Мозаичное стекло: как сделать цветную картину своими руками. Мозаика из стекла своими руками Рисунки для мозаики из стекла

Много веков назад люди научились украшать мозаикой свои дома, создавая настоящие шедевры. Например, при раскопках одной из римских вилл была найдена мозаичная картина, выложенная талантливым мастером еще в III веке н.э., и она отлично сохранилась до наших дней, что говорит о долговечности этого облицовочного материала.

В наше время большой популярностью пользуется стеклянная мозаика – доступный, прочный и надежный материал с большим разнообразием цветов и оттенков.

Немного о преимуществах

Несмотря на хрупкость исходного материала, стеклянная мозаика является прочным, влагостойким, водонепроницаемым и износостойким материалом. В основном ее используют в помещениях с высоким уровнем влажности (сауны, бани, ванные комнаты, комната с фонтаном и т.д.), она способна облагородить офис, спальню, зал, кафе, магазин или ресторан.

Стекло спокойно переносит существенные перепады температур, поэтому плитка мозаика нередко используется для облицовки каминов.

Мозаикой из цветного стекла можно оживить интерьер комнаты, в которой имеется лестница. Также этим облицовочным материалом можно украсить как оконный откос, так и подоконник.

Виды стеклянной мозаики

Сам процесс укладки маленьких фрагментов мозаики весьма утомителен, и сейчас специалистов подобного профиля не так уж и много. В наше время большую популярность имеет мозаичная плитка, потому что ее укладка выполняется в разы быстрее, но создать индивидуальный рисунок из нее не получится.

Можно приобрести готовую мозаику (чипы) или нарезать из стекла своими руками, и из нее выложить задуманный узор. Рассмотрим эти моменты более детально.

Мозаичная плитка

Рынок строительных материалов предлагает большое изобилие мозаик на сетках, отличающихся формой, размерами и количеством чипов, благодаря чему процесс укладки многократно ускоряется.

Есть несколько видов мозаики на сетке.

Из стекла одного тона. Нередко такую мозаику называют сплошной, и на данный момент на нее самый высокий спрос. Поскольку каждый чип одинакового цвета, то о создании какого-то рисунка или узора не приходится мечтать. Размышляя о дизайне, максимум, на что можно рассчитывать – это комбинирование плиток разного оттенка или цвета.

Растяжки. С помощью такой отделки создаётся целый мозаичный декор, с помощью которого осуществляется плавный переход в гамме цвета от тёмного тона к светлому или наоборот.

Мозаичная смесь. Такое определение очень подходит к плитке, на которой в хаотическом порядке размещены чипы разных оттенков или цветов. Из нескольких тысяч плиток случайно могут встретиться 2 похожих, поэтому можно с уверенностью утверждать, что каждая из них создает свой, неповторимый узор.

Добавление авантюрина. Авантюрин – это кварц с мелкозернистой структурой, особенностью которого является его отражающая способность. Отполированные элементы излучают мерцающий искристый блеск. При добавлении этого материала в чипы плитки мозаики, ее вид полностью меняется из-за необычного своеобразного рисунка и исключительного блеска.

Зеркальная мозаика. Независимо от форы, такой вид облицовочного материала создает ощущение, что помещение намного больше, чем оно есть на самом деле.

Имитация золота . Во все времена золото высоко ценилось, поэтому украшения из него стоят очень дорого. В наше время отделку помещения можно выполнить стеклянной мозаикой, имитирующей золото, благодаря чему создается изысканный интерьер. Как и золото имеет несколько оттенков, так и плитка может иметь зелёный, синий и красный оттенок.

С перламутровым эффектом. Такая мозаика впишется в интерьер любого помещения, и будет смотреться легко и гармонично в ванной комнате, в гостиной и в спальне.

Мозаика (чипы)

При желании (и умении) создать нечто оригинальное можно приобрести стекляшки для мозаики всевозможных цветов и оттенков. Настоящий художник может из них сделать шедевр, ну а те люди, которые не имеют таких талантов, смогут выложить более простой узор, как на фото.

Самодельная стеклянная плитка

Стеклянная мозаика может быть сделана своими руками. Для этого обыкновенное стекло бьют, ломают или разрезают, чтобы придать ему подходящую форму. Иногда используют бой стеклянных бутылок.

Получаемый таким образом облицовочный материал используется как при создании узоров или рисунков, так и для обычной отделки какой-либо поверхности.

Изготовление мозаики

Теперь рассмотрим, как сделать мозаику из стекла своими руками. Для этого потребуется некоторый инструмент:

  1. Стеклорез. Самый обычный стеклорез подойдет в том случае, когда нужно по прямой резать мозаику на квадратные или прямоугольные куски. Для вырезания фигурных деталей понадобится масляный стеклорез с поворотной головкой.
  2. Дисковые кусачки. Без этого инструмента не обойтись, потому что с его помощью можно под прямым углом колоть стекло на мелкие кусочки.
  3. Ломатель. Это приспособление поможет отломать кусочек стекла четко по линии, намеченной стеклорезом. Если плитка будет иметь правильные формы, то можно приобрести ломатель для прямых линий, но есть разновидности инструмента предназначенные для выполнения криволинейных расколов.


Битое стекло

Процесс изготовления плитки из куска стекла сложным не назовешь, но это небезопасное занятие, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности, так как при ударе могут разлетаться маленькие и острые осколки.

Кусок стекла нужно завернуть в плотную ткань, положить на пол или стол, и ударом молотка по центру, разбить его. Таким способом получаются лучеобразные осколки, из которых нужно выбрать подходящие, или подогнать по размеру кусачками.

Обратите внимание

Битое стекло для мозаики очень острое, поэтому необходимо работать с деталями в грубых строительных перчатках. Подгоняя плитку по размеру кусачками или ломателем, позаботьтесь о защите глаз от разлетающихся осколков битого стекла.

Работа со стеклорезом

Так как резать стеклянную мозаику из стекла не у всех людей получается, то на этом вопросе стоит остановиться более подробно.

Чем резать стекло, чтобы было как можно меньше отходов? Старый, тупой стеклорез сразу можно выкинуть, так как с него толку не будет. Нужен только качественный инструмент, которым можно будет нарезать мозаику из стекла. Как правило, при выполнении работы хорошим стеклорезом не возникает проблем с нарезкой чипов.

Правила работы с масляным стеклорезом — видео

Задуманный дизайн может быть самым разнообразным, поэтому еще на этапе планирования нужно определиться с размером и формой самодельных чипов. Самый простой и самый популярный вариант мозаики квадратной формы.

Что касается ее размера, то здесь нужно учитывать не только как будет смотреться стеклянная мозаика в интерьере помещения, но и будет ли это однотонное покрытие или же планируется создать некий узор, потому что определенный рисунок будет более четким, чем меньшего размера используется плитка.

В зависимости от выбранного размера, через равное расстояние на стекле стеклорезом прорезаются линии, как это показано в видео.

Советы мастера — как правильно резать стекло стеклорезом, видео советы

Осталось прорезать полоски, чтобы с них получились чипы одинакового размера.

Укладываем стеклянную мозаику

Многие люди обращали внимание на то, как портит весь вид всего один выпавший элемент из мозаичного покрытия. Чтобы такого не произошло в вашем случае, рассмотрим, как выполняется укладка стеклянной мозаики.

О процессе монтажа мозаичной плитки мы детально рассказывали в статье «Что лучше – плитка под мозаику или мозаика». Не будем повторяться, поэтому подробно остановимся на этапах укладки отдельных чипов и самодельных элементов из стекла.

Какой использовать клей

На рынке строительных материалов можно выбрать подходящий клей для стеклянной мозаики, который будет соответствовать вашим требованиям. Поскольку стеклянная мозаика прозрачная, клей для нее подбирается белый.

Для приклеивания цветных чипов может быть использован клей подходящего оттенка. Серый состав лучше не использовать для приклеивания прозрачного или полупрозрачного материала, так как он изменит восприятие покрытия и даже может полностью изменить восприятие.

Обратите внимание

При создании витражей используется прозрачный силикон.

Также есть и другие критерии, которым стоит уделить внимание:

  1. Адгезия. Приобретенный клей для мозаики должен хорошо удерживать стекло.
  2. Стойкость к температурным перепадам. Если мозаика будет использоваться на улице или в помещении, в котором резко меняется температура (например, баня), то нужно выбрать подходящий клей.
  3. Влагостойкость. В бане, ванной комнате или сауне большая влажность, поэтому простой клей для плитки в таких помещениях использовать нельзя.

Этапы работ

  • Сначала подготавливается основание – оно должно быть, ровным и прочным.
  • Затем поверхность пропитывается грунтовкой глубокого проникновения.
  • В помещение выполняется горизонтальная и вертикальная разметка. Отмечаются начальные точки и прорисовываются рядные линии. Если намечается сделать узор из мозаики, то рисунок наносится на основу.
  • При незамысловатом монтаже прямоугольной мозаики на ровную поверхность на основу наносится минимальное количество клея, а затем приклеивается мозаика.
  • Собрать сложный узор намного сложнее, особенно из осколков стекла. По нарисованному на стене (или полу) эскизу выполняется примерка каждой детали, и только после этого на нее наносится клей или силикон, и она устанавливается на свое место. Пока наклеенные фрагменты подвижные, их можно сдвигать для того, чтобы рисунок получился более выразительным. Также на этом этапе нужно проверять ровность укладываемого покрытия.
  • Процесс нескорый, поэтому после подсыхания уложенного фрагмента мозаики, с нее удаляется клей.

Осталось затереть швы и оценить свою работу.

Техника создания мозаики из цветного стекла переживает второе рождение. Современные материалы позволяют создавать стеклянные полотна красочными, водонепроницаемыми и прочными. Панно из мозаичного стекла используется при внутренней и наружной отделке помещений. Стеклянная мозаика - модное направление с богатой историей.

Первые упоминания о ней появились в древнем Востоке. В технике мозаики украшали в основном шкатулки, другие мелкие предметы. Во времена римской империи мозаика стала очень популярной, ее использовали для украшения дворцов. Мастера создавали сложные рисунки на стенах, на полу и потолке. Очень красивые картины создавались в Византийской империи. Обычно фон был золотых оттенков, совершенные формы и идеальные линии делали рисунки и узоры четкими.

В ранние этапы средневековья (VI-VIII веков) красивые узоры создавали в Италии, в городе Равенна. Здесь украшали, дворцы, церкви и соборы.

В исламских государствах мозаика тоже была очень популярна. Ее можно увидеть в мечетях, минаретах и домах обычных людей. В России она появилась только в Х веке, но производства не было, и искусство не развивалось. Позже в Киеве начали изготавливать смальту.

Мозаичными полотнами украшен Софийский собор в Киеве. М. В. Ломоносов увлекался созданием панно из стеклянной мозаики, самым знаменитым творением считается «Полтавская битва». В настоящее время мозаика снова на пике популярности, ей украшены станции метро в Москве. Многие используют эту технику в украшении квартир и загородных домов.

Мозаичным стеклом называется сплав кремнистого песка с различными компонентами для декорирования (золотым порошком, авантюрином). Оно бывает двух типов:

  1. Смальта . Выполняется в виде диска с матовой структурой. Образуется от прессования мелких частей стекла с оксидами (солями калия и другими природными соединениями). Смальтовая мозаика отличается насыщенным цветом, имеет эффект внутреннего свечения. Используется профессиональными плиточниками при создании мозаики высокого класса.
  2. Стеклянные модули . Цветные фрагменты (осколки стекла), наклеенные на бумажную основу. Продаются упакованными в пластиковые емкости. Модули могут быть разной геометрической формы и размера. С этими фрагментами работать удобнее и безопаснее. Поэтому рекомендуется тем, кто только начинает приобщаться к этому виду творчества.

Работу с битым стеклом нельзя назвать безопасной, поэтому на протяжении всего процесса необходимо использовать рукавицы и защитные очки.

Мозаикой можно выложить не только стены в ванной комнате. Эту технику с успехом применяют для украшения многих других объемных предметов. Из битого стекла можно сделать следующее:

Мозаикой облицовывают бассейны, фонтаны, джакузи, оформляют арки, колонны. Цветными изделиями декорируют мебель, используют их для отделки балконов, лоджий. Стеклянные модули можно приобрести в качестве подарка для людей, занимающихся творчеством.

Изготовить мозаику из стекла своими руками несложно. Можно создать декоративное панно, выложить кухонный фартук, украсить раму зеркала, сделать эффектные вазоны для цветов. Для изготовления мозаики понадобятся разноцветные осколки. Чтобы сделать разноцветное стекло, потребуется приобрести некоторые инструменты: стеклорез (простой - для резки стекла по прямой линии или масляный - он нарежет стекло на кусочки любой формы). Также необходимо взять дисковые кусачки и ломатели (кусачки, щипцы).

Вначале необходимо создать эскиз, по которому будут выкладываться стеклышки. Затем подготовить кусочки стекла (ломаные, битые или нарезанные) можно использовать дополнительные украшения (бисер, ракушки, бусины).

Процесс сбора плитки из стекла своими руками состоит в следующем:

  1. Нужно аккуратно перенести рисунок на поверхность (стену, столешницу).
  2. Затем кусочки стекол промазывают жидким клеем и прикладывают их на выбранное место.
  3. Между элементами оставляют зазоры, так мозаика будет выглядеть объемной и более эффектной.
  4. Когда поверхность высохнет, все зазоры тщательно заполняют затиркой, разравнивают состав силиконовым шпателем.
  5. После высыхания поделки излишки затирки удаляют губкой.
  6. Готовое изделие можно покрыть лаком, чтобы получить витражный эффект.

Созданием оригинальных, декоративных изделий можно заниматься вместе с детьми, сделать полезные презенты для друзей к любому празднику. Техника создания мозаичных украшений совершенствуется на протяжении нескольких веков, она еще долго будет служить не одному поколению.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Знакома ли вам детская игрушка в виде трубки с маленьким окошком, глядя в которое, мы видим причудливые узоры и разноцветные орнаменты? Мозаика – одна из находок художников-декораторов, позволяющая оживить самый унылый интерьер. Ее с успехом можно использовать в оформлении садового участка.

Для создания мозаичных композиций подойдут самые неожиданные предметы:

  • осколки кафельной плитки или разбитой посуды;
  • расписанныеакриловой краской камешки;
  • цветные пластиковые крышки из-под пива, минералки, соков и т.д.;
  • разноцветные бутылки;
  • стекло из старых оконных рам и т.д.

Элементы мозаики не обязательно должны быть правильной геометрической формы. Предлагаем вашему вниманию несколько техник, с помощью которых можно своими руками преобразить дачный пейзаж.

Оформление вертикальных поверхностей

Декорировать мозаичными орнаментами или панно можно любые стены дачных построек:

  • садовых домиков и беседок;
  • летних душевыхи туалетов;
  • деревянных и каменных заборов;
  • подпорных стенок и т.д.

Одной из задач ландшафтного дизайна является визуальное увеличение пространства. Для того чтобы участок казался больше, возле стен высаживают плетущиеся растения, устанавливают кадки с небольшими деревцами. Однако розы, клематисы, виноград или другие лианы растут медленно, а результат хочется получить сегодня. Мозаика – идеальная техника, которая легко справляется с этой задачей. Растительные мотивы на стенах расширяют пространство, создавая иллюзию продолжения сада.

Удобно использовать плоские черепки от посуды или битый кафель.

Порядок работы:

  • очистите стену от мусора и пыли;
  • место, отведенное под картинку, немного выровняйте шпаклевкой и отшлифуйте;
  • нарисуйте контуры будущего панно;
  • по инструкции приготовьте раствор для укладки плитки или воспользуйтесь готовым клеем;
  • работу начинайте от середины рисунка, подбирая черепки по форме и оттенку;
  • клеевой раствор наносите шпателем не на весь контур, а на небольшую часть, продвигаясь дальше по мере выкладки элементов мозаики.

На первом этапе стена должна просохнуть в течение суток. Затем снимают остатки клея, а швы между кусочками мозаики обрабатывают специальной кафельной затиркой, которую также удаляют после высыхания. Эти действия удобно выполнять мягкой влажной губкой.

Разноцветные дорожки

Для украшения тропинок, подъездных аллей или других дачных магистралей, в основном применяют твердые материалы. Это может быть натуральный или искусственный камень, дерево или керамическая плитка. С помощью камешков разного размера и текстуры можно «нарисовать» простой орнамент или же создать настоящий персидский ковер.

Модной тенденцией последних лет стала постройка из цветной гальки. Раскрашивают морскую или речную гальку специальными акриловыми красками. Технология такая же, как для тротуарной плитки, но есть одна особенность – гальку укладывают на ребро. Такой способ обеспечивает лучшее сцепление цементного раствора с камнем, а значит, дорожка будет прочнее. Мозаика может состоять из камней одного размера, или же быть контрастной – мелкие камешки укладывают в промежутках между крупными плоскими плитками.

Мозаика из стекла

Стеклянные картины достойны отдельного внимания, потому что возможности этого материала безграничны. Живопись стеклом – это единственное занятие, где не стоит с тревогой относиться к разбитому зеркалу – ведь его осколки тоже можно использовать.

Создавать панно по готовым эскизам достаточно просто – за основу можно брать узоры из женских журналов для вязания орнамента или для вышивки крестиком. Они удобны тем, что готовая картина набрана из одинаковых элементов определенного цвета. Но можно использовать разные как по размеру, так и по форме кусочки стекла, а в качестве эскиза – любую иллюстрацию или рисунок. Главное – заготовить материал и разложить по оттенкам. Эта технология требует некоторых навыков – в первую очередь нужно научиться правильно резать стекло.

Пошаговые действия:


Техника набора мозаики – такая же, как при укладке кафельной плитки на стену. Можно использовать специальный клей или жидкие гвозди.

Ложная мозаика

Еще одна техника удивляет своей простотой и неповторимым эффектом. Эта техника подойдет для тех, кто не отличается терпеливостью, но хочет получить результат. Собственно, данный прием не является мозаикой, скорее – это один из приемов декупажа, хотя здесь тоже присутствует стекло, а рисунок состоит из мелких частей. В чем же подвох? Для ложной мозаики применяют целое стекло, причем красить его не нужно.

Для работы необходим рисунок, который должен выглядеть как мозаика из стекла . Это может быть любая иллюстрация, фото, или картина, нарисованная самостоятельно, коллаж из цветов и листьев, абстракция из блестящих конфетных фантиков и т.д.

Порядок работы:

  • на подготовленную поверхность наклеивают рисунок;
  • сверху наносят прозрачный клей для стекла;
  • накладывают тонкое стекло (от старых оконных рам) и хорошо придавливают;
  • если поверхность горизонтальная – укладывают груз.

Когда клей полностью высохнет, острым концом молотка стекло надбивают в нескольких местах. В итоге получатся хаотичные осколки, при этом стекло до конца не разбито. Ватным тампоном, смоченным водой удаляют стеклянную пыль. Затем нужно сложить пополам небольшой листок мелкозернистой наждачной бумаги и аккуратно пройтись по сколам. Это действие даст два результата:

  • расширит немного швы;
  • сгладит острые края осколков.

Получившиеся швы затирают как обычно. Если в затирку добавить немного бронзовой краски – получится эффект старины.

Где можно использовать? В этой технике лучше оформлять горизонтальные поверхности:

  • столешницы садовой мебели;
  • бортики искусственных водоемов;
  • бордюры высоких клумб и т.д.

Фанерные листы, декорированные в технике ложной мозаики, используют для обшивок стенок , на террасах, других дачных постройках.

Декорирование мелких предметов

На приусадебном участке не выбрасывают ничего – любые предметы можно использовать для украшения. О мы уже рассказывали, такой же прием используется для стеклянных изделий, только применяют специальные акриловые краски для стекла.


Акриловую краску с эффектом металлик наносят с помощью трафарета. Прозрачный акриловый гель можно смешать с мелким бисером и эту пасту нанести на поверхность старых плафонов или вазонов.

Создать эффект мозаики красками тоже очень просто – использовать трафарет. А любую мозаичную технику с успехом применяют для создания вазонов, подсвечников, других предметов декора, которым всегда найдется место на даче.

В ландшафтном дизайне и интерьере особую популярность приобретают декоративные панно и элементы из стеклянной мозаики. Они смотрятся интересно, эксклюзивно, имеют сходство с витражными работами. Особо радует, что мозаика из стекла своими руками позволяет создавать шедевры из подручных средств и преображает любой интерьер. Изделия из осколков стекла будут уместны в любом исполнении — начиная от декорирования цветочных ваз и заканчивая оформлением настенных панно. В этой статье вы найдете несколько интересных идей по оформлению такого декора.

Материалы и инструменты для работы

Мозаика из битого стекла своими руками сочетается с разными элементами, поэтому исходные материалы для работы могут быть разнообразными:

  • Можно воспользоваться обломками кафеля, плитки или стекла.
  • Подойдут также бисер, ракушки, камни и разные украшения.

Если вы собираетесь профессионально или часто заниматься этим видом творчества, желательно приобрести специальные инструменты, позволяющие обрезать кусочки стекла по заданным размерам и придавать им нужную форму. Тем более, что этих инструментов не так уж и много:

  1. Стеклорез бывает двух видов: обычный (разрезает стекло по прямой линии) и масляный (обеспечивает криволинейные надрезы за счет поворотной головки)
  2. Дисковые кусачки могут расколоть стекло на мельчайшие кусочки, получив при этом скол под углом в 90 градусов к поверхности.
  3. Ломатели бывают разных видов, они позволяют разламывать кусочки разных форм.

Подготовительный этап — эскизы, подготовка деталей и основы

Перед тем, как приступить к работе, необходимо подготовить эскиз будущего шедевра. Изначально важно определиться с объектом работы: будет ли это ваза, украшение стены, декоративное панно или картина. Исходя из этого, уже подбирайте рисунок. Это могут быть:

  • четкие геометрические линии;
  • абстрактные элементы;
  • образы животных и растений;
  • картина в стиле фэнтези.

Важно! Если вы не очень сильны в художественном ремесле, можете за основу взять схему для вышивки или любое готовое изображение.

Следующим этапом при создании мозаики из стекла своими руками является подготовка исходного материала. Мозаику изготавливают из ломаного, разрезанного или битого стекла. Процедура подготовки довольно опасная, поэтому нужно быть предельно осторожными, или же приобрести готовые кусочки в магазинах для творчества.

Важно! Если вы хотите получить не схематический рисунок, ломаные стекляшки обработайте стеклорезом или кусачками, пытаясь придать им нужные очертания.

  • Для крепкого удержания работы подготовьте также несущую плиту, например, лист стекла или крышка стола. Важно, чтобы эта плита не коробилась и не горбилась.
  • Нанесите ровный слой клея на горизонтальную плиту.

Важно! Гипс или цементный состав можно использовать для заливки мозаики. Для мозаик большого размера полезно добавлять вещества, замедляющие сгущение массы, например, декстрин или квасцы.

Технология

Подготовительный этап пройден, теперь можно перейти к основному процессу. Итак, как сделать мозаику из стекла своими руками:

  1. Переводим рисунок на выбранную поверхность.
  2. Берем стекло нужного цвета и, смазывая его клеем, приклеиваем на соответствующее место.
  3. Аналогично заполняем все пространство нашей схемы. При этом не забываем оставлять промежутки между частями. Это добавит вашему изделию объемный вид.
  4. Дождемся, когда все высохнет, и заполним оставленные промежутки затиркой, разведенной до консистенции сметаны. Эту процедуру удобно проводить при помощи шпателя.
  5. После просушки убираем излишки влажной губкой.
  6. При желании можно покрыть изделие лаком, после полного затвердевания затирки. Это придаст мозаике витражный эффект и обеспечит продолжительный срок службы.

Видеоматериал

Мозаика из битого стекла своими руками — отличная возможность окружить себя необычными и уникальными вещами, а также внести красоту и эксклюзивность в интерьер любого помещения.

Прежде чем определиться, можно или нет самостоятельно изготовить и уложить мозаику, следует разобраться: что это вообще такое — мозаичная отделка поверхностей, откуда родом технология и в чем она заключается?

Оглавление:

Что известно о мозаике?

Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.

Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:

  • создание основы;
  • накладывание грунта;
  • подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
  • разработку шаблона;
  • а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.

Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.

Что такое мозаика?

Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.

Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.

Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.

Немного истории

Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Современность

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.

Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:

  • кубизм (как будто созданный под мозаику);
  • пуантилизм;
  • импрессионизм и пр.

Укладка мозаики

Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

  1. Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
    Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
    Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
  2. Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
    Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
    Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
    Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
    При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.

Самостоятельное изготовление мозаики

Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.

«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.

Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:

  1. Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
  2. Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
  3. Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
  4. Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
  5. Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.

Связующее для мозаики

Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:

1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.

Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).

Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.

Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.

Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).

Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.

Мозаика из ракушек

Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.

Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.

В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.

Инструмент для выкладки мозаики

Потребуется специальный инструмент, большинство наименований которого, к сожалению, в магазине не купишь — придется делать самостоятельно, благо в интернете полно инструкций, как его можно смастерить. Итак, нужны будут:

  • «янтарный» лобзик (миниатюрный, рукоятка которого удерживается двумя пальцами), легко сгибающийся из обычной велосипедной спицы;
  • упор с аккуратной выемкой;
  • «коготок»;
  • «грибок» и пр.

Материал


Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету.
Где-то что-то подкрасить, если требуется.

Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.

Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.

Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.

Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.

Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.

Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:

  1. Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
  2. После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
  3. Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
  4. В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.

Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.

Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).

Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.

После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.

Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.

В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.

Нечто особенное

Многие хотели бы создать своими руками нечто особенное. И мозаику — тоже.



Статьи по теме: