Чем покрывают поталь. Работа с поталью

В настоящее время широко используется водный или спиртовой клей для золочения поталью. Мастера-позолотчики уже не так часто используют водные составы, распространенным считается спиртовой клей. Для того чтобы сэкономить на материалах, для золочения используют акриловый миксион. Но стоит учитывать, что такая экономия не совсем уместна в этом деле, так как качество позолоты поталью значительно снижается. Работать с водным клеем для потали не так легко, чего не скажешь о современном спиртовом микстионе. Это можно легко объяснить, ведь для того чтобы вода полностью испарилась необходимо больше времени, чем для испарения спирта. К выбору клея для золочения необходимо отнестись очень ответственно.
Виды и характеристика клея для золочения
Главным компонентом клея для позолоты поталью считается клей животного происхождения, как правило, это кроликовый. Если золочение осуществляется на молочко обязательно необходимо применять защитный лак для потали. Рекомендуется использовать только профессиональный клей для золочения, так как от этого зависит конечный результат работы. Подробную информацию о том или ином клее можно узнать в интернете.
На сегодняшний день в продаже можно увидеть несколько видов водно-акрилового клея для потали: водный клей, водная паста для золочения, карандаш для позолоты поталью и пигментированный водный клей.
Обычный клей на водной основе средней вязкости, его не нужно разбавлять водой. Водные морданы классифицируют по времени после которого можно начинать золочение поталью. Производителями указан временной интервал – 15, 30 и 60 минут. Но помимо этого следует учитывать такие факторы как толщина слоя, характер подложки под клей и температура влажности окружающей среды, ведь от них также зависит время высыхания клея. Профессиональные позолотчики настоятельно рекомендуют просушивать клей для золочения не меньше чем 8 часов перед приклеиванием первого листа потали.
Для обычного водного мордана для потали необходима хорошо выготовленная, прогрунтованная, непористая и невпитывающая подложка, так как она имеет необходимую жидкую консистенцию. Клей пигментированный для потали способен справиться с такими задачами как формирование цвета подложки под золочение, точность корректировки толщины слоя, способность избежать промазней.
Водный мордан перед нанесением на поверхность имеет белый цвет, после высыхания он становиться прозрачным. Этот клей для потали цвет подложки не меняет, за счет этого появляется возможность лучше контролировать толщину слоя.
Пасту для золочения поталью применяют для отделки пористых и впитывающих поверхностей, которые не имеют надежную грунтовку. Обычно такой вид золочения используют для гипсовых деталей, деревянных изделий или плохо прогрунтованных поверхностей. После золочения пастой предметы имеют матовый цвет.
Мордан для потали на водной основе, который выпускают в тюбиках, карандашах или маркерах используют для художественного нанесения, предназначены для выполнения тонких работ золочения. Мастера квалифицированных компаний могут дать вам бесплатную консультацию по поводу того или иного вида золочения. Помогут определиться с выбором. Если не правильно выбрать клей для золочения, или если он будет не качественный, результат работы может разочаровать вас. Поэтому не приступайте к делу, если не разбираетесь в нем. Обращайтесь только к профессионалам. Очень важно, чтобы фирма, которая вас обслуживает, имела хорошую репутацию и лицензию на работу. Мастера должны дать вам гарантию на работу. Но если вы хотите провести золочение самостоятельно, в первый раз рекомендуется работу делать под наблюдением мастера-позолотчика, так как здесь учитываются все нюансы, даже от выбора клея зависит результат работы.

Поталь - тонкие листы сплавов с включением драгоценных металлов. Материал применяется для серебрения и золочения гипсовой лепнины, керамики, пластика, картона, металла, дерева, стекла. Чтобы добиться качественного и красивого декорирования, необходимо правильно подобрать клеевой состав. В настоящее время для потали применяется клей на спиртовой, акриловой, масляной или водной основе.

Наибольшее распространение получили спиртовые варианты, чтобы сэкономить на материалах, зачастую используется акриловый микстион. Удобство работы со спиртовыми клеями объясняется тем, что спирт испаряется гораздо быстрее, чем вода.

Спиртовой

Состав на спиртовой основе характеризуется стабильной и длительной липкостью клеевого слоя (отлипом). Благодаря этому поталь можно приклеивать в течение 48 часов (продукты серии СП). После крепления потребуется покрытие поверхности защитными составами для повышения износостойкости.


Интересный факт
Изначально мордан - масляный клей для сусального золота. Однако со временем произошло расширение смысла, и сегодня на ценниках мордан - это любой состав как для сусального золота, так и для потали.

Масляный

По сравнению со спиртовыми аналогами, клеи на масляной основе характеризуются более низкой силой клейкости, что создает дополнительные трудности при работе. Масляные составы отличаются повышенной требовательностью к уровню влажности и температурному режиму в помещении. При работе с ними следует тщательно следить за толщиной наносимого слоя.


Совет! Для начинающих мастеров масляные морданы не подходят, так как работать с ними достаточно сложно.

Достоинства масляных микстионов:

  • после затвердевания формируют очень прочную позолоту;
  • дополнительное нанесение защитных средств (шеллака или лака) для повышения износостойкости необязательно.

Масляные быстросохнущие морданы содержат ускорители - сиккативы. Обычные масляные микстионы полимеризуются долго, до 12 часов, зато в составе у них меньше примесей и больше натуральных масел.

На упаковке всегда указывается время подсыхания - это период, который нужно подождать после нанесения клея и перед декорированием первым листом потали. Количество минут будет увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от температуры и влажности в помещении, толщины клеевого слоя, особенностей материала основания.


Совет! Если в комнате сухой воздух, то декорирование следует начать раньше, при повышенной влажности стоит изначально предпочесть быстросохнущий микстион.

Долгосохнущие продукты на масляной основе рекомендуется применять для экстерьерного декорирования в сухих и непыльных условиях, а также для золочения крупных деталей.

Быстросохнущие составы идеально подойдут для интерьерного декорирования, золочения мелких деталей, для декорирования в условиях повышенной влажности и там, где относительно много пыли.

На водной основе

В продаже представлены несколько разновидностей водно-акриловых составов, предназначенных для работы с поталью:

  • клей имеет белый цвет, после высыхания становится бесцветным (встречаются пигментированные варианты, например, );
  • паста применяется для декорирования впитывающих и пористых поверхностей без имеющейся надежной грунтовки (гипс, дерево), после золочения пастой изделия будут матовыми;
  • карандаш, маркер, тюбик - используется для тонких работ и художественного нанесения.


Обыкновенный продукт на водной основе имеет среднюю вязкость и в дополнительном разбавлении водой не нуждается. После нанесения слоя золочение допускается начинать через 15 минут, полчаса или час, обычно временной интервал указывается на упаковке. При этом следует учесть влажность и температуру в помещении, а также толщину нанесенного слоя.

Для обычного мордана на водной основе требуется непористая, невпитывающая, загрунтованная и тщательно подготовленная поверхность.


Марки

В зависимости от того, какая цель преследуется, при выполнении работ применяется различный клей для потали:

  • Ferrario представляет собой универсальный клеевой состав, предназначенный для работы с сусальным золотом и поталью. Средство необходимо нанести на поверхность тонким слоем и выдержать от 15 минут до получаса. После того как клей слегка подсохнет, разрешается приступать к золочению. После нанесения мордан Ferrario не утрачивает своих свойств на протяжении 2-3 часов, благодаря чему декорирование можно проделать без спешки и максимально аккуратно. Клей выпускается в баночках объемом 1000, 250 и 75 мл. Стоимость емкости 250 мл составляет приблизительно 1200 рублей.


  • «Таир» - это состав, предназначенный для трансферной (фольга на пленке) и свободной листовой потали, а также в хлопьях. Клей «Таир» прозрачный, универсальный, изготавливается на водной основе и применяется для работы на деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях. Потребуется нанести на основание тонкий слой, несколько минут подождать и приступать к декорированию. Средство продолжительное время сохраняет клеящие свойства, благодаря чему работать с ним очень удобно. В продаже чаще всего «Таир» встречается в тубе объемом 20 мл, которая стоит приблизительно 150 рублей. Если планируются масштабные работы, то выгоднее приобретать емкость объемом 100 мл, ее цена составляет примерно 250 рублей.


  • Colner Size - специальный клей для глянцевого золочения, изготавливаемый на основе акрила. Характеризуется длительным сохранением адгезивных свойств, поэтому покрывать поталью обработанную поверхность можно на протяжении нескольких часов. Состав не содержит растворителей, и, если в этом возникнет необходимость, его допускается развести водой. Марка используется для декорирования икон натуральной или искусственной позолотой, а также разнообразных предметов интерьера и поделок. бывает прозрачным бесцветным или красного цвета. Добавление пигмента позволяет видеть участки на поверхности, где был нанесен клей, контролировать толщину слоя и предотвратить появление промазней. Емкость 100 мл бесцветного состава будет стоить около 700 рублей, пигментированный продается по более высокой цене.


Чем заменить

Необязательно приобретать готовый клей. Опытные рукодельницы придумали несколько способов сделать микстион своими руками.

Совет! В древности при росписи икон в качестве клеящего состава мастера применяли сок чеснока. Подобным средством морданы заменяются и сегодня.

Существует два варианта изготовления клеевой смеси, которая послужит достойной заменой составу промышленного производства.

Рецепт 1 :

  1. Смешайте 100 мл коньяка со 100 мл сливок высокой жирности.
  2. Нанесите смесь на декорируемую поверхность и оставьте для высыхания на период от получаса до часа.
  3. После того как клей подсохнет, начинайте золочение.


Рецепт 2 :

  1. Растворите 70 г сахарного песка в 200 мл теплой воды, поместите на огонь и доведите до кипения.
  2. Добавьте одну чайную ложечку столового уксуса, хорошенько перемешайте и кипятите на протяжении 30 секунд.
  3. Постоянно помешивая массу, засыпьте в нее одну третью часть стакана крахмала (картофельного).
  4. После остывания коей должен загустеть до консистенции сметаны.

Подобный состав по своим характеристикам напоминает обычный ПВА, а после полимеризации становится прозрачным и практически незаметным на поверхности.

Совет! И все же самый удачный самодельный микстион уступает по характеристикам промышленным аналогам.


Инструкция по декорированию

Рассмотрим порядок действий при декорировании на примере состава «Таир»:

  1. Обезжирьте поверхность.
  2. Если она сильно впитывает нанесенные на нее смеси, то потребуется предварительное грунтование, например, клеевым составом (повышенной впитываемостью отличаются гипс и дерево).
  3. На сухую и чистую поверхность при помощи кисти нанесите тонкий слой клея и оставьте на 5-10 минут для подсыхания. По истечении этого времени состав должен стать прозрачным.
  4. Приложите внутренний лист трансферной потали, аккуратно разгладьте его с помощью ватного тампона, а лишний клей удалите.
  5. Резко сорвите пленку.
  6. После окончания декорирования как можно скорее вымойте кисточки теплой водой.

Совет! Чтобы обеспечить позолоте защиту от окисления, покройте поверхность специальным лаком. Для этой цели подойдут Daily ART или Ferrario .


Несколько секретов от профессионалов:

  1. Продукт на водной основе целесообразно применять для небольшой площади. На высыхание подобного состава уходит 15 минут, и его можно наносить повторно, если с первого раза декорирование идеальным не получилось.
  2. Лак для покрытия после золочения или серебрения лучше предпочесть на синтетической основе, так как средства на воде окисляют позолоту. Подойдет любой продукт на основе синтетических смол, растворителей, а также акриловый лак в баллончике. Специально для потали предназначен шеллак.
  3. Сразу на поталь разрешается наносить витражные краски на сольвентной основе, которые обеспечивают защиту от окисления и выглядят при этом очень эффектно. Особенно выигрышно прием смотрится при работе со стеклом.

Материалы и инструменты
. Поталь
. Клей для потали
. Кисть для клея
. Лампемзель (Лапка) - плоская беличья кисть
. Ножницы
. Нож позолотчика
. Подушка позолотчика
. Мягкая хлопковая ткань или ватный тампон
. Лак защитный для потали

Подготовка основания.
Металлические основания необходимо очистить от загрязнения, пыли, жира, ржавчины и загрунтовать специальной грунтовкой по металлу или железным суриком.
Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.
Нанесение фона.
Цвет фона зависит от того, какого эффекта при золочении поталью нужно добиться. Для достижения, например, эффекта трещин, чтобы придать изделию старинный эффект, можно фон сделать чёрным. Поталь очень тонкая и ложится неравномерно, особенно на рельефные места, поэтому будут образовываться трещины. На черном фоне они будут видны отчётливо. Если необходимо добиться равномерной золотой поверхности, то цвет фона следует подбирать под цвет потали.
Для равномерной окраски изделия его желательно покрывать краской как минимум два раза.
Нанесение клея для потали.
После того, как краска высохнет, можно наносить слой клея для потали. На металлические загрунтованные поверхности клей можно наносить следующим образом: сначала нанести кистью клей, подождать 5-10 мин., затем почти сухой кистью (которой наносился клей) пройтись второй раз, чтобы удалить (размазать) подтеки. После этого нужно подождать 10-15 мин. когда клей подсохнет, поверхность изделия станет липкой. Время высыхания каждого клея указано в инструкции к нему.
При золочении поталью главное - нанести равномерное количество клея, не много, но и не мало, поталь может не пристать к тем участкам изделия, которые были плохо промазаны клеем.
Нанесение потали.
Поталь бывает трансферная (каждый лист давлением помещён на кальку или белую шёлковую бумагу) и свободная (переложенная двумя листами бумаги). В первом случае можно отрезать ножницами нужный кусок потали вместе с бумагой и перенести его на изделие. Когда поталь приклеится к изделию, бумагу можно осторожно отделить. Во втором случае из потали вырезают нужную форму на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Затем поталь берётся специальной кистью (лампемзель) и переносится на изделие. Учтите, что поталь очень тонкая и обращаться с ней нужно аккуратно и осторожно. Поталь можно разглаживать колонковой кистью, осторожно постукивать по поверхности или разглаживать. Кусочки потали, которые не приклеились к изделию, нужно собрать; ими можно покрыть неприкрытые места изделия. Когда поталь разглажена равномерно, её можно плотно прижать и разгладить тканью или ватным тампоном. Поталь наносят обязательно внахлёст. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя.
Обработка позолоченной поверхности.
Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесённой основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 часов) полируют. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности - стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно.
Защитный слой.
Поталь может со временем подвергаться окислению и потускнеть. Чтобы этого не случилось, покрытую поверхность можно обработать защитным лаком. Лак наносится кистью. Есть виды лака, предназначенные для защиты от механических повреждений и воздействия чистящих средств. Поталь можно также покрывать специальным битумом для придания эффекта старины.

Наиболее распространенными и простыми способами золочения поталью является позолота на водный или спиртовой клей для потали. Сейчас профессиональные позолотчики постепенно уходят от использования водного молочка, все чаще используя спиртовые микстионы. Водно-акриловый миксион (или молочко) для золочения поталью рекомендуется использовать для позолоты в технике бликовка, когда мастеру необходимо нанести клей росписью, которая задает узор золочению. Также водный клей можно безопасно использовать при упрощенном интерьерном золочении (впрочем также подойдет розовый спиртовой клей). Для остальных целей (например, золочение мебели, другие задачи с повышенными требованиями к надежности и качесту) рекомендуется использовать спиртовой или масляный микстион. Гарантированно стабильное покрытие позолотой мебели с помощью водного клея для потали получить намного сложнее, чем используя аналоги других типов. Это объясняется в первую очередь тем, что для полного испарения воды необходимо намного более длительное время, чем для спирта.

Одним из основных компонентов клея для позолоты поталью является клей животного происхождения (обычно кроликовый). Золочение поталью на молочко нужно обязательно покрывать защитным лаком для потали.

Сейчас в продаже доступны несколько видов водно-арилового клея для потали: обычный натуральный водный клей для потали, синтетический водный микстион для потали, паста для золочения поталью.

Обычный натуральный водный клей для золочения поталью имеет среднюю вязкость, не требует разбавления водой. Существует условная классификация обычных водных морданов по времени после которого можно начинать золочение поталью. Производители указываю временной интервал 15, 30 или 60 минут. Однако следует понимать, что период времени, которое необходимо дать миксиону просохнуть перед началом позолоты поталью зависит от таких факторов как толщина слоя, характер подложки под клей, температуры и влажности окружающей среды. Мы настоятельно рекомендует Вам просушивать водный клей не менее 8 часов перед приклеивание первого листа потали для получения стабильной позолоты!

Обычный водный мордан для потали требует тщательно выготовленную, прогрунтованную, непористую, невпитывающую подложку, так как имеет относительно жидкую консистенцию.

Пигментированный клей для потали выполняет такие задачи: формирует цвет подложки под золочение поталью, дает возможность более точной корректировки толщины слоя, гарантировать избежание промазней.

Вторым видом подкрашенного водного мордана (миксиона ) для потали является состав, который до нанесения имее цвет отличный от белого, но в процессе высыхания теряет его и становится прозрачным. Таким образом, этот вид клея для потали не меняет цвет подложки, но позволяет лучше контролировать толщину слоя, легче обеспечивать отсутствие промазней.

Паста для золочения поталью используется для золочения пористых, впитывающих поверхностей без надлежащей грунтовки. Объектом позолоты с использованием пасты для потали могут быть плохо прогрунтованные, подготовленные гипсовые детали, либо деревянные изделия. Эффект от золочения пастой обычно матовый, ниже чем уровень блеска правильно выполненной позолоты на качественный обычный водный миксион (мордан, клей, молочко) для потали.

Водный мордан в виде тюбика, карандаша и маркера используется для точного, художественного нанесения, выполнения тонких работ золочения поталью.

Позолотчики Malikov studio помогут Вам выполнить позолоту поталью .

Менеджеры Лавки позолотчика готовы помочь с выбором клея для потали и подобрать для состав, который наиболее подходит для ваших задач.

Техника золочения многим может показаться дорогой и трудоемкой. Но при определенной сноровке ее можно легко применять в домашних условиях. Настоящее сусальное золото стоит недешево, и было бы нецелесообразно использовать его для рукоделия и тем более для изучения техники золочения. Для этого предназначена поталь - современная имитация сусального золота в виде тонкой термопленки золотого цвета.

Поталь может быть золотой, серебряной, бронзовой. Часто на листы термопленки наносят различные рисунки: разводы, пятна, геометрические фигуры. Этот материал можно использовать в оформлении предметов интерьера, аксессуаров, подарков и т.д. При определенном мастерстве изделия, «позолоченные» поталью, будут выглядеть так же эффектно и роскошно, как и покрытые настоящим сусальным золотом.

Сегодня вы узнаете, что такое горячее золочение поталью и создадите небольшой объемный узор.

Материалы:

  • деревянная заготовка

  • золотая термопленка (поталь)

  • клей ПВХ

  • акриловая краска
  • контур

Инструменты:

  • трафарет
  • ластик
  • кисточки
  • карандаш

Техника золочения поталью

1. Рисуем на заготовке узор по трафарету.

2. Макаем кисть в клей и наносим его на внутренние части узора, чем больше клея - тем более выпуклым получится рисунок.

3. Берем пленку для золочения, прикладываем матовой стороной к заготовке.

4. Нагреваем ластик, прижав к подошве утюга на 10 секунд, и тут же прикладываем его к заготовке. Если пленка приклеивается плохо - проделываем то же самое второй раз. Огрехи и неровности можно подправить зубочисткой.

5. Закрашиваем фон. Для этого берем толстую кисточку и покрываем заготовку акриловой краской, стараясь не заходить на золоченые детали. Если краска все-таки попала на позолоченный участок - ее можно аккуратно смыть мокрой ватной палочкой.

7. Берем тонкую кисть и черную краску. Аккуратно обводим контуры золоченых деталей.

9. Сушим феном.

При желании готовую поделку можно покрыть бесцветным лаком.

Как видите, золочение поталью - сравнительно легкая техника, которую можно применять для оформления различных поделок и предметов интерьера.



Статьи по теме: