Чем и какой краской покрасить батареи отопления. Покраска радиатора отопления так, чтобы он выглядел как новый

В процессе эксплуатации системы отопления может возникнуть необходимость окрашивания батарей. Качество выполненных работ определяет внешний вид и долговечность отопительного прибора. Поэтому пользователям важно знать, как покрасить радиатор отопления своими руками.

Выбор краски

Учитывая специфические условия эксплуатации радиаторов, к лакокрасочному покрытию предъявляются особые требования следующего характера:

  • высокая термостойкость. Покрытие должно быть рассчитано на постоянную эксплуатацию при температуре 80-90 градусов;
  • устойчивость цвета. Покрытие должно сохранять свой первоначальный цвет в течение длительного периода;
  • высокие защитные качества. Необходимо выбирать краски, обеспечивающие эффективную защиту от коррозии;
  • хорошая адгезия. Краска должна хорошо ложиться на поверхность металла и не отслаиваться в процессе эксплуатации радиатора;
  • высокая прочность и износостойкость создаваемого покрытия;
  • безопасность. Покрытие при нагреве не должно выделять в воздух токсичные вещества и посторонний запах.

Лучше всего всем этим требованиям соответствуют современные акриловые краски.

Технология окрашивания

Перед тем, как покрасить батарею отопления, ее необходимо очистить от старого покрытия. Сделать это можно вручную при помощи металлической щетки. Также можно использовать шлифмашину со специальными насадками. Еще одним вариантом является использование специальных химических средств. Например, удобно применять аэрозоли, под воздействием которых старая краска легко отслаивается. После удаления краски необходимо также избавиться от ржавчины, грязи, тщательно обезжирить поверхность.

Очищенную поверхность необходимо тщательно прогрунтовать. Для этого выбирается грунт, рекомендованный к использованию совместно с выбранной краской.

После этого можно приступать непосредственно к окрашиванию. Используется не менее двух кисточек. Одна, обычная, кисть применяется для окрашивания внешних поверхностей. Вторая кисточка должна иметь длинную изогнутую ручку. Она легко проникает в труднодоступные места, поэтому ей удобно красить внутри оребрения радиатора. Перед использованием нужно распушить щетину кистей, что позволит избавиться от плохо закрепленных волосков. Вначале производится окрашивание внутренних поверхностей, а затем - внешних. При этом окрашивание производится сверху вниз, что позволяет предотвратить образование потеков и капель. Радиатор нужно красить в два слоя. При этом второй слой наносится только после полного высыхания первого.

Окрашивание биметаллических и алюминиевых радиаторов

Выпускаются уже с лакокрасочным покрытием. Оно наносится методом порошковой окраски в заводских условиях. Такое покрытие отличается высокими защитными свойствами, механической прочностью, износостойкостью, температурной стойкостью. Благодаря этому эти радиаторы не требуют окрашивания в процессе эксплуатации.

Исключение составляют случаи механического повреждения покрытия радиаторов в процессе транспортировки, монтажа, эксплуатации. Для удаления сколов и царапин можно использовать автомобильную шпаклевку. Окрашивание поврежденных мест лучше всего также выполнять автоэмалью, качество которой сопоставимо с качеством «родного» покрытия. Для нанесения удобно использовать аэрозольные баллончики. Следует учитывать, что автоэмаль лучше и быстрее сохнет на горячих радиаторах.

Если же вам нужно полностью перекрасить алюминиевую или биметаллическую батарею, то для этого не требуется удаление старого покрытия. Поверхность нужно обезжирить и покрыть грунтовкой. После этого пульверизатором нужно нанести в два слоя краску соответствующего цвета. Лучше всего подходит водоэмульсионная или алкидная краска.

Сегодня нам с уважаемым читателем предстоит разобраться, как покрасить чугунную батарею. Мы узнаем, какие краски могут применяться для окрашивания, как подготовить поверхность радиатора, и как нанести краску на подготовленную поверхность. Приступим.

Прежде, чем приступить к работе, давайте выясним: а стоит ли результат затраченных усилий?

Покраска противопоказана

Окраска чугунных батарей лишена всякого смысла в трех случаях:

  1. Если радиатор (новый или простоявший на отоплении несколько лет) будет закрываться декоративным экраном или устанавливаться в закрытый короб. Окраска выполняет сугубо декоративные цели, поскольку чугун - коррозионно-стойкий металл, и лишний слой покрытия лишь уменьшит теплоотдачу;

Стоит уточнить: автор категорически против несъемных экранов, закрывающих большую часть поверхности батарей, и тем более против установки отопительных приборов в глухие короба. Помимо резкого падения теплоотдачи, владелец получает в придачу серьезные проблемы с доступностью соединений при устранении течей между секциями и на подводках к отопительному прибору.

  1. Если радиатор течет между секций. Слой краски не прекратит течи, а ржавые потеки будут еще более заметны на новом покрытии. Перед нанесением декоративного покрытия следует устранить течь, поменяв межсекционные прокладки или подтянув ниппеля;

  1. Если часть секций радиатора не греет в течение нескольких лет. Причиной этого обычно является заиливание крайних секций, причем за 10-15 лет без промывки ил приобретает прочность камня и удаляется из радиатора только при отжиге, о котором мы расскажем чуть позже.

Покраска желательна

В каких случаях покраска батарей - чугунных или стальных - способна радикально изменить их внешний вид?

  • Если часть покрытия отслоилась или имеет следы истирания;

  • Если краска пожелтела от длительного нагрева;

Справка: изменение цвета характерно для красок с цинковыми белилами ZnO . Начиная с 2007 года их производство прекращено: окись цинка вытеснена более стабильными и менее токсичными титановыми белилами TiO2.

  • Если многократная покраска чугунных батарей отопления поверх старого покрытия дала неопрятные наплывы.

Выбор краски

Теперь давайте выясним, чем покрасить чугунные батареи.

Главным условием является термостойкость покрытия: в системе централизованного отопления температура теплоносителя в пик холодов может достигать 95 градусов. На соответствие красителя этому требованию указывает надпись “термостойкая” или “для радиаторов” на упаковке.

Ищите слово “термостойкая” на упаковке

Стоит уточнить: чугунные радиаторы используются не только на водяном, но и на паровом отоплении. В системах парового отопления температура перегретого пара может достигать 150-400 градусов по шкале Цельсия. Однако в наше время такие системы сохранились лишь в промышленных условиях, на предприятиях старой постройки.

Приведем несколько примеров соответствующих красок:

Внешний вид упаковки и название Описание

  • Связующее - смесь алкидной и меламинформальдегидной смолы в органическом растворителе;
  • Разбавители - ксилол и сольвент;
  • Окрашенная поверхность сохраняет цвет при нагреве до +80 градусов, прочность - при нагреве до 120 градусов;
  • Для чистки можно применять любые бытовые моющие средства (кроме абразивных);
  • Защищает окрашенное основание от коррозии и может наноситься по ржавчине (после очистки от рыхлого корродировавшего металла);
  • Допускается нанесение на основание с температурой до +60 градусов;
  • Время сушки - не больше 6 часов на слой;
  • Расход - до 140 г/м2;
  • Цена - от 300 р/кг.

  • Связующее - акриловые смолы;
  • Разбавитель - вода;
  • Краска полностью лишена запаха при нанесении и сушке;
  • Долговременная эксплуатационная температура - до +75 градусов с кратковременным нагревом до +120°С;
  • Расход - 100г/м2 при нанесении одним слоем;
  • Фактура окрашенной поверхности - полуглянцевая;
  • Время сушки слоя - до 6 часов;
  • Набор полной прочности покрытия занимает 14 дней;
  • Покрытие устойчиво к мытью бытовыми моющими средствами и сухому истиранию;
  • Цена килограмма - от 280 рублей.

  • Связующее - силиконовая смола;
  • Разбавитель - композитный растворитель Тиккурила №1031 (смесь ксилола, этилбензола, Н-бутанола и 1-метокси-2-пропанола);
  • Фактура - полуматовая;
  • Расход - до 70 г/м2 на один слой;
  • Время высыхания - 30 минут;
  • Набор полной прочности - 1 час при температуре +230°С;
  • Термостойкость - до 400°С;
  • Совместимые основания - сталь, чугун, цветные металлы (без грунта);
  • Цена - от 1800 р/кг.

  • Основа - модифицированная алкидная смола, металлические и минеральные жаростойкие пигменты;
  • Разбавители - ксилол, №650, №646;
  • Термостойкость - 400 градусов;
  • Расход - до 65 г/м2 на слой;
  • Совместимое основание - металл без грунта;
  • Цена - от 1200 рублей.

Подготовка радиатора

Как правильно красить батареи - чугунные или стальные?

У части производителей инструкция по применению красок (например, последних двух в нашем мини-обзоре) прямо указывает, что они должны наноситься непосредственно на металл. И даже в том случае, если это требование отсутствует, старое покрытие нужно зачистить.

Тому есть три причины:

  1. Чем толще покрытие, тем ниже теплоотдача радиатора;
  2. Краски совместимы между собой лишь в пределах одного семейства: например, алкидная эмаль плохо держится на основании, окрашенном масляной краской. Между тем вы далеко не всегда знаете тип краски, нанесенной на батарею при прошлом ремонте;

  1. Старые покрытия нередко украшены неопрятными потеками, от которых лучше избавиться.

Как своими руками зачистить старую краску? Вот несколько способов разной сложности.

  • Лицевую (находящуюся на виду) поверхность радиатора можно очистить до металла металлической щеткой (ручной или изготовленной в виде насадки для электроинструмента);

  • Наслоения старой краски легко снять шпателем, предварительно обработав батарею универсальной смывкой и завернув на десяток-другой минут в полиэтиленовую пленку;

  • Вместо смывки краску можно размягчить, разогревая каждую секцию феном или паяльной лампой;

Этот способ имеет серьезный недостаток: нагрев приведет к выгоранию межсекционных прокладок и подмотки резьб на подводке к радиатору. Пользоваться паяльной лампой или феном стоит лишь в том случае, если вы собираетесь перебирать радиатор.

  • Наконец, самое радикальное решение - отжиг батареи в костре. Несколько демонтированных отопительных приборов обкладываются дровами и прокаливаются в течение часа.

При этом на поверхности полностью выгорает краска, а окаменевшие отложения ила внутри вертикальных каналов и коллекторов превращаются в окалину, которую легко выбить из радиатора резиновой или деревянной киянкой.

Капитан Очевидность подсказывает: в этом случае после отжига остывший радиатор перебирают с заменой прокладок. Отожженные ниппели откручиваются с минимальным усилием.

Если на поверхности зачищенной от краски чугунной батареи остались жировые или масляные пятна, они удаляются любым растворителем (бензином, ацетоном, сольвентом и т.д.). Производители алкидных эмалей обычно рекомендуют наносить их по грунту; в этом случае чугун грунтуется одним-двумя слоями глифталевой антикоррозийной грунтовки ГФ-021.

Покраска

Если иное не оговорено производителем краски, отопительный прибор окрашивается холодным: в противном случае покрытие будет сохнуть чрезмерно быстро, и даст неопрятные наплывы. Инструмент - узкая кисть или краскопульт; в последнем случае батарею нужно снять или как минимум надежно защитить от окрашивания пол и стены, закрыв их полиэтиленом. Краска наносится как минимум двумя тонкими равномерными слоями с промежуточной сушкой.

Видео в этой статье более наглядно покажет вам, как красить чугунные батареи.

Внимание: если при нанесении очередного слоя на батарее остались потеки - после просушки зашлифуйте их, а потом нанесите еще один слой. Потеки обычно дает чрезмерно густая (не разбавленная перед применением) или нанесенная толстым слоем краска. Ее нормальная вязкость должна соответствовать вязкости жидких сливок.

Заключение

Надеемся, что наш материал поможет вам вернуть вторую молодость старым отопительным приборам. Успехов!

Главная задача батареи отопления – это прогрев помещения за счёт энергии теплоносителей, которые циркулируют в системе. Если с этой задачей радиатор не справляется, то цена ему грош, но если всё ОК, то хочется большего – чтобы батарея красиво выглядела и покраска не портила нервы. Отсюда цель – подобрать для радиатора подходящую краску, которая не создаст проблем при нанесении и центральный обогреватель порадует глаз.

Со времён царя Гороха и по сей день принято красить радиатор эмалью или алкидным составом. Почему в стороне акриловая краска и можно ли ей покрасить батарею и не разочароваться? Разберёмся.

Отличия акрила и эмали

Чем отличается акрил и эмаль?

  • — В акриловой краске используется водная основа и акриловый пигмент,
  • — В эмали органический растворитель и пигмент.

В первом случае испаряется вода, во втором растворитель и на поверхности остаётся только пигмент и присадки, например, Teflon ® surface protector в латексной Снежка Натюре.

При испарении растворителя стоит стойкий неприятный запах, при испарении воды его нет. Также различие в плёнке на поверхности после высыхания – у эмали она толще и плотнее. Всё, больше весомых отличий нет.

Акрил для радиатора

Теперь вопрос, можно ли акрил использовать для батарей. Почему да и в каких случаях нет. Можно, но не любой акрил. Если вы покрасите радиатор обычной акриловой краской, то эффект будет временный – акрил не позволит помыть батарею и скоро она потеряет вид. Для радиаторов продаются специальные краски, например, «Снежка для радиаторов». Она отличается глянцевым блеском, наносится кисточкой и сохнет в течение 2 часов. Это вариант официальный, но скучный. Выбор цветов у специальных красок под батарею невелик – от белого до бежевого тона, мы как Ленин пойдём другим путём.

Неделю назад мы красили стены Снежкой Nature и получили после работы остаток в полбанки латексного состава на акриловой основе. Почему не пустить его в расход на радиатор? Что говорит за:

  1. — Интересный для радиатора цвет,
  2. — Сочетание с тоном стен,
  3. — Латексная добавка позволит батарею мыть (без фанатизма),
  4. — Нет запаха при покраске.

После завершения покраски стен рабочую одежду забросили в стиралку, застывший латекс она не отстирала, значит, плёнка у Sniezka Nature стойкая. Это нам пригодится для радиатора.

Что в теории против акрила? Температура батареи? Вряд ли, меньший срок эксплуатации? Судя по одежде из стиральной машины, это не проблема.

Красим акрилом

Перед покраской батарею отмывают и снимают отслаивающуюся старую краску – это классика жанра. После этого вымешайте краску и наносите кисточкой прямо на тёплую батарею. Пропусков не делайте, но и подтёки не нужны. Наносить придётся 3-4 слоя, но это не проблема – краска высыхала минут за 15. Резиновые перчатки не нужны, но руки мойте сразу после работы – потом в ход пойдёт мат и мочалка – после высыхания латекс держится крепко.

Как результат, 1 литром Sniezka Nature мы за вечер перекрасили 3 радиатора. Никаких проблем не возникло – батареи смотрятся красиво, состав держится хорошо, протирание влажной салфеткой цвета не даёт.

Отсюда вывод – не живите старыми стереотипами, ищите и находите, стучите и отворят вам.

Найти человека, который ни разу не держал в руках кисть очень сложно. Поэтому многие не задумываются о том, как покрасить батарею, считая, что в этом процессе нет ничего особенного. На самом деле, без определенного внимания радиатор станет таким же, как до ремонта: ржавым, с облупленной и вздутой краской. Именно поэтому многие вынуждены практически ежегодно обновлять внешний вид обогревательных элементов, вместо того, чтобы узнать, как покрасить батарею правильно. А ведь тогда можно возвращаться к этой задаче не чаще, чем раз в пятилетку и даже десятилетие.

Какие батареи можно и нужно окрашивать

Традиционно нуждаются в обновлении любые окрашенные радиаторы, особенно чугунные, так как краска на них со временем начинает откалываться, и в открытых местах появляется ржавчина. Она не только пачкает гардины, но и разрушает оборудование.

Алюминиевые или покрытые заводской эмалью стальные батареи нового образца обычно не красят, особенно на основании того, что не нравится цвет или хочется его поменять. В противном случае, их внешний вид будет испорчен, да и теплоотдача от них значительно уменьшится. Поэтому их лучше замаскировать подходящим декоративным экраном.

Обзор красок для радиаторов

Наиболее распространенные варианты - это эмалевые краски . Они могут быть акриловыми или алкидными. Первые созданы на органических растворителях. Они позволяют создать красивое, глянцевое покрытие. Вторые - очень долговечны, легко моются, практически не стираются. Алкидные эмали также обладают огромным преимуществом - широкой цветовой гаммой. Их недостаток - они включают в себя Уайт-спирит, который имеет резких запах.

Традиционные лакокрасочные материалы, содержащие вредные вещества, постепенно отходят в сторону. Хотя они довольно эффективны - дают стойкий цвет, наносятся равномерно и обладают устойчивостью. К тому же стоимость подобных материалов отличается доступностью.

Тем не менее, их можно заменить более экологичными материалами - теми же водорастворимыми красками . Они абсолютно безопасны, быстро сохнут, ровно наносятся и не выделяют канцерогенов. Однако при покупке следует быть внимательными - не вся подобная продукция походит для использования, так как вода вызывает коррозию металла. Из неё лучше выбирать краски на акриловой основе, при этом учитывать, что радиаторы все равно потребуют тщательной подготовки поверхности. Недостаток этих материалов также состоит в том, что они не устойчивы к стиранию и могут пачкать шторы.

В качестве альтернативы можно использовать эмаль в баллончиках с распылителем , предназначенную для радиаторов. Хоть она не совсем безопасна, зато с её помощью можно выполнить работу в считанные минуты. Правда, она позволит только освежить поверхность, не проникая в труднодоступные места.

Выбрать, какой краской красить батареи не сложно. Просто при покупке необходимо следить, чтобы она была предназначена специально для радиаторов. Это в обязательном порядке указывается на упаковках.

Необходимые инструменты и материалы:

  • кисти небольшого размера с мягкой щетиной или поролоновый валик;
  • для труднодоступных мест нужно взять кисти с изогнутой ручкой;
  • дрель с насадкой в виде железной щетки;
  • наждачная бумага;
  • пленка;
  • шпатель;
  • краска, грунтовка, растворитель.

Быстрая подготовка поверхности

Выбирая, какой краской красить батареи, следует учитывать, что их подготовка в каждом случае будет отличаться. Также многое зависит от того, какой результат хочется получить в итоге: освежить поверхность или придать радиатору вид нового заводского изделия.

Для начала необходимо очистить все поверхности от пыли, грязи, паутины. Если времени мало и хочется выполнить процедуру быстрее, то достаточно счистить отстающую краску шпателем, зашлифовать неровности и убрать ржавчину наждачной бумагой. Далее все образовавшиеся выемки следует обработать грунтовкой, защищающей металл от коррозии, и зашпаклевать. Все эти шаги производятся для покраски эмалью.

Чтобы подготовить поверхность к акриловой краске, нужно полностью покрыть радиатор адгезионной грунтовкой, и дать ей подсохнуть. В противном случае металл быстро начнет ржаветь.

Тщательная подготовка поверхности

В этом случае оставшаяся краска убирается полностью. Делается это так:

  • прогревается радиатор с помощью газовой горелки;
  • затем крупные куски краски откалываются шпателем;
  • поверхность тщательно зачищается наждачной бумагой, а лучше: дрелью с насадкой из железной щетки.

После этих процедур радиатор протирают влажной тряпкой, с целью обезжирить и избавить от пыли. Если правильно покрасить его после такой процедуры, он определенно будет выглядеть как новый.

Кстати, чтобы он ещё и работал так, как будто только привезен с завода, следует выполнить дополнительную процедуру. А именно: необходимо его снять, слить воду, сильно нагреть, дать остыть, затем разобрать и очистить от накопившегося мусора и ржавчины внутри. Затем, аккуратно собрать его обратно, используя в качестве прокладок резину, вырезанную из обычных шин.

Покраска

Теперь рассмотрим, собственно, как покрасить батарею. Прежде всего, необходимо развести краску до состояния 1% кефира. То есть очень жидкого, но не водянистого, а так, чтобы она тянулась кистью не меньше чем на 30-40 см за один раз. Далее необходимо аккуратно нанести первый слой, начиная с внутренней стороны батареи.

После этого нужно подождать сутки или в некоторых случаях 7-8 часов, в зависимости от качества продукции. Затем нужно покрасить радиатор ещё раз таким же образом. Кстати, второй слой акриловой краски (если использовать именно её) можно наносить сразу, не дожидаясь высыхания.

Можно ли красить горячие батареи

Многие профессионалы не рекомендуют окрашивать радиаторы в разгар отопительного сезона. Однако, используя алкидную эмаль, устойчивую к высоким температурам, или распылители, вполне можно красить горячие батареи. Только делать это нужно осторожно, аккуратно и быстро, чтобы и не обжечься и чтобы краска легла ровно. Последнее сделать достаточно трудно, так как на горячей поверхности от 50°С она высыхает почти мгновенно.

Если вы сомневаетесь в том, что можете скоро и точно выполнить процедуру, лучше дождаться завершения отопительного сезона. Или, если время поджимает, не сразу красить горячие батареи, а предварительно прикрутись подачу в них подогретой воды. Причем если это не получится выполнить самостоятельно, можно обратиться в ЖЭК.

Чтобы во время работ не испачкать половое покрытие, плинтуса и обои на стенах, необходимо тщательно изолировать участки с помощью пленки, которую желательно точечно прикрепить канцелярским скотчем, чтобы она не смещалась. Газеты в этом отношении хуже - они рвутся в процессе, когда на них попадает краска.

Если есть необходимость прокрасить батарею более тщательно, то лучше её снять, так как иначе это сделать не получится. Если же нет возможности этого сделать, значит, нужно начинать прокраску с внутренней части, куда доступ затруднен, так вероятность испачкаться уменьшается.

Если вы никогда не пользовались краской, учтите, что поначалу вы будете это делать очень медленно, вам будет неудобно, все будет мешать. Такова уж специфика этого дела. Поэтому новичкам красить горячие батареи не стоит, так как с вероятностью 90% результат получится не очень хорошим: могут остаться разводы, потеки, эмаль ляжет неровно.

Правильный выбор лакокрасочных материалов для элементов системы отопления – важный и ответственный этап. Краска для радиаторов должна соответствовать высоким эксплуатационным требованиям: выдерживать перепады температур, быть стойкой к растрескиванию и шелушению, защищать поверхность от коррозий и механических повреждений. Чтобы обеспечить длительный срок службы отопительных радиаторов, необходимо знать, какие термостойкие составы лучшим образом подходят для этих целей.

Для чего нужна покраска батарей отопления

Обновление лакокрасочного покрытия на радиаторах отопления проводится во многих случаях. Часто это делается в результате сильного износа или повреждения старой краски или при потере привлекательного внешнего вида покрытия. Прежде чем решить, какой краской и в какой цвет окрашивать отопительные радиаторы, необходимо узнать, для чего проводится подобная процедура.

Окраска радиаторов отопления в квартире или частном доме проводится в следующих случаях:

  • Если изменился оттенок покрытия. Это объясняется возможным выгоранием и утончением защитной краски.
  • Если появились неоднородности покрытия – пузырьки, сколы, трещины и прочие дефекты краски.
  • При проведении капитального ремонта отопительных элементов.
  • Для обновления интерьера и внешнего вида радиаторов.

Большое значение имеет не только декоративная составляющая, но и эксплуатационные характеристики защитного покрытия – стойкость к перепадам температур, повышенной влажности.

Цветовая гамма для отопительных радиаторов

Белый чугунный радиатор – это классический вариант отопительного прибора, расположенного под окном. Окрашивание в цвет белого подоконника и оконных рам – самое простое и доступное решение.

Достаточно востребованными становятся батареи, представленные в черной и коричневой гамме. Существует мнение, что батарея, окрашенная в темный цвет, греется быстрее и дольше отдает тепло. Батареи темного цвета будут уместны в интерьерах, оформленных в индустриальном стиле.

Самое удачное и оригинальное решение для загородных домов и квартир – батареи, окрашенные в цвет стен. Подобный ход не требует полного скрытия или маскировки элементов системы отопления. Все, что нужно – это удачно вписать отопительные приборы в общую стилистику помещения.

Многие владельцы жилья решаются на более смелый шаг – покрасить батареи в контрастный стенам цвет. Подобный вариант дизайнерского оформления будет актуален для интерьера в стиле минимализма, модернизма, колониальном, деревенском и ар-деко.

Оригинальный вариант окрашивания батареи с применением градиентов или техники омбре. Для крайней секции выбирается нейтральный цвет, каждая последующая становится все более яркой и насыщенной с добавлением легких градуирующих оттенков.

Покраска отопительных радиаторов в разные цвета – удачное решение для детских спален, а также игровых комнат. Здесь можно воплощать самые неожиданные идеи: наносить узоры, рисунки и роспись. Красиво оформить батареи в качестве радуги, цветных карандашей или сказочных героев.

Можно ли красить горячие батареи отопления

При покраске отопительных радиаторов и труб следует учитывать температуру поверхности. Окрашивать приборы зимой, а особенно в отопительный сезон, однозначно не стоит. Нанесение лакокрасочных составов на горячую поверхность может привести к ускоренному высыханию покрытия, появлению мелких дефектов в виде наплывов и пятен.

Кроме того, при обработке горячего радиатора возможно усиление резкого запаха краски, а проветривание помещения в зимний период чревато теплопотерями.

Самое подходящее время для проведения ремонтных работ – теплый период, когда батареи остаются холодными, к тому же есть возможность хорошо проветрить помещение.

Если невозможно отложить окрашивание радиатора с началом отопительного сезона, тогда нужно грамотно подойти к выбору рабочего инвентаря и материалов. Для работы лучше использовать баллончик, который позволяет быстро и равномерно нанести термостойкий состав на обрабатываемую поверхность. Нижнюю часть конструкции и трубы следует обработать кистью.

При выборе лакокрасочной продукции важно учитывать ее качество и эксплуатационные характеристики. Например, горячий радиатор лучше окрашивать алкидной эмалью.

Более доступный и безопасный вариант покрасить включенный радиатор – это использовать быстросохнущий акриловый состав. Подобное покрытие устойчиво к перепадам температуры и повышенной влажности.

Выбор краски для радиаторов. Сравнительная таблица

Для окрашивания элементов отопительной системы используется качественная краска для радиаторов отопления, которая соответствует высоким требованиям. Она должна быть безопасной, стойкой к перегреву, растрескиванию и выцветанию. Специалисты рекомендуют выбирать следующие виды красок для труб отопления и радиаторов:

Виды ЛКМ (лакокрасочных материалов) Типы поверхностей Преимущества красок Недостатки красок
Масляные краски Чугунные Доступная стоимость, широкая цветовая гамма Длительный срок высыхания, резкий запах, восприимчивость к пожелтению, растрескиванию и сколам
Акриловые эмали Практически не имеют резкого запаха, высокая скорость высыхания, привлекательный глянцевый блеск, насыщенная цветовая гамма Высокие требования к обрабатываемой поверхности: тщательная очистка и предварительная грунтовка
Алкидные эмали на водной основе Чугунные, стальные, биметаллические Едва уловимый химический запах, стойкость цвета Наличие титановых белил для стойкости к повышенным температурам, что увеличивает стоимость продукции
Алкидные эмали на растворителях (органических) Чугунные, стальные, биметаллические Выдерживают высокие температуры, широкая цветовая гамма, доступная стоимость Стойкий химический запах, склонность к пожелтению
Алкидные молотковые эмали Чугунные, стальные, биметаллические Высокая защита поверхностей от повреждений, стойкость к повышенным температурам, долговечность, доступная стоимость Присутствие слабовыраженного химического запаха, который исчезает при высыхании
Порошковые краски Чугунные, стальные, биметаллические Высокая прочность и долговечность, стойкость к температурным воздействиям Порошковый состав наносится профессиональным оборудованием в специальной камере
Силиконовые краски Чугунные Повышенная термостойкость, долговечность, износостойкость Высокая стоимость, едкий запах
Водоэмульсионные краски Все виды Отсутствие резкого запаха, широкий спектр цветов, высокая экологичность и безопасность Высокие требования к подготовке поверхности – обязательное обезжиривание и грунтование
Серебрянка Чугунные Высокая термостойкость, низкая стоимость Стойкий химический запах
Аэрозольные краски Все виды Широкая цветовая гамма, удобство нанесения, доступная стоимость Неприятный запах

Как очистить поверхность от старого покрытия

Подготовка поверхности радиаторов и труб начинается с удаления старого лакокрасочного покрытия. Существует два простых способа очистки радиаторов:

  • Механический способ предусматривает использование щетки с металлической щетиной или насадки на электродрель. Демонтаж покрытия выполняется до металла, поэтому требует много времени и физических усилий. Единственный недостаток – сложность обработки мелких деталей или труднодоступных мест. Специальная насадка для дрели упрощает процесс очистки, к тому же она позволяет более качественно обработать всю площадь прибора даже в труднодоступных местах.
  • Химический способ требует использования особых химических составов на основе кислот и растворителей, снижающих сцепление покрытия с основанием. Поверхность тщательно обрабатывается выбранным составом согласно инструкции до полного размягчения краски. Далее старое покрытие удаляется шпателем, шлифмашиной или щеткой.

Расчет краски для труб и батарей

Еще одним важным шагом является правильный расчет требуемого объема материалов, используемых для окрашивания батарей, труб и других элементов отопительной системы.

Для расчета используются исходные данные:

  • Площадь обрабатываемой поверхности.
  • Норма расхода конкретного типа краски на 1 кв. м.

Расход ЛКМ рассчитан и указан производителем на упаковке. Каждый элемент системы имеет собственную площадь, которая учитывается при расчете объема краски. Подобная информация содержится в технических характеристиках каждого отопительного прибора. Если требуется покраска труб, необходимо дополнительно посчитать площадь каждой из них, умножив длину трубы на ее диаметр и число П.

Полученные величины (площадь прибора) и расход краски на 1 кв. м перемножаются для получения точного объема краски в расчетных единицах – литрах. Этот объем учитывается для нанесения одного слоя. Если требуется выполнить окрашивание в несколько слоев – расход краски на один слой умножается на общее количество слоев.

Самостоятельное окрашивание отопительных приборов

Рабочий процесс по окрашиванию батарей и труб термостойкими составами включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовка обрабатываемой поверхности.
  2. Нанесение красящего состава.

Для проведения работ потребуются такие инструменты и материалы:

  • Щетка с металлической основой.
  • Кисти малярные – обычная и радиаторная.
  • Наждачная бумага крупной зернистости.
  • Щеточка для очистки.
  • Шпатель с металлическим наконечником.
  • Грунтовка по металлу.
  • Краска для батарей.
  • Обезжиривающий или растворяющий состав.

Подготовка поверхностей к окрашиванию

Чтобы выполнить качественную окраску отопительных приборов своими руками, необходимо правильно подготовить поверхности. Подготовительные работы включают себя следующие мероприятия: очистку от старого покрытия, удаление коррозии, обезжиривание и грунтование.

  1. Поверхность тщательно зачищается: удаляется старое покрытие, места, поврежденные коррозией, шлифуются до блеска. Загрязнения удаляются щеточкой, а краска – шпателем или специальными химическими средствами.
  2. После удаления краски поверхность шлифуется щеткой с металлической щетиной, специальной насадкой на дрель или шлифмашинкой. В работе с очисткой поверхности используются средства индивидуальной защиты.
  3. Очищенная поверхность шкурится наждачной бумагой, обезжиривается любым доступным раствором.
  4. На подготовленную поверхность наносится грунтовка с антикоррозийными свойствами для максимальной защиты от коррозии и повышения адгезии красящего состава с основанием.

Особенности окрашивания поверхностей

Большинство современных составов наносится на холодную поверхность, поэтому перед окрашиванием горячую батарею необходимо охладить. Чтобы получить качественное покрытие, рекомендуется красить батареи, соблюдая определенную технологию.

Жидкие составы

Если в работе применяется масляный, водный, водоэмульсионный и другой жидкий состав, необходимо правильно подготовить рабочее место и защитить окружающие поверхности чистой ветошью.

  1. Для покраски используется кисть с изогнутой рукояткой или мягкая губка. Красящее средство наливается в широкую емкость. Руки защищены перчатками.
  2. Состав наносится тонким слоем на внутренние поверхности и в труднодоступных местах, затем обрабатывается наружная часть нагревательного прибора. Плавные мазки выполняются сверху вниз, что позволит равномерно наносить эмаль на поверхность.

Важно! Если после окрашивания будут проявляться визуальные дефекты, необходимо провести повторную окраску.

Аэрозольные составы

Если для окрашивания используется баллонная краска без запаха, то принцип обработки поверхностей следующий:

  1. Вначале обрабатываются труднодоступные места, затем наружные части центрального и других отопительных элементов.
  2. Плавные движения выполняются зигзагообразно сверху вниз.
  3. Поверхность обрабатывается в два слоя для получения равномерного покрытия.

Если эмаль для радиаторов наносится при помощи краскопульта, тогда принцип обработки поверхностей аналогичен баллонному окрашиванию.

Прежде чем выполнить домашнее окрашивание отопительных радиаторов, следует внимательно изучить особенности технологического процесса, ведь соблюдение всех этапов обеспечит высокие эксплуатационные характеристики и длительный срок службы приборов.



Статьи по теме: