Демографическая проблема в мире: пути решения. Демографические проблемы россии и пути их решения Демографические проблемы и направления их решения

Совокупность всех людей, живущих на планете (человечество) или на определенной территории – материка, страны, республики , области, отдельного населенного пункта – называется населением. Разнообразные события, которые непрестанно совершаются с людьми, складывающиеся в определенные процессы, изучает специальная наука – демография.

Население постоянно находится в движении, количественном и качественном изменении, воспроизводится посредством смены поколений, а также за счет территориальных перемещений. Население Земли формирует демографическую ситуацию, т. е. состояние демографических процессов (роста и воспроизводства населения, изменение его состава, миграционной подвижности).

Быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны с отсталой экономикой и неразвитой социальной сферой, которые не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития, создает глобальную демографическую проблему, важность и значимость которой в настоящее время признаны всеми государствами , осознавшими, что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее, что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения. Неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные. Решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере этому способствовало создание в 1969 г. в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения и проведение под его эгидой Всемирных конференций по проблемам народонаселения.

Одним из основных документов фонда стал Всемирный план (программа) действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте (1997 г.) на двадцать лет. В программе были рассмотрены вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения, вопросы урбанизации и миграции.

Основой для действительного решения проблем народонаселения согласно плану являются прежде всего социально-экономические преобразования. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием, содержится призыв к разработке политики и законов , обеспечивающих более эффективную поддержку семьи , а также к содействию ее стабильности.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны – КНР – задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0 % и стал ниже среднемирового. По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия.

В некоторых развитых странах(Франция, Германия, Дания) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

Демографический взрыв - это резкое ускорение количественного роста мирового населения, которое началось в середине XX в. Когда снижение смертности значительно опережает снижение рождаемости, то это приводит к ускоренному увеличению численности населения, несогласованного с объективными требованиями социально-экономического развития общества. Превышение числа рождений над количеством смертей достигает значительных величин. Современные высокие темпы роста численности населения земного шара в значительной мере определяются темпами его увеличения в развивающихся странах. Это страны Азии, Африки и Латинской Америки, где проживает около 70% населения мира, а среднегодовой прирост населения превышает 1,8-2,0%.

Если вспомнить, что пятый миллиард населения Земли появился чуть ли не за 10 лет, то легко подсчитать, что в 70-х годах XX в. ежесекундно рождалось в среднем пятеро детей. Однако сегодня ситуация несколько изменилась. Эксперты отмечают несколько главных признаков современной ситуации демографического взрыва. Во-первых, высокие показатели ежегодного роста населения "обеспечивают" бедные страны мира. Во-вторых, наблюдаются четкие признаки замедления темпа демографического взрыва - уменьшается количество стран с ежегодным приростом более 3%; в Азии быстро сокращается количество родов на одну женщину; в Африке растет применение современных средств предохранения и др.

Итак, демографический взрыв - явление временное, а с развитием демографического перехода нарушена согласованность типов рождаемости и смертности восстанавливается, промежуточный тип воспроизводства населения уступает место основном, и демографический взрыв прекращается. Но темпы демографического перехода зависят от общего социально-экономического развития, и когда он, как в большинстве слаборазвитых стран, происходит медленно, то длительное время сохраняется и промежуточный тип воспроизводства населения. Во многих развивающихся странах, проводится демографическая политика, направленная на преодоление переходного характера воспроизводства населения. Процесс демографической стабилизации должна завершиться приближением к состоянию, характерному для постоянного (стационарного) населения. В разных регионах мира это произойдет в разные сроки, но в большинстве развивающихся стран, - не ранее середины XXI в.

Однако еще далеко до настоящей стабилизации населения Земли. Анализ ситуации показывает, что для перехода слаборазвитых стран к европейской демографической политики (достижение темпа роста 0,3-0,7%) должно пройти 30-40 лет, а за это время население Земли "по инерции" увеличится до 10 млрд (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Темпы и прогнозы демографических и экономических изменений в наиболее населенных странах мира

Страна

Населения, млн человек

Ежегодный рост населения,%

Прирост

ВНП за год,%

Населения, млн человек

Населения, млн человек

Индонезия

Бразилия

Между 1950 и 2000 населения мира увеличилось от 2500000000 до 6100000000 (прирост на 3600000000). И хотя рождаемость сократилась в большинстве стран, последние прогнозы показывают, что население возрастет к 2050 г.. На 2800000000 и составит 8900000000 лиц1.

Несмотря на то, что предыдущий прирост населения происходил как в индустриальных странах, так и в развивающихся странах, почти все дальнейший рост населения будет происходить в «третьем мире», где, согласно многим экологическим показателям, страны уже перенаселены. Страны, где прогнозируется удвоение или даже утроение населения, в будущем столкнутся с еще большим ростом, чем раньше.

Демографический взрыв, с одной стороны, способствует омоложению населения Земли, увеличивает трудовые ресурсы стран мира, а с другой - порождает ряд глобальных и региональных проблем. Он затрудняет экономическое развитие государств, приводит попрошайничество, обостряет проблему охраны природы. Численность населения продолжает расти, а природные экосистемы Земли остаются прежними. Количество пресной воды, производится гидрологическим циклом, сейчас, по сути, такая же, как была в 1950 и, видимо, будет в 2050 Так же неизменным является вылов океанской рыбы, объем заготовки лесов, производительность естественных пастбищ и др. Когда население растет, сокращение обеспечения каждым из этих ресурсов на душу населения угрожает не только качества жизни, но и, при некоторых обстоятельствах, даже и самой жизни.

Как известно, "вклад" разных стран и континентов в общую картину роста народонаселения далеко не одинаков. По абсолютной численности наибольший прирост обеспечивают большие азиатские страны - Китай, Индия, Индонезия; максимальная скорость роста наблюдалась в Африке и Латинской Америке. В некоторых африканских странах относительный прирост достигал 4% ежегодно. Во многих более развитых странах и регионах (Западная Европа, Северная Америка) ситуация демографического взрыва наблюдалась намного раньше - еще в XIX в. Для многих из них сейчас характерно развитие так называемого демографического перехода к стабилизации численности населения.

Динамику численности и движения населения освещает теория демографического перехода. Она объясняет различия в естественном приросте населения разных регионов в первую очередь социально-экономическими факторами. Выделяют следующие этапы демографического перехода:

o Высокая рождаемость и высокая смертность из-за низкого уровня жизни населения и слабое развитие медицины. Сегодня на этом этапе находятся Сомали, Мали, Чад, Зимбабве.

o По традиционно высокой рождаемости благодаря повышению уровня жизни и улучшению медицинского обслуживания уменьшается смертность. Население резко увеличивается, темпы естественного прироста превышают 1,2%. Такая демографическая ситуация характерна для Венесуэлы, Боливии, Нигерии, Индии.

o Рождаемость уменьшается вследствие повышения социально-экономического статуса женщины; смертность - в пределах 0,2- 0,6%. Естественный прирост малый или даже отрицательный. Когда он снижается до 0,2%, наступает демографический кризис. Сейчас она наблюдается в Украине, Германии, Дании, Венгрии.

Итак, с повышением уровня экономики страны или региона меняются и демографические показатели. Демографический переход - это последовательная смена типов воспроизводства населения, приводит к стабилизации численности. Он похож на ту фазу динамики численности популяции в экосистеме, когда она приближается к уровню емкости среды. Во время демографического перехода в изменении воспроизводства населения выделяют четыре фазы:

o Первая фаза соответствует ситуации, когда и смертность и рождаемость быстро снижаются, но темпы снижения коэффициента смертности опережают темпы снижения коэффициента рождаемости, поэтому прирост населения продолжает расти, достигая наибольшего значения. Такая ситуация сложилась во многих развивающихся странах; развитые страны прошли первую фазу еще до середины XX в.

o Во второй фазе смертность достигает минимума и больше не снижается, но рождаемость продолжает падать, из-за чего прирост населения замедляется.

o Для третьей фазы характерно повышение коэффициента смертности, обусловленное старением населения, и одновременно замедление темпов снижения рождаемости. В конце третьей фазы коэффициент рождаемости приближается к уровню простого воспроизводства населения, а коэффициент смертности остается ниже этого уровня, поскольку возрастная структура населения еще не стабилизировалась.

o В четвертой фазе коэффициент смертности повышается и приближается к коэффициенту рождаемости, то есть процесс демографической стабилизации заканчивается. Это соответствует такому уровню воспроизводства населения, когда на каждую тысячу человек ежегодно будет рождаться и умирать 12 человек. То есть в составе такой популяции будет 23% детей и юношей до 18 лет, 49% людей трудоспособного возраста (18-60 лет) и 28% людей в возрасте от 60 до 84 лет (средняя продолжительность жизни). На каждую 1000 человек будет 96 семей с возрастом родителей от 20 до 36 лет, в каждой из которых будет в среднем по два ребенка.

Современным обществом на производство и потребление затрачивается такое количество веществ и энергии, в десятки и сотни раз превышает чисто биологические потребности человека. Инфраструктура цивилизации, ее экономика многократно увеличивают потребление и деградации природных ресурсов, приходящихся на одного человека. То есть главной причиной современного экологического кризиса является именно количественная экспансия человеческого общества - непомерный уровень и быстрое наращивание совокупного антропогенной нагрузки на природу.

Социальные последствия большой численности людей является действием закона "на всех не хватит". Конечно, они тесно связаны с экономикой. За всю историю человечества экономическая и социальное неравенство не уменьшилось, а, наоборот, стала более ощутимой, поскольку цивилизация всё время наращивала разрыв между максимальными возможностями получения благ и их реальной доступностью для многих людей. Степень неравенства жизненных шансов у людей такой, которого никогда не бывает в природе в пределах одного стабильного вида животных.

В наше время численность экономически активного населения (то есть людей, которые непосредственно участвуют в производстве и распределении материальных благ) составляет не более 55% трудоспособного населения планеты. Иными словами, каждый работающий за относительно низкой средней производительности труда обеспечивает себя и еще пятерых. По мере повышения производительности труда часть трудовых ресурсов перемещается в сферу обслуживания, однако общий уровень занятости все же заметно снижается.

Ежедневно население Земли увеличивается на четверть миллиона человек. С 50-х до начала 90-х годов XX в. численность населения мира удвоилось, а его доля, которая проживает в беднейших регионах мира - странах, которые развиваются, и аграрных постсоциалистических странах - уже достигла 3/4 мирового показателя. И хотя уже заметна тенденция к снижению темпов естественного прироста населения на Земле, население в развивающихся странах, продолжает расти более высокими темпами, чем в других странах. Это предполагает возникновение ряда глобальных проблем, которые должны быть решены, чтобы обеспечить условия жизнедеятельности человека и достойное качество его жизни. И какими бы впечатляющими ни были успехи развитых стран, благосостояние человечества и безопасность мира в целом зависят от успехов экономического развития всех стран мира.

Еще в конце XVIII в. священник Т. Мальтус разработал теорию, согласно которой население Земли растет быстрее, чем производство продовольствия, предусматривает худшие последствия. К счастью, показатели двух последних столетий не подтвердили этой теории; производство продовольствия, не говоря уже о производстве вообще, росло быстрее, чем увеличивалось население. В течение XX в. в развитых странах естественный прирост был достаточно низким, а "демографический взрыв" И половины XX в. в большинстве регионов начал прекращаться. Основными факторами, сдержали темпы роста населения мира, стали процессы индустриализации и урбанизации, которые постепенно охватили все регионы планеты. В целом, оценивая демографическую ситуацию, необходимо учитывать следующие моменты.

Во-первых, демографические проблемы в разных странах имеют свои особенности. Главные из них, например, в Украине, не совпадают с проблемами Франции или Египта, Эфиопии или Таиланда, хотя все эти страны имеют почти одинаковое количество населения. Для развивающихся стран, несмотря на все различия между ними, общими являются необходимость уменьшения прироста населения, улучшения здоровья и питания людей, ликвидация бедности и технологической отсталости. В развитых странах этих проблем нет, зато остро стоят проблемы предотвращения экологического кризиса и сбалансированности использования рабочей силы. В некоторых постсоциалистических странах (в частности, в Украине) к этому добавляют проблемы духовного и физического возрождения нации.

Во-вторых, закономерности процесса современного мирового демографического перехода позволяют прогнозировать определенную стабилизацию воспроизводства населения в XXI в., А технические и технологические возможности современного хозяйства сделают достижение средних мировых показателей обеспечения людей продовольствием и другими средствами для жизни. Для этого есть все основания. Поскольку мировые возможности увеличения производства сельскохозяйственной продукции далеко не исчерпаны, основными путями являются:

Повышение плодородия почв, что связано с успехами агромелиорации и агрохимии;

Повышение биологической продуктивности сельскохозяйственных культур путем внедрения достижений сельскохозяйственной генетики и селекции;

Вывод продуктивных пород домашнего скота;

Более эффективное использование солнечной энергии для фотосинтеза органической массы и внедрение генной инженерии;

Повышение биологической продуктивности Мирового океана и широкое внедрение аквакультуры.

Человечество имеет огромные еще не использованные возможности в области энергетики. Уже многие страны мира стали на путь перехода от энергетики, базирующейся на применении ограниченных топливных ресурсов (нефть, газ, уголь) к энергетике, ориентированной на использование практически неисчерпаемых энергоносителей - ядерной энергии, энергии Солнца, ветра, воды, тепла Земли. Учитывая это, уже в первой половине XXI в. сдерживающим фактором развития энергетики станет не нехватка энергоносителей, а угроза еще большего теплового загрязнения атмосферы сверхмощными электростанциями. Поэтому внедрение энергосберегающих технологий и в дальнейшем будет оставаться актуальным.

Экономический рост будет сопровождаться сооружением нового жилья и наращиванием технических мощностей производства. Наука и техника готовы обеспечить человечество современными индустриальными технологиями, которые применяются в градостроительстве; современными транспортными средствами, которые во всех сферах природной среды - на суше, на воде, в воздухе, а со временем, и в Космосе - "сужают" мир и делают доступными все уголки планеты; компьютерами и новыми информационными и коммуникационными системами, которые активно внедряются во все сферы производства и быта. Реализовать эти возможности возможно при условии, что работа будет осуществляться образованными, физически здоровыми и свободными людьми, которые будут обеспечены современными условиями жизнедеятельности (питание, одежда, жилье, доступ к информации и т.д.). Таким образом, возникает проблема качества жизни человека. При оценке качества жизни стран принимают во внимание следующие показатели: размеры валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения (как олицетворение богатства и благосостояния), среднестатистическую продолжительность жизни (отражение состояния здоровья и физической силы) и уровень образования населения (состояние культуры и науки).

Не менее актуальным является связь между ростом мирового населения и обеспечением человечества природными ресурсами и загрязнением окружающей среды. Быстрое увеличение количества сельского населения приводит к "давлению" на природные ресурсы (почвы, растительность, пресная вода и т.д.), который пагубно влияет на их способность к самовосстановлению. Сегодня использование различных природных ресурсов для промышленного производства в развивающихся странах, в 10-20 раз меньше, чем в развитых. Однако, если со временем эти страны станут экономически развитыми, их потребности в энергии и сырье окажутся примерно в 10 раз больше, чем сейчас в странах Евросоюза. Если же учесть темпы роста населения развивающихся стран, то их потенциальные потребности в природных ресурсах должны к 2025 удвоиться; соответственно, значительно возрастет и промышленное загрязнение окружающей среды.

По данным ООН, для удовлетворения потребностей, соответствующих современному западному обществу, сырья и энергии хватит только на 1 млрд людей, то есть на население США, Западной Европы и Японии. Эти страны называют "золотым миллиардом". Все вместе они потребляют более половины энергии, 70% металлов, образуют 3/4 от всей массы отходов. Значительное количество отходов остается в странах, добывающих сырье для "золотого миллиарда".

Подавляющее большинство населения мира живет в развивающихся странах (4200000000 человек). Прогнозируют, что к 2025 г.. Населения этих стран вырастет еще на 3 млрд человек, что составляет 95% прироста населения мира. По расчетам ООН, в современных темпов прироста населения в странах Южной Азии и Африки, их доля в населении мира к концу XXI в. превысит 60%. Такой быстрый рост численности населения (удвоение каждые 20- 30 лет) приведет к обострению важных социально-экономических проблем в этих регионах: значительного преобладания темпов прироста населения над темпами экономического роста и к еще большему отставанию по аналогичным показателям развитых стран; увеличение числа безработных и лиц, не находят применения для своего труда (С% трудоспособного населения мира), а также рост численности неграмотного населения.

В некоторых странах новой индустриализации (Восточная Азия, отдельные страны Латинской Америки) показатели естественного прироста уже составляют от 0,7 до 1,5% в результате воплощения в жизнь программы по планированию семьи. Во многих странах Африки, Южной Азии, Центральной и Южной Америки, а также стран мусульманского Востока сохраняются традиции высокой рождаемости и естественный прирост превышает 2,5-3%.

В самой группе развивающихся стран (Индия, Индонезия, страны Индокитая, Мексика, Колумбия, Венесуэла, Чили, Египет, Тунис и др.), Где действуют государственные программы по планированию семьи, показатели естественного прироста населения колеблются от 1,5 до 2,5%. Потенциальная угроза развития современной демографической ситуации заключается в том, что население мира начало XXI в. С 1 млрд безработных, 1 млрд голодающих, 1 млрд неграмотных, 2 млрд человек, живущих в условиях относительного или абсолютного перенаселения, 1500000000 обездоленных, которые находятся за "чертой бедности". Глобальность проблемы народонаселения состоит в том, что она не может быть локализована в каком-то одном регионе, и неравномерный рост численности населения в отдельных странах может вызвать заметные изменения на геополитической карте мира.

В зависимости от демографической ситуации, в каждой стране осуществляется определенная демографическая политика - комплекс социально-экономических мер, с помощью которых правительство направляет демографические процессы в нужном направлении. Цели демографической политики разных стран могут быть диаметрально противоположными; они обычно сводятся к формированию желаемого режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в сфере динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, состава семьи, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

В большинстве развивающихся стран, а также в Китае, демографическая политика направлена на снижение естественного прироста населения. Предоставляются льготы семьям, которые сознательно ограничивают количество детей, также ведется пропаганда малых семей в средствах массовой информации и другими путями. В Китае, например, семьи, имеющие более двух детей, платят 10-процентный налог на заработную плату. Здесь еще в 50-е годы XX в. государство начало проводить активную демографическую политику. Главное ее лозунг - "один ребенок в семье". Брак разрешается женщинам только в 23 года, а мужчинам - в 25 лет.

Вторая по численности населения государство мира - Индия, естественный прирост населения в год составляет 13-14 млн человек. Демографическая политика правительства принесла результаты но стабилизация численности населения ожидается не ранее середины столетия. Еще более впечатляющих успехов в планировании семьи достиг Сингапур, который почти урегулировал рождаемость. В бедной, небольшой стране Коста-Рика демографическая политика привела к резкому сокращению количества детей в одной семье - только за десять лет количество детей в семьях снизилась в среднем с семи до четырех.

Демографическая политика в развитых странах, наоборот, направленная на повышение рождаемости. Для ее стимулирования правительства выделяют значительные средства. Начиная с XVI в., Происходит устойчивый рост населения Европы. Однако были периоды, когда в отдельных регионах этой части мира в результате голода, эпидемий, болезней и войн численность населения уменьшалась. В последние десятилетия в Европе заметно снижается рождаемость. Это объясняется прежде всего социальными и экономическими причинами. Например, женщины довольно активно вовлечены в трудовой деятельности, а дети теперь не является фактором материальной поддержки родителей в старости. С низкой рождаемостью связаны изменения в возрастной структуре населения Европы - во многих странах происходит уменьшение доли детей, молодежи и, как следствие, повышение доли пожилых людей. То есть в этих европейских странах происходит "старение нации".

Поэтому во всех странах Европы, Северной Америки, в Японии и некоторых других проводится политика, направленная на увеличение естественного прироста населения. Для этого есть два пути: во-первых, поощрение рождаемости путем предоставления различных льгот семьям, имеющим детей; во-вторых, снижение смертности за счет улучшения социального обеспечения и медицинского обслуживания. Как правило, в развитых странах применяют оба метода повышения естественного прироста. Однако единовременные вложения в льготы на повышение рождаемости дают эффект не ранее, чем через 15-20 лет, а потому демографическая политика должна быть долгосрочной.

Одно из первых мест в мире по темпам роста населения занимает Мексика, для которой характерен один из самых высоких показателей рождаемости. А самым густонаселенным регионом остров Ява в Малайском архипелаге, где проживает около 90 млн человек. Средняя плотность населения на Яве - в среднем 1026 человек на км2. Для решения проблемы перенаселения острова правительство Индонезии внедряет в жизнь программу переселения части жителей на соседние острова.

Цели демографической политики могут быть заданы в виде целевой требования (словесное описание целей), целевого показателя или системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в практике разных стран, реже встречается собственно численность населения (например, в КНР - не превышая численность в 1200000000 человек в 2000 году. Или в Румынии времен Н. Чаушеску - достичь численности в ЗО млн человек). Развивающиеся страны, как целевой показатель чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения (Бухарест, 1974) и в Рекомендациях по его дальнейшего осуществления (Мехико, 1984) странам с высоким уровнем смертности предлагали использовать как цели демографической политики достижения определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования миграции иностранцев практикуют иммиграционные квоты, например, ограничения на въезд.

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных ее регионов, социально-демографические группы, слои населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла. Основные направления демографической политики включают государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, регулирования миграционных процессов, урбанизации и расселения, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и др. Демографическая политика не может и не должна подменять социальную и экономическую политику. Попытки решения социально-экономических проблем мерами демографической политики никогда не приводили к эффективным результатам.

Демографическая политика, как правило, включает комплекс различных мероприятий:

Экономических (оплачиваемые отпуска и помощь при рождении детей, помощь на детей в зависимости от их количества, возраста, типа семьи; налоговые, жилищные льготы и т.д.);

Административно-правовых (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, статус детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости работающих матерей и т.п.);

Воспитательных и пропагандистских, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через человеческое поведение, принятие решений в сферах брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сфере занятости, места жительства. Политика влияет как на формирование демографических потребностей, обусловливающие специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике добавляет необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и культурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных. И характер, и целевую направленность политики обусловливают прежде всего конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы.

Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача. Демографическая политика имеет давнюю историю и богатый опыт практической реализации: от предоставления древними греками колоний для расселения быстро растущего населения или установление привилегий семьям с тремя детьми римскими императорами до политики "одна семья - один ребенок" в современном Китае.

Возникновение античного государства с ее законами, общественной неравенством и экономикой, построенной на труде рабов с крайне низкой производительностью, обусловило зарождение и развитие демографической политики как государственной политики. Разрабатывая и реализуя законы, государство прямо или косвенно регулировало и демографическое поведение индивидуумов и их семей. Так, в одном из древнейших правовых актов - своде законов вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1760 до н. Э.) - 68 статей из 282 были посвящены семейному праву. Рост численности населения древних государств в благоприятные годы, когда войны и стихийные бедствия, эпидемии и неурожаи не уменьшает численность, заставляло осуществлять контроль за его ростом путем стимулирования рассредоточения населения вплоть до принудительной эмиграции.

Уже в V-IV вв. до н. е. чувствовалось перенаселение в небольших древнегреческих городах-государствах, что побудило вынужденную эмиграцию избытка населения и имело форму периодического основания колоний. Греческую колонизацию Средиземноморья и Причерноморья (с VIII в. До н. Э.) Можно, пожалуй, считать первой формой целенаправленного регулирования численности и размещения населения. Переселение жителей из густонаселенных районов в малонаселенные для поддержания оптимальной пропорции между количеством земли, продовольствием и населением предлагалось в V в. до н. е. древнекитайским философом Конфуцием (551-479 гг. до н. э.) и его последователями как эффективный государственный мероприятие.

Проблема ограничения численности населения, опасность его чрезмерного роста, которая периодически возникала в государствах античного мира, нашла отражение в высказываниях и трудах выдающихся греческих мыслителей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля. Значительное влияние на формирование взглядов в области воспроизводства населения имели религиозные доктрины, вполне заменяли правовые нормы. Например, христианство осуждало аборт и детоубийство, но поощряло сдержанность. Религиозные доктрины Востока, преобладали в Китае, Индии, Персии, в целом способствовали продолжению рода и деторождению, но в буддизме (и в меньшей степени в индуизме) обет безбрачия считалась высоким духовным идеалом.

Экономические условия, изменились в средние века, способствовали появлению у крестьян стимулов к созданию большой семьи, поскольку воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что налогами облагались, как правило, только взрослое население. В XVII в. Франция одной из первых в Европе начала проводить политику поощрения роста населения. Именно Франция понесла большие потери в 30-летней войне с Германией (1618-1648 гг.), Л также теряла население через эмиграцию, вызванную религиозными преследованиями гугенотов.

К середине XVIII в. усилились экономические предпосылки популяционизму (доктрины, пропагандировала увеличение населения), связанные с расширением мануфактурного производства и увеличением спроса на рабочую силу. Это способствовало дальнейшему распространению идей желаемого роста населения, отраженных в трудах великих французских просветителей Ж. Руссо (1712-1778), Ш. Монтескье (1689-1755), Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеция, Д. Юма и других мыслителей. Только Вольтер (1694-1778), пожалуй, критически относился к идеям о росте населения, связывая проблему населения с проблемами благосостояния и духовного развития.

М.В. Ломоносов в своем трактате "О сохранении и размножении российского народа" (1 761) представил меры, направленные на создание благоприятных условий для рождения детей, сокращение детской смертности, прекращение эмиграции. Мероприятия были как культурно-образовательного, так и административно-правового характера (просмотр церковных правил и обычаев). Во времена императрицы Екатерины П (видимо, не без влияния трактата М.В. Ломоносова) было отменено пошлина за венчание, облегчены условия бракосочетания вдовам и женам ссыльных, при выборе на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, кто имел больше детей. В указе Екатерины II от 1774 запрещалось венчать малолетних со взрослыми девицами, а в указе 1784 в Синод говорилось о рекомендации в проповедях пропагандировать нормальное отношение к внебрачным детям. Были созданы дома для брошенных и незаконно рожденных детей.

На рубеже XVIII-XIX вв. на смену популяционизму пришла другая, противоположная доктрина, доказывала необходимость сдерживания роста населения. Она получила название "мальтузианство" от имени своего создателя Г.Р. Мальтуса (1766-1834). Экономической предпосылкой для нее стал промышленный переворот. С именем Т. Мальтуса связана первая попытка оценить динамику численности населения и ответить на вопрос, может ли Земля прокормить всех, кто на ней живет.

Т. Мальтус, один из самых известных ученых своего времени, выдвинул идею о том, что быстрый рост населения - главная причина нищеты трудового народа. Изучая работы философов и экономистов предшествующих эпох, он натолкнулся на мысль, что люди размножаются быстрее, чем растут ресурсы для их существования. И если рост населения не сдерживать, то каждые 25-ЗО лет оно будет удваиваться. Развивая эти идеи, Т. Мальтус пришел к выводу, что большое количество детей в семьях - главная причина их нищенского положения в обществе. Свои взгляды он анонимно опубликовал в 1798 в работе "Опыт о народонаселении в связи с предстоящим совершенствованием общества". Всего при жизни автора вышло шесть изданий его книги.

Т. Мальтус утверждал, что численность населения увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как пищевые ресурсы, необходимые для жизни этого населения - в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население не росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов - арифметической прогрессией. Когда численность населения достигнет этой точки, то затормозить процессы смогут только войны, нищета и болезни (однако до сих способов борьбы с увеличением населения Т. Мальтус никогда не призывал). Он предлагал другие способы: безбрачие, вдовство, поздние браки. Перенаселение в концепции Т. Мальтуса - не только беда человечества, но и благо, которое заставляет ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно работать за невысокую плату.

Теория Т. Мальтуса с момента выхода книги стала предметом острых дискуссий - одни критиковали автора за негуманность идеи, другие стали его приверженцами, увидев в ней закон. Последователи Т. Мальтуса в XX в. - Мальтузианцев и неомальтузианцы - объясняют бедность населения не уровнем развития производительных сил, а "законом природы"; социально-экономическую отсталость стран - не экономической ситуацией в стране и мире, а исключительно чрезмерным ростом населения. На самом деле, рост количества ресурсов сначала действительно вызывает чрезмерное увеличение темпов рождаемости, однако на определенном этапе тенденция меняется на противоположную - повышение уровня жизни приводит к снижению рождаемости, а затем к стабилизации численности населения, абсолютному его снижению.

Т. Мальтус, позаимствовав идеи англичанина М. Хейла и итальянца Дж. ОРТЕС о росте населения в геометрической прогрессии, а также некоторые другие экономические теории, объяснял причины возникновения бедности перенаселением и неконтролируемым размножением рабочего класса, высказывался за предотвращение этим процессам, в частности путем популяризации норм христианского аскетизма, воздержание от брака и обуздания "инстинкта размножения".

В конце XIX в. в Европе вновь появились предпосылки для возрождения идей популяционизму. Экономическая и географическая экспансия, сопровождавшая борьбу за раздел мира на сферы влияния, повысила роль численности населения как влиятельного фактора, возможности создания большой армии. Низкая рождаемость во многих странах Европы и снижение прироста населения способствовали тому, что демографические проблемы стали предметом обсуждений на заседаниях парламентов. Известный французский демограф Ж. Бертильон (1851 - 1922) объявил теорию Т. Мальтуса "позорной" и требовал законодательными методами влиять на увеличение рождаемости.

Экспансия и борьба за жизненное пространство были стержнем геополитики итальянского и немецкого фашизма, привело к гибели десятков миллионов людей во Второй мировой войне. Популяционизм был важным звеном идеологического арсенала фашизма. Так, итальянский дуче Б. Муссолини считал, что высокая рождаемость отличать фашистский народ среди других европейских и свидетельствовать о его длительную жизнеспособность. Политика А. Гитлера, подобно политики Б. Муссолини, диктовалась двумя соображениями: во-первых, большое население было необходимо для удовлетворения потребности в воинах; во-вторых, демографический компонент был важной составляющей "расовой теории". Были запрещены противозачаточные средства и аборты, рекламировалась и поощрялась внебрачная рождаемость. Фашизм на длительное время скомпрометировал идеи демографической политики, и сегодня нередко связывают только с тоталитаризмом (фашизмом или коммунизмом), с агрессивностью, потребностью в миллионных армиях для утверждения своих идеологий среди других народов.

Послевоенное развитие демографической политики (50-60-е годы XX в.) Во многом определялся дискуссиями вокруг программ планирования семьи в странах третьего мира. Социально-политической предпосылкой этого была существенное изменение политической карты мира, освобождения государств от колониальной зависимости, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании с низкокачественной медициной и высокой смертностью, создали феномен демографического взрыва. Быстрый рост населения оказалось серьезной проблемой для национальных экономик развивающихся постепенно приобретая характер глобальной проблемы.

Для многих планирования семьи и регулирования рождаемости были единственными доступными для бедных экономик бывших колоний средствами торможения роста населения. Выступая на открытии III Международной конференции по планированию семьи (Бомбей, 1952), бывший президент Индии С. Радхакришнан призвал к снижению смертности и сохранения здоровья матерей и детей, подчеркивая, что развитие экономики и изменения социальной системы - "долгосрочные лечебные средства ".

Все больше бедных стран, для которых актуальными были высокие темпы роста населения, с 60-х годов. XX в. признали и поддержали политику контроля рождаемости. До 1975 г.. В 34 странах Африки, Азии и Латинской Америки уже действовали государственные программы, которые базировались на распространении практики планирования семьи, ориентированные на сокращение темпов роста населения. Некоторые страны (Индия, Малайзия, Непал, Пакистан и др.) Как один из методов ограничения величины семьи применяли добровольную стерилизацию и обеспечивали ее проведения.

В 1969 г.. XV сессия Комиссии по народонаселению рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, но и использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития. Программы планирования семьи поддерживались и поддерживаются различными специализированными и региональными учреждениями ООН, а также неправительственными организациями - Международной федерацией по планированию семьи, Советом по народонаселению и др. К сожалению, низкий культурно-образовательный уровень населения и отсутствие социально-экономических стимулов к ограничению деторождения не всегда позволяют успешно осуществлять программы планирования семьи. В 1970-х годах к решению вопросов регулирования семьи присоединился Детский фонд ООН ЮНИСЕФ.

В резолюциях региональных конференций по народонаселению в Мехико (1970), Аккре (1971), Токио (1972), Бейруте (1973) и Каире (1973) подчеркнуто, что политика народонаселения является частью политики развития. В 1974 г.. Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи.

Принят на Международной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974) Всемирный план действий в области народонаселения предусматривал создание в каждой стране органа, занимающегося проблемами народонаселения, а также систематическое оценки эффективности демографической политики. При подведении итогов реализации этого Плана на Международной конференции по народонаселению в Мехико (1984) был обобщен опыт демографической политики в разных странах, проанализированы тенденции, перспективы и цели политики. В Рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий были обозначены новые ориентиры в политике народонаселения, в частности достижения определенных уровней продолжительности жизни и снижение смертности, причем дифференцированно для разных стран.

Важность и значимость глобальной демографической проблемы признают все страны, которые осознали следующее:

Население мира быстро растет;

Подавляющее большинство этого населения приходится на развивающиеся страны;

Отсталая экономика и неразвитая социальная сфера этих стран не может вернуть этот рост во благо своего развития;

Распространение опасных заболеваний (например, СПИДа, крупнейшие очаги которого приходятся опять же на бедные страны) приводит к увеличению смертности;

Неконтролируемая миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные;

Увеличение количества вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, стоят огромных материальных затрат, что значительно ухудшает возможности экономического и социального развития.

Также нужно понять, что решение этих проблем возможно только в случае совместных усилий всего мирового сообщества. Именно это способствовало созданию в 1969 году. Специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮНФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, которая охватила более 100 стран и включает около 1400 проектов.

В I Международной конференции по народонаселению в 1974 в Бухаресте приняли участие 136 стран, а во II (Мехико, 1984) - уже 147 стран. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития. В НЕТ Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994) приняли участие уже 179 государств. На ней приняли итоговый документ - 20-летнюю Программу действий в области народонаселения и развития, в которой раскрыты почти все злободневные проблемы в этой области. В этом документе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, экономическим ростом и устойчивым развитием. Программа охватывает вопросы рождаемости, смертности и темпов прироста населения; урбанизации и миграции (проблемы оттока населения из сельских районов, вынужденного перемещения населения, обусловлено ухудшением качества окружающей среды, увеличением количества вооруженных конфликтов и т.д.).

По мнению ученых, нет сомнения, что планета не способна обеспечить неограниченное количество населения из-за ограниченных собственные размеры и полноту природных ресурсов. Тенденция к повышению уровня материальной жизни неизбежна. Она увеличивает активность использования природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий его жизни. Новые научные открытия и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если рост населения продолжится. Дифференциация экономических стандартов различных слоев населения, стран и целых континентов, угроза ухудшения состояния окружающей среды, неразумность гонки вооружений также негативно влияют на качество условий жизни.

Итак, демографическая политика - это система мероприятий, которые проводит правительство государства для изменения демографической ситуации в желаемый сторону. Примерами стран, в которых основная задача - уменьшение прироста населения, является Китай, Индия, Бангладеш, Индонезия, Шри-Ланка. Типичный пример демографической политики, направленной на рост естественного прироста (за счет увеличения рождаемости) - страны Западной Европы. Худшая демографическая ситуация сейчас сложилась в Африке. Страны Азии и Латинской Америки несколько стабилизировали неконтролируемый прирост населения, некоторые из них приблизились к показателям первого типа воспроизводства (низкая рождаемость, низкая смертность).

Самые значительные изменения в численности населения мира произошли в XX в. В начале 60-х годов резко возросло население Азии, Африки, Латинской Америки. Причинами этого явления были: получение независимости странами этих регионов, уменьшения смертности населения, увеличение средней продолжительности жизни и традиционно высокая рождаемость. Начиная с 80-х годов, проблема демографического взрыва потеряла свою остроту: замедлились темпы прироста населения с 2,3 до 1,5%; по прогнозам демографов, к 2100 г.. численность жителей Земли должна стабилизироваться в пределах 10-12 млрд. Но то, что 95% мирового прироста приходится на страны третьего мира, вызывает другие проблемы - общемировое снижение уровня жизни, рост безработицы и т.

Составлением прогнозной карты населения мира 2025 занялись ученые исследовательского Института Земли, действующего в Колумбийском университете. Один из руководителей проекта С. Гаффин пояснил, что их работа поможет нынешним правительствам не только лучше строить экономическую политику, но и уже сегодня работать над улучшением экологии и развития мест наибольшего прироста землян. На первый взгляд, карта населения 2025 ничего нового не демонстрирует - количество жителей развивающихся стран, продолжит увеличиваться, развитых - сокращаться. Однако при более детальном анализе можем видеть, что численность населения уменьшится в регионах, которые считают вполне благополучными с точки зрения демографии - в Африке южнее Сахары, в Центральной и Южной Америке, на Филиппинах, в Непале, Турции, Камбодже, Мьянме (Бирме) и Индонезии.

Кроме того, человечество будет все больше перемещаться в океанских и морских побережий: в 2025 2750000000 людей будут жить в прибрежных районах, что на 35% больше, чем в 1995 Наибольшие сокращения численности населения произойдут в России (в основном на европейской "ее части), Восточной Европе и Японии. Также существенные потери в численности населения будут иметь некоторые западноевропейские страны, особенно Италия, Испания и Португалия.

В Японии уже бьют тревогу - уровень рождаемости в Стране Восходящего Солнца, упал в 2005 году. До рекордно низкой отметки - 1,26 условных ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. Это значительно ниже, чем показатель, зафиксированный в 2003-2004 гг. (1,29). Сейчас население Японии составляет 127 700 000 человек, однако оно наиболее летнее в мире - доля граждан старше 65 лет, в японском обществе достигла 21% (за последние пять лет прирост составил почти 4%). На втором месте по этому показателю стоит Италия - 20%. В Европе за последнее десятилетие население ежегодно сокращалось в среднем на 0,02%. Однако если в таких странах, как Великобритания, Франция, Бельгия и Нидерланды, население растет и будет продолжать расти, то страны Восточной Европы демонстрируют противоположные тенденции. Очень большое уменьшение населения в 2025 ожидается в Польше и на Балканах.

В США ситуация не настолько плоха, как в России или Японии. Согласно карте, небольшое снижение численности населения прогнозируется в центральных штатах, но на обоих побережьях число американцев увеличится. Наибольший прирост населения будет зафиксирован в Индии и Китае. Темпы роста населения в развивающихся странах, составляют 1,6%, тогда как в промышленно развитых - 0,3% в год. Ожидается, что к 2030 г.. Населения Китая вырастет до 1500000000 людей (в настоящее время - около 1300000000), но затем начнет постепенно снижаться прежде всего вследствие дисбаланса в соотношении разнополых новорожденных, при котором на каждые 100 мальчиков будет 119 девочек.

Сложный характер взаимосвязи социально-экономических и демографических процессов значительно затрудняет их исследование, особенно выявления критерия оптимальности демографических процессов. То есть речь идет об определении выгодных взаимоотношений двух процессов в динамике - развития экономики и воспроизводства населения в течение длительного периода. Такое соотношение называют динамическим оптимумом. Оптимизация демографических процессов должно осуществляться для решения определенных социально-экономических задач, которые ставит общество на долгосрочный срок. Такими задачами могут быть быстрый рост материального благосостояния населения, достижения полной занятости населения, мощи государства, увеличение продолжительности жизни, высокий уровень культуры и др.

Е.Б. Алаев, известный российский экономист, предлагает «мягкий» вариант решения глобальных проблем человечества через некоторое снижение остроты противоречий, обусловливающие каждую из них или же влияют на все одновременно. По его мнению, достаточно будет уменьшить разницу в уровнях развития между развивающимися странами, и развитыми в соотношение 1: 4 (сегодня имеем 1:17). При этом смягчатся и некоторые другие противоречия, а также мобилизуется потенциал саморазвития отсталых стран - сейчас они, можно сказать, попрошайничают за счет субсидий и займов развитых стран.

Для решения глобальных демографических проблем следует установить допустимый предел численности населения Земли (от 10 до 20 млрд человек), определить сроки стабилизации общей численности населения (около 2110 г. - 10500000000 человек, в том числе в Азии - 57%, в Африке - 19% населения мира). Амстердамская декларация ЮНФПА предусматривает применение мер, направленных на уменьшение показателей рождаемости, повышение уровня образования, здравоохранения, грамотности населения, социального статуса женщин, планирования семьи и тому подобное. За амстердамский декларацией предусматривается сокращение естественного прироста населения в тех странах, где он угрожающе большой, с 2,1 до 1,9%. При такой незначительной, казалось бы, разницы оказывается, что каждый доллар, потраченный на соблюдение положений декларации, сэкономит 5-7 долларов США на решение других глобальных проблем, прежде всего природоохранной и ресурсной. При таком синергизм проблем, когда одна вызывает другую, можно надеяться на обратный результат: решение одной проблемы или ее смягчения будет способствовать улучшению состояния других. В таком случае общие расходы на решение глобальных проблем в комплексе могут оказаться меньше, чем сумма затрат на преодоление каждой из них в отдельности.

Итак, в прошлом для человечества были характерны высокие показатели коэффициентов рождаемости и смертности (в основном детской). Быстрый рост народонаселения - демографический взрыв - началось вследствие снижения детской смертности при сохранении прежнего уровня рождаемости. Несчастные случаи и стихийные бедствия не контролируют численность населения и естественный прирост остается высоким: например, в США ежегодные потери от автокатастроф (примерно 50 тыс. Человек) надолужуються течение 10 дней. Когда в Индии приливной волной смыло целый рисовый район, то погибло около 500 тыс. Человек, но природные темпы прироста населения компенсировали эти потери за ЗО дней. Даже регулярная гибель в мире 3-6 млн человек ежегодно от голода и неполноценного питания является несущественной с точки зрения демографии, если сравнить ее с глобальным приростом населения, составляет за этот период почти 90 млн человек. Поэтому эти потери компенсируются примерно через две недели.

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.

Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области.

Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых эксперты выступали только от своего собственного имени.

Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.

В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.

В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции - 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.

В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.

В Программе рассматривается значение разработки и осуществления правительственных программ действий, направленных на решение проблем народонаселения и развития.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны - КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был выдвинут лозунг: «Одна семья - два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.

Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.

Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10 детей.

В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения. Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система семейных пособий.

ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения». При этом прогрессивные силы исходят из того, что программы планирования семьи могут содействовать улучшению воспроизводства населения. Но одной недостаточно. Она должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни людей.
На Международном форуме «Народонаселение в XXI веке», прошедшем в ноябре 1989 г. в , были определены ряд задач в области народонаселения на конец XX столетия, включая всеобщее снижение уровня рождаемости, сокращение ранних браков и подростковой беременности, расширение использования средств контрацепции, а также широкий круг других мероприятий по развитию программ ограничения народонаселения и деятельности в других областях, затрагивающих интересы населения.

Наиболее мощно и целенаправленно, хотя и с большими перегибами, политика проводилась в Китае.

С 1949 по 1982 г. Китай удвоил свое население, подарив планете примерно каждого пятого ее обитателя. В 1995 г. в Китае проживало 1211 млн человек. При 20% населения планеты Китай располагает 7% пахотных земель, т.е. на душу населения в Китае приходится в 8 раз меньше пахотной земли, чем в . По оценкам китайских ученых, сельское хозяйство страны даже при крупных капиталовложениях способно прокормить максимум 1,6 млрд человек, а численность населения страны приблизится к этому рубежу к 2030 г.

За приростом населения не поспевают энергоресурсы и запасы воды: уже сейчас 236 крупных городов Китая испытывают нехватку воды. Хозяйственная деятельность при традиционном пренебрежении к экологии грозит почти вдвое увеличить загрязненность и без того мутных . Эрозия почв возрастет на четверть, а площадь пустынь увеличится на 40%.

На этом фоне объяснимы жесткость и даже жестокость всекитайской кампании по ограничению рождаемости, которая началась в 1970 г. Политика планирования семьи сформулирована в положении: «Один ребенок в семье и стимулирование поздних браков». Это относится к каждой городской семье коренной национальности хань (94% населения). При рождении второго ребенка отец платит штраф в три своих месячных оклада и может потерять работу. Гражданам, проживающим в сельских районах, разрешается иметь второго ребенка, если первой родилась девочка. Это связано с традицией конфуцианства, согласно которой лишь мальчик является полноценным наследником и продолжателем рода. Иногда родители отказывались от первенца женского пола или умерщвляли его, чтобы иметь шанс «исправить» свою ошибку. Кампания по ограничению рождаемости при всех ее издержках в чисто арифметическом плане результаты дала. С 1970 по 2000 г. в стране не родилось 440 млн человек. Тем не менее в 2001 г. численность достигла 1280 млн человек.

Согласно данным исследования, проведенного в в 1975 г., в семьях безземельных крестьян насчитывается в среднем 4,4 ребенка, причем матери в основном неграмотны (если женщина окончила начальную школу, то среднее число детей в такой семье - 2,7 ребенка).

Опыт разных стран показывает, что если образование женщины длится более 7 лет, т.е. если она получает среднее образование, то она имеет в среднем на 2,2 ребенка меньше, чем не учившаяся. Важную роль в снижении рождаемости играет возраст вступления в брак. Женщины без образования вступают в брак значительно раньше. Поэтому с целью снижения темпов роста населения Земли необходимо научить читать более 600 млн неграмотных женщин, а также дать образование детям, которые могут оказаться вне стен школы.

развитие

УДК 312 JEL: J1, J11, J2

DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.375.379

пути решения демографической проблемы современности

станислав Иванович Буслаев 1

1 ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49

1 Кандидат военных наук, старший преподаватель кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность» E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 21.10.2015

Одобрена: 29.11.2015

Аннотация. В данной статье рассмотрена одна из основных глобальных проблем современности - демографическая. Проанализированы история возникновения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев с целью ее решения, приведена статистика и основные тенденции глобальной миграции, рассмотрены основные районы эмиграции и иммиграции. Сделаны выводы о дальнейшем развитии ситуации, даны рекомендации о возможных способах решения проблемы беженцев.

ключевые слова: беженцы, демографическая проблема, вынужденная миграция, переселенцы, миграционный кризис, убежище.

2015. Т. 6. № 4. С. 375-379. й01:10.18184/2079-4665.2015.6.4.375.379

Демографическая проблема - глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах.

Важнейшие проблемы народонаселения, которые угрожают крайне негативными последствиями: стремительный рост населения, или демографический взрыв, в развивающихся странах, и угроза депопуляции, или демографический кризис, в экономически развитых странах. К проблемам народонаселения следует отнести также неконтролируемую урбанизацию в развивающихся странах, кризис крупных городов в некоторых развитых странах, стихийную внутреннюю и внешнюю миграцию, которая осложняет, политические отношения между государствами.

Одной из форм демографической проблемы современности является миграция.

Мигрант - лицо, совершающее переселение, меняющее местожительство внутри страны или переезжающее из одной страны в другую, чаще всего из-за экономической, политической, национально правовой нестабильности.

Понятие беженец подразумевает всех лиц, которые покинули родную страну, в которой проживали на постоянной основе ввиду чрезвычайных обстоятельств и причин. Беженцы существенно ограничены в правах относительно других групп

мигрантов и их положение не предполагает интеграции в общество. Статус беженца предполагает, что при улучшении ситуации на Родине, человек вернется в страну.

Перемещение населения в результате войн, экономических неурядиц и стихийных бедствий началось не сегодня и завершится не завтра - процесс поиска людьми безопасных условий для жизни в последние годы в ряде регионов планеты идет по нарастающей.

Миграционный кризис настоящего времени является крупнейшим со времен Второй мировой войны, что представляет серьезный вызов для мирового сообщества, считает генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. По всему миру к беженцам можно отнести около 60 млн. человек. XXI век обозначил резкий тренд на увеличение числа мигрантов (рис. 1).

Развязанные при помощи того же Запада - США и Евросоюза - вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, в Северной, Западной и Северо-Восточной Африке, способствуют притоку в европейские страны сотен тысяч беженцев.

В 2015 году в ЕС разразился кризис из-за наплыва беженцев. Беженцев, безусловно, жаль и 99% из них реально несчастные люди, спасающиеся от смерти. Это миллионы несчастных, бегущих в Европу.

Для современной Европы миграция из стран «третьего мира» уже несколько десятилетий является крайне актуальной проблемой.

Рис. 1. Перемещения в XXI веке, млн. человек

Именно страны Западной и Северной Европы являются целью беженцев: там они хотят остаться жить и работать и туда они будут стремиться до тех пор, пока ЕС будет их принимать. Не пускать их -значит обречь на страдания и смерть. Их можно понять. Впускать всех подряд - обречь самих себя на вымирание в перспективе. Но можно понять и рядовых европейцев, которым такое нашествие абсолютно чуждых в языковом, культурном, религиозном отношении людей совершенно не по душе. Что же происходит?

Согласно июньскому докладу Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев «Глобальные тенденции», опубликованному в Женеве, в 2014 г. из-за войн, экономических неурядиц и стихийных бедствий число вынужденных переселенцев в мире превысило 59 млн. (десять лет назад - 37,5 млн. человек), а это более чем на 8 млн. превышает показатель 2013 г. При этом в европейских странах рост достиг 51% и составил 6,7 млн. человек (ранее 4,4 млн. человек).

Сегодня Европа переживает самый острый со времен Второй мировой войны кризис из-за наплыва мигрантов из Африки, Азии и Ближнего Востока. Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев прогнозирует, что до конца 2016 г. в Европу переберутся не менее 850 тыс. человек.

В сентябре 2015 г. Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев сообщило, что количество мигрантов, пересекших Средиземное море в поисках убежища в Европе, превысило 500 тыс. человек, почти 3 тыс. человек погибли или пропали без вести. Если говорить о ситуации, которая

сложилась в текущем году, то лишь по Средиземному морю в первом полугодии 2015 года в страны Европы прибыли почти 140 тыс. мигрантов, что на 83% больше прошлогоднего показателя.

По данным Евростата лишь во втором квартале текущего года заявление на получение убежища в европейских странах подали более 213 тыс. человек, что на 15% превышает значение первого квартала и на 85% больше значения 2014 г. за аналогичный период. Ожидается, что показатель третьего квартала будет еще выше, поскольку ежедневно границы европейских стран пересекают тысячи беженцев. Германия в основном «привлекает» сирийцев, афганцев и ко-соваров, Италия - нигерийцев, гамбийцев и пакистанцев, Франция - косовских сербов, жителей Конго, суданцев, Финляндия - сомалийцев, иракцев и албанцев, Великобритания -жителей Эритреи, Пакистана и Ирана.

В прошлом году возвращены в страны своего происхождения были только 126,8 тыс. беженцев, что является рекордно низким показателем за последние двадцать лет. Он указывает на отсутствие тенденции к нормализации ситуации в государствах-поставщиках беженцев.

За последние тридцать пять лет четверть стран мира в результате тех или иных политических событий становилась источниками мигрантов и беженцев. Двенадцать государств являются таковыми на протяжении более чем двух десятков лет фактически без перерыва (например, Афганистан, Ирак и Вьетнам, некоторые страны Южной и Центральной Африки). Это именно те страны, которым Штаты прописали ударную порцию демократии. Сирия вошла в их число в 2012 г., и быстро стала рекордсменом.

Согласно докладу «Глобальные тенденции 2014» Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, к концу 2014 года Сирийская Арабская Республика стала крупнейшим в мире источником беженцев, обогнав Афганистан, который занимал эту позицию более трех десятилетий (рис. 2).

Вместе с Сомали в качестве третьей по величине страной-источником, на эти три страны вместе приходится 7,6 млн. человек или более половины (53%) всех беженцев, находящихся в ведении УВКБ ООН, на конец 2014 года.

Рис. 2. Основные страны-источники беженцев (на конец 2014 года), млн. человек

Хотя Афганистан и Сомали были перечислены среди этой тройки уже ряд лет, Сирийская Арабская Республика не входила даже в топ-30 стран-источников всего три года назад. Этот поворот явно демонстрирует стремительное ухудшение ситуации в этой стране.

Включая 3,9 млн. беженцев в 107 странах, Сирийская Арабская Республика стала ведущей страной происхождения беженцев в 2014 г. С учетом 7,6 млн. лиц, перемещенных внутри страны, сирийцы стали крупнейшим перемещенным населением в мире. Сегодня, в среднем, почти один из каждых четырех сирийских беженцев, с вероятностью 95% находится в соседних странах. Последний раз такая высокая цифра беженцев наблюдалось в 2001 г., когда 3,8 млн. афганцев были зарегистрированы в качестве беженцев по всему миру. Германия приняла самое большое число сирийцев в 2014 году, примерно 41 000 человек.

Конфликт в Сирийской Арабской Республике заставил 1,55 мдн. человек, бежать за границу в 2014 г., главным образом в соседние страны. Турция (1,56 млн.), Ливан (1,15 млн.), Иордания (623,100), Ирак (234,200), и Египет (138,400) несут наибольшее бремя в принятии сирийских беженцев к концу 2014 года. Кроме того, Сирийцы подали около 175 000 индивидуальных ходатайств о предоставлении убежища по всему миру в течение года, большинство из них в Европе.

Афганцы были второй по величине группой беженцев под действием мандата УВКБ ООН, с примерно 2,6 млн. человек в конце 2014 года. Как и в предыдущие годы, Пакистан и Исламская Республика Иран были основными странами, принимающими население, с 1,5 млн. и 950,000 беженцев, соответственно. Вместе, на эти две страны приходится 95 процентов всех афганских беженцев по всему миру. Кроме того,

Германия приняла 27,800 афганских беженцев. В Исламской Республики Иран, правительство вверх изменение числа афганских беженцев в том, что страна (из 814,000 до 950 000) был частично компенсировано в сочетании с добровольной репатриацией и переселенческими вылетами приблизительно 20 000 афганцев. Не продление 137 500 подтвержденийй регистрационной карты для афганских беженцев в Пакистане, продолжает сокращать размер этой группы.

Сомалийцы стали третьей по величине группой беженцев под действием мандата УВКБ ООН с 1,11 млн. человек на конец 2014 года, численность почти не изменилась с конца 2013 года (1,12 млн.). Масштабные поступления сотен тысяч Сомалийцев в Кению и Эфиопию, которые наблюдались в некоторые предыдущие годы значительно замедлились в 2014 г. Тем не менее, в общей сложности 35 900 сомалийцев добивались международного защиты в течение года, в частности в Йемене (17 600), Кении (11 500) и Эфиопии (6300). С примерно 666 000 беженцев в конце года, число суданских беженцев осталось относительно стабильным по отношению к началу года (648 900). Судан был, таким образом, четвертой по величине страной происхождения беженцев. В противоположность этому, вспышка насилия в Южном Судане, которая началась в декабре 2013 г., привела к резкому оттоку в соседние страны. Общее число Южносуданских беженцев выросло с 114 400 к 616 200 в промежуток всего 12 месяцев. Под конец года, те кто бежали в Южный Судан нашли убежище преимущественно в Эфиопии (251 800), Уганде (157 100), Судан (115 500), и Кении (89 200). В результате Южный Судан был пятой по величине страной происхождения беженцев во всем мире.

На конец 2014 г. с 516 800 лиц число беженцев из Демократической Республика Конго достигло небывало высоты.

В то время как оценки беженцев родом из Мьянма (седьмой по величине страной-источником) остались практически неизменным на уровне 479 000, число беженцев из Центральноафриканской Республики выросло, так как конфликт и насилие продолжается в их стране. Число беженцев увеличилось с 252 900 до 412 000 в течение отчетного периода, превращая Центральноафриканскую Республику в восьмую по величине страну происхождения беженцев.

Иракцы стали девятой по величине группой беженцев в 2014 г. с 369 900 лицами, главным образом в

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 375-379

Сирийской Арабской Республике (146 200), Германии (41 200), Исламской Республике Иран (32 000) и Иордании (29 300).

Эритрея занимала 10-е место среди основных стран-источников с 363 100 беженцами на конец отчетного периода.

Другими основными странами происхождения беженцев были Колумбия, Пакистан и Украина. Число Колумбийских беженцев (360 300) уменьшилось на 36 300 лиц по сравнению с началом года, в основном в результате пересмотра числа в Республике Венесуэла. В отличие от этого, как для Пакистана, так и для Украины данные увеличились резко. В Пакистане около 283 500 лиц бежали в Афганистан, так как в их стране в течение года разворачивался вооруженный конфликт; кроме того, бои в Восточной Украине не только переместили более чем 800 000 человек внутри страны, но и привели к 27 1200 лиц, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или временного убежища в Российской Федерации.

В 2014 году отмечается сдвиг в балансе как основных принимающих, так и в странах происхождения беженцев, спровоцированный сочетанием сирийского кризиса и масштабного перемещения в различных районах Африки. Турция стала крупнейшей страной, принимающей беженцев в 2014 году, заменив Пакистан, который занимал это место на протяжении более чем десятилетия.

Другими страны с большим населением беженцев являются Ливан (1,15 млн.), Иран (950 тыс.), Эфиопия (657 тыс.), Иордания (654 тыс.), Кения (551 тыс.) и Чад (453 тыс.).

Вместе, Турция, Пакистан, Ливан и Исламская Республика Иран приняли более 5,2 млн., или 36 процентов всех беженцев в мире (рис. 3).

По адресации запросов на предоставление убежища и получение статуса беженца лидирующую позицию в 2014-м году заняла Россия, что связано с вооруженным конфликтом в Восточной Украине. Но для России эти приезжающие люди не представляют собой цивилизационной угрозы, так как 99% из них являются носителями той же культуры и тех же традиций, имеют общие исторические корни. Абсолютно иная ситуация наблюдается сегодня в Европе, прибежище в которой стремятся получить люди абсолютно иной ментальности .

3. Основные страны, принимающие беженцев (на конец 2014 года), млн. человек

Как заявил в связи с публикацией доклада верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш, мир вступает в «новую эру», когда масштабы «глобального принудительного перемещения населения заслоняют все виденное прежде». Те, кто развязывают конфликты, все чаще остаются безнаказанными, тогда как международное сообщество демонстрирует «неспособность работать сообща, чтобы остановить войны», подчеркнул он. Европейские политические лидеры, конечно, понимают, что миграция провоцирует значительные внутриполитические риски, становится одним из ключевых факторов роста преступности, экономической нестабильности, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, ксенофобии, разрушения коренной идентичности и подрыва суверенитета.

Глобальный характер опасности столкновений религиозных идентичностей описал американский журналист Патрик Бьюкенен. Он спрогнозировал доминирование ко второй половине XXI века в странах ЕС исламо-арабо-африканской культуры, что связано в первую очередь с отвержением христианской морали населением европейского происхождения, численность которых составит абсолютное меньшинство.

Существует и опасность, что какая-то часть преступников и боевиков ИГИЛа проникает под видом беженцев в Европу. Европейский союз по-прежнему пытается придумать систематический способ как одновременно управлять беспрецедентным числом беженцев, протекающим через его границы и пытаться сдержать их приход. Но десятки тысяч сирийцев, иракцев, афганцев и другие продолжают наводнять Европу. Элементарные расчеты позволяют сделать вывод, что к концу 2015 года число вновь прибывших беженцев и уже

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 4, pp. 375-379

находящихся в Германии составит, как минимум, два миллиона человек. Проблема мигрантов и беженцев становится все острее и опаснее. Миграция - не просто проблема, которую нужно решать, но процесс, которым нужно грамотно управлять. Остановить же ее просто невозможно, таковы реалии современного открытого мира. Решение такой глобальной демографической проблемы сегодня возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества.

Международные организации обязаны искать пути решения вопросов, связанных с необходимостью размещения беженцев, их интеграции в местах нового проживания. Необходимо остановить гуманитарную катастрофу, покончить с терроризмом и параллельно начать политический процесс по урегулированию сирийского кризиса. И сирийскому обществу нужно объединиться для решения всех этих задач. Для решения проблемы необходимо восстановить государственность в тех странах, куда европейцы последние годы «несли демократию», уничтожить выращенных при пособничестве Запада террористов.

Оказать помощь в восстановлении экономики в разрушенных странах, решить социальные проблемы стран и благополучия населения - при всех гигантских финансовых затратах на реализацию этого решения, такой путь остается наиболее оптимальным.

Поэтому, не будут решены, прежде всего, социальные проблемы на Ближнем Востоке - поток беженцев не иссякнет.

Список литературы

1. Доклад «Глобальные тенденции 2014» Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев [Электронный ресурс]. URL: http://www. unhcr.org/556725e69.html (дата обращения: 10.11.2015).

2. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: пер. с англ. А. Башкирова. М.: ООО «Издательство ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003.

3. Каковы истинные причины сирийского кризиса [Электронный ресурс]. URL: http://www. pravda.ru/world/asia/middleeast/11-09-2015/1274296-kadri-0/ (дата обращения: 10.11.2015).

4. Хвыля-Олинтер Н. Миграционный нокаут Европе [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand. ru/analytics/migratsionnyj-nokaut-evrope (дата обращения: 10.11.2015).

5. Проблема беженцев: ООН бьет тревогу [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/spec/ refugee/ (дата обращения: 10.11.2015).

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

the ways of solving modern demographic problem

Stanislav Buslaev

This article discusses one of the major global challenges of our time - the demographic one. The paper analyzes the history of the problem of refugees and forced migrants for the purpose of its decision, cites statistics data and the main trends of global migration, the main regions of emigration and immigration. The paper makes conclusions on the further development of the situation, gives the recommendations on possible ways to solve the refugee problem.

Keywords: refugees, demographic problem, forced migration, migrants, migration crisis, asylum.

Correspondence: Buslaev Stanislav Ivanovich, Finance University under the Government of the Russian Federation (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), [email protected]



Статьи по теме: