Акрополь. Храмы Акрополя: Парфенон, Эрехтейон, Ники Аптерос

Храм Парфенон - один из символов Греции, памятник античной архитектуры, расположенный в центральной части Афинского акрополя.

Парфенон - античный храм, главный символ столицы Греции Афин и всей страны. Вместе с другими строениями Афинского акрополя Парфенон является объектом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм посвящен покровительнице города Афине-девственнице, которая также считается покровительницей всей Аттики - области вокруг города.

В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афина была награждена за свою девственность, являвшуюся одним из основополагающих качеств богини. Учеными считается, что из культа девы-воительницы Афины впоследствии вырос христианский культ Богородицы.

Храм расположен в центре Афинского акрополя - верхнего города Афин. Афинский акрополь - холм в центре города, представляющий собой скалу высотой 150 м над уровнем моря с пологой вершиной. На верхней площадке акрополя размерами 300 м на 170 м еще с архаических времен располагались различные храмы, дворцы и скульптуры.

Архитектура Парфенона

Благодаря развитой культуре Афинского полиса, история донесла до наших дней имена людей, построивших храм. О том, кто построил Парфенон, гласят мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы. Автором проекта является архитектор Иктин, зодчий Калликрат руководил возведением храма, великий скульптор Фидий производил внешнюю отделку здания и был автором скульптур, украшавших фронтоны и внутреннее помещение храма. Общее руководство осуществлял великий государственный деятель и отец-основатель афинской демократии Перикл.

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм, прямоугольный в своей основе, окруженный со всех сторон колоннадой дорического ордера. Центральные фасады имеют по 8 колонн, боковые - по 17, итоговое количество колонн в Парфеноне составляет 50.

Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.

Храм практически полностью построен из дорогостоящего пентелийского мрамора, а в первоначальной отделке широко использовалось золото. Храм стоит на трех ступенях высотой полтора метра, с центрального западного фасада здания вырублены ступени, использовавшиеся для входа в здание. Общая длина здания - 70 м, ширина - 31 м, высота - 14 м.

До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда для человечества потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос работы великого скульптора Фидия, некогда стоявшая в центре Парфенона. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11, еще 19 скульптур в XIX веке были варварски вырублены и вывезены в Великобританию, где сейчас и хранятся в Британском музее.

История Афинского Парфенона

Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства - 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов - более 18 тонн серебра.

В III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.

Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом , однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.

В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.

Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.

На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.

В итоге, нельзя дать однозначный ответ на вопрос «Кто разрушил Парфенон?». Уничтожение великого храма - дело рук множества людей: от османских правителей Греции и жителей Афин до ценителей античного искусства из Европы.

После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.

Что сейчас

В наше время Парфенон - главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный облик храма, пусть и не сохранившегося полностью до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях античной Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского акрополя внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Парфенон

Парфенон находится на территории Афинского акрополя в самом центре греческой столицы. Для того чтобы попасть на холм Верхнего города, необходимо добраться до центра Афин. При поездке наземным метро Афин необходимо выйти на станции Акрополис красной ветки афинского метрополитена. Также к холму с расположенным на нем храмом ведет крупная пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту.

Экскурсии в Акрополь

Посетить территорию акрополя можно самостоятельно, для этого необходимо приобрести билет в кассе при входе на территорию археологического памятника.

Расписание работы Афинского акрополя: 8:00 - 20:00, без выходных дней.

Стоимость билета: 12 EUR, билет действителен в течение 4 суток со дня приобретения.

При посещении акрополя строго запрещено трогать руками древние постройки, в том числе и колонны.

Заказ индивидуальной экскурсии по акрополю и осмотр основных достопримечательностей с русскоязычным гидом обойдется в 320 EUR. Также в программу этой экскурсии входит обзорная поездка по Афинам. Продолжительность экскурсии: от 2 до 5 часов.

Великолепный храм в Афинах Акрополя, известный как Парфенон, был построен между 447 и 432 гг. до н.э., в эпоху Перикла, и был посвящен божеству и покровителю города — Афине. Храм был построен для размещения новой культовой статуи и провозглашения миру успеха Афин.

Храм оставался в эксплуатации более тысячи лет и, несмотря на разрушения времени, взрывы, грабежи и ущерб от загрязнения, он по-прежнему доминирует в современном городе Афины, великолепном свидетельстве о славе, которой город пользовался на протяжении всей древности.

Проект по строительству нового храма, для замены поврежденных зданий акрополя, после персидского нападения на город в 480 г. до н.э., и возобновления разрушенного храмового проекта, начатого в 490 г. до н.э., был составлен Периклом. А финансирован был из излишков военной казны Делиана Лига, которые сплотились воедино, чтобы .

Со временем конфедерация превратилась в Афинскую империю, и Перикл поэтому не испытывал никаких сомнений в использовании средств Лиги, чтобы начать масштабный проект строительства для прославления Афин.

Сам Акрополь занимает площадь около 300 на 150 метров и в высоту максимум достигает 70 метров. Храм, который стоит на самой высокой части акрополя, был спроектирован архитекторами Калликратом и Иктином.

Пантелийский мрамор с близлежащей горы Пентеликон использовался для строительства, и никогда ранее в греческом храме не было так много мрамора.

Пантелийский мрамор был известен своим чистым белым видом и мелким зерном. Он также содержит следы железа, которое со временем окисляется, придавая мрамору мягкий медовый цвет, сияние которого особенно заметно на рассвете и закате.

Название Парфенон происходит от одного из многих эпитетов Афины (Афины Парфенос), то есть Девы. Парфенон означает «дом Парфеноса», который так был назван в 5 веке до н.э., представляющий собой камеру, в которой размещалась культовая статуя. Сам храм был известен как мега неос или «большой храм», который относился к длине внутренней клетки: 100 древних ног.

С 4-го века до нашей эры все здание приобрело имя Парфенон.

Проектирование и размеры Парфенона

Никакие предыдущие греческие храмы не были так щедро украшены скульптурами. Парфенон станет крупнейшим дорическим греческим храмом, хотя он был новаторским в том, что смешивал два архитектурных стиля Дорика и более нового — Иона.

Храм имел площадь 30,88 м на 69,5 м и был построен с использованием соотношения 4:9 в нескольких аспектах. Диаметр столбцов по отношению к пространству между колоннами, высота здания по отношению к его ширине и ширина внутренней ячейки по отношению к ее длине — все 4:9.

Чтобы придать иллюзию истинных прямых линий, колонны слегка прижаты внутрь, что также дает эффект подъема здания, иллюзорно делая его светлее, чем сам строительный материал, из которого возводился храм.

Кроме того, стилобат или пол храма не совсем ровный, он слегка поднимается в центре. У столбов также есть небольшое отклонение в середине, и четыре угловых столба заметно толще, чем другие столбы.

Сочетание этих усовершенствований позволяет храму казаться совершенно прямым, симметричным в гармонии и придает всему виду здания определенную динамичность.

Архитектурные элементы Парфенона

Внешние колонны храма были дорическими, восемь из которых были видны спереди и сзади и 17 видны с боков. Это было не свойственно обычному дорическому стилю 6×13, и они были также более стройными и более тесно, чем обычно, стояли друг от друга.

Внутренняя часть была отделена шестью колоннами сзади и спереди. Она была видна через большие деревянные двери, украшенные украшениями из бронзы, слоновой кости и золота.

Кледа состояла из двух разделенных комнат. Меньшая комната содержала четыре колонны с ионной колонной для поддержки секции крыши и использовалась в качестве казначейства города.

В большей комнате разместилась культовая статуя, которая была окружена дорической колоннадой с трех сторон. Крыша была построена с использованием кедровых балок и мраморной плитки и была бы украшена акротерапией (из ладоней или фигур) по углам и центральным вершинам. В углах крыши также были выложены львиные пасти, чтобы сливать воду.

Парфенонская декоративная скульптура

Храм был беспрецедентным как по количеству, так и по качеству архитектурной скульптуры, украшавшей его. Ни один греческий храм не был так богато украшен.

Субъекты скульптуры отражали бурные времена, в которых Афины все еще участвовали в столкновениях. После побед над персами в марафоне в 490 г. до н.э., в Саламине в 480 г. до н.э., и в Платее в 479 г. до н.э., Парфенон стал символом превосходства греческой культуры против «варварских» иностранных сил.

Этот конфликт между порядком и хаосом был символизирован, в частности, скульптурами на метах, идущих по внешней стороне храма, 32 по длинным сторонам и 14 на каждом из коротких.

В них изображены олимпийские боги, сражающиеся с гигантами (восточные метрополии — самые важные, так как это была та сторона, где был главный вход в храм), греки, вероятно, включая Тесея, сражающиеся с амазонками (западные метеоры), Падение Трои (Северные метеоры), и греки, сражающиеся с кентаврами.

Фрезы проходили по всем четырем сторонам здания (иона). Начиная с юго-западного угла, повествования из фрез следует по обеим сторонам, встречаясь в дальнем конце. Храм представляет в общей сложности 160 м скульптуры с 380 фигурами и 220 животными, главным образом лошадьми.

Это было более обычным скорее для здания сокровищницы и, возможно, отражало двойную функцию Парфенона — как религиозного храма и как, одновременно, сокровищницы.

Фриз отличался от всех предыдущих храмов тем, что на всех сторонах изображен один предмет, в данном случае, панафинейская процессия, которая проходила в Афинах, и которая доставила новый, специально сплетенный халат к древней деревянной культовой статуе из Афины, расположенной в Эрехтейоне.

Сам предмет был уникальным выбором, поскольку, как правило, сцены из греческой мифологии были выбраны для украшения зданий. В процессии изображены сановники, музыканты, всадники, колесницы и олимпийские боги в центре Афин.

Чтобы смягчить трудности при просмотре фриза, под таким крутым углом, от узкого пространства между Кледой и внешними колоннами, фон был окрашен в синий цвет, а рельеф варьировался так, что резьба всегда была глубже наверху.

Кроме того, все скульптуры были ярко окрашены, в основном с использованием синего, красного и золотого. В бронзе были добавлены такие детали, как оружие и лошади, а для глаз использовалось цветное стекло.

Самая важная скульптура, находящаяся в храме

Переходы храма были 28,55 м в длину с максимальной высотой 3,45 м в центре. Они были заполнены приблизительно 50 фигурами, это было беспрецедентным количеством скульптур вообще в каком-либо храме.

Только одиннадцать из них сохранились, и их состояние настолько плохое, что многие трудно идентифицировать с уверенностью. С помощью описаний Павсания II века н.э., однако, можно идентифицировать общие предметы. Восточный фронтон в целом изображает рождение Афины, а с западной стороны — соревнования между и , за покровительство великого города.

Одной из проблем фронтонов для скульптора является уменьшение пространства в углах треугольника. Парфенон представил уникальное решение, растворяя фигуры в воображаемом море или скульптура перекрывает нижний край фронтона.

Статуя Афины

Самая важная скульптура Парфенона, находится не снаружи, а внутри — Хриселефантиновая статуя Афины от Фейдиаса.

Это гигантская статуя высотой более 12 футов и сделанная из резной слоновой кости для частей тела и золота (1140 килограммов или 44 таланта) для всего остального, обернутого вокруг деревянного сердечника.

Поэтому золотые детали могут быть удалены, если необходимо, в периоды финансовой необходимости. Статуя стояла на пьедестале размером 4,09 на 8,04 метра.

Афина, стоящая величественная, полностью вооруженная, в проходе с головой знаменитой медузы, держащая Нике.

Статуя была потеряна (и, возможно, в V веке н.э. была доставлена в Константинополь), но сохранились меньшие римские копии. В своей правой руке она держит щит, изображающий сцены из битв амазонок и гигантов. За щитом была большая спиральная змея. На ее шлеме были сфинкс и два грифона. Перед статуей находится большой бассейн с водой, который не только добавляет необходимую влагу для сохранения слоновой кости, но также действует как отражатель света, проходящего через дверной проем.

Восхищение и богатство этого храма, художественно и буквально — должно быть посылом и создавать четкое представление о силе города, который мог отдать дань уважения их покровителю.

Парфенон, безоговорочно, выполнял свою функцию религиозного центра Афин более тысячи лет. Однако в 5 веке н.э. языческий храм был превращен в церковь ранними христианами.

К восточному концу была добавлена апсида, которая требовала удаления части восточного фриза. Многие из метеопов на других сторонах здания были намеренно повреждены, а фигуры в центральной части восточного фронтона были удалены.

Окна были установлены в стены, были уничтожены больше частей фриза, а колокольня была добавлена к западу.

В 1816 году британское правительство купило коллекцию, теперь известную как «Эльгинские мраморы», которая теперь находится в Британском лондонском музее.

Эльгин отнял 14 метопов (в основном с южной стороны), большое количество лучших сохранившихся плит из фриза и некоторые фигуры из фронтонов (в частности, туловища Афины, Посейдона и , достаточно хорошо сохранившегося и лошади).

Остальные кусочки скульптуры, оставленные на этом участке, страдали от суровой погоды, особенно в конце 20-го века н.э., разрушительных последствий хронического загрязнения воздуха.

Самые важные части теперь находятся в Музее Акрополя, специально построенном современном выставочном пространстве, которое открылось в 2011.

Поздняя история

В новой форме здание сохранилось еще тысячу лет. Затем, в 1458 году, оккупирующие турки превратили здание в мечеть и добавили минарет в юго-западном углу.

В 1674 г. н.э. посещение фламандского художника (возможно, одного Жака Кэри) занималось рисунками большей части скульптуры, чрезвычайно случайным действием, учитывая катастрофу, которая вот-вот должна была нанести удар.

В 1687 году венецианская армия под руководством генерала Франческо Моросини осадила акрополь, который оккупировался турками, которые использовали Парфенон в качестве пороховой бочки.

26 сентября прямое попадание из венецианской пушки поджёг его, и массивный взрыв разорвал Парфенон. Все внутренние стены, за исключением восточной стороны, были вздуты, колонны рухнули на север и юг, и вместе с ними половина метеопов.

Этого было недостаточно, Морозини еще больше повредил центральные фигуры западного фронтона в неудачной попытке разграбить их, и разгромил лошадей с западного фронтона, когда понял, что они для него не поднимаемы.

Из обломков храма турки очистили пространство и построили меньшую мечеть, но не было предпринято никаких попыток собрать вместе из погибших руин артефакты, или защитить от случайного грабителя. Зачастую, в XVIII веке, иностранные туристы забирали себе сувенир со знаменитых руин Парфенона.

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.

Я с детства мечтал побывать в Греции. Загадочная страна из давно прочитанного школьного учебника истории всегда манила меня и казалась удивительным местом. Но что мы в сущности о ней знаем?

Наверное, каждый из нас при слове «Греция» представляет себе яркое солнце, шум моря, вкус оливок и величественные древние развалины. И наверняка большинство вспоминает одни и те же руины древнего Парфенона, расположенного на скалистом холме, – огромного сооружения с высокими мраморными колоннами и толпой туристов рядом. Что, впрочем, и не удивительно, ведь это – самый узнаваемый храм на территории Греции и, должно быть, одно из самых известных сооружений античности. Словом, это уникальное место, рядом с которым я как будто попадаю в прошлое.

Немного из истории Парфенона

Как я уже говорил, Парфенон расположен на Афинском акрополе – древнем городе на высоком скалистом холме. Построен он был в 447-438 годах до н. э. по приказу афинского правителя Перикла архитектором Калликратом и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия - великого древнегреческого скульптора. Того самого, что является автором одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии.

Парфенон – главный храм и достопримечательность Акрополя в Афинах, располагается в археологической зоне Греции, на скале из известняка, возвышаясь среди других древних храмов и построек, таких как Эрехфейон, Пропилеи, Храм Ники Бескрылой.

Удивительный храм обладает поразительной архитектурной композицией, что привлекает туристов со всего света, которые стремятся запечатлить красоту Парфенона на фото .

Кто построил Парфенон?

Возведение его началось еще до нашей эры в 488 году под влиянием Перикла. Он был построен специально на возвышении Афинского Акрополя. Храм был посвящен Афине Парфенос, таким образом, греки отблагодарили богиню за победу в Марафонской битве над сильным врагом – персами.

Храм, построенный в это время, походил на нынешний Парфенон размерами. Однако в 480 году персы разрушили Акрополь, включая еще недостроенный Парфенон. После этого строительство приостановилось на целых 30 лет. Возобновились работы в 454 году, строительством руководили архитекторы: Иктин и Калликрат, а также скульптор Фидий, который вел наблюдение за строительством.

Парфенон в Афинах строили из добытого здесь пентелийского мрамора, который изначально был чисто-белым, а со временем окислялся и обретал теплый желтоватый оттенок, как будто наполненный солнечным светом. Примечательно то, что прочие постройки до Парфенона возводились из известняка. При кладке не использовался никакой раствор, блоки старательно подгоняли друг под друга и скрепляли между собой железными штырями.

После рождества Христова Парфенон в Греции был превращен в христианскую церковь, которая была освящена в честь Святой Софии. В помещении храма даже сделали колокольню.

В 1460 году, во времена господства Османской империи, турки превратили Парфенон в мечеть, рядом с которым встал минарет. В 1687 году Афины были осаждены венецианцами, и храм использовался как склад для пороха. Это очень негативно отразилось на его состоянии, вся средняя часть храма была разрушена из-за влетевшего в него пушечного ядра и последующего взрыва. Кроме того, английский лорд увез часть скульптур Парфенона, поэтому часть уникального наследия оказалось во Франции и в Лондоне.

Внешний облик великолепного Парфенона

Место для этого великолепного сооружения в Греции выбрано неслучайно, архитекторы приложили немало усилий, чтобы разместить храм в наиболее выгодной с художественной точки зрения позиции. Парфенон должен был венчать Афинский Акрополь, возвышаясь над всеми остальными постройками.

Размеры храма зависели от размера скалы, так как архитекторы древней Греции придерживались правила золотого сечения в строительстве. Чтобы войти в храм Парфенон нужно преодолеть всего три мраморных ступени, общая высота этой широкой лестницы всего полтора метра.

Парфенон имеет форму прямоугольника, оформлен в дорическом ордере, благодаря чему обладает величественной колоннадой, которую видно издалека. Храм имеет 8 колонн на торцах и по 17 с боковых сторон (всего их 50), все они сужаются по направлению вверх и каждая оформлена декоративными желобами – каннелюрами. Колонны на углах стоят с небольшим уклоном по направлению к центру. Все эти особенности призваны сделать здание более утонченным и целостным на вид, особенно если смотреть на храм издалека.

Как выглядел храм Афины Парфенон?

В древности все внутреннее пространство Парфенона было поделено на две части.

  1. Помещение, которое восточнее, более длинное и имело название Гекатомпедон. В пространстве, скрытым за колоннами внутри храма, раньше стояла статуя богини Афины. Фигура была украшена золотом и слоновой костью, она имела деревянную основу и приличную высоту – 12 метров, работал над ней зодчий Фидий. В своей руке Афина держала более миниатюрную статую Ники. На голову ее был одет шлем, имеющий три гребня с изображениями сфинкса и грифонов.
  2. Западное помещение имело название Парфенон. В нем хранили казну и архив государства. Впоследствии Парфеноном стали именовать весь храм целиком.

Парфенон украшали различные скульптурные композиции, барельефы и горельефы. Одна из них изображает рождение богини. По легенде Зевс проглотил свою беременную жену, чтобы родившийся наследник не смог его превзойти и убить. Но, несмотря на эту хитрость Зевса, божественный ребенок все-таки смог появиться на свет. Гефест, бог огня, разрубил голову Зевса, и новорожденная богиня Афина выпрыгнула наружу.

Другой фронтон изображает спор за Аттику. Афина и бог морей Посейдон спорили, кто же из них будет покровителем города. Оливковое дерево, которое вырастила Афина, больше понравилось жителям, чем соленый источник, высеченный из скалы Посейдоном.

На торце храма изображена торжественная процессия, идущая вдоль Парфенона в честь праздника Панафинеи и поклонения богине-покровительнице города. Участвовали в ней всадники, жрицы и жрецы. Афине преподносили новую одежду, которая называлась пеплос.

Некоторые метопы Парфенона изображают различные сцены из битв и не только между людьми. На них греки борются с кентаврами, амазонками, боги борются с гигантами. Также они иллюстрируют сцены Троянской войны.

Многие детали Парфенона раньше были раскрашены, в основном преобладали синие и красные цвета. Его красили особым способом: наносили тонким слоем воск с красителем, затем под влиянием температуры краска проникала в камень. Достигался великолепный эффект окрашивания мрамора, при этом была видна его структура. Также здание было украшено венками из бронзы.



Статьи по теме: