Что нельзя делать во время поста. Что нельзя есть в Великий пост? Как правильно питаться в пост: когда и что можно есть

– Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно “убивать своё тело”, свои желания? Зачем такая несвобода?

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, – любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели – ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил Немнонов
отвечает священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес)
– Чем отличается от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Ксения

– Здравствуйте, Ксения!

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

КАК ПОСТИТЬСЯ БЕРЕМЕННЫМ И ДЕТЯМ?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир

– Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она “понедельничала” за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних). Спаси ее Господи!» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

– А в прежние времена строго постились?

Конечно, но тогда была другая экология и другая пища. В одном произведении царской эпохи, маловерный племянник говорил тетушке: «Какая разница – вкушаю ли я постом ветчину или осетровый балык?». Или известен еще случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

– А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.

– Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

– Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить – а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

– То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

– Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16-18).. Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Протоиерей Игорь Пчелинцев , священнослужитель Нижегородской епархии.

Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

Всегда радуйтесь!

Матушка Инна Викторовна Асмус , мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост – это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: “Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога”, не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста – индивидуальна

Ольга Дмитриевна Гетманова , воспитала 9 детей. В 2006 г. награждена Святейшим Патриархом Алексием «Патриаршим знаком материнства». Супруга Романа Николаевича Гетманова – известного акушера-гинеколога.

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь – ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления – вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Матушка Елена Карпенко , мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

Для женщины – беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для меня, допустим, таким ограничением стало воздержание от сладкого – признаться, это моя слабость. Знаю случаи, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

Краткая инструкция пользователя Великого поста от протоиерея Игоря Рябко.

Каким-то пятым чувством я научился понимать, что кроется за тем или иным вопросом. Вот за этим, например, стоит: «Что Тебе, Господи, надо, чтобы Ты мне этот пост засчитал и поставил галочку «выполнено» в нормо-контроле моей зачетки личной праведности?» Как часто мы похожи на тех иудеев, для которых главное – это суметь соблюсти 613 предписаний Торы, где 248 (число костей и органов в теле человека) обязывающих, а 365 (количество дней в году) запрещающих. И не меньше мы похожи на них, когда пытаемся это все как–то «правильно» и по закону «обойти» – всякие котлеты из сои, постный шоколад и другие лакомства придумывать.

Особенно это комично у людей зажиточных. Изначально пост возник, в том числе, из побуждений благотворительности. Мясо всегда стоило дорого. Экономя на нем, христианская семья могла собрать средства для помощи людям нуждающимся. А сегодня богатые люди могут так «строго поститься» на деликатесах и дорогостоящих постных продуктах, что тратят на один обед столько, что на эти средства могла бы кормиться целый месяц бедная многодетная семья.

Но, я начну свой разговор о Великом посте с главного. Не с того, что «можно» или «нельзя», а с того, что «нужно».

«Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче Христе»

В пост мы часто говорим о «покаянии», о «весеннем духовном обновлении» и прочь. Но что это «покаяние» означает?

Из своего, уже более чем двадцатилетнего опыта служения в Церкви, я вижу, что многие прихожане понимают покаяние, как подробный отчет о проделанной греховной работе. По их мысли, если, придя на исповедь, сдать батюшке аккуратно заархивированные грехи, то Бог взмахом священнической разрешительной молитвы сможет их утилизировать. Потом можно с чистой душой жить дальше, главное – продолжать педантично вести протокол новых греховных дел, которые собираются для очередного утилизационного проекта. В понимании таких прихожан, самое страшное что-то пропустить в протоколе, а Великий пост – это такая себе генеральная ревизия греховного производства души.

Боюсь, что иллюзия покаяния называется «прелестью», т.е. духовным самообольщением. Само слово «покаяние» (греч. Μετάνοια), означает «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление». В нем заложен иной принцип. Представим, что GPS-навигатор нашей души привык ехать по одной и той же дороге: мимо рынка, банка, гламурных магазинов, лавочек, болтовни и осуждения. Но вдруг приходит понимание, что маршрут проложен неправильно, ведет в болото, а в конце его очень гадкое, темное и ужасное место. Водитель срочно перепрограммирует маршрут. Он дает другие промежуточные точки. Теперь там заложены иные ценностные ориентиры. Духовные упражнения, молитва, доброделание, внимание к себе. Казалось бы, чего проще, решил и езжай, но не тут-то было.

Из дисплея навигатора начинает высовываться противная рогатая морда и возмущаться: «ты че, совсем оборзел, а ну давай езжай по старому маршруту». И машину начинает водить и бросать по дороге. Если водитель не уступает и продолжает бороться за то, чтобы следовать по новому пути, то это называется «духовной бранью», а сам процесс следования новому маршруту и его удержание называется «покаянием». И дело ведь не в том, сколько ты грехов исповедовал, а в том, что грешить надо переставать.

«Горе имеем сердца»

В этом процессе происходит глобальная переоценка жизненных ценностей, устремлений, желаний и прочь. Мы учимся жить не так, «как все», а как «Богу угодно», как «для души спасительно». Тут человек обязательно столкнется с непониманием окружающих, может быть, даже с осуждением или презрением. Будет борьба старых греховных привычек с новыми, еще не укоренившимися, благочестивыми желаниями и стремлениями.

В чем же специфика Великого поста во всем этом? Разве не так мы должны жить все время, спросите вы? Да, это правда, но специфика Великого поста в том, что это период духовного техосмотра. «Горе (в вышине) имеем сердца» становится содержанием каждого мгновения жизни. На какой максимум мы способны в области духовного делания, какую скорость можем набрать?

В заданном вопросе прозвучало, а можно там сходить в кино, театр и прочь. Что я могу сказать? Только посоветовать. Если вы в Прощеное воскресенье подняли глаза в Горний мир, то попробуйте не опускать их хотя бы до Антипасхи. Попытайтесь прожить это время так, чтобы в вашей душе отражалось только Небо и ничего другого. Только вы и Бог.

Я специально не буду касаться в этой статье вопроса кулинарии. У меня сложилось впечатление, что Великий пост для некоторых знатоков Православия только из того и состоит, чтобы вникнуть и понять, а есть ли в этой булке хоть какая–то молекула молока, а не затаился ли белок животного происхождения вот в этом салате? Главный вопрос не в том, что вы положите в желудок, а в том, что вы положите в сердце, ум и волю. Кулинарный постный календарь вы прочтете на любом сайте православных диетологов.

Я лишь хочу предложить один древний рецепт, написанный еще в IV веке одним из глубоких знатоков духовной кулинарии: «Возлюби Бога и делай, что хочешь».

Протоиерей Игорь Рябко
Православная Жизнь

Просмотрено (6643) раз

Краткая инструкция пользователя Великого поста от протоиерея Игоря Рябко.

Каким-то пятым чувством я научился понимать, что кроется за тем или иным вопросом. Вот за этим, например, стоит: «Что Тебе, Господи, надо, чтобы Ты мне этот пост засчитал и поставил галочку «выполнено» в нормо-контроле моей зачетки личной праведности?» Как часто мы похожи на тех иудеев, для которых главное – это суметь соблюсти 613 предписаний Торы, где 248 (число костей и органов в теле человека) обязывающих, а 365 (количество дней в году) запрещающих. И не меньше мы похожи на них, когда пытаемся это все как–то «правильно» и по закону «обойти» – всякие котлеты из сои, постный шоколад и другие лакомства придумывать.

Особенно это комично у людей зажиточных. Изначально пост возник, в том числе, из побуждений благотворительности. Мясо всегда стоило дорого. Экономя на нем, христианская семья могла собрать средства для помощи людям нуждающимся. А сегодня богатые люди могут так «строго поститься» на деликатесах и дорогостоящих постных продуктах, что тратят на один обед столько, что на эти средства могла бы кормиться целый месяц бедная многодетная семья.

Но, я начну свой разговор о Великом посте с главного. Не с того, что «можно» или «нельзя», а с того, что «нужно».

«Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче Христе»

В пост мы часто говорим о «покаянии», о «весеннем духовном обновлении» и прочь. Но что это «покаяние» означает?

Из своего, уже более чем двадцатилетнего опыта служения в Церкви, я вижу, что многие прихожане понимают покаяние, как подробный отчет о проделанной греховной работе. По их мысли, если, придя на исповедь, сдать батюшке аккуратно заархивированные грехи, то Бог взмахом священнической разрешительной молитвы сможет их утилизировать. Потом можно с чистой душой жить дальше, главное – продолжать педантично вести протокол новых греховных дел, которые собираются для очередного утилизационного проекта. В понимании таких прихожан, самое страшное что-то пропустить в протоколе, а Великий пост – это такая себе генеральная ревизия греховного производства души.

Боюсь, что иллюзия покаяния называется «прелестью», т.е. духовным самообольщением. Само слово «покаяние» (греч. Μετάνοια), означает «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление». В нем заложен иной принцип. Представим, что GPS-навигатор нашей души привык ехать по одной и той же дороге: мимо рынка, банка, гламурных магазинов, лавочек, болтовни и осуждения. Но вдруг приходит понимание, что маршрут проложен неправильно, ведет в болото, а в конце его очень гадкое, темное и ужасное место. Водитель срочно перепрограммирует маршрут. Он дает другие промежуточные точки. Теперь там заложены иные ценностные ориентиры. Духовные упражнения, молитва, доброделание, внимание к себе. Казалось бы, чего проще, решил и езжай, но не тут-то было.

Из дисплея навигатора начинает высовываться противная рогатая морда и возмущаться: «ты че, совсем оборзел, а ну давай езжай по старому маршруту». И машину начинает водить и бросать по дороге. Если водитель не уступает и продолжает бороться за то, чтобы следовать по новому пути, то это называется «духовной бранью», а сам процесс следования новому маршруту и его удержание называется «покаянием». И дело ведь не в том, сколько ты грехов исповедовал, а в том, что грешить надо переставать.

«Горе имеем сердца»

В этом процессе происходит глобальная переоценка жизненных ценностей, устремлений, желаний и прочь. Мы учимся жить не так, «как все», а как «Богу угодно», как «для души спасительно». Тут человек обязательно столкнется с непониманием окружающих, может быть, даже с осуждением или презрением. Будет борьба старых греховных привычек с новыми, еще не укоренившимися, благочестивыми желаниями и стремлениями.

В чем же специфика Великого поста во всем этом? Разве не так мы должны жить все время, спросите вы? Да, это правда, но специфика Великого поста в том, что это период духовного техосмотра. «Горе (в вышине) имеем сердца» становится содержанием каждого мгновения жизни. На какой максимум мы способны в области духовного делания, какую скорость можем набрать?

В заданном вопросе прозвучало, а можно там сходить в кино, театр и прочь. Что я могу сказать? Только посоветовать. Если вы в Прощеное воскресенье подняли глаза в Горний мир, то попробуйте не опускать их хотя бы до Антипасхи. Попытайтесь прожить это время так, чтобы в вашей душе отражалось только Небо и ничего другого. Только вы и Бог.

Я специально не буду касаться в этой статье вопроса кулинарии. У меня сложилось впечатление, что Великий пост для некоторых знатоков Православия только из того и состоит, чтобы вникнуть и понять, а есть ли в этой булке хоть какая–то молекула молока, а не затаился ли белок животного происхождения вот в этом салате? Главный вопрос не в том, что вы положите в желудок, а в том, что вы положите в сердце, ум и волю. Кулинарный постный календарь вы прочтете на любом сайте православных диетологов.

Я лишь хочу предложить один древний рецепт, написанный еще в IV веке одним из глубоких знатоков духовной кулинарии: «Возлюби Бога и делай, что хочешь».

Протоиерей Игорь Рябко

Большинство людей либо останавливают пост на полпути, либо неправильно интерпретируют его смысл. Все это заставляет желающих соблюдать пост, найти как можно больше информации о нем. Цель религиозного поста заключается в духовном очищении и воздержании от мирских утех. В течение 40 дней человек дисциплинирует разум и тело, чтобы возрасти духовно и освободиться от земных привычек. Питание в пост - первая необходимость. Оно может показаться весьма строгим, особенно для начинающих. Если вы не понимаете, как соблюдать Великий пост, этот материал расскажет, как правильно его придерживаться.

Голодание и физическое истощение не являются целью поста. Если грамотно составить график питания по дням и неделям, вы будете весьма удивлены, насколько постная еда может быть разнообразной и полезной.

Перечень разрешенных продуктов

    Фрукты:

    Виноград

    Гранат

    Яблоки

    Клюква

    Цитрусовые (лимоны, апельсины, мандарины, грейпфруты)

Все эти фрукты едят в пост в сыром виде, а также готовят с ними десерты, различные закуски, свежие салаты и прочие блюда.

  • Сухофрукты:
  • Ананасы
  • Бананы
  • Вишня
  • Груши
  • Курага
  • Финики
  • Чернослив
  • Яблоки

Сухофрукты не просто можно кушать в пост, но и нужно. Во время ограниченного питания, они обогатят рацион ценными витаминами и укрепят иммунитет. Их можно сочетать с другими постными блюдами, варить из них компоты и кисели.

    Овощи:

    Морковь

    Картофель

    Свекла

    Сельдерей

    Сладкий перец

    Капуста (белокочанная, цветная, пекинская, брокколи, брюссельская)

  • Квашеная капуста и соленые огурцы также приветствуются на постном столе.

    Зелень

    Петрушка

    Вазилик

  • Листовой салат

    Шпинат

  • Щавель

Шампиньоны, вешенки и прочие виды грибов богаты белком, которого очень не достает в период поста. Грибы станут прекрасной альтернативой мяса. Из них можно приготовить вкусные и полезные запеканки с овощами, супы, пироги, жаркое и закуски. Их также удобно совмещать с крупами и блинами. Не пренебрегайте грибами в своем рационе.

  • Бобовые

Незаменимыми источниками белка в Великий пост станут и популярные бобовые культуры: фасоль и горох. Они идеально подходят для худеющих, спортсменов и всех, кто занимается тяжелым физическим трудом. Из бобовых культур готовят отличное пюре и блюда с овощами. Меню из этих продуктов получится сытным, полезным и в тоже время - простым. Спортивное питание в пост обязательно сопровождается растительным белком.

  • Крупы

Такие каши, как рис, гречка, овсянка и прочие крупы должны стать основой постного питания. За исключением с дней, где рекомендуется полное воздержание от пищи, каши можно есть в Великий пост каждый день. Готовить их следует только на воде, без масла. По желанию, различные виды круп можно комбинировать друг с другом и добавлять в них овощи, грибы, орехи и сухофрукты. Это разнообразит диетическое меню.

  • Рыба

Принимать в пищу рыбу можно только по строгому канону. В течение религиозного поста ее употребляют в день Благовещения и Вербного Воскресенья.

    Напитки:

    Компот

  • Кисель

Молоко животного происхождения запрещено употреблять во время поста. Однако миндальное, коксовое и соевое молоко станут отличной заменой.

Весенний сезон не богат на свежие овощи, фрукты и ягоды. Их приходится покупать в магазинах, либо заранее запасаться ими к посту. Некоторые заготовки станут отличным дополнением к основному меню:

    Фасоль (можно в томате)

    Зеленый горошек

    Кукуруза

    Чечевица

Замороженные овощи, но в особенности ягоды и фрукты, будут как-никак кстати в постные дни. Из них можно приготовить замечательные лакомства к чаю.

    Сладости:

    Мармелад

    Постный зефир

    Овсяное Печенье

  • Казинаки

    Черный шоколад (только горький)

  • Леденцы

    Рахат-лукум

В дополнение к указанным продуктам можно в пост включить следующее:

    Орехи и семечки;

    Макаронные изделия (без яиц);

    Соусы и заправки постные (соя, горчица, кетчуп, майонез и т.д.);

    Постный хлеб (бородинский, зерновой, столичный);

    Пресные хлебцы и лаваши;

    Муку (рисовую, кукурузную, овсяную, гречневую и пшеничную грубого помола);

    Водоросли.

В Великом посте морепродукты (кальмары, креветки) остаются спорными. Некоторые считают, что нельзя есть в пост такую пищу. Однако менее консервативные почитатели поста с этим мнением не соглашаются и считают, что морепродукты допустимы в нестрогие дни.

Что нельзя кушать в пост

    Мясо (колбасы, сосиски, балыки, сало и прочее);

    Рыба (за исключением нестрогих дней);

    Молоко, сыр и любые молочные продукты;

  • Алкоголь (кроме нестрогих дней);

    Сладости и выпечка, содержащие масло, яйца и молоко;

    Свиной жир и мясные бульоны;

    Фаст-фуд.

Кроме этого, необходимо исключить пряности, слишком острую, соленую, кислую и тяжелую пищу, возбуждающую нездоровый аппетит. Это все, что нельзя есть в пост.

Великий пост считается самым длинным и требовательным в году. Первая и последняя неделя перед Пасхой считаются самыми жесткими. У некоторых мирян правила приема пищи соблюдаются в строгом порядке.

Чистый Понедельник (первый день поста) и Великий пяток (предпоследний) желательно проводить без еды.

В другие дни употребление разрешенных продуктов действует по графику:

Противопоказания к посту

Православная церковь не принуждает всех христиан соблюдать строгий пост. Прежде чем соблюдать диетический рацион, важно проконсультироваться со своим врачом. Беременным и кормящим грудью женщинам можно есть во время поста некоторые запрещенные продукты.

Основными противопоказаниями к посту считаются:

    Маленькие и больные дети;

    Пожилые люди, обремененные физическими недугами;

    Люди, перенесшие операцию;

    Люди, страдающие серьезными заболеваниями.

пост,

Впервые готовясь вместе с остальными верующими принять участие в соблюдении Великого Поста, начинающий православный христианин в первую очередь ищет информацию о том, что нельзя есть в Великий Пост и что в пост нельзя делать. Большинство наших соотечественников имеют смутное представление о церковных запретах. Мы знаем, что во время поста нельзя есть мясо, яйца и молочные продукты, и на этом наши познания о продуктах, от которых следует отказаться в период воздержания, как правило, заканчиваются. На самом деле список ограничений намного шире, более того, строгий православный Пост составлен таким образом, что в некоторые его дни запреты на определенную еду снимаются ради . Условно дни поста перед Пасхой можно поделить на более и менее строгие и праздничные, и, исходя из этого, контролировать свой постный рацион. Со вторым пунктом – что нельзя делать в пост – все обстоит намного хуже: узнав, что помимо пищевых ограничений, нужно отказывать себе еще и в удовольствиях, многие очень удивляются и возмущаются. Но ведь церковный Пост это не лечебная диета, и введен церковью не для того, чтобы верующие стройнели, а для того, чтобы они возрастали духовно.

Что нельзя во время поста — продукты, от которых следует отказаться

Церковный устав, регламентирующий, что нельзя есть в Великий Пост, был написан очень давно. В то время и люди были покрепче, и экология получше, поэтому устав получился довольно-таки строгим. Согласно ему, на все время поста православным христианам рекомендуется отказаться от мяса, птицы, рыбы и рыбной икры, молока и молочных продуктов, яиц. Однако в те времена пища была намного проще, чем сейчас, поэтому сегодня список того, что нельзя есть в пост, требует дополнительных пояснений. К скоромным продуктам в наше время относятся также булочки, пирожные, торты, белый хлеб, молочный шоколад, майонез, алкогольные напитки (по воскресеньям разрешается немного вина), а также продукты, содержащие сухое молоко, желатин, и маргарин. В первую и последнюю неделю, а также по средам и пятницам в Великий Пост нельзя есть салаты, супы, и другие блюда, приготовленные с добавлением растительных масел. Для того, чтобы христиане на таком строгом воздержании не впали в уныние и не забросили пост совсем, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) пост послабляется. В эти дни разрешено есть рыбу – жареную, вареную, копченую – в любом виде. Исключение бывает, если Благовещение выпадает на Страстную Пятницу – тогда строгость поста сохраняется – но такое случается крайне редко. В Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресенья) разрешено есть рыбную икру.

Что нельзя делать в православный пост перед Пасхой?

Помимо запретов на целый ряд кулинарных наименований, существуют еще рекомендации относительно того, что нельзя делать в Великий Пост. Пищевого воздержания, даже самого строгого, недостаточно для того, чтобы сказать про человека: он постится. Для того, чтобы настроить свое сердце и душу на покаяние, человеку нужно взять паузу и в увеселительно-развлекательной жизни, а также плотских удовольствиях.

В православный пост нельзя делать следующие вещи: ходить на дискотеки, в бары, вступать в брак, заниматься любовью, курить, употреблять алкоголь (кроме, как уже было написано, вина, которое можно пить в воскресные дни). Кому-то такие правила могут показаться чересчур жесткими, и действительно, выдержать сорок с лишним дней в режиме резкого отказа от привычного образа жизни может не каждый. Именно поэтому церковь рекомендует привыкать к церковному посту постепенно. Если же Вы твердо намерены выполнить все требования, касающиеся того, что нельзя делать в строгий пост, – дерзайте – освобождение от мирских удовольствий хотя бы на некоторое время обещает к концу предпасхального поста необыкновенный духовный подъем.



Статьи по теме: