Регулярный стиль на участке. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: характерные черты и подбор растений

Сад в регулярном стиле – это полное подчинение законам геометрии. Свое начало этот стиль ведет от древних римлян, которые противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения. В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Эстетика пластических и цветочных композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. Исторически – регулярный сад был местом шествий, прогулок или сидячего отдыха. Скорее он предназначен для зрительного праздника, чем для активного времяпрепровождения.

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль - висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, - был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI-VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Древний Рим.

В Древнем Риме, наоборот, провозглашали идею противопоставления геометрических и прямолинейных форм искусственного ландшафта свободной живописности окружающей природы. Римская традиция предпочитала регулярную планировку не только улиц и площадей, но и загородных вилл, окруженных обширными садами. Виллы, как правило, строились в гористой местности, поэтому имели ступенчатое композиционное решение.

Сад при римских виллах обычно был разделен на три части: декоративный сад, плодовый сад и огород. Декоративный сад в свою очередь состоял также из трех частей: для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории. Прогулочная часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом. Аллеи соединялись под прямым углом, разделяя сад на геометрически правильные участки, насыщенные скульптурой, фонтанами, прохладными декоративными бассейнами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, газонами и цветниками. Сад для верховой езды или прогулок на носилках представлял собой тенистые рощи, разделенные широкими аллеями. С различных видовых точек открывались окружающие пейзажи. Парковая часть сада включала в себя помимо лесистой зоны для прогулок рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники. При этом такие парки часто имели весьма внушительные размеры: до 120 - 150 га. Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и также имели регулярную планировку. Из завоеванных стран вывозилось множество плодовых и декоративных растений, что способствовало расширению и обогащению садово-парковой флоры. В частности, из плодовых деревьев выращивались вишня, абрикос, персик, миндаль, айва, слива, инжир, грецкий орех, гранат и др.; из декоративных растений тис, олеандр, жасмин, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, левкои и т.д. Многообразие выращиваемых овощей трудно вообразить.

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

    Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.

    Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.

    Ярко выражена основная ось композиции - стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.

    Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.

    Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.

    Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.

    В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Регулярный стиль планировки зародился во Франции, во время царствования прославленного "короля-солнца" Людовика XIV. Пожалуй, лучшим образцом регулярного стиля садово-паркового искусства можно назвать загородную резиденцию Людовика XIV - Версаль. Великолепный дворец является центром всей композиции, от него прямыми лучами расходится ухоженные аллеи, парадные цветники и ровно подстриженные газоны занимают отведенные для них места. Все это в восхитительном райском уголке:- и блестящая поверхность воды в искусственных прудах, и причудливо подстриженные деревья и кустарники, и великолепные клумбы. Людовик IV стремился продемонстрировать свою власть не только над людьми, но и над природой.

Регулярная планировка предполагает четкое распределение прямых, как стрела, или диагональных аллей и дорожек, рядовую посадку древесных культур, создание бордюров, организацию геометрически правильных площадок и водоемов, стрижку крон деревьев и кустарников в виде конусов, кубов, шаров и пирамид, а также строго симметричное или геометричное расположение на участке цветников, беседок, скульптур. фонтанов и пр. деталей.

Один из историков ландшафтного дизайна отмечал, что в регулярных зеленых насаждениях "искусственность не только выставлялась на первый план, но и обязательно вытесняла всякую естественность". Неотъемлемым элементом регулярного сада или парка является вода: искусственно создаваемые водоемы должны отличаться строгой геометрической формой, предусматривается организация каскадов и пристенных фонтанчиков, не говоря уже о больших фонтанах в виде скульптур.

По соседству с низкими партерными посадками - декоративными геометрическими композициями из низкорослых растений, оформленными скульптурами и декоративными газонами, - лучше всего смотрятся боскеты. Эффектно выглядят и солитерные посадки. Характерными особенностями регулярного стиля являются терраса, завершающиеся подпорными стенками и сообщающиеся между собой декоративными лестницами, многочисленные скульптуры, чугунные или литые ограждения с классическим рисунком решетки, мощение из серой каменной крошки или смешанного с песком гравия, керамические (чаще всего терракотовые) контейнеры для растений, имеющие выпуклый орнаментальный или растительный рисунок. Прекрасный вид на все это великолепие открывается из нижней части благоустраиваемого участка, где расположен центральный вход.

В настоящее время в чистом виде данный стиль сохранился лишь в старинных поместьях-музеях, представляющих большую историческую ценность; на прочих благоустроенных территориях отмечается смешение стилей .

Одной из разновидностей классического стиля являются партерные сады и сады-лабиринты. В первом предусматривается устройство многочисленных цветочных клумб и использование декоративных элементов, создающих на участке затейливый орнамент. Сад-лабиринт предполагает сооружение на участке геометрических или извилистых узоров, образуемых низко подстриженными живыми изгородями из вечнозеленых кустарников, и заполнение свободного пространства между стенками лабиринта красивыми цветами, гравием или цветным песком.

регулярный стиль

регулярный стиль стиля он

Основой регулярного стиля регулярном стиле

Позднее, когда регулярные

Регулярный стиль

регулярных

Наиболее широкое распространение регулярный стиль получил в садах и парках Италии. Её сады оказали сильное влияние на композиции садов более северных стран. Однако плоский рельеф и более суровые климатические условия вызвали к жизни новые приемы планировки. Характерное для итальянских садов террасное устройство с фонтанами и каскадами заменяются устройством плоских широких террас, а текущая и падающая вода - спокойной водной гладью.

Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого стиля заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах.

Основой регулярного стиля почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при регулярном стиле находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: «зеленая скульптура», «растительная архитектура», а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.

Позднее, когда регулярные сады и парки уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. В настоящее время во многих садах Европы стрижка деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут заменять некоторые архитектурные сооружения, благодаря чему сад значительно выигрывает в декоративном отношении.

Регулярный стиль требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы.

Посадки часто ограничиваются несколькими яркоцветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в регулярных садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу. К классическим элементам относятся также решетки-шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения.

Использование классической планировки актуален и сегодня. Например. если хозяин обширной зогородной резиденции мечтает поразить своих гостей достатком, изысканностью и тонким вкусом, можно организовать на участке великолепный регулярный сад.

Ландшафтные композиции, которые выполняются в данном стилеподразумевают собой правильное расположение элементов по отношению к конкретной заданной или же главной оси. Кроме того, здесь обязательно присутствие строгих геометрических элементов ландшафта. Деревья и кустарники высаживаются по квадратной, прямоугольной или шахматной схемам. В этом случае их обязательно стричь, придавая им форму различных геометрических фигур (например, конуса, эллипсоида, куба, пирамиды и т.п.). Водоемы обладают в данном случае симметричной, обычно прямоугольной формой, а дорожки и аллеи здесь должны быть прямыми, ровными и четкими.

Одним из наиболее значимых элементов регулярного стиля сада является партер в виде композиции, выполненной в горизонтальной плоскости на значительном открытом пространстве. Напомним, что название «партер» было образовано из французских слов «par» и «terre», что значит «по земле». Сам по себе партер может быть, как газонным, так и цветочным или кружевным или выполненным из узоров разного цвета. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне и партер – это очень хорошее сочетание в любом случае, поэтому при использовании партера в своем саду или на территории приусадебного участка вы точно не ошибетесь.

Регулярный стиль сада подразумевает под собой оформление участка в лаконичном и простом направлении. В большинстве случае – это красивая и умеренная по цветам кайма, состоящая из нескольких однолетников, которые цветут продолжительное время. Сюда можно отнести бархатцы, петунии , виолу. Также подойдет и бордюр из стелющихся растений , только важен тщательный контроль над их ростом и обязательным отступом от края газона. Зачастую может применяться контейнерная посадка растений. Контейнеры, в свою очередь, должны быть из керамики, правильной формы и размещаться в определенном направлении и в соответствии с симметрией всего регулярного стиля в ландшафтном дизайне.

Сады здесь можно обносить высокими стенами или живыми изгородями, но иногда такие элементы могут разграничивать и зоны, расположенные внутри участка. В большинстве случаев при расположении приусадебного участка на склоне в оформление ландшафтного дизайна могут включаться многоуровневые террасы, соединяемые между собой при помощи различных лестниц, мостков. В процессе декорирования могут применяться скульптуры, кованые ограждения и контейнеры с цветами.

Ярко выраженным представителем регулярного ландшафтного стиля можно назвать и львиную долю парков,расположенных в Париже. Если рассматривать в этом плане нашу страну, то это, прежде всего, многочисленные садово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий. Есть и столичные усадьбы, выполненные в регулярном стиле.

Регулярный стиль ландшафта (видео)

Довольно часто парки, выполненные в регулярном стиле, имеют две ключевые точки – это нижняя, где расположен вход и верхнюю, откуда и можно увидеть прекрасную панораму сада. В том случае, если парк находится в одной плоскости, то роль верхней точки выполняет какое-нибудь многоэтажное здание, например, большой дворец.

Итак, можно сказать, что основным принципом регулярного стиля является сочетание порядка и закономерности во всем. Парк, созданный во французском стиле, создается по единому плану, который подчиняется всей идее в целом. Все линии такого парка имеют геометрически правильную форму, а дорожки его всегда прямые и даже линии изгибов этих дорожек вычерчиваются на плане с использованием циркуля. Парк регулярного стиля всегда требует постоянного ухода, ведь в противном случае он попросту придет в упадок. Рекомендуем .

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне (20 фото)





Отзывы и комментарии

(5 оценок, среднее: 3,50 из 5)

Игорь 16.04.2015

Регулярный или дворцовый французский или голландский стиль — это все-таки очень старый и, как правило, требующий значительного ухода. Не говоря уже о проращивании и высаживании рассады. Так как одной из характеристик стиля являются многочисленные однолетники. Словом, потребуется немало ручного труда и общих затрат. Есть, правда, более дешевые вариации по мотивам.

Александра 28.12.2015

Для тех, кто решит соорудить такой фонтан на своем участке, хочу обратить внимание на два таких важных момента, которые не освещены автором статьи.
Во первых — емкость должна быть достаточной глубины. Иначе вместо «журчания» воды Вы будете слышать звук работающего насоса. Поэтому испытайте насос до установки емкости и при необходимости замените на более глубокую
В торой момент- подводка электропитания к насосу. Лучше всего кабель проложить в земле в металлической или полиэтиленовой трубе с тщательной герметизацией всех стыков. И регулярно, до включения насоса проверяйте герметичность ввода электрокабеля в корпус насоса. Это самое слабое место и очень часто повреждается от вибрации.

Саша 30.07.2016

Мне вот интересно, а какой шанс сделать всю эту красоту самому и что для этого потребуется? Кроме прямых рук конечно же, а то хотелось бы хотя бы самую малость у себя сделать на даче подобное, чтобы было красивое, но вот с чего начать не знаю)

Maxim Tumaew 20.03.2017

Хотя в подобных случаях затрагивается очень много ручного труда, вид пред усадебного участка должен соответствовать! Подобные участки, имея красивые образы и чёткие геометрические формы, успокаивают, заряжают организм природной энергией и умиротворяют! Стиль таких участков хорошо влияет на эмоциональное состояние, подчёркивает гармонию в жизни и гармонию с природой.

Добавить комментарий

Его называют классическим, формальным, геометрическим, садом в стиле барокко, а ещё французским парком, хотя все эти названия довольно сомнительны. Особенно последнее, ведь корни регулярного парка – не в пышном и страстном французском барокко, а в итальянском Ренессансе. В эпохе, впитавшей в себя отчетливость, ясность и безупречность античной культуры.

История

В середине XVI века на склонах холма Боболи во Флоренции, в резиденции герцогов Медичи заложили новые сады. Лелеяли их долго, воплощая эстетические тезисы, проверенные временем, и совершенно новые идеи. Например, благодаря специально обустроенным возвышенностям, впервые в истории ландшафтного искусства из парка открывался вид на город.

Флорентийские сады стали квинтэссенцией всего, что создали до этого не только садоводы, но архитекторы и скульпторы. Здесь были широкие аллеи, посыпанные гравием, и длинные осевые дорожки, дубы, кипарисы, лимонные деревья в кадках, розы и лилии в огромных цветниках…
А еще амфитеатр, где впервые в мире зазвучали оперные арии, колоннады и террасы, рукотворные пруды с островками, фонтаны и гроты, артефакты из Греции и древнего Египта.

Не заметить сады Боболи было невозможно. Андре Ленотр, потомственный мастер озеленения, придворный садовник Людовика XIV (известно, что французский монарх был сильно увлечен садово-парковым искусством), создал проект версальского парка, взяв за основу сады Боболи.

Стиль, который возник в результате, ошеломил Европу и пленил её. Парки в регулярном стиле стали появляться в Англии, Испании, Австрии, России… Однако Версаль остался абсолютным, как чистый бриллиант, эталоном регулярности.

Версаль

Сады около версальского дворца формировались почти 40 лет. Мастер Ленотр преследовал технически сложную, честолюбивую цель: создать иллюзию бесконечности, безбрежности ландшафта, а также доказать при помощи технических уловок, что французский король властвует не только над своими подданными, но и над природой.

Что ж, Ленотру это удалось. Сады Версаля и сегодня остаются мерилом мерил, если речь о регулярном стиле. Все остальные парки, по умолчанию, повторяют клише, заданные мастером Ленотром.

Первый среди них – масштабность. Людовик XIV обожал свежий воздух, солнце и ветер, длительные прогулки, не терпел тесноты и сдавленности парижских улиц. Безусловно, это было учтено при создании версальского ансамбля. В итоге королевские сады раскинулись на огромной, совершенно не мыслимой для той эпохи территории – на площади 8300 гектаров.
Их зеленая скатерть простиралась с востока на запад, как бы следуя за солнцем. Утром его первые лучи осеняли зал Славы, пробуждали дворец, заглядывали в королевские покои… И гасли на закате у Зеркальной галереи. Солнце, персональный символ французского монарха, стало также символом Версаля, его невероятных, поражающих воображение садов.

На каких же принципах, расчётах и секретах зиждился этот эффект?

Концептуальные особенности регулярного стиля

Планировка

Регулярный сад – очень взыскательный жанр. Он не терпит неточностей, мелких погрешностей, планировки «на глаз».
В его основе – математически выверенная схема, абсолютно правильная геометрия, точные и строгие пропорции, зеркальная симметрия.

Неумолимой геометрии подчиняются даже кусты и деревья: контуры посадок, а также их верхушки такие ровные как будто поработала гигантская рука, вооруженная линейкой, циркулем и транспортиром.

Особняк является центральной точкой парка, главным его украшением. Из этого следует, что дом и сад должны быть связаны концептуально и выглядеть достойной парой: монументально, пафосно, парадно. Кстати, дом не закрывается растительностью, деревья рядом не высаживают. От сада особняк отделяет либо партер, либо условная изгородь из тщательно подстриженных кустов.

Главная ось регулярного сада тянется перпендикулярно задней стены дома. Её пересекают одна или несколько длинных аллей. Вдоль центральной оси обустраивают либо водоём, окруженный кустарниками, либо газон.
Водоём при этом служит зеркалом – усиливает симметрию, удваивает высоту живого обрамления.
Партеры, включая кружевной, располагают вблизи дома; их «кавалькада» должна быть видна из окон и с балконов.

Перспектива

Классический сад обозревается до горизонта. Для этого сооружаются террасы, которые, возвышаясь над партерами и боскетами, позволяют любоваться ими сверху.
На пересечении аллей ставятся скульптуры, что усиливает перспективу и, одновременно, впечатление порядка.

Для придания парку «бесконечности» не возбранялось использовать оптические трюки. Например, при стрижке деревьев, окаймляющих аллеи, применяли градацию – чем дальше от дома, тем меньшие кроны формировали. Или намеренно сужали сами аллеи. Все это усиливало эффект отдаленности, протяжности сада.
Ещё одна ловкость – декоративный ров, вторая сторона которого, благодаря подпорной стенке, незаметна глазу. Неудивительно, что ров-обманка получил название «аха»: говорят, такой возглас издавали люди, увидевшие хитрое сооружение впервые. Ахи строили, когда нужно было зонировать сад, поставить ограду, не нарушая целостный образ ландшафта и безбрежность панорамы.

Открытые участки прямоугольной, овальной, квадратной, круглой формы – непременный атрибут регулярного парка. С виду это зелёный «зал», отделённый от сада плотной живой изгородью. При его оформлении, кроме растительности, применяют песок различного оттенка и фактурный гравий.
Обязательное условие – главный партер должен быть виден из дома, как сцена из ложи.

А главные среди партеров – кружевные. Они требуют больше оформительских средств, а также мастерства, ведь следует создать узорный «ковер» из кустарника. С этой целью самшит или тис фигурно выстригают, добиваясь курчавой рельефности. Если просто партер может обойтись без цветов, то в кружевном они обязательны.

Боскеты

Ещё один неукоснительный фрагмент регулярного ландшафта. По сути, это искусственная рощица, сплошная зелёная стенка. Рука искусного мастера может придать ей различную форму и объём, стилизуя под арку или под башню.
Известно, что реставрируя версальские сады, Ленотр добавил не менее десятка разных боскетов.

Среди их видов самый типичный – боскет-кабинет. Его образуют кусты, рассаженные по периметру газона и создающее уютное, замкнутое пространство.
Обыкновенный боскет – группу деревьев одной высоты – располагают в самой дальней точке территории, это финал сада, его зелёный «занавес».

Аллеи

В регулярном парке они безукоризненно прямые, ровные, как струны. Деревья вдоль необязательны, это зависит от общего замысла.

А вот «гусиная лапка» – очень характерная деталь для регулярного ландшафта. Это радиальные дорожки, три или пять, которые выходят из одной площадки.

Топиар

Топиар - это декоративная стрижка кустарников и деревьев.
Низкорослые деревья и кусты фигурно подстригали еще в древнем Риме, а в годы Ренессанса топиар получил распространение по всей Европе. Из деревьев «лепили» очертания птиц и животных, колоннады и купола, даже фигуры людей.
Впрочем, версальский топиар – чопорный, без выкрутасов. Это низкие прямоугольники, служащие изгородями и стенами зелёных лабиринтов, обелиски, кубы, конусы, спирали или сферы.

Максимальная вольность, которую можно увидеть в Версале, – конфигурация двух или трёх геометрических форм, например, конус на шаре или сфера на кубе.

Водоёмы

Выбор их формы тоже ограничен геометрией Эвклида. Пруд может быть квадратным, прямоугольным, круглым или овальным, с четко очерченными, акцентированными берегами.

Самый большой, главный водоём называют водным партером. Однако прудами перечень водных ресурсов, характерных для регулярного сада, не ограничивается.
Версальский шик – ещё и фонтаны, расположенные автономно, а также посредине прудов, каналы и каскады. Часть из них создана исключительно для визуального удовольствия, а часть – для лодочных прогулок и стекания воды, которую выплескивают фонтаны.
Украшают бассейны окантовки из топиара и прекрасные изваяния – персонажи античных мифов.

Гроты

Белокурая авантюристка, героиня книги «Анжелика и король», ожидала Людовика в гроте Тетис. Который, утверждают авторы бестселлера, «представлял собой изысканную достопримечательность» Версаля.

Версальские гроты отделаны раковинами и крапчатым мрамором, украшены барельефами и скульптурными сценами из легенд, оснащены воротами, скамейками, внутренними фонтанами. Искусственные пещеры, однако, выполняли и практическую функцию, например, грот Фетиды удерживал на крыше резервуар с запасами воды.

Скульптуры

Классический сад в регулярном стиле выглядит так, что трудно сказать, чего же в нём больше – деревьев или статуй.
Известно, что в Версале свыше двух тысяч различных скульптур: от сравнительно простых ваз и цветочных вазонов до сложных композиций.

«Жители» регулярного сада – античные боги и полубоги, олимпийцы, титаны, циклопы и музы. Из плотных изумрудных «стен» выглядывают нимфы и дриады, пегасы и кентавры, а над водной гладью застыли сирены, наяды, тритоны всех оттенков мрамора.

Зодчество и сценичность

Созданием роскошных регулярных парков руководили известные в ту пору архитекторы. Благодаря их знаниям и приёмам ландшафт выглядит объёмно, выпукло и многомерно. Не зря планировка регулярного сада похожа на проект дворца, подчиненный классическим правилам.

При помощи растительности «строятся» бордюры и стены, зелёные коридоры, вестибюли, салоны и залы. Они переходят друг в друга, чередуются, создают анфилады. Водные каскады напоминают «лестницы», лужайки покрывают «коврами» из цветов и травы, а вдоль аллей «вешают» зелёные, из деревьев «портьеры». Внутрь некоторых боскетов специально ставили мраморные столешницы, чтобы усилить сходство с комнатой. Имитировали даже канделябры – с помощью фонтанных струй. Как видите, источником идей для формального парка всегда была архитектура.

Вторая важная ипостась сада – его театральность. Людовик XIV, подобно Нерону, мнил себя актёром и охотно играл в придворных балетах. Поэтому Версаль воплощался не только как место для прогулок, но как площадка для спектаклей. Это сообщает саду, во-первых, дополнительный объём, места для танцев, постановок, «королевских дивертисментов». А во-вторых, такие компоненты театральности, как водный орган, лабиринт из фонтанов и другие выдумки.
По сути сад в регулярном стиле – сплошной театр, сооруженный из растительности, камня и воды.

Деревья и цветы

До XVII века цветоводства, можно сказать, во Франции не было. Версаль преломил и эту традицию, хотя клумб в регулярном саду не так уж и много. Размещают их максимально близко к дому, чередуя грядки цветников с вазонами.
Сохранился документ, согласно которому в первые годы Версаля его украшали 20 тысяч жонкилий, 23 тысячи цикламен и 1700 лилий. Позже к их компании приобщились привезенные из Нидерландов тюльпаны, а также розы, прибывшие из Турции.
Первые деревья переносили в парки из лесов. Типичные для регулярного сада – липы, вязы, грабы, каштаны, акации, буки. Их верхушки вплоть до XVIII века подрезали под прямую линию.

Регулярный ландшафтный стиль сегодня

Его трудно создать даже на обширной территории. Что уж говорить об обычном участке.
Впрочем, элементы стиля привнести в ландшафт можно, тем более, что современный регулярный сад допускает отклонения от жёсткого «версальского кодекса».

Принципы регулярного парка стали переплетать с чертами

Регулярный стиль

Регулярный стиль ландшафтного дизайна также называют французским. Он имеет богатую историю, насчитывающую более 1000 лет. Изначально регулярный стиль возник в Древнем Египте и Вавилоне, получил развитие в античной Греции и Риме. В эпоху Средневековья, несмотря на кажущуюся серость и унылость периода, регулярные сады были очень популярны.

Но наибольшего расцвета этот стиль ландшафтного дизайна достиг во времена классицизма. Развитие искусства и науки повлияло и на развитие архитектуры. Идеи гуманизма пропагандировали абсолютный антропоцентризм, превозношение человека над всем миром, и эти идеи нашли свое отражение в регулярном стиле ландшафтного дизайна. Именно в эпоху Возрождения появились новые малые архитектурные формы: скульптуры, фонтаны, гроты. Возникло топиарное искусство.

Сад в регулярном стиле

Основной отличительной чертой регулярного стиля ландшафтного дизайна является строгое соблюдение основ геометрии и симметрии. Такой сад имеет ярко выраженную основную ось композиции. Главное в этом стиле – порядок, четкость плана и строгость линий. Можно сказать, что сады в регулярном стиле создаются в духе идей классицизма.

Панорама сада, выполненного в регулярном стиле, разворачивается обычно в одной плоскости. Если территория этого не позволяет, то сад оформляется в виде просторных террас с подпорными стенками в конце, соединенными между собой широкими лестницами.

Главный вход в такой сад располагается обычно в его нижней части, а центральная точка – в верхней, поэтому сразу при входе поражает величественностью открывающейся картины.

Для регулярных садов подбирают деревья и кустарники, хорошо поддающиеся стрижке. Формы для стрижки следует выбирать по образу трехмерных геометрических фигур – шар, эллипсоид, пирамида, конус, куб. Высаживают деревья и кустарники в регулярных садах по квадратной, прямоугольной или шахматной схеме.

Расположение всех элементов предполагает соответствие заданной или главной оси симметрии, все ландшафтные композиции должны иметь строгие геометрические формы. Если в саду есть водоем, то он чаще всего прямоугольный или овальный, дорожки и аллеи прямые и ровные с четкими краями.

Важным элементом ландшафта, выполненного в регулярном стиле, является партер. Партер – композиция в горизонтальной плоскости, созданная на значительном открытом пространстве. Партер может быть газонным, цветочным, кружевным, выполненным из любых материалов на основе, к примеру, газонной травы.

Для оформления сада в регулярном стиле больше всего подходит партерный газон, который очень выгодно смотрится в сочетании с классическими геометрическими элементами дизайна.

Цветочное оформление участка должно быть простым и лаконичным, подчиненное все тому же геометрическому порядку. Обычно используется одно– или двухцветная кайма из однолетников, цветущих максимально продолжительное время. Это может быть виола, бархатцы, петунии, настурции. Также на участке может быть расположен бордюр из стелющихся растений с тщательным контролем их роста и обязательным отступлением от края газона.

На территории некоторых парков и садов в регулярном стиле используют контейнерную посадку растений – керамические контейнеры правильной геометрической формы расставляют по участку в определенной последовательности, подчиненной симметрии.

Обязательным элементом сада в регулярном стиле является боскет, который четко делит окружающий ландшафт в горизонтальном направлении, и благодаря которому декоративные элементы получают необходимый фон.

Боскет – это геометрически правильное замкнутое пространство, отделенное со всех сторон стенами из подстриженных деревьев. На внутренней площадке боскета часто устанавливают фонтаны, разбивают клумбы, устраивают места для отдыха. Посадки вокруг боскета выполняют из растений одного вида, например боярышника, граба, туи и других.

В регулярных садах встречается использование высоких заборов, также часто располагают на участке живые изгороди. Эти элементы преобладают внутри сада для разделения его на зоны.

Если территория участка неровная и расположена на склоне, то в общем дизайне сада очень хорошо смотрятся многоуровневые террасы, соединяющиеся между собой лестницами или мостками. На территории сада можно расположить вазоны, скульптуры, декоративные элементы.

Сады в регулярном стиле имеют следующие основные черты:

– ландшафтная композиция не меняется в зависимости от различных перепадов высот и разнообразия рельефа;

– в дизайне сада ярко выражена симметрия и преобладают геометрические фигуры, практически отсутствуют естественные природные формы ландшафта;

– в садах в регулярном стиле сразу заметны центральные элементы всего участка. К ним относятся: центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Они расположены по прямой линии симметрично центральной оси. Диагональные аллеи уходят в глубину сада. Вся планировка сада строится по законам симметрии;

– территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединены между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада;

– главный вход расположен так, чтобы еще при входе гости были поражены величием сада;

– партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.

В саду преобладают растения, хорошо поддающиеся стрижке и долго сохраняющие форму. В условиях Средней полосы России для этих целей подходят следующие растения:

– хвойные: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая;

– лиственные: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клен, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Регулярный стиль ландшафтного дизайна чаще всего используется, если необходимо оформить сады около правительственных резиденций, государственных учреждений и культурно значимых зданий.

Наиболее ярко представить себе участок в регулярном стиле можно на примере садов Версаля, садово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга, большинства парков Парижа, некоторых старинных усадеб Москвы. Сейчас этот стиль оформления участков используется не так часто, как раньше, в основном там, где нужно подчеркнуть торжественность, парадность, монументальность. В частных садах регулярный стиль встречается значительно реже.

Выбор садового стиля часто зависит от архитектурного стиля дома на участке. Если дом выстроен в классическом стиле (с колоннами, вазонами, скульптурой), то оформление прилегающего к нему участка в регулярном стиле будет вполне оправданно и уместно. Для регулярных садов необходимы большие земельные площади.

Партерный газон в садах в регулярном стиле

Партерный газон считается элитой среди других видов газонов. Он дорого обходится в обустройстве и обслуживании. Это покрытие чаще всего используется в парадных частях ландшафтных композиций. Основным требованием к созданию партерного газона является преобладание площади газонного покрытия над площадью других декоративных элементов. Для партерного газона используются многолетние растения с низким густым травостоем и с равномерной ярко-зеленой окраской.

Закладка партерного газона должна проводиться очень тщательно, а содержание партерного газона должно быть на самом высоком уровне. Для травосмесей лучше всего выбирать узколистные сорта злаковых трав, например различные виды овсяниц, мятлика, полевицы и других.

На партерном газоне не должно быть сорняков, поэтому качество травосмесей должно быть высоким. Высота скашивания такого газона обычно составляет 3–4 см. В летнее время стрижку необходимо проводить 2 раза в неделю, обязательно удаляя всю скошенную траву с поверхности газона. Полив и внесение комплексных удобрений также обязательны по мере необходимости.

Парадная зона, оформленная партерным газоном

Если должный уход за партерным газоном невозможен, лучше предпочесть другой вид покрытия, поскольку все погрешности в уходе сразу становятся заметными. Партерный газон неустойчив к вытаптыванию, нуждается в регулярном уходе, семена медленно прорастают и разрастаются, почва должна быть тщательно подготовлена, поскольку при невысокой траве все бугорки и ямки будут неприятно выделяться.

Живые изгороди в садах в регулярном стиле

Живые изгороди в ландшафтном дизайне служат для обозначения границ участка и для обеспечения уединенности и защиты от посторонних глаз. Часто живые изгороди разделяют сад на зоны, скрывают хозяйственные или неприглядные постройки и предметы. К тому же, живые изгороди могут служить фоновой основой для красивых кустарников и цветников.

При выборе растений для живой изгороди необходимо учитывать ее назначение. Если основной целью является защита от ветра и посторонних глаз, то следует выбирать высокие растения. Живые изгороди нужно сажать очень плотно, а это требует больших объемов питательных веществ в почве.

Живые изгороди, применяемые для оформления сада в регулярном стиле, должны быть формованными. Это такой вид живой изгороди, при котором ряды кустарников и невысоких пород деревьев сформированы как куст. При этом собственная красота растения теряется на общем фоне. Для формованной изгороди лучше всего выбирать растения с разной цветовой окраской листьев, но одного вида, например различные сорта туи или барбариса.

Формованная изгородь требует периодической, до нескольких раз за сезон стрижки, а также внесения минеральных удобрений. Необходимо добиться такой формы изгороди, чтобы ее верхняя часть была несколько уже, чем нижняя, чтобы не затенять ее. Это необходимо, потому что в противном случае оголятся нижние ветки. Для формованной живой изгороди в условиях Средней полосы России самыми подходящими видами являются:

– боярышник;

– барбарис;

– жимолость татарская;

– карагана (желтая акация);

– смородина золотистая;

– кизильник.

Если изгородь невысокая, то в ней можно использовать самшит, но на зиму его необходимо укрывать или хотя бы притенять от весеннего солнца.

Кусты в живой изгороди высаживают с интервалом 35–50 см для невысоких видов и 50–75 см для высокорослых. Если необходимо ускорить формирование плотной стены из растений, то следует посадить кустарники в два ряда в шахматном порядке. Расстояние между рядами должно быть равно расстоянию между кустами в рядах. После посадки саженцев вдоль молодых растений натягивают проволоку и подвязывают их к ней. Уход за живой изгородью заключается в своевременной стрижке (если требуется), поливе и подкормке минеральными удобрениями, а в первые годы, пока она еще недостаточно разрослась, еще и в прополке. Кроме того, растениям необходимо обеспечить защиту от вредителей и болезней.

Парадная зона в садах в регулярном стиле

Любой сад можно образно поделить на две зоны: парадную и непарадную. Парадная зона является «лицом» парка или сада, и она производит впечатление на гостей. Эта зона необязательно должна располагаться строго перед фасадом дома. Ее местоположение зависит от месторасположения дома, архитектурного вида участка в целом и от фантазии хозяина. Хотя оформление парадной зоны может быть выполнено в любом стиле ландшафтного дизайна, чаще всего предпочтение отдается именно регулярному стилю.

При оформлении парадной зоны в регулярном стиле, все элементы, как правило, располагаются симметрично относительно основной оси, которой обычно является дорожка, ведущая от входа на участок к парадному крыльцу или расположенной там же мощеной площадке. В этом варианте желательно, чтобы дом или его фасад по заданной стороне также был симметричен относительно центра. Такое оформление не является абсолютным и непререкаемым правилом, поскольку парадную зону в регулярном стиле можно оформить и без оси симметрии, но все элементы, входящие в ее состав, в этом случае должны иметь правильную геометрическую форму.

Основные цвета для парадной зоны в регулярном стиле – спокойные, нейтральных тонов. Если используются приподнятые клумбы или подпорные стенки, то их необходимо выполнить из камня сочетающихся с окраской дома или, по крайней мере его цоколя, оттенков.

Одним из главных элементов данной зоны является партерный газон, который может занимать основную часть ее площади. На газоне могут быть высажены хвойные деревья с кроной правильной формы, например голубые ели, сортовые туи и можжевельники. В случае если дерево посажено солитером, зимой его можно использовать в качестве новогодней елки. Это необязательно должна быть ель обыкновенная. Для этой цели вполне подойдет и ель колючая (голубая), и разные виды пихты.

Партерный газон лучше всего выполнить с окантовкой приподнятыми или ковровыми клумбами, а также стриженым бордюром, например, из самшита. Вдоль стен дома можно разместить цветники или клумбы с однолетниками, при этом желательно, чтобы окраска цветков не была яркой. Часто применяемым элементом при оформлении парадной зоны является фонтан или декоративный водоем. Как правило, он находится в центре всей композиции, а в случае, когда ось симметрии не одна, то в центре симметрии.

Водные объекты в садах в регулярном стиле

Вода всегда привлекала людей и действовала особым образом – завораживала и притягивала. Водные объекты в саду смотрятся особенно привлекательно. Для участков, оформленных в регулярном стиле, больше всего подходят фонтаны, каскады и бассейны правильной геометрической формы.

Каскады – это вертикальная стенка с горизонтальными площадками или очень крутой лестницей. В каскадах ступеньки являются резервуарами с водой, и находятся они практически одна над другой. Вода с помощью насоса подается на верхнюю площадку, откуда постепенно перетекает вниз. Получается ступенчатый водопад. Размеры водяного каскада могут быть любыми, но обычно его высота не может быть выше стены, у которой он устроен. Ширина не должна быть больше половины высоты. Чаще всего каскады расположены около одной из стен дома, их пристраивают и оформляют в зависимости от вкуса хозяина.

Бассейн в регулярном саду

Фонтаны, так же как и каскады, являются декоративными элементами. Они созданы для украшения участка. В классическом и самом простом варианте фонтан – это устройство, которое выбрасывает вертикально вверх струю воды.

В фонтанах может быть задействовано различное количество потоков воды, которые образуют разнообразные сочетания, переплетаясь в воздухе. Для создания замысловатых форм водяной струи используются специальные насадки: одиночный распылитель, вертушка, «рыбий хвост», колокол, тюльпан и другие.

Многообразие архитектурных форм велико, часто можно встретить настоящие произведения искусства. Садовый фонтан является наиболее эффектным и популярным элементом декорирования. Использование фонтанов усиливает положительные впечатления и добавляет особую изюминку и необычность любому саду.

Бассейн – это искусственный водоем, в котором нет растений и живых существ. Как правило, бассейны создаются для активного отдыха, как место, в котором можно купаться.

На садовом участке можно расположить декоративный бассейн без растений и животных, украшенный дополнительными элементами – фонтаном, статуями, декоративной облицовкой и подсветкой. Такой бассейн больше подходит для созерцательного отдыха, поскольку купаться в нем, даже если позволяют размеры, было бы неэстетично.

Бассейн, созданный в рамках регулярного стиля и украшенный разнообразными декоративными элементами, может стать центром любой композиции или даже основным сооружением на всей территории участка.

Топиарное искусство в садах в регулярном стиле

Топиарным искусством называют фигурную стрижку деревьев и кустарников с целью придания им специальных форм. Сейчас оно очень популярно, что неудивительно, – благодаря топиарному искусству обычные растения преображаются, принимают разнообразные формы, становятся настоящими зелеными скульптурами, которые великолепно украшают сад.

Зародилось топиарное искусство еще в Древнем Риме, в котором мастера этого дела ценились очень высоко и пользовались большим уважением и славой. Расцвет топиарного искусства, как и самих садов в регулярном стиле, произошел в эпоху Возрождения. В этот период восстанавливались знания и умения античных авторов и художников, ремесленников и умельцев. Вновь проявляется интерес к человеку и всему, что сделано его руками. Возникают такие элементы, как бордюры и арки, увитые мощными лианами, благодаря зеленым насаждениям формируются настоящие «зеленые комнаты» и причудливые лабиринты.

Огромной популярностью топиарное искусство пользовалось во Франции. Топиарные фигуры являются важной деталью при создании садов и парков в регулярном стиле – для оформления бассейнов, фонтанов, партеров строгими геометрическими формами.

Фигурная стрижка деревьев и кустарников заключается в придании им различных геометрических форм – таких, как:

– пирамида;

– спираль;

– колонна.

В условиях Средней полосы России не все растения пригодны для топиарного искусства. Многие деревья и кустарники (тис, граб, самшит, бук), часто используемые в Западной Европе, не перенесут российскую зиму, поэтому лучше выбрать местные растения. Если же, несмотря ни на что, хочется создать зеленые скульптуры именно из бука и граба, то можно высаживать их в специальные контейнеры, которые на зиму придется убирать в светлое теплое место, чтобы с наступлением весеннего сезона снова радоваться их потрясающим формам.

В России для топиарной стрижки часто используют хвойные деревья. Это объясняется тем, что они отлично подходят для обработки и придания форм. Среди них можно выделить следующие породы:

– ель колючая;

– можжевельник обыкновенный;

– туя западная;

– можжевельник казацкий.

Для создания топиарных скульптур хорошо подходят и некоторые породы лиственных растений:

– барбарисы;

– бересклеты;

– дерен белый;

– жимолость;

– снежноягодник белый;

– боярышник;

– лапчатка кустарниковая;

– кизильник;

– магония падуболистная;

– бирючина.

Стрижка растений должна быть довольно частой – до 3–4 раз в год. Поэтому для создания топиарных фигур не подходят растения, которые довольно быстро вырастают.

В топиарном искусстве применяется такой элемент, как берсо – крытая аллея, образованная соединенными между собой полусферическими каркасами из металла и дерева, на которых смыкаются кроны деревьев. Для создания таких сложных композиций подходит липа и шершавый вяз. Также эти деревья можно использовать для создания сложных геометрических форм.

Стрижка различных деревьев имеет свои особенности:

– при стрижке ели нужно в первую очередь удалять сухие и старые ветки. Очень интенсивная стрижка может привести к загущению отростков, и ель будет образовывать плотные стены. В момент роста рекомендуется укорачивать боковые побеги;

– барбарис можно использовать в топиарном искусстве для создания бордюров или живых изгородей. Такие изгороди нужно подстригать вплоть до наступления холодов. Барбарис отлично переносит стрижку 1–2-летних ветвей;

– стрижка можжевельника заключается в обрезке как боковых веток, так и вершины растения. Летом боковые ветви растут очень активно, их нужно подрезать несколько раз;

– кизильник подойдет для создания плотной изгороди. После обрезки ветви растения сильно отрастают, сохраняя форму роста;

– стрижка туи проводится на второй или третий год после посадки, у растения обрезают кончики вершинных побегов, вызывая кущение. На третий год подстригают вершинные побеги и начинают формировать боковые стороны, обрезая ветви, выдающиеся за пределы заданных габаритов. Регулярная формирующая стрижка туи начинается, когда растение достигает желаемой высоты. Тую можно подстригать несколько раз в год.

Основное правило топиарного искусства при использовании деревьев любых пород заключается в том, что растения можно обрабатывать не раньше, чем через год после посадки. За один раз состригают не более трети кроны растения, иначе топиарные растения будут сильно ослаблены. Формирование начинают в возрасте пяти лет.

Кроме создания простых топиарных фигур непосредственно с использованием только самого растения, можно создавать более сложные топиарные фигуры с применением специальных приспособлений. Из прочной металлической проволоки сооружается каркас, обернутый металлической или пропиленовой сеткой. Полость заполняется грунтом и семенами травы и цветов. Для создания такой фигуры необходимо хорошее пространственное воображение, однако при некоторой тренировке можно достичь отличного результата.

Скульптуры в садах в регулярном стиле

Садовые скульптуры появились много веков назад. Традиция эта пришла с Востока, где у входа в дом ставили статуэтки, призванные отгонять злых духов и защищать хозяев. В античной Греции и Риме скульптуры были очень популярны – статуи богов и героев стояли на городских площадях, у храмов, на стадионах, в садах и парках.

Эпоха Просвещения возродила скульптурную традицию в Западной Европе, откуда она пришла и в Россию. Во времена Петра I, перенимавшего модные западные веяния, в Летнем саду Санкт-Петербурга появились сотни скульптур, изображающих античных героев, богов и императоров, сюжеты из мифов и легенд. Эти статуи, специально заказанные и привезенные из Италии, призваны были просвещать придворных. Следуя этой традиции, знать также устанавливала в своих садах и усадьбах скульптуры, отвечающие тенденциям времени.

В советскую эпоху практика создания скульптур не утратила своего значения, но носила скорее пропагандистский характер.

В настоящее время садовые скульптуры не сдают своих позиций, по-прежнему оставаясь популярными и востребованными. Необходимо лишь правильно подбирать их, согласно общему стилю сада, учитывая их уместность на территории и сочетаемость с ландшафтом.

Скульптура в регулярном саду

Для садов в регулярном стиле больше всего подходят классические скульптуры, выполненные из высококачественного дорогого материала:

– мрамора;

– бронзы;

ценных пород дерева.

Такие скульптуры должны быть уместными и выглядеть торжественно и величественно.

Характер скульптур в садах в регулярном стиле определяется самим общим видом дома и сада. Четкие геометрические линии, симметрия и аккуратно подстриженные деревья чаще всего должны контрастировать с присутствующими скульптурами. Поскольку в регулярном стиле, как правило, оформляется парадная зона сада, предназначенная для создания первого благоприятного впечатления, и скульптуры должны быть такими, чтобы ими хотелось любоваться.

Статуи обязательно необходимо ставить на постамент. Фигуры должны быть запечатлены в свободных позах или даже нарочито изогнувшимися, чтобы создавать контраст с правильностью окружающего пейзажа. Регулярный стиль предполагает, что скульптуры призваны изображать нереальных людей, а скорее мифических персонажей и аллегорические фигуры.

Благородный мрамор создаст в саду атмосферу роскоши и изысканности. Из него чаще всего изготавливают копии классических статуй, фигуры ангелов, благородных животных, колонны и амфоры. В Средней полосе России мрамор сохраняет свою целостность в течение 25–100 лет в зависимости от сорта. На зиму такие скульптуры следует укрывать, например упаковывать в деревянный ящик. Более долговечными материалами являются гранит и искусственный камень, также прекрасно подходящие для садовых скульптур в классическом стиле.

Фигуры из бронзы будут смотреться величественно и торжественно. Также из бронзы создаются всевозможные скамейки, ограды и беседки, которые органично впишутся в дизайн регулярного сада. Бронзовые скульптуры станут отличным украшением сада при условии правильно подобранного растительного окружения.

Из книги Шесть соток радуют и кормят. Дизайн дачного участка автора Кизима Галина Александровна

Глава 2 Стиль сада ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО КОНФИГУРАЦИЯ И ВАШ ВКУС Рассмотрим варианты оформления сада, которые зависят в первую очередь от его конфигурации и природного ландшафта.1. Участок на склоне. Придется располагать его на террасах и использовать для укрепления

Из книги Садовые беседки автора Юрина Ольга Павловна

Стиль При разработке плана участка все элементы садовой композиции нужно объединять общим художественным замыслом. Дом, ограждение, малые архитектурные формы и посадки должны составлять единый ансамбль. Для этого все элементы садового дизайна должны быть выполнены в

Из книги Виноград. Секреты сверхурожая автора Ларина Светлана

Регулярный уход за кустами Нагрузка Виноградный глазок формируется к осени, а весной из него появится побег с гроздью. Особенность винограда по сравнению с другими плодовыми растениями (в частности, с яблоней) в том, что он будет пытаться поддерживать все завязи и

Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Пейзажный стиль Искусственная среда, технологические новшества, увеличивающееся количество городов – все это вытесняет природу из нашей жизни. Пейзажный стиль ландшафтного дизайна появился как ответ на эти урбанистические процессы современности. Сад в пейзажном

Из книги Беседы о домашнем хозяйстве автора Никольская Евгения

Деревенский стиль Деревенский стиль иначе называется стилем кантри. Американская вариация этого стиля ассоциируется у многих с ковбоями и пыльными шляпами.В самом деле, некоторые атрибуты американского кантри ландшафтные дизайнеры переняли, например невысокие заборы

Из книги автора

Природный стиль Главным условием для оформления участка в природном стиле является наличие больших земельных территорий. Этот стиль во многом схож с пейзажным, но в основе природного стиля лежит естественный лес, который и подвергается благоустройству. Участок в

Из книги автора

Японский стиль Японская культура, как известно, отличается оригинальностью и самобытностью. Развиваясь не одно тысячелетие в закрытых от европейцев условиях, она приобрела те уникальные черты, которые проявляются во всем, что касается этой страны. Японская культура

Из книги автора

Китайский стиль Китайский сад не похож на другие сады мира. Его обустройство основывается на особом философском мировоззрении. Сад в китайском стилеКитайские сады существуют многие тысячелетия, они создавались наравне с первыми садами египтян и шумеров. Согласно



Статьи по теме: