Финансы и финансовые отношения государства. Субъекты финансовых отношений

22.2. Финансовая политика. Субъекты финансовых отношений

В нашей экономической литературе в широком плане под финансовой политикой было принято понимать единство объективного и субъективного. Объективная сторона заключается в том, что политика строится в соответствии с требованиями экономических закономерностей. Отсюда следует, что успех проведения финансовой политики во многом зависит от познания, выявления экономических закономерностей. Вместе с тем политика всегда субъективна, так как реализуется людьми, их волей и усилиями.
Финансовая политика - это совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. В этом случае объективные моменты выступают базовыми при построении финансового законодательства; субъективные - это действия людей по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на реализацию стратегических целей, специализированных программ и на осуществление текущей народнохозяйственной деятельности.
В условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства, а также на стимулирование его развития, на концентрацию финансовых ресурсов для их вложения в приоритетные отрасли экономики; с другой - на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. д.
При переходе экономики от кризисного к состоянию устойчивого развития направление финансовой политики изменяется. Определяющим условием становится достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития.
Субъектами (носителями) финансовых отношений являются государства, предприятия, фирмы, учреждения, организации, отрасли экономики, районы страны и отдельные граждане. Связи, возникающие между ними по поводу формирования и использования фондов денежных средств, через соответствующие институты выступают в виде финансовых отношений. Эти отношения складываются в виде групп отношений:
♦ между государством и местными органами;
♦ между государством и предприятиями;
♦ между фирмами;
♦ между фирмами и банками;
♦ между государством и общественными организациями;
♦ между государством и населением.
Финансовые отношения охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций; взаимные платежные обязательства, осуществляемые на основе договоров между фирмами; отношения между предприятиями и банками по поводу получения и использования кредитов; отношения между государством и населением, связанные с получением различного рода трансфертных выплат, с реализацией займов, с организацией розыгрышей по лотерейным билетам и т. д.

Финансы (от лат - платеж) - это система (совокупность) экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и

децентрализованных денежных средств, которая возникла вместе с появлением государства и неразрывно связана с ее существованием и функционированием

Финансы являются одной из наиболее важных и сложных экономических категорий. Они имеют как видимую, так и скрытую форму проявления. Виды ю сторона финансов проявляется в денежных потоках, движущихся между су убьектамы финансовых отношений. Эти потоки - их характер и формы, направленность и объемы - выступают предметом практической финансовой деятельности. Скрытая сторона финансов связана с тем, что видображают ь те или иные денежные потоки, а именно - движение стоимости созданного в обществе валового внутреннего продукта, то есть обменные и распределительные отношения. От отлаженности их отношений зависит эффективность е кономичнои системы и развитие общества. Эти отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и является предметом финансовой наук науки.

Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций, характеризующих финансовое состояние экономики и одновременно является источником ее разви. ИТК.

Различают централизованные (создаются на уровне государства) и децентрализованные (создаются на уровне предприятий, объединений) финансовые ресурсы. Основным источником формирования финансовых ресурсе ей является валовой национальный продукт.

Методами, с помощью которых государство может мобилизовать финансовые ресурсы, являются:

o взимания налогов;

o отчисления части прибыли государственных предприятий;

o отчисления на страхование и другие виды отчислений в централизованных фондов;

o продажа государством ценных бумаг и своего имущества;

o получение кредитов;

o миссия денег

o характеристика финансовых отношений связана с выделением их объектов и субъектов

Объектами данных отношений является национальное богатство и произведен внутренний валовой продукт (ВВП):

1. Национального богатство - стоимость накопленных в стране материальных ценностей и вовлеченных в производство природных ресурсов. Это - основные средства, материальные ресурсы, страховые запасы, золотой запас, валютный запас, природные ресурсси.

2. Валовой внутренний продукт (ВВП) - добавленная стоимость, произведенная в стране производителями товаров, работ, услуг в текущем году; амортизация; заработная плата; прибыль; ссудный процент; рента; косвенные налоговоми.

Основным источником формирования финансовых ресурсов является валовой национальный продукт (ВНП)

Распределение. ВВП является необходимым условием обеспечения непрерывности производства. Финансы выполняют роль связующего звена между несколькими производственными циклами, без них невозможно воспроизведение производства - ни п простое, ни расширенное. Поэтому, с одной стороны, распределение. ВВП, как объект финансовых отношений, характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что во но создаетює.

В условиях, когда объектом финансовых отношений выступает национальное богатство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой. Закономерным такое явление т только в том случае, когда есть лишние основные средства или материальные ресурсы, которые не используются, а также при наличии значительных запасов природных ресурсов, превышающих потребности данной страны. В других в ипадках распродажа национального богатства является обычным"проеданием"ресурсов. В свою очередь, это может быть вызвано экономическим или финансовым кризисом, когда другого выхода практически не существует, без ответа альной финансовой политикой. Нормальная финансовая ситуация - основным объектом финансовых отношений является. ВВП; национальное богатство - только в части лишних ресурсов. Кризисная финансовая ситуация -. ВВП не выс читателя для формирования доходов и финансовых ресурсов, так распродается национальное богатствальне багатство.

Субъектами финансовых отношений выступают предприниматели, рабочие и служащие - по праву производителей. ВВП, государство - по праву управляющей структуры общества, или как собственник-предприниматель

Права предпринимателей и рабочих и служащих отражают их неоспоримые права собственности на произведенный. ВВП. В рамках государственного сектора такие же права принадлежат государству, выступает ае данном случае обычного предпринимателям.

Права государства как управляющей структуры общества, определяются объективными потребностями установки системы финансового обеспечения выполнения государством его функций. Необходимые государству средства она может аккум мулюваты таким образом:

o зарабатывать как владелец средств производства;

o получать от природных ресурсов, находящихся в его собственности;

o мобилизовать путем перераспределения доходов юридических и физических лиц

Права государства в распределительных отношениях регламентируются в законодательной форме

Поскольку объект финансовых отношений друг, а субъектов трое, то эти отношения носят ярко выраженный протиречивий характер. Каждый субъект стремится получить как можно больше, но это можно сделать только при а счет других субъектов, которые имеют такие же интересы. Отсюда вытекает необходимость сбалансирования интересов всех субъектеів.

Способы сбалансирования финансовых противоречий:

1. Установка оптимальных пропорций распределения. ВВП

2. Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов

Сбалансированность интересов субъектов финансовых отношений достигается прежде всего путем установления оптимальных пропорций распределения. ВВП, то есть таких, которые отвечают вклада каждого, включая государства, у в его производств.

Научно установленных показателей пропорций распределения и критериев эффективности на практике не существует. Оценка проводится косвенно по показателям экономической эффективности и социальной стабильности. Я. Если экономика функционирует нормально и эффективно, то значительных противоречий в распределении нет. Если социальная напряженность в обществе отсутствует, то оно в целом довольно пропорциями распределения. ВВП. Указанные кр итерии оценки отражаются в достаточно точных экономических показателях - уровне. ВВП (ВНП) на душу населения и темпах роста. ВВ. ВВП.

Размер валового национального дохода на душу населения характеризует степень развития страны. Это один из основных критериев жизненного уровня отдельных стран. Как относительный показатель он характеризует, что подлежит теряет распределения в расчете на одного гражданина. Размер. ВНП на душу населения в год в разных странах имеет очень значительные колебания Украина входит в группу стран с уровнем доходов ниже среднего в мире, равный, 4880 долл.. США (World development report, 1997 Oxford University presspress).

Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов достигается на основе непрерывного роста. ВВП. Темпы роста. ВВП характеризуют динамику финансовых отношений: чем они в выше - тем больше удовлетворяются потребности в доходах. Психологически, прежде всего, воспринимается не столько уровень. ВНП на душу населения и масса доходов каждого субъекта, сколько их динамика. Постоянная возр. Ання доходов создает благоприятный климат в обществе. Как известно, любое уменьшение доходов и снижения жизненного уровня воспринимается негативно, независимо от того, каков абсолютный размер доходов. Нави во в самых богатых странах негативно воспринимается всего-всего замедление темпов роста доходов, не говоря уже об их падения. И наоборот, в бедных странах благоприятной является ситуация роста х оч и незначительных доходов конце концов, именно постоянный рост ведет к его высокого уровня в расчете на душу населенияселення.

Ответы по экзамену по финансовому праву

Понятие и признаки финансовых отношений.

Финансы - экономические общественные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, публично-правовых образований, т.е. государство, его территориальных подразделений, а также муниципальных образований в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Централизованные денежные фонды- денежные средства, которые образуют бюджетную систему РФ.

Децентрализованные денежные фонды- финансы предприятий различных форм собственности, к которым государство и муниципальные образования не имеют никакого отношения.

Признаки финансовых отношений:

· Всегда денежные отношения, т.е. всегда общественные отношения по поводу денежных средств.

· Эти отношения имею распределительный характер

· Биоэквивалентные отношения- одностороннее движение денежной формы стоимости на стадии распределения.

По материальному содержанию финансы - это форма денежных средств, которые мобилизуются и используются государством и органами МСУ для реализации своих функций.

Как юридическая категория финансы - это отношения по поводу совокупности фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых публично- правовыми образованиями для осуществления своих задач и функций, в результате которой возникают финансовые отношения.

Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.
При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса

Классификация финансовых отношений

Финансовые отношения можно разделить на следующие основные группы:
1. Отношения с другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм собственности, возникшими с целью образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций, включая.
2. Отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов и физических лиц через акции, облигации и другие ценные бумаги.
3. Отношения предприятия как юридического лица и персонала.
4. Отношения, основанные на трудовых отношениях, внутри предприятия.
5. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами.
6. Отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, а также фискальными (налоговыми) органами при уплате налогов и обязательных сборов.
7. Отношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, фондами).

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношение.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят: а) Российская Федерация; субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область; б) муниципальные образования; в) городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования; г) административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, наукограды, свободные экономические зоны).
Закрытые административно-территориальные образования и наукограды - это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым правовым режимом, установленным законодательством. В отличие от обычных муниципальных образований, они вступают в финансовые (бюджетные) правоотношения непосредственно с федеральными органами власти. Свободная экономическая зона отличается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и исполнительной власти; органы местного самоуправления предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

В экономической жизни каждого государства финансы являются достаточно сложным явлением. С их помощью государство перераспределяет значительную часть ВВП, который выступает главным объектом финансовых отношений.

В связи с этим финансы принято рассматривать как систему отношений, которые формируются в обществе в процессе распределения и перераспределения ВВП.
Объектом финансовых отношений является валовый внутренний продукт, т.е. стоимость товаров и услуг, изготовленных субъектами экономических отношений в сфере материального и нематериального производства за определенный период времени.
Субъектами финансовых отношений выступают:

Государство;

Юридические лица;

Физические лица.

В связи с этим различают:

Общегосударственные (публичные финансы);

Муниципальные финансы;

Финансы хозяйствующих субъектов;

Финансы домашних хозяйств.

Общегосударственные финансы – это централизованные денежные фонды, которые формируются с целью концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направления их на финансирование общегосударственных потребностей.

Муниципальные финансы включают местные бюджеты и внебюджетные фонды, которые формируются на этой территории.

Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным звеном финансовой системы. Они обслуживают сферу материального производства, где создаются ВВП и национальный доход. Источники финансовых ресурсов государства формируются, главным образом субъектами хозяйствования.

Финансы населения включают денежные средства физических лиц. Гражданин, который получает доходы, имеет в своем распоряжении определенную сумму денег, но они еще не являются финансами. Финансами эти деньги станут тогда, когда их собственник перераспределит их, создаст соответствующий фонд и вложит их в ценные бумаги, будет кредитовать физическое лицо и т.п.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые приобретают форму финансовых ресурсов. Все процессы экономической жизни, где принимают участие финансы, имеют денежное выражение. Экономическая жизнь государства постоянно требует создания денежных фондов для удовлетворения различных потребностей.

Обеспечение с помощью финансов необходимых условий для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране достигается именно благодаря организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методом создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности и конечными целями соответствующего вида деятельности.

К централизованным денежным фондам относятся: федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, местные (муниципальные) бюджеты, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения, как специфическое звено публичных финансов.

На уровне предприятий и населения формируются децентрализованные денежные фонды – уставный фонд, резервный фонд, амортизационный, фонды оплаты труда, бюджеты домашних хозяйств и прочие.

Существуют отличия в формах и методах образования и использования денежных фондов.

Общегосударственные финансы формируются путем перечисления средств от предприятий, организаций, учреждений и населения в виде налогов, сборов, обязательных платежей и добровольных взносов. Публичные денежные фонды создаются для финансирования функций государства, предусмотренных действующим законодательством, а также для финансирования государственных экономических и социальных программ.

Образование денежных фондов предприятий и населения осуществляется в децентрализованном порядке, в процессе хозяйственной деятельности хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели, население) самостоятельно формируют и определяют размеры денежных фондов. Децентрализованные фонды создаются для удовлетворения индивидуальных потребностей, обеспечения расширенного воспроизводства, обеспечения мероприятий по экономическому и социальному развитию.

Цели и инструменты финансовой политики.

Структура финансовой системы.

Лекция 1. Финансы и финансовая система: сущность и содержание.

Учебные вопросы:

1. Сущность финансовых отношений и задачи финансовой системы.

Термин финансы (от лат. financia –платеж, наличность, доход) возник в XI-XV вв. в торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение, начал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Эта сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением денежных средств.

Финансы как экономическая категория, выражают отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых (денежных) средств, т.е. финансы не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределениям и использования фондов денежных средств.

Финансовые отношения складываются:

1. между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг;

2. между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

3. между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и во внебюджетные фонды;

4. между государством и гражданами при внесении ими налогов и других платежей и получении трансфертов;

5. между отдельными уровнями бюджетной системы;

6. между органами имущественного и личного страхования и предприятиями и гражданами при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая.

По своему материальному содержанию финансы − это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Главным материальным источником финансовых ресурсов является национальный доход.

Национальный доход − величина доходов всех граждан страны, включая доходы от принадлежащих им факторов производства за рубежом.

Движение потоков финансовых ресурсов по многочисленным каналам обращения в процессе общественного воспроизводства формируют финансовую систему народного хозяйства.

В условиях рыночной экономики главной целью финансовой системы является обеспечении при помощи своих специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции.

В процессе достижения этой стратегической цели финансовая система должна решать следующие задачи:

1. осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;

2. создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;

3. способствовать превращению потребностей в реальные блага.

Сущность финансов наиболее полно раскрывается в выполняемых ими функциях. Однако трактовка функций финансов в различных учебниках не одинакова. Так, в учебнике под редакцией В.К. Сенчагова и А.И. Архипова рассматриваются такие функции: распределительная, стимулирующая, контрольная. Несколько иной подход дан в учебниках под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской и Г.Н. Белоглазовой. Они в отличие от вышеназванных авторов считают, что необходимо под функциями понимать не «работу», выполняемую финансами, а общественное назначение, присущее именно данной категории, которое выражается в следующих функциях: формирование денежных фондов (доходов); использование денежных фондов (доходов); контроль (с определенными оговорками) над процессами образования и использования, осуществляемый отдельными лицами или органами.

Другая трактовка заключается в том, что функции финансов − распределительная и контрольная, а остальные являются производными от распределительной функцию.

Распределительная функция −объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

Мы полагаем, что функции финансов можно представить в следующем виде (схема 1):

1. Обеспечение деятельности государства, которая направлена на аккумулирование денежных ресурсов для проведения внутренней и внешней политики, включая расходы на социальные нужды и проведение финансово-экономической политики на макроуровне.

2. Воспроизводственная функция − накопление необходимого количества денежных фондов (в том числе капитала) для осуществления расширенного воспроизводства.

  1. Распределительная функция, которая заключается в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта, в том числе национального дохода между отдельными сферами, отраслями, социальными слоями и группами.
  2. Стимулирующая функция − государство создает условия для ускоренного развития национальной экономики (через регулирование налогов, льгот и др.).
  3. Функция стабилизации экономики − регулирование государством с помощью финансов процесса развития экономической системы (например, капитальные вложения в расширение производства).
  4. Контрольная функция, которая предусматривает контроль государства за порядком аккумулирования и распределения денежных средств предприятиями, финансово-кредитными институтами и организациями.

Для реализации своих функций финансовая система должна создавать и внедрять финансовые инструменты, использование которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.

В качестве таких инструментов выступают:

Ø эмиссия (создание и выпуск в обращение) денежных знаков и ценных бумаг;

Ø различные виды ценных бумаг (акции, облигации и др.);

Ø аккумулирование сбережений (открытие различных видов депозитов);

Ø кредитование и т.п.



Статьи по теме: