Схемы теплоснабжения поселений: новая стратегия развития теплоснабжения или очередная бессмысленная кампания? Схемы теплоснабжения и их конструктивные особенности.

В.А. Чупрынин, генеральный директор ООО «ОргКоммунЭнерго», г. Москва

Журнал «Новости теплоснабжения» № 4 (92), www.ntsn.ru

К 2010 году резко возрастет потребление газа во всех европейских странах, также в Турции и Китае. Естественно, будут увеличиваться поставки газа из России в страны Европы и Азии. Это в условиях рыночной экономики неизбежно должно вести к росту цен на топливо, а значит, и росту тарифов на теплоснабжение внутри страны. В этой связи одним из направлений государственной политики должно быть принятие мер, направленных на снижение этих последствий для населения страны.

Развитие топливно-энергетического комплекса в первой четверти XXI века будет определяться масштабами реализации энергосберегающих технологий как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики.

В России энергосбережение развито весьма слабо и часто энергосберегающие технологии используются не эффективно.

Подавляющее большинство систем теплоснабжения работает с большим перерасходом топлива и электроэнергии. В целом удельное потребление энергоресурсов на одного человека в России превышает среднеевропейские показатели (по теплу в 2-3 раза и по воде в 1,5-2 раза).

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является крупнейшим потребителем топлива и электрической энергии (более 30% от всей потребленной энергии в России), поэтому в этом секторе есть громадные резервы для экономии.

Для роста энергоэффективности и решения ряда других проблем в коммунальном секторе была проведена реформа ЖКХ. Данная реформа не только предполагает 100% оплату населением коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (ГВС), но и качественное их предоставление. Например, температура воздуха внутри отапливаемых помещений должна быть 18-20 ºС, температура воды на нужды ГВС 60 ºС.

Подавляющее большинство теплоснабжающих организаций не может предоставить качественные услуги, при этом температура воздуха внутри отапливаемых помещений, колеблется от 16 до 25 ºС, а температура горячей воды от 40 до 100 ºС, в зависимости от схемы ГВС.

Основные проблемы теплоснабжения

Можно выделить следующие основные проблемы в области теплоснабжения:

  1. Возраст большинства источников тепла (ТЭЦ и котельные) больше 30 лет или приближаются к этому рубежу. Например, г. Северодвинск c самой современной промышленностью снабжается теплом от двух ТЭЦ с почтенным возрастом: одной - 30 лет, а второй - 70 лет.
  2. Тепловые сети ветхие, более 70% от всех сетей, находящихся в эксплуатации, подлежат замене. Но даже очень скромный план капитального ремонта не выполняется, коммуникации стареют из года в год.
  3. Потери тепла в тепловых сетях достигают 30%, т.к. из-за периодического или постоянного затопления сетей тепловая изоляция нарушена и пришла в негодность.
  4. Потери тепла через «дырявые» окна составляет до 70% от общих тепловых потерь зданий.
  5. В подавляющем большинстве индивидуальных и центральных тепловых пунктов отсутствует автоматика на отопление и ГВС.
  6. К сожалению, централизация теплоснабжения, особенно в крупных городах, достигла такого уровня, что режимами трудно или практически невозможно управлять.
  7. Подавляющее большинство систем теплоснабжения разрегулировано и обеспечение потребителей теплом и горячей водой сопряжено с большими перерасходами топлива и электроэнергии.
  8. Сокращение персонала на предприятиях (как инженерного, так и рабочего) привело к тому, что системы теплоснабжения не эксплуатируются, а только поддерживается их жизнедеятельность, другими словами «латаются дыры».
  9. В малых городах, наряду с указанными проблемами, очень остро ощущается недостаток квалифицированного персонала, как на руководящих должностях среднего звена, так и рабочего персонала.

О разработке программы энергосбережения в области теплоснабжения

Все выше перечисленные проблемы в теплоснабжении усугубляются ведомственной разобщенностью и корпоративными интересами, которые идут в разрез с интересами населения городов страны.

По самым скромным подсчетам только за счет разрегулировки систем теплоснабжения (а это мы считаем ключевым вопросом) в России перерасход тепла и электроэнергии за один отопительный сезон достигает гигантских размеров и в денежном выражении составляет не менее 60 млрд руб., т.е. порядка 8% от всех расходов на теплоснабжение. За счет экономии, полученной за один отопительный сезон от оптимизации режимов систем теплоснабжения по всей стране, можно практически полностью отопить потребителей Московской области. Но, к сожалению, на вопросы оптимизации режимов у теплоснабжающих организаций как раньше средств не было, так и нет теперь. Все имеющиеся средства направляются на оплату долгов, топлива, электроэнергии, а остаток на крайне необходимые ремонтные работы.

Исходя из проблем, которые присутствуют в теплоснабжении, должна быть принята государственная программа энергосбережения с государственной финансовой поддержкой. Целесообразно на решение вопросов, связанных с энергосбережением и оптимизацией режимов систем теплоснабжения, выдавать льготные кредиты с тем, чтобы в короткие сроки повысить надежность и экономичность работы систем централизованного теплоснабжения. Это достаточно выгодно потому, что окупаемость технологии оптимизации режимов работы системы теплоснабжения по оценкам ООО «ОргКоммунЭнерго» в разных городах России составляет 3 (максимум 4) мес. отопительного сезона. Конечной целью государственной программы энергосбережения должно явиться снижение себестоимости и смягчение для населения бремени оплаты коммунальных услуг.

На период реализации программы энергосбережения считаем необходимым «заморозить» тарифы или повысить их только для покрытия инфляции. Средства, которые можно будет получить от повышения экономичности систем теплоснабжения, должны направляться на реконструкцию и автоматизацию системы теплоснабжения. По мере повышения экономичности систем теплоснабжения тарифы непременно должны снижаться.

Нами выполнена оптимизация и наладка систем теплоснабжения гг. Петрозаводск, Псков, Инта, Сыктывкар и др. (всего более 80 крупных и не очень крупных городов, в которых нами достигнуты устойчивые гидравлический и тепловой режимы).

В Ярославской области нами проводились работы по оптимизации и наладке систем теплоснабжения г. Рыбинска от всех городских котельных.

Экономия топлива (энергетических ресурсов) за счет проведения работ по оптимизации режимов систем теплоснабжения в среднем составила:

Тепла в пределах 8-13% от отпущенного за отопительный сезон;

Электроэнергии в пределах 50%. В ряде систем теплоснабжения таких, как г. Электроугли Московской области и г. Питкяранта Республики Карелия, экономия электроэнергии была выше и составила около 100% от израсходованной на теплоснабжении за отопительный сезон.

Как правило, в существующих системах централизованного теплоснабжения имеют место следующие недостатки:

Источники тепла загружены нерационально: одни перегружены и работают с большим дефицитом тепла, другие недогружены и имеют значительный резерв тепловой мощности.

Тепловые сети разрегулированы. При этом располагаемые напоры у потребителей, близко расположенных к источнику тепла, избыточные, а у далеко расположенных от источников тепла - крайне недостаточные. Поэтому, у первых происходит большой перерасход топлива, у вторых - значительный недогрев и жалобы на неудовлетворительное качество теплоснабжения. Часто для оживления циркуляции через отопительные системы сетевая воды сливается в канализацию. Системы теплоснабжения работают при повышенных расходах сетевой воды, циркулирующей в тепловой сети, значительно превышающие проектные.

Имеют место повышенные тепловые потери в тепловых сетях, особенно, во внутриквартальных, из-за нарушения тепловой изоляции в связи с периодическим их затоплением паводковыми, ливневыми и канализационными водами.

Отсутствует автоматизация тепловых сетей, в т.ч.: регуляторы температуры как на отопительные системы, так и на системы горячего водостабжения. Практически отсутствует учет тепла.

О работах, проведенных ООО «ОргКоммунЭнерго»

В процессе проведения работ по оптимизации режимов, во всех городах удается сблизить интересы организаций, занимающихся выработкой, передачей и распределением тепловой энергии для более качественного и кондиционного снабжения теплом и горячей водой населения.

ООО «ОргКоммунЭнерго» проведены работы по оптимизации режимов сложнейшей многокольцевой системы теплоснабжения г. Твери, где семь источников тепла работают на одну сеть. Схема ГВС в г. Твери смешанная (открытая и закрытая), нами разработаны стратегические направления в кардинальном улучшении теплоснабжения города. Завершена разработка оптимальных режимов и уже выполнена регулировка сети от одного источника тепла (Южной котельной). Учитывая достигнутые хорошие результаты, Администрацией г. Твери принимается решение о продолжении работ по регулированию системы теплоснабжения от остальных источников тепла (см. «Новости теплоснабжения» №8, 2005 г. или на сайте: www.okenergo.ru).

Проведены энергетические обследования в системах теплоснабжения гг. Иваново, Йошкар-Ола, Северодвинск и др.

В ходе энергетических обследований этих городов было выяснено следующее:

Системы теплоснабжения указанных городов разрегулированы и работают по сниженному против проектного температурному графику отпуска тепла и при повышенных расходах сетевой воды.

В г. Йошкар-Ола работают две ТЭЦ, хотя подключенную тепловую нагрузку может обеспечить одна современная ТЭЦ (ТЭЦ-2), но при условии оптимизации гидравлического режима тепловых сетей. При этом на ТЭЦ-1 предложено оставить в работе только группу сетевых насосов в режиме насосной подкачивания, а неэкономично работающее оборудование ТЭЦ-1 должно быть выведено из работы.

В г. Северодвинске подлежит расширению угольная ТЭЦ, хотя возраст ее преклонный (более 30 лет), а ТЭЦ, работающая на мазуте, из-за дороговизны мазута должна сократить выработку тепла. В связи с этим необходимо проведение работ по разработке оптимальных как зимнего, так и летнего режимов работы тепловых сетей с перераспределением подключенных нагрузок.

За многие годы работы наша организация разработала поэтапную программу повышения экономичности систем централизованного теплоснабжения городов. В этом ключе мы и проводим работы.

1 этап - экспресс-энергетическое обследование: обследование фактического состояния оборудования и режимов всех звеньев систем теплоснабжения (источника тепла, тепловых сетей, тепловых пунктов и отопительных систем) для определения уровня эффективности системы теплоснабжения. В результате разрабатывается концепция или стратегия развития теплоснабжения города.

По результатам экспресс-обследования определяются приоритеты, т.е. очередность вложения средств для получения максимальной экономии. Это энергоаудит только в минимально необходимом виде и с минимальными затратами.

2 этап - оптимизация режима: проводится более углубленное обследование всех звеньев источника тепла. Уточняется схема сети и тепловые нагрузки. Составляется схема сети в электронном виде. Проводится разработка оптимального режима с рациональной загрузкой источников тепла или выводом из работы не рентабельных и последующим непременным внедрением разработанных режимов.

Кроме этого, разрабатываются необходимые мероприятия, выполнение которых позволяет повысить эффективность работы системы теплоснабжения в дальнейшем.

По завершению второго этапа Заказчик фактически получает «инструмент», с помощью которого он длительные годы надежно и экономично может эксплуатировать систему теплоснабжения.

3 этап - автоматизация и диспетчеризация тепловых сетей, оснащение приборами учета.

В процессе проведения этих этапов проводится ремонт сетей и оборудования источников тепла и тепловых пунктов, а также промывка отопительных систем, утепление окон и зданий.

Выводы:

В принципе в каждом городе при казалось бы общих проблемах подходы могут быть совершенно разные, но все сводится к тому, что в начале необходимо непременно выполнить квалифицированно разработку оптимальных режимов работы тепловых сетей.

В начальной стадии развития централизованного теплоснабжения им были охвачены только существующие капитальные и отдельно строящиеся здания в зонах действия источника тепла. Подача тепла потребителям осуществлялась через тепловые вводы предусматриваемые в помещениях домовых котельных. В дальнейшем с развитием централизованного теплоснабжения особенно в районах нового строительства резко возросло количество абонентов присоединяемых к одному источнику тепла. Появилось значительное количество как ЦТП так и МТП у одного источника тепла в...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СХЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И ИХ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Тепловые сети от источника до потребителя в зависимости от назначения делятся на участки, называемые: магистральными, распределительными (крупные ответвления) и ответвления к зданиям. Задачей централизованного теплоснабжения является максимальное удовлетворение тепловой энергией всех нужд потребителей, включая отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды. При этом учитывается одновременное действие устройств с требуемыми различными параметрами теплоносителя. В связи с увеличением радиуса действия и количества обслуживаемых абонентов возникают новые, более сложные задачи по обеспечению потребителей теплоносителем необходимого качества и заданных параметров. Решение этих задач приводит к постоянному совершенствованию схемы теплоснабжения, тепловых вводов в здания и конструкций тепловых сетей.

В начальной стадии развития централизованного теплоснабжения им были охвачены только существующие капитальные и отдельно строящиеся здания в зонах действия источника тепла. Подача тепла потребителям осуществлялась через тепловые вводы, предусматриваемые в помещениях домовых котельных. Эти котельные были расположены, как правило, непосредственно в отапливаемых зданиях или рядом с ними. Такие тепловые вводы стали называть местными (индивидуальными) тепловыми пунктами (МТП). В дальнейшем с развитием централизованного теплоснабжения, особенно в районах нового строительства, резко возросло количество абонентов, присоединяемых к одному источнику тепла. Возникли сложности в обеспечении некоторых потребителей заданным количеством теплоносителя. Тепловые сети становились неуправляемыми. Для устранения трудностей, связанных с регулированием режима работы тепловых сетей, в этих районах на группу зданий были созданы центральные тепловые пункты (ЦТП), расположенные в отдельно стоящих сооружениях. Размещение ЦТП в отдельных сооружениях было вызвано необходимостью устранения в зданиях шума, возникающего при работе насосных установок, особенно в зданиях массового строительства (блочных и панельных).

Наличие ЦТП в системах централизованного теплоснабжения крупных объектов в какой-то мере упростило регулирование, но полностью не решило поставленной задачи. Появилось значительное количество как ЦТП, так и МТП у одного источника тепла, в связи с чем осложнилось регулирование отпуска тепла системой. К тому же создание ЦТП в районах старой застройки практически не представлялось возможным. Таким образом, находятся в эксплуатации МТП и ЦТП.

Технико-экономическое сравнение показывает, что эти схемы примерно равноценны. Недостаток схемы с МТП — большое количество водоподогрева- телей, в схеме с ЦТП — перерасход дефицитных оцинкованных труб для горячего водоснабжения и частая их замена из-за отсутствия надежных способов защиты от коррозии.

Следует отметить, что с увеличением мощности ЦТП экономичность этой схемы повышается. ЦТП обеспечивает в среднем только по девять зданий. Однако увеличение мощности ЦТП не решает проблему защиты трубопроводов горячего водоснабжения от коррозии.

В связи с разработкой в последнее время новых схем абонентских вводов и изготовлением бесшумных бесфундаментных насосов стало возможным централизованное теплоснабжение зданий через МТП. Управляемость протяженных и разветвленных тепловых сетей при этом достигается путем обеспечения в отдельных секциях стабильного гидравлического режима. Для этой цели на крупных ответвлениях предусматривают контрольно-распределительные пункты (КРП), которые оснащают необходимым оборудованием и контрольно-измерительными приборами.

Схемы тепловых сетей . В городах тепловые сети выполняют по следующим схемам: тупиковой (радиальной)—как правило, при наличии одного источника тепла, кольцевой—при наличии нескольких источников тепла и смешанной.

Тупиковая схема (рис,а) характеризуется тем, что по мере удаления от источника тепла постепенно снижается тепловая нагрузка и соответственно уменьшаются диаметры трубопроводов 1, упрощаются конструкция, состав сооружений и оборудование на тепловых сетях. Для повышения надежности обеспечения потребителей 2 тепловой энергией между смежными магистралями устраивают перемычки 3, которые позволяют при аварии какой-либо магистрали переключать подачу тепловой энергии. Согласно нормам проектирования тепловых сетей, устройство перемычек обязательно, если мощность магистралей 350 МВт и более. Наличие перемычек частично исключает основной недостаток этой схемы и создает возможность бесперебойного снабжения теплом в количестве не менее 70% расчетного расхода.

Перемычки предусматривают также и между тупиковыми схемами при теплоснабжении района от нескольких источников тепла: ТЭЦ, районных и квартальных котельных 4. В таких случаях наряду с повышением надежности теплоснабжения появляется возможность в летний период с помощью одной или двух котельных, работающих на нормальном режиме, отключать несколько котельных, работающих с минимальной нагрузкой. При этом наряду с повышением КПД котельных создаются условия для своевременного проведения профилактического и капитального ремонтов отдельных участков тепловой сети и собственно котельных. На крупных ответвлениях (рис.

  1. 1, а) предусмотрены контрольно-распределительные пункты 5.

Кольцевая схема (рис. б) применяется в крупных городах и для теплоснабжения предприятий, не допускающих перерыва в подаче тепла. Она имеет существенное преимущество по сравнению с тупиковой—несколько источников повышают надежность теплоснабжения, при этом необходима меньшая суммарная резервная мощность котельного оборудования. Увеличение стоимости, связанное с сооружением кольцевой магистрали, приводит к снижению капитальных затрат на строительство источников тёпла. Кольцевая магистраль 1 (рис.,б) снабжается теплом от четырех ТЭЦ. Потребители 2 получают тепло от центральных тепловых пунктов 6, присоединенных к кольцевой магистрали по тупиковой схеме. На крупных ответвлениях предусмотрены контрольно-распределительные пункты 5. Промышленные предприятия 7 также присоединены по тупиковой схеме через КРП.

Рис. Схемы тепловых сетей

а — тупиковая радиальная; б — кольцевая

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

229. СТАТИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ РАМ 10.96 KB
Рамные конструкции СТАТИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ РАМ Рамы представляют собой плоские конструкции состоящие из прямолинейных ломаных или криволинейных пролетных элементов называемых ригелями рамы и жестко связанных с ними вертикальных или наклонных элементов называемых стойками рамы. Такие рамы целесообразно проектировать при пролетах более 60 м однако они могут успешно конкурировать с фермами и балками при пролетах 24 60 м. В статическом отношении рамы могут быть трехшарнирными двухшарнирными и бесшарнирными рис. Трехшарнирные...
2261. КОНСТРУКТИВНЫЕ И СИЛОВЫЕ СХЕМЫ НАЗЕМНЫХ ГТД 908.48 KB
Одновальные ГТД Одновальная схема является классической для наземных ГТД и применяется во всем диапазоне мощности от 30 кВт до 350 МВт. По одновальной схеме могут быть выполнены ГТД простого и сложного циклов в том числе и парогазовые установки ПГУ. Конструктивно одновальный наземный ГТД аналогичен одновальным авиационным ТВД и вертолетным ГТД и включает компрессор КС и турбину рис.
230. СТАТИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ АРОК 9.55 KB
По статической схеме арки подразделяют на трехшарнирные двухшарнирные и бесшарнирные рис. Двухшарнирные арки менее чувствительны к температурным и деформационным воздействиям чем бесшарнирные и обладают большей жесткостью чем трехшарнирные арки. Двухшарнирные арки достаточно экономичны по расходу материала просты в изготовлении и монтаже и благодаря этим качествам находят преимущественное применение в зданиях и сооружениях. В арках загруженных равномерно распределенной...
12706. Разработка системы теплоснабжения жилого микрорайона в г.Москве, обеспечивающая бесперебойную подачу тепла всем объектам 390.97 KB
Исходные данные для проектирования. Расчет компенсаторов для главной магистрали. Промышленные предприятия получают пар для технологических нужд и горячую воду как для технологии так и для отопления и вентиляции. Производства тепла для промышленных предприятий требует больших затрат топлива...
12155. Модель определения оптимальных вариантов согласованной тарифной политики электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и отведения загрязненных вод на долгосрочных производственных периодах 16.98 KB
Построена модель предназначенная для определения оптимальных вариантов распределения ограниченных объемов электрической и тепловой энергии водных ресурсов и такого распределения квот на отведение загрязненных вод при котором сбросы загрязненных вод в поверхностные водные объекты ограничены величиной ассимиляционного потенциала этих водных объектов. На основе этой модели разработана модель определения оптимальных вариантов согласованной тарифной политики электроснабжения теплоснабжения водоснабжения и отведения загрязненных вод....
14723. Конструктивные системы многоэтажных зданий 66.8 KB
Архитектурные конструкции многоэтажных зданий Общие требования предъявляемые к многоэтажным зданиям Многоэтажные жилые здания – жилые здания от 6 до9 этажей; здания повышенной этажности – от 10 до 25 этажей. По требованию к необходимому минимальному количеству лифтов в зависимости от этажности: Здания 6 – 9 этажей требуют наличия 1 лифта; здания 10 – 19 этажей. 2 лифтов; здания 20 – 25 этажей. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2009 № 384ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и...
2375. ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ 1.05 MB
Определенные особенности связаны лишь с устройством слоев непосредственно контактирующих с прослойкой и введением дополнительной операции по укладке геосетки. Последняя операция ввиду технологичности геосетки удобной формой их поставки не сдерживает строительный поток. В связи с этим принимаемая длина захватки не связана обычно с укладкой геосетки но желательно соблюдать кратность длины захватки длине материала в рулоне. Армирование асфальтобетонных покрытий рекомендуется производить путем устройства прослойки из геосетки ССНПХАЙВЕЙ...
2191. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ 1.05 MB
Опоры воздушных линий связи должны обладать достаточной механической прочностью сравнительно продолжительным сроком службы быть относительно легкими транспортабельными и экономичными. До последнего времени на воздушных линиях связи применялись опоры из деревянных столбов. Затем начали широко применяться железобетонные опоры.
6666. Аналоговые схемы на ОУ 224.41 KB
При анализе аналоговых схем ОУ представляется идеальным усилителем, имеющим бесконечно большие значения входного сопротивления и коэффициента усиления, а выходное сопротивление - нулевое. Основным преимуществом аналоговых устройств
6658. Схемы замещения биполярного транзистора 21.24 KB
Схемы замещения биполярного транзистора При расчетах электрических цепей с транзисторами реальный прибор заменяется схемой замещения которая может быть либо бесструктурной либо структурной. Поскольку электрический режим биполярного транзистора в схеме ОЭ определяется входным током...

К.т.н. В.С. Пузаков, руководитель направления по развитию бизнеса в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, ООО «Энсис Технологии», г. Москва

В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 112-р 31 декабря де-юре стал последним днем прошедшего 2013 г., когда города и поселения обязаны были разработать и утвердить схемы теплоснабжения своих территорий. По нашим данным, де-факто только порядка 10% всех городов и поселений приступили к разработке схем теплоснабжения (т.е. провели торги, ведут разработку, уже разработали и утвердили схемы теплоснабжения); при этом среди городов численностью населения от 100 тыс. чел. и выше (которых в России около 160 шт.) приступили к разработке свыше 80%.

В настоящей статье мы постарались изложить свое видение ряда проблем, с которыми сталкиваются все, кто касается вопросов заказа, разработки или приемки схем теплоснабжения городов и поселений.

К истории вопроса

В.Н. Папушкин, один из ведущих российских специалистов отрасли в области разработки как схем теплоснабжения территорий, так и современных нормативно-правовых актов по разработке схем теплоснабжения, в 2007 г в серии своих публикаций с актуальным названием говорил, в частности, об истории вопроса по разработке схем теплоснабжения в советское время и постсоветский период вплоть до 2007 г .

Государство в 1942 г. создало специализированный институт «ВНИПИэнергопром» (трест «Промэнергопроект») в связи с острой необходимостью в условиях военного времени решать вопросы энергетического обеспечения предприятий в целях решения задач расширения действующих и создания новых энергоисточников . Институт «ВНИПИэнергопром» на протяжении уже более 70 лет является ведущей организацией по разработке схем теплоснабжения городов. Венцом систем жизнеобеспечения городов являются, как раз, системы теплоснабжения, которые за собой «тянут» развитие систем электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, топливоснабжения.

Необходимо подчеркнуть, что наличие качественно разработанной схемы теплоснабжения является залогом успешного и эффективного развития территории, что ставилось во главу угла в советское время.

Коренным образом ситуация изменилась с начала 1990-х гг., и, к сожалению, не в лучшую сторону. В соответствии с данными , в период с 1991 по 2007 гг. было разработано не более 30 схем теплоснабжения городов в границах новой России. При этом эти схемы разрабатывались «вопреки», т.к. в ряде городов к власти пришли энергетики-профессионалы, которые понимали высокую значимость данного вопроса. К сожалению, часть из числа немногих этих документов в итоге легла на полку, несмотря на высокое качество их исполнения.

Активная часть профессионального сообщества добилась принятия Федерального закона «О теплоснабжении» и признания теплоснабжения как отрасли . Именно Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» закрепил за городами и поселениями необходимость разработки схем теплоснабжения своих территорий в новых условиях. Предполагалось, что после принятия ФЗ «О теплоснабжении» в течение 3-4-х месяцев будут разработаны подзаконные нормативно-правовые акты к нему, но процесс принятия подзаконных актов растянулся на несколько лет. Напомним, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжения» предполагалось, что до конца 2011 г. будут разработаны схемы теплоснабжения городов и поселений, т.е. в течение почти 1,5 лет с момента принятия профильного закона. По понятным причинам в отсутствие необходимых подзаконных актов говорить о разработке схем теплоснабжения территорий было нельзя с правовой точки зрения. Тем не менее, ряд городов и поселений в основном в целях формального соответствия требованиям ФЗ «О теплоснабжения» в части наличия схемы теплоснабжения своих территорий «малой кровью» оперативно «разрабатывали» и утверждали их. Некоторые представители таких городов признавали, что на этот шаг они пошли только ради того, чтобы лишний раз «не возбуждать» интерес проверяющих органов (прокуратуры), внимание которых к теплоснабжающим организациям растет с каждым годом.

Наконец, 22.02.2012 г утверждается затем в конце того же года совместным приказом Минэнерго России и Минрегион России № 565/667 от 29.12.2012 г. утверждаются методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения (далее - Методические рекомендации). И следом в феврале 2013 г вышло Распоряжение Правительства РФ № 112-р от 04.02.2013 г., предписывающее органам местного самоуправления (администрациям муниципальных образований) разработать и утвердить схемы теплоснабжения своих территорий до 31.12.2013 г

Разработчики нормативных документов не учли, что трудозатраты и сроки создания схемы теплоснабжения весьма существенно разнятся, например, для городов с населением 50 тыс. человек и 500 тыс. человек. В итоге, с одной стороны, у небольших городов (как правило, численностью населения до 100 тыс. чел.) и поселений появился целый год (при наличии ранее выделенных бюджетных средств на данную работу в 2013 г.), которого хватало на проведение конкурсных процедур, разработки схемы теплоснабжения в адекватные сроки и ее утверждение при условии соблюдения всех требований, предусмотренных профильными нормативно-правовыми актами, с другой стороны, в распоряжении более крупных городов оказался всего лишь год на проведение аналогичных процедур, перед которыми в сложившейся ситуации оказался выбор либо пожертвовать качеством разработки схем теплоснабжения, либо нарушить нормативные сроки, отведенные законодателями на разработку и утверждение схем теплоснабжения.

Отметим, что ряд городов и населенных пунктов приступили к разработке схем теплоснабжения сразу же после выхода в свет ПП РФ № 154, не дожидаясь утверждения Методических рекомендаций, публичное обсуждение проекта которых началось на площадке летом 2012 г. (утвержденная версия документа практически не отличается от проекта Методических рекомендаций).

Таким образом, условно считаем, что жесткие временные рамки, обусловленные требованиями законодательства, для многих городов стали первым барьером для своевременной и качественной разработки схем теплоснабжения.

О сегодняшних разработчиках схем теплоснабжения

Требования к разработчикам схем теплоснабжения. Проведенный нами анализ конкурсной документации (КД) ряда электронных торгов и открытых конкурсов на разработку схем теплоснабжения поселений и городов в 2012-2013 гг. показал, что заказчики предъявляют следующие требования к потенциальным исполнителям данного вида работ.

1. Наличие свидетельства в области энергетического обследования. Это требование в основном имело место быть в конкурсной документации ряда заказчиков в 2012 г. и в начале 2013 г.

2. Наличие свидетельства о допуске на выполнение работ в соответствии с Приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Как правило, в торгах в 2012-2013 гг. фигурировали следующие виды работ:

■ п. 5. Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий: пп. 5.1. Работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений;

■ п. 13. Работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Реже заказчики устанавливали дополнительные требования (помимо указанных выше) на допуск к другим видам работ, среди которых:

■ п. 1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка: пп. 1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка; пп. 1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта; пп. 1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения;

■ п. 4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий: пп. 4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения.

Но на основании известных нам решений УФАС Ульяновской области (по делу № 8818/03 2012 г. от 17.07.2012 г.) и УФАС Ростовской области (по делу № 21379/03 от 29.10.2013 г.) требование о наличии свидетельства в области энергетических обследований и требование о допуске на выполнение работ, в соответствии с Приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 г. № 624, при разработке схем теплоснабжения является неправомерным ввиду следующих ключевых обстоятельств:

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 г № 190-ФЗ (ред. от 25.06.2012 г) «О теплоснабжении», схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

Если условия конкурсной документации предусматривают проведение проектных работ, которые содержатся в Перечне видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, то Заказчик вправе требовать от потенциальных исполнителей работ предоставления свидетельства о допуске к названным работам.

Другими словами, если техническим заданием не предусмотрено проведение энергетических обследований и выполнение в каком-то объеме проектных работ, то Заказчик не вправе требовать от потенциальных исполнителей наличия соответствующих свидетельств СРО.

3. Наличие лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, если данное требование опять же считается обусловленным. В качестве примера приведем выдержку из ответа на запрос положений документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения г. Калуга на обоснованность требования по наличию у участников размещения заказа лицензии ФСБ: «В соответствии с п.п. 3, 38 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» ... электронная модель системы теплоснабжения муниципального образования «Город Калуга» должна содержать графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе муниципального образования «Город Калуга» и с полным топологическим описанием связности объектов.

В соответствии с п. 60 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» и п. 3.4 геопространственные сведения по территории Земли «Перечня сведений подлежащих засекречиванию Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17.03.2008 № 01, топографическая основа в границах муниципального образования «Город Калуга» масштаба М 1:2000 с использованием М 1:500 является государственной тайной».

Помимо требований, приведенных выше, заказчики дополнительно имеют право прописывать любые квалификационные требования (в рамках критерия оценки по квалификации), среди которых, в частности, имели место быть: наличие квалифицированных кадров (инженеров, экономистов), наличие специалистов с ученой степенью (вплоть до указания номеров специальностей кандидатов и докторов наук); наличие опыта выполнения аналогичных работ (причем, часто под аналогичными работами понимают не только разработку схем теплоснабжения, но и другие работы, выполненные в сфере ЖКХ); наличие различных сертификатов (например, сертификата на соответствие требованиям национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, иногда без уточнения области выполнения работ и оказания услуг, на которые выдаются сертификаты такого рода); наличие лицензии на программный продукт, используемый для разработки электронной модели системы теплоснабжения и др.

Соответственно, чем слабее требования со стороны Заказчика к участникам торгов, тем больше потенциальных исполнителей «заходит» на торги (будь то открытый конкурс или электронный аукцион).

Разработчики схем теплоснабжения . До принятия ФЗ «О теплоснабжении» в 2010 г. разработкой схем теплоснабжения городов, по сути, занимался только «ВНИПИэнергопром» и его бывшие филиалы. По состоянию на сентябрь 2012 г. уже около 100 организаций заявляли о предоставлении услуг по разработке схем теплоснабжения (к указанному числу компаний относятся не только организации, которые выигрывали торги, но и организации, значащиеся среди участников торгов, и фирмы, чьи коммерческие предложения участвовали в обосновании цены).

По данным руководства НП «Российское теплоснабжение», озвученным на совещании 1 апреля 2013 г. в Госстрое России по вопросу «О текущих проблемах разработки схем теплоснабжения поселений и городских округов и рекомендациях по их решению», таких организаций в марте 2013 г. уже насчитывалось более 200 шт. Сегодня, по нашей оценке, количество фирм- разработчиков составляет более 300.

Среди новых разработчиков схем теплоснабжения сегодня числятся:

1. Энергоаудиторские фирмы , которые перепрофилировались из энергоаудиторов в «схемщиков». Причем, многие из этих компаний были созданы в период с 2010 по 2012 гг. - время проведения обязательных энергообследований в соответствии с требованиями ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» .

2. Организации, основной профиль которых связан с производством и/или поставкой теплотехнического и прочего оборудования ; фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги в отрасли теплоснабжения (среди них, например, пусконаладка котельных, производство узлов учета тепловой энергии, промышленная безопасность и др.).

3. Относительно новые проектные организации (которые не занимались ранее разработкой схем теплоснабжения).

4. Строительно-монтажные фирмы .

5. Российские ВУЗы . Достаточно активно на рынке предлагают свои услуги по разработке схем теплоснабжения городов и поселений: ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина» (в частности, разработал схему теплоснабжения го. Домодедово численностью населения около 145 тыс. чел.), ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» (в частности, разработал схему теплоснабжения г. Сызрань Самарской области численностью населения около 177 тыс. чел.). Проекты схем теплоснабжения г. Томск и г. Воронеж (сегодня находятся на рассмотрении в Минэнерго России) разработали ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» и ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» соответственно (при этом, нам не известно проектов схем теплоснабжения других поселений и городов, в разработке которых принимали участие эти два ВУЗа).

6. Теплоснабжающие организации . В соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации могут выступать заказчиками схем теплоснабжения. При этом за время розыгрыша на торгах схем теплоснабжения муниципальных образований, заказчиком которых выступали администрации городов, в некоторых случаях победителями становились местные теплоснабжающие организации (с формой собственности в виде ОАО или ООО), которые, по нашему мнению, обладают определенным конкурентным преимуществом перед остальными участниками, т.к. лучше них никто не знает ситуации в сфере теплоснабжения города, имея на руках наиболее полную информацию. По нашим данным, такие теплоснабжающие организации разработали (или разрабатывают) схемы теплоснабжения в следующих городах численностью населения свыше 100 тыс. чел.: г. Ижевск Удмуртская Республика, г. Киров Кировской области, г Ставрополь Ставропольского Края и др. Известны случаи, когда администрации городов обязывали (на основании соответствующего постановления главы города) муниципальные теплоснабжающие организации своими силами разрабатывать схемы теплоснабжения.

7. Прочие российские организации (известные нам), основной профиль которых не связан с энергетикой и теплоснабжением: фирмы, занимающиеся финансовым консалтингом (в частности, одна из них разработала схемы теплоснабжения г. Дзержинск Нижегородской области, численность населения которого около 238 тыс. чел., г. Калининград численностью населения более 441 тыс. чел.); организации, основным профилем которых является обслуживание лифтового хозяйства; бывшие коллекторские агентства и др.

Все указанные (так же как и другие) проекты схем теплоснабжения находятся в открытом доступе в сети Интернет, поэтому любопытный читатель сможет самостоятельно оценить качество проработки этих материалов.

О мотивации разработчиков схем теплоснабжения . На рынке оказания услуг по разработке схем теплоснабжения любой разработчик ориентируется на получение прибыли, но данное «обстоятельство» для одних является необходимым, но не достаточным условием, для других - необходимым и достаточным условием. Первая группа разработчиков схем теплоснабжения, которых, к сожалению, меньшинство сегодня, стремится не только заработать, но и выполнить работу качественно, дорожа своей репутацией. Вторая группа разработчиков стремится исключительно только к получению максимально возможной прибыли любой «ценой» в ущерб качеству работ, соблюдая формальные требования при разработке схем теплоснабжения (не исключаем, что такое формальное соблюдение требований обусловлено также отсутствием квалифицированных специалистов, отсутствием понимания основного назначения схемы теплоснабжения, системной важности данного документа). При этом, среди разработчиков (причем, в обеих группах) присутствуют организации, которые при разработке схем теплоснабжения закладывают в них различные «мелкие» технические решения в надежде на свое дальнейшее участие при их внедрении в ходе реализации схемы теплоснабжения на конкретной территории.

Кроме этого, прослеживается еще одна тенденция: многие работы на разработку схем теплоснабжения выигрывают местные организации (муниципального или регионального уровня по месту регистрации юридического лица).

Таким образом, отсутствие утвержденных жестких требований к разработчикам схем теплоснабжения приводит к их постоянному количественному росту, но не качественному, что оказывает влияние в итоге на выполнении работы надлежащим образом. Сравнивая сегодняшние требования к разработчикам схем теплоснабжения и организациям по проведению энергетического аудита («качество» которого многие организации-заказчики ощутили на себе), можно сделать вывод, что требования к последним являются даже более жесткими. Поэтому присутствует опасение, что качество большинства разработанных и утвержденных схем теплоснабжения городов и поселений будет сравни качеству большинства проведенных обязательных энергетических обследований.

Отметим, что определенные попытки в исправлении ситуации в части выявления как качественных, так и некачественных разработчиков схем теплоснабжения предпринимают НП «Российское теплоснабжение» и НП «Энергоэффективный город» совместно с профессиональным сообществом, которые создали реестр добросовестных разработчиков схем теплоснабжения.

Стоимость работ

Еще до начала массовой разработки схем теплоснабжения поселений и городов в 2013 г. ведущие российские эксперты заявляли , что качественная разработка схемы теплоснабжения города или поселения возможна при удельной стоимости работ около 100 руб. на одного жителя; соответственно, при численности города 100 тыс. чел. стоимость разработки схемы теплоснабжения должна составлять порядка 10 млн руб.

На текущий момент нам не известен современный утвержденный нормативный документ, который бы однозначно регламентировал определение сметной стоимости работ на разработку схем теплоснабжения.

В этой ситуации заказчики выбирают один из следующих способов определения начальной (максимальной) стоимости работ перед проведением торгов:

1. Обоснование начальной (максимальной) цены путем сопоставления коммерческих предложений фирм-разработчиков схем теплоснабжения или путем метода аналогов.

2. Сметный расчет. Проведенный нами анализ значительного числа торгов на разработку схем теплоснабжения показал, что в ряде случаев сметная стоимость формируется на основании:

«Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)» Госстроя России;

Прейскуранта № 26-05-204-01 «Оптовые цены» на капитальный ремонт и пусконаладочные работы, выполняемые предприятиями Минжилкомхоза РСФСР, часть III, книга вторая (с учетом индекса изменения сметной стоимости проектных работ по письму Минрегиона России №4122-ИП/08 от 28.02.2012 г.);

Сборника цен на проектные работы (раздел 40) к уровню цен 1991 г., согласно письма Минрегиона России № 16568-СК/08 от 09.07.2008 г.;

Справочник базовых цен на проектные работы для строительства. Объекты энергетики (утв. Приказом ОАО РАО «ЕЭС России» № 39 от 10.02.2003 г.).

Приведем пример . В одном из достаточно крупных городов численностью свыше 400 тыс. чел. обоснование начальной (максимальной) цены происходило по следующему сценарию: сначала начальная (максимальная) цена определялась по методу аналогов, затем по сметно-нормативному методу, но полученная средняя величина превышала объем выделенных бюджетных средств, поэтому в итоге на основании письма Заказчика начальная (максимальная) стоимость работ была объявлена на уровне предусмотренной в бюджете администрации городского округа денежной суммы.

Проведенный специалистами портала «Энергоэффективное сообщество» в середине 2013 г обзор госзакупок на разработку схем теплоснабжения показал , что для заявленных тендеров на портале госзакупок (www.zakupki.gov.ru) за 1-й квартал 2013 г. указанный принцип формирования начальной цены не выполняется в полной мере - удельные цены разнятся более чем в 4 раза (см. рис. 1).

Причем, численность населения городов, представленных на рис. 1, существенно разнится: от 14,9 тыс. чел. (г. Венёв Тульской области) до 1 млн чел. (г. Воронеж).

Стоит отметить, что в ходе проведения электронных аукционов, где определяющим показателем является наименьшая цена, отдельные участники торгов «падают» в цене до 10 раз. Нам известны случаи, когда эти «дешевые» участники, выигрывая таким образом электронные аукционы, обращались впоследствии к другим участникам этих торгов, которые раньше «вышли из игры» по причине невозможности дальнейшего снижения своей стоимости работ (понимая их реальную стоимость), с предложением выполнить работу на условиях субподряда, которые являются еще более кабальными по сравнению с финальной стоимостью электронных торгов!

Таким образом, начальная удельная стоимость работ на разработку схем теплоснабжения различных городов и поселений отличается в разы, при этом в ходе проведения торгов снижение стоимости работ достигает 10 раз. Данное обстоятельство, в первую очередь, обусловлено наличием на рынке большого количества фирм-разработчиков (число которых постоянно увеличивается), не имеющих опыта разработки схем теплоснабжения и, возможно, не представляющих объема реальных трудозатрат для получения качественной работы.

На ошибках учатся?

В ходе проведения совещания в Госстрое России 1 апреля 2013 г. по вопросу «О текущих проблемах разработки схем теплоснабжения поселений и городских округов и рекомендациях по их решению», в частности, представителями ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром» и НП «Энергоэффективный город» по результатам проведенного ими выборочного анализа содержания 200 утвержденных схем теплоснабжения по 10 из 57 субъектов озвучивались ключевые ошибки, которые допускают разработчики схем теплоснабжения , среди которых:

■ Необоснованные завышения объемов перспективной застройки в градостроительных планах, которые не подтверждаются ни реальным строительством, ни ростом численности населения, и которые принимаются разработчиками схем теплоснабжения как должное с соответствующим завышением тепловой нагрузки, что в итоге приводит к излишним инвестициям на необоснованное увеличение мощности инженерных систем и, соответственно, к росту тарифов;

■ Нарушение органами местного самоуправления требований действующего законодательства в части проведения процедур по утверждению схем теплоснабжения.

Хочется продолжить этот перечень ключевых ошибок, с которыми нам приходится сталкиваться при ознакомлении с проектами схем теплоснабжения (или уже с утвержденными схемами) различных городов (численностью населения от 100 тыс. чел. и выше):

■ В материалах схем теплоснабжения отсутствуют отдельные книги/тома (в основном, по надежности систем теплоснабжения, по балансам тепловой энергии и теплоносителя и др.), а в ряде присутствующих (порой формально) книгах отсутствуют отдельные разделы, необходимость наличия которых обусловлена ПП РФ №154;

■ В схему теплоснабжения без обоснования полностью закладывается инвестиционная программа теплоснабжающей организации, при этом схема превращается в расширенный вариант инвестиционной программы;

■ Возникающий в перспективе (в отдельные годы прогнозного периода) дефицит тепловой мощности никак не покрывается;

■ При оценке перспективной тепловой нагрузки не принимаются в расчет современные требования по повышению энергоэффективности зданий (например, Приказ Минрегиона № 262 от 26.05.2010 г.), что приводит к завышению нагрузки;

■ В схемах теплоснабжения рассматривается только один сценарий развития на базе ГенПлана развития территории (соответственно, отсутствует мастер-план с проработкой минимум трех сценариев развития систем теплоснабжения);

■ Отсутствуют какие-либо предпроектные проработки по обоснованию использования комбинированных источников энергии, наличие которых обусловлено требованиями ПП РФ № 154, даже при наличии таких источников энергии (ГРЭС, ТЭЦ, АЭС) в границах рассматриваемого или соседнего муниципального образования;

■ В схемах теплоснабжения делается акцент на внедрение конкретных «мелких» технических решений, что не является задачей схемы теплоснабжения;

■ Электронная модель создается только для существующей системы теплоснабжения, но данный инструмент не используется для моделирования перспективных решений, закладываемых «на бумаге» в схему теплоснабжения;

■ Отсутствуют тарифно-балансовые последствия по предлагаемым вариантам развития систем теплоснабжения на расчетный период действия схемы теплоснабжения.

Таким образом, большинство проанализированных нами схем теплоснабжения городов численностью населения от 100 тыс. чел. и выше не отвечает требованиям ПП РФ № 154 (и Методическим рекомендациям) как по формальным признакам, так и по содержанию.

Об электронном моделировании как неотъемлемом инструменте разработки схем теплоснабжения

На сегодняшний день на рынке наибольшее распространение получили четыре программных продукта, которые используют в своей работе разработчики схем теплоснабжения, среди них:

■ Zulu (ООО «Политерм», г Санкт-Петербург) ;

■ CityCom (ООО «ИВЦ «Поток», г. Москва) ;

■ ТеплоЭксперт (ООО НПП «Теплотэкс», г. Иваново) ;

■ СКФ-99 (ООО «Конструкторское бюро комплексных систем», г. Омск) .

При этом разработка электронной модели системы теплоснабжения является необходимым, но не достаточным условием для разработки схемы теплоснабжения. Часто от потенциальных заказчиков и «новых» разработчиков схем теплоснабжения приходится слышать, что целью разработки схемы теплоснабжения является именно создание электронной модели. Повторимся, процитировав одного из классиков современной отрасли теплоснабжения : «Создание электронной модели системы теплоснабжения является мощным инструментом для моделирования системы в состоянии «как есть» и в состоянии «как будет» в зависимости от тех перспективных сценариев развития, которые в нее «зашиваются».

Напомним, что в соответствии с требованиями ПП РФ № 154 разработка электронной модели систем теплоснабжения в обязательном порядке предусмотрена для городов численностью населения от 100 тыс. чел. и выше, разработка электронной модели систем теплоснабжения для городов и поселений численностью населения от 10 до 100 тыс. чел. носит рекомендательный характер, и право выбора остается за муниципальными образованиями. При этом некоторые разработчики при создании схем теплоснабжения для городов и поселений численностью до 100 тыс. чел. даже в отсутствие требований на разработку электронной модели в техническом задании идут на создание такой модели «для себя», чтобы получить инструмент моделирования работы системы теплоснабжения для использования в повседневной работе теплоснабжающих организаций.

Таким образом, электронная модель (инструмент моделирования) является одной из основных составляющих схемы теплоснабжения, но не самой схемой теплоснабжения как иногда бытует мнение среди отдельных заказчиков и «новых» разработчиков.

А как у них

За рубежом нет понятия «схема теплоснабжения», в основном используется более широкое , составной частью которого и является схема теплоснабжения.

Если обратиться к опыту зарубежных законодателей моды в сфере теплоснабжения, таких как Дания, например, то в этой стране история энергетического планирования длится уже около 40 лет (к сожалению, в России за последние четверть века отдельные подходы энергетического планирования были утрачены). В секторе теплоснабжения Дании используется принцип районирования по плотности нагрузки, при этом нет конкуренции между системами индивидуального отопления на газу (децентрализованным теплообеспечением) и системами централизованного теплоснабжения (ЦТ) (смотрят только на плотность нагрузки и, исходя из этого, выбирают ту или иную систему).

Плотность застройки делится следующим образом: индивидуальное отопление (на различных видах топлива за исключением природного газа) - меньше 20 МВт/км 2 ; индивидуальное отопление на газу - больше 20 МВт/км 2 ; системы ЦТ - больше 30-45 МВт/км 2 . Электроотопление в стране категорически запрещено (хотя еще осталось, в виде исключения, несколько домов, которые отапливаются электрокотлами).

Приоритет по загрузке источников теплоснабжения в Дании следующий: в первую очередь загружаются все источники по сжиганию отходов и утилизации тепловой энергии от промышленных сбросов, затем загружаются ТЭЦ (которые работают по утвержденным температурным графикам), сжигающие ископаемые виды топлива, и только потом - пиковые котлы.

В Дании имеется Национальная система планирования теплоснабжения. Муниципалитеты обязаны планировать развитие систем теплоснабжения (но не обязаны создавать эти системы).

Проект также могут инициировать и потребители, и газовики, но те и другие должны доказать социальную и экономическую пользу своего решения (выбора) для общества, при этом все обсуждается открыто.

Плата за подключение к сетям ЦТ существует, хотя многие компании подключают потребителей за собственные средства. На основании существующих требований энергетического планирования ведется целенаправленное подключение «старых» зданий (с другой системой теплообеспечения) к сетям ЦТ, за исключением тех случаев, когда здание на 50% и выше потребляемой мощности получает от возобновляемых источников энергии.

Возвращаясь к вопросу загрузки источников энергии, отметим, что во Франции при выработке тепловой энергии сначала загружаются источники по сжиганию мусора (сегодня в Париже, например, действуют три мусоросжигательных завода), затем источники на угле, природном газе и только потом на мазуте (т.е. идут от самого дешевого вида топлива к самому дорогому).

Аналогичная ситуация по приоритету загрузки источников энергии наблюдается и в Швеции. Пример Швеции дополнительно показателен тем, что более чем за 20 лет стране удалось значительно диверсифицировать свой топливный баланс и практически полностью отказаться от использования ископаемых видов топлива, что наглядно видно из рис. 2.

Стоит отметить, что в соответствии с требованиями одной из последних Директив ЕС в странах Европейского Союза запрещено новое строительство котельных, сжигающих ископаемые виды топлива; разрешено только строительство комбинированных источников энергии, сжигающих ископаемые виды топлива, строительство источников на базе ВИЭ и альтернативных видах топлива, и установка тепловых насосов.

Из приведенных данных видно, что большинство из современных зарубежных подходов (за исключением запрета на строительство котельных, работающих на ископаемых видах топлива), в общем-то, заложено в ПП РФ № 154 и Методических рекомендациях, добросовестное исполнение которых позволит в рамках разработки схем теплоснабжения прийти к получению одного из основных системных эффектов - экономии ископаемых видов топлива.

Если обратиться к опыту наших ближайших соседей, то Украина, в отличие от России, уже прошла путь по разработке схем теплоснабжения. По данным одного из ведущих украинских экспертов В.А. Степаненко , на Украине 8 лет назад началась разработка схем теплоснабжения в новых сложившихся условиях. Если говорить о секторе централизованного теплоснабжения Украины, то с 1990 г. потребление природного газа в нем упало более чем в 2 раза (8,5 млрд м 3 в 2010 г. против 19,2 млрд м 3 в 1990 г.) по причине потери почти 60% рынка теплоснабжающими организациями с переходом большей части населения на менее эффективные источники теплоснабжения - децентрализованные. Тарифы на природный газ для теплоснабжающих организаций и для населения разнятся в 2,5-3 раза. Из более чем 450 городов Украины только в 20 из них сохранились системы горячего водоснабжения !

В этих условиях МинЖКХ Украины сделало масштабную попытку и обязало все города страны в обязательном порядке провести разработку схем теплоснабжения. Как признает В.А. Степаненко, к сожалению, приказ был отдан правильный, но организация, которая разрабатывала методические рекомендации, взяла за основу инструкцию Госстроя 1980-гг. для городов с населением не более 20 тыс. чел. В течение 5 лет несколько десятков организаций выполняло разработку схем теплоснабжения городов Украины. По состоянию на декабрь 2012 г., из более чем 450 населенных пунктов в 240 из них работы были выполнены. Исполкомы утвердили эти схемы теплоснабжения, в Госреестр вошло чуть больше 150 схем, но в итоге все они легли на полку, т.к. ни одна из них не реализуется по причине отсутствия инвестиций. Прежде всего, в стране полностью отсутствует централизованное финансирование, что было основой в схемах теплоснабжения при СССР. Эти новые схемы теплоснабжения делались по старинке и не содержали никаких инвестиционных обоснований.

Таким образом, за рубежом схемы теплоснабжения (или их аналог) являются неотъемлемой составной частью энергетического планирования территорий (несмотря на отсутствие/присутствие самого понятия «схема теплоснабжения»).

О позиции заказчиков схем теплоснабжения

Часто от заказчиков приходится слышать, что схема теплоснабжения нужна им, чтобы в итоге получить финансирование из Федерального бюджета. Данное желание понятно, т.к. муниципальные образования всегда пытаются изыскивать дополнительные денежные средства на развитие своих территорий. При этом нужно понимать, что только при наличии качественно разработанной схемы теплоснабжения (а также схемы водоснабжения и водоотведения и др.) возможно финансирование из Федерального бюджета, о чем сегодня идет речь в профильных министерствах.

Иногда заказчики задают вопрос: зачем нам нужна схема теплоснабжения, если у нас есть утвержденный ГенПлан, в котором «проработаны» разделы по инженерным коммуникациям.

Отметим, что уже в ходе прохождения осенне-зимнего периода 2013-2014 гг. при возникновении серьезных технологических отказов или аварий в работе систем теплоснабжения городов «разбор полетов» по причинам их возникновения и ликвидации поднимался на уровень профильного министерства в субъекте РФ, где одним из критериев оценки качества работы органов местного самоуправления является наличие разработанной и утвержденной схемы теплоснабжения муниципального образования. Таким образом, возникает своего рода дополнительный контроль со стороны региональных властей. При этом, внимание должностных лиц, ответственных за вопросы теплоснабжения в таком муниципальном образовании, сильно возрастает к утвержденной схеме теплоснабжения (разработчикам начинают задаваться новые вопросы). Искренне не хочется, чтобы только после возникновения нештатных ситуаций, когда могут «полететь головы», должностные лица приходили к пониманию важности самой схемы теплоснабжения как системного документа, влияющего на дальнейшее развитие территории.

Для повышения качества схем теплоснабжения на федеральном уровне было решено обучить будущих заказчиков требованиям к схемам. В результате появилось поручение заместителя председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 12.02.2013 г. № ДК-П9-850, согласно которому Минэнерго России, Минрегиону России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1-м и 2-м кварталах 2013 г. необходимо было провести обучение основам разработки схем теплоснабжения поселений и городских округов соответствующих специалистов органов местного самоуправления, попадающих под обязательное требование разработки схем теплоснабжения.

По имеющимся у нас данным, за 2-й квартал 2013 г. курсы повышения квалификации по программе «Основы разработки схем теплоснабжения поселений и городских округов», организованными ФГАОУ ДПО «ИПК ТЭК» Минэнерго России, прошло не более 50 чел., и организованными ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ» - не более 200 чел. Таким образом, по линии Минэнерго России и Минрегиона России было обучено около 250 чел. в России, среди которых должностные лица муниципальных образований, теплоснабжающих организаций и представители «новых» разработчиков схем теплоснабжения.

Кроме этого, ряд субъектов РФ (по нашим данным, таких субъектов было более 10 шт.) собственными силами организовали и провели обучение специалистов органов местного самоуправления, которое в общей сложности в каждом из регионов прошло от 10 до 100 человек.

Таким образом, за 2013 г. во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 12.02.2013 г № ДК-П9-850 по линии Минэнерго России и Минрегиона России курсы повышения квалификации по программе «Основы разработки схем теплоснабжения поселений и городских округов» прошло около 250 чел. в России, а в каждом из известных нам субъектов РФ обучение прошли в общей сложности от 10 до 100 специалистов органов местного самоуправления, теплоснабжающих организаций и, что интересно, фирм-разработчиков схем теплоснабжения.

Федеральный фильтр

Напомним, что в соответствии с требованиями ПП РФ № 154 схемы теплоснабжения городов численностью населения от 500 тыс. чел. и выше (которых в общей сложности 37 шт.) проходят экспертизу и утверждение в Министерстве энергетики РФ.

Так, в течение 2013 г. и начале 2014 г. Минэнерго России были утверждены схемы теплоснабжения Новосибирска, Ярославля, Иркутска, Нижнего Новгорода, Саратова, Екатеринбурга, Перми и Набережных Челнов.

По нашим данным, по состоянию на конец декабря 2013 г. в Минэнерго России также поступили на рассмотрение схемы теплоснабжения г. Ростов-на-Дону, г. Томска и г. Воронеж.

Кроме этого, Минэнерго России в ноябре 2013 г. провело открытый конкурс на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы

1.
2.
3.

Вариантов обустройства системы отопления в частном доме может быть несколько, поэтому следует более подробно рассмотреть некоторые из них и остановиться на особенностях их устройства и технических характеристиках.

Схема теплоснабжения частного дома, как правило, может быть одной из следующих:

  • однотрубный вариант. Подобная система будет очень актуальной в том случае, если не планируется расходовать большую часть финансовых средств;
  • схема теплоснабжения жилого дома с двумя трубами. Требует больших затрат и более долгого времени, требуемого на установку. Однако эффективность такой системы является гораздо более высокой по сравнению с однотрубной.
Кроме того, исходя из расположения структурных элементов в конструкции, принято выделять такие варианты систем, как:
  • вертикальная однотрубная;
  • однотрубная, располагающаяся горизонтально;
  • двухтрубная, которая может иметь оба вышеуказанных варианта монтажа.
Далее речь пойдет именно об этих видах конструкций отопления, а точнее, о способах их устройства и их технических характеристиках.

Технические особенности однотрубной вертикальной схемы отопления

Такое оборудование представляет своего рода магистраль, на которой один за другим монтируются все отопительные элементы. Эта зависимая схема теплоснабжения отличается тем, что теплоноситель, проходя через каждый из приборов нагрева, отдает ему свою тепловую энергию.
В результате те радиаторы, которые находятся в наибольшей удаленности от отопительного котла, получают меньшее количество тепла. Для того чтобы это исправить, самую дальнюю батарею рекомендуется оснастить дополнительными секциями, что позволит увеличить объем отдачи тепла.

Многочисленные требования к схемам предполагают применение различных клапанов термостатического принципа, температурных регуляторов и вентилей балансировки с целью повышения эффективности работы оборудования. Именно с помощью этих элементов отрегулировать состояние температуры в помещении можно максимально удобно и правильно.

Порядок разработки схем теплоснабжения предусматривает монтаж всех этих приборов только в однотрубных конструкциях, поскольку в том случае, если разместить эти структурные части в системе с двумя трубами, то при регулировании показателей радиатора отдача других элементов нагрева затронута не будет (детальнее: " ").

К отрицательным сторонам такого типа систем теплоснабжения специалисты относят следующие:

  • регулировать такой вариант отопления в доме загородного типа очень сложно, что приводит к высокой инертности обогрева, то есть время для полного отапливания помещения требуется очень много;
  • чтобы выполнить замену или ремонт такого оборудования в зимнее время, потребуется полностью останавливать работу всей системы.

Однако у такого варианта устройства имеются и очевидные достоинства:

  • металла на изготовление этой системы требуется очень мало;
  • разработать схему теплоснабжения подобного образца самостоятельно не составит, кроме того, процесс установки не займет много времени;
  • стоимость такого оборудования является вполне доступной, а в процессе эксплуатации, как правило, никаких серьезных проблем не возникает.

Горизонтальная однотрубная схема теплоснабжения

В народе такой варианты отопления принято называть «ленинградкой». Главная его особенность состоит в том, что подача нагретой котлом воды идет к ряду приборов отопления, расположенных на одинаковом уровне. Как правило, такие конструкции чаще применяются в квартирах, нежели в частных домах.
Разработка схем теплоснабжения такого типа предполагает укладку труб в полу, при этом эти структурные части оснащаются термоизоляцией.

Делается это с целью уменьшения потерь тепла при его циркуляции и увеличения производительности отопления. Монтаж приборов должен осуществляться на одном уровне, а их расположение обычно отличается некоторым наклоном по ходу движения носителя тепла, но этот параметр не должен быть больше одного сантиметра на один метр длины труб.

Различные специалисты, выполняя утверждение схем теплоснабжения поселений, отмечают следующие преимущества такого способа устройства:

  • в любой постройке можно установить специальные тепловые счетчики, которые прекрасно подойдут именно к такой системе;
  • стоимость работ невысокая, а количества металла является низким;
  • срок службы оборудования является долгим, а его эксплуатация не несет в себе никаких сложностей.
Тем не менее, подобная принципиальная схема теплоснабжения обладает и некоторыми недостатками:
  • механизм регулирования функционирования системы является весьма неудобным;
  • в момент работы оборудования выполнить какие бы то ни было ремонтные работы не представляется возможным.

Нюансы устройства двухтрубной разводки

Принцип работы этой системы заключается в следующем: она имеет два равнозначных трубопровода, при этом один из них работает на подачу, а второй – на отдачу. По первому к радиаторам движется нагретый теплоноситель, а по второму обратно к котлу – уже охлажденный. Порядок утверждения схем теплоснабжения предусматривает, что объем работы выполняемый при таком виде устройства, является довольно большим, а требования к оборудованию довольно значительны.

Рассматривая данный вид отопительной системы, нельзя не упомянуть некоторые ее недостатки:

Среди достоинств этого типа теплоснабжения принято выделять следующие:
  • возможность легко и четко регулировать функционирование системы;
  • легкость в управлении конструкции;
  • любой ремонт может быть выполнен прямо во время работы нагревательной системы, то есть без ее отключения.
В процессе сборки или подключения любой из вышеописанных отопительных систем нелишним будет обратиться за советом к специалистам, которые смогут не только помочь выполнить такую процедуру, как, например, экспертиза схем теплоснабжения, но и предоставят различные фото вариантов систем и детальные видео по их правильной установке и эксплуатации.

Схема теплоснабжения частного дома на видео:



Статьи по теме: