В конце сентября исчезает большинство насекомых. Осенние заботы насекомых

Рассказ про осень. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы осенью, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.

Николай Сладков. Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы

в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

В 5 лет сын настолько сильно заинтересовался насекомыми, что мы теперь коллекционируем их фигурки и играем только ими, в качестве домашних животных завели жуков, во время прогулок ищем и рассматриваем разных букашек-таракашек и записались в детскую библиотеку, где изучили уже практически все книги на эту тему. Особенно понравились фотокниги В. Танасийчука , советского энтомолога. Мы нашли в библиотеке только 2 книги этого автора, изрядно потрепанные, «лохматых» годов выпуска.

«В гостях у насекомых», В. Танасийчук

ЖИВОЙ АВТОБУС

Сидел я вечером на крыльце и смотрел, как бабочки вокруг лампы кружатся. Вдруг плюхнулся передо мной в траву жук -странный, весь какими-то зёрнышками облепленный. Только я успел его сфотографировать, как он взлетел и исчез в лесу. А когда я проявил плёнку, то увидел, что никакие на нём не зёрнышки. Это десятки маленьких клещиков крепко-крепко вцепились в жука, и жук их вёз, как живой автобус. Интересно бы узнать - куда?

ЧЕМ БАБОЧКИ НЮХАЮТ?

На свет лампы прилетела ночная бабочка -красивая и большая, каждое крыло в твою ладошку размером. Уселась и усами шевелит -принюхивается, нет ли близко других бабочек. Человек запахи носом чувствует, а бабочка- усами. Видишь, какие они у неё большие и сложные.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ

Неужели это тоже бабочка? Ноги длинные, а крылышки и на крылышки не похожи -тонкие, мохнатые и разделены на несколько лопастей, похожих на пальцы. Так и зовут эту бабочку -пальцекрылка.

КТО СЪЕЛ ТЛЕЙ?

Жили на веточке тли, сок из неё сосали. Стала вянуть веточка. Но вот, словно танк, приполз колючий зверь и слопал тлей. Только несколько штук осталось. Что за зверь такой? А это личинка божьей коровки. Пройдёт немного времени, и превратится она в красного жучка с чёрными точками, которого ты хорошо знаешь.

ЗЛАТОГЛАЗКА

Прилетела на цветок златоглазка. Крылья у неё большие, прозрачные, радугой отсвечивают, а глаза золотом переливаются. Сидит, осматривается - не осталось ли где тлей, которых божьи коровки не заметили? Если найдёт, всех съест. Полезное насекомое -златоглазка, она наши поля и сады охраняет.

СЕРЕБРЯНАЯ МУХА

Маленькая - со спичечную головку -муха бегает в траве, тоже добычу ищет. Спинка и брюшко у неё будто серебряной пылью покрыты, вот и зовут её серебрянкой.

ЗАЧЕМ ТРУБКОВЕРТУ ТАКАЯ ГОЛОВА?

Сидит на ветке жук-трубковерт. Его личинки листья едят, и он делает для них из листьев съедобные домики-трубочки. Лапками скручивает, а головой помогает - не зря она у него такая узкая, длинная и во все стороны движется. Долго работал, устал - теперь отдыхает.

СТРАШНЫЕ ХВОСТЫ

По ивовому листику ползёт зеленая гусеница бабочки-гарпии. Сзади два длинных хвоста вверх торчат. Подойдёшь к ней поближе -испугается, голову поднимет, хвостами в воздухе закрутит: не тронь меня, я страшная! А сама боится. Только у неё и защиты что эти хвосты, ведь кусаться она не умеет.

ШМЕЛЬ С КОРЗИНОЧКОЙ

С цветка на цветок перелетает пушистый шмель, пьет цветочный сок - нектар и пыльцу собирает. Куда?В корзиночку. Есть на задних лапках у шмелей и пчёл особые ямки, куда они пыльцу накладывают. Смотрите, сколько этот шмель набрал! Сейчас в своё гнездо полетит -личинок кормить.

ЗАПАСЛИВАЯ ОСА

Оса-аммофила устала охотиться и тоже присела отведать нектара. Чёрная, длинноногая, с тонким оранжевым брюшком, а на лбу, между глазами, ещё три маленьких глазка как бусинки блестят. Ни одна гусеница от этой осы не скроется, сразу поймает и в норку унесёт про запас для своих личинок.

ЖУК-ДРОВОСЕК

Кого только не встретишь на летнем лугу! Вот прилетел и уселся на цветке пёстрый, красивый жук. Кушает пыльцу и усами шевелит. И у него, и у всех его родственников усы очень длинные, потому и называют этих жуков усачами. А ещё зовут их дровосеками, потому что личинки усачей в стволах деревьев живут.

ЖУЖЕЛИЦА

Другой жук - зелёная блестящая жужелица- бежит по земле, в травинках и соломинках путается. А почему бы ей не взлететь? Не может -крыльев нету. Не бывает их у жужелиц.

РАЗБОЙНИК С КИНЖАЛАМИ

Притаился на камушке жук-скакун. Ноги у него длинные, прыгучие, а челюсти как два кривых кинжала. Сидит скакун, добычу караулит. Увидит зазевавшуюся муху или жука -прыгнет, полетит, схватит. Был бы скакун размером не с ноготь, а с тигра, не было бы страшнее зверя на земле.

ПУШИСТЫЙ СЛАДКОЕЖКА

Через цветок, как сквозь лесную чащу, пробираем пушистый жук - восковик. Это жук мирный, он ни на кого не охотится - ест цветы, самые сладкие части выбирает. И челюсти у него маленькие, ни для кого не опасные.

ХРАБРЫЙ ЖУЧИШКА

Ловко лезет по травинке жук - высоко залез. Ветер дует, травинку, как мачту, раскачивает, а он держится. У него для этого на концах лапок специальные крючочки есть.

«Шестиногие соседи», В. Танасийчук

  • Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? Божья коровка .
  • Крылья, круглые глаза, Плавно кружит …Стрекоза
  • Нектаром питаюсь, на крыльях летая. Так вы догадались, кто я такая? Бабочка
  • Прыг да скок - не человечек, прыгает в траве... Кузнечик
  • Следующая чудо-букашка самая большая из всех трудяжка, иногда кусается и муравьем называется.
  • Ранним утром ей не спится — очень хочется трудиться. Вот и меду принесла работящая... пчела .
  • Как жужжу я в летний день, знает Твое ушко. Залетаю в каждый дом, зовут меня... мушка .
  • В тёмном уголке живёт, шёлковую нить плетёт, он тайком сюда забрался, строить новый дом собрался. Это же паук . Часто его ошибочно считают насекомым, однако он принадлежит к ряду членистоногих животных из класса паукообразные.

Как насекомые готовятся к зиме

Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, обитающие в наших краях, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному. Оказывается, на территории России большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика - от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Для выживания вида, оказывается, гораздо удобнее пережить сложные времена на других стадиях развития: яйца, куколки или личинки. Лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры несколько десятков крохотных яичек, и нипочем им зимняя стужа. Под тончайшей оболочкой надежно хранят они жизнь будущих шестиногих поколений. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают антифриз - вещество, препятствующее замерзанию. Чаще всего - это глицерин. Без него даже небольшие отрицательные температуры приведут к образованию кристаллов льда, разрушающих нежные живые ткани. С наступлением холодов жизненные процессы у зимующего насекомого замедляются, хотя не прекращаются полностью. Устойчивость к холоду в таком состоянии у насекомых просто удивительна. Зимующие куколки выдерживают температуру до - 90 градусов и из них потом развиваются нормальные насекомые.
Как божья коровка готовится к зиме?

Эта маленькая красавица всем нравится, потому что имеет яркую глянцевую окраску и считается символом счастья. Однако между собой жучки не слишком дружат— они, видимо, мечтатели, которые наслаждаются жизнью в одиночестве. Но когда на улице начинает опадать листья и воздух становится прохладным, божьи коровки объединяются в группки и ищут теплые места для зимовки, такие как: кора деревьев, мох, камни. Сообразительные красно-черные бусинки прячутся в квартирах. Основная задача солнышка осенью — поиск сухого и уютного места для отдыха. Снежную зиму эти насекомые, к сожалению, не видят, ведь впадают в спячку еще до ее прихода.

Как стрекоза готовится к зиме?

К зиме большинство стрекоз (исключая перелётные виды) погибает, предварительно отложив яйца в воду. Правда, стрекоза лютка-тусклая не умирает, а зимует и только весной откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3 года и постепенно растут. В последний год развития личинка превращается во взрослую стрекозу, вылет которой происходит у одних весной, у других летом.

Как бабочка готовится к зиме?

Бабочки (не считая перелётных видов) в своём большинстве умирают до наступления зимы. Но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. Некоторые из них успевают летом превратиться в куколок, другие остаются зимовать в разных убежищах: кто прячется в землю, а кто - в паутинные гнёзда на ветках деревьев. Однако среди взрослых бабочек есть зимующие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. К ним относятся: крапивница, лимонница, траурница, многоцветница, дневной павлиний глаз. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, в трещины корней старых пней, под кору деревьев и в другие укромные места. Перезимовав, они покидают свои «убежища» и некоторое время летают, питаясь нектаром растений. Затем самки откладывают яйца и умирают, а новое поколение бабочек, развивающихся из яиц (через стадию гусениц), появляется во второй половине лета и летает до осени. На зиму бабочки этого поколения впадают в оцепенение, а весной ведут себя как бабочки предыдущего поколения.

Как кузнечики готовятся к зиме?

Сами кузнечики в зимний период гибнут, а зимуют лишь яйца, которые были отложены в землю Самки кузнечиков при помощи изогнутого яйцеклада откладывают яйца ткани растений или же в землю, где они зимуют. Весной из них выходят личинки, которые схожи на взрослых, но меньших размеров и с отсутствием крыльев. С течением времени они преображаются в крылатых, половозрелых насекомых.

Как муравей встречает зиму?

У двух видов наших лесных муравьев, обитающих рядом друг с другом, зимовка протекает неодинаково. С наступлением холодов у больших рыжих муравьев муравейник пустеет. Оставшиеся в живых обитатели образуют плотный клубок на глубине около полутора метров, в особой зимовочной камере. На такой глубине земля не промерзает, и муравьи благополучно спят до весны. Удивительно, что муравьи гораздо лучше синоптиков научились делать долгосрочные прогнозы. Если в предстоящую зиму ожидаются сильные морозы, глубина залегания зимовочной камеры заранее увеличивается. Гнездо их черных собратьев, расположенное в трухлявом пне, заполнено оцепеневшими обитателями. И эти муравьи благополучно доживут до весны. Огни не строили специальных помещений для зимовки. Перестройка произошла в каждом из них. В клетках тела этих муравьев с наступлением холодов накапливается большое количество глицерина, предохраняющего их от гибели. Именно благодаря этой магической жидкости муравьи не мерзнут зимой.

Труженицы-пчелы на зиму в спячку не впадают. С наступлением холодов матка прекращает кладку яиц, а пчелки все больше времени проводят в гнезде. Все они скапливаются вокруг личинок и куколок, чтобы поддержать температуру, необходимую для их жизни. Никаких работ пчелки зимой не выполняют, сидят почти неподвижно. Клубок пчел состоит из 30-35 тысяч особей. Внутри клубка температура всегда выше, чем снаружи. Поэтому пчелки, которые замерзли, протискиваются вглубь, а их место занимают пчелы, которые побывали в тепле. Главные враги пчел зимой — сильные ветры, влажность и голод, поэтому пчеловоды должны постараться, чтобы обеспечить пчелкам спокойную и уютную зимовку.

Осенью пауки скрываются, чтобы не встретиться лицом к лицу с холодной зимой. Водяной паук кутается в кокон и погружается под воду, где засыпает до весны. Пауки, которые живут в лесу, или на улице прячутся в деревянной коре. А те, что пугают нас дома, засыпают где-то в щелях.

Что делают зимой комары и мухи?

Интересно, что комарики и мухи на зиму прячутся в оконных рамах и щелях домов. Муха, которая упала в спячку, способна просуществовать полгода и больше. С наступлением тепла мухи оживают и ходят, словно сонные. Придя в себя, насекомые возвращаются к привычной жизни, которая обычно длится около месяца. А комары часто не доживают до зимы. Взрослые особи проводят всю свою жизнь, а именно лето и осень, на суше. Дальше все самцы-комары погибают, а самки (и то не все) отправляются на водоемы, чтобы переждать зиму, а весной отложить яйца для зарождения новой жизни.

Теперь мы знаем куда прячутся насекомые зимой: они находят себе удобные места, в которых крепко спят. А мы в это время играем в снежки, лепим снежную бабу, празднуем Рождество Христово и Новый год и очень редко встречаем сонных насекомых.

Главная > Документ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

(с 6 до 7 лет)

1. Осень

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например;

    Какое сейчас время года?

    Сейчас осень.

    Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

- На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осен-ние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы - организуйте беседу.

    Какое сегодня небо?

    Небо чистое и голубое.

    А каким чаще бывает небо поздней осенью?

    Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

    Какие листья ты видишь на деревьях?

    Листья красные, желтые, оранжевые.

    А какими бывают деревья поздней осенью?

    Поздней осенью деревья голые.

    Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

    Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.

    Что произойдет с травой поздней осенью?

    Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

    Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.

- Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, гото-вятся к зиме.

    Что происходит с насекомыми поздней осенью?

    Поздней осенью насекомые исчезают.

    Посмотри на небо. Кого ты видишь?

    Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождем и листопадом. И птицы улетают, И детям в школу надо.

    Предложите ребенку разделить названия осенних меся-цев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

    Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

    Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например:

Береза. - Желтые березовые листья.

Клен. - Алые кленовые листья.

Осина. - Пунцовые осиновые листья.
Рябина. - Оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Птицы улетают, Собралися в стаи.

Листья улетают, Ветер их уносит. Все это бывает,

Если с нами... (осень).

9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные дубовый, кленовый, рябиновый, пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.

Вот дубовый, Загибаем пальцы на обеих руках,

Вот кленовый, начиная с больших.

Вот рябиновый резной, Вот с березки - золотой.

Вот последний лист с осинки Укладываем ладони на стол. Ветер бросил на тропинку.

2. Овощи

    Объясните ребенку, что вы хотите проверить, какая у него память. Ему нужно вспомнить как можно больше назва-ний овощей, рассказать вам, где овощи растут. Конечно же, ребенок без труда вспомнит, что овощи выращивают в огоро-дах, на полях, в теплицах, и сможет перечислить не менее десяти названий овощей: картофель, морковь, свекла, репа, редис, помидор, огурец, кабачок, баклажан, лук.

    Предложите ребенку разделить названия овощей на слоги: кар-то-фель, мор-ковь, свек-ла, ре-па, ре-дис, по-ми-дор, о-гу-рец, ка-ба-чок, бак-ла-жан.

3. А вот слово лук предложите ребенку для звукового анализа. Напомните ребенку, что звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки произносятся легко, их можно петь: воздушная струя проходит без преград. Согласные звуки петь нельзя; некоторые из них можно тянуть, другие произносятся коротко. При произнесении согласных звуков воздушная струя всегда встречает преграду. Для того чтобы ребенок произвел звуковой анализ слова, задайте ему следующие вопросы:

    лук ? (Обязательно про-изнесите слово, акцентируя звук [Л].)

    Какой звук слышится вторым? (Акцентируйте произно-шение звука [У].)

    Каким звуком заканчивается слово? (Выделите при про-изнесении звук [К].)

    Сколько всего звуков в слове? (Три.)

    Сколько в слове согласных звуков? Какие звуки соглас-ные? (Два согласных звука: [Л], [К].)

    Сколько в слове гласных звуков? Какой звук гласный? (Один гласный звук [У].)

    Почему в слове только один слог? (Потому что один гласный звук.)

4. Попробуйте совместно придумать загадки-описания о некоторых овощах. Одну загадку будете придумывать вы, а другую - ваш ребенок. Например:

    Длинный, зеленый, хрустящий, пупырчатый. Растет в огороде на грядке. Что это? (Это огурец.)

    Круглый, снаружи красный, а внутри белый, сочный, хрустящий. Растет на грядке в земле. Что это? (Это редис.)

    Овальный, фиолетовый, гладкий, блестящий. Растет в теплице или парнике. Что это? (Это баклажан.)

5. Об одном из овощей можно попробовать составить рассказ-описание по плану:

  • Это овощ или фрукт?

    Где он растет?

    Какой он на вид, на ощупь, на вкус?

    Что можно из него приготовить?

Это помидор. Помидор - это овощ. Он растет в огороде на грядке. Помидор круглый, красный, гладкий, сочный, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить салат, сок, пасту, можно положить его в борщ.

6. Выучите с ребенком следующий текст и проведите паль-чиковую гимнастику.

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Перетерли,

Посолили

Ритмичные удары ребром ладоней по столу.

Хватательные движения руками. Указательный и средний пальцы трут-ся о большой.

И набили плотно в кадку. Все теперь у нас в порядке.

Удары обеими ладонями по столу. Отряхнуть ладони друг о друга.

3. Фрукты

    Предложите ребенку вспомнить названия фруктов. Для этого можно провести игру-соревнование с мячом. Вы бро-саете мяч друг другу и называете при этом фрукты. Побеждает тот, кто последним назовет очередной фрукт (яблоко, груша, слива, апельсин, мандарин, лимон, виноград, гранат, киви, манго и т. д.).

    Вспомнит ли ребенок, что фрукты растут на деревьях в саду? Проверьте это.

    Предложите ребенку разделить названия фруктов на слоги, а затем назвать сначала те фрукты, в названиях которых два слога (гру-ша, сли-ва, ли-мон, гра-нат, ки-ви, ман-го), а потом - те фрукты, в названиях которых три слога (яб-ло-ко, а-пель-син, ман-да-рин, ви-но-град).

    Попросите ребенка вспомнить названия фруктов, которые начинаются со звука [А] (ананас, абрикос, апельсин, айва), содер-жат звук [Н] (лимон, гранат, манго, ананас, мандарин, виноград).

    Потренируйте ребенка в составлении загадок-описаний о фруктах. Например:

Круглое, румяное, сочное, гладкое, сладкое. Растет в саду на дереве. Что это? (Яблоко.)

Овальный, желтый, кислый, сочный. Растет в саду на де-реве. Что это? (Лимон.)

    Об одном из фруктов ребенок должен составить рассказ-описание по уже известному плану (см. задание 2).

    Выучите с ребенком стихотворение. Следите за правиль-ностью звукопроизношения и выразительностью речи. Пока-жите, как нужно выразительно рассказывать стихотворение.

Фрукты растут на деревьях в саду. Яркие фрукты у всех на виду. Вот среди веток груши бочок. Груша зеленая, как кабачок. Яблоки красные, синие сливы. Спелые сливы вкусны и красивы. Персик румяный укрылся листком. Ты с этим фруктом, конечно, знаком? Солнечным соком лимон напоен. Светится золотом желтый лимон. В кроне зеленой висят апельсины, Солнцу подставив рыжие спины. Что за художник у всех на виду Фрукты раскрасил в нашем саду?

4. Насекомые

    Вспомните вместе с ребенком все, что ему известно о насекомых. Побеседуйте о том, что насекомые могут быть по-лезными (пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка-белянка). Выясните, знает ли ребенок, почему осенью насекомые исчезают.

    Подготовьте с ребенком пересказ рассказа В. Строкова «Насекомые осенью». Сначала просто прочитайте ребенку рассказ. Затем задайте ему несколько вопросов:

    О ком этот рассказ?

    Что происходит с насекомыми осенью? И т. д.

Предупредите ребенка, что он будет пересказывать рассказ, и прочитайте текст еще раз.

В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, другие забрались в какую-нибудь щель, трещинку, под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жу-желиц. В последние дни сентября пропадают дневные ба-бочки. Они или погибают, или забираются в укромные уголки на зимовку.

3. Загадайте ребенку загадки или предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».

Этот увалень мохнатый, Сладкоежка полосатый Опускает хоботок В распустившийся цветок.

(Шмель)

Злюка тощая такая Надо мной весь день летает И ужалит ненароком, Если я измажусь соком.

(Оса)

По листочку проползает, Всюду дырки оставляет. Вот прожорливая штучка! А свернулась закорючкой.

(Гусеница)

ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Два пера, и три былинки, И листочек, и травинку В муравейник принесли Работяги... (муравьи).

Звон весь день в ушах стоит. Надо мною кто звенит? Прилетел он со двора. Длинный нос у... (комара).

4. Попробуйте вместе с ребенком составить рассказы о насекомых по плану:

  • Какого он (она) размера?

    Какие части тела у него (у нее) есть?

    Как он (она) передвигается?

    Чем питается?

    Приносит пользу или вред? Например:

Эта бабочка называется крапивница. Она небольшая. У нее продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, две пары ножек и красивые шелковистые крылья коричневого цвета с красными, желтыми, белыми и чер-ными узорами. Крапивница хорошо летает. Бабочка пита-ется цветочной пыльцой. Гусеница бабочки питается лис-тьями растений и наносит растениям вред.

5. Если ребенок легко справляется с этим заданием, можно предложить ему придумать загадки-описания о насекомых по образцу:

Это маленькое насекомое. У него круглое тело, маленькая головка с большими глазами и короткими усиками, три пары ног. Надкрылья насекомого - красного цвета с чер-ными точками. Под ними - пара прозрачных крылышек. Насекомое хорошо летает. Оно приносит пользу, потому что уничтожает тлю. Кто это? (Это божья коровка.)

6. Выучите с ребенком четверостишия о насекомых. Покажите ребенку, как можно рассказать их выразительно. Следите за правильностью произношения звуков.

Фигуристка водомерка По воде, как по фанерке, Пробежала, проскочила, Даже ног не замочила.

Вот большое коромысло Над речушкою зависло.

Стрекозу так называют. Это каждый школьник знает.

Майский жук - как рыцарь в латах, Очень страшный и усатый. Жук над веткою кружит, От жужжанья весь дрожит.

Зеленый кузнечик кобылкой зовется. И стрекот кобылки в траве раздается. А скачет кобылка как заводная. Я более прыткой букашки не знаю.

Нектар и пыльцу собирает пчела. С утра до заката у пчелки дела. Пчела-хлопотунья, пчела-непоседа Накопит нам меду на пасеке деда.

    Предложите ребенку разделить названия известных ему насекомых на слоги: ба-боч-ка, стре-ко-за, му-ра-вей, ко-мар, му-ха, жу-же-ли-ца, гу-се-ни-ца.

    Пусть ребенок попробует произвести звуковой анализ слова жук с помощью вопросов:

    С какого звука начинается слово жук?

    Какой звук следует за первым?

    Каким звуком слово жук заканчивается?

    Сколько всего звуков в этом слове?

    Сколько согласных звуков в слове?

    Сколько гласных звуков?

    Сколько слогов? Почему?

5. Перелетные и водоплавающие птицы

1. Напомните ребенку, что одной из примет осени явля-ется отлет перелетных птиц в теплые края. Знает ли он, почему птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, стано-вится трудно добывать корм.).

    Предложите ребенку вспомнить названия перелетных птиц: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди.

    Помогите ребенку разделить названия этих птиц на слоги, сделать звуковой анализ слова утка.

В этом слове четыре звука. Первый звук - [У], он глас-ный. Второй звук - [Т], он твердый согласный. За ним следует звук [К], тоже твердый согласный. Последний звук - [А], гласный. В слове два слога, потому что в нем два гласных звука.

4. Поиграйте с ребенком в игру «У кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете взрослую птицу; ребенок бросает мяч вам и говорит, как называются ее птенцы.
Например:

У скворца... - скворчата. У журавля... - журавлята. У аиста... - аистята. У грача... - грачата. У утки... - утята. У гуся... - гусята.

5. Предложите ребенку отгадать загадки, а если появится желание - выучить их и потом загадать друзьям.

Вдоль по берегу гуляет, На лягушек нападает. На носу повисла капля, А зовется птица... (цапля).

Птица белая как снег. Птица, что красивей всех. Выгибает гордо шею. Назови ее скорее!

(Лебедь)

Клином выстроились птицы, Им на месте не сидится. Закурлыкали вдали Чудо-птицы... (журавли).

  • Картотека фильмов сервиса «видео-по-запросу»

    Документ

    The 1 1 90 17 Кислород / Oxygen 1 1 87 173 Разведка 0 / Recon 0 1 1 90 174 Планета сражений / SUIT 1 1 8 175 Адрес неизвестен 1 1 117 17 Береговая охрана 1 1 91 177 Весна, лето, осень, зима и снова весна 1 1 103 178 Самаритянка 1

  • Картотека предполагаемых учителей 1-ых классов в 2011-2012 уч г

    Документ

    г. (название ОУ) № Ф.и.о. (полностью) Дата рожд. Образов. указать в т.ч. Учебное завед. и дата окончания) Специальность по диплому и Номер диплома Предмет и должность (в том числе указать совмещение: библиотекарь, соцпедагог и т.

    • Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? Божья коровка .
    • Следующая чудо-букашка самая большая из всех трудяжка, иногда кусается и муравьем называется.
    • Ранним утром ей не спится - очень хочется трудиться. Вот и меду принесла работящая... пчела .
    • Как жужжу я в летний день, знает Твое ушко. Залетаю в каждый дом, зовут меня... мушка .
    • В тёмном уголке живёт, шёлковую нить плетёт, он тайком сюда забрался, строить новый дом собрался. Это же паук . Часто его ошибочно считают насекомым, однако он принадлежит к ряду членистоногих животных из класса паукообразные.

    Как насекомые готовятся к зиме

    Вспоминая виды насекомых, мы узнали, что все они имеют свои особенности, а, следовательно, и к зиме готовятся по-разному. Давайте все-таки узнаем, как.
    Как божья коровка готовится к зиме?
    Эта маленькая красавица всем нравится, потому что имеет яркую глянцевую окраску и считается символом счастья. Однако между собой жучки не слишком дружат- они, видимо, мечтатели, которые наслаждаются жизнью в одиночестве. Но когда на улице начинает опадать листья и воздух становится прохладным, божьи коровки объединяются в группки и ищут теплые места для зимовки, такие как: кора деревьев, мох, камни. Сообразительные красно-черные бусинки прячутся в квартирах. Основная задача солнышка осенью - поиск сухого и уютного места для отдыха. Снежную зиму эти насекомые, к сожалению, не видят, ведь впадают в спячку еще до ее прихода.

    Как муравей встречает зиму? Муравьи постоянно держатся группами и всю жизнь строят домики, которые называются муравейниками. Эти трудолюбивые букашки совсем не боятся холода, потому что не замерзают даже тогда, когда мы надеваем шубы и перчатки. Им не нужно искать место для зимней ночевки, ведь они всегда могут отдохнуть в лабиринтах муравейника. Однако к зиме они, все же, готовятся. Так, осенью в теле муравья выделяется специальная жидкость, которая согревает его изнутри. А называется она глицерин. Именно благодаря этой магической жидкости муравьи не мерзнут зимой.

    Как зимуют пчелы? Труженицы-пчелы на зиму в спячку не впадают. С наступлением холодов матка прекращает кладку яиц, а пчелки все больше времени проводят в гнезде. Все они скапливаются вокруг личинок и куколок, чтобы поддержать температуру, необходимую для их жизни. Никаких работ пчелки зимой не выполняют, сидят почти неподвижно. Клубок пчел состоит из 30-35 тысяч особей. Внутри клубка температура всегда выше, чем снаружи. Поэтому пчелки, которые замерзли, протискиваются вглубь, а их место занимают пчелы, которые побывали в тепле. Главные враги пчел зимой - сильные ветры, влажность и голод, поэтому пчеловоды должны постараться, чтобы обеспечить пчелкам спокойную и уютную зимовку.

    А паук - трус. Осенью пауки скрываются, чтобы не встретиться лицом к лицу с холодной зимой. Водяной паук кутается в кокон и погружается под воду, где засыпает до весны. Пауки, которые живут в лесу, или на улице прячутся в деревянной коре. А те, что пугают нас дома, засыпают где-то в щелях.

    Что делают зимой комары и мухи? Интересно, что комарики и мухи на зиму прячутся в оконных рамах и щелях домов. Муха, которая упала в спячку, способна просуществовать полгода и больше. С наступлением тепла мухи оживают и ходят, словно сонные. Придя в себя, насекомые возвращаются к привычной жизни, которая обычно длится около месяца. А комары часто не доживают до зимы. Взрослые особи проводят всю свою жизнь, а именно лето и осень, на суше. Дальше все самцы-комары погибают, а самки (и то не все) отправляются на водоемы, чтобы переждать зиму, а весной отложить яйца для зарождения новой жизни.

    Теперь мы знаем куда прячутся насекомые зимой: они находят себе удобные места, в которых крепко спят. А мы в это время играем в снежки, лепим снежную бабу, празднуем Рождество Христово и Новый год и очень редко встречаем сонных насекомых.



    Статьи по теме: