они не в силах понять?» – вопрошает один из переводчиков в предисловии к Библии короля Якова . Реформаторы не были первыми переводчиками Библии (в период после изобретения книгопечатания и до появления лютеровской Библии в Германии было выпущено 17 изданий на немецком языке). Протестантские реформаторы либо содействовали переводам, либо сами брались за перевод Библии на языки своих стран. За основу они брали не Вульгату, а еврейский текст Ветхого Завета и греческий текст Нового Завета. В начале 20-х годов XVI в. Мартин Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык, Якобус Фабер – на французский язык, а Уильям Тиндал – на английский язык. Переводы Ветхого Завета были осуществлены теми же переводчиками, но в следующем десятилетии. С тех пор вышло в свет множество протестантских переводов.

Протестантские обряды и праздники

Важнейшим элементом культа многих протестантских церквей является хлебопреломление. Чаще всего этот обряд входит в качестве составного действия в более широкое "Установление Христово" – Вечерю Господню, молитвенное собрание, проводимое раз в месяц. Хлебопреломление состоит из двух действий – разламывания и раздачи хлеба и причащения вином или фруктовым соком. Основанием обряда является ряд новозаветных текстов для "воспоминания" страданий Иисуса Христа. По утверждению богословов, "хлеб ломимый" есть символ тела Господня , избитого, израненного и обезображенного за грехи людей, а вино – это символ крови Господней , излившейся также за эти грехи. К хлебопреломлению допускаются лишь те, кто уже прошел обряд водного крещения.

В некоторых протестантских церквях хлебопреломлению предшествует обряд омовения ног. Основанием этого обряда являются строки из Евангелия от Иоанна: "... Если я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (13:14). Этот обряд направлен на то, чтобы верующие продемонстрировали свое "смирение и любовь друг к другу". Он проводится в конце молитвенного собрания следующим образом. В тазы наливается вода, и к ним выстраиваются верующие: первые моют ноги вторым, вторые – третьим, а последние моют ноги первым, каковыми обычно бывают священнослужители. Вода и полотенца периодически меняются.

У нас в стране данный обряд совершают христиане евангельской веры.

Почти во всех течениях протестантизма отсутствуют посты, столь характерные для православия, однако нет специального деления пиши на постную и скоромную .

В крупных протестантских течениях – лютеранстве, англиканстве, кальвинизме и методизме – нет регламентации питания, указаний на запрещение определенных продуктов или методов их кулинарной обработки. Поэтому во время немногих религиозных праздников (например, Рождества), различия в ритуальных блюдах названных протестантских церквей в разных странах обусловлены национальными пищевыми особенностями. Однако в некоторых течениях протестантизма пищевым традициям придается важное значение. Прежде всего, это относится к адвентистам седьмого дня и квакерам.

Один из значимых праздников в ряде протестантских течений (баптистов, евангелистов, адвентистов и др.) – праздник Жатвы, отмечаемый в сентябре. Это осовремененный древнееврейский праздник окончания сельских работ. В ветхозаветной книге «Исход» (23:16) говорится: "Наблюдай и праздник Жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял в поле, и праздник собирания плодов... когда уберешь с поля работу твою". В современном празднике Жатва понимается как в прямом смысле – сбор урожая, так и в переносном – подведение итогов годовой деятельности на Божией ниве, т. е. миссионерства.

Евангельские христиане-баптисты на территории бывшего СССР отмечают День единства, призванный напомнить об истории создания союза евангельских христиан-баптистов.



Статьи по теме: