Пилорама из электродвигателя своими руками. Ленточная пилорама своими руками чертежи

Распиловочный станок по дереву (пилорама) – достаточно сложное специальное производственное оборудование, требующее в процессе работы строгого соблюдения мер безопасности. В условиях РФ собственная пилорама может многократно сократить расходы на деревянное строительство и/или стать источником стабильного дохода. Цель настоящей публикации – помочь читателю разобраться, как делается пилорама своими руками, выбрать подходящую для себя конструкцию и избежать непреодолимых трудностей при ее изготовлении.

Когда она нужна?

Интерес к «пилораме своими руками» вообще-то пришел в рунет из ЕС. Там в определенный период времени (который еще не вполне закончился) самостоятельная распиловка леса-кругляка на мерные пиломатериалы оказалась выгодной несмотря ни на что. В РФ ситуация существенно иная. Первое, «ножницы» цен на дикое бревно и строевой лес в России «разведены» много уже. Второе, первичная обработка древесины – работа особо опасная, как и лесозаготовка. Мелкому ИП открыть лесопилку легально мало реально – российское законодательство об охране труда в этом отношении драконовское.

Третий момент – опилки. Их от первичной обработки древесины будет очень много. Хранить опилки (допустим, на топливо для печи длительного горения) нельзя – они начинают бродить, выделяя высокотоксичный метанол (метиловый спирт, древесный спирт). Лесопильные предприятия обязаны сдавать опилки на утилизацию. «За бугром» с ними проще – тамошние производители МДФ и ДВП охотно купят необходимое им сырье, могут даже с самовывозом. РФ древесиной никак не бедна и российские производители плитных/листовых древесных материалов «левые» партии опилок не берут. Исходя из этих условий, можно предварительно определить случаи, когда сделать пилораму самостоятельно в РФ может иметь смысл:

  • Непременное условие – если в ваших краях легко доступен лес-кругляк, а ближайшая лесопилка далеко. Аренда лесовоза на российские расстояния (имеется в виду холостой пробег от гаража) по российским дорогам в глубинке за тонно-километр груза существенно дороже европейской.
  • Если непременное условие выполнено, то первый случай – самостоятельное деревянное строительство при хронической нехватке денежных средств. Тогда самостоятельная распиловка кругляка на строевой лес сократит смету стройки в 2-3 раза и до 5 раз, с учетом расходов на изготовление пилорамы. Соотв. удлинится и срок строительства, но когда денег нет, то и выбирать нечего. С опилками – делайте что хотите, они получатся однократно.
  • Следующий вариант – распиловка диких бревен на заказ в домашних условиях, т.е. мастером по вызову на хозяйское подворье. В условиях РФ это, пожалуй, оптимальный вариант: привезти мобильную мини-пилораму (см. далее) к месту работы можно и на легковушке, так что стоимость распиловки выходит приемлемой для обеих сторон. Опилки – проблема хозяина, и небольшая, т.к. ему на участок они выбрасываются тоже однократно. У мастера от них голова не болит, т.е. можно зарегистрироваться, напр. ИП-плотником и работать «по белому».

Особенности конструкции

Главная особенность пилорамы – запил в ней всегда продольный. Насколько труднее пилить дерево вдоль волокон, общеизвестно. В отличие от циркулярной пилы пилорама имеет дело не с мерными досками и брусьями, а с дикими бревнами в общем неправильной формы. Поэтому в пилорамах вдоль распиливаемого бревна перемещается пильная каретка с рабочим органом (собственно пилой); иначе обеспечить точность и чистоту запила очень сложно. На больших лесоперерабатывающих предприятиях есть и пилорамы для распиловки очень длинных бревен (до 30, а в тропиках до 60-70 м). В них каретка неподвижна, а бревно перемещается гидросистемой; центровку лесины обеспечивает компьютер с датчиками. Но домашних условиях такое решение нереально.

Примечание: распиловку бревен ведут всегда по направлению схождения волокон дерева, т.е. от комля к верхушке. Если пустить каретку наоборот, то любая пила (см. ниже) непременно завязнет в дереве и/или сломается.

Чем пилить?

Насколько доступной для изготовления, долговечной, удобной и безопасной в работе будет самодельная пилорама, в основном определяется конструкцией ее рабочего органа. Другое существенное условие – требования к производительности станка и режиму его работы (регулярно, от случая к случаю). Третье – ресурс рабочего органа и возможность его замены. И, наконец, немаловажно энергоснабжение на месте работы: что там доступнее – электричество или моторное топливо? Есть и менее существенные дополнительные условия, см. далее.

В пилорамах небольшой и средней производительности (до 3-5 куб. м древесины за 6 час. рабочую смену) применяются след. виды рабочих органов:

  • Пильная шина возвратно-поступательного хода (старая).
  • Пильный диск (поз. 1 на рис. ниже).
  • Пильная лента (поз. 2).
  • Пильная цепь (поз. 3).
  • Цепная пильная шина непрерывного действия (новая, поз. 4).
  • Бытовая бензопила (поз. 5).

Как вести запил?

Ориентация режущей поверхности может быть горизонтальной и вертикальной. Соотв. и запил будет горизонтальным или вертикальным, а пилорама горизонтальной или вертикальной. Вертикальный запил, во-первых, уменьшает отход материала, т.к. бревно под него достаточно выровнять только в горизонтальной плоскости. Под горизонтальный запил бревно для минимизации отхода требует выравнивания и по горизонтали, и по вертикали, иначе слишком много дерева уйдет в горбыль («горбушку»). Во-вторых, при вертикальном запиле отпил (отпиливаемая часть бревна) не давит на рабочий орган и много меньше за него цепляется. Поэтому для распиловки одной и той же лесины по вертикали требуется мощность привода в 2-3 раза меньше, чем по горизонтали, см. видео ниже:

Видео: самодельная цепная вертикальная пилорама

Но, во-первых, травмоопасность вертикальных пилорам много выше, чем горизонтальных. Во-вторых, поперечная подача бревна под пилу вертикальной пилорамы конструктивно и технически очень сложна, причем обеспечить максимально допустимую точность распиловки по ТУ до 6 мм на 6 м длины бревна на самодельной вертикальной пилораме крайне сложно или вовсе невозможно. Поэтому пилораму своими руками лучше строить под горизонтальный запил.

Конструктивный состав пилорамы

Об особенностях той или иной пилы для пилорамы поговорим немного далее. Предварительно нужно разобраться с конструкцией распиловочного станка в целом. Она состоит из:

  1. рабочего органа – пилы (см. выше и далее);
  2. привода к нему от мотора;
  3. пильной каретки;
  4. рельсового пути (направляющей) для нее;
  5. лафета (ложемента) для бревна;
  6. захватов-держателей для него же;
  7. станины, объединяющей все это в цельное устройство и обеспечивающей его общую прочность и надежность.

Примечание: те или иные конструктивные узлы пилорамы могут быть выполнены заодно со станиной.

Чертежи пилорамы в полном конструктивном составе (компоновочная схема) даны на рис.:

Ее особенности, во-первых, станина из деревянных брусьев. Во-вторых, минимум сварочных работ при сборке. Это важный момент: металлоконструкции при сварке ведет; из-за этого уложить точность распиловки сварной пилорамой в ТУ весьма проблематично. В-третьих, рельсовый путь каретки (поз. 13 справа) из стального уголка, более дешевого, чем швеллер; необходимая устойчивость пути обеспечивается жестким скреплением рельсов со станиной. Как следствие – опорные башмаки каретки это пары обычных подшипников качения, а плавность и точность ее хода высоки; дрожь каретки – основная причина брака распиловки. Еще следствие – механизм подачи каретки без передачи (цепной, винтовой или др.), что также увеличивает плавность ее хода. Наконец, в каретке данной конструкции возможно установить привод с любой пилой из указанных выше под горизонтальный запил; дисковый, с шиной непрерывного действия и бензопилой также и под вертикальный.

Недостаток данного станка – гребенчатые держатели бревна. Делать их из швеллера менее 60 мм нельзя, не удержат лесину. Т.е., последний негодный в дело горбыль получится не тоньше 60 мм. Дополнительно отход материала возрастет оттого, что выравнивание бревна по вертикали в данном станке невозможно. Однако избавиться от этих недостатков не так уж сложно, применив отдельный лафет для бревна простой конструкции, см. далее.

Некоторых пояснений требует работа узла установки толщины отпила (на врезке), который в данном станке достаточно прост, точен и удобен в работе. Гайки 5 на врезке привариваются к опорной пластине 4 и контрятся. После первого отпила регулировочные винты (поз. 1 на врезке и 11 справа) вращаются синхронно, т.к. они связаны цепной передачей (поз. 20 справа). Контргайки (поз. 2 на врезке) отпускать не надо: сами ослабнут. По установке пилы в новое положение ниже прежнего контргайки затягивают вручную.

Пила как пила – продольная

Пильная шина возвратно-поступательного действия это не что иное, как полотно плотницкой продольной пилы. Его чертеж, профилировка зубьев и схема разводки даны на рис. справа. Привод в пилораме – от маховика в кривошипно-шатунным механизмом через ползун – гладкий стальной стержень, скользящий в обойме с бронзовыми или баббитовыми вкладышами (именно такой показан на рис. выше с компоновочной схемой пилорамы). В прежние времена умельцы вместо пильной шины ставили полотна столярных лучковых пил; они и вдоль пилят, а купить их можно было почти в любом инструментальном магазине. Натяжение полотна на обратном ходу в таком случае обеспечивает достаточно сильная возвратная пружина.

Достоинство возвратно-поступательной пильной шины – гладкий чистый рез шириной не более 3 мм, т.е. малый отход материала. Ресурс весьма солидный, не меньше, чем у пильного диска, см. далее. Но и недостатков уйма:

  • Низкая производительность: если подача каретки на обратном ходу пилы превысит 1/3 высоты зуба, т.е. 4 мм, пила застревает.
  • Распилить бревно диаметром более 300-320 мм невозможно – полотно сразу вязнет и сминается.
  • Сырое невыдержанное дерево не берет, тоже сразу вязнет и ломается.
  • Очень часто застревает на сучках и свилях.
  • При недостаточном натяжении на обратном ходу рез резко ухудшается – становится широким и рваным.
  • То же – при избыточно сильной возвратной пружине.

В профессиональной лесопереработке возвратно-поступательные пильные шины вышли из употребления к концу XIX в., а у любителей – с появлением в быту бензопил.

Дисковая

Пильный диск от циркулярной пилы в пилораму не подойдет: он изготовлен из стали худшего качества, чем требуется в данном случае. На распиловке сырых бревен материал диска от циркулярки скоро самоотпустится вследствие нагрева, диск быстро выйдет из строя или его вовсе разнесет. Поэтому пильный диск для пилорамы удовольствие не из дешевых. В отдельных источниках можно встретить советы: мол, вырежьте из оцинковки (!) или дюраля (!!!) кругляш, закрепите на нем 2-4 зуба, и пилите. Судя по тому, что авторы публикаций такого рода, похоже, живы и не изувечены, сами они так не делали и понятия не имеют, что из этого может выйти.

Дисковая распиловка древесины широко распространена в профессиональной деревообработке, т.к. позволяет в один проход вырезать из лесины сразу несколько штук мерного пиломатериала; для этого используются угловые и многодисковые пильные каретки (врезка вверху слева на рис.). Однако промышленная дисковая пилорама – сложное сооружение, см. рис., по теме «своими руками» никак не проходящее.

Любителю, если он разживется диском для пилорамы (диаметр от 600 мм, профиль зубьев такой же, как у продольной пилы, см. выше) нужно иметь в виду такие его достоинства и недостатки:

  • Большой ресурс – до 5000 час и более полный; до 1500-2000 час между переточками зубьев.
  • Для заточки обязательно нужен заточной станок, вручную никак не получится.
  • Рез – не очень ровный шириной 3-5 мм, т.е. отход материала до 10-12% по объему. Диск «чистый рез», дающий отход 2-5%, стоит в 3-10 раз дороже простого.
  • Пилить можно без техперерывов всю 6 час. смену; производительность максимальная в данном классе устройств.
  • Высокое энергопотребление, т.к. диск трется о дерево и в вертикальном, и в горизонтальном в запиле боковой поверхностью большой площади. Чтобы получить требуемую мощность привода в кВт, диаметр бревна в дм умножаем на 1,7.
  • Качество и состояние обрабатываемой на производительность пилорамы практически не влияют.
  • Диском диаметром 800 мм можно распилить бревно диаметром до 350 мм.
  • Диски большего диаметра в любительских конструкциях очень опасны, т.к. требуют во избежание биений высокоточного привода.
  • Привод – только электрический, т.к. диск на холостом ходу должен вращаться абсолютно плавно. В дереве ему и так дерготни хоть отбавляй.

В целом же дисковая пилорама своими руками точно не вариант. Рассмотрим чертежи на рис. ниже. Первое, что бросается в глаза слева – каретка на катках в рельсах из швеллера. Это не рельсовый путь из фрезерованных профилей: перекос катков на 1-2 мм при перемещении каретки неизбежен. Следствие – перекос диска на 6 мм и более. Тут же – его застревание в дереве. Учитывая массу диска, скорость его вращения и момент инерции, возникновение аварийной и чрезвычайно травмоопасной ситуации неизбежно.

Далее, нижний край диска должен входить в паз лафета бревна, иначе он не допилит его до конца. И вот, отпилили мы первую горбушку. Что дальше? По идее, пазов в лафете нужно несколько согласно толщины получаемых досок. После каждого запила либо каретка приподнимается, подается вперед и вновь опускается в рабочее положение, либо лафет с бревном нужно двигать под нее аналогично. Вы представляете себе такую конструкцию, выполненную в домашних условиях? Не надо, голова сильно заболит.

А если попросту? Просто передвинуть бревно на лафете? Нет, не просто. Его нужно снова уложить так, чтобы следующий запил прошел точно параллельно предыдущему. А на лафете не палочка, там здоровенный тяжеленный чурбак.

Ну, допустим семья/персонал у нас богатырские, бревна ворочать нам нипочем, а потери производительности из-за этого приемлемы. Тогда смотрим, что там отмечено красным на чертеже справа на рис. Да, это держатель бревна. Без него оно или скатится с лафета, или опрокинется, когда отпилены 2-3 плахи (необрезные доски во всю лесину под роспуск на мерные доски). Держатель приходится на самую середину бревна. Пилить по нему нельзя. Итого, самая ценная, широкая, крепкая и равномернее всего усыхающая сердцевинная плаха скорее всего пойдет в отход, т.к. вследствие перекладываний бревна получится недопустимо сходящейся на клин по толщине.

Примечание: любительская однодисковая пилорама на горизонтальный запил ничуть не удобнее и не производительнее вертикальной, но конструктивно много сложнее и опаснее.

Итак, дисковая пилорама для изготовления своими руками вариант в одном-единственном случае: если вы придумали ее усовершенствование в ранге коммерчески перспективного изобретения и вам нужно проверить идею в железе, чтобы подать заявку на патент. Во всех прочих – не надо.

Пила-лента

Ленточная пилорама относится к числу изобретений, дающих значимый результат тривиальными техническими решениями. Возратно-поступательная продольная пила обладает массой достоинств, а ее недостатки обусловлены более всего наличием обратного хода. Значит, нужно от него избавиться, чтобы получилось пильное полотно непрерывного действия. В результате эксплуатационные свойства ленточной пилорамы существенно отличаются от таковых прототипа и станков аналогичного назначения:

  1. Производительность – до средней, 2-3 куб. м древесины в смену.
  2. Пилит как выдержанный, так и сырой свежерубленый кругляк.
  3. Чистота реза такая же высокая, как у продольного пильного полотна, а отход материала такой же низкий.
  4. Точность реза такая же высокая, как у дисковой пилорамы, при условии равномерного оптимального натяжения пильной ленты.
  5. Распиловка бревна сразу на штуки мерных материалов невозможна.
  6. Энергопотребление на 1 куб. м дерева в 1,2-1,5 раза ниже, чем у дисковой пилорамы.
  7. Во избежание самоотпуска материала ленты необходимы техперерывы в работе: после каждого запила на 5-10 мин; после распиловки 0,5 куб. м (2 бревна диаметром 0,3 м и 6 м длиной) – 10-15 мин; спустя 2 часа работы – полчаса-час; от 6-часовой смены до след. такой же – не менее 2 час.
  8. Полный ресурс рабочего органа (ленты) – 100-500 час; перезаточка невозможна.
  9. Стоимость ленты в пересчете на час работы много меньше, чем простого пильного диска.
  10. Стоимость всего станка в несколько раз меньше, чем дискового с угловой кареткой на один отпил.
  11. Привод – электрический, т.к. плавность холостого хода ленты нужна такая же высокая, как для диска.

Вследствие этих особенностей ленточная пилорама находит самое широкое применение в малых лесопилках. По большинству объявлений: «Принимаем кргуляк/бревно в распиловку» работают именно ленточные пилорамы. В России ленточные пилорамы выпускаются в достаточно широком ассортименте («Тайга» и др.).

Простейший способ сделать продольную пилу – свернуть ее полотно в кольцо и посадить его на шкивы, поз. 1 на след. рис.. Для исключения травматизма нерабочей ветвью полотна на рабочий орган надевается защитный кожух. Делать пилораму с лентой без него (поз. 2) крайне опасно!

Второй камень преткновения для самодельщиков здесь – шкивы ленты. У фирменных профиль боковой поверхности (рабочей) специальный чуть выпуклый. С цилиндрического шкива лента сползает; реборды (закраины) не помогают. Некоторые умельцы от этого наклоняют весь пилящий узел вверх на 1-3 градуса. Однако, чуть натяжение ленты ослабнет (что возможно на протяжении одного реза), лента слетит сверху; без защитного кожуха это еще более опасно, чем сползание внизу.

Умельцы посообразительнее нашли выход: ленту надевают на колеса от машин и мотоциклов с шинами, поз. 3 на рис. и рис. в начале. Их профиль почти точно соответствует необходимому, а упругость туго надутых камер обеспечивает оптимальное натяжение ленты по крайней мере на распил целого бревна. Кроме того, если пилятся тонкие достаточно качественные материалы, то можно обойтись простейшим фрикционным приводом, тоже поз. 3 рис. справа. Упрощается и изготовление станка, т.к. авто-мото колеса уже достаточно сбалансированы, см. видео:

Видео: ленточная пилорама своими руками

Передача на пилу

При распиловке сырых необработанных бревен и суковатой/свилеватой и вязкой мелкослойной древесины камнем преткновения оказывается и передача с привода на ленту (главная). Механическая характеристика ременной слишком мягкая: ремень упруг и может проскальзывать. Зубчатой, наоборот, слишком жесткая: на миг перед заклиниванием шестерни дают резкий сильный рывок. В том и другом случае весьма вероятно увязание ленты в дереве и ее смятие, что немедленно создает опасную ситуацию.

Наилучшая главная передача для ленточной пилорамы – цепная. Холостой ход ленты она обеспечивает почти такой же плавный, как ременная. А при распиловке «плохого» дерева собственная инерция цепи дергает ленту мелкими частыми рывками, и неоднородности древесины успешно преодолеваются. Это же свойство цепной передачи используется, напр. в винтовых дровоколах.

Цепь вместо ленты

Рабочий орган цепной пилорамы – цепь с пильными зубьями, растянутая на роликах. Ее эксплуатационная прочность, ресурс и надежность (не склонная к застреванию на дефектах дерева) в несколько раз больше, чем ленты, а стоимость в расчете на длину реза до износа ниже. Пильная цепь подлежит перезаточке (нужен заточной станок!) и техперерывов в работе в течение смены не требует. Привод возможен энергонезависимый от 1-2 цилиндрового 2-тактного ДВС: пильная цепь сама по себе гасит его вибрации. По безопасности цепная пилорама наилучшая в данном сегменте производственного оборудования.

Недостатки, во-первых, повышенное сравнительно с ленточной энергопотребление – кожух цепи трется о дерево, хотя и не так сильно, как диск. Второе – широкий (4-6 мм и более) довольно-таки рваный рез: пиломатериалы из цепной пилорамы нуждаются в ошкуривании (поэтому в не нередко встраивают плоскошлифовальный станок – гриндер) или пойдут в продажу вторым сортом. Следствие: повышенный отход материала, до 15% по объему. Третий – на пильную цепь в непрерывной работе необходимо подавать СОЖ (смазочно-охлаждающую жидкость, эмульсию), см. рис. Четвертый – большой техперерыв между сменами для самовосстановления свойств цепи: не менее 10 час. И, наконец, высокая трудоемкость обслуживания: перезаточка и/или замена зубьев цепи требуются каждые 10-50 час работы, а возни с ними – мама, не горюй!

Вследствие указанных обстоятельств цепные пилорамы используются преим. для первичной распиловке леса на биржах и в местах заготовки. В последнем случае решающую роль играет энергонезависимость станка с ДВС: его привозят на грузовике или тракторе, распускают лесины на плахи и их увозят. В отдаленных регионах РФ и Канады потери древесины при этом часто с избытком компенсируются экономией на перевозках кругляка лесовозами. Но на пользу лесу как живому сообществу такой подход, конечно, никак не идет. И от излишней вырубки, и от засорения опилками.

Шина новая

Пильная шина непрерывного действия это консольная цепная пила, т.е. не требующая натяжения на дальнем от привода конце; в подаче СОЖ также не нуждается. Узнаете? Это «полотно» бензопилы. Применение современных материалов и непрерывное совершенствование конструкции позволило создать бензопилы, по всем параметрам пригодные для бытового применения. Станковая пилорама из бензопилы в домашних условиях также изготавливается много проще, чем любая другая; чертежи станины с рельсами и держателем бревна можно взять , а каретки под бытовую бензопилу . Ее эксплуатационные качества и особенности (кроме ресурса) будут прим. такими же, как у цепной пилорамы. Переналадка с горизонтального не вертикальный рез осуществляется просто перестановкой каретки. Но учтите:

  • Ресурс мотора пилы сократится прим. вдвое.
  • Полный ресурс «полотна» лучших моделей составит не более 20-30 час, а дешевых – 10-12 час.
  • Каждые 2-3 часа понадобится перезаточка, а каждые 4-6 час замена зубьев (если она возможна у данного образца).
  • Совокупное время работы в течение дня – 2-3 час.
  • Техперерыв до след смены – от 12 час.
  • Пила должна быть рассчитана и на поперечный, и на продольный рез.

Последнее обстоятельство, как сказал бы товарищ Сухов, дело тонкое. У моделей ведущих производителей (Stihl, напр.) оба реза предусмотрены по умолчанию, но ресурс на продольный дается для штатного режима пользования: 15 мин работы, полчаса отдыха. В пилораме выдержать его невозможно, т.к. останавливать каретку пока ведется запил нельзя. Ресурс пильной шины при этом сокращается вдвое-втрое. У «альтернативных» производителей чаще всего наоборот: пила по умолчанию только поперечная. Если же в руководстве пользователя сказано «поперечный и продольный», «также и продольный» и т.п., то ресурс на продольный рез не оговаривается. Имейте в виду.

Для пилорам выпускаются особые пильные шины непрерывного действия. За счет отказа от поперечного реза их вынос (длина) больше, до 1000-1200 мм, рез тоньше (3-4 мм) и чище; фактически такой же, как у ленточной пилы. Ресурс и режим использования – как у пильной цепи. Пилорама с шиной может быть обычной конструкции (слева на рис.), но в разрезе самодельных гораздо больший интерес представляет шинная пилорама типа Логосоль, центр-справа на рис. Пружинные кантовые опоры удерживают бревно от скатывания. Элеваторы регулируются раздельно, что позволяет выравнивать бревно по горизонтали.

История Логосоля интересна и неразрывно связана с нашей. В СССР с 30-х экспорт необработанной древесины строго регламентировался и производился крупными партиями по налаженным каналам. После его распада бывшие союзные республики, обладающие лесными запасами, буквально завалили Европу дешевым кругляком нормами хоть от бревнышка. В ЕС основные собственные лесозаготовки ведутся в Германии и Швейцарии в Альпах. Толковых мастеров по дереву там и там хватает, и они привычны работать на остром дефиците сырья. При тамошних ценах на строевой лес подсчет дохода от закупки диких лесин и распиловки на доску-брус у себя во дворе давал результаты, от которых глаза но лоб лезли. Плюс – от опилок нет головной боли с утилизацией, но есть весомая дополнительная выгода от их продажи. Вот тогда-то швейцарец Бенгт-Улоф Бюстрём и придумал пилораму, которую назвал Logosol. Его изюминка – замена технологически сложного рельсового пути гладкой направляющей, по которому каретку передвигают вручную с прижимом. Это требует большего труда и некоторого навыка, но конструкция пилорамы много упрощается, а ее стоимость падает в разы. Любители разработали много модификаций безусловно удачной разработки Бюстрёма. Их чертежи Логосолей и узлов к ним можно открыто взять отсюда: //www.logosol.su/files.htm. А как сделать пилораму Логосоль своими руками см. видео:

Видео: мобильно-стационарная Логосоль «Теря» своими руками


Появление Логосоля – непосредственная причина разработки и пильных шин для пилорам. В продаже имеются их модели, сопрягаемые с бытовыми бензопилами: снимаем штатное полотно, ставим шину. Таким образом решилось и дело со стоимостью и трудоемкостью привода: бензопила на хозяйстве и так вещь нужная.

Мини

Дальнейшее развитие идеи Логосоля – мини пилорама без станины, направляющей и рельсов, см. рис. справа. Вместо направляющей используется существующий спил; при аккуратной ручной распиловке ее точность в пределах бревна выдерживается. На каретке в таком случае остается кроме шины и привода только опорная площадка и рукояти для удержания и перемещения.

Пионерный запил делается по шаблону (ровная доска, вверху справа на рис.), швеллер, рама из уголка и т.п., длиной больше бревна. Последующие горизонтальные – по предыдущему, в центре справа. Если необходим вертикальный запил, подкладывают швеллер (внизу справа), т.к. в данном случае нужна ровная боковая опорная поверхность. Однако все это не устраняет последних проблем: установки бревна на лафет, его выравнивания и удержания.

Лафет, захваты, зажимы

Осталась такая проблема, как станина с дополнительным узлами. Та, что на поз. 1 рис. слева далеко не оптимум. Для одноразовой распиловки на самострой она слишком сложна и дорога. Для длительного регулярного использования тоже не годится: даже если несущая рама из 200-мм швеллера, на первом-втором десятке бревен на просядет, что означает полную непригодность станка. Стационарную пилораму нужно делать с раздельными бетонированным рельсовым путем и лафетом для бревна (поз. 2; на технике безопасности в данном случае не будем заостряться – тема этой статьи другая).

Следующие задачи – выравнивание и удержание бревна. В промышленной деревообработке для этого используются гидравлические домкраты в крючьями. Бревно вывешивается на тельфере, опускается на лафет без касания, домкраты включаются и крепко хватают его. В автоматизированных лафетах бревно кладут на него и гидравлика по сигналам датчиков сразу выравнивает лесину.

В любительских условиях первое осуществимо малореально; второе никак не осуществимо. Во многих самодельных пилорамах захваты бревна делают так, как показано на рис. ниже. Бревно вывешивают на автодомкратах (см. далее), подводят к нему крючья, скользящие по направляющей (труба, толстый прут). Крючья подбивают молотком по принципу «легонько постукивая кувалдой», они заклиниваются на направляющих и держат бревно.

Во-первых, такое крепление просто опасно: от вибраций при распиловке захваты могут расклиниться, а это авария скорее всего с тяжелыми последствиями. Во-вторых, ухватить лесину за самое «донышко» таким способом невозможно. Значит, придется, не допилив до половины, бревно переворачивать. В результате качество распиловки и отход материала получатся как на вертикальной однодисковой пилораме, см. выше.

Лафет

Попробуем выработать техтребования к лафету бревна, пригодному в т.ч. для использования с портативной мини-пилорамой при работе на выезде:

  1. материалы – обычный металлопрокат без предварительной отбраковки на ровность;
  2. для прочности, надежности и долговечности – сварной;
  3. влияние качества сварки и коробления металла от нее на качество распиловки – отсутствует;
  4. подготовленная базовая (опорная) поверхность – не требуется;
  5. массогабариты – пригоден для перевозки в мини-грузовичке, пикапе и на верхнем багажнике легковушки;
  6. максимальная длина обрабатываемого бревна – 6 м;
  7. максимальный диаметр его же – до 1 м;
  8. выравнивание и вывешивание бревна – любым независимым от лафета способом, см. далее;
  9. влияние ровности лафета по горизонту на качество распиловки – нет;
  10. надежность удержания самой что ни на есть корявой неокоренной лесины – абсолютная;
  11. возможность роспуска напиленных плах на обрезные мерные доски/брусья без переналадки пилорамы – обязательно;
  12. безопасность – достаточная для непроизводственных условий, когда доступ на площадку неподготовленных посторонних легко контролируем.

Чертежи лафета бревна для пилорамы, в т.ч. мини, удовлетворяющие указанным условиям, даны на рис. (слева/в центре – вид сверху). Материал – швеллер 120х60, пруток 14 и 16 мм.

Точно под отверстиями М14 в верхней полке швеллера в нижней сверлятся отверстия D15 для прохода хвостовиков крючьев-держателей (справа на рис.). Отверстия М16 в нижней полке (отмечены зеленым) – для резьбовых ножек. Конфигурация в плане и расположение захватов-держателей позволяют надежно удерживать как полномерные бревна, так и короткие чураки. Пользуются данным лафетом так:

  • бревно вывешивают и выравнивают на паре автодомкратов. Вариант – одним домкратов поочередно: под поднятый конец подкладывают что-то подходящее, домкрат переставляют и поднимают другой;
  • лафет подсовывают под середину бревна уширенной частью к комлю и выравнивают по оси лесины. Если бревно вывешивалось на тельфере, то средняя пара ножек должна прийтись под его центр тяжести;
  • крючья-держатели выворачивают до касания бревна так, чтобы их острия смотрели внутрь точно друг на друга. Промашка на один оборот (на шаг резьбы М14) на точность распиловки не влияет;
  • бревно опускают на крючья. Если лесина вывешивалась на одном домкрате и подпорке, то сначала отпускают домкрат, а затем одним резким ударом выбивают подпорку;
  • для надежности удержания тонкого легкого бревна можно сесть на него и попрыгать;
  • пилят бревно любой пилорамой горизонтальными резами. Толщина последнего горбыля в подавляющем большинстве не превысит 40 мм.

Струбцины

Полную функциональность данного лафета обеспечат 2-5 струбцин (почти всегда хватит 3-х) для распиловки плах на мерные пиломатериалы. Конструкция струбцины к лафету бревна ясна из рис. ниже. Крепятся струбцины в болтами в штатные отверстия лафета М14, поэтому их основания и расстояния между осями крепежных отверстий разные: в отличие от крючьев-держателей струбцины не взаимозаменяемы! Под роспуск на доски/брусья сначала распиливают бревна на плахи. Затем плахи сортируют и собирают в пакеты плах подобной друг другу конфигурации. Очередной пакет зажимают струбцинами на лафете и распускают на доски/брусья горизонтальными резами.

Итог

Подобьем, как говорится, бабки: какую делать пилораму своими руками и в каких случаях имеет смысл.

Если вы видите круг клиентуры на распиловку и/или усматриваете стабильный доход от сбыта пиломатериалов – ленточную на автомотоколесах. Она прослужит по крайней мере до тех пор, пока не наберется денег на покупку «новой, хорошей» фабричной. Тогда можно будет открыть лесопилку по всей форме и спокойно работать легально. Если же распиловка древесины для вас подсобное занятие, лучше себя покажет пилорама Логосоль – она менее производительна, но конструктивно проще и дешевле, а бензопила к ней и так на хозяйстве пригодится.

Мини пилорама своими руками собирается после определения ее предназначения и типа. Шинной аналог необходим при обработке небольшого количества материала и изготовлении деталей определенной формы.

Пилорама используется для распила бревен.

Распил бревен производится цепной пилой. Предварительно изделие фиксируют на каретке.

Пошаговая инструкция

Мини пилорама легко изготавливается в домашних условиях при наличии необходимых инструментов и материалов: дрель, швеллер, металлические уголки, водопроводная труба, рулетка. Станину делают из двух швеллеров, длина которых равняется 8 м, а высота — 0,14 м. Заготовки должны иметь прямую форму. Отверстия высверливаются по швеллеру с шагом в 1-1,5 м. Стяжки изготавливают из водопроводной трубы. Их количество должно равняться числу отверстий. Детали фиксируют шпильками с резьбой либо болтами.

Сборка пилорамы производится по предварительно подготовленному чертежу. Составляющие элементы изделия соединяют между собой и устанавливают на стойки. Количество последних изделий зависит от длины станины. Крайние стойки располагают на расстоянии 0,8-1 м от направляющих. Конструкцию можно сделать жесткой, если зафиксировать раскосы.

Следующий этап предусматривает монтаж подвижной тележки. Ее изготавливают из стальной плиты, толщина которой колеблется в пределах 4-6 мм, а длина — 0,6 м. Прокладки и специальные зажимные пластины обеспечивают свободное движение механизма. Поперечный люфт устраняют с помощью упорного уголка размером в 0,4х0,4 м. Тележка устанавливается на подшипники либо ролики.

Электродвигатель пилорамы фиксируется двумя уголками, которые привариваются сверху. Тележка будет перемещаться с помощью цепи. Ее потребуется натянуть максимально. Следующий этап предусматривает монтаж штурвала. Для этого применяют втулки боковых звездочек. Фиксирующий агрегат для бревна изготавливают из трубы диаметром в 3-4 см. Внутрь вставляют подвижные штанги, которые входят в стопор с помощью винта М8.

Для самостоятельного изготовления пилорамы потребуется купить электрический двигатель. Его мощность должна находиться в пределах 10 кВт. Диаметр пилы не должен быть меньше 1 м. Сборка пилорамы производится на месте ее постоянного нахождения. Полученной станок позволяет изготавливать в домашних условиях брусья, рейки, доски.

Вернуться к оглавлению

Дополнительные моменты

Чтобы , потребуется лист стали толщиной в 3 мм и диаметром в 0,5 м. Мощность силового агрегата должна равняться 2 кВт. При выполнении этой работы особое внимание уделяется направляющей. Она должна иметь правильную конструкцию. Для изготовления зуб-резца потребуется точило и слесарный инструмент. Резец делают из быстрорежущей стали, при этом соблюдается угол резания в 30°. Полученный агрегат применяют только для резки. Допускается незначительное трение диска о стенки распила.

Важным моментом в процессе изготовления пилорамы своими руками является соблюдение техники безопасности.

Предварительно специалисты рекомендуют сделать из фанеры щит. Распорный нож крепят сзади диска. Работа производится в очках. Чтобы сделать дисковую мини-пилораму в домашних условиях, потребуются направляющие, длина которых должна превышать длину обрабатываемого материала на 1-1,5 м.

Дисковые пилы располагают внутри вала между подшипниками. Подобная технология позволяет применять гибкую конструкцию. При самостоятельном изготовлении такого механизма учитывается направление выброса опилок (вверх). Если пилу заклинило или ослабло крепление бревна, тогда механизм останавливается. Нельзя обрабатывать бревна сверху вниз, так как пилорама может подпрыгнуть вверх. Древесина фиксируется гребенками, которые вколачиваются в торцы. Чтобы произвести замену дисковой пилы, потребуется снять заднюю опору вала.

В процессе самостоятельного изготовления рассматриваемого агрегата используют мотор, мощность которого равняется 4 кВт. Его необходимо подключать к 3-фазной сети. У пилы диаметр достигает 500 мм, а скорость вращения не превышает 600 об/мин. Древесина укладывается на специальные подкладки. У роликов конструкция различная. Она зависит от следующих параметров:

  • число и размер подшипников;
  • параметры и количество направляющих.

Самодельная пилорама изготавливается с помощью роликовых подшипников 204 и направляющих рельсов, высота которых составляет 52 мм. У шкива рабочего вала диаметр не должен превышать 300 мм. Чтобы определить длину двух швеллеров тележки конструкции, необходимо вычислить:

  • двойную ширину полки поперечного швеллера;
  • диаметр пилы;
  • расстояние между осями вала и мотора;
  • радиус корпуса силового агрегата.

Процесс сборки конструкции начинается со сварки. К двум продольным швеллерам приваривают 4 вертикальных аналога. Продольные элементы выставляют параллельно, а рабочий вал — перпендикулярно швеллерам. Корпуса подшипников вала приваривают через технологические отверстия. С помощью сварочного аппарата приваривают перпендикулярность вала и края продольных элементов.

К поперечному аналогу потребуется приварить пластину фиксации мотора, в которой делают пазы (для болтов крепления силового агрегата). Последние элементы обеспечивают натяжение ремня. На одинаковом расстоянии от продольных швеллеров в вертикальных аналогах делают отверстия (для фиксации роликов). Для выдержки одинакового размера между упорами роликов применяют шайбы. Направляющие фиксируются между собой с помощью металлических уголков. Сварочный аппарат можно заменить болтами. В последнем случае увеличится расстояние между направляющими, при этом у пилорамы будет высокая производительность.


Дисковая пилорама — это высокопроизводительное деревообрабатывающее оборудование, которое присутствует практически на каждом объекте, связанном с добычей, обработкой древесины и производством деревянных изделий.

  • Приобретенная или собранная пилорама своими руками позволяет выполнять необрезные, обрезные пиломатериалы;
  • Процессы пиления дисковыми пилами происходят сразу после того, как древесины была обработана ленточной пилой;
  • Однодисковая и двухдисковая установка обеспечивают изготовление различных материалов на основе бревна;
  • После того, как ленточная пила завершила свои этапы пиления, в работу вступает вертикальная дисковая пилорама или ее аналоги. Устройство предназначено для пиления различными способами — торцевого, кромления, деления;
  • Такие дисковые агрегаты как ПДПУ 600, ДПА 600, Гризли, Лесник 450, Shinka или ДПА 550 могут стать незаменимым агрегатом в вопросах быстрого и качественного продольного пиления.

Особенности конструкции

Дисковой пилорамой (ДП) называют аппаратный станок, который предназначен для продольного пиления материалов и работает от определенного двигателя. Изучая чертежи устройства, можно сделать определенные выводы относительно конструкции.


  1. Основные конструктивные элементы пилы — это пара двигателей, дисковая пила, кабина оператора, каретки и рельсы.
  2. Простейшая заводская или самодельная пилорама имеют вид стола, где установлен вал с режущим диском, а над плоскостью совершает вращения режущая кромка. Подобная однодисковая пила хоть и мобильная, простая в сборке, но подходит только для применения в домашних условиях.
  3. При выборе устройства для более серьезного пиления, лучше сделать акцент на высокопроизводительных станках, которые отличаются возможностью выполнять широкий перечень функций. Одни из них — это углопильные установки, с помощью которых осуществляется пиление под углом;
  4. Рабочий инструмент всех ленточных пил — это дисковая пила. Она устанавливается на вал шпинделя или непосредственно на вал двигателя.
  5. Если это не однодисковая, а двухдисковая пилорама, тогда каждая отдельная пила приводится в движение отдельным двигателем. Между двигателями может быть определенная разница по мощности. Связано это с тем, что один двигатель отвечает за более крупных режущий диск, а второй предназначен для работы с мелкими пиломатериалами.
  6. Каркас изготавливается на основе металлических труб высокой прочности, которые соединяются преимущественно методом сварки.
  7. Каретка или тележка перемещается по рельсам. При этом лучше сразу обратить внимание, из какого материала они выполнены. Хорошие рельсы обеспечивают плавное перемещение каретки, потому не должны иметь дефектов, неровностей и пр.
  8. Каретка изготавливается из высокопрочного металла. Она может иметь колеса или ролики. Что лучше, зависит от потребителя и особенностей эксплуатации ДП. Самое главное, что ролики с рельсами совпадали идеально, не возникало застревания, соскальзывания с поверхности.
  9. Если вы собираетесь сами сделать пилораму для пиления дома, ее придется оснастить двигателем. Специалисты отмечают, что двигатель можно устанавливать любой. Лучше подходят бензиновые модели, а для производственных цехов неплохо себя показывают электрические. Производительность выбранного мотора должна быть высокой, чтобы обеспечить работу двум пилам. Заводские модели оснащаются отдельным двигателем на каждую пилу дисковой пилорамы.

Виды

Как и ленточная, дисковая установка отлично демонстрирует себя при переработке древесины, выполняет угловое пиление, для чего предназначена угловая пилорама. Ленточная и дисковая установка — два заядлых конкурента, каждый из которых может показаться лучше в тех или иных вопросах.

Чтобы сделать многопильные, поворотные устройства для пиления, оснащенные электрическим или бензиновым мотором, нужно для начала разобраться в видах установок.

Но есть вам нужно мобильная, стационарная, мощная, оснащенная определенным функционалом, возможностями, лучше сделать небольшой экскурс.

  • Угловые. Такие пилорамы позволяют сделать распил в двух направлениях — вдоль и поперек заготовки. Процесс пиления на угловой пилораме возможен при обработке бревен диаметром от 7 см. Угловая модель более мобильная, поскольку не монтируется на специальные платформы. Но чтобы производительность не падала, а устройство не выходило из строя, угловую пилораму обязательно защищают от осадков. Работать под дождем нельзя, как гласит инструкция;
  • Горизонтальные. Не менее распространенные модели, производительность которых обеспечивает отличный результат обработки древесины. Это мобильная установка, поскольку легко разбирается, перевозится на объекты. Основное преимущество — это не только производительность, но и отсутствие холостого хода. Не требуется специальная инструкция, длительная подготовка, чтобы освоить новичку работу с горизонтальной ДП. Управление реализуется через соответствующий пульт для ДП;
  • Вертикальные. Не редко встречаются многопильные установки вертикального исполнения. Такие пилорамы актуальны при изготовлении бруса, досок. Применяя ДП вертикального типа, за один подход вы можете получить готовый пиломатериал;
  • С кромкорезными блоками. Это ДП со специальным механизмом, который устанавливается на основную каретку ДП, чтобы иметь возможность изготовить обрезной пиломатериал за один подход станка;
  • Двухдисковые ДП. Это устройства, производительность которых находится на очень высоком уровне. Такая производительность объясняется тем, что пилорама использует для диска одновременно.

Самодельная против заводской

Многочисленные отзывы и видео инструкции дают понять, что самому собрать мини пилораму вполне реально. Единственное, что может остановить мастера от покупки пилорам типа Кедр, ПД 2000 мини, ПДПУ 600 или Гризли — это высокая цена., которая составляет от 150 тысяч рублей. При всем уважении к домашним мастерам, собрать полноценный аналог заводской высокопроизводительной пилорамы практически невозможно.

Масштабные работы с использованием деревянного бруса или доски, например, работа плотника или самостоятельное строительство дома, связаны с необходимость регулярного распила необработанных бревен. Разумеется, можно закупать готовые пиломатериалы или приобрести пилораму промышленного изготовления, но это дорого. Данная статья рассказывает (на основе реального опыта), как была изготовлена ленточная пилорама своими руками при относительно небольших расходах.

Это вполне реально сделать и вы получите надежную конструкцию, позволяющую распиливать ствол дерева на отдельные доски трехметровой и более длины. Вам понадобятся некоторые материалы (сортовой прокат и детали старых машин), а также провести слесарные, сварочные и токарные работы. Все было спланированы так, чтобы свести к минимуму необходимость в токарных работах.

Для сборки станка были взяты старые шкивы, примерно 30 см диаметром, демонтированные с комбайна «Нива». Направляющие пилорамы были изготовлены из труб двух видов: диаметром полдюйма и второй, чуть большего диаметра, такого, чтобы легко надевались на полудюймовую трубу с миллиметровым зазором.

На первом этапе нужно изготовить «рельсы». Для этого использовался стальной уголок на 5 см. Установлен он стороной вверх, что требует очень высокой точности регулировки колесиков (плохо установленные колеса быстро износятся об уголок). Иногда, для решения этой проблемы, уголок укладывают ребром вверх.

«Шпалами» этой конструкции стала профильная труба размером 25х25 мм.

Между этими профильными трубками, приварена полудюймовая труба, а не ней уже закреплены когти - крепеж для бревна. Данные когти свободно наклоняются и перемещаются, а когда нужно зафиксировать бревно, то по зажимам производится несколько ударов молотком, в результате этого происходит самозаклинивание фиксирующего механизма.

Когда делалась ленточная пилорама своими руками, то трубки профильные («шпалы») были изготовлены так, что выступают за рельсы. На выступающих частях стоят болты (M14 x 100 мм) для регулировки. Кроме этого, на профильных трубах сделаны «мостики» - перемычки, на которые кладут бревно перед обработкой. На случай заготовок маленькой длины, последние две перемычки установлены на расстоянии полуметра друг за другом.

Шкивы были подточены так, что надетый ремень на несколько сантиметров выступал. Для корпусов шкивов использовались ступицы от автомобиля «Москвич», приваренные к трубками.

Все это вместе перемещается по направляющим - расположенным горизонтально полудюймовым трубам, а при необходимости, с помощью болтов, данный узел фиксируется.

При выставлении шкивов, вы можете столкнуться с неожиданными проблемами, из-за которых их придется отрезать и снова приварить. Это связанно с тем, что на практике, установка шкивов «по науке», параллельно, приводит к слету ленты в процессе работы. Так что, лучше их установить с легким наклоном, до 4 градусов, тогда лента в движении будет «сама натягиваться» на ролики.

Ведомым шкивом является правый, он натягивается, автоматически, пружиной. В данном случае была использована пружина, демонтированная с мотоцикла «КаСика». А ведущий, левый шкив фиксируется жестко, но его можно сместить, если поменяется размер ленточной пилы.

В пилораме надо использовать каленые ролики. В описываемом в статье варианте был использован роликовый узел, который проще сделать своими силами и быть уверенным в его надежности.

Этот узел состоит из трех подшипников на одной оси: двух - марки 202 и третьего, стоящего сзади, на 2-4 миллиметров больше. Вал с роликами выточен с учетом того, чтобы при изменении ширины пилы, установить шайбы между подшипниками.

Вал входит в две трубки: полудюймовая и вторая, в которую полудюймовка вставлена. В полудюймовой трубе вал находится со смещением оси, фактически, приварен к нижней стенке. Весь данный узел из вала и трубок прикреплен к направляющим таким образом, чтобы роликовый узел можно было регулировать по высоте, смещать в сторону, при различном диаметре бревен, и надежно фиксировать после регулировки. Со стороны ведомого шкива на ролик установлена капельница, подающая смазывающе-охлаждающую жидкость (СОЖ).

Сама рама, высотой полтора метра, сделана из швеллера номер 100, а для дополнительной жесткости, конструкция укреплена косынками. Блок для резки может двигаться по швеллерам посредством шпилек-винтов. А жесткую фиксацию режущего узла в пилораме обеспечивают болты с контргайкой.

Итак, как видите, такое оборудование, как ленточная пилорама своими руками может быть изготовлена даже в условиях небольшой домашней мастерской или гаража. Таким образом, плотник или дачник получит возможность прямо у себя на участке распускать на доски большие заготовки для своих нужд или даже немного зарабатывать - брать заказы на распил бревен.

Еще несколько вариантов рабочих узлов ленточной пилорамы:

Ленточная пилорама своими руками видео

Современное лесопильное производство и частная застройка требуют наличия дисковой или ленточной пилорамы с запасом производительности и высокими техническими характеристиками. Многие достоинства этих станков позволяют с уверенностью утверждать, что дисковые пилорамы являются самым удачным решением для всех деревообрабатывающих производств, вне зависимости от масштабов производства и сортамента выпускаемой продукции.

Предназначение дисковой пилорамы

Древесина является одним из востребованных строительных материалов. Высокая прочность и уникальная структура позволяют использовать дерево при возведении зданий, внешней и внутренней отделке помещений. Сфера применения и качество этого природного материала зависит во многом от использованного деревообрабатывающего оборудования.

Популярным способом обработки древесины выступает распиловка материала с помощью рамных, ленточных и дисковых пил. Дисковая конструкция, к примеру, позволяет качественно и быстро из круглого леса производить обрезные и необрезные пиломатериалы, такие как брус, доски и рейки.

Дисковые установки могут использоваться для последовательной обработки дерева после распила ленточной пилой и создания материала из бревен. Подобное оборудование отличается высоким уровнем производительности, потому что среди возможностей конструкции выделяется продольное кромление, торцевое пиление и деление.

При строительстве деревянных домов и в столярных цехах дисковая пилорама является просто незаменимой. Она способна значительно ускорять и упрощать весь рабочий процесс, при этом экономится уйма сил и времени. Без такого оборудования продольный распил крупного бруса займет у хозяина не один час, а благодаря дисковой пилораме он произойдет в считанные минуты.

Конструкция дисковой пилорамы

Дисковая пилорама - это аппаратный станок, производящий продольную распиловку деревьев и работающий благодаря электрическому мотору. Взглянув на чертежи дисковой пилорамы, становится понятно, что основными элементами конструкции являются два двигателя, дисковые пилы, подвижная кабина оператора, рельсовый путь и каретки.

Элементарная конструкция представляет из себя стол, на котором устанавливают вал с диском, над плоскостью вращается его режущая часть. Такая простейшая конструкция подходит преимущественно для бытового использования, а промышленное производство нуждается в более сложном оборудовании, оснащенном дисками, которые способны менять угол пиления.

Основным рабочим элементом является дисковая пила, которую принято устанавливать на валу шпинделя станка или на валу двигателя. Каждая из дисковых пил в действие приводится отдельным двигателем, причем не всегда совпадает их мощность. По устройству дисковые пилорамы бывают одно- и многопильными.

Металлический каркас дисковой пилорамы изготавливают из крепких металлических труб и скрепляют сваркой. Для каретки в качестве направляющих лучше всего подобрать самые качественные рельсы без наличия внешних дефектов, иначе колеса каретки будут соскакивать или застревать.

Сама каретка собирается из металлических деталей. Ролики или колеса должны под рельсы подходить идеально. Также следует помнить, что и сам каркас, где крепятся ролики, должен под расстояние между рельсами подходить очень точно. Только тогда перемещение каретки будет свободным и плавным.

Для обустройства привода дисковой пилы принято использовать любой бензиновый двигатель. Желательно, чтобы мотор был мощнее, потому что работать ему придется на две пилы. С целью исключения перегрева привода рекомендуется исключить цепную передачу из конструкции и заменить ее надежным аналогом, так получится продлить срок службы станка и обезопасить его.

Принцип работы дисковой пилорамы

Работать станок может в производственном помещении или условиях лесозаготовки, то есть внутри и снаружи здания. Сам распил производят по горизонтальной линии вручную. Обработка при помощи дисковой пилорамы позволяет достичь ровной поверхности обрезного дерева. К тому же посмотрев видео о дисковой пилораме, вы поймете, что станок не капризничает даже при сильном морозе.

Главная особенность дисковой угловой пилорамы состоит в способности осуществления распила в двух направлениях одновременно: поперек и вдоль бревна. Это возможно благодаря своеобразному расположению пил - взаимно-перпендикулярному. Такой станок подходит для работ с любыми породами древесины. Дисковая пилорама способна распилить бревно, диаметром больше 70 миллиметров. Толщина распила при этом может составлять всего 1 миллиметр.

Поперечный и продольный распил бревна на таких пилорамах проводиться одновременно во время перемещения по рельсовым направляющим портала с пилами. Перемещение портала пилорам и кареток происходит с помощью электропровода. Регулируется скорость портала ступенчато, путем цепной передачи.

Дисковая пилорама не требует установки на специальную платформу или фундамент. Главное, чтобы дисковая пилорама была от воздействия осадков надежно защищена. Также очень при работе с дисковой пилорамой удобно использовать электронную линейку, которая допускает настройку параметров распила в автоматическом режиме.

Классификация дисковых пилорам

Дисковая пилорама предназначена для распилки на все разновидности пиломатериалов круглого леса - обрезную и необрезную доску, брусок и брус. Распил совершается дисковой пилой, что имеет диаметр 500-600 миллиметров и надежно закреплена на валу шпиндельного узла, при возможности распила в две стороны и поворота на 90 градусов. Таким образом, дисковые поворотные пилорамы разделяются по типу работы.

Горизонтальная дисковая пилорама

Одним из видов станков выступает горизонтальная дисковая пилорама, что является достаточно распространенной в области деревообработки. Имеет такой аппарат разборную конструкцию, благодаря этому его можно легко перевозить в места по лесозаготовкам. При работе на такой пилораме остается минимум отходов.

Распиловка совершается путем пильной каретки, идущей вдоль бревен, по обоим направлениям. Главным преимуществом служит то, что холостой ход отсутствует. В пилораме применяют дисковые пилы диаметром больше 550 миллиметров, выполненные из стали с победитовыми зубьями. Распил за счет таких дисков происходит очень точно, без образования волнообразных впадин.

Эксплуатация горизонтальной дисковой пилорамы не нуждается в высокой квалификации, управляют аппаратом посредством пульта, установленного на самой пилораме. При помощи подобных пилорам изготавливают такие материалы, как обрезные и необрезные доски, брусья и рейки. Производительность данных станков очень высока.

Угловая дисковая пилорама

Второй разновидностью пилорам является угловая дисковая пилорама. Распил бревна совершается угловым принципом пиления. Выделяют две разновидности угловых пилорам - с одним и двумя дисками. Посмотрите на фото дисковых пилорам: однодисковая пилорама узел подает в двух положениях - вертикальном и горизонтальном, распиловка не имеет холостого хода и совершается по обоим направлениям.

Двухдисковая угловая пилорама работает благодаря тому, что подает пильные диски ортогонально. Диски размещаются горизонтально и вертикально друг другу. Двухдисковая пилорама углового типа показывает высокую производительность изделий даже из одного бревна. На больших объектах устанавливают целые промышленные пилорамные комплексы, которые выполняют функции распиловки, выкраивания дерева под вагонку или другой материал.

Изготовление дисковой пилорамы

При выборе деревообрабатывающего оборудования следует помнить, что цена дисковой пилорамы довольно большая. Поэтому приобретение такого станка часто оказывается не по карману. Особенно это касается молодых предприятий, что занимаются обработкой леса, и частных мастеров. Но из этой ситуации есть выход, пилораму дисковую можно изготовить своими руками. Такой подход позволяет сэкономить уйму денег и набраться опыта в работе с деревообрабатывающим оборудованием.

Сделать самодельную пилораму на сегодняшний день получится при наличии желания и незначительных навыков работы с подобной техникой. Вам понадобятся козлы строительные, доски и металлические пластины, крепежные детали (шурупы, гайки, винты), инструмент для работы с металлом и древесиной, а также электрический двигатель.

В начале работы ознакомьтесь с конструкцией пилорамы и узнайте ее отличительные особенности. В качестве рабочего элемента дисковой пилорамы выступает дисковая зубчатая пила, установленная на шпинделе станка. Имеется вариант крепления пилы на вал двигателя. На пилораме в обработку пиловочника включается деление и кромление необрезной доски, а также пиление заготовок по нужным размерам.

Вы можете предварительно просмотреть готовые схемы самодельной дисковой пилорамы и создать собственный чертеж механизма, исходя из своих потребностей. Самая простая конструкция пилорамы - стол, под которым размещается вал с пилой. Её режущая часть возвышается над поверхностью стола. Вал с пилой вращается при помощи мотора посредством передачи ременного типа.

Для изготовления основания пилорамы (стола или станины) вы можете использовать обыкновенные деревянные или металлические козлы, связав их при этом между собой отрезками доски. К подобному основанию сверху прикрепите стол, что набран из стальных пластин, которые имеют ширину примерно 200 миллиметров и толщину около 4 миллиметров. Пластины связываются шурупами и перемычками между собой.

Диски для пилорамы лучше всего делать из стального или дюралюминиевого листа, толщина которого доходит до 3 миллиметров. Диаметр диска при этом должен быть в пределах 500 миллиметров. При создании пилорамы для распила дерева, то у пилы должно быть всего 2-3 зубья. И подобный диск легко будет работать с большинством породами.

Главный залог качественной работы дисковой пилорамы — изготовление режущих зубьев. Основные требования, что предъявляются к ним — это тщательная балансировка и верный угол резания. Заготовки, из которых вырезать зубья проще всего — сломанное сверло или твердосплавная пластина. Угол резания зубьев должен составлять 30 градусов. Задние углы при этом должны равняться хотя бы 15 градусам. Следует помнить, если резцы будут плохо сбалансированы, будет иметь место трение их о стенки распила.

Режущий инструмент к столу прикрепляется снизу таким способом, что диск пилы находится четко посередине зазора, что формируется между пластин. Скрепляют пилу с плоскостью стола через отверстия, сделанные предварительно в пластинах и опорной плите. Сделанные отверстия в плите с лицевой стороны раззенкуются и собирают винтами, что имеют потайную головку.

Кроме того, при создании дисковой пилорамы своими руками важна конструкция направляющей. Самым простым вариантом является п-образное седло, которое формируется из досок по форме бревна, что освобождено от сучьев и грубо обработано рубанком. К седлу крепят двигатель с пилой. Следует уточнить мощность мотора: она должна доходить до 2 кВт.

Собранный стол нужно привинтить к станине при помощи винтов, а в зазор между пластин вставить вкладыш с прорезью для расположения пильного диска. Упорная планка при работе пилы крепится струбцинами к столу. При соблюдении вышеописанных рекомендаций изготовленная своими руками дисковая пилорама порадует вас качеством своей работы.

Обслуживание дисковой пилорамы

Работа с дисковыми пилорамами требует определенного навыка. Однако обслуживание данного станка больших проблем не доставляет. Для размещения оператора, который осуществляет распил на пилораме бревен, предусмотрено наличие специальной кабины. В ходе распила кабина перемещается одновременно с пилорамой, поэтому рабочие должны постоянно контролировать ход работы станка.

Следует в виду иметь тот факт, что при работе с дисковой пилорамой по технике безопасности требуется прочное крепление аппарата к основанию, чем нельзя пренебрегать ни в коем случае. Помните, что в виду особенности конструкции на подобных пилорамах отсутствует холостой обратный ход - другими словами при движении в обратном направлении портала также происходит распил бревна.

Теперь вы для себя сделали вывод, что лучше: купить готовое деревообрабатывающее оборудование или поинтересоваться, как сделать дисковую пилораму своими руками. Несомненно, самодельная пилорама - намного дешевле приобретенной в специализированном магазине.



Статьи по теме: