Белые ночи краткое по главам. «Белые ночи

Белые ночи - ранняя, сентиментальная повесть Ф. М. Достоевского, созданная в 1848 году.

Она посвящена поэту А. Н. Плещееву – другу молодого писателя.

Сюжет

Всего в повести шесть глав, большая часть которой – описание «ночей». Итак, Мечтатель знакомится с девушкой Настенькой, когда в Петербурге была одна из белых ночей. Герой влюбляется в неё, и она, по-видимому, отвечает ему взаимностью, поскольку видит в нём прямо-таки родную душу.

Как брату, она рассказывает ему историю. Всё детство и раннюю юность она прожила со своей бабушкой, слепой старой женщиной, к которой она попала после того, как умерли её родители.

Бабушка была женщиной странной и ни за что не хотела отпускать девушку от себя; для этого она даже прикрепляла Настеньку за платье булавкой к своему платью. Естественно, что такая жизнь была для юной девушки унылой и безрадостной.

И так она прожила бы, может быть, всю жизнь, однако неожиданно к ним вселяется постоялец. Девушка влюбилась в него и захотела уехать с ним. Молодой человек был не против, однако он был очень беден и поэтому не смог принять её. Он пообещал вернуться через год и забрать Настеньку.

И вот прошёл год. Известно, что этот человек приехал в Петербург, живёт здесь, однако он не является за Настенькой и даже не отвечает на письма, которые она ему пишет. А раз так, то он, наверное, забыл её или полюбил другую.

Тогда Настенька решила окончательно открыться Мечтателю, поскольку заметила, как сильно он её любит. Но вдруг произошло нечто непредвиденное: объявился тот постоялец. Прежние чувства взыграли в девушке, она уходит от Мечтателя к своему долгожданному жениху.

Мечтатель, однако, прощает и понимает её и продолжает любить, несмотря ни на что. В то же время он снова одинок и чувствует себя покинутым. В конце концов, Настенька была самым ярким событием в его жизни и самым близким другом, а он для неё послужил всего лишь опорой в трудной ситуации.

Образ Мечтателя

Примечательно, что главный герой не назван по имени, словно его у него и нет. Сам Мечтатель понимает свою робость и в разговоре с Настенькой объясняет ей, что он как будто даже не человек, а некое «существо среднего рода». Понимая, что в реальном мире он практически никому не нужен, он замыкается от этой реальности в своих четырёх стенах и принимается мечтать, чтобы хоть как-то разогнать тоску.

Настенька видится ему той, которая может вернуть ему чувство реальности, он очень привязывается к ней; однако она тоже покидает его, когда встречает своего жениха. Видно, что это фигуры во многом противоположные:

Настенька в детстве была лишена настоящей жизни и теперь всем сердцем жаждет её; а Мечтатель – человек абсолютно свободный, однако сам запирает себя от окружающего мира.

Она – сильная девушка, способная ждать своего возлюбленного, сколько потребуется, а Мечтатель – человек слабый и безвольный.

Неопределённость героя – это сознательная задумка Достоевского. Однако первые критики повести, в частности, Дружинин, не поняли этого и относили эту неопределённость к недостаткам повести. Тем не менее, в целом повесть была принята благосклонно. Отмечалось почти полное отсутствие «болезненного натурализма», характерного для зрелого Достоевского. Повесть оценили и за лаконичность и точность языка, что для Достоевского тоже было нехарактерно.

Произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Белые ночи» повествует о молодом мужчине - мечтателе. Ему двадцать шесть лет. Его жизнь наполнена мечтами. Мысленные полёты в необыкновенные мира, где возможно всё, скрашивают серые будни мужчины.

Иногда главный герой и сам удивляется своим мечтам. Его реальная жизнь скучна. Он живёт в съёмной комнатке небольшого размера с выцветшими зелёными обоями. Горничная редко заходит прибраться в жилище не привередливого мужчины. Главный герой работает мелким чиновником. Чтобы хоть как-то разнообразить свою жизнь, молодой человек постоянно гуляет.

Реальных знакомых и, тем более, друзей у него нет, но мечтатель привык видеть на улицах определённых людей в определённое время. Он считает их своими знакомыми, переживает за них, если не встречает их долгое время. Также молодой человек принимает петербургские домики за хороших друзей. Поэтому он радуется за строения, если они преображаются или к ним пристраивают что-нибудь новенькое. Главный герой честно признаётся, что иногда настолько углубляется в свои размышления, гуляя по вечернему Санкт-Петербургу, что даже и не помнит, как пришёл к тому или иному месту.

Речь пойдёт о том времени, когда все жители Санкт-Петербурга уезжали на дачи. Куда ни глянь, везде повозки с вещами. У мечтателя нет дачи, поэтому ему грустно, что он, как и все, не может покинуть привычную квартиру. К счастью, гулять и смотреть на переезжающих никто не запрещал.

Однажды, возвращаясь домой с очередной ночной прогулки, главный герой встречает молодую особу. По её прекрасному личику бегут слёзы. Проникшись сочувствием к незнакомке, мечтатель решается подойти к ней. Однако девушка, испугавшись странного молодого человека, быстро удаляется. На другой стороне, куда перешла незнакомка, к ней стал приближаться другой мужчина, мозг которого не мог нормально соображать из-за выпитого алкоголя.

Решив спасти красивую девушку, главный герой переходит на её сторону и отпугивает нетрезвого господина. Благодарная девушка заводит с молодым человеком разговор. Набравшись смелости, главный герой просит незнакомку прийти и завтра на то же место и поговорить с ним. Молодая особа соглашается, признаваясь, что чувствует дружескую привязанность к спасителю, несмотря на короткий срок их знакомства. Также она просит главного героя не влюбляться в неё, так как её сердце уже занято другим.

Ночь вторая. Как и обещала, незнакомка пришла. Как выяснилось, прекрасную даму зовут Настя. Чтобы узнать друг друга лучше, они начинают рассказывать о себе. Главный герой, описав его серые будни, признаётся, что он - самый настоящий мечтатель. Сколько часов проводит он в иных мирах, где можно забыть о настоящем и наслаждаться вымыслом?! Оказывается, Настя отлично понимает нового знакомого, так как и сама любит выдумывать что-нибудь интересное. Она живёт со своей слепой бабушкой, которая нуждается в присмотре.

Все её дни проходят рядом со старушкой с книжкой или рукоделием в руках. Поэтому жизнь Насти скучна и однообразна. Однажды Настя попыталась сбежать на прогулку от бабушки пока та спала, подменив себя немой служанкой, однако когда та проснулась и обнаружила подмену, она очень разозлилась. С тех пор пожилая дама прикалывает платье девушки к своему булавкой. Мечты об иной прекрасной жизни - вот что спасает героиню в скучные вечера. Доверившись новому знакомому, Настя решила рассказать о причине своих слёз.

Бабушка сдаёт комнату, чтобы раздобыть хоть какие-нибудь деньги кроме небольшого пансиона. Однажды к ним заселился молодой человек приятной наружности. Он был добр, вежлив и учтив. Мужчина часто приносил девушке книжки и даже возил старушку с Настей в театр. В один из дней он объявил, что должен уехать. Испытывавшая симпатию к молодому человеку Настя призналась уезжающему мужчине в любви.

Тот пообещал приехать через год и взять Настю в жёны. Год прошёл. Вот уже три дня молодой человек в Санкт-Петербурге, но ни одной записки, ни одного письма не было принесено несчастной Насте. Именно это и расстроило девушку.

Главный герой, выслушав эту исповедь новой знакомой, предлагает свою помощь. Настя просит его передать через общих знакомых письмо, адресованное возлюбленному. Молодой человек чувствует себя подавленным, так как он успел полюбить юную красавицу, несмотря на её просьбу в день их знакомства. В следующий раз, когда девушка встречается с мечтателем, она восторженно рассказывает о её будущем.

Она в ярких красках представляет себе счастливую жизнь с возлюбленным. Однако, тот факт, что она полюбила человека, не похожего на главного героя чертами характера, печалит красивую девушку. Она была бы счастлива, если бы отдала своё сердце такому же понимающему и внимательному человеку как её новый знакомый.

Спустя сутки настроение Настеньки ухудшилось: она не получила ни одного письма от возлюбленного. В отчаянии девушка мысленно отвергает его, предлагая главному герою построить будущее вместе. Она уже начала мечтать о совместной жизни с понимающим слушателем, как вдруг появился молодой человек, которого она любила. Забыв всё на свете Настя бросилась к нему в объятия. Обернувшись к главному герою, девушка крепко обняла и поцеловала его. Затем вместе с возлюбленным они ушли. Мечтатель ещё долго смотрел им вслед.

Утром следующего дня главный герой получил письмо. В нём Настя просила прощения за то, что ранила мечтателя своими размышлениями о совместном будущем. Также девушка сообщала, что молодой человек берёт её в жёны. К счастью, все ожидания Настеньки окупились: молодой человек не обманул её. Перечитав письмо несколько раз, главный герой заплакал. Весь мир потускнел в его глазах, а старуха-горничная показалась ещё более старой. Безусловно, он простил Настю, так как эта юная красавица подарила ему столько прекрасных воспоминаний.

Фёдор Михайлович Достоевский

«Белые ночи»

Молодой человек двадцати шести лет — мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие — прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решётки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюблённостях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие — «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» — «мечтатели», — чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», — угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живёт со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошёл. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет… Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придёт, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достаёт самоотверженности утешать и обнадёживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он — не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле…» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите…» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвёртая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздаётся: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно…» Если Мечтатель подождёт, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюблённым.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом…». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Мечтатель, мелкий чиновник двадцати шести лет, уже 8 лет живет в Петербурге. Он любит гулять по городу, примечать дома и прохожих, следить за жизнью большого города. Среди людей у него нет знакомых, Мечтатель беден и одинок. Одним вечером он возвращается домой и замечает рыдающую девушку. Сочувствие побуждает его познакомиться с девушкой, Мечтатель убеждает ее, что прежде никогда не общался с женщинами и потому так робок. Он провожает незнакомку до ее дома и просит о новой встрече, она соглашается встретиться с ним в то же время, в том же месте.

Во второй вечер молодые люди делятся друг с другом историями своей жизни. Мечтатель рассказывает, что он живет в красочном, но выдуманном мире произведений Гофмана и Пушкина и ему порой очень сложно осознавать, что в реальности он одинок и несчастен. Девушка, Настенька, рассказывает ему, что давно живет со слепой бабушкой, которой не отпускает ее надолго от себя. Как-то в доме Насти поселился постоялец, он читал ей книги, хорошо с ней общался и девушка влюбилась. Когда ему пришла пора съезжать, она рассказала постояльцу о своих чувствах. Он ответил взаимностью, однако, не имея ни сбережений, ни жилья, он пообещал вернуться за Настенькой через год, когда уладит свои дела. И вот год прошел, Настя знает, что он вернулся в Петербург, однако на встречу с ней так и не приходит. Мечтатель пытается успокоить девушку, он предлагает ей отнести письмо ее жениху, что и делает на следующий день.

В третий вечер Настя и Мечтатель снова встречаются, девушка боится, что ее возлюбленный так и не вернется. Мечтатель грустит, ведь он уже полюбил Настеньку всем сердцем, однако она воспринимает его только как друга. Девушка сокрушается о том, что ее новый друг лучше жениха, но любит она не его.

В четвертую ночь Настя чувствует себя окончательно забытой своим женихом. Мечтатель пытается успокоить ее, предлагает заставить жениха уважать чувства девушки. Но она непреклонна, проснувшаяся в ней гордость не позволяет ей боле любить обманщика, Настенька видит нравственную красоту своего нового друга. Мечтатель больше не в силах скрывать свои чувства, он признается девушке в любви, Настя хочет забыться в его объятиях. Молодые люди мечтают о новом, светлом будущем. Но в минуту расставания появляется жених Насти, девушка вырывается из объятий Мечтателя и бежит навстречу своему возлюбленному. Несчастный молодой человек смотри вслед влюбленным.

Повесть «Белые ночи» Достоевского была написана в 1848 году, и опубликована в литературном журнале «Отечественные записки». Словосочетание «белые ночи» указывает на некую нереальность, фантастичность сюжета, а также на то, что местом действия рассказа является Петербург.

Главные герои

Мечтатель – молодой бедный чиновник, одинокий и тонко чувствующий человек, который привык уходить от реального мира в свои фантазии.

Настенька – юная, неискушенная девушка, большая мечтательница, родственная душа Мечтателя.

Другие персонажи

Бабушка – родная бабушка Настеньки, которая воспитала девочку после смерти ее родителей.

Постоялец – жених Настеньки, прагматичный и здравомыслящий молодой человек.

Ночь первая

Рассказчик – молодой чиновник, который уже восемь лет живет в Петербурге, но за это время так и не завел « почти ни одного знакомства ». В свободное время он неспешно прогуливается по городу, разглядывая прохожих.

С наступлением тепла город заметно опустел, и молодому человеку кажется, что « весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу ».

Глядя на бесконечные процессии возов, « нагруженных целыми горами всякой мебели », молодой человек чувствует в душе бесконечное одиночество. Он бы не прочь отправиться вместе с другими отдыхающими за город, но ему « решительно некуда и незачем было ехать на дачу ».

Отраду он находит в прогулках, любуясь весенней расцветающей природой. В такие моменты он с особым упоением предается романтическим мечтаниям.

Однажды, возвращаясь домой после продолжительной загородной прогулки, герой встречает девушку, которая горько плачет на берегу канала. Его одолевает желание успокоить незнакомку, но неуверенность в себе берет верх, и молодой человек лишь робко наблюдает за ней.

Испугавшись, девушка быстро уходит прочь, а юноша идет следом, укоряя себя за нерешительность. Ему приходит на помощь случай, когда к девице начинает приставать пьяный прохожий. С палкой в руках герой прогоняет нахала, и предлагает перепуганной девушке свои услуги в качестве провожатого.

Мельком взглянув на свою спутницу, юноша замечает, что « она была премиленькая и брюнетка ». Он умоляет о новой встрече, и девушка соглашается, только с условием – он не будет считать это романтическим свиданием, и не будет влюбляться в нее.

Ночь вторая

При встрече Настенька – именно так зовут девушку – просит героя рассказать о себе « самым подробнейшим образом ». Исполняя ее желание, юноша делится сокровенным: он – Мечтатель, которому даже « страшно подумать о будущем ». В реальности юноша очень одинок, и его угнетает собственная « затхлая, ненужная жизнь ». Он мечтает лишь о том, чтобы встретить родственную душу, и Настенька успокаивает его тем, что теперь у него есть друг. Полностью доверившись новому знакомому, девушка рассказывает свою историю жизни

История Настеньки

Семнадцатилетняя Настенька осталась круглой сироткой в раннем детстве, и ее воспитанием занялась бабушка. До пятнадцати лет девочка занималась с учителями, которые нанимала бабушка, благодаря чему получила весьма неплохое образование.

Жили они тем, что сдавали в аренду мезонин своего небольшого двухэтажного домика. Однажды в нем поселился новый жилец, который предложил бабушке свободно пользоваться его богатой библиотекой.

Разговорившись с Настенькой, постоялец очень удивился, что все время она проводит с бабушкой, и у нее совсем нет подруг, « к которым бы можно было в гости пойти ». Он несколько раз приглашал хозяек дома в театр, и Настенька сама не заметила, как влюбилась в молодого человека.

« Ровно год тому, в мае месяце » квартирант сообщил бабушке, что по делам службы вынужден уехать в Москву. Узнав об этом, Настенька собрала все свои вещи в узелок и предложила молодому человеку ехать вместе с ним.

Между влюбленными произошла трогательная сцена, и в итоге они договорились встретиться ровно через год на набережной в десять часов вечера.

Мечтатель застал на набережной плачущую девушку как раз в тот момент, когда она узнала, что любимый ее вернулся, « но вот уже третий день нет ни письма, ни его ». Юноша предложил Настеньке написать письмо и вызвался передать его общим знакомым влюбленных.

Ночь третья

На следующий день герой, как и обещал, отнес письмо Настеньки по указанному адресу. Девушка пригласила Мечтателя прийти к десяти часам вечера, чтобы разделить с ней ее радость.

С нетерпением ожидая прихода жениха, Настенка « сделалась как-то необыкновенно говорлива, весела, шаловлива ». Она ласково обращалась к юноше, и была очень признательна ему за то, что он не влюбился в нее и тем самым не испортил их нежную дружбу.

В приподнятом настроении Настенька принялась увлеченно строить планы на жизнь, не замечая, какими глазами смотрит на нее влюбленный Мечтатель. Однако от радости девушки не осталось и следа, когда куранты пробили одиннадцать часов – ее жених так и не объявился.

Впрочем, герою удалось успокоить Настеньку и уверить ее в благополучном исходе дела.

Ночь четвертая

Придя на набережную в девять часов вечера, Мечтатель находит там девушку. Он признается, что так и не получил ответа от ее жениха. Настенька безмерно огорчена и оскорблена в своих чувствах. Она искренне не понимает, как жених мог « оскорбить, обидеть, бедную, беззащитную девушку, которая тем и виновата, что любит его ».

Мечтатель попытался было утешить ее, но все напрасно. Девушка заявляет, что более не любит этого злого человека, который так подло обманул ее.

В эту минуту юноша чувствует, что « должен наконец говорить, высказать » свои истинные чувства к Настеньке. Он признается ей в любви, и в ответ вместе укоров с удивлением слышит ответное признание Настеньки. Девушка видит, что он гораздо лучше ее жениха, но пока не может ответить ему взаимностью. Она предлагает Мечтателю переехать к ним в опустевший мезонин и, возможно, со временем она сможет полюбить его столь же сильно, как и он ее.

Молодые люди « будто в чаду, в тумане » принимаются мечтать о совместном будущем. Но в этот момент к ним подошел мужчина, и Настенька узнала в нем своего жениха. Она стремительно « порхнула к нему навстречу », оставив Мечтателя, которому ничего не оставалось, как с горечью наблюдать за трогательной встречей влюбленных.

Утро

Утро следующего дня выдалось пасмурным. Пошел дождь, который уныло стучал в окна Мечтателя. У него сильно болела и кружилась голова – это « лихорадка прокрадывалась » к незадачливому влюбленному.

Герой получил восторженное письмо от Настеньки, в котором она просила ее простить и признавалась, что его любовь к ней « напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения ». Также она сообщила, что через неделю выходит замуж и очень хотела бы, чтобы Мечтатель и ее жених познакомились и подружились.

Герой долго перечитывал это письмо. Перед глазами его промелькнула « неприветно и грустно вся перспектива » его безрадостной жизни, которая и через пятнадцать лет вряд ли изменится к лучшему.

Однако Мечтатель не укоряет Настеньку. Напротив, он благодарен ей « за минуту блаженства и счастия », память о которой он пронесет через всю свою жизнь.

Заключение

Достоевский определил жанр своего произведения как сентиментальный роман, тем самым сделав акцент на душевных переживаниях героев, их эмоций и чувств. Но, несмотря на легкость и кажущуюся простоту повести, в ней затрагиваются важные философские вопросы о любви и счастье.

Краткий пересказ «Белые ночи» будет особенно полезен для читательского дневника. После ознакомления с ним рекомендуем прочесть повесть Достоевского в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 654.

Молодой человек двадцати шести лет - мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие - прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решётки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюблённостях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие - «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» - «мечтатели», - чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», - угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живёт со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошёл. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придёт, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достаёт самоотверженности утешать и обнадёживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он - не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле...» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите...» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвёртая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздаётся: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно...» Если Мечтатель подождёт, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюблённым.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом...». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Вы прочитали краткое содержание повести Белые ночи. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.



Статьи по теме: