Цветок тюльпана подвижные игры средняя группа. Проект на тему «Цветная клумба» в средней группе

Наталья Алябьева

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы это не только красота, но и часть живой природы.

Цветы – сама жизнь

Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Проекты, на мой взгляд, - одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Бал цветов».

Участники проекта – дети, педагоги, и родители.

На начало работы по проекту была проведено исследование. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за растениями.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Цель проекта:

Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые.

3. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.

4. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

5. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому

Исходя из намеченных задач предполагаемый результат работы

Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека

Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту

Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе)

Для этого разработаны этапы проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Перспективный

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

Подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

Подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

Адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

Разработано содержание образовательной деятельности разных видов,

Целевые прогулки по территории детского сада;

Подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;

Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, я постаралась создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини-центры:

Уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений.

Центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей:

Центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;

Книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;

Игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.

На втором (деятельном) этапе родители принимали участие в выставке поделок на тему: «Цветы вокруг нас». Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.

Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строение цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.

В процессе наблюдения знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр., строением и другими характерными особенностями.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Беседы «Красота спасет мир», «Насекомые и цветы», «Берегите природу». Оформлены альбомы «Садовые и полевые цветы», «Луговые цветы», «Комнатные растения».

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

Чтение художественной литературы.

Потешки «Травка - муравка», «божья коровка», «дождик, дождик пуще…».

Произведения А. Босев «Дождь», Н. Николаенко «Кто рассыпал колокольчики», Е. Серова «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»).

Заучивание стихотворений «Что такое лето?» М. Ивенсен, «Рисуем лето» Е. Соколова, «Лето» В. Шуграева, «Пчелка» Н. Мигунова.

Слушание. «Подснежники» муз. В Калинникова, «Дождик и радуга» муз. С. Прокофьева, «Со вьюном я хожу» рус. нар. песня.

Пение. «Я иду с цветами» муз. Е. Тиличеевой, «Дождик» рус. нар. закличка.

Песенное творчество. «Закличка солнца» И. Лазарева, «Цветики».

Музыкально - ритмические движения. «Упражнения с цветами» муз. А. Жилина.

Хороводы и пляски. Танец с цветами под русскую народную плясовую мелодию; танец кузнечиков «Кузнечики»; хороводная игра «Цветы».

В группе прошла выставка детского творчества «Цветы».

Работа с родителями.

Оформление выставки поделок «Цветы вокруг нас»,

Оформление фото – альбома «Дети и цветы»,

Изготовление атрибутов к проведению игры «Цветы вокруг нас» (шапочки цветов и кузнечиков).

Заключительный этап – защита проекта «Цветы вокруг нас».

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!

Приложение 1

Дидактические игры для детей

1. Дидактическая игра: «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.

2. Дидактическая игра: «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.

3. Дидактическая игра: «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Например:

У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

Например:

Цветы – цветочки.

Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

Приложение 2

Загадки для детей

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы.

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Ответ: Ромашка.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Ответ: Подснежник.

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Ответ: Мак.

Вырос он под солнцем жгучим

Толстым, сочным и колючим.

Ответ: Кактус.

Золотое решето,

черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Ответ: Подсолнух.

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике.

Ответ: Одуванчики.

Приложение 3 (Фото)

Выставка альбомов

Дидактическая игра «Составь цветок»


Дидактическая игра «Собери цветок из геометрических фигур»



Выставка поделок «Цветы вокруг нас»


Выставка детского творчества «Цветы»




Рисование мелками «Цветы»




Наблюдение методом фотографирования



Посадка цветов





Исполнение песни «Цветики»


Чтение стихотворения «Лилия»


Упражнение с цветами


Игра «Кто быстрее соберет цветик –семицветик»



Хороводная игра «Цветы»


Танец «Кузнечики»


Игра «Раз, два, три – цветок свой найди!»



Чтение стихотворения (по методике «расскажи стихи руками») «Заботливое солнышко»





1. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов;

2. Развивать навыки слогового анализа и синтеза слов;

3. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными;

4. Развивать чёткость дикции, закреплять правильное произношение поставленных звуков;

5. Расширять и уточнять словарь детей по лексической теме «Цветы»;

6. Развивать мелкую и общую моторику у детей;

7. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Закрепить знания детей о цветах: полевых, садовых, первоцветах.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;

2. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;

3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.

Оборудование:

  1. Вырезанные цветы.
  2. План-схема рассказа о цветах
  3. Звуки и буквы в картинках
  4. Письмо
  5. Бабочка

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 Организационный момент, активизация словарного запаса по теме «Цветы»

— Здравствуйте, ребята! Какое сейчас идет время года? (Дети отвечают полным предложением). Назовите весенние месяцы. Назовите, что вы видите на картине? (На лугу цветут цветы.) А какие бывают цветы? (Полевые, садовые)

2 Развитие грамматического строя речи, уточнение словаря по теме «Цветы»

— Ребята, посмотрите, к нам в группу залетела необычная бабочка. У неё есть для нас конверт (взрослый читает письмо). «Здравствуйте дорогие ребята, я королева всех бабочек, нас злой колдун заточил в темницу, что бы мы больше никогда не видели солнца и не радовали своей красотой всех детей. Пожалуйста справитесь с заданиями колдуна и тогда он нас освободит.»

Задание 1

— Посадите цветы по месту их произрастания. (Полевые, лугавые, лесные и садовые)

3 Развитие общей и мелкой моторики

Задание 2

— Ребята, колдун прислал нам еще задание. Он спрашивает, знаете ли вы какое-нибудь заклинание про цветы?(Да)

Раз, два, три — выросли цветы (дети маршируют на месте)

К солнцу потянулись высоко, высоко! (тянут руки вверх)

Цветам тепло и хорошо! (качают поднятыми руками)

Колокольчики, ромашки! (Загибают пальцы на двух руках)

Незабудки! Васильки!

Босиком и без рубашки (шагают на месте)

Ходим мы, плетём венки! (шагают на месте, имитируют плетение руками)

4 Развитие слогового анализа и синтеза

Задание 3

Игра «Посчитаем слоги».

— роза — ромашка

— лютик -одуванчик

— тюльпан — василёк

— нарцисс — гвоздика

— ландыш

5 Закрепление умения узнавать звуки и буквы

Задание 4

Ребята колдун спрашивает нас как дует

Северный ветер – ууууууууууууууу

южный ветер- ииииииииииии

восточный ветер- ооооооооооооооо

западный ветер- ааааааааааааааааааа

6 Развитие общих речевых навыков (чёткость дикции, правильное произношение)

Задание 5

— Колдун спрашивает знаете ли вы скороговорки про цветы?

Поливает тюльпаны

В палисаднике Оля

И на пальцах от лейки

Появились мазоли.

7 Развитие связной устной речи

Задание 6

Колдун просит нас рассказать нам о Розе. Но бабочка нам передала схему, которая поможет нам составить правильный рассказ.

Ребята мы справились с вами со всеми заданиями колдуна и он отпустил всех бабочек на волю,а некоторые из них решил подарить вам

Тема «Цветы»

Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом села Спас-Талица Оричевского района».

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что цветок – живой организм.

Задачи:

Расширить представления детей о характерных признаках весны;

Развивать представление об окружающем мире, расширить и уточнить знания детей о цветах (особенности строения, что надо для выращивания);

Упражнять в употреблении существительных во множественном числе;

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы,

Развивать диалогическую речь;

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

Упражнять в звукопроизношении, развивать лексический словарь детей;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Подготовительная работа: чтение рассказов, стихов о весне, рассматривание иллюстраций с изображением цветов, насекомых, наблюдение за весенними изменениями в природе, игры малой подвижности, дидактические игры, разучивание физкультминуток, отгадывание загадок.

Методы и приемы:

Практические: дидактическая игра «Один-много», игра «Найди пару»; задание «Сравни цветы»; трудовое задание «Посеем семена цветов в ящички».

Словесные: стихотворения о цветах; аудиозапись «Пчелы», ситуативный разговор о культуре и безопасности поведения в природе; отрывки из музыкальных произведений на тему «Цветы».

Наглядные: просмотр видеосюжета «Пчелы вылетают из улья», рассматривание книги с иллюстрациями цветов в лесу, на лугу, на поляне; просмотр презентации «Цветы»; рассматривание картинок «Садовые цветы».

Материалы и оборудование: компьютер, презентация «Цветы», видеосюжет «Пчелы вылетают из улья», проектор, экран, магнитофон с аудиокассетами, аудиозаписи «Пчелы», отрывки музыкальных произведений на тему Цветы»; игрушка пчела; мольберт; книга с иллюстрациями цветов в лесу, на лугу, на поляне; шапочки цветов по количеству детей; картинка солнышка; большие пакеты семян и изображением садовых цветов; столы, стулья (по количеству детей); ящички с землей, лейки с водой, фартуки, заваренный час с цветками мелисы.

Литература:

-«От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010. - 263 с.

Рыжова Н. А. Наш дом - природа / Н. А. Рыжова. - Москва: Карапуз, 2005. - 192 с.

А. Богдарин «Знакомые цветы».

Т.А.Шорыгина «Цветы. Какие они».

Организационный момент: дети стоят в кругу, держась за руки.

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Я рада видеть вас! Посмотрите, как светло вокруг, это весеннее солнышко заглянуло к нам в окно и улыбается нам. Улыбнитесь солнышку.

Солнышко

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Воспитатель: Вот и пришла к нам долгожданная весна. Что принесла нам весна?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Весна принесла много солнечного света и тепла. Растаял снег и лед. Земля пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки и появляются молодые листочки, возвращаются перелетные птицы, появляется первая травка, распускаются первоцветы. Отгадайте, какой весенний цветок распустился самый первый.

На тонкой ножке,

Висит колокольчик,

Он первый цветет,

Весну зовет.

(Подснежник)

(1 Слайд)

Воспитатель: Правильно, это подснежник. Появляется подснежники на проталинках, это очень нежные и красивые цветы.

Воспитатель: Какой цветок распустился на лесной полянке?

На зелёной ножке,

Фонарики, горошки,

Ароматны и милы,

Поскорей их назови!

(Ландыш)

(2 слайд)

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Подснежник и ландыш растут в лесу.
Когда солнышко прогреет землю, на пригорках появляются другие цветы, яркие, очень красивые.

Появились на пригорке желтенькие точки,

Это солнцу улыбнулись первые цветочки.

(Мать – и - мачеха)

(3 слайд)

Воспитатель: Правильно, они словно маленькие солнечные капельки рассыпались по пригорку. Вслед за мать - и - мачехой распускаются цветы, тоже похожие на маленькие солнышки, что это за цветы?


Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

(Одуванчик)

(4 слайд)

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла волшебную книгу, с её помощью можно заглянуть в любой уголок леса. Полянки и полюбоваться первыми весенними цветами.

(рассматривают картины в книге, ситуативный разговор о бережном обращения с цветами)

Дидактическая игра «Один - много»

Воспитатель называет единственное число существительное, а дети – множественное число.

Воспитатель называет существительное во множественном числе, дети придумывают с ним предложение «Я увидел много…».

Воспитатель: Весной все просыпаются от зимнего сна. Прислушайтесь, кто это проснулся?

(Звуки природы « Пчела»).

(Появляется игрушка пчелы.)

Пчела: Ах, как долго я спала. Вот и весна, солнышко, распустились цветы. Пора приниматься за работу, собирать пыльцу. Но мои подружки так крепко уснули, что даже солнышко их не разбудило. Помогите, ребята, мне разбудить моих подружек. Чтобы они проснулись, нужно дружно спеть мою песенку.

(Дети длительно произносят звук «Ж».)

На экране появляется видеосюжет «Пчелы вылетают из улья».

Пчела: Спасибо вам ребята за помощь. Вы очень хорошие и дружные ребята. Мне очень понравилось, как вы поете мою песенку, можно мы с подружками к вам ещё прилетим, чтобы спеть нашу песенку? Ребята, только не забывайте, что нас нельзя трогать руками, мы можем рассердиться и сильно ужалить. А сейчас нам пора лететь, собирать нектар.

Воспитатель: Пчелки улетели, но обещали к нам вернуться, приготовим к их возвращению подарок? Что больше всего любят пчелы?

Дети: Пчелы любят цветы, они собирают с них нектар и делают мед.
Воспитатель: Отцветут первоцветы и распустятся другие цветы. Предлагаю пойти на цветочную полянку.

(дети надевают шапочки цветов: ромашки, василька, колокольчика, иван-чая, мышиного горошка, клевера).

Проводится физкультминутка «Цветы»

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку,

Да притопни ножкой,

Да головкой покачай –

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка,

А теперь водой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе».

Воспитатель : Вот какие цветы на нашей полянке. Расскажите солнышку о себе.

(дети называют свой цветок, цвет лепестков, где растет, если ребенок затрудняется, помогает воспитатель).

Воспитатель: Очень красиво на полянке, цветов много и все они разные. Предлагаю найти свои парочки.

Звучит музыка.

Проводится игра «Найди пару»

Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли о подарке для пчелок, предлагаю пойти скорей домой.

(дети смотрят на фото участка на улице)

Воспитатель: Как грустно на нашем участке, предлагаю на участке сделать клумбу и посадить на ней цветы. Это и будет подарок для пчелок. Цветы бывают полевые, луговые, а бывают садовые. У меня есть два пакета таких цветов, это настурция и астры.

(дети рассматривают семена и картинки цветов, сравнивают их)

Воспитатель: Чем они похожи? (стебель, листья, лепестки).

Воспитатель: Чем отличаются? (формой лепестков, цветом и т.д.).

Воспитатель: Ребята, но если мы их сегодня посадим на участке, они могут замерзнуть, сеять на улице цветы пока рано. Предлагаю посадить семена цветов в ящички, они в тепле начнут быстро расти, а когда и на улице будет тепло, мы вскопаем клумбу и высадим на неё цветы.

(дети подходят к столам с ящичками с землей, сеют семена цветов в разные ящики с табличками, присыпают землей).

Воспитатель: Что необходимо цветам для роста?

Дети: Цветам нужен свет, тепло и вода.

Воспитатель: Правильно, польем наши будущие цветы и поставим ящики на подоконник, где тепло и много солнечного света. Не будем забывать, что их надо часто поливать.

Раздается стук в дверь. Входит диетсестра.

Диетсестра: Здравствуйте, ребята, я узнала, что вы готовите подарок для пчел, посеяли семена цветов.

Дети: Мы посеяли в ящички семена цветов настурции и астры, будем за ними ухаживать. Когда на улице будет тепло, высадим цветы на клумбу.

Диетсестра : Молодцы. У вас получится замечательный подарок не только для пчел, шмелей, бабочек, но и для всех, кто придет на ваш участок. Можно и я тоже приду на ваш участок полюбоваться цветами? У меня есть клумба, на ней я выращиваю лекарственные цветы, все лето за ними ухаживаю. На клумбу часто прилетают пчелы, собирают нектар и поют свою веселую песенку. Приглашаю вас летом на свою клумбу. А сегодня я хочу угостить вас чаем из цветов мелисы. Он очень вкусный, ароматный и полезный.

(Дети пьют чай).

Проект «Цветы бывают разные» Средняя группа

Цель проекта: знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Задачи данного проекта:

  • Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;
  • Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения.
  • Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
  • Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
  • Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Актуальность:

Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года. Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким палящим солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Очень важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, через мультфильмы, дидактические игры, физминутки, стихи, слушанье музыки, рассматривание картин цветов и т.д.

Тема проекта выбрана не случайно, ведь цветы окружают нас круглый год, принося радость всем. Их аромат прекрасен, а видов цветов великое множество.

Цветы - это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать - какой цветок сорвал и для чего, далеко не все.

Вид проекта : познавательно - исследовательский, творческий, коллективный.

По характеру содержания : ребенок и природа

Участники проекта: дети 4 -5 лет (средняя группа), воспитатели, родители

По продолжительности : краткосрочный (2 недели).

Основные формы реализации проекта:

  • Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
  • Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
  • Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (аппликация, изготовление книги о цветах).
  • Трудовая деятельность (работа в уголке природы - уход за растениями).
  • Беседы, заучивание стихотворений о цветах.

Методы, используемые в реализации проекта:

  • Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
  • Методический инструментарий.
  • Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, посуда для экспериментов, рассадники).
  • Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).
  • Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях; б) настольно-печатные игры; в) дидактические игры по экологии;

Предполагаемый результат проекта:

  • Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
  • Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые, лекарственные).
  • Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
  • Видят красоту окружающего мира.
  • Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности: Стенгазета «Цветы на цветочной клумбе»

Реализация проекта:

Познавательное развитие :

  • Ознакомление с природой:

- «Все цветы разные». - Наблюдения - за цветами в вазе, комнатными растениями в группе. (Приложение №1)

  • Исследовательская деятельность:

- «Какой цветок проживёт дольше?»;

- «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;

- «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»;

- «Как продлить жизнь срезанным цветам?». (Приложение №2)

Речевое развитие :

  • Коммуникация:

Беседы - «Мой любимый цветок», «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

  • Развитие речи:

- «Что мы знаем о цветах?».

Заучивание стихотворений о цветах (индивидуальное)

Чтение художественной литературы;

Сказки, стихи - «Дюймовочка», «Как поссорились растения»; А.Толстой «Колокольчики», У.Благинина «Ромашка», Е.Трутнева «Цветы» и др.

Словотворчество (стихи, загадки).

Художественно - эстетическое развитие :

  • Рисование: «Цветы необыкновенной красоты»
  • Лепка: «Волшебные цветы»
  • Аппликация: «Цветочек»
  • Аппликация: (коллективная): «Цветы на цветочной клумбе»
  • Социально - коммуникативное развитие :
  • Игровая деятельность:

Дидактические игры - «Найди растение»;

«Собери цветок из лепестков»;

«Отгадай, что за цветок»;

«Какого цветка не стало»;

«Найди такой же»;

«Узнай по описанию»;

Словесные игры - «Я садовником родился»;

«Опиши цветок»;

Подвижные игры - «Солнышко и дождик»;

«Живая клумба цветов»;

Настольные игры - мозаика «Выложи цветы»;

  • Труд:

Полив комнатных растений.

  • Безопасность:

Формирование основ экологической культуры.

Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.

Приложение №1

Наблюдение «Все цветы разные»

Программное содержание:

Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски,

формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Материал: букет из живых цветов, картинки с изображением цветов.

Воспитатель, рассматривая с детьми золотые шары, ноготки, бархатцы, георгины, гладиолусы, побуждает искать сравнения, задумываться над названиями, правильно и разнообразно отражать в речи свои ощущения. Например: «Золотые шары очень высокие цветы. Намного выше ребенка и

даже выше взрослого человека. Их цветок похож на круглый шарик, поэтому

их так и назвали. Эти цветы желтые и похожи на лимон, на желтое яблоко

или желтую грушу».

Во время наблюдения воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям: предлагает показать руками, какой высоты ноготки, поднять руки вверх и сравнить эту высоту с высотой золотых шаров, погладить пальцем бархатцы и ощутить их мягкость, изобразить с помощью двух ладоней цветок золотого шара, положить на ладонь лист бархатцев и рассмотреть его резную форму.

Включает в обследование разнообразные органы чувств: предлагает понюхать цветы, прижаться щекой к бархатцам, погладить листья золотых шаров, закрыть глаза и ощутить аромат клумбы и т. п. (все описанные

действия возможны, если у детей нет предрасположенности к аллергии).

Приложение №2

Исследовательская деятельность:

Для данного исследования были взяты цветы - бархатцы. Первый цветок мы посадили в ёмкость с землёй и стали за ним ухаживать (поливать). Второй тоже посадили, но поливать его не стали. Третий цветок мы срезали с клумбы, и поставили в ёмкость с водой. Четвёртый - срезанный цветок, мы поставили в пустую ёмкость. Во время исследования возникли следующие вопросы: - «Цветы не поливаешь, что произойдет?»; - «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»; - «Как продлить жизнь срезанным цветам?». - «Какой цветок проживёт дольше?»;

По истечении двух недель, дети, посмотрев на то, что произошло с цветами, пришли к следующим выводам:

Если цветы не поливать, то они погибнут. Всё живое любит воду.

Цветы, растущие на клумбе, долго радуют нас своей красотой. А сорванный и выкинутый цветок, быстро погибает.

Если мы сорвали цветок, то его обязательно нужно поставить в воду, он будет дольше радовать нас своей красотой.

Цветок, который мы посадили в землю и ухаживали за ним, прожил дольше всех. Срезанный и поставленный в воду цветок, порадовал нас своей красотой всего неделю. Остальные цветы погибли (засохли).

Программное содержание (задачи):

— знакомить с названиями цветов, их строением;

— воспитывать бережное отношение к природе;

— упражнять в употреблении существительных во множественном числе;

— закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация».

Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.

Оборудование и материалы: цветная бумага, гофрированная бумага, ножницы, клей, кисточки, ватман.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Цветы», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о цветах.

1. Ознакомление с цветами лета, весны, осени.

Воспитатель: — Как только начинает таять снег и солнышко греет сильнее. Появляются цветы. Самые первые цветы – подснежники. Почему они так называются? (Ответы детей).

На мамин праздник дарят нарциссы, фиалки и мимозы (показывает цветы на картинках).

Позже появляются ландыши, сирень, тюльпаны. Посмотрите, пожалуйста, на картинки.

А летом цветов много. Какие вы знаете летние цветы? (Ответы детей).

Каждый цветок живет определенное время и отцветает. На смену ему приходят другие. Осенью цветут астры, георгины.

2. Строение цветка.

Воспитатель показывает и называет части цветка: корень, стебель, бутон, листья, лепестки. Затем несколько детей по очереди самостоятельно показывают и называют части цветка.

3. Сравнение садовых, лесных и луговых цветов.

Слайд 6.

Воспитатель объясняет, что некоторые цветы растут в лесу: подснежники, ландыши, фиалки.

На лугу растут ромашка, колокольчик, одуванчик, василёк. За этими цветами никто не ухаживает.

Но есть цветы, которые люди выращивают на балконе, в саду. За ними ухаживают, поливают, берегут от холода, подкармливают удобрениями. Это цветы садовые: роза, тюльпан, нарцисс, астра, георгин, маки, гладиолус, ирис и многие другие.

— Чем отличаются лесные цветы от луговых?

— Что общего у луговых и лесных цветов?

— Чем отличаются лесные цветы от садовых, луговые цветы от садовых?

4. Дидактическая игра «Один — много».

Воспитатель называет единственное число существительного, а дети – множественное число.

Воспитатель называет существительное во множественном числе, а дети придумывают с ним предложение «Я видел много…».

5. Беседа о значении цветов.

Дети рассказывают, зачем нужны цветы: они украшают нашу жизнь, дают питание пчелам и бабочкам, из цветов делают лекарства. Ландыш, календула. Ромашка – это лекарственные цветы. Если болит горло, то надо полоскать его отваром ромашки или календулы.

6. Слушание музыкальной композиции «Вальс цветов».

7. Аппликация «Красные маки».

Скачать презентацию

воспитатель средней группы.

МБДОУ детский сад № 72 «Веснянка».

Мурманская область, город Апатиты, Россия



Статьи по теме: