Где родился бородин композитор. Александр Бородин: биография, интересные факты, творчество, видео

Среди композиторов XIX века А.П. Бородин (1833-1887) выделяется своим универсализмом . Светлая, цельная и широкая натура, он был одарен необыкновенно. Великий композитор, представитель «Могучей кучки», европейски известный ученый-химик , талантливый врач-практик, общественный деятель , Бородин играл на флейте, виолончели, скрипке, рояле, дирижировал, знал несколько иностранных языков. Остроумный рассказчик, талантливый лектор, он блистательно владел литературным словом (о чем говорят его письма , рецензии в газете «Петербургские ведомости», тексты романсов и либретто «Князя Игоря»). Исключительная одаренность и энциклопедическая образованностьсближает Бородина с великими титанами эпохи Возрождения, а также с просветителями XVIII века (такими, например, как М. В. Ломоносов).

Композиторское творчество Бородина, в связи с острейшим дефицитом у него свободного времени, невелико по объему. Оно представлено оперой«Князь Игорь» (над которой композитор работал 18 лет, так и не завершив),тремясимфониями,симфоническойпоэмой«В Средней Азии»,двумя струнными квартетами,двумятрио, 16 романсами, несколькими фортепианными пьесами .Тем не менее, в XX веке слава Бородина-композитора превзошла его научную известность.

В музыкальном стиле Бородина выделил несколько компонентов: «Глинка + Бетховен + Шуман + свое». Эта внешне простая формулировка выдержала испытание временем. Действительно, Бородин был продолжателем «руслановской» традиции русской музыки, наиболее близким М.И. Глинке в отражении гармонии и устойчивости мира. Глинку он боготворил, сам постоянно отмечал единение с ним душ (даже жена Бородина подчас обращалась к нему: «мой маленький Глинка»). Его мировосприятие, как и у Глинки, было позитивным, оптимистическим, отмеченным верой в богатырскую мощь русского народа. Именно богатырство - коренная черта русского народа в понимании Бородина (тогда как у Мусоргского - скорбное терпение и стихийный протест, а у Римского-Корсакова - богатство художественной фантазии). Показ богатырского началасоставляет самую суть «бородинского» в музыке. При этом сила народа у Бородина почти всегда одухотворенная и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает. Композиторапривлекали цельные, ясные характеры, мир чистый, здоровый, высоконравственный.

Истоки богатырских сюжетов Бородина - в русской истории и героическом эпосе. В отличие от Мусоргского, его привлекали не «смутные времена», а такие, в которые народ противостоял внешнему врагу, проявляя мощь и патриотизм. Одной из настольных книг Бородина была «История России с древнейших времен» русского философа и историка С.М. Соловьева.

С именем Бородина неразрывно связан русский музыкальный эпос .Эпос является ведущей доминантой его творчества.В созданной Бородиным художественной картине мира доминирует настроение эпического сказа, повествующего о «вечном».Отсюда - характерные для негопринципы драматургии : длительное развертывание одного образа, внутренне цельного изавершенного,долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии, постепенная смена музыкальных планов. Развитие осуществляется путем сближения контрастных тем, итогом которого является их единство. Естественно, что эпическое начало с наибольшей полнотой проявилось в крупных сочинениях Бородина - опере «Князь Игорь» и симфониях, особенно во Второй («Богатырской»), которая сталавершиной русского эпического симфонизма.

Камерно-инструментальная музыка Бородина больше тяготеет к лирике. Ярким примером является прекрасная музыка «Ноктюрна» (III часть) из Второго квартета, посвященного жене композитора. Лирика, так и драматизм Бородина несут на себе сильнейший отпечаток эпического начала.

На почве эпоса, через объективизм, уравновешенность, стремление к целостному охвату явлений,возникли классические черты мышления Бородина. Он высоко ценил стройность и цельность музыкальной формы как таковой, тяготел к камерно-инструментальной музыке, к непрограммному симфонизму. Мышление в рамках классических форм, прежде всего сонатной, стало законом его инструментального творчества. В пристрастии к соразмерности частей, закругленности форм, возможно, проявилось мышление ученого.

Сам характер музыкального образования Бородина, полученногов рамках любительского музицирования, был чисто классическим, западным. Считая себя дилетантом, он переиграл все квартеты венских классиков, Шуберта, Шумана, Мендельсона. Будучи руководителем оркестра и хора Петербургского кружка любителей музыки, Бородин публично дирижировал бетховенскими симфониями, увертюрами, мессой До-мажор. Музыку Бетховена он знал досконально.

Многочисленны примеры бетховенского влияния на творчество Бородина. Это и утверждение героической темы, и особый тип мужественной лирики, и многие принципы формообразования (именно у Бородина как устойчивая традиция закрепляется бетховенская идея использования сонатной формы в качестве раздела более крупной конструкции). Вместе с тем, эпико-повествовательная направленность драматургического развития в произведениях Бородина резко отливается от острой бетховенской конфликтности.

С миром русских образов в музыке Бородина соседствует столь же яркая и полнокровная сфера Востока .Идея равноценности культур (Восток-Русь), их единства была близка композитору, и в этом мало усматривать только спонтанноепроявление голоса крови .Бородин серьезно занимался восточной музыкальной фольклористикой, причем в поле его интереса входила не только музыка Северного Кавказа и Закавказья, но и Поволжья, Средней Азии. Не удивительно, что Восток, как и Древняя Русь, в музыке Бородина лишен момента условности и сказочности, присущего многим сочинениям XIX века, в том числе Глинки и Римского-Корсакова.

И в «Князе Игоре», и в симфонической картине «В Средней Азии» восточные образы удивительно разнообразны. В них нашли отражение страсть и нега, прохладный оазис и испепеляющий зной, суровая воинственность и томная грация.

Мелодии Бородина по своему строению и ладовой природе родственны русским крестьянским песням. Их излюбленный мелодический оборот - трихорд, состоящий из кварты (терции) и большой секунды - прямо заимствован композитором из образцов русского народного творчества.

Ладовое мышление Бородина характеризуется опорой на свежие слои фольклора. Помимо натуральных ладов он нередко использует их смешение, а также искусственные лады.

Смелым новаторством отличается гармония Бородина, отмеченная, с одной стороны, мелодической насыщенностью (идущей от народной полифонии), а с другой - вниманием к фонизму созвучий, их красочности, необычным строением (по квартам и секундам), ослаблением внутрифункциональных отношений.Исследователи отмечают у Бородина частое отсутствие классического 4-х голосия, «школьного» голосоведения. Так, например, он вводит в обиход пустые кварты и квинты, не принятые в европейской гармонии XIX века.

Великий русский композитор и ученый-химик А.П. Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенку достались фамилия и отчество одного из крепостных отца, слуги князя - Порфирия Бородина. Мальчик получил домашнее образование, учил языки - немецкий, французский, английский (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать дома уроки игры на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для фортепиано в четыре руки и уже в 14 лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. А в 1849 году в одной из петербургских газет появилась статья, где, в частности, говорилось: "Особенного внимания заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина... Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу". Знал бы автор статьи, чем бредила "поэтическая душа" Саши. Вся комната мальчика была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для химических опытов. Именно химия, а не музыка более всего привлекала Бородина, химия и стала его профессией.

В 1850 году А.П. Бородин поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Учеба шла весьма успешно. Окончив в 1856 году академию, он был оставлен там преподавателем и в 1858 году получил степень доктора медицины. Докторскую диссертацию Бородин написал на тему: "Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях". Затем молодой ученый был направлен в научную командировку в Европу для научного усовершенствования. В те годы Бородин был знаком со многими из тех, кто позднее составил гордость и славу русской науки: Д.Менделеев, А.Бутлеров, И.Сеченов, и другие. В 1859-1862 годах А.П. Бородин побывал в Германии, Франции, Италии. Почти сразу же по приезду в немецкий город Гейдельберг Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В.Савичем, В.Олевинским, Д.Менделеевым. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у кого-либо из друзей и слушали музыку. Нередко всей компанией, несмотря на скромный материальный достаток, ездили в ближайшие города на концерты и оперные спектакли.

К тому времени молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепьянных пьес были даже изданы. В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепьянное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой. Там, в Гейдельберге, Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Прекрасная исполнительница музыки Шопена, Шумана, Листа, она открыла для Бородина еще неведомый ему мир композиторов-романтиков. А потом, когда по состоянию здоровья Екатерине Сергеевне понадобился срочный переезд в Италию, Бородин сопровождал ее на правах жениха. Это был счастливейший год в его жизни: занятия в лаборатории у известного итальянского ученого, частые посещения концертов и оперных спектаклей. И, наконец, большое чувство к талантливой пианистке, которое, по его словам, "служило солнцем, освещавшим и согревавшим весь итальянский пейзаж". В Италии Бородин создает одно из лучших своих камерных сочинений - Фортепьянный квинтет.

Вскоре состоялась их свадьба. Когда молодожены в 1862 году вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт-профессора по кафедре химии в Медико-хирургической академии, а в 1864 году стал ординарным профессором той же кафедры. В 1874 году А.П. Бородин назначен руководителем химической лаборатории, а в 1877 году избран академиком Медико-хирургической академии. Одновременно, с 1863 года Бородин был профессором Лесной академии (кафедра химии), в 1868 году он - один из членов-учредителей Русского Химического общества. Ученик Н.Н. Зинина, Бородин - автор более 40 работ по химии. Он разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862), исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Эта служба требовала от молодого ученого много сил и времени. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862 год. Вскоре по возвращении из-за границы Бородин посетил своего коллегу и друга , в доме которого устраивались субботние вечера, проводимые за дружеской беседой. На одной из таких "суббот" произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, - встреча его с композитором и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или "Могучей кучки"), состоявшим из , Николая Римского-Корсакова и .

Знакомство и общение с руководителем "Могучей кучки" и с членами этого кружка утвердило в молодом ученом более серьезное отношение к своему композиторскому дарованию. После первого же месяца общения с Балакиревым "Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, - вспоминала Протопопова, - вырос на две головы, приобрел то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку". Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему мысль о необходимости создания Первой симфонии. Работа над этой симфонией протекала под непосредственным руководством Балакирева и продолжалась около пяти лет. Конечно же, столь большой срок определялся не медлительностью композитора. Сочинял он довольно быстро, всецело отдаваясь творчеству. Но такие дни, когда имел возможность сочинять, выпадали крайне редко. Музыка не оставляла ученого - она звучала в его душе даже во время лекций. Но бывало и иначе: дома, во время беседы с друзьями-музыкантами, он вдруг вскакивал, бежал в лабораторию. Химия и музыка безраздельно царили в его душе.

Первая симфония создавалась урывками, тем не менее она поражает своей гармоничной цельностью, стройностью. В ней уже определенно проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна контрастными и вместе с тем неуловимо сходными образами то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Окончание Первой симфонии затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью, однако в 1867 году симфония была все-таки закончена, а в 1869 году исполнена под управлением Балакирева.

Историческая ценность Первой симфонии заключена не только в ее художественной зрелости. Появившись одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и , она явилась одной из первых симфоний в русской музыке и положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Прозвучавшая с большим успехом, она оказалась блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Эта победа дала Бородину уверенность в своих творческих силах, теперь он отверг всякие сомнения в своем праве заниматься композицией. Все больше внимания уделяет он музыке, с большим вниманием следит за успехами друзей-музыкантов, его произведения - целиком и в отрывках - исполняются на концертах Бесплатной музыкальной школы, на собраниях "Могучей кучки". Атмосфера, царившая на музыкальных собраниях, высокий, ни с чем не сравнимый энтузиазм не могли оставить равнодушным никого. И Бородина тоже - несмотря на его всегдашнюю занятость научной и общественной деятельностью. Он создает один за другим лучшие свои романсы и песни. Почти половина из них написана на поэтические тексты самого композитора.

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 году возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса "Слово о полку Игореве". Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875 году. Примерно с 1874 года Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами "Князя Игоря". В это время Бородин много времени уделяет научной, преподавательской и общественной деятельности. В 1868 году он публикует музыкально-критические статьи в газете "Санкт-Петербургские ведомости", в 1872 году Бородин - один из организаторов в Петербурге Женских врачебных курсов, где он преподает до 1887 года, а с 1885 года является профессором, редактирует научный журнал "Знание" и т.д.

В конце 1875 года Бородин заканчивает свою Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение совершенное по форме и содержанию. Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее "Славянской героической", критик запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская". Вторая, Богатырская симфония стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики.

Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы "Князь Игорь", начатого еще в конце 1860-х годов. Именно В.В. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета "Слово о полку Игореве". Это увлекало композитора, и вскоре был составлен подробный план будущей оперы. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой "Князь Игорь", которая из-за всегдашней его занятости растянулась на 18 лет - вплоть до самой смерти. Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы "Слова о полку Игореве", и все фундаментальные исследования по истории России. Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены, Екатерины Сергеевны. Она любила своего мужа, ценила его огромное дарование, нo создать eмy уют и покой, окружить заботой не имела возможности, так как большую часть года жила врозь с ним. Из-за астмы она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина.

Отвлекали от основных занятий и материальные проблемы, вынуждавшие его преподавать в Лесной академии и переводить с иностранных языков научную литературу, порой даже малоинтересную. Часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было), на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов и многое другое. И тем не менее Бородин проводил свои исследования, сыгравшие значительную роль в развитии химии. Вклад его в отечественную науку довольно велик, хотя мог быть еще большим, если бы ученый имел необходимые условия.

Огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены и ее частые отъезды, отсутствие режима, - все это вызывало чувство усталости - духовной и физической. Ухудшалось и моральное самочувствие Бородина - приближалась старость, которая грозила не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Тем не менее в конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина "В Средней Азии" (1880), несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Успех вдохновил А.П. Бородина на создание нового квартета - Второго, который в январе 1882 года прозвучал в Москве. И снова успех - еще больший, чем в Петербурге. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром. Музыка Бородина начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Ф.Листа, с которым Бородин с 1877 года поддерживал личное знакомство.

А Бородин уже усиленно работал над новой симфонией - Третьей, которая, по его мнению, должна была стать самым ярким, самым значительным его произведением. Композитор намеревался назвать ее "Русской". Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость и восхищение. Хоть и очень медленно, шла работа над оперой "Князь Игорь". Друзья композитора оказывали ему всяческую поддержку. Н.А. Римский-Корсаков и В.В. Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение. "Скажите же еще ради бога, не продвинулся ли "Князь Игорь". Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы", - взывал к композитору Стасов. Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину: "Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть его чудную оперу".

Бородин записывал музыку на отдельных клочках бумаги, на написание партитуры у него никогда не оставалось времени. Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. В конце концов, Римский-Корсаков приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, химик Бородин покрывает исписанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака. Покрытые лаком листы партитуры затем развешивались для просушки на веревках в кабинете Римского-Корсакова. Но, ни "Князь Игорь", ни Третья симфония так и не были завершены. 15 (27) февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

В тот день Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную русскую рубашку и синие шаровары. B разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь рост. Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Пришедшие врачи и профессора почти час напрягали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогало. Он лежал перед гостями, а они стояли кругом в шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено. Изношенное непосильной нагрузкой трех десятилетий сердце не выдержало.

На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь город до Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом с Мусоргским.

Римский-Корсаков перевез к себе все нотные рукописи Бородина. Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора "Князя Игоря", по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин. Более 20 лет длилась дружба Бородина и Римского-Корсакова, и из них на протяжении восемнадцати, с остановками и перерывами, сочинялся "Князь Игорь". Через несколько дней после похорон в квартире Бородина собрались Римский-Корсаков, Беляев. Было решено, что помогать Н.А. Римскому-Корсакову будет А.К. Глазунов. Ему поручалось по памяти записать увертюру к "Князю Игорю", которую Бородин часто играл в кругу друзей, но которая так и не была им написана. С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: "Работа над оркестровкой "Князя Игоря" шла легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась".

В 1889 году на могиле Бородина установили памятник (ск. И.Я. Гинцбург, арх. И.П. Ропет), созданный на общественные пожертвования. На памятнике была воспроизведена цитата из "Богатырской" симфонии, а на ограде (не сохранившейся) - химические формулы. Вскоре, 23 октября 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы "Князь Игорь". Успех был огромен. Страшно подумать, что русская музыка могла бы остаться без "Князя Игоря", не будь Римского-Корсакова. С бескорыстной преданностью истинного друга и художника-гражданина он героически принял на себя огромный труд. Римский-Корсаков выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив не единой копейки ни от нотоиздательства, ни от театра. Только во имя славы русского искусства он сделал все, чтобы спасти гениальную оперу от забвения, и это нельзя иначе назвать, как великим творческим подвигом.

А.П. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе", - писал В.Стасов.

12 ноября 1833 года в городе Санкт-Петербурге у дочери солдата Авдотьи Антоновой от внебрачной связи с князем Лукой Гедиановым появился на свет мальчик. Князь, следуя обычаям, новорожденного записал в качестве сына своего камердинера Порфирия Бородина, а также настоял, чтобы младенца окрестили Александром. Для шестидесятилетнего Луки Степановича этот мальчик был и отрадой, и забавой, как, впрочем, и весь роман с двадцатипятилетней Дуняшей. С Авдотьей Константиновной он познакомился на одном из танцевальных вечеров и, влюбившись, взял девушку к себе. О браке разговора не шло - в Москве у князя имелась законная жена, и, несмотря на то, что он давно с ней не жил, разорвать отношения не было никакой возможности.

От своего отца, принадлежавшего к древнему дворянскому роду, восходившему к грузинским князьям Имеретинским, Александр Бородин унаследовал выразительный взгляд и восточные черты внешности. Никаких проблем от незаконнорожденности ребенок не испытывал, лишь родную матушку называл «тетей» - для гостей дома Саша был племянником Антоновой. Однако это конспиративное мероприятие с лихвой компенсировалось пламенной материнской любовью - Авдотья Константиновна так боялась за сына, что до пятнадцати лет переводила через дорогу за руку, дабы «Сашеньку не раздавили лошади». В 1839 Лука Степанович, желая дать любовнице положение в обществе, организовал ей фиктивный брак с Христианом Клейнеке, служившим военным врачом. Незадолго до кончины в 1843 Гедианов «подписал» сыну вольную, а также благословил, подарив семейную реликвию - икону Святителя Николая Мирликийского.


Александр Бородин рос «тихим, спокойным и несколько рассеянным» мальчиком. Родственники, как сговорившись, советовали Антоновой не тратить средства на обучение ребенка - растет он, мол, слабым, болезным и, скорее всего, долго не протянет. Однако Авдотья Константиновна подобные «советы» пропускала мимо ушей и, знай себе, нанимала мальчику разных преподавателей, которых Александр поражал феноменальной памятью и прилежанием. Интерес к музыке, к слову, в нем проснулся с раннего детства. Вместе с бонной он часто бывал на Семеновском плацу и слушал тамошний оркестр, а по возвращении домой садился за рояль и на слух подбирал военные марши. Когда об этом узнала матушка, то наняла из оркестра Семеновского полка солдата, научившего Александра играть на флейте. А учитель-немец дал ему уроки игры на фортепиано. Из увлечения миром звуков сама собой появилась нужда в сочинении музыки. В 1849 дарование юного композитора заметили не только родные, но и критики - усилиями «тети» издано было несколько пьес Бородина: фантазия для фортепиано, этюд «Поток» и Патетическое адажио.

Однако имелось у Саши и еще одно увлечение - химия. Началось все довольно невинно - со штудирования учебников и создания фейерверков. Но через пару лет подростка так затянули химические эксперименты, что, по свидетельству очевидцев, «не только собственная комната его, но чуть ли не вся квартира наполнена была химическими снадобьями, ретортами и банками». Авдотья Константиновна на «фокусы» сына смотрела с неодобрением: а вдруг из-за них весь дом сгорит?! Помимо этого домашним страшно досаждал запах химикалий.

В 1850 Александру исполнилось семнадцать лет. И сколь бы замечательным ни было его домашнее образование, рассчитывать на продолжение учебы бывшему «дворовому человеку» не приходилось. Однако энергичная и сметливая Антонова нашла выход, за взятку записав сына в Новоторжское купечество третьей гильдии. В этом же году, сдав в гимназии все экзамены на аттестат зрелости, Бородин стал вольнослушателем медфака Медико-хирургической академии. К середине девятнадцатого века это учреждение являлось одним из центров отечественной естественнонаучной мысли. Обучались здесь главным образом разночинцы, и Александр Порфирьевич чувствовал себя среди студенческой братии своим. С азартом юноша принялся изучать кристаллографию и зоологию, анатомию и ботанику. Однажды из-за своего учебного рвения он едва не погиб. На втором курсе Бородину пришлось препарировать труп с прогнившими позвонками. Чтобы исследовать, как глубоко болезнь проела позвоночник, он просунул средний палец в отверстие. При этом одна из тонких костей впилась ему под ноготь. Юноша получил трупное заражение и долгое время лечился в больнице.

Необходимо отметить, что вспыхнувший интерес к медицине не смог вытеснить давнюю увлеченность Александра Порфирьевича химией. В Академии молодой человек заслушивался лекциями выдающегося русского химика Николая Зинина, а дома продолжал ставить эксперименты. Лишь на третьем году обучения застенчивый и деликатный по характеру Бородин осмелился попросить Николая Николаевича о разрешении поработать вместе со старшекурсниками в химической лаборатории. Сначала Зинин отнесся к нему с недоверием, однако усердие юноши, умелое обращение с реактивами и недюжинные познания в предмете изменили взгляды наставника. Спустя несколько месяцев «дерзкий» студент был приглашен в домашнюю лабораторию профессора. Александр Порфирьевич вспоминал: «Прийти к Николаю Николаевичу делать анализ означало пообедать с ним по-приятельски, напиться чаю и, помимо драгоценных сведений касательно анализа, мимоходом вынести кучу указаний по зоологии, физике, химии, математике и сравнительной анатомии».

Со временем профессор начал видеть в Бородине своего преемника. Тем печальнее ему было узнать, что одаренный молодой человек тратит свой душевный жар на придумывание романсов - как раз в тот период Александр Порфирьевич написал несколько музыкальных произведений. Зинин так огорчился, что прилюдно укорил ученика в том, что тот гониться за двумя зайцами. Тем не менее, духа бросить музицирование у Бородина не хватило. Он посещал музыкальные собрания поклонника камерной музыки, чиновника Ивана Гаврушкевича, а в домашних ансамблях с удовольствием играл партию второй виолончели. В это же время молодой человек изучал навыки композиторского искусства, знакомясь с сонатными формами и сочиняя фуги. Впоследствии Бородин говорил, что «своим музыкальным образованием, не считая кое-какого обучения игре на виолончели, флейте и фортепьяно, я обязан только самому себе...».

Несмотря на отличную успеваемость во время выпуска в конце 1855 Александру Порфирьевичу дали лишь похвальный лист. Причиной тому было решение законоучителя, считавшего, что молодой человек слишком вольно пересказывает отрывки из Священного Писания. Тем не менее, в марте 1856 Бородин в числе лучших учеников был определен во Второй военно-сухопутный госпиталь ординатором, а также назначен ассистентом кафедры общей патологии и общей терапии при клинике Здекауэра и Бессера. Интересно, что профессор Здекауэр просил его к себе еще до того, как молодой человек окончил Академию, говоря, что юноша «при отличных дарованиях выделяется особой любовью к наукам». И он, и его коллеги не сомневались в том, что Александра Порфирьевича ждет слава выдающегося лекаря. Однако уже с первых дней госпиталь стал наводить на молодого человека грусть. Мрачное впечатление от работы усиливалось, когда доставляли тяжелобольных пациентов - настоящим испытанием для Бородина стало дежурство, когда ему пришлось спасать наказанных шпицрутенами крестьян. Его коллега отмечал, что с прежде хладнокровным Александром «при виде лоскутов кожи, болтающихся клочьями, трижды делался обморок».

В августе 1857 будущий композитор впервые побывал за границей. Вместе с придворным окулистом Иваном Кабатом он посетил в Париже международный конгресс офтальмологов. По возвращении домой Бородин перешел на кафедру химии Зинина, и в мае 1858 стал доктором медицины. Любопытно, что его диссертация впервые в Академии написана и представлена была на русском языке (до этого защита проходила на латыни). А в конце 1850-ых Александр Порфирьевич провел исследование атомной структуры амаринов, вызвавшее интерес со стороны видных ученых. Осенью 1859 перспективного химика решено было отправить за границу для дальнейшего обучения.

Конечным пунктом многодневного путешествия Бородина стал немецкий город Гейдельберг, известный своим универитетом. В тот год там собралась крупная русская колония, Бородин писал домой: «Я как раз попал в отель, где обедали все наши... За табльдотом встретил Менделеева, Сеченова и многих других...». Найдя квартиру, Бородин с головой погрузился в работу. Дни напролет он проводил над экспериментами в лаборатории. Объектом его исследований являлся реактив цинкэтил, из которого он вскоре получил углеводород бутан. В часы отдыха, коих у Александра Порфирьевича было не так уж и много, он, не выносивший чопорное немецкое общество, общался с соотечественниками. Ближайшими друзьями Бородина стали Менделеев, Сеченов, Савич и Олевинский, образовавшие костяк гейдельберского братства химиков. Иногда Александр Порфирьевич, как бы в шутку «угощал» друзей модными итальянскими ариями, скрывая при этом насколько серьезно его увлечение музыкой. Зато в посланиях к матери он не таился и подробно описывал, как регулярно составляет квинтеты, квартеты и дуэты с местными музыкантами.

Осенью 1860 Менделеев, Бородин и приехавший Зинин побывали на Международном конгрессе химиков в Карлсруэ, а на зиму Александр перебрался в Париж и работал в лаборатории знаменитого химика Шарля Вюрца. Во Франции он также взял у стеклодувов несколько уроков, дабы самому делать мензурки, цилиндры и колбы. Весной 1861 Бородин посетил Италию, осмотрев предприятие по производству борной кислоты и собрав коллекцию лав Везувия для Академии. После этого он возвратился в Гейдельберг, куда в то же время прибыла на лечение пианистка Екатерина Протопопова. Таланты девушки в музыке были настолько выдающимися, что ученик Шопена Шульгоф и ученик Листа Шпаковский согласились давать ей бесплатные уроки, только бы Екатерина не бросала занятий. Александр Порфирьевич, подгоняемый любопытством, вместе с друзьями отправился к ней знакомиться. Девушка не отказала гостям в удовольствии, исполнив одно из шопеновских произведений. С того вечера Катя и Александр стали неразлучны. К слову, Бородин считался женихом завидным - остроумный, галантный, эффектный, на взлете научной карьеры. Но отчаянные старания кокеток привлечь его внимание разбивались о стену холодной учтивости. Екатерина Протопопова была иной - не стремилась понравиться, не жеманничала. Совместное музицирование вместе с прогулками по окрестностям Гейдельберга сделали свое дело, - сами не заметив, Бородин и Протопопова влюбились друг в друга. В конце лета они объяснились, однако счастье их продлилось недолго - девушка страдала туберкулезом, и уже в сентябре ее здоровье резко ухудшилось. Доктора посоветовали обеспокоенному Александру Порфирьевичу немедленно увезти невесту в теплые края.

Всю осень и зиму молодые провели в городе Пизе, где химики Тассинари и Де Лука любезно предложили Бородину воспользоваться их лабораторией. За границей молодые люди оставались до сентября 1862, после чего возвратились в Россию. Свадебные мероприятия пришлось отложить до следующего года - к тому времени должно было закончиться строительство нового здания Медико-хирургической академии, в котором Александру Порфирьевичу обещали квартиру. Катя уехала к матери в Москву, а Бородин, утвержденный в должности адъюнкт-профессора, погрузился в служебные дела. Жалованье адъюнкт-профессора составляло семьсот рублей в год, и Бородин, понимая, что на эти деньги достойно содержать семью невозможно, принялся искать подработки. Таковые скоро нашлись - ученый занялся переводами научных книг, а также взялся читать курс химии в двух академиях: Михайловской артиллерииской и Лесной.

Поздней осенью 1862 на музыкальном вечере, устроенном врачом Сергеем Боткиным (знаменитый терапевт являлся музыкантом-любителем и играл на виолончели), состоялось судьбоносное знакомство Александра Порфирьевича с композитором Милием Балакиревым. Последний к этому времени возглавлял группу юных композиторов, в которую входили Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Все они относили себя к поборникам русского национального искусства, являясь противниками «немецкой партии». Встреча с Балакиревым совершила в Александре переворот. Чересчур требовательный к себе, он считал свои работы дилетантскими, однако Милий Алексеевич заставил Бородина поверить, что музыка является его призванием. Результат бесед не заставил себя ждать - Александр Порфирьевич задумал симфонию.

В апреле 1863 Бородин и Протопопова обвенчались. По их обоюдному желанию свадебные торжества не проводились, и событие было отмечено в семейном кругу. К осени супруги наконец-то перебрались в обещанную квартиру недалеко от Литейного моста. Необходимо отметить, что четырехкомнатные апартаменты поражали бестолковой планировкой, впоследствии доставлявшей их обитателям множество неудобств. Комнаты соседствовали с учебными кабинетами и химическими лабораториями, выходя к тому же в общий коридор, в котором в любое время суток можно было встретить служителей Академии, преподавателей или студентов. Впрочем, быт не получалось наладить и по иной причине - молодая жена оказалась никудышной хозяйкой.

В 1864 Зинин стал директором химических работ, а Бородин получил звание ординарного профессора и принял все дела лаборатории и кафедры. Несмотря на огромную загруженность, не бросил он и собственных изысканий, занявшись продуктами уплотнения альдегидов. Работавший со студентами в одной лаборатории (своего кабинета ученый не имел) он пользовался у них огромной любовью. Один из них вспоминал: «Бородин был всегда готов прервать всякую собственную работу без раздражения, без нетерпения, дабы ответить на предлагаемые вопросы... Каждый мог подойти к нему со своими соображениями, проблемами, идеями, не боясь пренебрежения, высокомерного приема, отказа. Редкие вспышки раздражения его вызывались только небрежным отношением к делу...».

Находясь во власти лабораторных работ, Александр Порфирьевич мог по несколько недель не приближаться к фортепиано, чем чрезвычайно расстраивал «музикусов», упрашивавших «алхимика» (прозвище Бородина) взяться за партитуру. Сам же ученый в шутку звал себя «воскресным музыкантом», так как чаще всего давал сочинительству волю именно в выходные. В будни же лишь болезнь могла его заставить отвлечься от науки. Интересное свидетельство о том, как Александр Порфирьевич концентрировался на работе, оставила его жена Екатерина Сергеевна: «В такие минуты он улетал от земли. Мог сидеть по десять часов подряд, мог совсем не спать, не обедать. А когда отрывался, то долго не мог прийти в нормальное состояние. Тогда его ни о чем нельзя было спрашивать, обязательно бы ответил невпопад». Хоть и медленно, но все же продвигались вперед работы над Первой симфонией. Готовые куски партитуры автор показывал друзьям, с трепетом слушая критические замечания. Однако гораздо чаще Бородина засыпали восторженными комплиментами. В конце 1866 симфония была закончена. Кружок ликовал - вместе с произведением родился еще один выдающийся русский композитор!

1860-ые годы были в жизни Александра Порфирьевича самыми счастливыми. Удачно складывалась его научная карьера - из изокапринового спирта он сумел получить изокаприновую кислоту. В это же время Бородин вместе с другими знаменитыми учеными-естественниками принял участие в создании Русского химического общества, которое было открыто в 1868. В 1867 Александр Порфирьевич «смикшировал» оперетку «Богатыри», высмеивавшую условности и штампы опер Верди, Россини, Мейербера. Получился довольно остроумный музыкальный коллаж, обращенный против засилья в русской музыке «иностранщины». Первая же крупная победа Бородина-композитора состоялась в начале января 1869 и была связана с исполнением его симфонии в стенах Михайловского дворца на концерте Русского музыкального общества. Балакирев, стоявший за дирижерским пультом в тот вечер, вспоминал: «Все части вызвали у публики горячее сочувствие, и после финала автора вызывали несколько раз». Окрыленный успехом Бородин тут же решил написать Вторую симфонию, однако в апреле месяце переключился на более грандиозный замысел - оперу. После долгих поисков «русских сюжетов» критик Владимир Стасов предложил ему сценарий на основе «Слова о полку Игореве». Композитор отвечал: «Мне сюжет этот ужасно по душе, однако будет ли по силам? Не знаю, но волков бояться, в лес не ходить. Я попробую».


Основатели Русского Химического Общества. 1868

Удивляет природная энергия Александра Порфирьевича, которой хватало на ту сумасшедшую жизнь, какую ему приходилость вести. Нужно было обладать воистину богатырской мощью, дабы все успевать - сочинять, читать лекции, ставить опыты, принимать экзамены, встречаться с «химикусами» и «музикусами», посещать академзаседания, заказывать лабораторное оборудование, составлять донесения и отчеты для Академии и выполнять еще дюжину лишенных всякого смысла дел, входящих в его должностные обязанности. Сам Бородин писал: «Просто не замечаю, как время летит. Придет суббота - удивляюсь, куда это неделя подевалась; ведь кажется, вчера был понедельник...». Семейная жизнь ученого складывалась не так, как ему некогда мечталось. Александр Порфирьевич страстно любил Екатерину Сергеевну, однако они подолгу находились в разлуке - его жена не переносила петербургский сырой климат и предпочитала находиться в Москве всю весну, лето и осень. Стремясь «заговорить» тоску, композитор писал ей почти каждый день. В его посланиях ясно сквозила досада и грусть: «Да и что это за наше существование бездомное. Точно какие-нибудь бобыли, женатые холостяки...». Когда наступала долгожданная зима, его ненаглядная Катенька перебиралась в Санкт-Петербург, однако с ее появлением кавардак в доме лишь увеличивался. Она честно старалась обустроить квартиру, однако от суетливых хлопот ни уюту, ни порядку не прибавлялось. Помимо прочего Екатерина Сергеевна вела ночной образ жизни и спать ложилась не раньше четырех часов утра, мешая отдыхать и мужу. Много проблем доставляло Бородину и состояние здоровья «Катеньки». Сама же больная и не думала себя беречь - много курила и босиком ходила по холодному полу, чем приводила композитора в отчаяние, поскольку при ее легких это выглядело настоящим самоубийством.

Александр Порфирьевич никогда не интересовался политикой, однако внимательно следил за тем, что происходит в стране. Симпатии его при этом были на стороне демократического лагеря. В 1870 Бородин сочинил на собственные стихи балладу «Море», речь в которой шла о юном революционере, возвращающимся из изгнания домой и погибающим у родных берегов в ходе разыгравшегося шторма. Аллюзия на реальность была настолько очевидна, что цензоры обязательно бы ее запретили. Бородин, осознав это, перенес время действия в прошлое, сделав героем «Моря» плывущего с добычей домой молодого человека. Однако бунтарский дух был сохранен в балладе, и она стала очень популярной у молодежи. В это же время обрела окончательную форму и уже давным-давно сочиненная в голове композитора Вторая симфония, за которой впоследствии закрепилось стасовское наименование - «Богатырская». К весне 1872 Александр Порфирьевич записал ее в фортепианном изложении.

В мае 1872 на заседании Русского химического общества Бородин поведал о том, как у него в опытах с уксусным альдегидом получилось новое вещество - альдоль. Данная реакция была названа альдольной конденсацией, за ней химик видел большое будущее, однако отказался от дальнейших исследований, узнав, что подобной темой занимается француз Шарль Вюрц. На все вопросы: «Почему?», Александр Порфирьевич с горечью отвечал: «Моя лаборатория едва существует, и у меня нет помощников, а между тем Вюрц работает в двадцать рук и имеет огромные средства». К слову, с нехваткой сотрудников, реактивов, приборов и денег ученый сталкивался регулярно. Дело доходило до того, что ему приходилось за счет личных средств нанимать в лабораторию дополнительных сотрудников или распродавать собственное серебро, дабы студенты могли вести химические исследования. Таким образом, скрепя сердце, Бородин вернулся к исследованию амаринов, которые привлекли его внимание еще в 1850-ых годах. Но, несмотря на сложности, со временем вокруг Александра Порфирьевича образовалась целая научная школа. Летом 1873 он со своими учениками посетил Четвертый съезд русских естествоиспытателей, прошедший в Казани. Эта путешествие обернулось триумфом, Бородин писал домой: «В химической секции было множество интересных сообщений, и между ними мои, скажу не хвастаясь, были одними из самых видных... Это сильно выдвинуло лабораторию нашу во мнении химиков и не химиков».

В ноябре 1872 в Санкт-Петербурге при Медико-хирургической академии были открыты Женские врачебно-акушерские курсы. Участие в их организации приняли такие видные ученые как Менделеев, Бекетов, Сеченов, Боткин, а также Бородин. Кроме того Александр Порфирьевич был поставлен преподавать курсисткам химию. Впрочем, дело лишь чтением лекций не ограничилось - добросердечный ученый взялся опекать студенток, защищая их от нападок обывателей и чиновников, выбивать им стипендии, помогать после окончания учебы найти работу. На посту казначея Общества для пособия слушательницам педагогических и медицинских курсов он устраивал вечера-концерты для сбора средств. Спустя много лет бывшие курсистки, с теплотой вспоминая профессора, отмечали его забавную привычку на лекциях обращаться к ним не по имени-фамилии, а «по голосу» - контральто, меццо-сопрано, сопрано...

В 1874 в отставку ушел Николай Зинин, и Александр Порфирьевич возглавил кафедру химии в Медико-хирургической академии. Нагрузки ощутимо прибавилось, но поглощенный общественной деятельностью и связанный академической рутиной Бородин умудрялся находить время и для музыки. В 1874 он вернулся к работам над оперой, одновременно сочиняя Первый струнный квартет и дорабатывая Вторую симфонию. Лучше всего писалось в то время, когда композитор недомогал и не ходил на службу. Александр Порфирьевич добродушно замечал: «На этом основании музыкальные товарищи мои, вопреки обычаям, желают мне постоянно болезни...».

Необходимо отметить удивительную отзывчивость Бородина - несмотря на стесненное финансовое положение, он и его супруга старались оказать помощь всем, кто за нею обращался. Римский-Корсаков вспоминал: «Их квартира часто служила пристанищем для разных родственников, приезжих или бедных, заболевших или даже сошедших с ума. И Бородин с ними возился, лечил, возил в больницы, посещал их там. ...Частенько играть на фортепьяно было нельзя, поскольку в соседней комнате кто-нибудь спал... Сам Александр Порфирьевич спал немного, однако спать мог, где попало и на чем угодно. Мог обедать дважды в день, а мог - совсем не обедать. И то, и другое случалось с ним часто». Нерастраченное родительское чувство (своих детей Бородины так и не завели) изливалось на слушательниц курсов, студентов и воспитанниц - супруги взяли четырех девочек на содержание. Кроме того на правах духовного сына жил у них Александр Дианин, любимый ученик, будущий преемник Александра Порфирьевича в делах кафедры.

На летних вакациях в 1870-ых годах Бородины старались уезжать из города. Особенно супругам понравилось во Владимирской губернии в селе Давыдове, где они жили три сезона с 1877 по 1879. Опьяненный свободой, получивший в кои-то веки возможность организовывать день так, как ему вздумается, Александр Порфирьевич импровизировал на фортепиано, часами писал за своей конторкой или, облачившись в мужицкие сапоги и крестьянскую рубаху, помогал убирать сено крестьянам.


А. П. Бородин. Портрет работы Ильи Репина (1888)

Весной 1877 Бородина избрали в академики, а летом он вместе с учениками Гольдштейном и Дианиным отправился в Иенский университет, в котором его «птенцы» намеревались писать диссертации. Путешествие в Германию принесло композитору памятное знакомство с Ференцем Листом. Выдающемуся пианисту-виртуозу девятнадцатого века так понравились бородинские произведения, что он занялся их популяризацией в Германии. Сам же Александр Порфирьевич вернулся на родину и зимой 1879 взялся за свою последнюю научную работу - разработку способа определения азота в мочевине.

К началу 1880-ых таланты Бородина раскрылись во всем великолепии. Он завоевал имя в ученых кругах Европы и России, его знали как автора прекрасных романсов и симфоний. В 1880 композитор представил симфоническую поэму «В Средней Азии», поразившую публику живописной образностью музыки. Второй струнный квартет Бородина, написанный в 1881 и посвященный жене, оказался менее удачным - заслуженное признание он получил лишь после смерти автора. В целом же его творческая активность стала угасать - нарастало чувство усталости, а кроме того от партитур Александра Порфирьевича отвлекала теперь не только служба, но и участие в различных общественных организациях. Бородин взял на себя работу с симфоническим оркестром и студенческим хором, которые сам же при Академии и организовал. На состоянии композитора сказывались и личные потери - в 1880 умер Зинин, в 1881 не стало его близкого друга Мусоргского.

Политика Александра III, взошедшего весной 1881 на трон, отбросила страну назад. Небывалого размаха достигли полицейские репрессии против студенчества. Особое внимание власти сосредоточили на естественнонаучных институтах, считавшихся рассадниками вредных идей и вольномыслия. Александр Порфирьевич же к студентам, попавшим в беду, относился с отеческой заботой, в любое время суток спеша к ним на выручку. Композитор Михаил Ипполитов-Иванов рассказывал: «В февральскую ночь в два часа ночи у Ильинских раздается звонок и появляется промерзший до последней возможности и занесенный снегом Александр Порфирьевич. Оказывается, что с восьми часов вечера он на извозчике разъезжал по учреждениям, выискивая кого-то из арестованных. ...Делалось это безо всякой рисовки, из чистого чувства человеколюбия». А в 1882 были упразднены Женские врачебные курсы. До последнего Бородин боролся за «дело женского образования», но после того, как в 1885 ему довелось наблюдать за окончательным «разорением» химической лаборатории курсов, сдался.

Летом 1885 композитор по приглашению его большой почитательницы графини Луизы де Мерси-Аржанто, организовавшей в Бельгии русские концерты, выехал за границу. Выбрав момент, Бородин побывал в Веймаре у Листа, а затем пожил в замке Аржанто. Радушный прием, устроенный ему бельгийцами, подтолкнул композитора к написанию романса «Чудный сад». Счастливый и отдохнувший он вернулся в Россию, где все снова понеслось по накатанной колее. Друзья торопили его с оперой, браня за медлительность, а Александр Порфирьевич раздражался в ответ - бессмысленная и бесконечная круговерть дел начинала ему действовать на нервы. Все чаще он стал задумываться об отставке, однако ученый прекрасно понимал, что стоит только выйти на пенсию, как сразу же придется уезжать в места, «где дешевле», поскольку на профессорскую пенсию в Санкт-Петербурге было не прожить и «музыкой хлеба не достать».

Зимой 1886 композитор в последний раз выехал за границу, и вместе с Цезарем Кюи присутствовал на открытии нового цикла русских концертов. А в июне этого года от водянки чуть не умерла Екатерина Сергеевна. Четыре дня Александр Порфирьевич, моля о чуде, просидел рядом с ней. К изумлению врачей, находивших женщину безнадежной, супруга композитора пошла на поправку, но для самого Бородина переживания не прошли бесследно. Осенью, как будто что-то предчувствуя, он старался уделять больше времени опере, однако вскоре опять завяз в болоте канцелярщины. Меценат Митрофан Беляев предложил Александру Порфирьевичу купить право издания «Князя Игоря» за небывалую по тем временам цену в три тысячи рублей (обычная цена была рублей шестьсот). Таким образом, друзья хотели подтолкнуть работу над оперой, от которой они «лезли на стены от восторга». К сожалению, планам этим не суждено было исполниться - опера, над которой Бородин работал в общей сложности восемнадцать лет, осталась незаконченной.

У профессоров Академии имелась давняя традиция - устраивать домашние костюмированные вечера. Александр Порфирьевич, любивший с детства танцевать, с удовольствием принимал в них самое активное участие. На масленицу 1887 он решил порадовать гостей, представ перед ними в синих шароварах и в шерстяной красной русской рубахе. Весь вечер он лихо отплясывал, а ближе к полуночи в ходе шутливой беседы с приятелями внезапно на полуслове замолк и рухнул на пол. Причиной смерти стал разрыв сердца. Это случилось 27 февраля. Через два дня Бородина похоронили. Последний покой великий ученый и композитор обрел в Александро-Невской Лавре рядом с Модестом Мусоргским. Спустя всего четыре месяца скончалась Екатерина Сергеевна.

После себя Бородин оставил не так много произведений, но среди них нет слабых. Его солнечная и жизнерадостная укорененная в фольклорных традициях музыка, проникнутая верой в способности человека, и ныне воспринимается как торжественный гимн величию русского народа. Сразу после смерти композитора Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов и Владимир Стасов забрали недописанные партитуры, неоконченные куски и музыкальные черновики оперы. Стараясь относиться к материалу предельно бережно, руководствуясь пожеланиями Бородина, сохраняя авторский стиль и замысел, друзья-музыканты за три года дописали «Князя Игоря». В конце октября 1890 в Мариинском театре прошла премьера оперы. Свободных мест не было, а после финальных аккордов стены содрогнулись от оглушительных оваций. В 1898 «Князь Игорь» появился в репертуаре Большого театра, а в начале двадцатого века опера начала свое триумфальное шествие по сценическим площадкам мира.

Если бы Бородин не писал музыку, то все равно остался в истории отечественной науки как выдающийся ученый-естественник. Александр Порфирьевич опубликовал свыше сорока научных работ и первым в лабораторных условиях синтезировал органическое соединение, включающее фтор. Сегодня подобные соединения широко применяются в промышленности, к примеру, из них производят покрытие тефлоновой посуды. Самое же существенное его открытие - реакция конденсации альдегидов. Получаемые в итоге этой конденсации альдольные смолы используются в автомобильной, электротехнической, мебельной, лаковой промышленности, а также в процессе изготовления ценных пластмасс. Интересно, что партитуры Бородина до сих пор находятся в отличном состоянии благодаря уникальному «покрытию» на основе яичного желтка, которое изобрел композитор. Пару раз Александр Порфирьевич выступил в роли ученого-бальнеолога, в результате чего были основаны два лечебных учреждения - санаторий и бальнеогрязевой курорт, существующие и по сей день.

По материалам сайта http://mus-info.ru/ и еженедельного издания «Наша история. 100 великих имен».

Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью.

(31.10(12.11).1833, Петербург, - 15(27).2.1887, там же)

Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890, Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила». Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881).

Композитор - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»). Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Бородин - автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Русская Цивилизация

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя из Имеретии Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили) (1772-1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой (1808-1876) и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца , который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались, и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны .

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано , а с 13 лет - на виолончели . В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано .

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии , а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию , которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина .

В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В том же году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости » в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии , который принёс автору широкую известность.

Заграничная командировка (1859-1862)

С октября 1859 года Александр Порфирьевич Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей - первоначально в Германии (Гейдельбергский университет) . В сентябре 1860 года Бородин наряду с Зининым и Менделеевым (первый был его учителем, второй - другом) участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ . Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомно-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами гениального французского химика Жерара (ум. 1856) и его учеников. Осенью 1860 года Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных.

Весной 1861 года Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 года он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой - молодой незамужней женщиной, страдавшей серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием и приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха . По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана , а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции, который начал было несколько угасать, а Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат - ехать на юг, в Италию, в Пизу . Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

Профессор химии

По возвращении в Россию Бородину пришлось временно расстаться со своей невестой, которая осталась у матери в Москве, сам же он поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии. Новая должность отнюдь не улучшила материальное положение молодого учёного: жалованье составляло только 700 рублей в год, тогда как прежде, числясь ординатором госпиталя, он получал 900 рублей в год. Кроме того, Бородин долго не мог получить обещанную ему казённую квартиру в новом здании Естественноисторического факультета, где далеки были от завершения отделочные работы. Материальная и бытовая неустроенность побудила Бородина отложить свадьбу, которая состоялась только в апреле 1863 года. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать в Лесной академии и заниматься переводами.

С 1864 года Бородин - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей . А. П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Н. Н. Зинина , вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества .

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли , чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

А. П. Бородин по возвращении в Россию в познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка »). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки . А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка .

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако оно внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь », являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов . Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре , опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила », имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского , положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Симфония впервые прозвучала в 1869 году под управлением М. А. Балакирева, партитура её была издана В. В. Бесселем в 1882 году. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора. Первое исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения . Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом, значительно популярнее в то время была Первая.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.

Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина . Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса , а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев , Ю. А. Шапорин , Г. В. Свиридов , А. И. Хачатурян и др.)

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 до их ликвидации в 1885 году.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II .

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

Адреса

Семейная жизнь

Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой и плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга, и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало ей отсутствие астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться.

Правнучка композитора Зинаида Тимофеевна Бородина была замужем за знаменитым дрессировщиком Юрием Владимировичем Дуровым, их дочь - Наталья Юрьевна Дурова (13.04.1934-27.11.2007) [ ] порно

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Подробное описание обстоятельств его скоропостижной смерти содержится в воспоминаниях М. В. Доброславиной. Бородин умер вечером 15 (27) февраля в своей собственной казённой «академической» квартире, в разгар общего веселья на организованной им по случаю Масленицы костюмированной вечеринке. Во время разговора с Доброславиной Бородин внезапно потерял сознание и упал. «Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу сошлись все врачи и профессора, жившие в академии. Почти целый час прилагали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогло» .

Причиной смерти Бородина был признан разрыв сердца .

Основные произведения

Оперы

  • Богатыри (1868)
  • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
  • Князь Игорь (1869-1887)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 Es-dur (1866)
  • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1875)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
  • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
  • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
  • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано

В две руки

  • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
  • Маленькая сюита (1885)
  • Скерцо (As-dur, 1885)

В три руки

  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)

В четыре руки

  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Произведения для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (50-е годы)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
  • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
  • (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • (слова Г. Гейне , перевод Л. А. Мея , 1868)
  • (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
  • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова , 1881)
  • (слова А. С. Пушкина, 1881)
  • (слова А. К. Толстого , 1884-85)
  • Чудный сад (Septain G., 1885)

На слова Бородина

  • Морская царевна (1868)
  • (1867)
  • . Романс (1868)
  • Песня тёмного леса (1868)
  • Море. Баллада (1870)
  • Арабская мелодия (1881)

Вокальный ансамбль

  • Мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Н. Грушке // Русский биографический словарь - СПб. : 1908. - Т. 3. - С. 266–272.


Статьи по теме: