Был ли пророк мухаммад рыжим волосы. Рецепт здоровых волос от Посланника Аллаха (мир ему)

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мальчика, у которого часть головы была побрита, а другая часть - нет. Он запретил им [его родителям или находившимся рядом взрослым] это [то есть брить отдельными участками], сказав: «Либо побрейте его полностью, либо не трогайте вовсе» .

В другом достоверном хадисе сказано, что «пророк Мухаммад запретил аль-каза‘ » . Когда у передавшего данный хадис спросили, что такое «аль-каза‘ «, он ответил: «Это когда ребенку часть головы бреют наголо, а часть волос вот здесь оставляют [небритой]», указав при этом на переднюю часть (чуб, хохол) и обе стороны головы (по бокам) . Аль-каза‘ в богословской литературе поясняется как «выбривание отдельных участков волос на голове, подобно разорванным облакам» . Что, конечно же, выглядит некрасиво и странно .

Важно отметить, что данные хадисы по мнению всех мусульманских ученых несут в себе смысл нежелательности (макрух танзихэн) , а не запретности (харам) . По подобного рода запретам в Сунне шейх Махмуд Шальтут , например, сказал: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия , в окружении которых живет индивидуум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, одежда, внешний вид не являются религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет . Стрижка может быть любой, но главное, чтобы мусульманин выглядел опрятно.

Когда стрижка может быть греховной?

Запрет (несущий в себе каноническую запретность, влекущую за собою грех) на ту или иную стрижку имеет место быть только тогда, когда ею мусульманин преднамеренно старается походить на представителей какого-то движения, секты, группы, очевидным образом пропагандирующих антигуманный или антимусульманский образ жизни.

Мусульманину важно быть и оставаться самим собой, придерживаясь мусульманских принципов и ценностей. Один из принципов гласит, что нельзя преднамеренно следовать тем или иным немусульманским модным тенденциям.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто старается походить на других, тот - из них» .

Мусульманин свободен в выборе стрижек, причесок, если это вписывается в нормы приличия общества, в котором он живет, и не вызывает отвращения. Как сказано в достоверном хадисе «станьте украшением общества, в котором живете» . И именно этого принципа следует придерживаться как в стиле, форме одежды, так и в прическе, не стараясь походить на кого-то, а выбирая свое индивидуальное.

Прекрасной половине общества следует принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове» . Подобное действие также относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской .

Стрижка волос в хадже

Стрижка волос является одним из ритуалов паломничества. Вот что сказано об этом в Коране:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) подтвердил правдивость сна Своего посланника. Вы непременно войдете в Священную Мечеть, если будет на то воля Божья, [войдете] в состоянии безопасности, сбривая либо подстригая волосы на голове , не опасаясь [что кто-то помешает вам совершить все необходимые действия паломничества]. Он [Господь миров] знал то, чего не знали вы. И помимо этого предоставил вам близкое открытие [определил для вас победу в противостояниях с язычниками, которая должна быть одержана в ближайшем будущем]» ().

Волосы можно как сбривать полностью лезвием, например, или машинкой, а также подстригать на свое усмотрение, на желаемую человеком длину либо форму.

Стиль (прическа) пророка Мухаммада

Какой длины были волосы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)?

По этому поводу есть несколько хадисов. Например, ‘Аиша говорила: «Волосы Пророка были выше мочек ушей и не доходили до плеч» . В других хадисах от Анаса ибн Малика сказано: «Волосы Пророка доходили до плеч» ; «длина волос Пророка была до мочек ушей» ; «волосы его «били» по плечам (ложились на плечи)» . Есть несколько риваятов (вариантов хадисов по теме), и все они передают примерно такой смысл . В комментариях к ним ученые говорят: «Длина была разной, но обычно от середины ушей до плеч».

Заплетал ли он такие длинные волосы в косы?

Да, заплетал. Например, в достоверном хадисе сказано, что «когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Мекку, его волосы были заплетены в четыре косы» .

Как пророк Мухаммад относился к волосам?

Абу Хурайра передает слова Пророка: «У кого растут волосы, тот пусть будет щедр к ним [ухаживает за ними]» . Ухаживание подразумевает своевременное мытье, аккуратную стрижку, использование того, что укрепляет корни волос и сами волосы, а также расчесывание их и укладывание. Например, сам пророк Мухаммад и его сподвижники для оздоровления и укладки волос использовали различные благоухающие масла .

Что касается поседевших волос, то пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вырывайте седые волосы! Кто седеет, являясь мусульманином (мусульманкой), для того его седые волосы станут светом в Судный День. За каждый седой волос записывается единица вознаграждения и стирается единица греха» .

В наше время порой можно встретить в мечети человека внешне очень набожного (присутствуют внешние атрибуты - определенная одежда, борода, арабские слова через предложение), но при этом выглядящего неприятно: грозное выражение лица, растрепанные волосы, длинная бесформенная борода. Это нормально с точки зрения мусульманской этики и поведения?

Конкретным ответом является следующий достоверный хадис: «Однажды к пророку Мухаммада, находившемуся в это время в мечети, пришел мужчина с беспорядочно растущими в разные стороны волосами на голове и бороде [не подстрижены, не причесаны, не ухожены, не уложены]. Пророк указал на выход (движением руки дал понять, что в таком виде в мечеть не следует заходить) [побудил привести в порядок волосы на голове и бороду]. Мужчина так и сделал. Через некоторое время он вернулся [но уже аккуратно подстриженный, причесанный и ухоженный]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разве так не лучше?! А ведь кто-то из вас приходит с всклокоченными (растрепанными) волосами подобно Дьяволу!»

Ответы на вопросы по теме

У меня длинные волосы, 25 см, и я их выпрямляю специальным средством для волос. Мне нравится носить длинные волосы. Хочу узнать, не является ли это уподоблением женщине? Ибрахим.

Если намерения уподобляться женщинам у вас нет, если в жизни вы столь же мужественны, как и любой другой мужчина, тогда в этом нет проблемы и нет какого-либо элемента греха.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4195, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 2/1641.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5921; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, хадис № 113–(2120); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4193, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 1/1640.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5920.

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, пояснение к хадису № 2/1641.

Имам Муслим, например, главу, в которой упомянул данный хадис, назвал «нежелательность аль-каза‘ «См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, глава № 31.

Единое мнение ученых (иджма‘, иттифак) по этому вопросу см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 447.

Отмечу, что нежелательность канонически аннулируется при малейшей необходимости.

Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) - один из ведущих египетских ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8593, «хасан»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2782, хадис № 4347 и пояснение к нему.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость». Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

Данное действие является одним из ритуалов паломничества.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4187, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 146.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 147.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4185, «сахих».

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадис № 95–(2338). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4183, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадисы № 4183–4187; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадисы № 92–96 (2337, 2338).

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4191, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 21. С. 166.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4163, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 136, хадис № 148; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 26. С. 110; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2678.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 2. С. 352; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 282, 283.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 458, хадис № 4202, «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2830, хадис № 4458 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 723, хадис № 1770; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

Каждый живущий на земле человек уникален своей судьбой. Самым же достойным среди нас является, безусловно, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), чья биография изучена досконально. До нас дошло множество историй, хадисов, из которых мы имеем возможность черпать ту полезную информацию, которая помогает нам жить достойной праведной жизнью. Не меньшую ценность представляют собой и те благодатные вещи нашего Посланника (мир ему и благословение), которые сохранились на сегодняшний день. Они хранятся во многих уголках нашей планеты, их берегут правоверные мусульмане, которые порой не афишируют это.

В эксклюзивном интервью телекомпании «Махачкала TV » хранитель святынь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) уважаемый шейх Ахмад Бин шейх Мухаммад Аль-Хазраджи рассказывает об уникальных реликвиях, которые хранятся в Объединённых Арабских Эмиратах. Предки шейха Ахмада Аль-Хазраджи сохранили много реликвий, связанных с самим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), сподвижниками и другими великими личностями в истории Ислама.

Справка:

Ахмад Бин шейх Мухаммад Аль-Хазраджи родился в Абу-Даби в четверг, 18 шаабана 1386 года по Хиджре (1 сентября 1966 г. по григорианскому календарю).

Семья шейха Ахмада аль-Хазраджи известна праведностью и благородством. Её члены являются потомками двух сподвижников – Рафаа и его отца Рафиа Бин Малика Бин Ажлана.

Его отец, шейх Мухаммад Аль-Хазраджи, возглавлял судебные власти в Абу-Даби, а также работал в должности министра юстиции и вакфов почти двадцать лет.

Религиозные знания шейх Ахмад получил от своего отца шейха Мухаммада Аль-Хазраджи.

Шейх Ахмад Аль-Хазраджи уделял огромное внимание сбору арабского и исламского наследия, а также вещей, связанных с Пророком (мир ему и благословение) и сподвижниками, и собрал большую коллекцию.

– Расскажите, пожалуйста, что известно о вещах Пророка (мир ему и благословение), сколько их сохранилось до наших дней?

– Именем Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том! Хвала Аллаху – Господу миров. Благословение Аллаха и Его приветствие нашему господину (саййиду) – верному Мухаммаду, его семейству, всем сподвижникам.

Количество реликвий (асаров) и даже мест, где они хранятся, сегодня неизвестно, их никто не считал. В достоверном хадисе говорится, что, завершив прощальный хадж, Пророк (мир ему и благословение) побрил голову. Тому, кто брил, он указал, чтобы побрил сначала правую сторону. Затем он взял свои благословенные волосы и раздал их сподвижникам, каждому по одному-два волоса. В повествовании об этом, дошедшем до нас, не упоминаются имена сподвижников, и неизвестно, кто и сколько благословенных волос получил. Но мы не сомневаемся, что они сейчас есть во всех исламских странах, во всех старейших центрах Ислама, до которых дошла хиджра, особенно в тех, куда отправлялись дети мухаджиров и ансаров для распространения знаний о вере или для судейства между людьми. Некоторые из них взяли с собой эти ценные вещи. Они хранятся во многих странах, но мы не знаем их количества. Вести о них время от времени доходят до нас.

– Можно ли рассказывать о том, что у кого-то хранятся реликвии Пророка (мир ему и благословение)?

– Мы знаем, что многие люди хранят у себя эти асары. Некоторые не достают их и даже не прикасаются к ним, боясь испортить. Другие хранят их, не говоря никому, чтобы люди не стали приходить к ним. Иногда говорить об этом не позволяют обстоятельства. Возможно также, что кто-то хранит эти асары, но не может рассказать о них людям, так как, к примеру, в стране, где он живёт, это может быть небезопасно.

– Несмотря на то, что люди стараются скрыть нахождение у них таких сокровищ, что известно о них?

– На самом деле асаров много. Это однозначно. Пророческие асары есть в хранилище хазраджитов, они хранятся также в Стамбуле. Мы видели благородные асары в Египте, в местах, связанных с нашим сайидом Хусейном (да будет доволен им Аллах). Есть они и в Ливане – в Бейруте, Триполи, Джамиуль-Мансуре. Также благодатные асары имеются в Дамаске, у потомков старинных родов Дамаска; конечно же, в Мекке и Лучезарной Медине; в Марокко и Мавритании. Это те, о которых мы знаем. Несомненно, могут быть асары и в Пакистане. Они есть в Индии, мы видели их в Дели и Бомбее и испрашивали благодати посредством их.

– А кто-нибудь занимается их поиском?

– Я не знаю. Когда слышу, к примеру, что у кого-то есть благословенный волос, рубаха Любимца Аллаха (мир ему и благословение) или что-нибудь ещё, я иду посмотреть на эту вещь и получить её баракат. К примеру, я видел в Интернете, какую красивую встречу устроили президент Чечни и чеченский народ чаше, из которой пил Пророк (мир ему и благословение).

– Самой распространённой из реликвий являются волосы Любимца Аллаха (мир ему и благословение). Расскажите о них. Говорят, они имеют особые свойства?

– Что касается самых почтенных асаров, то они делятся на несколько видов. Самые высшие из них – отделившиеся от тела Посланника Аллаха (мир ему и благословение), такие как благословенный волос, зубы, срезанные ногти, пот. Они имеют свои особенности. Если мы говорим о благословенных волосах – это наиболее распространённые из асаров. Пророк (мир ему и благословение) сам раздал их своей благодатной рукой. Для меня увидеть их особенности важнее, чем наличие иснада. Почему и что это за особенности? Благородный волос растёт, становится длиннее из года в год. Он делится на два или три волоса. Как-то раз я посетил одного учёного в Бахрейне, шейха Рашида ибн Ибрахима аль-Мурахи, и принёс ему благословенный волос. Спустя сорок дней после этого он связался со мной и сообщил, что благодатный волос вырос и увеличился вдвое – за сорок дней! Позже он привёз его в Абу-Даби, и мы поменяли сосуд, в котором он хранился. Мы поместили его в длинный сосуд. Утром он сообщил мне, что благодатных волос стало три. По-моему, это лучший довод, чем свидетельства иснадов.

Особенностью благодатного волоса является также то, что у него не бывает тени. Если это действительно благословенный волос, то отбрасывать тень он будет только из-за того, что люди оставили на нём следы своих прикосновений. В таком случае его нужно омыть снизу вверх. Если тень появилась и после этого, значит, он недостаточно высушен и его нужно вытереть. Тень может быть и от окуривания бахуром. Таким образом, благословенный волос отбрасывает тень не сам по себе, а из-за различных веществ, которые налипают на него. Если его правильно омыть, особенно водой Зам-зам, у него не будет тени.

Есть ещё одна особенность у благословенного волоса: если вынести его на солнце, тут же появляется облако.

– Как интересно! Расскажите, пожалуйста, эту историю и нашим телезрителям.

– Известный рассказ об этом приводит один из столпов хадисоведения Валиюллах Дехлеви в своей книге «Радостные предвестия о Пророке». Это история о том, как у мальчика оказался благословенный волос. И когда скептики стали говорить, что он не мог принадлежать Пророку (мир ему и благословение), мальчик взял волос и вынес его на солнце, и тут же набежали облака и накрыли его тенью.

У волос Пророка (мир ему и благословение) много особенностей. Когда обладатели хороших, чистых сердец, собравшись вместе и обратившись к Всевышнему, спокойно и умиротворённо поминают Его, благословенный волос качается в такт читаемому «ля иляха илля Ллах». Это признак благодатного волоса, он светится при поминании Аллаха. Это его особенность. Такие признаки более красноречивы, чем иснады.

Но перейдём к иснадам. Иснады – вещь хорошая. Старинные иснады, переданные от отца к сыну, дают представление о том, как и кому передавался благословенный волос, кто унаследовал его и кому довелось хранить его. Это документы с печатью, заверенные учёными каждого века.

– А какие ещё есть реликвии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), дошедшие до нас?

– Что касается других асаров, таких как одежда, печать, мечи, копья, то они должны в точности соответствовать их подробному описанию, оставленному учёными-биографами Пророка (мир ему и благословение). Имеются иснады, которые сопровождают и удостоверяют подлинность этих благородных асаров. По милости Всевышнего Аллаха современная наука в подобных исследованиях позволяет использовать углеродный анализ, как это делается во всём мире. Для этого анализа достаточно небольшого количества материала. Углеродный анализ даёт возможность установить возраст данного асара, как давно он существует. И если окажется, что ему 1395, 1390 или 1399 лет, значит, он существовал во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Перейдем к описанию. К примеру, мы установили, что этому предмету 1398 лет. Как проверить, действительно ли это благородный асар? По описанию и иснадам.

– Скажите, а как и где мусульманам увидеть сохранившиеся вещи?

– При проведении мавлида Пророка (мир ему и благословение) мы демонстрируем все эти асары целиком. Целиком! Мы показываем их прибывшим делегациям, людям, которые хотят увидеть их и получить благодать. Но всякий раз выставлять их все на обозрение невозможно. Мы показываем 4–5 экспонатов, посредством которых люди испрашивают благодати. А во время мавлида Пророка (мир ему и благословение) мы сооружаем большой павильон и демонстрируем все эти экспонаты целиком. Вы видели плащ, но он был сложенным. Вы не видели его развёрнутым, не видели его размер и форму. Он хранится в большом сундуке размером 2,5 на 3 метра, и для выставления его необходимо большое пространство.

Иншааллах, мы надеемся, что при содействии Всевышнего Аллаха мы построим отдельное здание с большим залом для асаров Пророка (мир ему и благословение), чтобы все желающие могли увидеть их в определённые времена.

– Хранить вещи Пророка (мир ему и благословение) – почётная миссия, не каждый её удостаивается. Ведь так?

– Особенность этих священных реликвий состоит в том, что в их хранении есть великая польза. Хранением благословенных асаров оберегается дом, где они находятся, и даже вся страна. Об этом говорил в своей книге вали Аллаха шейх Маульайни. И это закономерно. Ведь ты хранишь то, что имеет отношение к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), что является его частичкой.

Вот вы, к примеру, из другой страны. У нас в Эмиратах любят шейха Зайда (да смилуется над ним Аллах). Если я, приехав к вам или встретившись с вами в какой-либо другой стране, увижу у вас портрет шейха Зайда, я полюблю вас, потому что вы носите портрет шейха, дорогого моему сердцу. А что, по-вашему, сделают ангелы, увидев в каком-нибудь доме частичку Посланника Аллаха (мир ему и благословение)? Нет сомнений, что ангелы днём и ночью окружают этот дом из любви к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение).

А что до тех, кто отрицает эти благословенные асары, то их, хвала Аллаху, мало. Их и всех тех, кто противоречит ахлю Сунна ва-ль-джамаа, не больше 9 % в исламской умме, с учётом всех отклонений, течений и мазхабов не больше 9 %, а 91 % – это ахлю Сунна ва-ль-джамаа, люди правильного пути. Ведь нет мусульманина, который бы отрицал ихсан и иман. На них зиждется и наука тасаввуф.

Беседовал Мухаммадрасул Абакаров

В современном мире выделяют пять основных религиозных направлений - христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм. От них произошло еще множество ответвлений - сект и местных верований.

Древнейшие книги мира

Свое видение мира и самые сокровенные знания люди пытались донести потомкам, запечатлев их сначала на камнях и глиняных табличках, а впоследствии на папирусе и бумаге. Так появились священные книги, в которых излагались главные заповеди каждого религиозного направления.

Для христиан это Библия, для иудеев - Танах, для исламистов - Коран, для индуистов - Веды, для буддистов - Трипитака. Предназначение этих книг - донести до человека информацию о сотворении мира и установить определенные правила в человеческих взаимоотношениях. В чем-то религиозные сюжеты священных книг и писаний перекликаются между собой, в чем-то, наоборот, кардинально отличаются друг от друга. Несомненно одно: каждый человек волен сам сделать выбор, какому Богу он будет поклоняться.

Имена и титулы пророков

Мало кто из нас знает, что в Библии Иисус Христос наделен 200 различными титулами и именами. Наиболее известные из них - это Иисус из Назарета, Иешуа (немаловажную роль в этом сыграл роман Булгакова «Мастер и Маргарита»), Иошуа и ряд других. Например, исламским верующим Иисус Христос более известен под именем Иса. Более того, в XVII веке в православной церкви произошел раскол из-за того, как правильно писать по-русски имя Христа - Иисус или Исус.

Также мало кто из людей знает и все имена пророка Мухаммеда, ведь оно включает в себя всю родословную самого почитаемого от сотворения мира. Полное имя великого пророка превышает полтысячи букв. Наибольшее распространение получили такие имена пророка Мухаммеда, как Мухаммад, Мухаммедул-амин, Ахмад, Аль-Хашир, Аш-Шахид, Рахим, Мустафа, Назир и ряд других.

Главные реликвии верующих

У каждого религиозного течения есть свои особенности и реликвии, которым поклоняются верующие. Главной реликвией христиан является Туринская плащаница, в которую после смерти было завернуто тело Иисуса Христа.

Буддисты почитают святые места, относящиеся к Будде, и его мощи - зуб, локон и кости.

Мусульманские реликвии стали востребованы относительно недавно, так как в традициях ислама принято хоронить покойного вместе с его вещами.

Впрочем, многие религиозные реликвии имеют довольно-таки спорное происхождение. Иногда верующие искренне поклоняются искусным подделкам, выдаваемым за святые мощи, и вещам, якобы принадлежавшим святым угодникам.

Святыни ислама. Волос с головы пророка Мухаммеда

Самой почитаемой святыней всех мусульман считается волос пророка Мухаммеда. Этим фактом не преминули воспользоваться мошенники. Пренебрегая всеми этическими и пользуясь доверчивостью людей, под видом святыни они распространяют среди верующих волосы обычного человека, выдавая их за подлинную реликвию.

Ясно осознавая тот факт, что на голове человека не может быть такого количества волос, чтобы приобрести их смогли все желающие, мошенники в свое оправдание придумали легенду, якобы волос пророка Мухаммеда может размножаться сам по себе. Оставим этот обман на их совести. Тем более что желающих приобрести реликвию все еще хватает, и спрос на нее, как говорится, превышает предложение.

Подлинные же святыни бережно охраняются и не всегда доступны для верующих. Их выносят на всеобщее обозрение в особо торжественные дни. Часто это преподносится как совершение специальных ритуалов. Так, у мусульман существует красивый обычай производить омовение подлинной пряди волос пророка Мухаммеда. Чтобы не пропала ни одна драгоценная волосинка с головы пророка, омовение производят в серебряных ванночках, расположенных в нескольких уровнях относительно друг друга. После процедуры омовения с помощью лупы проверяют, все ли волосы остались на месте.

Считается, что вода, в которой был омыт волос пророка Мухаммеда, приобретает целебные качества, поэтому иметь ее у себя мечтает каждый верующий в Аллаха. Благо, что по окончании ритуала воду просто раздают всем желающим.

Священный волос из бороды Мухаммеда

Также священна для мусульман и другая реликвия - волос из бороды пророка. Верующие мусульмане считают, что подлинных экспонатов волос из бороды имеется всего 3 экземпляра. Первый размещен во второй хранится в мечети Хазратбал, расположенной в индийском городе Шринагаре, третий - в Музее областного значения, принадлежащем Тюменской городской Думе. Так что при желании чудо сможет любой житель Евразийского континента.

Каждый образованный человек должен уважать религиозные чувства других народов, ведь все мы - жители одной планеты Земля и в конце пусть разными дорогами, придем в единый для всех дом нашего Бога-творца.

Наверное, более всего человек следит за своими волосами. Свят Всевышний, Он сделал волосы украшением человека, волосы украшают как мужчин, так и женщин.

Описание волос Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) были чёрные волосы, немелкокучерявые и непрямые, они были вьющимися, подобно волнам на песке. Порой его волосы доходили до края мочек ушей, временами они спускались до шеи. Иногда Пророк (мир ему и благословение) отращивал их и они отрастали до лопаток, до верхней части спины, что ещё более увеличивало красоту Пророка (мир ему и благословение).

Хадис о волосах

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Если у вас растут волосы, то относитесь к ним с почтением ».

Волосы необходимо почитать, проявляя благодарность, так как они являются даром Всевышнего. Поэтому мы должны относиться к ним с уважением, отдавая им должное и стараясь следить за их красотой, так как Всевышний украсил нас волосами.

Забота Пророка (мир ему и благословение) о волосах

Пророк (мир ему и благословение) очень заботился о волосах. Если ты думаешь, что сильно заботишься о волосах, будь уверен, что Пророк (мир ему и благословение) заботился о волосах больше тебя. Он постоянно носил с собой расчёску. Выходя из дома или отправляясь в путешествие, он всегда брал с собой расчёску. Пророк (мир ему и благословение) часто умащивал волосы маслом. Он укладывал свои волосы расчёской. Он покрывал голову, чтобы сберечь волосы от пыли. Пророк (мир ему и благословение) не любил растрёпанные, покрытые пылью волосы. Он ценил красоту и говорил:

«إن الله جميل يحبّ الجمال »

«Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное ».

Поэтому каждый, кто любит красоту, любит то, что любит Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).

У Пророка (мир ему и благословение) было зеркало, которое он брал даже в путешествие. Смотря в зеркало, он следил за собой и своими волосами. Совершая этот прекрасный поступок, желательно произносить следующее дуа, которое читал Пророк (мир ему и благословение):

«اللَّهُمَّ كَمَا حَسَّنْتَ خَلْقِي ، فَحَسِّنْ خُلُقِي »

«О Аллах, как Ты украсил мой облик, укрась и мой нрав ».

Забота о внешней и внутренней красоте, забота о волосах, просьба украсить внешний вид, одновременно с внутренним миром – всё это удивительная Сунна. Человек, практикующий в жизни явные и скрытые стороны Сунны, почувствует смысл красоты, которая заложена Всевышним в человеке.

Путь Пророка (мир ему и благословение) в умащивании волос маслом

Умащивание волос маслом – сунна Пророка (мир ему и благословение). Многие люди используют различные крема и масла, и это очень хорошо. Нам следуют использовать масла. Также необходимо знать, что использование масла в уходе за волосами – сунна нашего Любимца (мир ему и благословение). Особенно использование оливкового масла содержит в себе благодать и следование Сунне, так как Пророк (мир ему и благословение) любил использовать это масло. Он говорил:

«كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة »

«Употребляйте в пищу оливковое масло и умащайтесь им; воистину, оно – от благословенного дерева »

Это масло также упоминается в Коране.

Пророк (мир ему и благословение) использовал масло очень красивым способом. Каждое его движение было совершенным. Его движения были спокойными, полными достоинства. В каждом его действии, без сомнений есть своя мудрость и тайна. Желая умаститься, Пророк (мир ему и благословение) наливал масло из кувшина в левую ладонь. Затем указательным пальцем правой руки наносил масло на правую бровь, после – на левую. Затем он натирал участок волос под нижней губой. После этого протирал веки глаз. Затем протерев ладони, наносил масло на всё лицо, на волосы и на всё тело, куда пожелает. Натирая масло, таким образом, мы будем похожи в действиях на Пророка (мир ему и благословение). Быть похожим в поступках на Пророка (мир ему и благословение) – услада для верующего. Вся жизнь Пророка (мир ему и благословение) является прекрасным примером для нас.

Окрашивание волос

Пророк (мир ему и благословение) красил волосы, когда у него начала появляться седина. Общее количество седых волос у Пророка (мир ему и благословение) не превышало 20 волос, но, тем не менее, он закрашивал их хной.

Сподвижники боялись, что желание украшаться возникает из-за гордости, но Пророк (мир ему и благословение) говорил, что гордость – это пренебрежение истиной, то есть не является проявлением гордости – желание человека выглядеть красиво. Напротив, это – прямое следование Пророку (мир ему и благословение).

Стрижка волос

Пророк (мир ему и благословение) запретил некоторые виды стрижки волос, так как это противоречит естественной красоте человека. Наша религия – религия красоты. Наш Пророк (мир ему и благословение) – пророк красоты. Не разрешается удалять часть волос, оставляя другую, потому что это искажает естественную красоту. Всевышний создал нас с полноценной причёской, для чего же человек приводит себя в неестественный для него вид. На это стоит обратить внимание.

Забытая сунна

Удивительной сунной является захоронение волос, на которую многие люди не обращают внимания, возможно, по причине своего незнания. Пророк (мир ему и благословение) закапывал в землю отстриженные волос и ногти, потому что это – часть человека. Захоронить человека после смерти является проявлением уважения к нему, также уважением к человеку будет захоронение его частей. В хадисах передаётся, что части человека, тоже будут воскрешены в Судный День.

Да возлюбит вас Всевышний

Все мы любим красоту и желаем быть красивыми, мы следим за красотой волос. Кто-то отращивает волосы, кто-то любит короткую стрижку. Так и Пророк (мир ему и благословение) отращивал длинные волосы и укорачивал. Намерение следовать за ним украшает тебя. Стремление выглядеть красиво, желая быть похожим на Пророка (мир ему и благословение) наполняет нас светом красоты слов Всевышнего:

«قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله »

«Ты скажи (о Мухаммад!): Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и Аллах возлюбит вас ».

Стенограмма лекции шейха Мухаммад ас-Сакафа

Перевод с арабского Мухаммадариф Абдулаев

Около шести тысяч человек – именно столько смог вместить большой зал «Крокус Сити Холла» – стали свидетелями уникального события. Впервые в российскую столицу прибыла священная реликвия мусульман – волос Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), величайшего из детей Адама (мир ему), передавшего нам слова последнего завета и завершающего эру ниспослания Пророков. Российские мусульмане получили возможность воочию увидеть благословенную частичку Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Люди встречали реликвию стоя, то и дело, приподнимаясь на носочки, чтобы лучше и внимательнее рассмотреть благословенный волос любимого Пророка (мир ему и благословение). Реликвию, помещённую в специальную капсулу, бережно вынесли на сцену в красивом сундучке, чтобы каждый из присутствующих смог почувствовать необыкновенную благодать, которая исходит от асаров Пророка (мир ему и благословение). Желающих прикоснуться к мусульманской святыне было так много, что во избежание скопления большого количества людей и давки по просьбе Правительства Москвы было принято решение не выставлять благословенный волос ни в городских мечетях, ни даже в фойе концертного зала. На следующий день, почитаемый во всем мусульманском мире экспонат, покинул столицу и вернулся в Махачкалу, где находится на хранении у Муфтия Дагестана – шейха Ахмада-хаджи Абдулаева . Напомним, что драгоценный волос Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был передан дагестанцам в августе 2013 года, его прежним хранителем шейхом Ахмадом ибн Мухаммадом аль-Хазраджи вместе с документом, удостоверяющим его подлинность.

Имам центральной Джума-мечети г. Махачкала Мухаммадрасул Саадуев, сопровождавший реликвию, поблагодарил Духовное управление мусульман Москвы за достойную встречу, уважение и почёт, оказанный волосу Пророка (мир ему и благословение), а значит и ему самому. Реликвия была доставлена в Москву спецрейсом, у трапа самолёта её торжественно встречала большая делегация мусульман. Богослов отметил, что Дагестан уже почувствовал благодать волоса Пророка (мир ему и благословение). Во время выставки священных реликвий в Махачкале мусульмане забыли о спорах, были едины в желании увидеть то, о чем могли лишь только мечтать. Сейчас, когда мир еще не остыл от скандала с карикатурами на Пророков (мир им) и свежи в памяти кадры жестокого теракта в редакции сатирического французского журнала «Шарли Эбдо», появление маленькой частички Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в столице России станет большой поддержкой для мусульман, чьи сердца наполнились миром и спокойствием, осветились грандиозным мавлидом в честь рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Подобное мероприятие – самый благородный ответ на любого рода провокации, угрозы и нападки. За прямой трансляцией мавлида, не отрываясь, следили сотни тысяч человек по всему миру.

В благодатный месяц Раби-уль-авваль, в котором родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), мусульмане в разных уголках мира много говорят о Пророке (мир ему и благословение), слушают рассказы о его праведной жизни, восхваляют Любимца Аллаха (мир ему и благословение) самыми лучшими стихами. По традиции «Мавлид ан-Наби» в «Крокус Сити Холле» завершает череду праздничных мероприятий.

Что бы вы могли назвать чудом? Только что родившегося младенца? Нашу планету с её разнообразной природой? Многочисленные космические галактики? Каждый вспомнит что-то своё. Но для мусульманина настоящим чудом является вера. Вера в Аллаха и его Посланников (мир им). Величайшее чудо из чудес на земле – это исцеляющий благословенный Коран, ниспосланный лучшему из людей, Господину благочестивцев, Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), чей жизненный путь был и остаётся красивым примером для всего человечества. Чудеса, происходившие вокруг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) продолжают происходить даже спустя 14 веков и не перестают удивлять людей по всему миру.

Пророк (мир ему и благословение). Что это за чудеса? Благородный волос Пророка (мир ему и благословение) растёт, становится длиннее из года в год. Он делится на два или три волоса. Особенностью благодатного волоса является также то, что он не отдаёт тени. Если это действительно благословенный волос, то отбрасывать тень он будет только из-за того, что люди оставили на нём следы своих прикосновений. А если вынести его на солнце, тут же появляется облако. Но всё же главная ценность и чудесное знамение этих священных реликвий в том, что в их хранении есть великая польза. Благословенные асары оберегают дом, где они находятся, город и даже всю страну. Об этом говорит в своей книге шейх Маульайни.

Ильдар-хазрат Аляутдинов – муфтий Москвы, главный имам Московской Соборной мечети признаётся, что появление благословенного волоса Пророка (мир ему и благословение) в Москве – настоящее чудо. «Что касается жизни сподвижников, то во всём том, что было связано с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего), они видели Божественную благодать, и во многих сводах хадисов по этому поводу есть немало повествований – каким образом люди выражали своё почтительное отношение к Мухаммаду (мир ему и благословение). Эта почтительность проявлялась также и в том, что люди хранили его волосы, не допускали, чтобы вода после совершения им омовения уходила в землю. Они трепетно относились даже к соприкосновению с его благословенными руками или телом. Есть много достоверных повествований о том, что сподвижники – люди, которые находились рядом с ним, – во всём этом видели огромную Божественную благодать: защиту от порчи, болезней, недугов. Поэтому для нас иметь возможность увидеть волос Пророка (мир ему и благословение) – чрезвычайно важное событие, происходящее впервые, и мы надеемся, что это послужит изменению нас самих, нашего окружения и привнесению Божественной атмосферы в нашу повседневность» - сказал председатель Духовного Управления мусульман Москвы.

Мероприятие «Мавлид ан-Наби» проходит в Москве уже девятый год подряд, двери открыты для представителей всех национальностей и вероисповеданий. В этом году участниками грандиозного действа стали чтецы Корана, исполнители нашидов, талантливые артисты. Что именно будет происходить на сцене для зрителей до последнего оставалось сюрпризом. Концерт превзошёл все ожидания. Гости праздника узнали много интересных фактов из жизни Пророков (мир им). Известные исполнители из России и дальнего зарубежья пели нашиды о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), а главным гостем на сцене стал известный во всем мире исполнитель, один из популярнейших певцов мусульманского мира – Махер Зейн. Для него это первый визит в Москву.

На мероприятии подвели итоги первого всероссийского конкурса журналистов «Пророк Милосердия». В нём участвовали журналисты федеральных и региональных СМИ, штатные и внештатные корреспонденты, а также представители интернет-изданий и блоггеры. Жюри определило лучшие работы в следующих номинациях: печатная пресса (газеты, журналы), радио и телевидение, интернет-СМИ (в том числе новостные агентства), социальные медиа-ресурсы. Один из главных призов получил коллектив дагестанского радио «Радио Ватан».

Каждый зритель, посетивший «Мавлид ан-Наби», остался под огромным впечатлением от торжества. После концерта, многие, казалось, не хотели выходить из зала, где могли лицезреть благословенный волос Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), люди зарядились божественной благодатью и энергией на год вперёд.



Статьи по теме: