Занятие по ручному труду в подготовительной группе «Вот паук — восемь. Или лап? Или рук

Программное содержание: расширять представления о насекомых, закрепить понятие о цикле развития бабочек, учить отгадывать загадки

Познакомить детей с некоторыми ракушками (донакс), показать характерные особенности их формы, цвета, рассказать о способе работы с данным природным материалом; воспитывать интерес к работе с новым материалом, вызвать желание делать игрушки такого же качества, как образец.

Материал: крышка с фоном, ракушки донакс, пластилин, вермишель, фото бабочек, доски, карточки с изображением цикла жизни бабочек, куклы бибабо Фиксики, ширма - мастерская, аудиозапись «Танец бабочек», игрушка дракончик, плакат с изображением природы.

Ход занятия.

Ребята, когда я сегодня шла на работу-то увидела маленького дракончика. Он сидел и жалобно плакал. Я его привела к нам в группу, так как не могла оставить его одного. Оказывается, ему друзья загадали загадки, а он не смог на них ответить.

Тогда я предложила ему спросить ответ у вас. Вы то наверняка отгадаете эти загадки.

Утром ползает,

В полдень недвижимо,

А вечером летает.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Конечно же, это бабочка!

Дино: «А, кто это-бабочка?»

Дети: Бабочка- это такое насекомое.

Повесить картинки с бабочками.

Вос-ль: Этих насекомых недаром называют «летающими цветами» — настолько они красивы. Окрашенные в яркие тона, эти создания порхают с цветка на цветок, питаясь сладким нектаром. В отличие от других насекомых, которые нас жалят и кусают, бабочки не приносят нам вреда, а только удивляют и восхищают нас своей трепетной красотой. Жизнь бабочки полна чудесных превращений. А давайте с вами отправимся на лесную полянку и понаблюдаем, что же происходит с бабочкой…

Кто из вас может рассказать, что происходит с бабочкой?

Бабочка откладывает яйца. Из них появляется гусеница. Сначала она стройна,…потом начинает усиленно есть листья. Превращается в толстую, огромную…затем обматывает себя шелковой нитью - превращаясь в куколку. Нитки между собой склеиваются и образуют плотный кокон. Затем он лопается и появляется бабочка.

Воспит: ребята, давайте ее внимательно рассмотрим, что есть у бабочки (туловище, голова, усики, крылья)

А вы хотите побыть настоящими бабочками? Тогда я превращу вас в гусениц. Ложитесь на ковер…начинайте обматываться шелковой ниткой. Потихоньку кокон лопается. На свет появляется бабочка. Движения осторожны и лишь, когда крылья окрепнут, она начинает порхать над цветами…

Дино: Ой, теперь я знаю, как появляются бабочки. Вот мне бы с ними подружиться.

Вос-ль: Конечно, сейчас подойдем к окну и обязательно подружимся с какой-нибудь красивой бабочкой. Ой, я совсем забыла. Сейчас только начало весны…и бабочек совсем совсем мало. Как же нам помочь динозаврику?

Дети: Мы можем их сделать!

Вос-ль: Давайте отправимся в мастерскую к Фиксикам и вместе что-нибудь придумаем.

А в мастерской сегодня только ракушки, пластилин, вермишель.

Как мы можем их использовать?

Давайте обратимся за помощью к Фиксикам. О, они уже обо всем позаботились (рассматривание образца)

Туловище сделано из пластилина, крылья - это ракушки. Обратите внимание, что крылья у бабочки направлены в разные стороны. Эти ракушки называются - донакс, что в переводе с греческого обозначает - треугольная раковина. Цвет, размер раковины зависит от среды обитания, ее питания.

Длину усиков вы можете сделать тоже на свое усмотрение.

Приступайте…(ПОД МУЗЫКУ «Танец бабочек»)

А давайте вместе сделаем подарок динозаврику…Картину из бабочек. Теперь он будет любоваться на бабочек, и вспоминать всех нас…

Скачать Чтобы скачать материал или !

Сценарий мультимедийной разработки НОД

Воспитателя Нефтеюганского районного муниципального

Дошкольного бюджетного учреждения

"Центр развития ребёнка- детский сад "Улыбка" с. п.Салым

Усольцевой Ольги Петровны

Тема НОД: "Насекомые"

Вид непосредственно- образовательной деятельности - интегрированная

деятельность (познавательная, продуктивная, игровая)

Интегрируемые области - "Художественное творчество" + "Познание"+

"Социализация"

Раздел: Конструирование

Форма деятельности - продуктивная, совместная деятельность взрослого и

детей,

Место проведения - игровая комната

Цель : Изготовление насекомых методом квиллинга

Задачи:

  • Совершенствовать умение детей создавать поделку в технике квиллинг.
  • Отрабатывать выполнение базовых форм: «капля», «глаз», «тугая спираль»,«свободная спираль».
  • Закреплять умение пользоваться операционными картами.
  • Закреплять знания детей о насекомых, их отличительных особенностях, строении, пользе
  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете

Методы и приёмы :

  • Наглядные: слайдовая презентация, операционные карты демонстрационные и индивидуальные, панно "Полянка"
  • Словесные: беседа, отгадывание загадок, уточнение приёмов выполнения,

поощрения.

  • Игровые: упражнение «Перекрёстные шаги», физ.минутка «Сороконожка», релаксационное упражнение "Порхание бабочки"
  • Практические: изготовление из бумажных полосок насекомых

Оборудование и инвентарь :

  • Мультимедийная презентация "Насекомые",
  • мультимедийная доска,
  • письмо,
  • операционные карты демонстрационные и индивидуальные,
  • музыкальное сопровождение,
  • заготовки бумажных полосок,
  • инструменты для квиллинга,
  • клей,
  • салфетки,
  • кисти,
  • силуэты бабочек, стрекоз, муравья, пчелы, божьей коровки,
  • частично изготовленные формы квиллинга,
  • панно "Полянка"

Предварительная работа :

  • рассматривание альбомов о насекомых,
  • беседы о жизни насекомых.

Прогнозируемые результаты:

Знать: технологию изготовления насекомых методом квиллинга

Иметь: представление о насекомых, их разновидностях, строении, пользе.

Уметь: изготавливать насекомых в технике квиллинг

Вводная часть 4 минуты

Организационный момент:

Воспитатель сообщает что сегодня они отправляются в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым.

Предлагает подготовиться к путешествию, проводит упражнение « Перекрестные шаги» «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, через ветви пенечки. Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Основная часть 20 минут

Придя на полянку замечает, что там ни кого нет, ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересуется от кого же оно? Предлагает прочитать.

Читает письмо от насекомых:

«Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Сообщает, что с шестиногими малышами случилась беда, уточняет готовы ли дети помочь им в трудную минуту?

Но, чтобы помочь шестиногим малышам, они тоже должны превратиться в насекомых. Просит закрыть глаза и повторить волшебные слова:

Раз, два, три в насекомых превратись.

Вот мы с вами превратились в насекомых А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(бабочка).

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.

(Божья коровка).

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

(муравей).

Спрашивает как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

Просит назвать насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, божья коровка).

Уточняет почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.

Просит назвать полезных насекомых.

(бабочка, пчела, муравей.).

Уточняет какую пользу приносят полезные насекомые

(Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Предлагает внимательно посмотреть на картинки и сказать, какие формы квиллинга нам нужны для изготовления насекомых.

"Стрекоза":

крылышко- 4 полоски разного цвета в форме "капли" или "глаза",

туловище- из 6--8 полосок скрутить "спираль",

голова- 1 "тугая спираль"

глаза- по 2 "спирали" или "капли"

выкладывают на заготовку, приклеивают.

"Бабочка":

Крылышко- скрутить 4 полоски разного цвета в форме "капли";

Туловище- 1 полоска в форме "глаза"

выкладывают на заготовку, приклеивают усики.

"Пчела":

на жёлтое туловище наклеить попеременно, полоски чёрного цвета

голова- 2 полоски любого цвета скрутить в форме"дольки",

глаза- 0,5 полоски скрутить в форме"дольки",

крылья- 3 полоски скрутить в форме "глаза"

"Божья коровка":

голова- скрутить 3 полоски чёрного цвета в форме "дольки"

туловище- 4 полоски красного цвета скрутить в форме "дольки " и распустить,

между ними вставить 3 чёрных "спирали"

выкладывают на заготовку, приклеивают лапки, усики.

"Муравей"

туловище- 3 "спирали" чёрного цвета, разные по размеру

выкладывают на заготовку, приклеивают лапки, усики.

Предлагает немного отдохнуть и прогуляться

Физминутка «Сороконожка»

Говорит, чтобы оживить насекомых -необходимо их изготовить

(дети самостоятельно подбирают цветные полоски для работы)

Дети скручивают различные формы квиллинга

Накладывают и приклеивают к основе, оформляют поделку.

Заключительная часть 6 минут

Сообщает что путешествие подошло к концу, хвалит детей за то, что они помогли насекомым, освободили от чар злого паука. Предлагает взять насекомых и поселить их на цветочной полянке.

(Дети берут свои поделки и размещают их на полянке)

Предлагает полюбоваться, какая полянка стала красивая. задаёт вопросы о внешнем виде поделки, о способах оформления. Что получилось? Что не получилось? Какие были трудности?

Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!

Сообщает, что им пора возвращаться в детский сад. Но сначала опять нужно превратиться в детей. Просит закрыть глаза и повторять:

Раз, два, три повернись и в детей превратись!

Уточняет понравилось ли быть насекомыми?

А если бы была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого бы они хотели превратиться и почему?

Релаксация. «Порхание бабочки»

Говорит, что они сегодня много путешествовали, устали и предлагает отдохнуть.

Приглашает лечь на коврик, закрыть глаза и вспомнить как они были насекомыми.

"Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу".

  • Логинова И.В. Бабаева Т. И. Программа «Детство» Детство – Пресс, 2003.
  • Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. Из-во: «Николь – пресса» 2008г
  • Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. Из-во «Мир» 2008г
  • А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань" Из-во: «Айрис – пресс» 2011г

Тема: «Изготовление насекомых из яичных лотков».
Цель: Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из бросового материала.
Задачи:
Образовательная: Сформировать знания у детей по технологии изготовления насекомых из бросового материала.
Развивающая: .Формировать умение конструировать из бросового материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа.
Воспитывающая: Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.

Материалы, инструменты, оборудование:
Образцы насекомых (паук, пчела, жук, божья коровка, бабочка); ячейки из-под яиц (с двух сторон проколотые шилом); декоративная проволока; фломастеры; ножницы; декоративные глазки.
Содержание занятия:
I часть:
Педагог: Когда я сегодня утром пришла в группу, то мне передали письмо. На нем написан адрес нашего сада и указана наша группа. А от кого оно неизвестно.
И что с ним делать не знаю. Может вы мне подскажите?

Педагог: Там письмо и загадки. Прочитаем? "Дорогие дети спасибо вам за ваше тепло и улыбки. Нам было с вами весело и интересно. Вы рассматривали нас, а смотрели на вас. Нам вы показались такими умными и внимательными. Вы задавали столько необычных вопросов. Вот и мы придумали для вас загадки.
Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает,
На листок усевшись ловко.
Это - божия … (коровка)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)

Тонко кружево плету -
Не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть,
В ней останется висеть. (паук)

На цветы она садиться,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мед дала
Беспокойная … (пчела)"
Педагог: Молодцы, загадки отгадали. А в конце письма написано "С уважением бабочки."И как бабочки могли раскрыть наш секрет? Ведь совсем недавно мы с вами сходили на живую выставку тропических бабочек и даже сделали летнюю полянку. Но на ней кого-то не хватает. Как вы думаете кого?
Педагог обращает внимание на полянку.
Дети: На ней нет насекомых.
Педагог: Ребята, как вы думаете, сможем мы это исправить?
Дети: Да.
II часть:
- Ребята, сегодня мы с вами будем изготавливать насекомых из яичных лотков.
Для этого нам понадобятся: Ячейки из-под яиц, декоративная проволока, фломастеры, ножницы, декоративные глазки.
- Что есть у насекомых? (Насекомые состоят из туловища, лапок и глазок).
Показ воспитателя с описанием своей работы и акцентом на технику безопасности.
Перед вами ячейка от яиц, в ней с двух сторон проделаны отверстия. Сначала мы с вами раскрасим наших насекомых. Возьмите необходимые для вас фломастеры и раскрасьте тело насекомого. Декоративную проволоку разрежьте на 8 частей. 6 из них - это лапки и два усика, у паука 8лапок. Вставляем лапки в отверстия. Глазки сделаны из пластмассы, поэтому когда мы их приклеиваем, то держим дольше, чем бумагу. У пчелки делаем крылышки, а не лапки. Когда насекомое готово, загибаем лапки как вам больше нравиться.
- Повторите какая последовательность выполнения работы.
- Прежде чем приступить к работе, вспомните как безопасно работать с проволокой и ножницами.
Приступаем к изготовлению. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.
Насекомое готово. Посадите его на полянку куда вам захочется и поиграйте.
Физкультминутка : при необходимости.

III часть:
Дети украшают полянку своими насекомыми.
Анализ занятия:
Педагог: Кому понравилось делать насекомых? А кому было трудно в работе? Молодцы, у вас у всех получились веселые насекомые (обращаю внимание на детали в работе).
А сейчас я вам расскажу интересные факты из жизни насекомых.

Цели занятия:

Продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел и природных взаимосвязях.
Учить детей целеустремленно присоединять новый материал к уже имеющимся у них знаниям.
Ввести в активный словарь слова: улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник. Продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы.
Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей.
Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги.
Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.

Оборудование:

Картинки: пчела, цветок, мед, лекарства, дождь, улей, цветущий луг, соты, лапки с щеточками, пасечник, торт, зима.
Сигнальные карточки зеленого и желтого цвета.
Куб с картинками на гранях.
Венки их искусственных цветов, обручи-«ульи», шапка-маска медведя.
Заготовки для изготовления «пчелы», нитки, шило, черные маркеры. Оборудование для конструирования из бумаги.
Посуда и продукты питания для чаепития.

Пчела на сотах

Пчелы на цветах

Пчелы в улье

Ход занятия:

Ребята, сейчас мы с вами поговорим об обитателях пасеки. Что такое пасека? В старину пасеку называли «пчельник». Пасека – это место, где размещаются пчелиные домики ульи. А человек, который заботится о пчелах на пасеке, называется – пасечник. Повторите эти слова «пасека» и «пасечник» и запомните их.

Итак, сегодня речь пойдет о пчелах. Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны.

Выберите правильный ответ:
Пчелы относятся к животным, птицам, насекомым, рыбам.

Докажите мне, что пчела - насекомое. У пчелы, как у всех насекомых шесть лапок и тело состоит из головы, груди и брюшка.

Мозговая атака

Вспомните все, что вы знаете о пчелах. Постарайтесь вспомнить как можно больше. Воспитатель выкладывает на магнитную доску картинку, изображающую пчелу.

Ассоциативный куст

Выкладывание картинок. По мере того, как дети вспоминают знакомые им факты из жизни пчел, им предлагается выкладывать на магнитной доске картинки: цветок, мед, лекарства, дождь, улей, цветущий луг (опыление), соты, лапки с щеточками, пасечник, торт, зима. Все эти картинки выкладываются вокруг центральной с изображением пчелы.

Дидактическая игра «Так или не так»

У пчел сильные крылья, поэтому ветер и дождь им нипочем.
Пчелы живут одной большой семьей.
Одна пчела может жалить много раз.
Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.
Люди делают для пчел специальные домики – ульи.
Зимой пчелы летают, но цветов не находят.
У пчел четыре лапки.
Жало у пчелы во рту.
Мед не только вкусный, но еще и очень полезный.
Пасечником называют человека, который ухаживает за пчелами.

Дидактическая игра «Пчелки собирают мед»

Часть детей изображают цветы (им на головы надеваются веночки) и располагаются сидя на корточках по всей игровой площади. Остальные дети изображают пчел, которые летают от цветка к цветку, собирая нектар и пыльцу. Выполняя эти движения, дети-пчелы жужжат: «жжжж…».
По сигналу: «Темнеет», «Дождик собирается» или «Ветер усиливается» они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.

Сейчас я прочту вам отрывки из сказки татарского писателя Абдуллы Алиша «Нечкебиль».

Дидактическое упражнение «Предвидение по ключевым словам»

Но прежде, обратите внимание на такие слова:
Пчела, цветы, комар, жало, улей, холода.

Как по-вашему эти слова могут использоваться в сказке?

Сигнальные карточки

Возьмите в руки сигнальные карточки и слушайте внимательно сказку. Зеленую карточку поднимайте, если услышите в сказке знакомые вам факты из жизни пчел. А если узнаете из сказки что-нибудь новенькое – поднимайте желтую карточку.

Чтение отрывков из сказки Абдуллы Алиша «Нечкебиль»

Вон выстроились домики. В этих домиках живут пчелы.
Пчелы одна за другой вылетают из улья. А когда солнце поднимется высоко, воздух нагреется, они всей семьей спешат на работу. Далеко-далеко – в сады и на поля, в леса и луга…
Долго-долго летала пчелка по имени Нечкебиль, что значит «тонкая талия». Кружась, как маленький самолетик, Нечкебиль опустилась на цветок. На лугу от цветов такой аромат, будто все обрызгано духами. Нечкебиль перелетает с цветка на цветок и скоро вся покрывается цветочной пыльцой. Она переносит ее с одного цветка на другой, опыляет их. Так маленькая пчелка помогает растить богатый урожай.

Нечкебиль порхала с цветка на цветок, пила сладкий нектар. И вдруг ее кто-то окликнул.
– Пчелка, а пчелка – пропищал Комар, – подойди ко мне.
– Меня зовут Нечкебиль, если есть дело – подходи ко мне смело, – ответила Нечкебиль, а сама к Комару не стала подходить.
И стал Комар жаловаться на людей и животных. Тот, мол, рукой прихлопнет, этот хвостом прибьет. И еще Комар сказал, что боится лучей солнца, поэтому прячется под листьями и на охоту днем выходит редко.
Нечкебиль ответила комару:
– Вы пьете кровь людей, разносите лихорадку…
Но Комар был голоден и поэтому не стал слушать пчелу. Он полетел прочь. Увидел человека и сел ему на шею. Человек тут его и прихлопнул.
Нечкебиль не заметила, как, собирая мед с цветов, оказалась за далеким лесом. Когда она повернула домой, вдруг поднялся сильный ветер, пригнал грозовую тучу. Крылышки у Нечкебиль тонкие, трудно ей бороться с ветром, но она не сдается – торопится домой. Устала бедная пчелка, и к тому же, когда она уже была почти у дома, полил дождь. Нечкебиль не растерялась. Не долго думая – шмыг под лопух и укрылась от дождя. Вскоре тучи уплыли дальше, дождь перестал и засверкало солнышко. Нечкебиль снова пустилась в путь.
Прилетела она домой, к родному улью и видит: дедушка-пасечник с мальчиком, оба в сетках на лицах, окуривают ее домик. Дым пугает пчел, и они выползают наружу. Дед с мальчиком достают из ульев рамы, полные меду и кладут их в белый жестяной аппарат. Машина крутит раму, жидкий мед не может удержаться, брызжет из сот на стенки бака и затем стекает в деревянную кадку. Воздух вокруг напоен медовым ароматом.
Но почему же не видно здесь пчел? Почему они не летают с сердитым жужжанием над посудиной и не мешают людям? А потому, что цветов вокруг много и пчелы сыты.
Вот и ненастная осень настала. На полях и лугах цветы давно исчезли. Пришла пора готовиться к зиме. Дед-пасечник начал готовить ульи к зиме: починил, привел в порядок и утеплил. Мальчик ему помогал, замахал руками, и укусила его пчела. Жало пчелы осталось в носу у мальчика. Он не выдержал, заплакал.

Пчела взлетела, но долго лететь не смогла – упала и умерла.
Нечкебиль загрустила, движения ее стали вялыми, и, чтобы набраться сил для будущего года, она сладко-сладко уснула.
На этом и нашей сказке конец.

Как вы думаете, почему пчелка получила имя Нечкебиль – «тонкая талия»?
Что нового вы узнали из этой сказки?

А сейчас немного поиграем и как пчелки полетаем.

Динамическая пауза - подвижная игра «Медведь и пчелы»

Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют).
Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону.

Слова воспитателя:

Полетели пчелки
Собирать нектар и пыльцу с цветочков.
(Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)

Вот медведь идет,
(Медвежьей походкой выходит ребенок-медведь и направляется к дуплу)

Из дупла мед унесет.
Пчелки, домой!
(Дети-пчелы подбегают к дуплу)

Слова детей-пчелок:

Это дупло – домик наш,
Уходи медведь от нас:
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»
(Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)

Кубирование

Дети кидают куб и рассматривают картинку на грани, оказавшейся сверху. Картинка означает вопрос, на который этому ребенку необходимо ответить все что он знает.

Картинки на гранях куба символизируют такие вопросы.

Домик – где живет.
Мордочка – как выглядит.
Тарелка с кашей – чем питается.
Крылья, зубы, рога – образ жизни, повадки, способ передвижения, защитные свойства.
Взрослый и детеныши – как размножается.
Человек – взаимодействие с человеком.

Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)

И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)

Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)

Будет пчелкам чем питаться.
(Имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты)

Конструирование из бумаги «Пчела»

Дети рисуют черным маркером полоски на брюшке вырезанной из картона «пчелы», приклеивают крылья, прокалывают шилом отверстие, вдевают в него нитку. Получается «пчела» на нитке.

Дыхательное упражнение «Отправь пчелку в полет за нектаром»

Дети держат «пчелку» за ниточку и дуют на нее. Воспитатель словами корректирует силу, с которой дети дуют.

Вот пчелка несмело вылетела из улья.

Увидала цветы и заспешила к ним.

Набрала пчелка много меду и неторопливо летит домой.

Как быстро темнеет, торопись в улей, пчелка!

Сегодня мы много вспомнили из того, что знали о пчелах. А также узнали новые факты. Скоро вы узнаете еще много интересного о пчелах-вентиляторах, о том, как мята спасла пчел. А сейчас нас ждет чаепитие. Конечно же с медом и медовыми пряниками. Не забудьте вымыть руки.

Цели:

Расширить знания детей о насекомых.
Обогатить словарь детей по теме «насекомые».
Формировать устойчивые представления о цвете, количестве, величине, форме.
Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, определять положение предмета (середина, край), отсчитывать заданное количество предметов (один,два, три).
Продолжать учить слушать и понимать речь взрослого.
Упражнять в звукоподражании.
Совершенствовать навыки рисования, наклеивания, лепки, ручного труда.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь, внимание, мышление.
Воспитывать интерес к насекомым.

Оборудование:

Картинки с изображением насекомых: муха, бабочка, муравей, жук, пчела, гусеница и паук.
Мелкие игрушки-насекомые.
Вырезанные из плотного картона гусеницы с отверстием для шнурка в нижней части, шнурки.
Картинка с изображением гусениц разных цветов, приделанные на веревочки силуэтные картинки бабочек таких же цветов.
Картинка с изображением трех одинаковых бабочек и одной отличной от них.
Картинка-схема с изображением бабочки из геометрических фигур, геометрические фигуры, счетные палочки.
Краски пальчиковые, сложенный пополам лист бумаги, вырезанный в форме бабочки.
Картинки-фон с изображением теней трех ульев разного размера, вырезанные из цветного картона ульи, силуэтные картинки пчел.
Пластилин, семена клена, горошины, еловые иголки, вырезанный из зеленого картона листик.
Картинка с изображением муравейника и муравьев, карандаши.
Пуговицы разных цветов и размеров, силуэтное изображение сапога с наклеенными кругами, соответствующего пуговицам цвета и размера.
Вырезанные из картона жуки и цветы красного, желтого, зеленого, белого, синего цвета.
Парные картинки с изображением насекомых.
Картинка-фон с изображением жука, вырезанные детали изображения: два надкрылья, голова. Клей, черный маркер.
Разноцветные прищепки, вырезанные из плотного картона силуэтные изображения пауков без лапок.
Сетки-паутинки. Вырезанные из зеленой бумаги листочки.
Картинка с изображением паутины с кругами-каплями, плоские стеклянные камешки.
Картинка-фон с изображением теней тарелки, вилки, ножа, ложки; цветные силуэтные изображения этих столовых приборов.
Сушка, веревочки.
Аудиозаписи: «Жук», «Паучок», «Бабочка» Е. Железновой.

Ход занятия:

Рано солнышко проснулось,
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось,
Пожелало всем добра.

Игровая ситуация «Муха-именинница»

Будет, будет детвора
Веселиться до утра.
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Сегодня мы отправляемся в гости к Мухе-цокотухе. Она сегодня именинница - день рождения у нее сегодня. А кроме нас придут к мехе на праздник самые разные гости. А вот и они.

Далее воспитатель показывает картинку «Гостя», называет изображенное на ней насекомое и просит повторить. После того, как дети выполнят все задания, связанные именно с этим «гостем», воспитатель просит детей назвать его еще раз.

Пчела

Приходила к мухе бабушка-пчела.
Мухе-цокотухе меду принесла.

Дидактическая игра «Расставь ульи»

Вот домики для пчел - ульи. На место теней расставьте подходящие по размеру ульи.
Какого цвета самый большой улей, самый маленький? Посадите одну пчелу на самый маленький улей, на средний улей посадите две пчелы, на самый большой улей посадите три пчелы. Прилетели пчелы и зажужжали: «ж-ж-ж».

Муравей

Приходил муравей.
Приводил сто друзей.

Рисование карандашами «Проведи муравьев к муравейнику»

Возьмите карандаши и нарисуйте дорожку от каждого муравья к его дому - муравейнику.

Стрекоза

Прилетала стрекоза.
Растопырив глаза.

Ручной труд «Стрекоза»

Прямым раскатыванием делаем туловище, круговым раскатыванием - голову. Соединяем детали. Из семян ясеня делаем крылья, из еловых иголок усики, из двух горошин - глаза.

Гусеница

Гусеница приползала.
Превращением удивляла.

Игра со шнурками «Гусеница»

Вставьте шнурок в отверстие, проденьте и намотайте на гусеницу. Так гусеница готовится стать бабочкой.

Музыкальная пауза «Бабочка»

Дети выполняют движения соответственно словам песни: отрывают кусочки от вырезанного из зеленой бумаги листочка, ложатся на ковер, бегают, машут раками.

Дидактическая игра «Гусеница стала бабочкой»

Вот и стали гусеницы бабочками. Разложите бабочек сверху на гусениц правильно: желтая гусениц стала желтой бабочкой, красная гусеница стала красной бабочкой, синяя гусеница - синей бабочкой, а зеленая гусеница - зеленой бабочкой.

Бабочка

Бабочка прилетала.
Красиво крыльями махала.

Посмотрите на картинку и покажите бабочку, не такую на другие, отличающуюся от других бабочек.

Конструирование «Сложи бабочку»

На картинке-схеме дети выкладывают изображение бабочки из геометрических фигур. Воспитатель просит показать заданную фигуру и назвать ее цвет.

Рисование «Бабочка»

Дети раскрашивают одно крыло бабочки, складывают пополам, приглаживают ладошкой, затем раскрывают.

Жук

Приходили жуки рогатые,
Солидные, богатые.

Динамическая пауза «Жук упал»
Полетели жуки, зажужжали: «ж-ж-ж».
(Бег со звукоподражанием)

Жук упал и встать не может.
(Лечь на спину, махи руками и ногами)

Ждет он, кто ему поможет.
(Взрослый поднимает малыша)

Игра с пуговицами «Сапожки»

Приходили к мухе жуки-блошки.
Приносили ей красивые сапожки.
А сапожки не простые,
На них застежки расписные.

Разложите пуговицы на круги подходящего размера и цвета.

Дидактическая игра «Рассади жуков на цветы»

Назовите, какого цвета жуки. Эти жуки любят сидеть на цветах. Но каждый жук садится на свой цветок - такого же как у него цвета. Рассадите жуков на цветы: красных жуков - на красные цветы, синих жуков - на синие цветы, желтых жуков - на желтые цветы, зеленых жуков - на зеленые цветы.

Аппликация «Божья коровка»

На изображение жука дети наклеивают две половинки надкрылий и голову. Черным маркером дорисовывают пятнышки и глазки.

Комар

Вот комар молодец,
Он комар удалец.
К мухе в гости прилетал,
Очень весело плясал.

Дидактическая игра «Найди парную картинку»

Найдите картинку, точно такую же как у вас.

Динамическая пауза «Комарики»

Вот комарики сидят
(Сесть на ковер)

В разные стороны глядят.
(Повороты влево-вправо, ладонь приставить ко лбу)

Порезвиться захотели
(Встать на ноги)

Друг за другом полетели.
(Бег по кругу друг за другом)

По комариному запели: «з-з-з».
(Звукоподражание)

Паук

Я паук, не злой совсем.
Мух-красавиц я не ем.

Игра с прищепками «Паучок»

Из прищепок сделайте паучку лапки.

Упражнение «Паутина»

Жучок летел-летел и наткнулся на паутину. Разложите сетку-паутину перед собой. Посадите в середину жучка. Сложите паутину, разверните ее. Передвиньте жучка к раю паутины. Вырвался жучок и улетел - поднимите жука вверх.

Упражнение «Роса на паутине»

Прошел дожди и на паучьей паутине остались капельки. Разложите камешки-капельки на паутину.

Динамическая пауза «Паучок ползет по ветке»

Паучок ползёт по ветке,
А за ним ползут все детки.
(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по
предплечью, а затем по предплечью другой руки)

Дождик с неба вдруг полил
Паучка на землю смыл.
(Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение. Затем хлопок по столу, коленям)

Солнце стало припекать
Паучок ползет опять.
(Ладошки с растопыренными пальцами смотрят в стороны)

А за ним ползут все детки
(Тоже что и в начале. «Паучки» ползут вверх – на голову)

Чтобы погулять по ветке.
(Перебираем пальцами по волосам)

Муха

Дидактическое упражнение «Сервируем стол»

Разложите сверху на тени столовые приборы - тарелку, ложку, вилку и нож.

Упражнение «Сушки на веревочке»

Муха приготовила вам угощение - сушки. Возьмите по три сушки и наденьте их на веревочку.



Статьи по теме: