Дифференциация социальная. Социальная дифференциация и стратификация

Общество не является некой однородной, диффузной массой. Издавна, практически со времени его возникновения, в нем отчетливо просматриваются дифференцирующие признаки. Внутри любого социального целого, как правило, выделяются отдельные элементы (индивиды) и их разномасштабные объединения (группы).

О. Конт сформулировал принцип, согласно которому разделение и кооперация труда выступают в качестве противоположных начал, создающих как полюса напряжения, так и динамическое равновесие внутри социальной системы. Кооперация труда возникла из-за необходимости в объединении усилий многих людей для решения крупных общественных задач - построить крепость, корабль, собор, выступить против многочисленного и опасного противника и т. д.

Благодаря же разделению труда образуются общественные группы, различающиеся между собой профессиональными и социальными признаками. Консолидированные внутри себя, они обособлены от других групп и относятся к ним со скрытой или явной враждебностью.

Иными словами, обединениям людей неизменно сопутствовали расчленения, дифференциации в соответствии с самыми разными принципами.

Понятие стратификации (от лат. stratum - слой, пласт) означает расслоение общества на уровни, слои, или "страты", когда большие группы людей - занимают определенные места в соответствии с принципами социальной иерархии. Стратификация -одна из разновидностей социальной дифференциации.

Под "стратой" следует понимать реальное множество людей с общими статусными признаками экономического, политического, демографического, культурного и т. д. характера.

П. Сорокин писал в своей работе "Социальная стратификация и мобильность" о том, что любая организованная социальная группа практически всегда проходит через процедуру внутреннего расслаивания. Таких устойчивых групп, где бы все пребывали в одной плоскости и были во всех отношениях равны между собой, практически не бывает. Полного равенства нет ни в растительном, ни в животном мире и, напротив, везде обнаруживается доминирование одних над другими. Поэтому воображаемое общество с полным равенством всех со всеми - это миф, которому не дано реализоваться.

Внутри каждой социальной системы присутствуют две противоположных тенденции. Одна из них имеет вид стремления к культивированию и закреплению различных форм неравенства. Другая выглядит как стремление к равенству. Обе они уравновешивают друг друга. Социальная система, несущая их в себе, пребывает в состоянии устойчиво-динамического равновесия.

Неравенство выступает как совокупность условий, заставляющих людей занимать различные места и ступени в иерархических структурах общества. Оно может быть нескольких видов.

  • 1. Естественное неравенство обусловлено физиологическими, психофизическими особенностями людей, их отличиями друг от друга по возрасту, полу, силе, красоте и т. д. Оно всегда существовало между людьми и никогда не исчезнет.
  • 2. Социальное неравенство имеет различные формы и проявляется во множестве сфер общественной жизни. Обозначим наиболее очевидные из его проявлений:
    • а) при разделении труда на физический и умственный;
    • б) в укладах жизни - городском и сельском;
    • в) в различных профессиях, должностях, социальных ролях;
    • г) в уровнях благосостояния, размерах собственности и богатства;
    • д) в принадлежности к различным социально-политическим кругам, партиям, клубам (от демократических до элитных);
    • е) по характеру социальных привилегий и др.

Социальное неравенство не является чем-то изначально присущим человеческому роду. Оно возникло вместе с развитием цивилизации.

3. Культурное неравенство предполагает различия в уровнях образованности, воспитанности, культуры, духовности, в степени одаренности способностями и талантами. Люди различаются между собой характером потребностей, типами мировоззрения, идеологическими убеждениями, религиозными верованиями. Эти различия они нередко сами превращают в исходное основание для тех или иных форм социального противоборства.

Э. Дюркгейм писал о том, что если люди от природы не равны по степени одаренности теми или иными талантами, то социальные воздействия в виде обучения, воспитания, образования еще более усугубляют это неравенство. Само общество посредством различных знаков внимания, выплат и привилегий по-разному оценивает труд того, кто бездарен, и того, кто талантлив.

М. Вебер указывал на три основных разновидности неравенства. Первое - имущественное неравенство. Второе - статусное неравенство, при котором люди в разной степени пользуются уважением и почетом, различаются между собой образом жизни, стилем одежды, вкусом, речью, манерами. И третье - неравенство, обусловленное мерой власти, которой обладает данный человек. Эта мера зависит от принадлежности к влиятельным политическим кругам, партиям и от целого ряда других социально-политических факторов.

Неравенство, взятое само по себе, восходит к такому объективному свойству всего сущего как иерархия.

Сам феномен иерархичности как соподчиненности различных уровней системы был известен уже в античности. Так, Платон в диалоге "Государство" формулирует идею иерархии социальных групп (философы-правители, стражи, труженики-ремесленники и земледельцы).

Собственно понятие иерархии начинает употребляться применительно к светской проблематике в середине XIX в. О. Конт и П. Спенсер характеризуют с его помощью феодальный социум. М. Вебер применяет его при описании вертикальной структурированности бюрократических организаций. Э. Дюркгейм говорит о социальной иерархии в связи с проблемой разделения труда и общественных функций между индивидами и группами. Понятие иерархии становится одним из ключевых в концепциях элиты В. Парето, К. Маннгейма.

В XX в. с развитием обшей теории систем понятие иерархии начинает использоваться при описаниях различных системных объектов для характеристик упорядоченных, субординированных взаимодействий между элементами, располагающимися на разных уровнях. В социальной теории к его помощи прибегают при анализе функциональных взаимоотношений преимущественно вертикального свойства, где предполагаются координация, со-подчиненность, разделение обязанностей и прав между социальными субъектами.

В социально-правовых концепциях понятие иерархии служит для исследования сложных системных объектов, в том числе при анализе проблем, связанных с иерархией прав, степеней власти и социального контроля, иерархией мотивов законопослушного и противоправного поведения и др.

Неравенство, будучи частной разновидностью иерархии, обеспечивает структурированность общества, а следовательно, и прочность той социальной конструкции, которая составляет его остов. Именно поэтому общество и государство во все времена стремились воспроизводить, организовывать, поддерживать и защищать неравенство. Особенно велика в выполнении этих функций была роль государства и его институтов, церкви, идеологии, армии.

При этом крайне важно было найти оптимальную меру допустимого и приемлемого массовым сознанием неравенства.

Идеал абсолютного равенства, при всей его привлекательности и заманчивости, недосягаем для человечества. И причина этого проста: люди неодинаковы от природы и поэтому в соответствии со своими различными особенностями вынуждены занимать разные места на множестве лестниц социальных иерархий. Умонастроения, требующие абсолютного равенства и носящие название эгалитаризма, возникли в результате активных усилий социальных низов. Там, где массовое сознание требует абсолютного равенства, оно приходит лишь к грубой уравниловке, к вульгарным формам охлократии, при которой степень цивилизованности социальных отношений не повышается, а понижается. И это происходит оттого, что абсолютное равенство противоречит сущности жизни.

Но если абсолютного равенства нет и быть не может, то относительное равенство существует. Оно отличается от абсолютного тем, что предполагает некоторые элементы неравенства в отношениях между субъектами. Если, к примеру, в семье между мужем и женой отношения строятся на основе принципа равенства прав и обязанностей, это не означает, что отправляясь, скажем, в поездку, муж и жена несут к машине равные по тяжести чемоданы.

Одним из наиболее распространенных способов социальной дифференциации является разделение людей на классы, то есть набольшие группы, имеющие неравный доступ к средствам производства, богатству и власти.

Значительный вклад в теорию классов внес К. Маркс. Он обратил внимание на резкую поляризацию двух больших социальных групп - владельцев средств производства (эксплуататоров) и производителей (эксплуатируемых). Между ними складываются антагонистические отношения социальной вражды, которые делают социальную систему неустойчивой и неизбежно ведут к грандиозным социальным потрясениям. Классовая вражда должна, согласно Марксу, неизбежно увенчаться полным уничтожением эксплуататорских классов.

Кроме двух антагонистов, социальных "верхов" и социальных "низов", существует еще и средний класс мелких и средних предпринимателей. Немецкий социолог Г. Зиммель отмечал, что устойчивость иерархических структур социальной системы в значительной степени зависит от удельного веса среднего класса. Находясь в социальном пространстве между "верхами" и "низами", он способен избегать обеих крайностей в своих притязаниях и в состоянии гасить агрессивную энергию противостояния антагонистов.

Социальная дифференциация

Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего различие. Социальная дифференциация -- это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же был влиятельный и унижаемый вождь, и его приближенные, а также живущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.

Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциации. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. Таким образом, уточняя понятие социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе, исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако оно не устранимо. Люди должны принимать такое положение как неизбежность.

Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что и большинстве развитых стран происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам.

Тенденции в развитии социальных отношений

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица. Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях -- и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения -- престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям.

Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев (страт). Это процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающие по своему общественному статусу.

Понятие стратификации дает возможность измерять характеристики людей, слоев, общностей с целью их сравнения, сопоставления их положения в различных странах и внутри одной страны и определения степени социальных различий между ними. Для социальной стратификации основными показателями являются социальный статус, престиж, оценка и самооценка социального положения.

Теории:

Представители

Основная идея

Платон, Ж. Руссо, Ф. Ницше, В. Парето, Н. Бердяев

Люди не равны по своей природе – разделение общества на высших и низших естественно. Именно потому, что люди сильнее, умнее, выносливее, красивее других людей, они становятся выше последних и в социальном отношении, т.е. богатыми, почитаемыми. Для того чтобы общество функционировало наилучшим образом, двигалось в нужном направлении и избегало потрясений, чтобы оно имело соответствующие законы, у власти должны находиться более мудрые, деятельные граждане, т.е. лучшие, аристократия.

Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье

Люди изначально, по природе своей равны, а неравенство есть злоумышленное действие отдельных людей.

К. Маркс и его последователи

Социальное неравенство – явление, возникающее в определенных исторических условиях. Условия, которые позволяют индивиду иметь некоторый избыточный продукт, осваивать и концентрировать основную его массу в руках немногих лиц. С появлением земледелия и скотоводства, общество, ранее бывшее социально однородным, расслаивается на класс бедных и класс богатых.

Различия в собственности порождают экономические классы, различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии, различия в почестях дают статусные группировки или страты.

Т.Парсонс, Р.Мертон, Б. Мур

Причину стратификации - в разделении функций в обществе на более и менее важные для его устойчивого существования. Наиболее одаренные должны занимать главные функции. Общество само устанавливает основания социальной стратификации и регулирует неравенство.

Типы:

Традиционно выделяется четыре главных исторических типа стратификационных систем - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.

Соответственно, открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей,

граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Каста – это социальная группа (страту), членством в ко­торой че­ловек обязан исключительно своим рождением.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанно­стями.

Класс – это большая социальная группа людей, не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Таблица с основными и не основными типами

Тип системы

Основа дифференциации

Способ детерминации различий

Физико-генетическая

Естественные признаки: пол, возраст, физические данные

Физическое принуждение, обычай

Рабовладельческая

Права собственности и гражданства

Военное принуждение

Кастовая система

Происхождение

Религиозный ритуал

Сословная

Обязанности перед государством

Этакратическая

Ранги во властной иерархии

Военно-политическое господство

Классовая

Размеры собственности (на средства производства)

Рыночный обмен

Социально-профессиональная

Род занятий и квалификация

Образовательные сертификаты

Культурно-нормативная

Стиль жизни

Моральное регулирование и подражание

Культурно-символическая

Обладание сакральным (священным) знанием

Манипулирование (религиозное, технократическое, идеологическое)

Анализ вертикального расслоения общества находит отражение в теории стратификации. Само понятие "стратификация" пришло в социологию из геологии, где "страта" означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

Критерии организации неравенства могут быть различными. Это служит основанием многомерного подхода к изучению социальной стратификации в западной социологии. Как известно, у нас долгие годы господствовала классовая теория, основанная на одномерном подходе к анализу социальной дифференциации, где определяющим критерием выступает отношение к собственности, к средствам производства. Отсюда на различных этапах развития общества выделялись как основные классы имущих и неимущих: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуа.

Однако "замкнутость" на экономику не могла объяснить той многоплановости и объемности, которые в реальной жизни характеризуют социальную дифференциацию общества. М. Вебер расширяет круг критериев, включая отношение к власти и социальный престиж, позволяющий занять то или иное место на социальной лестнице в соответствии с занимаемым статусом.

Разные формы социальной дифференциации выделяет П. А. Сорокин. Имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью свидетельствует о политической дифференциации, разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, дает основание говорить о профессиональной дифференциации.

В современной западной социологии на основе многомерного подхода выделяются разные измерения стратификации: по признаку пола, возраста, расы, имущественного положения, образования и т. д.

Однако социальная дифференциация - это лишь одна составляющая социальной стратификации. Другой, не менее важной - является социальная оценка.

Американский социолог Т. Парсонс подчеркивал, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями.

В соответствии с этим в разных обществах со сменой эпох менялись критерии, определяющие статус личности или группы.

Так, в примитивных обществах прежде всего ценились сила и ловкость, в средневековой Европе был высок статус духовенства и аристократии. Даже обедневший представитель знатного рода был более уважаем в обществе, чем богатый купец. Но в буржуазном обществе капитал все в большей степени стал определять положение человека в обществе, открывал путь вверх по социальной лестнице. Напротив, в советском обществе богатство приходилось скрывать, в то же время принадлежность к коммунистической партии открывала дорогу к карьере и т. д.

Итак, социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом.

Занимаемая индивидом или группой социальная позиция предполагает соответствующие "награды": власть, привилегии, материальные блага и т. д. В реальной действительности не всегда имеет место это соответствие. Тогда мы сталкиваемся с явлением статусной несовместимости. Субъективно она воспринимается как несправедливость и имеет негативные социальные последствия: тормозит прогрессивное развитие общества, дестабилизирует его.

Социально стратифицированное общество с его многочисленными слоями можно представить в виде вертикальной структуры с тремя уровнями, которые в современной социологии принято называть классами (в отличие от страт классы характеризуются целым рядом, набором определенных признаков и критериев: уровень дохода, образование, профессия и т. д.).

Это - высший, средний и низший класс. Иногда они внутри также подразделяются на уровни. Так, американский социолог У. Л. Уорнер в своем исследовании "Город-янки" (Янки-сити) выделил 6 классов: 1) высший высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения), 2) высший класс (богатые, но не выходцы из аристократии), 3) высший слой среднего класса (состоятельная интеллигенция), 4) низший слой среднего класса ("белые воротнички"), 5) высший слой низшего класса (рабочие), б) низший слой низшего класса (люмпены и т. д.).

Высший класс обычно составляет небольшой процент Населения (не более 10%). Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой - его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества.

По всеобщему признанию социологов, подтверждаемому жизнью, центральное место в социальной структуре современного общества занимает средний класс.

Оценивая средний класс, английский историк А. Тойнби подчеркивал, что современная западная цивилизация - это прежде всего цивилизация среднего класса, и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс.

И наоборот, там, где по разным причинам не оформился средний класс, налицо социально-экономическая и политическая нестабильность, значительно затруднен процесс модернизации общества и т. д.

Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу:

Наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и т. д.);

Высокий уровень образования (как правило, высшее или среднее специальное), что можно характеризовать как интеллектуальную собственность;

Доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране;

Профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.

К среднему классу можно отнести средних и мелких предпринимателей и бизнесменов (в общем количестве предпринимателей они составляют 80-90%), управленческих работников, государственных служащих, научную, художественную, гуманитарную, инженерно-техническую интеллигенцию, рабочих высокой квалификации, фермеров и некоторые другие категории.

Средний класс характеризуют экономическая независимость и активность. Он (прежде всего предпринимательский слой) обеспечивает занятость населения и большую часть национального дохода. Как субъект политики средний класс выступает за твердый правопорядок, законность, соблюдение прав человека, а также за стабильную устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма в политике, сторонник умеренных, взвешенных, продуманных реформ. Выступая оппонентом крупного капитала и сдерживая радикальные устремления низшего класса, в целом средний класс играет роль стабилизатора общества, сохраняя его равновесие и устойчивость.

В низшей части социальной лестницы находится низший класс. К нему относятся те категории населения, которые не владеют собственностью, заняты низкоквалифицированным трудом с доходом, определяющим их положение на грани бедности или ниже уровня бедности. Сюда же относятся группы, не имеющие постоянного заработка, безработные, деклассированные элементы.

Само положение этих слоев определяет их позиции как неустойчивые. Обычно именно эти слои становятся социальной базой партий радикального и экстремистского толка. Если изобразить графически, социальная стратификация современного развитого демократического общества будет выглядеть как ромб:

высший класс

средний класс

низший класс

Как видно, наиболее широкую стабилизирующую часть ромба, "буферную" между высшим и низшим классами занимает средний класс, удельный вес которого составляет в среднем 60-80%.

Иной профиль будет иметь социальная стратификация развивающегося общества. Это - пирамида, где нижнюю часть от основания представляет низший класс, составляющий большинство населения, а верхняя часть представлена высшим и средним классами, в сумме составляющими меньшинство (менее 30%) населения.

Нужно иметь в виду, что высота и профиль стратификации могут меняться, но не беспредельно. Выравнивание, движение к плоскости стратификации приводит к разрушению экономики, анархии и хаосу.

Беспредельное повышение ее также чревато катастрофическими последствиями. Как отмечал П. А. Сорокин, "существует точка "насыщения", дальше которой общество не может продвигаться без риска крупной катастрофы. Когда же она достигнута, социальное здание рушится, и его верхние слои низвергаются".

Формирование и поддержание социальной стратификации не является абсолютно саморегулируемым и естественным процессом. Значительное влияние на него оказывает власть. В зависимости от ее характера могут быть внесены те или иные коррективы в построение системы ранжирования социальных позиций. Речь идет в сущности об одном из аспектов социального контроля, осуществляемого в обществе властными структурами.

Анализ иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Когда мы говорим об изменении социальной группой или индивидом своей социальной позиции, мы имеем дело с социальной мобильностью. Термин «социальная мобильность» был введен в соци­ологию в 1927 году П.А.Сорокиным. Согласно Сорокину, существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная мобильность , в свою очередь, в зависимости от направ­ления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в дру­гой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу (смену вероисповедания) и т.д.

Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда пере­мещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как пра­вило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно-технической ре­волюцией, гражданскими войнами, переворотами и реформами. Так, например, вследствие технической революции в эпоху индус­триализации резко возросло значение научно-технического зна­ния и умения, и вследствие этого резко возрос статус научно-тех­нической интеллигенции, исследователи отмечают рост социаль­ного престижа профессиональной группы инженеров в России в начале XX столетия.

Индивидуальная мобильность означает социальное переме­щение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильно­сти относятся продвижения по служебно-профессиональной лестни­це, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, за­нятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть также связана с политической и предпринимательской деятельностью, служ­бой в армии, в церкви и других государственных институтах. Одним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильности считается выгодный брак.

Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опуска­ются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколен­ ная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.

Социальная мобильность изменяется при помощи двух глав­ных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном на­правлении за определенный промежуток времени.

Дистанция мобильности - это количество ступеней, по кото­рым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной - неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию. Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самих себе называ­ется социальной клаузолой . Многочисленные исследования показы­вают, что социальная мобильность происходит интенсивно в переход­ных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем вы­ше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к со­циальной закрытости присуща всем обществам. Работы Р. Мильса убе­дительно показали, что даже в «образцовых» демократических обще­ствах США, Франции, Англии и т.д. правящая элита неизменна и состоит из представителей одних и тех же семейств.

Социальная мобильность является достаточно достоверным показателем уровня "открытости" или "закрытости" общества. Ярким примером "закрытого" общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократические общества, будучи открытыми, характеризуются высоким уровнем социальной мобильности. Однако следует отметить, что и здесь вертикальная социальная мобильность не является абсолютно свободной и переход из одного социального слоя в другой, более высокий осуществляется не без сопротивления.

Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории.

Социальная дифференциация

Определенные различия в общественном положении людей имели место и на ранних этапах развития человеческого сообщества, но в основе этого лежала не социальная, аестественная (природная) дифференциация –естественные физико-генетические и демографические различия между людьми. Общественное положение человека определялось полом, возрастом, наличием определенных физических и личностных качеств.

Однако решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, связанные не с естественными физико-генетическими и демографическими различиями между людьми, а с явлениями социальной дифференциации.

Социальная дифференциация – продукт более высокого уровня развития цивилизации. Это сложный феномен порожден уже не естественными (природными), а социальными факторами жизни и, прежде всего, объективной потребностью общества в разделении труда.

Дифференциация видов деятельности проявляется в форме социальных различий между группами людей по характеру их трудовой деятельности и функций, а следовательно, по стилю жизни, интересам и потребностям.

Социальную дифференциацию часто обозначают понятием «горизонтальная дифференциация». Параметры, которыми описывается горизонтальная дифференциация, называются «номинальные параметры», в отличие от «ранговых параметров», используемых для характеристики людей в иерархическом плане. Иерархия (от греческого hierarchia – буквально священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения и субординации, когда социальные группы находятся как бы «выше» или «ниже» на социальной лестнице.

Номинальные различия устанавливаются в обществе в процессе естественно-природных различий между людьми и как элемент общественного разделения труда. На основании этих различий между людьми в обществе нельзя определить, кто из них занимает более «высокое», а кто более «низкое» место в социальной структуре (пример: нельзя поставить мужчину выше женщины только потому, что он мужчина, так же как и людей разных национальностей).

Горизонтальная дифференциация не может дать целостную картину социального структурирования общества. В полном объеме социальную структуру общества можно описать лишь в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной.

Вертикальное структурирование возникает вследствие неодинакового распределения между людьми результатов общественного разделения труда. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, определяемый на основе ранговых параметров, говорят о социальной стратификации.

Исходя из изложенных замечаний можно сказать, что социальная стратификация означает такую форму дифференциации общества, которая принимает форму социальной иерархии – вертикальной дифференциации населения на неравные по своему общественному положению группы и слои. Это иерархически организованная структура социального неравенства.

Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые описывают положение индивида в обществе в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Номинальные параметры: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык.

Ранговые параметры: образование, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллект.

С помощью номинальных параметров исследуются рядоположенные позиции индивидов, на основе ранговых описывается иерархическая или статусная структура.

На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория К. Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана .

У Н. Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают, и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Н. Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т. е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация – ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства – тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии – парадигмы постмодерна.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, про-межуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.



Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения – как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй иД. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе К. Маркса и М. Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

1) внутреннюю фрагментацию – внутриклассовые деления;

2) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

3) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

4) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик – классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Ф. Бредли , невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибридностью здесь понимается промежуточное состояние между различными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харуэй . Социальный гибрид – это своего рода киборг, лишенный гендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотворным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В действительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.



Статьи по теме: