Внеурочное занятие в начальной школе на тему: Добро и Зло. Современные дети о добре и зле

Алёна Роговая
Беседа «О добре и зле» с детьми старшей группы

Цель : Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.

Задачи :

развивать чувство удовлетворения за добрые дела ;

направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь;

воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.

Ход беседы

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости» , послушайте стихотворение :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым , доверчивым!

Пусть доброе утро – длится до вечера!

О чем мы будем говорить сегодня?

Дети : О добре .

Воспитатель : А как вы думаете, что такое добро ? Что значит творить добро ?

Рассуждения детей.

Воспитатель : Для чего нужны доброе сердце и добрая душа ?

Дети : Чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Воспитатель : А какое сердце у злого человека?

Ответы детей.

Воспитатель : Злой помогает людям?

Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты . Это Дерево наполняет мир добром , напоминает о том, что нужно творить добро . Но с ним произошла беда. Оно завяло и перестало цвести из-за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? (победит зло) .

Воспитатель : Чтобы добраться до Дерева , нам надо преодолеть препятствия.

Первое препятствие - болото.

Игра «Перейди болото» .

Правило объяснить : перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки-кочки.

Раздаю всем по три дощечки (картонки, одному не хватает.

Воспитатель : Что делать?

Воспитатель : Мы поделились кочками, это какое дело?

Дети : Доброе .

Воспитатель : Доброе дело радость приносит.

Вместе с детьми повторяем пословицу .

Воспитатель : Какие слова говорят тому, кто с тобой делится?

Дети : Вежливые, добрые слова .

Воспитатель : Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело – поделился кочкой.

Дети благодарят друга.

Следующее препятствие :

Воспитатель : Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки) .

Ответы детей.

Следующее препятствие : «Герои сказок» .

Воспитатель : Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев?

На столе лежат картинки героев сказок.

Воспитатель : Про каких героев вы можете сказать, что они добрые ?

Дети : Золушка, Красная Шапочка, Айболит, «Заюшкина избушка» (Петух выгнал Лису, «Муха – Цокотуха» (комарик) .

Дети объясняют какие поступки совершили эти герои.

Воспитатель : А только ли добрыми бывают сказочные герои?

Ответы детей

Воспитатель : Назовите злых сказочных героев?

Дети : Злая мачеха, Волк, Бармалей, Лиса, Паук. Объясняют, какие поступки совершили герои.

Воспитатель : Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики.

Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым выражением .

Воспитатель : Добро побеждает зло , люди не зря говорят : Доброта спасет мир .

Вместе с детьми повторяем пословицы : Добро побеждает зло , Доброта спасет мир .

Воспитатель : Вот мы и добрались до дерева Доброты . (на магнитной доске висит ватман – на нем нарисовано сухое печальное дерево). Дерево печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки , добрые дела . Какие добрые дела можете вы совершать?

Ответы детей : помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т. п.

Воспитатель : Давайте расскажем о своих добрых делах . Если вы совершаете добрые дела , значит у вас доброе сердце . Расскажите о своем добром деле , иприкрепите на дерево сердечко.

Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги.

Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч.

Воспитатель : Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело ! А сейчас присядьте на корточки, закройте глаза.

Включаю песню Кота Леопольда «Если добрый ты » .

В это время меняю дерево с сердцами на цветущее красивое дерево.

Воспитатель : Открывайте глаза, посмотрите, что произошло с деревом. Мы своими добрыми делами оживили дерево, оно расцвело и напоминает людям, что нужно творить добрые дела .

Вывод : Хорошо ли творить добро ?

Ответы детей

Воспитатель : Добрый человек добро сеет .

Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре .

Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки . Давайте построим пирамиду Доброты . Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты . Давайте вспомним добрые дела , которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее .

Публикации по теме:

Практическая беседа с детьми старшей группы «Компьютерные файлы и папки» Практическая беседа с детьми старшей группы на тему: «Компьютерные файлы и папки Задачи: Обучающие: - Закрепить понятия «Файл», «Папка»,.

Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья». МДБОУ «Детский сад № 43» Воспитатель Харламова Н. В. Цель: Формировать у детей позитивное.

Беседа с детьми 2 младшей группы «Мамочка, мамуля» Беседа «Мамочка, мамуля» Цель: -воспитывать уважение, доброе отношение и любовь к своей маме. Задачи: - развивать внимание, речь, мелкую.

Беседа с детьми средней группы «Если добрый ты» Ц е л ь: воспитание положительных черт характера, побуждение к добрым делам и поступкам. З а д а ч и: осмысление и понимание слов “доброта,.

Беседа с детьми старшей группы «Права ребёнка» Задачи: Познакомить детей с их правами. Воспитывать уважение к членам семьи. Материал: Бумага, карандаши, маска медвежонка, медведицы, лепестки.

Беседа с детьми старшей группы «Щелкунчик и мышиный король» Ольга Ермошина Беседа с детьми старшей группы " Щелкунчик и мышиный король" Цель: Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана; подготовить.

Классный час для 3-4 класса с презентацией. Добро и зло

Сценарий классного часа для обучающихся 3 - 4 классов «Добро и зло»

Суртаева Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ», Республика Алтай Турочакский район с. Верх-Бийск
Данный классный час будет полезен учителям начальных классов, он предназначен для детей 3 – 4 классов.
Тема классного часа: «Добро и зло»
Цель: Формирование у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, воспитывать культуру общения.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость, учить совершать благие дела.
Оборудование: презентация (смена слайдов и изображений по клику), словарь русского языка С.И.Ожегова.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
2.Вступительная беседа.
- Ребята, посмотрите на экран. (2 слайд)

-Что объединяет картинки? (предположения детей)
- Можете ли вы предположить, какая тема нашего занятия? (ответы детей)
- Я вам дам ещё одну подсказку. (3 слайд)


- Посмотрите на экран. Знакомые герои? Какая общая тема объединяет картинки из сказок? (ответы детей)
- Ребята, тема классного часа «Добро и зло» (слайд 4)


3. Беседа по теме занятия.
- Ребята, какие сказки вы можете вспомнить, где встречается тема добра и зла? (ответы детей) Вспомните, пожалуйста, героев, которые имеют положительные качества. А каких героев мы можем назвать отрицательными? (заранее можно подготовить иллюстрации самых популярных героев)
- Ребята, добро и зло – это особые слова. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Кто может из вас постараться ответить на вопрос: что такое добро? (дети высказывают свои предположения)
- Я принесла с собой словарь русского языка С.И.Ожегова. В этом словаре мы попробуем отыскать ответ на наш первый вопрос: что такое добро? (слайд 5)


- Обратите внимание, что слово «Добро» имеет два значения. (обсуждение с детьми)
- И второй вопрос, на который мы постараемся ответить, а что такое зло? (своё мнение высказывают дети)
- Уточним в словаре, не ошиблись ли вы в своих ответах. (слайд 6)


- Ребята, посмотрите на следующий слайд. (слайд 7)


- Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)
4. Просмотр притчи «Два волка"
- А сейчас я предлагаю посмотреть одну притчу, которая называется «Два волка». (при просмотре притчи учитель читает текст сам или хорошо читающий учащийся (слайд 8 видео)


5. Обсуждение и анализ притчи.
- Как вы поняли смысл этой притчи? (рассуждения детей)
- Как можно объяснить слова старика: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь »?
- Каждый человек способен вскормить в себе доброго или злого волка. Каждый решает сам, какой волк ближе. Я хотела бы всем пожелать, чтобы вы совершали только добрые поступки, говорили только добрые слова.
- А чем отличаются слова добро и доброта? (ответы детей)
- Если бы сейчас я предложила вам нарисовать картинку под названием «Добро», то что бы вы на ней изобразили? (ответы детей)
- А я хочу показать вам вот такую добрую картинку (слайд 9). И прочитать маленький стишок:Хочешь, чтоб тебя любили? Делай людям ты добро. Очень скоро убедишься - поступаешь ты умно!


- Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, зле, доброте? (работа с детьми. Детям можно предложить пословицы на экране, а можно раздать на листочках и разобрать смысл нескольких пословиц и поговорок). (слайд 10)


6. Работа с пословицами и поговорками.
- У каждого из вас доброе сердечко, я это точно знаю. Посмотрите, сколько таких сердечек в нашем классе – целый сад! И я так этому рада! (слайд 11)


- Я очень надеюсь, что в нашем садике будут всегда красивые цветы, крепкие корни и множество плодов. Обещаете стараться?
7. Обобщение полученного материала.
- Ребята, мы с вами сегодня на занятии много обсуждали, высказывали свои мнения. Какие советы теперь вы можете дать своим младшим братишкам и сестрёнкам, а может даже и старшим? (ответы детей) Я предлагаю вам сформулировать несколько полезных советов, которые мы будем хранить в своей памяти. (можно предложить детям нарисовать плакат) (слайд 12 с песней)


- Какой герой мультфильмов всегда призывает жить дружно? Конечно, Леопольд. И сейчас я предлагаю вам послушать его песенку «Песенка о доброте».
8. Подведение итогов.
- Ребята, вспомните, как же заканчиваются наши любимые сказки?
-Добро побеждает зло! И я вам желаю, чтобы в вашей жизни было так же! (слайд 13)


- И в завершении нашего занятия я хочу вам прочитать небольшое стихотворение (слайд 14 а).


Как хорошо, что доброта
живёт на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота,
Без доброты ты - серый камень!
-Я надеюсь, что наше занятие прошло не зря и вы очень многое возьмёте с собой в вашу жизнь!
9. Домашнее задание.
- Я прошу вас дома сочинить свою маленькую сказку о добре, зле, доброте.
(слайд 14 б). Спасибо за внимание!

Презентация на тему: Сценарий классного часа для учащихся 3-4 классов "Добро и зло"

Наталья Дранникова
Конспект НОД для детей старшей группы и родителей «Добро и Зло»

Конспект НОД детей старшей группы

Тема занятия : «Добро и Зло »

Образовательная область : Социально-коммуникативное развитие

Цель занятия : Формирование у детей нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи :

Образовательные :

Учить понимать значение терминов «Добро » и «Зло» ;

Учить детей обобщать , делать выводы;

Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу;

Познакомить детей с конструированием из бумаги , способом оригами.

Воспитательные :

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу, родителям , окружающим людям;

Воспитывать умение чувствовать и видеть хорошее и плохое.

Развивающие :

Способствовать развитию коммуникативных компетенций (умение выслушать, искренне высказать своё мнение, проявлять доброжелательность );

Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, взрослыми;

Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей;

Развивать фантазию, внимание, память, логическое мышление.

Практико-ориентированные :

Применять полученные знания в общении с друзьями, родителями , педагогами и другими окружающими людьми.

Интеграция образовательных областей :

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки, картинки, ватман, краски, бумага белая, свеча (безопасная, аудиозаписи с песнями о доброте , видеоролики.

Аудитория : дети подготовительной группы и их родители

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, художественная.

Форма проведения : Совместная деятельность

Ход деятельности:

Дети заходят в зал под музыку (Дорогою добра )

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам в гости и хочу, чтобы мы сегодня вместе с вами немножко поиграли, можно? Меня зовут Наталья Сергеевна. А как вас зовут, вы скажите хором. Раз, два, три, свое имя назови. Молодцы! Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем, я буду читать стихотворение, а вы в конце каждой строчки будете громко и дружно добавлять слово ПРИВЕТ! Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы. Солнце красному.

Дети : Привет!

Воспитатель : Небу ясному.

Дети : Привет!

Воспитатель : Люди взрослые и малыши.

Дети : Вам привет от всей души!

Воспитатель : У меня к вам просьба, ребята : «Закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души, откройте глаза, посмотрите : стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица . А значит, здесь

собрались добрые люди ».

А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, и передадим, друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта . (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас сегодня.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (клип «Доброта » )

Ответы детей

Воспитатель Правильно, ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о добре и зле .

Но сначала давайте настроим ваши глазки (гимнастика для глаз)

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко. (Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем. (Делают лодочки.)

Ладошки – это лодочки у нас :

Одной закроем левый глаз,

Другой закроем правый глаз. (Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

Глаза закрыты, ладоней не касаются…

Сейчас с них напряжение снимается.

(Думают о хорошем. воспитатель может давать разного рода установки типа : «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т. д.)

Тихонько уберем ладони,

Медленно глаза откроем.

То, что стало четче видно,

Мы от вас, друзья, не скроем.

Воспитатель Как вы думаете, что такое добро ? Добрый человек , он какой? Какие поступки людей вы можете назвать добрыми ?

Ответы детей

Воспитатель Ребята, а что же такое зло? Какой, по вашему мнению, злой человек? Вы знаете, какие поступки можно назвать недобрыми , злыми?

Ответы детей

Воспитатель Скажите, а кто же всегда учит вас, что такое хорошо, а что такое – плохо? Кто всегда помогает и подсказывает вам, какие поступки нужно совершать, а какие нет? (ответы детей ) . Конечно, это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Они всегда с вами рядом. Хотите, чтобы и сегодня они были с вами? Тогда закройте глазки и подумайте о них.

В зал заходят родители и встают с детьми в круг

Воспитатель Дорогие родители , мы говорим сегодня о добре и зле . О хороших и плохих поступках. Вы поможете нам?

Ответы родителей

Воспитатель Ребята, посмотрите внимательно, в зале находятся разноцветные конверты, я предлагаю вам взять по одному конверту и вместе с родителями посмотреть , в них лежат картинки, на которых изображены хорошие и плохие поступки, рассмотрите их, а мамы и папы помогут вам понять, какой поступок и почему хороший, а какой плохой.

Дети и родители рассматривают картинки, родители объясняют детям , какие поступки на них изображены

Воспитатель А давайте с вами поиграем. Родители встают напротив детей . Я буду предлагать вам ситуации, а вы должны показать, какие эмоции вызывает у вас эта ситуация. Как будет вести себя ребенок и как будет вести себя родитель . Попробуем?

Игра «Этюды» (ситуации : у ваших мамы, папы, бабушки – день рождения, вы нарисовали красивый рисунок и подарили его; вы гуляли на улице и пришли домой очень грязный; родители уезжают в командировку надолго; родители подарили вам подарок, о котором вы долго мечтали; вы разбили коленку; у мамы болит голова; мамы долго не было и она вернулась домой)

Воспитатель Молодцы! Здорово! Ну а теперь все вместе повеселимся и сделаем маленькую зарядку!

Музыкальная физкультминутка

Воспитатель А теперь задание для наших родителей . У вас на карточках написаны пословицы и поговорки о добре и зле . Пожалуйста, прочтите их и объясните нам, как понять эти выражения.

Родители читают и объясняют значение пословиц и поговорок

1. Добрый человек добру учит

2. Добро всегда побеждает зло

3. Мир не без добрых людей

4. Доброе слово лечит , а злое – калечит

5. Доброта без разума – пуста

6. За добрые дела - добром платят

7. Добрая слава лежит , а злая бежит

8. За доброго человека сто рук поднимут

9. Кто любит добрые дела , тому и жизнь мила

10. Доброта нигде не теряет своего достоинства

11. Доброе слово человеку - что дождь в засуху

12. Живи добрее , будешь всем милее

Воспитатель А у меня для вас еще одна игра. Я называю вам слово, а вы должны назвать противоположное по смыслу слово.

Игра «Говори наоборот» (добрый-злой , хороший-плохой, веселый-грустный, радость-печаль, белое-черное, светло-темно, честный-лживый, война-мир)

Воспитатель Как вы считаете, когда на земле – мир, это хорошо? Это добро ? А что же тогда война? Правильно, война это самое большое зло. Война – это страх, боль, слезы, горе. И особенно для детей , которые становятся абсолютно беззащитными перед этим страшным злом.

Клип «Отмените войну»

Воспитатель Скажите, какие эмоции вызвал у вас этот клип?

Ответы детей и родителей

Воспитатель Как вы считаете, что нужно делать людям, чтобы на Земле всегда был мир, и чего делать нельзя?

Ответы детей и родителей

Воспитатель Я предлагаю нам всем вместе составить композицию, символизирующую мир и доброту . Вы согласны? С чем ассоциируется у вас слово МИР? Мир – это солнце, голубое небо, любовь, счастье, мама рядом. А еще символом мира считается голубь. Давайте сделаем так, мамы и папы будут рисовать большое красивое солнце, а мы с вами сделаем белых красивых голубей. Я вас научу.

Клип «Пусть всегда будет солнце»

Родители рисуют солнце , воспитатель с детьми делает птиц способом оригами. Дети и родители встают все вместе на фоне картины. Воспитатель предлагает взять детям воздушные шарики, чтобы композиция выглядела еще радостней и веселей.

Воспитатель Вот такая замечательная композиция у нас получилась. Как мы ее назовем? Давайте, я сфотографирую вас на память, о нашей встрече.

Воспитатель Ну что же, вот и подошла к концу наша встреча с вами. Ребята, что вам понравилось сегодня? А что не понравилось?

Ответы детей

Воспитатель Дорогие родители , а вам понравилось заниматься вместе с детьми? Вам было интересно? Может быть, вы хотите что-нибудь сказать?

Ответы родителей

Воспитатель Я тоже хочу сказать вам большое спасибо, мне было очень интересно общаться с вами. Хочу пожелать вам, чтобы в вашей жизни встречались только добрые люди , чтобы вы старались делать только добрые дела , чтобы ваши сердца были добрыми , внимательными и любящими! И на прощание я хочу прочитать вам такие строки :

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом .

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле .

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

Спасибо. До свидания.

Дети вместе с родителями выходят из зала под музыку (Дорогою добра )

Цель: развитие представлений детей о добре и зле;

разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;

убедить в необходимости добра и добрых поступков.

Задачи:

Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;

Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по духовно-нравственном воспитании 3 класс «Добро и зло»

Подготовила учитель начальных классов МОУ Проводниковсая ООШ имени героя РФ А.С.Маслова

Цель: развитие представлений детей о добре и зле;

разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;

убедить в необходимости добра и добрых поступков.

Задачи:

Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;

Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.

Оборудование: бланки с кроссвордом, весы с чашами, таблички с надписями «зависть», «Жадность», «грубость», «Предательство», «война», «ложь»), фигурки улыбающихся человечков, толковые словари С.И. Ожегова.

Ход урока

  1. Организационная деятельность учащихся.

- Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2.Вступительная часть

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав кроссворд. (у детей бланки с кроссвордом) (работа в группах: 2 группы по 8 человек).

1.Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

2.Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь

3.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

4.Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

5.Пожелание добра.

6.Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

7.Близкие отношения, основанные на доверии.

3. Основная часть.

Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: «Что есть Добро, а что Зло. И как это влияет на окружающий нас мир и общество.

Может кто-то из вас уже сейчас скажет что-нибудь о Добре и Зле?

Хорошо, что у вас так много ответов.

Назовите однокоренные слова к слову «добро» («зло»).

Посмотрите, пожалуйста, в толковые словари, найдите и прочитайте, какое определение дает этим словам С.И.Ожегов (работа в группах по карточкам).

1 группа: добро, добродетель, доброта, добрый, добряк, добродушный

2 группа: зло, злоба, злобный, злодей, злодеяние, злорадство.

Ответы детей.

Добро – то, что полезно людям, обществу, способствует его сохранению, процветанию, то, что предотвращает вражду.

Зло – противоположно добру, оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступи, разжигает вражду.

В реальной жизни встречается Добро и Зло; люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идет борьба между «силами Добра» и «силами Зла» - одна из важных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Легенда о грехопадении.

А знаете ли вы, что когда-то все люди на Земле были добрыми и жили они прекрасно в раю. Но однажды они совершили очень плохой поступок. Поселив их в раю, Бог разрешил им есть плоды любого дерева, кроме плодов от того дерева, которое называлось деревом познания, добра и зла.

Но Сатана – враг Бога и людей, захотел погубить первых людей – Адама и Еву.

Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?». Ева ответила: «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы не умереть.» тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: «нет. Не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».

Когда Ева посмотрела на дерево после слов Сатаны, то оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что дает знания. Тогда она сорвала с него плоды и съела их, и дала есть также мужу своему, Адаму. После этого Бог сказал Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: «Не ешь от него», - то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Затем Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада, и они не могли больше возвратиться в него. Так совершилось грехопадение первых людей.

С тех давних времен изменились человек и весь мир. Очень многие люди стали совершать грехи –нехорошие поступки.

Подумайте, а мы с вами совершаем плохие поступки?

Ответы детей.

Конечно, все мы не безгрешны. Но это совсем не означает, что мы с вами плохие. Плохим является наш поступок.

А как мы себя чувствуем, когда совершаем плохие поступки?

Ответы детей.

Нам тяжело на душе, стыдно за свой поступок. Это называется – раскаяние. Раскаивались ли вы в каком-нибудь поступке?

Ответы детей.

Один человек молился: «Как ему спастись?»

И вот в видении ему были показаны райские селения. Подходит Он к одной обители, самой прекрасной, спрашивает человека, живущего в ней: «Скажи, раб Божий, что ты делал на Земле? За что ты получил здесь обитель?»

Он отвечает: «Я был работником у одного злого человека. Он за работу мне не платил, делал мне только зло. Но я до конца у него работал безропотно. И вот получил здесь обитель».

Подходит он ко второй обители: «А ты, -спрашивает,-что делал?» и ответил ему обитавший в ней: «Я всю жизнь болел, но безропотно переносил свою болезнь».

Что значит «безропотно»?

Безропотно – значит покорно, без недовольств.

Вывод:

Жизнь каждого из нас очень коротка, и нельзя ее тратить на мелочную злобу и раздражение.

Без страдания (от зла) ни одна жизнь не проходит. Страдание посылается человеку как экзамен, проверку на добро. Нужно нам помнить, что в любых жизненных обстоятельствах мы не должны пускать зло в свою д ушу. Если не можешь сразу сдержать внутренний гнев, то хотя бы язык придержи. Лучше помолчать.

Есть еще один совет.

Есть такая прекраснейшая добродетель-незлобие .

Вы быстро забываете обиды. Любящая мама иногда вас наказывает. Вы плачете, даже пытается ударить свою мать. Но проходит минутка и снова вы обнимаете свою маму.

Уступчивость – любимая дочь незлобия. Она нужна нам, как воздух.

ВОПРОС:

Хотите видеть примеры гибельной неуступчивости (упрямства)?

Течет быстрая и широкая река. Если кто попадет в ее бурные и крепкие объятия, то тому несдобровать. Закрутят воды. Завертят, понесут и поглотят… Через реку пролегает узенький мостик.

Только одному свободно можно пройти по этому мосту, а двоим еле-еле разойтись.

Вот смотрите, смотрите…

Два барана

(инсценировка сказки детьми)

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил:

«Мэ-э-э,

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

С.Михалков

Вопросы:

2.Как можно было бы разрешить ситуацию иначе?

Вопрос:

А как же мы с вами живем?

Помочь старушке перейти улицу или уступить место в автобусе – раньше этому в школе учили, в книгах, в фильмах.

Теперь это не в почете. «Брать от жизни все», а помогать пожилым людям это почти позорно.

Стихотворение о добре.

«Я вчера был занят очень,

Я трудился что есть мочи,

Целый день добро творил:

Кошке домик мастерил,

Собирал гулять сестричку –

Отыскал ей рукавичку,

Маме пол подметал,

Бабушке очки подал,

Папе гвоздь забить помог,

Так работал – изнемог!

Зря считает мой братишка,

Что я просто – хвастунишка.

Я нисколько не хвалюсь,

Я просто радостью делюсь!»

Предлагается детям потренироваться в добрых делах.

1.Стоит в автобусе бабушка рядом с мальчиком. Что должен сделать мальчик?

2.Девочка встретилась в дверях со взрослым человеком. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?

3.Во дворе посреди глубоких сугробов есть маленькая узкая дорожка. На ней встретились мальчик и женщина. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?

Работа с пословицами.

Творческая работа (составление коллажа)

Звучит песня «Дорогою добра» (на чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, дети, облака, солнце, цветы, птицы, звери.)

Как мы назовем эту картину?

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Вывод:

Мы сегодня узнали, что надо учиться любить и делать только добро в этой жизни!

Это так трудно.

- Не злиться, когда нас обижают,

Уступать всем,

Не драться.

У нас не всегда получается делать добро, чаще всего мы:

Злимся

Упрямимся

Деремся.

Мы часто встречаемся со злом и видим, что много зла стало на земле. Но мы знали, что добро сильнее зла и уничтожить зло можно не войнами и убийствами, а только добром и любовью. Мы хотим быть сильными в добре.

Золотое правило доброго человека.


Добро и зло… Чтобы научиться их различать, детям нужны годы и люди, с которых можно брать пример. Нравственность – не всегда свойственное детям понятие, оно не заложено с рождения.

Мяч катится по мостовой. За ним бежит четырехлетний Миша. Его шестилетний брат Диму едва успевает удержать малыша — мимо проносится автомобиль.
«Молодец ! — похвалили Диму прохожие. — Хорошо следишь за братишкой
Дима неприветливо отвечает: «Слежу, а то вечером не дадут телевизор посмотреть».

Выходит, Дима, не герой, а просто бессердечный чертенок? Неужели телевизор ему важнее, чем жизнь братика?

Однако тут нет никакого противоречия: наверняка Дима не хочет, чтобы с Мишей что-то случилось, но куда больше его занимают собственные интересы.
И это совершенно нормально для ребенка в его возрасте.

Дети мыслят иначе, чем взрослые. Наши моральные принципы и взрослое понимание темы Добро и Зло, детям пока ни о чем не говорят.
Они еще только учатся правилам поведения в обществе, таким как предупредительность, терпимость и готовность помочь.
С колыбели они усваивают только одно: надо все делать правильно, чтобы родители тебя любили. Поэтому добро для маленького ребенка — это прежде всего то, что приносит ему пользу, или то, за что родители не ругают.

Насколько собственные интересы дети ставят выше моральных обязательств, показывают результаты исследования, проведенного психологами.

Дети дошкольного возраста были поставлены перед выбором: встретиться с другом, с которым договорились об этом заранее, или пойти в кино.
Все выбрали кино. Почему? Кино — это интересней. А то, что они могут обидеть друга? Этого они не понимали.

Все логично: у детей младше десяти-двенадцати лет нет самой важной предпосылки для нравственного поведения — способности войти в положение других людей, воспринять их чувства как свои собственные.

Как же ребенок приходит к умению отличать добро от зла?
Что такое правильно, а потому хорошо, ребенок начинает понимать, наблюдая за взрослыми, прежде всего за родителями.

В раннем возрасте малыши воспринимают это примерно так:
добро — это то, что мне разрешают и за что мама и папа меня любят;
зло — это то, за что ругают и наказывают.
Но знать -это одно, а вести себя в жизни соответствующим образом надо еще учиться и учиться.

При маме трехлетняя Аня ругает свою подружку: «За волосы тянуть нельзя!» А только мама вышла из комнаты, Аня хватает подружку за косу.

Нравственный ориентир — поведение родителей
Ясно одно: нравственным примером для наших детей являемся мы сами. Конечно же, мы не хотим растить драчунов и взломщиков автомобилей, но нам не надо ни неудачников, ни слюнтяев и трусов. Мы хотели бы иметь уверенных в себе, активных детей. Они должны быть порядочными, воспитанными, но умеющими за себя постоять. Как передать детям свое понимание нравственных ценностей и правил игры в общении с другими людьми? Для этого взрослые должны быть примером для детей.

Родители должны обращаться с детьми так, как они хотели бы, чтобы дети обращались с ними.

Готовности помочь дети учатся у взрослых

Если мы хотим воспитать в детях дружелюбие и терпимость, надо приглашать в гости всех их друзей, даже таких, которые нам, родителям, не очень симпатичны.

Чтобы дети научились сопереживать другому, они должны видеть, как мать и отец, например, утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалидам. И, конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди.
Вроде всё просто и банально… Но именно эти повседневные мелочи и сформируют понимание – что такое Добро.
А про Зло дети и без родителей, благодаря нашим СМИ узнают (увы).

Если мы хотим воспитать в детях чувство ответственности, мы должны в первую очередь дать им такую возможность: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, в домашнем хозяйстве или при уходе за домашними животными.

Чтобы дети научились правильно, критически относиться к себе и другим людям, надо принимать их всерьез и разрешать им откровенно выражать свое мнение, принимать участие в совместном решении.
Чтобы воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, собственной значимости, ему нужна такая атмосфера в семье, когда теплота, взаимопонимание и сознание защищенности становятся чем-то само собой разумеющимся. Только так малыши могут приобщиться к нравственным ценностям Добра и Зла.



Статьи по теме: