Где находится тридевятое царство тридесятое государство. За тридевять земель, в тридесятом государстве

Сказки – это уникальное явление, своеобразное собрание народной мудрости, передающейся подрастающему поколению в аллегорической форме. Но помимо назидательного аспекта в них словно бы закодирована информация об окружающем мире, в котором героям приходится преодолевать немало преград. Например, Иван Царевич часто вынужден отправляться за Василисой Прекрасной «…в тридевятое царство, тридесятое государство». Так давайте выясним: существовало ли оно на самом деле и где находится?

Далекая страна

Истории про Марью Искусницу, Кощея Бессмертного, Ивана Дурака и Бабу Ягу учат детей не пасовать перед трудностями, бороться за свое счастье, поступать всегда по совести. Действие этих аллегорических повествований часто разворачивается в некой далекой, иной, волшебной стране, где могут происходить невиданные чудеса, а животные разговаривают человеческими голосами. Разумеется, сказочная география никак не является точной наукой, хотя иногда можно найти вполне конкретные описания природы загадочного тридевятого царства.

Согласно общепринятому представлению, сказочное число «тридевять» равно 27, ведь столько получается, если 3 умножить на 9. А «тридесять», соответственно, равно 30. То есть, в сказках речь идет об очень далекой стране, в которую можно попасть, если поочередно пересечь 30 государств, из которых 27 являются монархиями (царства), а какая форма правления в остальных 3 странах – неизвестно.

Верное направление герою всегда кто-то подсказывает: Баба-Яга, Серый Волк, волшебный клубок и т.п. Часто на пути к цели Ивану Царевичу (или Дураку) приходится преодолевать различные препятствия: непреодолимые чащи, пустыни, болота или огненные реки.

Всего месяц пути

Однако далеко не все исследователи считают, что тридевятое царство находится очень далеко от Руси, поскольку и там люди говорят на одном языке с героем сказки. Есть версия, что вышеупомянутые числа 27 и 30 обозначают длительность лунного и солнечного месяцев, именно столько времени якобы требуется на пешее путешествие до тридевятого царства.

Если учесть, что за день сказочный герой или богатырь способен преодолеть около 40 километров, то волшебная страна вполне могла оказаться соседним княжеством, ведь она находилась примерно в 1200 км от исходной точки. Например, расстояние от города Мурома до стольного Киева-града, если считать по прямой, равняется 957 км. Для богатыря Ильи Муромца такая дорога не составила большого труда.

Не имея никакой информации о том, как живут люди в соседнем княжестве, древние сказители, наделенные недюжинным воображением, могли придумывать волшебные или пугающие образы.

Мир мертвых

Наиболее мистическая версия наделяет тридевятое царство свойствами мира мертвых. Число «три» всегда считалось магическим, а уж умноженное на 9 или даже на 10, оно становится своеобразным пропуском на тот свет, где и возможны всякие чудеса.

В таком случае, Баба-Яга представляется кем-то вроде проводника в загробный мир. Она и сама частично относится к нему, не случайно у нее одна нога – костяная (то есть, мертвая). А избушка на курьих ножках – это ни что иное как портал в иное измерение, граница между мирами.

В пользу этой версии свидетельствует факт, что герой попадает в тридевятое царство после того как Баба-Яга уложила его спать, предварительно выпарив в баньке. То есть, она подготовила тело для перехода в загробный мир, обмыв как покойника.

На Луне

Существует и космогоническая версия природы тридевятого царства. Сторонники данной трактовки сказок исходят из того, что наши предки зашифровали в них оригинальные послания своим потомкам, содержащие удивительные знания о Вселенной и о Солнечной системе, в частности.

Дело в том, что искомая нами волшебная страна находится не на Земле, а «…за тридевять земель». Улавливаете разницу? А что если взять за основу диаметр нашей планеты? Поскольку Земля – это эллипсоид, то ее экваториальный диаметр равен 12 тысячам 756,2 км, а полярный немного меньше – 12 тысяч 713,6 км. Расстояние от Земли до Луны в ее перигее (ближайшей к нам точке орбиты) составляет 356 тысяч 104 км, а в апогее (когда спутник нашей планеты дальше всего) – 405 тысяч 696 км.

Это удивительно, но 27 диаметров Земли (тридевять земель) – это и есть расстояние от нашей планеты до Луны, когда она в перигее, а 30 диаметров Земли (тридесять земель) – это расстояние от нашей планеты до Луны, когда она в апогее.

Данная версия объясняет, почему волшебная, сказочная страна находится то за тридевять, то за тридесять земель: планеты ведь бесконечно движутся по своим орбитам, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга. И как ни странно, наши далекие предки могли знать об этом. Правда, источник их удивительной информированности об устройстве Солнечной системы неизвестен.

Гиперборея

Отдельные исследователи предпочитают искать тридевятое царство не в пространстве, а во времени. Они считают, что волшебная страна, известная нам из сказок, это та самая Гиперборея, которая канула в глубине веков.

Если судить по легендам древних греков, таинственное государство, расположенное на севере, вполне могло быть родиной наших предков. В своих «Центуриях» средневековый французский предсказатель Нострадамус не раз описывает исторические события, произошедшие в России, называя нашу страну Гиперборея.

Не исключено, что это древнее государство было уничтожено во времена ледникового периода. Например, русская народная сказка «Хрустальная гора» из сборника А.Н. Афанасьева описывает, как тридевятое царство было наполовину втянуто в неотвратимо надвигающуюся хрустальную гору. А герой спас свой народ и царевну (а как же без нее?), добыв волшебное семя. После зажжения сего магического предмета хрустальная гора, очень похожая на ледник, быстро растаяла.

Данная сказка, видимо, отражает надежды людей на предотвращение климатической катастрофы, которая возможно и погубила таинственную Гиперборею, а ее жители вероятно были вынуждены перебраться немного южнее.

Так много разных версий: от вполне логичных до мистических, от исторических до фантастических. Так где же находится тридевятое царство? Там, где герои преодолевают препятствия и находят свою любовь, а добро торжествует над злом. Только ли в сказке такое возможно? Вот в чем вопрос.

Помните, в большинстве старорусских сказок, главный герой обязательно отправляется в путешествие, и путь его лежит не куда-нибудь, а именно в тридевятое царство, в тридесятое государство, за тридевять земель, и именно в этом царстве происходили все самые главные сказочные события... Интересно, правда? Но самое интересное то, что это самое тридевятое царство существует на самом деле! Не верите?

Выражение «Тридевять земель» или три раза по девять или 27 удельных «земель», «княжеств», очень часто встречающееся в русских народных сказках, как нельзя лучше подходит к Сибири, если смотреть на неё из европейской части России, «очень далеко». Первоначально эта земля ассоциировался с «иным» миром. Позже – с освоением всё новых пространств, понятие «тридевятое царство» обрело реальное территориальное соответствие – «земля сибирская».

Ремёсла в Сибири

Так получилось, что советская история преобразования художественных ремёсел в народно-художественные промыслы, не коснулась Сибири. Хотя местные жители, как и повсюду, ткали, шили одежду, изготавливали конскую упряжь, керамические и бондарные изделия, украшали резьбой дома. Многие ремёсла имели свою историю, уносящуюся в глубины тысячелетий вместе с историей коренных народов, населявших Сибирь. Это традиции костерезания, валяния, берестяного дела, керамики, бисероплетения, выделки шкур… Более поздние приобретения: приёмы рукоделия, плотницкого дела, художественной домовой резьбы, вышивки прибыли в Сибирь вместе с волной переселенцев из разных регионов России. Земля сибирская и руками русского мастера-переселенца воспроизводила формы и цветовые сочетания, характерные для его новой Родины. Ремесленная система производства, занимавшая господствующие позиции в конце 19 – начале 20 века, практически прекратила своё существование в 20-ом веке. Советская власть преобразовала некоторые кустарные производства, возведя их в ранг народно-художественных промыслов.


Но эта история была писана не для советской Сибири. В отличие от Центральной России, где был избыток рабочей силы, в Сибири всегда не хватало рабочих рук, и земля за Уральскими горами жил под лозунгом «Все на стройки народного хозяйства!». Официально ремёслами заниматься могли только инвалиды, объединившиеся в «инвалидскую артель». Сибирь ковала свой имидж богатого на сырье края, а столица Сибири – крупного научного и промышленного центра.

Времена индустриализации и промышленной революции навсегда, казалось, покончили с художественными ремёслами и слабой художественной промышленностью Сибири. В Новосибирске на изломе, в канун перестройки, существовала лишь стандартная фабрики сувениров, в которой, культивировалось всего понемножку: роспись матрёшки, «а-ля хохломская роспись», «тагильский поднос», безличная керамика и др. Такое же положение было и в соседних краях и областях Сибири. Исключение составлял лишь Томск, давший жизнь единственному предприятию НХП Сибири «Томскому Умельцу», производившему берестяные изделия. В национальных автономиях этот стандартный набор расцвечивался сувенирными изделиями с национальными орнаментами.

Перестройка, как и повсюду, на время оживила рынок художественно-ремесленных изделий, дала новое дыхание сувенирному рынку Сибири. Выживая в новых экономических условиях, население массово обратились к ручному труду. Это был короткий и прекрасный период развития художественных ремёсел.


Тянущиеся годы непрерывной механизации, потом компьютеризации, галопом скачущий прогресс и, в конце концов, глобализация привели к тому, что о Сибири уже мало кто помнит, как о самобытном крае, и никто не проводил здесь региональных исследований по художественной культуре Сибири, никто не пытался дать определение феномену сибирского стиля декоративно-прикладного искусства, не пытался сформулировать типологические черты сибирских художественных ремёсел.

Многие сибиряки знают о прошлом своей родины очень мало. А ведь это очень важно чтить прошлое, чтобы не потерять будущего, беречь корни, чтобы расти.

Вместе с отчуждением человека от конечного продукта производства, вместе с попаданием его в мир искусственных вещей, вырастала желание тепла рукотворных изделий и великая тяга к творчеству, которая с особой силой проявилась в нашем глобальном обществе в последнее время. Проявилась она здесь в Сибири, несколько обделённой, как нигде, в России визуальной культурой, запечатлённой в архитектуре. Тяга к красоте. Тяга к творческому проживанию. К рукотворчеству. И тяга к традиции. Тяга к постижению художественных ремёсел.

И всколыхнулась память.

Кто ты, Земля сибирская? Пребывая в забвении, привыкая считать тебя лишь задворками цивилизации, мы забыли, что тысячелетиями ты несла свой крест миграционного коридора, соединявший через тысячелетия Запад и Восток, Юг и Север. Сибирь, ты приняла и сохранила, законсервировав для потомков тексты древних культур: сказания, песни, ремёсла. Быть может нигде, как здесь не сохранилась такая старая Русь, а вместе с ней осколки других культур с тысячелетней историей. Для мира ты, Сибирь, хранящая память и энергии культурного многообразия, сохранившая естественные ландшафты, натуральность, сегодня являешься банком и источником вдохновения настоящих и будущих поколений.

Вдохновившая авторов фестиваля история Артании была найдена в книге известного сибирского историка и томского краеведа Новгородова Николая Сергеевича (www.novgorodov.tomsk.ru )


Древние персидские и арабские книги сообщают о трех частях Руси – Куйабе, Славии и Артании. С первыми двумя всё ясно, а вот Артанию учёные ищут уже 200 лет. У персидских и арабских авторов имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании: это – упоминание чёрных соболей, и клинков, распрямлявшимися при сгибании пополам, которыми торговала Артания. Булатную сталь делали в то время только в Азии. Известно, что из Артании в Индию и Китай поступала жёлтая медь, которая вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей скифо-сибирскому миру. Своего царя артанские русы называли хаканом. Каганами называли своих правителей тюркские народы Сибири. Большая часть посевов в Артании, согласно персидским и арабским авторам, – просо. Просо – традиционная зерновая культура Сибири прошлых тысячелетий.

Вокруг слова «Артания» – полчище звуковых аналогий. С первых же звуков зачаровывает «art» («лад», «смысл», «толк», «вид», по-английски также – «искусство»). Естественно обнаруживается и латинское «ars» и влечёт за собой Ars Magna (великое делание, искусство алхимии).

И даже в наше время, смысл сохраняется: Артания от угорского tanya – место, логово, родина и ort – крепость, сторож. Таким образом, Артания – «страна на запоре», страна, «куда никого не пускают».

Возрождение Артании

Своим международным фестивалем «Артания» мы возродили тридевятое царство – Артанию, сибирскую Русь, котёл культур, мистическую часть света, отторгаемую сегодня глобализацией.

Всё родилось из сформулированных пунктов программы развития ремесленничества, разработанных нашим Фондом, поставившим для себя благородную цель поддержки ремесленничества Сибири. На поверхности сформулированных проблем: лежала главная – неразвитость инфраструктуры сбыта. Рождая проект фестиваля художественных ремёсел, мы решали эту главную проблему, но результат вышел за рамки ожиданий.

В 2007 году на центральной площади города, знаменитой первомайскими и ноябрьскими демонстрациями, канувшими в лету, Салютом Победы и Днём города, открылся Первый фестиваль художественных ремёсел «Артания». В основу концепции фестиваля было положено несколько тезисов:

  • «Артания» - торговая ярмарка

Здесь можно приобрести уникальные, единственные в своем роде предметы интерьера, эксклюзивную этническую одежду, украшения и сувениры ручной работы, мёд и сладости из многих уголков Земли.


  • «Артания» - город мастеров

Каждый час на двух-трёх площадках открываются новые мастер-классы, в демонстрационном режиме работают гончарные круги, кузня. Мастера щедро делятся секретами ремесла с любителями народного творчества.


  • «Артания» - конкурсная программа

В интерактивном блиц-режиме на площадке фестиваля проводятся межрегиональные профессиональные конкурсы: ремесленников – «Золото Артании» на звание «Лучший мастер Сибири», а также юных и начинающих мастеров – «Подмастерье Артании».


  • «Артания» - фольклорный фестиваль

Песенные, хороводно-игровые и обрядовые программы, театрализованные балаганные представления, интерактивные и зрелищные, заряжают душевной энергией и бодростью.


  • «Артания» - благотворительная программа

На фестивале проходит благотворительная акция «Дари Добро Детям» в поддержку молодых матерей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Мы досконально выполняли поставленные перед собой задачи. Успешная работа фестивальной ярмарки, рентабельность участия, сделали наш фестиваль востребованным среди мастеров. Для большинства участников – это самый доходный фестиваль России. Наблюдающийся из года в год рост экспонентов, а «Артания-2011» – это уже 500 человек, тому подтверждение. Фестиваль художественных ремёсел стал крупнейшим в Сибири, по количеству дней – крупнейшим в стране, а по количеству экспоненто-дней – крупнейшим в России. В «Артании-2011» принимали участие представители тридцати регионов России, 12 зарубежных стран.

Наш фестиваль по праву стал и самым интерактивным фестивалем России. Фестиваль внёс неоценимый вклад в развитие обучения ремёслам в Новосибирске. За 14 дней «Артании» ежегодно проводится около 300 мастер-классов. Беспрецедентный резонанс проявился в виде последовавшей волны мастер-классов, обучающих художественно-ремесленных курсов, открывшихся за эти годы в Новосибирске, в том, что уже любое развлекательное мероприятие, где бы оно не проходило: в ТРЦ или на частных дачах не мыслилось без мастер-классов. Отмечаемый в последние годы рост количества хобби-магазинов – ещё одно следствие артанского фестивального движения.


Ежегодно центральным событием фестиваля становился уникальный, единственный в своём роде Межрегиональный конкурс ремесленников, который проводился в интерактивном блиц-режиме, прямо на площадке фестиваля в 20 номинациях. Вынесенный в городскую среду конкурс охватил не только широкие слои мастеров, но и зрителей. Непосредственно участниками конкурса становились около 300 человек. Организаторами и кураторами этих конкурсов выступали наши коллеги – мастера, с которыми нас сдружила АРТАНИЯ. Что за чудо эти артанские конкурсы! Народный костюм – это зрелищное шоу, которое по традиции проводится в День города. Конкурс валяльщиков удивлял шоу свадебного костюма. Конкурс «Валяем вместе» – новое тематическое явление, через этот конкурс в фестиваль включались начинающие мастера, которые могут себя показать в коллективной работе. Конкурсы детских работ на звание «Лучший подмастерье Артании» приобщили к нему огромную аудиторию детей, наследников артанского движения, обучающихся в художественных школах и домах творчества.

Сейчас «Артания» кочует с площадки на площадку. С Площади Ленина фестиваль уже переезжал к зданию Цирка, в удивительный и гостеприимный Академгородок, и вернулся в 2015 году на Площадь Ленина, за здание Краеведческого музея. С 2014 года «Артания» начинает свой летний сезон в Томске, который может считаться

Сегодня Артания известна по всей России и далеко за ее пределами. Своей мультикультурностью «Артания» привлекает множество туристов, и как в старые времена по миру вновь разносится молва о таланте сибирских мастеров.


Радостно, что фестиваль продолжает расти и набирать силу. Проявлением такого роста в 2009-2010 годах впервые прошли: осенняя сессия фестиваля «Артания» – «АртОсень», а также зимняя – «БазАрт». «АртОсень» формирует событийную инфраструктуру осенней культурной жизни Новосибирска. Осень – это время начала учебных программ. Поэтому на «АртОсени» проходит презентация всех творческих студий, ведущих обучение художественным ремёслам, городских Домов творчества, а также оздоровительных центров разных культурных традиций. «БазАрт», который уже традиционно проводится в Торгово-развлекательным центре «Сан Сити» формирует событийную инфраструктуру подготовки к Новому году и Рождеству, создаёт особенное новогоднее настроение. Когда рано темнеет за окном, на «БазАрте» вспыхивают тысячи огней. Здесь можно почувствовать приближение главного праздника в году. Запах ванили и шоколада, мандаринов и глинтвейна. Здесь ждут своих хозяев тысячи подарков в праздничной обёртке.

Художественные ремёсла – сфера внедрения творческой идеи

Энергия творчества питает художественные ремёсла. Инновационность является отличительной чертой художественно-ремесленной сферы. Принцип креативности лежит в основе художественного мышления. Этот образ мышления уже стал дисциплинирующей матрицей для технологий, коммерции, социальных систем, экономического развития и формулирования политики. Классический пример Леонардо де Винчи: посредством творческого образного художественного мышления – гениальный прорыв к технологиям будущего.


Художественные ремёсла – сфера деятельности, которая характеризуется не только креативностью мышления, но и тем, что именно здесь происходит процесс инновационного внедрения. Значимость этого инновационного внедрения бесконечно мала в сравнении с коренными улучшениями, на которые в большей степени нацелены современные «инновационные проекты». Но это небольшое личное достижение Мастера даёт большее: колоссальную удовлетворённость завершением творческого цикла, обеспечивает КАЧЕСТВО, УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ и СМЫСЛ его человеческого существования. А главное она меняет человека, превращая его из человека-исполнителя (человека-машины) в человека креативного, в тот продукт, который так необходим современному обществу.

Художественные ремёсла – замкнутая цепь инновационной деятельности с эффективным взаимодействием технологии и нравственности – условия выживания современной цивилизации. Прагматизация КРАСОТЫ, исповедуемая поколениями творцов, – принцип будущих инноваций, в которых нет разграничения между технологией и нравственностью.

Даже поклоняясь Традиции, АРТАНСКИЕ МАСТЕРА каждый день вступают на путь ТВОРЧЕСТВА. Они осваивают новые материалы, разрабатывают новые технологии, создавая изделия, по своему качеству, соответствующие или превышающие мировой уровень. Они способны «обгонять, не догоняя». АРТАНСКИЕ МАСТЕРА наследуют главное СОКРОВИЩЕ современной цивилизации – способность творчески мыслить, способность творить, способность воплощать задуманное. Уже сегодня они готовы дать этот свой урок ТВОРЧЕСТВА, названного сегодня модным именем «ИННОВАЦИЯ» всем тем, кто находится в состоянии поиска выхода на орбиты БУДУЩЕГО.

По прошествии веков дети Артании возвращаются к истокам. А земля, так долго ждавшая их возвращения, рождает новые возможности. Старая легенда находит своё продолжение в фестивале, который так и называется «Артания».

Творчество, формирующее пространство общения


Каждое лето «Артания» заливает светом и заполняет душевностью наш город, где бы она не проводилась. По словам нашего эксперта А. Г. Цибиной: «Сюда многие приходят целенаправленно общаться, открывать себя и открывать других. Сюда приезжают с детьми и, высаживаясь из частных авто, просят водителей оставить их здесь на несколько часов, чтобы как следует отдохнуть. Здесь у людей – любопытство в глазах и улыбка на лице, здесь забывают о времени, здесь реализуют огромную жажду до нового, продуманного, объединяющего пространства, куда можно пойти всей семьей, посмотреть, эмоционально зарядиться, растворить дефицит искреннего общения, отдохнуть, купить что-то уникальное, единственное в своем роде… или ничего не покупать, да так намеряться да нафотографироваться, что потом уж прибежать, и сожалеть… «Ах, продали»… и тут же послушать музыку, пройтись в хороводе, попробовать мёд, прикоснуться к родовой памяти через орнамент, цвет, вид материала… и тут же научиться лично у мастера… назовите мне другое ближайшее место в Новосибирске, где одновременно можно подержать в руках (или купить, или узнать, как это делается!) армянскую скатерть, шелковый узбекский платок, расписанный в ручную, лучшие в мире киргизские валяные тапочки, русскую обереговую куклу или «зайчик на пальчик»…Ах! А белорусские конфеты, сделанные по советским ГОСТам… А вы знаете, как трогательно смотреть в глаза двухлетнего ребенка, который не хочет выпускать из рук валяную игрушку, и мама привозит его каждый день гулять на фестиваль, потому что… куда в Новосибирске может пойти мама с ребёнком в коляске кроме зоопарка и ИКЕИ… И только здесь в одной палатке одновременно могут встретиться кардиохирург и байкер, меряя единственную в своем роде шапку... А ещё целые свадьбы приезжают, чтобы сделать фотографии на долгую память… И иностранные гости, не скрывают радости оттого, что прикоснулись к народному творчеству, и одновременно сожалеют, что оказались здесь проездом всего на час, знали бы, остались на три дня…».

Наши посетители и экспоненты неоднократно отмечали особую атмосферу «Артании»: атмосферу праздника, разлива доброты и счастья. Если в основе всех ранее применяемых приёмов художественной отделки костюма, предметов быта лежала нерасчленённость себя и окружения, единство «Я» «НеЯ», мифологизация бытия, то в основе современного декорирование лежит человеческое желание создать свой собственный мир, стремление к совершенству, не чувство долга, а желание делать то, что душа просит, что интересно. Мы сталкиваемся с эффектом геометрической прогрессии когда личное пространство «проживания с удовольствием» взаимодействует с пространством комфорта соседа.

Мы создали уникальное пространство творческого общения, прецедент оказавшимся даже важнее видимых успехов роста мастерства, отмечаемого от фестиваля к фестивалю. И вдруг оказалось, что Третья Русь, Артания, никогда не переставала жить. Границы её потерялись в веках и сказаниях, но дух её, дух Артании не исчезал. Он постоянно обогащался и вбирал в себя всю многогранность людских культур и всё многообразие времен.

Дух «Артании» проявляется всё чаще и чаще. Он живет в каждом, кто творит что-то своими руками. Традиции рукотворчества постепенно возрождаются, приобретая новые формы. Наследие тысячелетий сегодня можно увидеть во многих проявлениях современной моды. Вещи, созданные руками мастеров «Артании», можно встретить сегодня на улицах Новосибирска. Эти рукотворные вещи начинают представлять для людей совершенно другую ценность, нежели те, что сняты с конвейера. Сейчас ремёсла, связанные с использованием традиционных для Сибири природных материалов, возрождаются. Предпосылки есть и в материальном, и в нематериальном мире. Есть доступные исходные материалы в магазинах, а земля даёт определенную энергию, идущую от предков. Руки сами берутся за дело и быстро возрождают, казалось бы, утраченное. Фестиваль «Артания» – лучшее тому подтверждение. Проходя по ярмарочным рядам, видя отличие местного ярмарочного ассортимента, всё больше валяные и вязаные тёплые вещи, меха, вещи практичные, как практичен наш брат-сибиряк, украшения с самоцветами, а не лаки, матрёшки и сувениры, как на московских ярмарках, невольно ловишь себя на мысли, что здесь находится та самая «топка», в которой выплавляется особый стиль сибирских ярмарок, здесь проявляются типологические черты настоящих и будущих художественных ремёсел Сибири.


Поскриптум

Сделать что-то своими руками – это значит найти общий язык с собой, обрести свои корни. Повседневность часто отбирает это у нас. Но, мы можем всё вернуть сами. Прикасаясь к традициям, восстанавливая их, и перенося в наше время ремесла предков, мы ведем с ними «разговор» на расстоянии тысячелетий и продолжаем творить историю. Дух «Артании» восстанавливает связь между поколениями, и объединяет их сквозь пространство и время.


Когда каждый человек ощутит внутри себя мастера, тогда край, в котором он родился станет един с его сердцем. Когда каждый человек почувствует в себе создателя, он обретёт Силу и будет жить в гармонии с действительностью. Обогащая дух «Артании», мы обогащаем себя, свою Родину и свою культуру. Сибирь должна возродиться в своем истинном величии, былом великолепии и славна будет своими творцами.

Ради практичности, следует добавить, что без освоения азов художественно-ремесленного производства для нас нет будущего ни в дизайне, ни в лёгкой промышленности. В Италии, стране, являющейся родоначальницей многих видов искусств и ремесел, все предприятия знаменитой лёгкой промышленности выросли из художественно-ремесленных мастерских. Не пройдя школы ремёсел, мы всегда будем питаться чужими идеями дизайна, смотреть в рот более продвинутым в этом отношении европейцам.

Международный фестиваль ремёсел «Артания» проложил путь через время в сказочную страну Артанию, проводником на этом пути стала народная память и умения, передающиеся из рук в руки, это – древние ремёсла, нематериальное культурное наследие) И помогли нам в этом ремесленники, сибиряки, особенные, открытые и правдивые люди. В древнем понимании «Арта» – «правда», «медведь». А Артания – государство правды и медведя...

Новосибирск – столица Творчества

На пике актуальности поиски идей развития городов и регионов, и как следствие формирование его позитивного имиджа. Так Пермь пытается стать культурной столицей России, Тверь – «издательским раем России», Ярославль – чайным Домом России. Все эти проекты планируется начинать с интенсификации культурной жизни, чтобы у жителей города появлялось ощущение полноценности бытия. У Новосибирска, в сравнении с перечисленными городами высокий культурный ценз. Но вот провал как раз в отсутствии традиции, в слабости представления традиционной культуры, в отсутствии истории визуальных образов. За точку роста новосибирского социокультурного пространства следует взять народное художественное творчество, составляющее нерушимый базис общего здания культуры, которое когда-то дало рождению современному театру, классической музыке, стало основой коллекций классических музеев. Именно оно существовала во все времена с самыми современными этим временам направлениями искусства профессионального. Именно оно имеет выход на взаимодействие с широкими народными массами, без которого художественная культура не в состоянии стать мощным рычагом преобразования действительности.

Мы нашли свой рецепт культурного сценария для Новосибирска: «Не винтики, а творцы!» Артания популярна, что оказалось более важным результатом для понимания происходящих в городе процессов, чем видимые успехи роста мастерства, отмечаемого от фестиваля к фестивалю, – это создание пространств творческого общения, воспитание творческого начала в человеке через народное творчество. Главное здесь в том, что люди сами тянутся в нужном направлении, испытывая дефицит традиционной культуры. Не нужно «завозить» внедрять, насаждать далёкие от горожанина идеи «современного искусства», вбивая в «безжизненную плоть» колоссальные средства. Нужно лишь создать условия: сделать доступными обучение, создание форумов обмен опытом, информацией в любой форме, будь то круглый стол, ярмарка, выставка или концерт.…

Кандидат биологических наук Б. КАЗАЧЕНКО (НИИ и Музей антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Братья Лимбурги. “Грехопадение и изгнание из рая”, 1415 - 1416.

Изображение числа 30.

Так изображалось число 100.

Европейский (древнеегипетский) пальцевой счет дюжинами по фалангам.

Старорусский счет сибирских звероловов по суставам пальцев.

Самая сложная - китайская пальцевая система счета.

Древнерусский способ умножения на пальцах рук.

Абак - древнейшее счетное устройство, пришедшее на смену пальцевому счету.

Самым первым инструментом счета у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. Сама природа предоставила человеку сей универсальный счетный инструмент. У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счетного устройства. Для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало.

К счету по пальцам рук восходят многие системы счисления, например пятеричная (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног), сорокаричная (суммарное число пальцев рук и ног у покупателя и продавца). У многих народов пальцы рук долгое время оставались инструментом счета и на наиболее высоких ступенях развития.

У нас в быту до сих пор используется счет мелких предметов “пятка ми”: пуговиц, шурупов, крупных семян, огурцов, яиц, чеснока и т.д. В царской России чеканились золотые монеты номиналом в 5, 10 и 15 рублей (империал).

Однако в разных странах и в разные времена считали по-разному.

Несмотря на то что у многих народов кисть руки является синонимом и фактической основой числительного “пять”, у различных народов при пальцевом счете от одного до пяти указательный и большой пальцы могут иметь разные значения.

Например, у итальянцев при счете на пальцах рук большой палец обозначает цифру 1, а указательный - метит цифру 2; когда же считают американцы и англичане, указательный палец означает цифру 1, а средний - 2, в этом случае большой палец представляет цифру 5. А русские начинают счет на пальцах, первым загибая мизинец, и заканчивают большим пальцем, обозначающим цифру 5, при этом указательный палец сопоставлялся с цифрой 4. Но когда показывают количество, выставляют указательный палец, затем средний и безымянный.

Когда же совершался магический счет у древних египтян, они держали открытые ладони перед лицом, ведя счет от большого пальца правой руки до большого пальца левой руки.

Североевропейский пальцевой счет позволял показывать пальцами одной руки, складываемыми в различные комбинации, все числа от 1 до 100. Причем большим и указательным пальцами изображались десятки, остальными тремя - единицы.

Например, число 30 получалось, когда большой и указательный пальцы левой руки были соединены в кольцо. Для того чтобы изобразить число 60, большой палец нужно согнуть и как бы склонить его перед указательным, нависающим над ним. Чтобы показать число 100, нужно было прижать выпрямленный большой палец снизу к указательному и отвести остальные три пальца в сторону.

По свидетельству древнеримского историка Плиния-старшего, на главной римской площади - Форуме была воздвигнута гигантская фигура двуликого бога Януса. Пальцами правой руки он изображал принятое в то время обозначение в Риме числа 300 (соединение большого и указательного в кольцо), пальцами левой руки - 55 (загнут большой и средний). Вместе это составляло число дней в году в римском календаре.

То обстоятельство, что в Англии первые десять чисел в Средние века называли общим именем - “пальцы”, подтверждает распространенность счета на пальцах и у англичан. Видимо, неслучайно и то, что в древнерусской нумерации единицы назывались “перстами”, десятки - “суставами”, а все остальные числа - “сочислениями”.

Счет парами вплоть до середины XVIII века всегда занимал важное место в жизни россиян, поскольку имел качественное происхождение - пара рук, ног, глаз и пр. Недаром говорили: “два сапога - пара”, “двугривенный” и т.д.

Обычно счет па рами велся во всех торговых сделках, при продаже мелким оптом яиц, яблок или галантерейных изделий. Индивидуальная мера потребления порционного чая в трактире называлась “парой чая”, а торговая мера необходимого и достаточного количества молока для городской семьи, проживавшей в XIX столетии в Москве, составляла “пару (крынок) молока”. Естественной мерой расстояния, связанной с землемерием и ножными промерами русских землепроходцев, являлся сдвоенный или “парный шаг” (равный одной маховой сажени). В торговых операциях с шелковой тканью, привозимой из Турции, всегда использовался так называемый русский локоть (именуемый также парным или “большим локтем”). Дело в том, что в те времена материя приготавливалась в виде узких полос, которые удобно было отмеривать, наматывая на руку, - начиная со сгиба большого пальца, - оборачивая ее вокруг локтя и снова натягивая ее до большого пальца. Длина полного оборота материи вокруг “локтя” давала особую единицу меры - “двойной локоть”, который вошел у нас в употребление с XV века и получил название “русский локоть” или “аршин”.

Счет тройками появился на Руси в результате ее контактов с Византией, Золотой Ордой и Древним Китаем (происходя от личных местоимений “я”, “ты”, “он”). Этот счет у нас не прижился, за исключением, пожалуй, традиции запрягать лошадей в тройку да православного обычая креститься тремя перстами. Правда, напоминанием об этой эпохе еще могут служить пятиалтынные монеты достоинством в 15 копеек (выпускавшиеся и в Советском Союзе), шестиденежный алтын (трехкопеечные монеты, равные шести деньгам московским или трем медным копейкам новгородским) и червонцы в виде трехрублевых монет, выпускаемых в России с 1701 года.

Счет четверками произошел от древнего - двоичного счета. Остатки этой системы счисления прослеживаются в музыкальной нотации (например, октава делится на два тетрахорда), в названии русской меры жидкостей - “четверть”, в делении года на четыре сезона и т. п.

Четверичная система счета основана на “перстах” руки, не считая большого пальца. Большой - вовсе не “перст”, он “палесъ”! - в этой системе счисления означал конец счета, то есть являлся эквивалентом нуля. Кстати, и в английском языке те же четыре пальца называются словом “fingers”, а большой палец - “thumb”, что соответствует русскому “дыбъ” или “дыба” (дословно: “стоящий позади” палец).

Система счисления первобытных людей, рисовавших палочки на стенах пещеры или делавших зарубки на костях животных и ветках деревьев, не забыта и в наши дни. Об этом свидетельствуют сержантские полоски в армии или количество нашивных полосок на рукаве курсантского мундира, соответствующих курсу обучения в военном вузе.

Пальцевой счет шестерками на Руси практически не использовался. Однако с шестеричной системой счисления Древняя Русь познакомилась в XI-XIII веках в северном Причерноморье через так называемый византийский счет, в котором число “шесть” почему-то являлось ключевым. Нам же о тех временах на память остались несколько слов: “шестерик” или “шестак” (полдюжины или шесть штук), “шестидланный локоть” (54 см) да девичья коса длиною в шесть кулаков (“шестидланная” или “шес-тиручная” коса), одним словом “шестиручка” в 12 вершков (то есть “верхов перста”).

Счет восьмерками также основан на пальцевом счете и, по сути, является сочетанием двоичной и четверичной систем. Элементы восьмеричной системы существовали на Руси еще в начале XX столетия. Это и восьмиконечный крест, который использовали староверы, и восьмиголосное церковное пение, и название русской питейной меры - “осьмушки”, получаемой в результате последовательного троекратного деления пополам. В русской народной метрологии - это вообще деление какой-либо учетной нераздельной меры (например, куска пахотной земли, сажени или ведра вина) на части, соответствующие 1 / 2 , 1 / 4 и 1 / 8 долям.

Восьмеричная система счисления лежит в основе всех натуральных музыкальных ладов (октава) и была единственной до появления в XVIII веке хроматической гаммы. Переход от восьмеричной к десятеричной системе на Руси оставил след и в слове “девяносто” - попытке комбинации восьми- и десятеричной систем.

Пальцевой счет девятками является, пожалуй, самым распространенным русским народным способом умножения на пальцах с помощью так называемых девятериц - своеобразной таблицы умножения, обозначающей девятилетние сроки человеческой жизни. Наши предки в древности какое-то время считали девятками (впрочем, похоже, что они все-таки считали восьмерками, а с девяти начинался уже новый отрезок счета). С тех пор прошло не менее семи - девяти столетий, но мы до сих пор трепещем перед грозным “девятым валом” или устраиваем поминки по усопшему на девятый день после кончины.

Кстати, “девяносто” до 1398 года порой писалось как “девятьдесятъ”. Вспомним также популярный сказочный адрес, по которому традиционно отправлялись на подвиги герои: тридевятое царство, тридесятое государство.

Счет десятками возник около 3-2,5 тысячи лет до нашей эры в Древнем Египте. Претерпев небольшие изменения, древнеегипетская десятеричная система сначала обосновалась на Востоке (в Индии примерно к VI веку нашей эры, более известная как индийский счет), а затем через весьма активную торговлю в XI-XIII веках достигла пределов Древней Руси. От Орды Русь переняла десятичную систему счисления для весовых измерений и денежного счета, опередив в этом даже Европу, которая познакомилась с десятеричной системой счисления через арабов только в XIII веке, а усвоила ее и того позже.

Однако окончательно эта система счисления прижилась в России вместе с реформами Петра I, пришедшими к нам из Европы.

Древнерусский способ умножения на пальцах является одним из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. При этом достаточно было владеть начальными навыками пальцевого счета “единицами”, “парами”, “тройками”, “четверками”, “пятерками” и “десятками”. Пальцы рук здесь служили вспомогательным вычислительным устройством.

Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. Потом бралось число (суммарное) вытянутых пальцев и умножалось на 10, далее перемножались числа, показывавшие, сколько загнуто пальцев на руках, а результаты складывались.

Счет дюжинами ведет свое начало от счета по фалангам пальцев рук. При этом большой палец играл роль счетчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца. Причем у разных европейских народов в торговле укоренился счет дюжиной дюжин (“гроссом”), пятеркой дюжин, то есть “шестидесятками”, и даже дюжиной гросса, то есть “массой”.

Двенадцатеричная система счисления была когда-то широко распространена у многих европейских народов. Узаконить счет дюжинами и гроссами пытался еще шведский король Карл XII (тот самый, которого русские войска разгромили под Полтавой в 1709 году).

До недавнего времени у нас, в России, некоторые предметы (например, носовые платки, перья, карандаши, школьные тетрадки) принято было считать дюжинами. До сих пор вилки, ножи, ложки продают дюжинами, а посудные сервизы (чайные и столовые) по традиции все еще составляют из 12 комплектов. В наборы мебели до недавнего времени непременно входило 12 стульев или кресел. Год мы делим на 12 месяцев, а сутки - на 24 часа, которые в повседневной жизни предпочитаем все же считать по 12 дневных и ночных.

Счет шестидесятками также был связан со счетом на пальцах. Впервые он появился еще у шумеров в III тысячелетии до н.э. в Месопотамии (Междуречье) и затем был перенят вавилонянами, отчего и вошел в историю как вавилонская система счисления. Такой способ счета присутствовал и в древнерусских мерах длины (об этом, например, свидетельствует деление новгородского мерного “локтя” на 60 зарубок).

В Древней Руси (особенно в Новгородской республике XII-XV веков) был широко распространен счет, основанный на счислении числа фаланг на руке “счетовода”. Счет начинался с верхней фаланги “перстка ” (мизинца) левой руки, а заканчивался нижней фалангой (“низ перста”) указательного пальца. Большой, или “палесъ великий”, левой руки при этом последовательно осуществлял “подсчет” суставов на растопыренной пятерне. Досчитав до двенадцати, “счетовод” обращался к своей правой руке и загибал на ней один палец. Так продолжалось до тех пор, пока все пальцы правой руки не оказывались сжатыми в кулак (поскольку число фаланг на четырех пальцах было равно 12, получалось 12 пятерок, то есть 60). Кулак в данном случае символизировал пятерку дюжин, то есть “шестьдесят”.

Отголоски древней шестидесятеричной системы счисления до сих пор остаются у нас в виде деления окружности на 360 градусов (1 градус равен 60 минутам, минута - 60 секундам). Следуя примеру вавилонян в счислении времени, мы до сих пор и час делим на 60 минут, а минуты - на 60 секунд.

Но самое удивительное то, что следы пальцевого счета шестидесятками сохранились почти до наших дней. Еще несколько десятилетий тому назад на рынках Украины, Польши, Прибалтики и Германии можно было встретить продавцов яиц, яблок, груш, грибов и т.д., раскладывавших свой товар на копы - кучи, по 60 штук в каждой.

Счет сороками (или “сороковицами”) имел преимущественное распространение в Древней Руси. Число 40 (четыре десятка) долгое время называли “четыредцать” или “четыредесят”. Но восемьсот лет тому назад для обозначения этого множества на святой и православной Руси впервые появилось название “сорок”. До сих пор ученые спорят, откуда взялось это слово. Одни полагают, что его истоки находятся в греческом названии числа 40 - “тессаконта”, другие утверждают, что оно появилось, когда Русь платила дань “сороковинами” (ежегодная ордынская подать, равная сороковой части наличного имущества). Третья группа исследователей убеждена, что это слово произошло от так называемых меховых денег и названия “сорочка ”. Поэтому наши предки, например, на Русском Севере считали “сорока ми”, а их собратья - сибирские звероловы вели счет “сорочками”, то есть мешками для пушнины, в которых хранились звериные шкуры (преимущественно по 40 штук беличьих шкурок или по 40 собольих хвостов, шедших в XVI веке на пошив одной боярской шубы, именовавшейся “сорочкой”).

Число 40 обладало у нас особым значением, например, сорокадневные периоды, упоминаемые в Священном Писании, в пуде содержалось 40 фунтов, в мерной бочке - 40 ведер, в указном ведре - 40 косушек и т.д.

О том, что число 40 на Руси когда-то играло особую роль при пальцевом счете, говорят и некоторые связанные с ним поверья. Так, сорок первый медведь считался роковым для российского охотника, убить паука - означало избавиться от сорока грехов и т.д. Все то количество, которое превышало некое множество (например, “сорок”), превосходящее всякое воображение (“сорок

Сороков”) и не умещавшееся в голове российского землепашца из-за своей ничем не ограниченной величины, называлось одним словом - “тьма”.

Строго говоря, в Древней Руси тьмой называли, кроме того, еще и число 10 000 и “великое” число 1 000 000. Не вызывает сомнений, что предки наши были знакомы и с большими числами, для которых использовались специальные названия: число “тьма тем” (то есть миллион миллионов) называлось “легион”, число “легион легионов” называли “леодр”, “леодр леодров” называли “вороном”, а число 10 49 -“колодой”. И лишь “более сего несть человеческому уму разумевати”, то есть лишь для больших чисел у россиян в XVII веке не существовало названий.

Это вычисление ведет свое начало от счета по суставам пальцев сибирских звероловов, которые таким манером вели учет общего количества звериных шкур (“сороков”), подлежащих бартеру (мене) на другие товары. Большим пальцем правой руки, используемым в качестве счетчика, сибирский охотник пересчитывал каждую пару суставов на четырех оставшихся пальцах и, насчитав таким образом восемь единиц, загибал один палец левой руки. Очевидно, что операция счета кончалась, когда были загнуты все пять пальцев левой руки, что давало пять восьмерок, одну “сорочку” или число “сорок”. В соответствии с русскими народными представлениями об “устройстве” тела человеческого первые две фаланги указательного пальца назывались “верхом перста” (или “вершком”), среднего - “кутыркой”, а мизинец получил название “персток”. Сама же нижняя фаланга пальца именовалась “низом перста”, “корневой”, “корнем перста” или “коренным суставом”, реже - “долOвым суставом”.

К слову сказать, в таможенной грамоте 1586 года “сороками”, например, были считаны шкурки соболей и куниц, преподнесенные австрийскому цесарю Рудольфу от царя Федора Ивановича в счет платы за ведение войны с турками.

По-видимому, число 40 долгое время ассоциировалось с понятием “конец счета” и порой служило названием неопределенно большого множества. Неслучайно в русском языке слово “сороконожка” всегда имело смысл “многоножки”. Московские церкви считались также “сороками”. Еще в XVII веке говорили, что в Москве “сорок сороков церквей”, хотя на самом деле их было всего порядка ста.

Тело человека как живая счетная машина настолько тесно оказалось связанным со счетом, что на древнегреческом языке само понятие “считать” выражалось словом “пятерить”. Да и в русском языке слово “пятерить” прежде означало способность к “увеличению”, “приумножению” или счету пятерками, другими словами - умению осуществлять счет по пальцам рук.

Пальцевой счет, унаследованный от далеких предков, сохранился вплоть до настоящего времени и активно используется, например, судьей на боксерском ринге при отсчете секунд во время нокаута или на товарно-сырьевой бирже где-нибудь в Чикаго или Токио. Да и в быту он не забыт. И сегодня мы сгибаем (а американцы, наоборот, разгибают) пальцы, в споре показывая оппоненту ради большей убедительности количество аргументов в пользу своей позиции.

Литература

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. - М.: Прогресс-академия, 1992.

Гарднер М. Математические новеллы / Пер. с англ.- М.: Мир, 1974. Зорина З. А., Полетаева И. И. зоопсихология.- М., 2001.

История математики с древнейших времен до начала ХIХ столетия: В 3 т. / Под ред. А. П. Юшкевича. - М.: Наука, 1970. - Т. 1.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление.- М., 1983.

Кольман Э. История математики в древности.- М., 1961.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1999.

Маккьюсик В. А. наследственные признаки человека.- М.: Медицина, 1976.

Миклухо-Маклай Н. Н. Путешествия.- М.; Л., 1940. - Т. 1.

Розин В. М. Введение в культурологию.- М., 1994.

Народно поэт. 1. В русских сказках очень далёкая страна, земля. Полетел орёл с мужиком в тридевятое царство (А. Н. Толстой. Василиса Премудрая). Чудесный плотик уносил меня в страны вымыслов и приключений. Зажмурив глаза, я плыл в тридевятое… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Тридевятое царство - крыл. сл. За тридевять земель. Тридевятое (тридесятое) царство Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Тридевять двадцать семь в старинном счете по девяткам; тридесять тридцать … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Тридевятое царство - мифический образ очень отдаленных земель, государств и народов, находящихся чрезвычайно далеко, даже неизвестно где – «за тридевять земель». Данное выражение традиционно используется в русских народных сказках и в бытовой речи как присловие,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

тридевятое царство - см. тридевятый … Словарь многих выражений

Тридевятое царство государство … Орфографический словарь-справочник

тридевятое царство, государство - В русских сказках: очень далёкая страна, земля. В тридевятом царстве жила была царевна. Полетел орёл в тридевятое царство … Словарь многих выражений

Фольк. Далекая страна, земля. БТС, 1345, 1457 …

Жить в царстве. Сиб. Одобр. Иметь достаток, быть хорошо обеспеченным. СФС, 72; СБО Д1, 139; СОСВ, 70; ФСС, 71. В тридевятом (тридесятом) царстве. Народн. Очень далеко. /i> Оборот встречается в русских народных сказках. БМС 1998, 609. Садиться/… … Большой словарь русских поговорок

царство - а; ср. 1) государство, управляемое царём, царицей 1); земля такого государства. Московское, Византийское ца/рство. * В некотором царстве, в некотором государстве... (традиционный зачин русской сказки) 2) Правление какого л. царя, царствование. В… … Словарь многих выражений

За тридевять земель. Тридевятое (тридесятое) царство Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Тридевять – двадцать семь в старинном счете по девяткам; тридесять – тридцать. Энциклопедический… … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Тридевятое царство. В когтях белого орла , Новожилов Денис Константинович. Междоусобные распри, в которых погрязло Тридевятое царство, все никак не могут завершиться. Проигравшая сторона упорно не хочет сдаваться, а победителям не хватаетсил окончательно одолеть…
  • Тридевятое царство В когтях белого орла , Новожилов Д.. Междоусобные распри, в которых погрязло Тридевятое царство, все никак не могут завершиться. Проигравшая сторона упорно не хочет сдаваться, а победителям не хватаетсил окончательно одолеть…

За тридевять земель, в тридесятом государстве.

В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве.
См. ПРИСКАЗКИ


Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "За тридевять земель, в тридесятом государстве." в других словарях:

    за тридевять земель - очень далеко. Этот фразеологизм фольклорного происхождения. Слово тридевять представляет собой сложение двух числительных: три и девять. Оно восходит к тому времени, когда на Руси наряду с десятеричной системой исчисления существовала и… … Справочник по фразеологии

    См. За тридевять земель, в тридесятом государстве … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Жил был царь овес, он все сказки унес. Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать. Небылица в лицах. Из сказки (Из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Муж. вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли! Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. Русские… … Толковый словарь Даля

    ТРИ, счетное; два (или две) с одним, четыре без одного. Помни три дела; молись, терпи, работай. Сукно от трех рублей, по три. По всем по трем! Задача решается тремя способами. Служили три лета, выслужил три репы а красной ни одной! Нашего Мины не … Толковый словарь Даля

    Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом конченым, не хочется покинуть его без напутного словечка. Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Баюн У этого термина существуют и другие значения, см. Баюн. Кот Баюн персонаж русских волшебных сказок, огромный кот людоед, обладающий … Википедия

    Вдали, в отдалении, поодаль, в некотором расстоянии; далече; издали. В отдаленьи темнели леса. // Порядочный человек от вас за тридевять земель бежать готов. Дост. На край света. За семь (сто, пятьдесят) верст (ехать) киселя есть (хлебать). За… … Словарь синонимов

    О музыкальной группе см. Baba Yaga. Баба Яга … Википедия

Книги

  • , Акулова Анастасия. В некотором царстве, в некотором государстве… а если точнее, в славном граде Китеже, спрятанном от глаз людских, в Академии Нечисти, случился обмен с иностранной академией. Как вы думаете,…
  • В тихом омуте… друзья завелись , Анастасия Акулова. В некотором царстве, в некотором государстве… а если точнее, в славном граде Китеже, спрятанном от глаз людских, в Академии Нечисти, случился обмен с иностранной академией. Как вы думаете,…


Статьи по теме: