Географические объекты атлантического океана на карте. Поднятая и хребты

Атлантический океан занимающий по площади второе место среди океанов мира, первым привлек внимание исследователей и в течение долгого времени оставался наиболее изученным. В настоящее время специалисты в области геотектоники склонны считать, что Атлантический океан возможно, самый молодой.



Имеются неярко выраженные признаки существования в этой части земного шара меридионального водного пространства до позднего мезозоя, т. е. около 100 млн. лет назад, и связи Южной Атлантики с Индийским океаном, о чем свидетельствуют органические остатки верхнемелового возраста. В результате детальных и систематических исследований северного и южного бассейнов Атлантический океан проведенных экспедицией на «Метеоре» появились теории происхождения и структуры Атлантического океана Коубер (1928) первым предположил наличие системы горных хребтов, опоясывающих земной шар, которые он рассматривал как орогенический пояс (в противоположность тафрогенической гипотезе Хизена).

По данным Коссина (1921), на которые обычно ссылаются, площадь Атлантического океана (собственно океана) примерно 8.2*10^7 км2, а включая окраинные моря (Карибское, Средиземное и др.) —около 10,6*10^7 км3. Средняя глубина в первом случае равна 3920 м и во втором 3332 м.

Атлантический океан не столь глубоководный, как Тихий и Индийский океаны, главным образом из-за обширных материковых отмелей, простирающихся на север, и мощного слоя осадков.

Согласно Мёррею (1888), общая площадь стока в Атлантический океан около 3,5 10^7 км2, а включая Арктику—около 5,0*10^7 км2, что в четыре раза превышает площадь стока в Индийский океан и почти в четыре раза площадь стока в Тихий океан. В настоящее время водный баланс Мирового океана может поддерживаться только при постоянном стоке из Атлантического океана в другие океаны.

В Атлантическом океане, в отличие от Индийского и Тихого океанов, имеется лишь небольшое количество подводных гор и гайотов н нет коралловых атоллов. Участки побережий на большом протяжении лишены береговых рифов, даже при благоприятных условиях. Однако в холодных водах Атлантического океана известны коралловые банки.

Понижение температуры воды в период плейстоцена и изоляция Атлантического океана от широтных течений в результате тектонических движений земной коры в средне и позднетретичный периоды определили довольно бедную и «изолированную» бентосную фауну, которая контрастирует с «универсальным» характером бентоса в меловом и раннетретичном периодах.

Основные группы островов материкового происхождения, они расположены у берегов (Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Шпицберген, Великобритания, Фолклендские (Мальвинские) острова, дуга Скошаи др.). Несколько океанических островов занимают всего 5,0*106 км2 [ Исландия (1,05.10^5 км2), остров Ян-Майен, Бермудские и Азорские острова, остров Мадейра, Канарские острова, острова Зеленого Мыса, остров Фернанду-ди-Норонья, остров Ассенсьон, остров Св. Елены, остров Тристан-да-Кунья, остров Гоф, остров Буве и др. Эти острова в основном вулканического происхождения.

Котловины Атлантического океана

Западная Атлантика

Лабродорская котловина расположена между полуостровом Лабрадор, Гренландией и островом Ньюфаундленд. Эта котловина простирается значительно дальше моря Лабрадор и включает большую часть моря Ирмингера. Мутьевые потоки, несущие осадочный материал, оседающий на дне, стекают вниз по срединно-океаническому каньону на абиссальную равнину Сом.

Ньюфаундлендская котловина расположена между островом Ньюфаундленд и Азорскими островами. Она частично отделена от прилегающих котловин на юге. На юго-западе эта котловина ограничена Юго-Восточным Ньюфаундлендским поднятием. Ее северная граница проходит по линии от банки Флемиш-Кап на северо востоке к западному ответвлению Срединно-Атлантнческого хребта, примерно на 55° с. ш., который с севера на юг пересекает срединно-океанический каньон, соединяющий Лабрадорскую котловину с абиссальной равниной Сом.

Северо-Американская котловина —это очень крупная депрессия, которая, строго говоря, не является истинной котловиной. Она находится вблизи подводной Бермудской возвышенности, так же, как и несколько абиссальных равнин, которые ограничивают возвышенность с трех сторон,—Сом с северо-востока, Хаттерас с запада и Нарес (900 тыс. км2) с юго-востока. Последние две равнины на 24° с. ш., 68° з. д. разделяет абиссальное ущелье Вема. Блэк-Багамскнй внешний хребет отделяет абиссальную равнину Хаттерас от узкой Блэк-Багамской котловины и абиссальных равнин. эта котловина включает желоб Пуэрто-Рико, типичный глубоководный желоб Атлантического океана. В пределах желоба находятся два участка с максимальными глубинами, один из которых иногда называют впадиной Браунсон. другой был назван впадиной Мильуоки (по названию судна, впервые его обнаружившего), однако позднее были открыты еще более значительные глубины.

Гвианская котловина расположена вблизи венесуэльского, гвианского побережий и амазонского побережья Бразилии. В котловине выделяются: на западе — абиссальная равнина Демерара (335 тыс. км2), на которой аккумулируются осадки, выносимые рекой Ориноко, реками Гвианы и частично стоком Амазонки; на востоке — абиссальная равнина Кеара, отделенная от абиссальной ранними Демерара огромным Амазонским абиссальным конусом, являющимся также ее основным источником питания осадочным материалом.

Бразильская котловина (впадина Тизард) расположена вблизи восточного побережья Бразилии. Она ограничена на севере поднятием Пара (теперь Белем), продолжением которого за пределами котловины является частично вулканический хребет, увенчанный островками Фернанду-ди-Норонья и Рокас. У северной оконечности хребта находится обширное понижение дна — абиссальная равнина Ресифи), однако к югу от вулканического поднятия Триндади площадь абиссальной равнины небольшая.

Аргентинская котловина . К юго-западу от подводной возвышенности Риу-Гранди расположена длинная узкая Аргентинская абиссальная равнина (200 тыс. км2), к востоку от нее находится широкое пологое Аргентинское поднятие, район незначительных абиссальных холмов.

Атлантнко-Антарктическая кот ловина (Южно-Атлантическая полярная котловина; Афрнканско-Антарктическая котловина.) протянувшаяся через всю Южную Атлантику от моря Уэдделла в Индийский океан, включает длинную депрессию, абиссальную равнину Уэдделла. Изолированная депрессия между островами Южно-Сандвичевым и Буве представляет собой абиссальную равнину Сандвич. Здесь обнаружен еще один типичный глубоководный желоб Атлантического океана — Южно-Сандвичев желоб (или желоб Сандвич) с наибольшей глубиной 8264 м. Он отделен несколькими хребтами от Атлантико-Антарктической котловины. В пределах Скоша моря встречаются многочисленные небольшие замкнутые котловины, не имеющие названий.

Восточная Атлантика

Западно - Европейская котловина (Северо - Восточная Атлантическая котловина). В котловине обнаружены две соединяющиеся между собой абиссальные равнины: Поркюпайн к западу от Великобритании и Бискайская (80 тыс. км2), которая в свою очередь на юге абиссальным ущельем Тета (43 с. ш., 12° з. д.) соединяется с Иберийской абиссальной равниной. Эти абиссальные равнины описаны Лоутоном как часть уступообразной системы, постепенно понижающейся к югу по серии узких ущелий и каналов.

Иберийская котловина (Испанская котловина) расположена к западу от Испании (название
«Иберийская котловина» имела еще одна котловина, находящаяся в западной части Средиземного моря, к востоку от Испании; во избежание путаницы последней было дано название «Балеарская котловина») и сообщается абиссальным ущельем Тета с Бискайской абиссальной равниной. Меньшая по размерам депрессия — абиссальная равнина Тахо (15 тыс. км2) — по подводному каньону получает осадки, выносимые реки Тахо (Португалия). Кроме того, южнее (к западу от источников осадочных материалов Гибралтара, Гвадианы и Гвадалквивира) находится абиссальная равнина Хорсшу (14 тыс. км2).

Канарская котловина (Монакская котловина) расположена к югу от Азорского поднятия (пояса подводных гор), протянувшегося в направлении ВЮВ. Эта котловина в значительной степени занята абиссальной равниной Мадейра, и в настоящее время установлено, что она включает сектор, ранее относившийся к Канарской абиссальной равнине. Меньшая по размерам депрессия — абиссальная равнина Сеин (39 тыс. км1), расположенная восточнее банки Сени, отделена от этой котловины и, по-видимому, питается из нее. Вюст выделяет Северо-Канарскую и Южно-Канарскую котловины, но такое разграничение не очень отчетливо. Большую часть Канарской котловины составляют широкое материковое подножие Марокко и вулканические плато Канарских островов и острова Мадейра.

Котловина Зеленого Мыса (Северо-Африканский желоб, впадина Чан, впадина Мозели). Абиссальная равнина Зеленого Мыса почти не отделена от абиссальной равнины Мадейера (вместе 530 тыс. км2, границу составляет пояс абиссальных холмов), продолжает обширный пояс абиссальных равнин протяженностью около 1000 км, следующий вдоль внешней границы Западной Африки, поворачивает приблизительно к западу и юго-западу от островов Зеленого Мыса. Южнее этих островов находится абиссальная равнина Гамбия.

Котловина Сьерра-Леоне , Вышеупомянутый пояс абиссальных равнин огибает западное побережье Африки, отделенное асейсмичным поднятием и абиссальными холмами от подводной возвышенности Сьерра-Леоне, которая в свою очередь отделена от материкового подножия абиссальной равниной Сьерра-Леоне. Вместе с тем ширина материкового подножия
уменьшается примерно до 500 км.

Гвинейская котловина (Западно-Африканский желоб). Эта котловина является продолжением того же самого пояса абиссальных равнин в Гвинейском заливе, но содержит удлиненную депрессию —Гвинейскую абиссальную равнину, обильно питающуюся за счет самой большой реки Западной Африки—Нигера, и абиссальный конус выноса Нигера.

Ангольская котловина (Бучананская впадина). Южнее Гвинейского вулканического хребта (острова Фернандо-По и т. д.) выделяются обширная депрессия Ангольской абиссальной равнины (140 тыс. км4), питающаяся на северном конце реки Конго, абиссальный конус выноса реки Конго и каньон Конго, самый большой подводный каньон в Восточной Атлантике.

Капская котловина (котловина Валвис). За Китовым хребтом, идущим с северо-востока на юго-запад параллельно Гвинейскому хребту, но, в противоположность ему, в настоящее время асейсмичным и не вулканическим, следует капская абиссальная равнина, которую питает река Оранжевая.

Котловина Агульяс . На сложном участке материкового бордерленда (банка Агульяс) и сбросовой квазикратонной коры главной депрессией является абиссальная равнина Агульяс (восточнее широты 20° находящаяся в Индийском океане).

Поднятая и хребты

Срединно-Атлантический хребет является главной топографической особенностью дна Атлантического океана и разделяет основную часть океана на два больших бассейна. Вторичные хребты или поднятия делят эти бассейны на котловины. Однако хребты редко образуют непрерывную цепь, так что придонные воды из Антарктики могут перемещаться на север вдоль западных границ Атлантического океана в Северо-Американскую котловину н на восток и затем на юг в восточную котловину через желоб Романш (или ущелье Романш). Желоб Романш соответствует крупной широтной зоне разломов. Другая значительная зона разломов, расположенная к северу от вышеуказанной, известна как Гвинейская зона разломов. Еще одна зона разломов встречается около 50—53° с. ш. Этот район, обследованный при прокладывании трансатлантического кабеля, назван Телеграфным плато. Поперечные хребты в основном были обнаружены и названы экспедицией на «Метеоре» . В Атлантическом океане имеются следующие поднятия и хребты.

Западная Атлантика

Гренландско-Исландское поднятие — отчетливо выраженный порог глубиной менее 1000 м, отделяет Гренландское море от моря Ирмингера.

Лабрадорское поднятие недостаточно отчетливо выражено и простирается от банки Флемиш по направлению на северо-восток. Его прорезает срединно-океанический каньон. Считается, что за пределами банки материковые породы не встречаются.

Юго-восточное Ньюфаундлендское поднятие простирается на юго-восток от Большой Ньюфаундлендской банки. Подобно предыдущему поднятию, оно нечетко выражено и его также прорезает срединно-океанический каньон.

Антильская, или Карибская дуга (хребет) — типичная двойная островная дуга. Остров Барбадос представляет собой внешний невулканический хребет. Многочисленные Наветренные острова имеют вулканическое происхождение.

Поднятие Пара расположено между северо-восточной частью Бразилии и Срединно-Атлантическим хребтом и не является барьером для глубинных течений. Оно частично представляет собой «насыпь» из осадочных материалов, поступающих с подводных конусов выноса Амазонки и др. К юго-востоку расположен небольшой вулканический хребет со зрелыми, глубоко расчлененными вулканическими образованиями Фернанду-ди-Норонья и Рокас.

Поднятие Триндади — отчетливо выраженный вулканический хребет, протянувшийся на восток от бразильской провинции Эспйриту-Саиту на 1200 км. Достигает наибольшей высоты на острове Триндади и рифах Мартин-Вас. Он частично образует границу между Северо-Бразильской и Южно-Бразильской котловинами, но к востоку от
острова Триндади совсем нет барьеров.

Подводная возвышенность Риу-Гранди (иногда называется плато Бромлей) — массивный асейсмичный хребет, протянувшийся на восток от бразильской провинции Риу-Гранди-ду-Сул на 1500 км. Он немного не достигает края Срединно-Атлантического хребта. Со стороны материка он частично отделен от широкого плато (материкового бордерленда),расположенного к юго-востоку от Сан-Паулу, и состоит нз материковых пород, вероятно, отколовшихся от шельфа в результате Стоковой тектоники.

Фолклендское плато протянулось на 1800 км к востоку от Аргентинского шельфа. Штилле назвал его структурным отрогом бордерленда, сложенным типичными материковыми породами (демонскими н другими, обнаженными на Фолклендских островах). Плато частично расколото сбросами, идущими к.Мальвинской котловине, южнее Фолклендских островов.

Поднятие Южная Георгия — короткое, протянувшееся на северо-восток от острова Южная Георгия.

Дуга, или хребет, Скоша (Южно-Антильская дуга, Южно-Сандвичев хребет)—типичная островная дуга невулканнческого происхождения, находящаяся в районе острова Южная Георгия и Южных Оркнейских островов, в зоне вулканической активности вблизи угла максимального изгиба Южных Шетлендскнх островов. Предполагается, что горизонтальные сбросы широтного простирания проходят вдоль северного и южного краев дуги, как у Антильской дуги в Карибском море. Таким образом, эти две дуги почти идентичны по структуре.

Восточная Атлантика

Фарерско Исландский порог асейсмичный хребет, образующий массивный барьер в Северной Атлантике. Фарерские острова сложены зрелыми скоплениями вулканического происхождения. Вулканы этого района давно утратили активность.

Порог Уайвилла Томсона (Фарерско - Шетлендский хребет)- асейсмичный барьер, аналогичный Исландско-Фарерскому хребту. Перекрывает Исландско-Фарерский хребет на юге и примыкает к нему к западу от Фарерских островов. На юге порог разделен сбросовой впадиной Фарерско-Шетлендского пролива

Банка, или плато, Роколл простирается на юго-запад от порога Уайвилла Томсона и увенчана изолированным магматическим штоком Роколл. Она также относится к асейсмичным
хребтам.

Банка Поркюпайн расположена вблизи материковой отмели к юго-западу от Ирландии и является обломком материкового бордерленда.

Бискайское поднятие простирается на запад от Галисии (Испания) и, по существу, соединяется с восточным краем Срединно-Атлантического хребта; его пересекает ряд глубоководных каналов, по которым в южном направлении движутся мутьевые потоки.

Азорское поднятие простирается на восток от Азорского плато, которое является необычным куполообразным участком Срединно-Атлантического хребта и напоминает молодое Исландское плато. Поднятие представляет собой вулканический хребет, образованный непрерывной цепью подводных гор. продолжающихся до банки Сейн и почти до Гибралтарского пролива

Хребет Мадейра — короткий вулканический хребет, расположенный к юго-западу от Португалии.

Поднятие Канарских островов — широкое вулканическое плато, геологическое строение фундамента которого неизвестно, расположенное параллельно берегам Северной Африки и похожее скорее на материковый бордерленд.

Плато Зеленого Мыса представляет собой аналогичное предыдущему, но более широкое плато (или поднятие), классифицированное Хизеном как асейсмичный хребет, протянувшееся на запад от сенегальского побережья Африки примерно на 800 км. Оно характеризуется зрелыми вулканами, а также породами третичного возраста и, по крайней мере частично, является материковым бордерлендом.

Возвышенность Сьерра-Леоне — слабо выраженное поднятие абиссальных холмов, протянувшееся на юго-запад от Фритауна и достигающее Срединно-Атлантического хребта северо-восточнее острова Сан-Паулу. Ее пересекает несколько значительных зон разломов широтного простирания, в частности Гвинейская зона разломов.

Поднятие Либерия — небольшое, но своеобразное поднятие средннно-океанического характера, по-видимому, расчлененное на севере и на юге широтными разломами. Оно частично отделяет котловину Сьерра-Леоне от Гвинейской котловины.

Гвинейский хребет — значительный по величине вулканический хребет, являющийся продолжением вулканического пояса Камерун. Гвинейский хребет проходит через остров Фернандо-По и другие вулканические острова в Гвинейском заливе Несколько южнее экватора он подходит к северо-восточной части Срединно-Атлантического хребта.

Китовый хребет (Валвис) — наиболее значительный поперечный хребет в Южной Атлантике, связывающий Юго-Западную Африку со Срсдинно-Атлантическим хребтом. Имеет уступы более 1000 м, но на югозападном конце значительно понижается в направлении
островов Тристан-да-Кунья островов Гоф.

Капское поднятие — самая южная поперечная форма рельефа, отчасти вулканический хребет, протянувшийся от мыса Доброй Надежды на юго-запад в направлении острова Буве. Имеет сглаженный рельеф с отдельными подводными горами.

Гидрологический режим температура и соленость

Из всех океанов земного шара наибольшее количество данных имеется по Атлантическому океану. Составлены подробные карты температуры и солености вод Атлантического океана.
Данных по химическим и биологическим характеристикам в Атлантическом океане также больше, чем в других океанах. Возможно также рассчитать водный и тепловой бюджет, как, например, испарение и теплообмен между океаном и атмосферой.

Температура и соленость. Атлантического океана — самый теплый и наиболее соленый из всех океанов. Он получает, несомненно, самую большую часть речного стока. Средняя потенциальная температура и соленость равны соответственно 3,73° С и 34,90 пром. Амплитуда температуры поверхностного слоя зависит главным образом от широты и системы течений, среднее значение ее 16 9° С (между 90° с. ш. и 80° ю. ш.). На соленость поверхностного слоя влияют количество выпавших атмосферных осадков, величина стока пресной воды с материков и наличие течении. Среднее ее значение 34,87 пром (между 90° с. ш. и 80° ю. ш.). Ниже поверхностного слоя регулирующими факторами для обоих параметров являются адвекция и турбулентная диффузия. Существуют сезонные изменения температуры и солености поверхностного слоя, распространяющиеся приблизительно до глубины 200 м. Эти изменения наиболее отчетливо выражены вблизи побережий, имеющих континентальный климат.

Наибольшая годовая амплитуда температуры поверхностного слоя в открытом океане 7° С (между 40—50° с. ш. и 30—40° ю. ш.). (Это средняя зональная величина; колебания в Северо-Западной Атлантике могут достигать 15° С.) Амплитуда температуры поверхностного слоя в экваториальных и полярных районах менее 2° С. В прибрежных районах температура поверхностного слоя в течение года может изменяться на 25° С. На годовое колебание солености поверхностного слоя влияют различные факторы: таяние и образование морского льда (полярные районы), сезонные изменения скорости испарения и количества осадков (Карибское море). В прибрежных районах, подверженных влиянию большого весеннего стока, как, например, вблизи северо-восточного побережья США, колебания солености могут достигать 3 пром; однако в открытом океане соленость поверхностного слоя изменяется в гораздо меньшей степени, редко более чем на 1 пром..

Часть Мирового океана, ограниченная Европой и Африкой с востока и Северной и Южной Америкой с запада. Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии.

Уступает по размерам только Тихому; его площадь составляет примерно 91,56 млн. км2. От других океанов его отличает сильная изрезанность береговой линии, образующей многочисленные моря и заливы, особенно в северной части. Кроме того, суммарная площадь бассейнов рек, впадающих в этот океан или его окраинные моря, значительно больше, чем у рек, впадающих в любой другой океан. Еще одним отличием Атлантического океана является относительно малое количество островов и сложный рельеф дна, которое благодаря подводным хребтам и поднятиям образует множество отдельных котловин.

Государства побережья Атлантического океана-49 стран:

Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Бенин, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гренада, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Ирландия, Исландия, Испания, Кабо-Верде, Камерун, Канада, Кот д"Ивуар, Куба, Либерия, Мавритания, Марокко, Намибия, Нигерия, Норвегия, Португалия, Республика Конго, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Того, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Франция, Экваториальная Гвинея, ЮАР.

СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА

Делится на северную и южную части, граница между которыми условно проводится по экватору. С океанографической точки зрения, однако, к южной части океана следует отнести экваториальное противотечение, располагающееся на 5–8° с.ш. Северная граница обычно проводится по Северному Полярному кругу. Местами эта граница отмечена подводными хребтами.

Границы и береговая линия

В Северном полушарии имеет сильно изрезанную береговую линию. Его узкая северная часть соединяется с Северным Ледовитым океаном тремя неширокими проливами. На северо-востоке Девисов пролив шириной 360 км соединяет его с морем Баффина, относящимся к Северному Ледовитому океану. В центральной части, между Гренландией и Исландией, находится Датский пролив шириной в самом узком месте всего 287 км. Наконец, на северо-востоке, между Исландией и Норвегией, располагается Норвежское море шириной ок. 1220 км. На востоке от Атлантического океана отчленяются две глубоко вдающиеся в сушу акватории. Более северная из них начинается Северным морем, которое восточнее переходит в Балтийское море с Ботническим и Финским заливами. Южнее имеется система внутриконтинентальных морей – Средиземного и Черного – общей протяженностью ок. 4000 км.

В тропическом поясе на юго-западе Северной Атлантики расположены Карибское море и Мексиканский залив, соединяющийся с океаном Флоридским проливом. Побережье Северной Америки изрезано небольшими заливами (Памлико, Барнегат, Чесапикский, Делавэр и пролив Лонг-Айленд); на северо-западе находятся заливы Фанди и Св. Лаврентия, пролив Белл-Айл, Гудзонов пролив и Гудзонов залив.

ТЕЧЕНИЯ

Поверхностные течения в северной части Атлантического океана движутся по часовой стрелке. Основными элементами этой большой системы являются направленное на север теплое течение Гольфстрим, а также Северо-Атлантическое, Канарское и Северное Пассатное (Экваториальное) течения. Гольфстрим следует от Флоридского пролива и о.Куба в северном направлении вдоль побережья США и примерно на 40° с.ш. отклоняется на северо-восток, меняя название на Северо-Атлантическое течение. Это течение разделяется на две ветви, одна из которых следует на северо-восток вдоль берегов Норвегии и далее в Северный Ледовитый океан. Вторая ветвь поворачивает на юг и далее на юго-запад вдоль берегов Африки, образуя холодное Канарское течение. Это течение движется на юго-запад и соединяется с Северным Пассатным течением, которое направляется на запад в сторону Вест-Индии, где и сливается с Гольфстримом. К северу от Северного Пассатного течения находится область застойных вод, изобилующая водорослями и известная под названием Саргассова моря. Вдоль североатлантического побережья Северной Америки с севера на юг проходит холодное Лабрадорское течение, следующее из Баффинова залива и моря Лабрадор и охлаждающее берега Новой Англии.

ОСТРОВА Атлантического океана

Самые крупные острова сосредоточены в северной части океана; это Британские о-ва, Исландия, Ньюфаундленд, Куба, Гаити (Испаньола) и Пуэрто-Рико. На восточной окраине Атлантического океана есть несколько групп малых островов – Азорские, Канарские, Зеленого Мыса. Подобные группы имеются и в западной части океана. В качестве примера можно указать острова Багамские, Флорида-Кис и Малые Антильские. Архипелаги Больших и Малых Антильских о-вов образуют островную дугу, окружающую восточную часть Карибского моря. В Тихом океане подобные островные дуги характерны для районов деформаций земной коры. Вдоль выпуклой стороны дуги располагаются глубоководные желоба.

Атлантический океан считается одним из самых больших и объемных по величине, а именно вторым по размерам после Тихого океана. Этот океан, наиболее изученный и освоенный, если сравнивать с другими акваториями. Его расположенность такова: с востока обрамляется берегами Северной и Южной Америки, а на западе его границы оканчиваются Европой и Африкой. На Юге он переходит в Южный океан. А с северной стороны граничит с Гренландией. Океан отличается тем, что в нем очень мало островов, а рельеф его дна весь испещрен и имеет сложную структуру. Линия берега изломана.

Характеристики Атлантического океана

Если говорить о площади океана, то она занимает 91,66 млн. кв. км. Можно сказать, что часть ее территории – не сам океан, а существующие моря, заливы. Объем океана 329,66 млн. кв. км, а средняя его глубина 3736 м. Там, где расположен желоб Пуэрто-Рико, считается самой большой глубина океана, которая составляет 8742 м. Течения выделяют два – Северное и Южное.

Атлантический океан с северной стороны

Граница океана с севера кое-где отмечается хребтами, расположенными под водой. В данном полушарии Атлантика обрамлена изрезанной линией берега. Небольшая ее северная часть соединена с Северным Ледовитым океаном несколькими узкими проливами. Девисов пролив расположен на северо-востоке и соединяет океан с морем Баффина, который тоже считается принадлежностью к Северному Ледовитому океану. Ближе к центру расположен Датский пролив менее широкий, чем Девисов. Между Норвегией и Исландией ближе к северо-востоку находится Норвежское море.

На юго-западе Северного течения океана находятся Мексиканский залив, который соединяется Флоридским проливом. А также Карибское море. Здесь можно отметить множество заливов, такие как Барнегат, Делавер, Гудзонов залив и другие. Именно в северной стороне океана можно увидеть самые крупные и большие острова, которые славятся своей известностью. Это Пуэрто-Рико, всемирно известные Куба и Гаити, также Британские острова и Ньюфаундленд. Ближе к востоку можно обнаружить маленькие группки островов. Это Канарские острова, Азорские и Зеленого Мыса. Ближе к западу – Багамские острова, Малые Антильские.

Южная часть Атлантического океана

Кто-то из географов считает, что южная часть, это все пространство до Антарктики. Кто-то определяет границу у мыса Горн и мыса Доброй Надежды двух материков. Берег на юге Атлантического океана не настолько изрезан, как на севере, и здесь нет морей. Есть один крупный залив около Африки – Гвинейский. Наиболее дальняя точка на юге – Это Огненная Земля, которая обрамлена маленькими островами в большом количестве. Также здесь нельзя встретить больших островов, но есть отдельные острова, как о. Вознесения, Св. Елены, Тристан─да-Кунья. На самом крайнем юге можно встретить Южные острова, Буве, Фолклендские и другие.

Что касается течения на юге океана, то здесь все системы текут против часовой стрелки. Около востока Бразилии Южное Пассатное течение разветвляется. Одна ветвь уходит на север, протекает около северного берега Южной Америки, заполняя собой Карибский бассейн. А вторая считается южной, очень теплой, движется около Бразилии и вскоре соединяется с Антарктическим течением, потом направляется в восточную сторону. Частично отделяется и превращается в Бенгельское течение, которое отличается своими холодными водами.

Достопримечательности Атлантического океана

В Белизском барьерном рифе есть особенная подводная пещера. Ее назвали Голубой дырой. Она очень глубокая, а внутри ее расположен еще целый ряд пещер, которые соединяются между собой тоннелями. Вглубь пещера достигает 120 м и считается уникальной в своем роде.

Нет человека, который не знал бы о Бермудском треугольнике. А ведь он расположен в Атлантическом океане и будоражит воображение многих суеверных путешественников. Бермуды манят своей загадочностью, но вместе с тем пугают неизвестностью.

Именно в Атлантике можно увидеть необычное море, которое не имеет берегов. А все потому, что оно расположено посреди водного пространства, и его границы не могут быть обрамлены сушей, лишь течения показывают границы этого моря. Это единственное во всем мире море, которое обладает такими уникальными данными и называется Саргассово море .

Если Вам понравился данный материал, поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях. Спасибо!

Тайны Атлантического океана

Атлантический океан известен человеческой цивилизации с незапамятных времён. Именно здесь, по древним преданиям, находился таинственный остров Атлантида, ушедший под воду семнадцать тысяч лет назад. Жил на нём воинственный и мужественный народ (атланты), а царствовал над ним бог Посейдон вместе с женой Клейто. Имя их старшего сына было Атлан. В его честь, омывающее эту землю безбрежное море и было названо Атлантическим.

Атлантический океан

Загадочная цивилизация канула в лету, море переименовали в океан, а название так и осталось. Никуда не делись и тайны Атлантического океана. По прошествию столетий их меньше не стало. Но прежде чем ознакомиться со всем необычным и загадочным, необходимо получить общее представление о величественных водах, омывающих одновременно и берега жаркой Африки, и земли старушки Европы, и далёкое, покрытое дымкой сказочных преданий скалистое побережье Американского континента.

В наши дни Атлантическим океаном называют огромный водоём на планете Земля, на который приходится 25% объёма Мирового океана. Его площадь равна почти 92 млн. км² вместе с примыкающими морями и атлантической частью Южного океана. С севера на юг воды Атлантики протянулись на 15,5 тыс. км, а с запада на восток, в самой узкой части (от Бразилии до Либерии), имеют ширину в 2,8 тыс. км.

Если же взять расстояние атлантических вод от западного побережья Мексиканского залива до восточного побережья Чёрного моря, то здесь будет совсем другая цифра - 13,5 тыс. км. Глубина океана тоже здорово разница. Её средняя величина составляет 3600 м, а максимальная зафиксирована в желобе Пуэрто-Рико и соответствует 8742 метрам.

Дно Атлантики поделено вдоль на две части Срединно-Атлантическим хребтом. Он в точности повторяет очертания огромного водоёма и тянется широкой извилистой гористой цепью: с севера - от хребта Рейкьянеса (Исландия), до Африканско-Антарктического хребта на юге (о. Буве), заходя за границу распространения арктических льдов.

Справа и слева от хребта разбросаны котловины, желоба, разломы, небольшие хребты, которые делают рельеф океанического дна очень сложным и запутанным. Береговая линия (особенно в северных широтах) тоже имеет не простую структуру. Она сильно изрезана небольшими заливами, имеет обширные акватории, которые глубоко вдаются в сушу и образуют моря. Неотъемлемой частью являются и многочисленные проливы в прибрежной зоне материков, а также проливы и каналы, соединяющие Атлантику с Тихим океаном.

Атлантический океан омывает берега 96 государственных образований. Его собственностью являются 14 морей и 4 крупных залива. Богатый разнообразием климат в этих географических и геологических частях земной поверхности обеспечивают многочисленные поверхностные течения. Они полноводно текут во всех направлениях и подразделяются на тёплые и холодные.

В северных широтах, до экватора, господствуют Северное Пассатное, Гольфстрим и Северное Атлантическое течения. Они несут тёплые воды и радуют окружающий мир мягким климатом и высокими температурами. Этого нельзя сказать о течениях Лабрадор и Канарском. Последние относятся к холодным и создают на прилегающих землях морозную и слякотную погоду.

Южнее экватора картина такая же. Здесь правят бал тёплые Южное Пассатное, Гвинейское и Бразильское течения. Холодные же Западных Ветров и Бенгальское стараются ни в чём не уступать своим более гуманным коллегам и тоже вносят свой посильный негативный вклад в формирование климата южного полушария. В целом же, средняя температура на поверхности Атлантического океана равна плюс 16° по Цельсию. У экватора она может доходить до 28° по Цельсию. А вот в северных широтах очень холодно - здесь вода замерзает.

Айсберги Атлантики

Из сказанного нетрудно догадаться, что с севера и юга воды Атлантики зажаты вечными гигантскими ледяными корками. Правда на счёт вечности небольшой перебор, так как частенько от них откалываются очень больших размеров глыбы льда и начинают медленно дрейфовать в направлении экватора. Глыбы такие называют айсбергами, а двигаются они на севере от Гренландии вплоть до 40° с. ш, а на юге от Антарктиды до 40° ю. ш. Их остатки наблюдаются и ближе к экватору, достигая 31-35° южных и северных широт.

Очень большие размеры - понятие растяжимое. Если говорить более конкретно, то попадаются айсберги, длина которых составляет десятки километров, а площадь иногда превышает 1000 км². Эти льдины могут годами путешествовать по просторам океана, скрывая свою истинную величину под водной поверхностью.

Дело в том, что над водой сияет голубизной гора льда, которая соответствует только 10% от всего объёма айсберга. Остальные 90% этой глыбы скрыты в океанических глубинах в связи с тем, что плотность льда не бывает больше 940 кг/м³, а плотность морской воды на поверхности колеблется в пределах от 1000 до 1028 кг/м³. Обычная, средняя высота айсберга, как правило, соответствует 28-30 метрам, его же подводная часть чуть более 100-120 метров.

Встреча с таким морским путешественником для судов никогда не была в радость. Наибольшую же опасность он представляет уже в зрелом возрасте. К этому времени айсберг значительно подтаивает, центр его тяжести смещается, и огромная ледяная глыба переворачивается. Её подводная часть оказывается над водой. Она не сияет голубизной, а представляет из себя тёмно-синюю ледяную шапку, которую, особенно в условиях плохой видимости, очень трудно различить на поверхности океана.

Гибель «Титаника»

Характерным примером коварства плавучих ледяных глыб может являться гибель «Титаника», произошедшая в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Он затонул через 2 часа 40 минут после столкновения с айсбергом в северных водах Атлантического океана (41° 43′ 55″ с. ш., 49° 56′ 45″ в. д.). Результатом этого стала гибель 1496 пассажиров и членов экипажа.

Правда нужно сразу оговориться: списывать всё на «заплутавший» айсберг довольно неосмотрительно. Это кораблекрушение и в наши дни является одной из величайших тайн Атлантического океана. Разгадки причин трагедии до сих пор нет, хотя различных верский и предположений великое множество.


Как предполагается, самый большой пассажирский корабль мира (длина 269 м, ширина 28,2 м, водоизмещение 46 300т) столкнулся с айсбергом, который имел почтенный возраст и видимо уже не один раз переворачивался в воде. Его тёмная поверхность не давала отблесков, она сливалась с водной гладью океана, поэтому своевременно заметить огромную плавучую ледяную глыбу было очень сложно. Виновника трагедии распознали только тогда, когда он оказался от судна на расстоянии в 450 метров, а не за 4-6 км, как обычно происходит в подобных ситуациях.

Гибель «Титаника» наделала много шума. Это была мировая сенсация начала второго десятилетия двадцатого века. Главным образом всех поражало - как мог такой огромный и надёжный корабль так быстро затонуть, утянув за собой на дно сотни и сотни несчастных людей. В наши дни, истинные причины страшной трагедии многие исследователи склонны видеть не в злосчастном айсберге (хотя его косвенную роль мало кто отрицает), а совсем в других факторах, которые почему-то, в своё время, были скрыты от широкой общественности.

Версии, догадки, предположения

Официальное заключение комиссии по расследованию катастрофы было однозначным - лёд Атлантики оказался крепче стали. Он вспорол подводную часть корпуса «Титаника», как консервную банку. Рана была ужасная: длина её достигала 100 метров, а из шестнадцати водонепроницаемых отсеков шесть были повреждены. Этого оказалось достаточным для того, чтобы гордый британец ушёл на дно и навсегда затих на громадной глубине, унеся с собой на морской грунт человеческие жизни и колоссальные материальные ценности.

Гибель Титаника


Гибель Титаника

Такой вердикт не убедителен для специалиста, да и человек, далёкий от кораблестроения, понимает, что несущей корпус огромного лайнера, бороздящего океаны, никак не может напоминать консервную банку. Подтаявший лёд старичка-айсберга тоже не обладает достаточной твёрдостью, которая, судя по заключению, должна была превосходить крепость алмаза, чтобы пропороть на десятки метров стальную обшивку многотонного пассажирского судна.

Можно сколь угодно долго строить различные предположения и гипотезы, но дать ответы на все вопросы по силам только практическим исследованиям. В данной ситуации, учитывая глубину на которой залёг «Титаник», изыскательские работы стали возможны не ранее 80-х годов XX века. Именно к этому времени появились глубоководные аппараты, способные долгое время находиться на 4-х километровой глубине.

Первой такой ласточкой была экспедиция американского океанолога Роберта Балларда, которая в сентябре 1985 года прибыла к месту трагедии на судне «Кнор». Она имела на вооружении глубоководный буксируемый комплекс «Арго». Именно он и определил глубину залегания останков «Титаника». Толща воды в этом месте составила 3 750 метров. Судно лежало на морском дне, расколотое на две части, расстояние между ними равнялось примерно 600 метрам.

Видимых повреждений, послуживших причиной гибели океанского лайнера, обнаружено не было. Роберт Баллард посчитал, что они скрыты грунтом, в котором увязла многотонная конструкция. Рваная рана на корпусе «Титаника» не была найдена и во время второй экспедиции, организованной американским учёным в 1986 году.

По проторенной дорожке пошли французские и американские специалисты. Летом 1987 года они прибыли в воды Атлантического океана и провели на месте катастрофы долгих два месяца. Используя глубоководный аппарат «Наутил», исследователи подняли со дна более 900 предметов, находящихся на борту затонувшего корабля. Это были образцы корабельной утвари, часть из которой попала в музеи, а часть разошлась по частным коллекциям.

Обследование Титаника

Подводный аппарат обследует затонувший Титаник

Наконец, в 1991 году на место гибели «Титаника» прибыло судно «Академик Мстислав Келдыш». На его борту находилась международная научно-исследовательская экспедиция, возглавляемая канадским геологом-океанографом Стивом Бласком. В распоряжении экспедиции было два автономных подводных аппарата «Мир-1» и «Мир-2». На них исследователи совершили 38 погружений. Был обследован корпус судна, взят образец бортовой обшивки, проведены кино, видео и фотосъёмки.

Несмотря на все старания, рваной дыры, длинной несколько десятков метров, обнаружено не было. Зато удалось найти пробоину, величина которой не превышала квадратный метр, и были замечены многочисленные трещины по линиям заклёпок.

Отколовшийся от корпуса «Титаника» стальной обломок отправили на испытание. Его проверили на ломкость металла - вывод оказался не утешительным: опытный образец отличался поразительной хрупкостью. Это можно было списать на долгие 80 лет на морском дне, которые значительно повлияли на свойства стали. Поэтому для объективности картины был испытан аналогичный кусок металла, сохранившийся на судостроительной верфи с 1911 года. Результат был почти таким же.

В это трудно поверить, но корпус «Титаника» не отвечал нормативным требованиям. Он был сделан из материала с высоким содержанием сернистых соединений. Последние и придали стальной конструкции высокую ломкость, которая в сочетании с ледяной водой сделала её очень хрупкой.

Если бы корпус был сделан из стали, отвечающей всем нормам и требованиям, то после соприкосновения с айсбергом, он бы прогнулся, но сохранил свою целостность. В данной же ситуации, судно задело правым бортом айсберг - причём удар был небольшой силы, но хрупкая обшивка «Титаника» не выдержала и его. Она раскололась по линиям заклёпок ниже ватерлинии. В образовавшиеся отверстия хлынула ледяная вода, которая мгновенно заполнила нижние отсеки и, скорее всего, послужила причиной взрыва раскалённых паровых котлов.

Огромное судно стало стремительно погружаться в воды Атлантики. По словам очевидцев, вначале «Титаник» тонул на ровном киле, что указывает на то, что нижние отсеки заполнялись водой равномерно. Затем появился дифферент на нос. Корма стала подниматься вверх, достигла вертикального положения, и многотонная махина очень быстро пошла ко дну. Уже на большой глубине, в силу высокого давления, «Титаник» раскололся на две части, которые растащило по дну океана на более чем 500 метров.

Кому была выгодна гибель «Титаника»?

Выходит, что данная катастрофа не имеет ничего общего с тайнами Атлантического океана: вроде всё ясно. Да нет, торопиться с выводами не нужно. Как уже говорилось, существует много версий гибели океанского лайнера, и среди них нет ни одной, которую можно назвать истиной в последней инстанции. Существует множество других предположений, мнений очень авторитетных людей, рассматривающих причину страшной катастрофы совсем под другим углом зрения.

Так до наших дней бытует версия, что виновником аварии являлась сама компания «Уайт Стар Лайн» - владелец судна. Именно её руководители изначально планировали строительство «Титаника» с грубыми нарушениями всех возможных норм и правил. Целью этого грандиозного мошенничества было получение огромной страховки, которая могла бы поправить шаткое финансовое положение компании и спасти её от полного краха.

Именно поэтому, океанский лайнер, несмотря на предупреждения об айсбергах от находящихся в этом же районе судов, шёл с максимально возможной скоростью (20,5 миль в час). Задача у капитана судна была одна - спровоцировать столкновение «Титаника» с огромной плавучей льдиной.

Скорее всего никто даже и предположить не мог такого количества погибших людей, так как по всем расчётам выходило, что корабль будет тонуть долго. Главная ставка делалась на спасательные суда, у которые должно было хватить времени, чтобы добраться до места трагедии и успеть спасти всех пассажиров и находящиеся на борту ценности. Однако же, непредсказуемая судьба внесла свои коррективы в первоначальный сценарий.

Кроме этой довольно сомнительной и зыбкой версии есть и другая. Это пожар в угольном бункере. При длительном хранении, нижние слои угля начинают тлеть, выделяя взрывоопасный газ. Постепенно увеличивается температура, растёт концентрация паров газа. В такой ситуации взрыв может произойти от обычного толчка. Столкновение с айсбергом и стало тем детонатором, который вызвал огромный всплеск энергии, разорвавший и разваливший всю нижнюю часть судна.

Одним словом, и в наши дни нет единого мнения о причинах страшной трагедии. Раскрыть эту тайну Атлантического океана могут лишь останки корабля, покоящиеся на огромной глубине. Их скрупулёзное изучение десятками специалистов возможно только в нормальных земных условиях. Для этого нужно поднять «Титаник» со дна огромного водоёма.

Технически это осуществить чрезвычайно сложно. Что же касается финансовой стороны вопроса, то здесь другая картина. Хоть такие работы и будут стоить сумасшедших денег, но они с лихвой окупятся. Ведь не надо забывать, что на судне лежат слитки золота на сумму в 10 миллионов фунтов стерлингов. Тут также хранятся украшения, бриллианты, драгоценности богатейших людей мира, которые плыли на этом корабле. Фрагменты корпуса «Титаника», остатки интерьера, посуда уйдут с аукционов «на ура» по баснословным ценам.

Если рассматривать несчастный «Титаник» как источник материальных благ, то он отнюдь не одинок. Дно Атлантического океана - это Клондайк, Эльдорадо. Здесь лежит огромное количество кораблей, которые просто набиты драгоценными металлами, бриллиантами, другими ценностями, которые способны озолотить любого, кто доберётся до них. В этом то как раз и весь вопрос: пробиться сквозь толщь океанических вод - задача неподъёмная не только для отдельных авантюристов, но и для серьёзных фирм, и солидных финансовых структур.

Подводные кладбища кораблей

На начало XXI века существует немало компаний, специализирующихся на розыске затонувших кораблей. Овчинка стоит выделки, так как по оценке экспертов, только на дне Атлантики покоится не менее 80 000 судов всех стран и народов, потерпевших кораблекрушение за последние 400 лет, на борту которых лежит ценностей на сумму в 600 млрд. долларов.

Одна из таких компаний - американская компания «Одиссей» - обнаружила в 2007 году, в районе Канарских островов, испанское парусное судно. На его борту находилось 500 тыс. старинных золотых и серебряных монет. Их общий вес достигал 17 тонн, а стоимость равнялась 500 млн. долларов. Это на 100 млн. долларов больше тех богатств, которые были подняты в 1985 году с испанского галеона, затонувшего у берегов Флориды в двадцатые годы XVII века.

Львиная доля всех ценностей, ушедших на дно океана в XVI и в первой половине XVII веков, покоится именно на испанских судах, которые непрерывным караваном везли в Европу из Америки награбленное у индейских народов золото, серебро, драгоценные камни и изделия из них.

По идее, добытое таким способом добро не может являться собственностью государства. Правительство Испании рассудило иначе. В начале XXI века оно объявило 800 затонувших в XVI-XVIII веках испанских судов, перевозивших незаконно приобретённую утварь, - национальным достоянием. Денежный же эквивалент всего этого богатства оценивается в 130 млрд. долларов.

Подводные клады доступны для поисковых команд в прибрежных зонах Атлантического океана. Здесь, как правило, суда тонули, наскочив на мели или рифы. На бескрайних же водных просторах, где под килем лежит не менее 3000 метров, перевозившие груз галеоны, бригантины, фрегаты, а затем пароходы, теплоходы, яхты, линкоры шли на дно, испытав на себе всю мощь и силу океанских бурь (высота волн в Атлантике часто достигает 10-15 метров) или коварство и жестокость пиратских кораблей и подводных лодок врага в годы военных действий.

Соотношение же судов, утонувших в прибрежных зонах и в открытом океане за последние 400 лет, равно 85 к 15. То есть, оказывается, что чем ближе к берегу, тем опаснее. Только каждое седьмое судно гибло на бескрайних и величественных просторах Атлантического океана, остальные плавучие средства тонули в видимости родных или чужих берегов, до которых, как говорится, было рукой подать.

Одним из самых больших подводных кладбищ является пролив Ла-Манш. Его длина составляет 560 км, ширина на западе 240 км, на востоке 32 км, а средняя глубина 63 м. Только в некоторых местах глубина превышает эту отметку и доходит до 170 м. Здесь много отмелей, часты туманы. На дне пролива покоится бессчетное множество судов, особенно в его западной части.

По количеству кораблекрушений не отстают и воды в районе мыса Гаттерас (штат Северная Каролина, США). Здесь находится узкая длинная коса, восточный выступ которой собственно и является злополучным мысом. Это место характерно бесчисленными мелями, постоянными штормами, туманами, сильными течениями. Суда, отважившиеся приблизиться к этим берегам, подвергают себя вполне реальной опасности - проявление беспечности, легкомыслия и игнорирования лоции, практически постоянно, приводит к трагическим последствиям.

Бермудский треугольник


Самой же пожалуй интригующей тайной Атлантического океана можно назвать Бермудский треугольник. Его вершины лежат на южной оконечности Флориды, Бермудских островах и Пуэрто-Рико. Он входит в так называемый пояс Дьявола, частью которого является также Дьявольский треугольник, расположенный в тихоокеанских водах, вокруг острова Миякэ (Япония).

Ажиотаж, вокруг этого, на первый взгляд ничем непримечательного места, возник во второй половине XX века. Раньше, на протяжении сотен лет, вроде всё было нормально. Суда чинно пересекали это пространство океана, а находящиеся на них экипажи даже и не догадывались, какой смертельной опасности они себя подвергали.

Подобному возмутительному легкомыслию положил конец 1950 год. Именно тогда вышла небольшая статья корреспондента Ассошиейтид Пресс Эдварда Джонсона. Это была даже не статья, а тоненькая брошюрка, изданная во Флориде небольшим тиражом. Название она имела «Бермудский треугольник», а изложенные в ней факты рассказывали о таинственных исчезновениях судов и самолётов в районе Бермудских островов.

Бермудский треугольник

Внимание общественности она никаким боком не привлекла, но видимо заставила обратить на себя внимание отдельных людей, кормящихся от сенсаций и тиражей бестселлеров. Впрочем, понадобилось почти 15 лет, прежде чем свет увидела статья Винсента Гладдиса под названием «Смертоносный Бермудский треугольник». Напечатана она была в 1964 году в спиритическом журнале. С небольшим перерывом вышла книга этого же автора - «Невидимые горизонты». В ней, таинственному участку океана отводилась уже целая глава.

Более детальный солидный и ёмкий труд был предоставлен на суд читателей через десять лет. Автором этого бестселлера, названного просто и лаконично, - «Бермудский треугольник», стал Чарльз Берлиц. В ней приводилось множество данных о таинственных исчезновениях морских и воздушных судов, а также описывались непонятные явления, связанные с изменением свойств времени и пространства. Солидные издательства разных стран перепечатали эту книгу, и, за короткий срок, о Бермудском треугольнике узнали десятки миллионов граждан, живущих в разных концах планеты.

В любом деле всегда найдутся въедливые скептики, которых хлебом не корми, а дай ложкой дёгтя испортить бочку с мёдом. Удар по так удачно и динамично распространяющейся сенсации был нанесён уже в следующем 1975 году американским журналистом Лоренсом Дэвидом Куше. Сей господин не оставил камня на камне от всех доводов и утверждений Чарльза Берлица на страницах своей книги «Тайна Бермудского треугольника разгадана».

К чести автора, содержание книги отнюдь не бездоказательная критика, в основе которой лежала бы зависть к более удачномуи пронырливому коллеге, а серьёзное исследование, базирующееся на кропотливом изучении документов и рассказах очевидцев. Именно на основании фактического материала было выявлено множество ошибок, неточностей, а иногда и откровенных мистификаций в работе Чарльза Берлица.

Вывод книги Лоренса Дэвида Куше однозначен: ничего таинственного, сверхъестественного, необъяснимого в Бермудском треугольнике не происходит. Статистика трагедий на этом участке Атлантического океана соответствует аналогичным данным в любом другом месте огромного водоёма. Таинственные исчезновения материальных объектов выдуманы, а рассказы о брошенных экипажами судах, о потерянном времени, о мгновенном перемещении в пространстве на сотни километров - миф.

Критики аномальных явлений - люди трезвомыслящие. Чтобы в чём-то их убедить, нужно предоставить железные доказательства этого явления. Но в повседневной жизни всё не так просто. То, что лежит за гранью реального, не поддаётся объяснению с точки зрения законов физики, механики или химии. Здесь скорее доминирует человеческое воображение и вера в таинственное и необычное.

К слову сказать, многие паранормальные явления, имеющие место в Бермудском треугольнике, можно истолковать, как прямое следствие обычных банальных процессов, происходящих в водах Атлантики. К примеру, таинственное исчезновение морских судов имеет простое объяснение, связанное с выбросами метана. Этот газ вырывается из находящихся на морском дне залежей газовых гидратов и насыщает собой воду. Плотность последней резко падает. Попавшее на такой участок океана судно мгновенно тонет.

Вырвавшийся на свободу метан не ограничивается только водной средой. Он поднимается в воздух и также снижает его плотность. Это может повлечь за собой гибель воздушных судов, которую объяснить находящимся на земле людям практически невозможно. Не надо забывать, что газ очень быстро рассеивается как в водной, так и в воздушной среде. То есть он является убийцей, не оставляющим после себя никаких следов.

Аномалии со временем можно объяснить повышенной активностью магнитного поля в зоне Бермудского треугольника. Оказавшиеся в сгустке магнитных сил пассажиры самолёта могут убедиться в их воздействии, глядя на остановившиеся или замедлившие свой ход стрелки ручных часов. По прошествии какого-то времени негативный фактор исчезает, часы опять начинают идти нормально, но все без исключения отстают на одинаковое количество минут. Это порождает ложное мнение, что самолёт пропадал в другом измерении.

Если же говорить о найденных в океане судах, на которых не было ни одного члена экипажа, то здесь вину можно свалить на инфразвук, который возникает на водной поверхности при определённых условиях. Мозг человека, сердце, другие органы его тела - все они имеют свою частоту колебаний. Если какие-то из них совпадут с частотой инфразвука, то получившийся резонанс может безжалостно ударить по психике людей, повергнуть их в ужас и панику, заставить прыгать за борт и гибнуть в воде.

Все представленные доводы выглядят вполне убедительно и реалистично. Но нельзя забывать, что это не доказательства, а только предположения. Сторонники паранормальной версии также могут выложить на суд общественности своё видение проблемы, которое будет не менее убедительным и найдёт много приверженцев.

Где же истина? Наверное, как всегда, посередине. Трезвый взгляд в сочетании с верой в необычное и сверхъестественное будет более продуктивным в решении загадок не только Бермудского треугольника, но и других тайн Атлантического океана, которых великое множество как на его поверхности, так и в тёмных глубинах.

По материала factruz

Атлантический океан является вторым по величине океаном планеты. Он распо-ложен между Гренландией и Исландией на севере, Европой и Африкой на восто-ке, Северной и Южной Америкой на западе и Антарктидой на юге. Береговая ли-ния океана сильно изрезана в Северном полушарии и слабо — в Южном. Наиболь-шая глубина — 8742 м в жёлобе Пуэрто-Рико.

Площадь Атлантического океана с моря-ми — 91,6 млн км 2 , средняя глубина — 3332 м, максимальная глубина — 8742 м.

Атлантический океан образовался после распада Гондваны и Лавразии (в мезозое), он сравнительно молод. Через океан в меридиональном направлении протянулся Срединно-Атлантический хребет, который делит его на западную и восточную части.

Атлантический океан расположен почти во всех климатических поясах, кроме арктического, но наибольшая его часть лежит в областях экваториального, субэква-ториального, тропического и субтропического климата. В умеренных широтах Се-верного полушария господствуют сильные западные ветры, но наибольшей силы они достигают в умеренных широ-тах Южного полушария. В субтро-пических и тропических широтах преобладают пассаты.

В Атлантическом океане хоро-шо выражены течения, направлен-ные почти в меридиональном на-правлении. Это связано с большой вытянутостью океана с севера на юг и очертаниями его береговой линии. Наиболее известно тёплое течение Гольфстрим и его про-должение — Северо-Атланти-ческое течение.

Солёность вод океана в целом выше средней солёности вод Миро-вого океана, а органический мир беднее с точки зрения биоразнообра-зия в сравнении с Тихим океаном.

С древнейших времён Атланти-ческий океан стал осваиваться людьми и сейчас считается наиболее освоенным. Через Атлантику проходят важные морские пути, соединяющие Европу с Северной Америкой и обе эти части света с нефтяными странами Персидского залива. Шельфы Северного моря и Мексиканского залива — места до-бычи нефти. Материал с сайта

Моря Атлантического океана — основные районы рыболовства, здесь вылавлива-ют до половины мирового улова рыбы. Главные районы рыболовства — это шельфы, т. е. относительно мелководные участки океана. Промысловое значение имеют сель-девые рыбы (сельдь, сардины), тресковые (треска, пикша, навага), скумбрия, камбала, палтус, морской окунь, угорь, шпроты и др. (рис. 60). К сожалению, резко сократи-лись запасы атлантической сельди и трески, морского окуня и других видов рыб. Се-годня особо остро стоит проблема сохранения биологических и минеральных ресур-сов не только Атлантического, но и остальных океанов. Рыболовецкие страны мира договариваются о допустимом вылове рыбы и мерах борьбы с браконьерами.



Статьи по теме: