Глобальные проблемы человечества. Глобальные проблемы: примеры, взаимосвязь и причины

Все общепланетарные проблемы теснейшим образом взаимосвязаны (рис. 4). При этом проблему сохранения мира на Земле, предотвращения ядерной войны обычно называют проблемой номер один, так как от нее зависит само существование цивилизации, жизни на планете. Общепринятая универсальность этой «метапроблемы» иногда служит причиной того, что ее выносят как бы за скобки. Между тем она является приоритетной не только вследствие своей «фатальности», но и потому, что высвобождение гигантских средств, идущих на гонку вооружений, даст условия и средства для успешного решения других проблем, может создать принципиально новую обстановку широкого международного сотрудничества в самых различных областях. По мнению многих экспертов, для достижения, например, самообеспеченности слаборазвитых стран продовольствием им необходима целевая внешняя помощь порядка 5 млрд долл, в год, что составляет меньше 1% сегодняшних расходов на вооружение. Думается, это слишком оптимистичная точка зрения на решение продовольственной проблемы, однако она подтверждает жизненно важное значение демилитаризации.
Экологическую проблему условно можно поставить на второе место. Остальные проблемы могут решаться

Рис. 4. Взаимосвязь основных глобальных проблем

хуже или лучше, от этого будет зависеть, например, более или менее полное обеспечение продовольствием, энергией и ресурсами, но состояние окружающей среды в наибольшей степени определяют сами условия жизни людей. При этом экологическая проблема теснейшим образом связана с разоружением, о чем свидетельствует, кстати, то обстоятельство, что массовое экологическое движение на Западе (партии «зеленых» и другие движения), начавшееся с проблем окружающей среды, неминуемо вышло на антивоенные, антиядерные цели и лозунги.
Приведем другие примеры связи глобальных проблем. Так, демографическая и продовольственная проблемы ассоциируются как друг с другом, так и с охраной природной среды. Ведь «планирование семьи» в развивающихся странах позволит быстрее освободиться от голода и недоедания, а прогресс сельского хозяйства, его современная организация ослабят давление на окружающую среду. Просматриваются глубокие связи продовольственной и ресурсной проблем с преодолением отсталости многими странами и с экологией. Так, улучшение питания и более разумное использование ресурсного, и в частности минерально-сырьевого, потенциала - главный путь повышения жизненного уровня населения слаборазвитых государств. В то же время сырьевая ориентация их хозяйства, преобладание «первых этажей» обработки сырья и монокультуры в сельском хозяйстве усугубляются экологическими трудностями. Широкие разнообразные связи с другими проблемами обнаруживает и освоение Мирового океана. Использование его ресурсов поможет решить (или смягчить) такие проблемы, как сырьевая, энергетическая, продовольственная.
Обширными каналами взаимопроникновения характеризуются также глобальные проблемы социального и культурного плана (межнациональных отношений, кризиса культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.). В свою очередь, они тесно связаны с проблемами политического, экономического и научного характера.
" Подытоживая сказанное, отметим, что в решении глобальных проблем человечества главную роль призваны сыграть социальные преобразования во всех странах мира, переоценка ранее устоявшихся экономических, политических, культурных и идеологических ценностей. Многое будет зависеть от изменения человеческих качеств, жизненных целей, сознания и морали, умения заимствовать лучший опыт. «Если все население Земли будет обладать производительностью труда Швейцарии, стандартом потребления Китая, социальным выравниванием Швеции и дисциплиной Японии, то планета сможет выдержать во много раз большее количество населения, чем сегодня», - утверждает профессор Массачусетского технологического института Л. Туроу (правда, он тут же высказывает и альтернативный тезис: «Если производительность везде будет такой же, как в Чаде, а стандарты потребления, как в США, социальное и классовое сознание, как в Индии, и общественная дисциплина, как в Аргентине, трудно будет выдержать и современную численность населения»).
В том случае, если продлится мир на Земле, творческая энергия народов, опираясь на достижения науки и техники, наверняка решит многие вопросы, которые сейчас волнуют человечество. Однако тогда перед нашими потомками возникнут новые, неизвестные проблемы. Что ж, такова диалектика жизни.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Попытайтесь, хотя бы схематично, определить задачи отдельных направлений глобалистики: 1) философского; 2) экономического; 3) политического; 4) прогностического; 5) географического. Могли бы вы назвать какие-то явления или процессы в природе или обществе, которые дали (или дают) импульсы для развития научных исследований в области глобалистики? Известно, что в основе любой классификационной схемы лежит логическая точка отсчета, т. е. критерий. Попытайтесь классифицировать глобальные проблемы по следующим критериям:
а) острота проявления;
б) время (очередность) возникновения;
в) возможность позитивного решения (смягчения). Какие из глобальных проблем затрагивают ваши личные интересы? В чем состоит практическая сила глобальной географии как научного направления? Разработки в какой области глобальной географии вам кажутся наиболее перспективными? Какова польза глобального моделирования? Чем объяснить трудности с подбором социальных индикаторов при глобальном моделировании (особенно при попытках формализации человеческих качеств и нужд)? Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий:
глобалистика; географическая глобалистика; глобальная гео* графия; геосферно-биосферные модели; алармистские модели; социальные индикаторы в глобальных моделях.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. - М., 1999. Кинг А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция: доклад Римского клуба. - М., 1991. Кондратьев К. Я. Экодинамика и геополитика. Т. 1: Глобальные проблемы. - СПб., 1999. Медоуз Д. Пределы роста. - М., 1991. Медоуз Д. За пределами роста. - М., 1994. Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству? - М., 1999.
урок з. Меняющийся дик Земли
Планета Земля - место обитания человека. Итак, населенная человеком Земля является главным объектом исследования глобальной географии. Это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», называемого Солнцем. Если «поиграть в масштабы», то Солнце и Землю можно представить размерами соответственно с апельсин и булавочную головку. Последняя, однако, достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. Кроме гравитационного, Земля обладает магнитным и тесно связанным с ним электрическим полем.
Жизнь человека протекает на земной поверхности, общая площадь которой составляет около 510 млн км2. Из них чуть менее трети (149 млн км2) приходится на долю материков. Именно с земной поверхностью ассоциируется выражение, вынесенное нами в название настоящей темы «Лик Земли». Нетрудно видеть, что это и есть географическая среда - та часть географической оболочки, или геоверсума, которая освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества.
За 5 млрд лет существования Земли природа постаралась создать условия для развития органической жизни на планете, в частности для обитания человека, близкие к идеальным. Безошибочно можно назвать три важнейших источника жизни на Земле: энергия Солнца, воздух и вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия - главная «виновница» возникновения жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ей создается биомасса (в процессе фотосинтеза), движутся воздушные потоки, воды в океанах. При этом следует помнить, что атмосфера пропускает к земной поверхности лишь 67% притока энергии, 27% - поглощает, а 6% - отражает. Огромное количество опасных для всего живого ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой.
Воздух, пригодный для дыхания человека и животных, сосредоточен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, на 21% из кислорода, на 1% из аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). В значительной мере благодаря кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается деятельность его мозга, нервной системы и т. д.
Наконец, все известные нам формы жизни нуждаются в воде, в ее жидкой фазе. Основное условие жизни человека - это чистая питьевая вода, необходимая для приготовления пищи, выведения отходов и ядовитых веществ из организма и т. д. Понятие «чистая вода» в известной мере условно, так как спутниками воды могут быть вещества и микроорганизмы в различной концентрации.
Можно сказать, что освоенное пространство земной поверхности (лик Земли) представляет собой, в сущности, зону взаимного проникновения литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и социосферы. И то и другое представляет собой тот объект, вокруг которого «группируются» идеи глобальной географии. В то же время заметим, что лик Земли не может считаться «вотчиной» одной лишь географии: он служит неиссякаемым "источником эмпирических данных, поставляемых многим другим научным дисциплинам.

Проблемы современности и будущее человечества – именно эти вопросы волнуют всех современных политиков и учёных. Это вполне объяснимо. Ведь от решения современных проблем действительно зависит будущее Земли и всего человечества.

Происхождения термина

Термин «глобальные проблемы» стал появляться в научной литературе в конце 60-ых годов прошлого века. Так учёные охарактеризовали и новые проблемы, появившиеся на стыке промышленной и информационной эпох, и старые, существовавшие в системе «человек – природа – общество», усугубившиеся и обострившиеся в современных условиях.

Рис 1. Загрязнение окружающей среды

Глобальные проблемы – это проблемы, которые невозможно решить силами одной страны или одного народа, но, при этом, от их решения зависит судьба всей человеческой цивилизации.

Причины возникновения

Учёные выделяют две большие группы причин, приведших к появлению глобальных проблем.

  • Перерастание локальных проблем, конфликтов и противоречий во всемирные (это обусловлено процессом глобализации, объединения и обобщения человечества).
  • Активная преобразующая деятельность человека, влияющая на природу, политическую ситуацию и социум.

Виды глобальных проблем

К глобальным проблемам стоящим перед человечеством относятся три большие группы проблем (современная классификация).

Таблица «Список глобальных проблем человечества»

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Группа Суть проблем (характеристика) Примеры основных глобальных проблем, входящие в группу
Интерсоциальные глобальные проблемы Проблемы, существующие в системе «общество – общество», связанные с сохранением безопасности и мира на планете 1. Проблема предотвращения мировой ядерной катастрофы.

2. Проблема войны и мира.

3. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

4. Создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов.

Экологические проблемы Проблемы, существующие в системе «общество – природа», связанные с преодолением различных экологических проблем 1. Сырьевая проблема.

2. Продовольственная проблема.

3. Энергетическая проблема.

4. Предотвращение загрязнения окружающей среды.

5. Предотвращение исчезновения различных животных и растений.

Социальные проблемы Проблемы, существующие в системе «человек-общество», связанные с преодолением сложных социальных проблем 1. Демографическая проблема.

2. Проблема сохранения здоровья человека.

3. Проблема распространения образования.

4. Преодоление отрицательных воздействий НТР (научно-технической революции).

Все глобальные проблемы связаны друг с другом и влияют друг на друга. Невозможно решать их по отдельности, необходим комплексный подход. Именно поэтому были выделены приоритетные глобальные проблемы, суть которых схожа, и от решения которых зависит ближайшее будущее Земли.

Представим зависимость проблем друг от друга схематически и назовём глобальные проблемы человечества в порядке их значимости.

Рис 2. Связь глобальных проблем друг с другом

  • Проблема мира (разоружения стран и предотвращения нового мирового глобального конфликта) связана с проблемой (далее «–») преодоления отсталости развивающихся стран.
  • Экологическая проблема – демографическая проблема.
  • Энергетическая проблема – сырьевая проблема.
  • Продовольственная проблема – использование Мирового океана.

Интересно, что решение всех глобальных проблем возможно, если попробовать решить самую главную и актуальную на сегодняшний момент проблему – мировое освоение космоса.

Общие черты (признаки) глобальных проблем

Несмотря на то, что глобальных проблем на современном этапе развития человечества много, все они имеют общие черты:

  • они затрагивают жизнедеятельность всего человечества сразу;
  • они являются объективным фактором развития человечества;
  • они требуют настоятельного решения;
  • они предполагают международное сотрудничество;
  • от их решения зависит судьба всей человеческой цивилизации.

Рис 3. Проблема голода в странах Африки

Основные направления разрешения мировых проблем и угроз

Для решения глобальных проблем необходимы усилия всего человечества, и не только материальные и физические, но и психологические. Для того чтобы работа была успешной, необходимо

  • сформировать новое планетарное сознание, постоянно информировать людей об угрозах, давать им только актуальную информацию, обучать;
  • разработать эффективную систему сотрудничества стран в вопросе решения глобальных проблем: изучение, контроль за состоянием, предотвращение усугубления ситуации, создание системы прогнозирования;
  • сконцентрировать большое количество сил именно на решении глобальных проблем.

Социальные прогнозы существования человечества

Исходя из того, что в настоящий момент происходит усугубление и расширение списка глобальных проблем, учёные делают социальные прогнозы существования человечества:

  • пессимистический прогноз или экологический пессимизм (есликратко, то суть прогноза сводится к тому, что человечество ждёт масштабная экологическая катастрофа и неизбежная гибель);
  • оптимистический прогноз или научно-технический оптимизм (учёные надеются, что НТП приведет к тому, что глобальные проблемы разрешаться).

Что мы узнали?

Термин «глобальные проблемы» не новый, и он не обозначает только те проблемы, которые появились в конце XX века. Все глобальные проблемы имеют как свои особенности, так и схожие черты. Они взаимосвязаны и решения одной проблемы зависит от своевременного разрешения другой.

Тема «Глобальные проблемы современности» является одной из основных на уроках обществознания в школе. На тему «Глобальные проблемы, угрозы и вызовы» делают доклады и пишут рефераты, причём нужно не только привести примеры проблем, но и показать их связь, и объяснить, как возможно справится с той или иной проблемой.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 195.

Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) это совокупность проблем человечества, решение которых обеспечивает социальный прогресс и сохранение цивилизации. Иначе говоря, предотвращение мировой термоядерной войны, а также обеспечение мирных условий для развития народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды: атмосферы, мирового океана и т.п.; преодоление возрастающего разрыва между развивающимися и развитыми странами в экономическом уровне и доходах на душу населения, также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами (возобновляемыми/не возобновляемыми), включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение "демографического взрыва" в развивающихся странах и снижение риска возникновения опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

Терроризм

Ещё одной из острейших проблем современности, связанных со сферой международных отношений, является проблема терроризма.

Во-первых, международный терроризм получает все более широкое распространение на нашей планете. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов

Во-вторых, терроризм - это серьезная угроза безопасности отдельных государств, да и мирового сообщества в целом.

В-третьих, преодоление международного терроризма требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете.

В-четвертых, все более явной становится связь международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности, такими как: угроза третьей мировой войны, нехватка продовольствия.

В отличие от остальных проблема международного терроризма имеет свои отличительные черты. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Другая отличительная черта проблемы международного терроризма - это значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Несомненно, это влияние ведет к обострению данной проблемы.

Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками.

Еще одна специфическая черта международного терроризма является ее сложная прогнозируемость. В большинстве случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, агрессивно настроенные политики. Терроризм можно рассматривать как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены другими методами.

Демографическая проблема

На данный момент причины малодетности семей не являются секретом: роды убавляют здоровье женщины. Всевозможные растяжки, разрывы, варикоз вен, вымывание кальция из организма, инфекции, ну и в конце концов - смерть во время родов.… В дальнейшем, в процессе воспитания малыша женщина вынуждена отрываться от работы, терять зарплату, а порою и само заработное место. Ей приходится попадать в экономическую зависимость от мужа. Также дети требуют немалых расходов на их питание, одежду, игрушки, образование. Одним словом - дети обходятся недешево. В такой ситуации воспитание одного ребёнка становится затруднительно, а двух и более - непосильным трудом.

Продовольственная проблема

Продовольствие - это важнейший фонд жизненных функций человечества. Недостаточное и неполноценное питание значительной части населения планеты оказывает огромное влияние на всё человечество, Особенно пагубно голод и недоедание сказывается на здоровье детей, так как это замедляет их психофизическое развитие, а также влияет на потерю зрения. (недостаток витамина А)

Зона, которую затронула продовольственная проблема, включает в себя Африку к югу от Сахары, исключая ЮАР, Западную Азию, Южную и Юго-Восточную Азию, Карибский бассейн, некоторую часть Южной Америки.

Экологическая проблема

Одна из наиболее обширных проблем - экологическая. Она включает в себя такие проблемы как: проблема загрязнения Мирового океана, вредные примеси пирогенного происхождения в воздухе, разрушение озонового слоя атмосферы, кислотные дожди…

Тысячелетиями, загрязняя атмосферу, человечество долгое время не задумывалось о последствиях. С началом работы промышленных предприятий начал осуществляться выброс в природу вредных веществ, таких как например оксид углерода, сернистый ангидрид, сероводород и сероуглерод, окислы азота, соединения фтора и хлора.

1.Оксид углерода.

В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий.

Это соединение химических веществ способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.

2.Окись азота.

Источники выброса - предприятия, которые производят азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, и вискозный шелк.

3.Соединение фтора и хлора.

Источники выброса - предприятия, производящие алюминий, стекло, сталь, соляную кислоту и органические красители. Поступая в атмосферу в виде газообразных веществ, они разрушающих слои атмосферы.

Нефть - это вязкая маслянистая жидкость, которая имеет темно-коричневый цвет. Её добывают с целью приумножить свое благосостояние, совершенно не заботясь о том, что от этого погибает природа в связи с истончением атмосферного слоя биосферы.

Нефть образует эмульсии на поверхности воды, уничтожая на своём пути флору и фауну. Потому одной из важных проблем является нехватка пресной воды в реках и озерах. Особую опасность экологии планеты несет сброс и захоронение химических и радиоактивных отходов - дампинг.

Не менее важной экологической проблемой является разрушение озонового слоя, появление озоновых дыр. Озон является важным компонентом, защищающим нас от вредных веществ, поступающих из космоса. Таких как: «звездная пыль». В тонком слое атмосферы появились дыры, которые пропускают солнечные лучи, которые вызывают не только сердечные приступы, они также увеличивают риск заболевания раком кожи.

Кислотные дожди. Они вызывают подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв, затем потоками воды кислотность распространяется на всю почву, вызывая подкисление грунтовых вод. Растения впитывают вместе с водой в себя все нечистоты. Далее растения поедают животные. В связи с употреблением данных растений или же мяса животных у людей может возникнуть облысение, язвы и т.п.

СПИД и наркомания

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- это чума XX в. Данное заболевание впервые обнаружили в США в 1981 г., далее оно стремительными темпами стало распространяться по всему миру. Главная причина этого - половая распущенность современного "цивилизованного" человека и наркомании.

Проблема наркомании связана с тем, что в 90-е годы не осуществлялось в нужных количествах финансирование программ по борьбе с наркоманией.

СПИД и наркомания оказываю пагубное влияние в основном на наиболее молодую часть общества. Существует много причин растущей тяги молодёжи к наркотическим веществам, в том числе: не сложившиеся отношения с родителями и сверстниками, неудачи в любви, отсутствие места работы и учёбы, связанная с этим неудовлетворённость жизнью. Наркотики же «помогают» человеку забыться и расслабится, создавая ИЛЛЮЗИЮ счастья, за которой скрываются ужасные последствия…

Алкоголизм и табакокурение

Алкоголь опасный враг здоровья человека. Злоупотребление спиртными напитками - причина многих тяжёлых заболеваний, преждевременного старения. Продолжительность жизни алкоголиков на 14-18 лет меньше, чем у непьющих людей.

Приём алкоголя ведёт к деградации личности, нервным заболеваниям.

Табак - несомненный спутник алкоголя. Табак имеет удивительное свойство - способность вызывать привыкание.

По данным ВОЗ:

· общая смертность курящих превышает смертность некурящих на 30-80%;

· табак убивает людей в 4 раза больше, чем автокатастрофы;

· у курильщиков заметно ухудшается память;

· у курильщика сердце работает на 3-4 часа больше каждые сутки. Только одна выкуренная сигарета повышает кровяное давление на 10 мм рт. ст.;

· у курящих женщин выкидыши и мертворожденные дети встречаются в 2-3 раза чаще, чем у некурящих »

Взаимосвязь глобальных проблем

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом. В пример, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды.

Другим примером может служить связь проблемы нехватки продовольствия и демографической проблемы, голод и недоедание не дают людям уверенности в завтрашнем дне, а значит, уменьшает желание продолжение человеческого рода в связи с малой возможность прокормить не только детей, а даже себя.

Проблема терроризма пересекается с проблемой термоядерной войны, в том случае если террористы смогут завладеть ядерным оружием.

Всё это говорит о том, что глобальные проблемы неразрывно связаны между собой. Обострение одной ведёт к обострению и других проблем. Потому и решение их так же должно осуществляться неразрывно.

Литература

1. http://antiquehistory.ru/filosofiya-drevney-indii-kratko/

2. http://studopedia.ru/1_111295_soznanie-mishlenie-i-yazik.html

3. http://otherreferats.allbest.ru/history/00192819_0.html

ОБЩЕСТВО

Институты

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

Ответ:

Институт общества - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты, действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели. Институты общества – сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.

Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами взаимосвязь и взаимодействие между сферами общества.

ОТВЕТ:

2) Формирование институтов гражданского общества, общественных движений и инициатив в основном представителями средних слоев, обладающих экономической независимостью и достатком иллюстрирует взаимосвязи между экономической, социальной и политической жизнью общества;

3) Снижение уровня жизни общества и, следующее за ним уменьшение интереса к культуре, к культурному наследию прошлого иллюстрирует связи между социальной и духовной сферами общества.

Глобальные проблемы

С6. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности

Ответ:

Совершенствование и развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества; результат социального прогресса и др.

С 7. По поводу глобальных проблем современности существует мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обреченность мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведенным мнением? Свою позицию аргументируйте.



Ответ:

Признаки:

  1. Они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;
  2. Они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на земле;
  3. Они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества

Происходящая в современных условиях НТР создает реальные технико –технологические основы для решения глобальных проблем. Все большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей. Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов, диалогом. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создает условия для совместных действий по решению глобальных проблем.

С 6. Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

Ответ:

1) потепление климата приводит, например, к таянию поляр­ных льдов и повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, погло­тить острова и архипелаги, т. е. ставится под угрозу среда существования человечества;

2) от изменения климата, являющегося, по мнению большин­ства ученых, результатом преобразовательной деятельности человека, страдает население всех стран и континентов;

3) истребление отдельных видов животных, например мор­ской коровы, влияет не только на локальную экосистему, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобаль­ной экосистемы.

С6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Ответ:

1)значительное количество локальных вооружений конфликтов приходится на страны «третьего мира» некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт);

2)из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иранская война);

3)бедность отдельных регионов планеты способствуют распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации)

С 6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Ответ:

1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2)быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

С 7. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь, каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы .

Ответ:

Демографическая;

Экологическая;

Разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

С 6. Со­вре­мен­ный мир не из­бав­лен от ряда ло­каль­ных войн, во­оружённых кон­флик­тов. Мно­гие мыс­ли­те­ли от­но­сят ло­каль­ные войны со­вре­мен­но­сти к гло­баль­ным про­бле­мам, угро­зам, сто­я­щим перед всем че­ло­ве­че­ством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние при­ведённой по­зи­ции.

Ответ:

1) любой ло­каль­ный кон­фликт, ло­каль­ная война могут стать аре­ной при­ме­не­ния ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния (хи­ми­че­ско­го, бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го, ядер­но­го);

2) в ло­каль­ный кон­фликт могут втя­нуть­ся тре­тьи стра­ны, и тогда он пе­ре­рас­тет в ре­ги­о­наль­ный или даже ми­ро­вой;

3) любой ло­каль­ный кон­фликт яв­ля­ет­ся поч­вой для фи­нан­со­вой под­пит­ки тер­ро­ри­сти­че­ских ор­га­ни­за­ций, ла­ге­рей под­го­тов­ки бо­е­ви­ков, уси­ле­ния опас­но­сти де­я­тель­но­сти меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­стов и т. д.

Глобализация

С7. Разделяете ли вы следующую точку зрения: «Глобализация представляет собой очередную разновидность колонизации одной частью планеты другой её части. В основе же такой колонизации – монополии США на производство целого ряда высокотехнологичных видов продукции: вооружении, микропроцессоры, фармацевтика, операционные системы, продукция Голливуда и др.»? Приведите необходимые аргументы. Можно ли утверждать, что глобализация является закономерным процессом? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

Представленная точка зрения отличается односторонностью и не раскрывает всей полноты такого нового исторического феномена планетарного масштаба, каким является глобализация. Это не только транснационализация производства и потребления, но и стремительное «перемешивание» рас и народностей; концентрация «умов» на ведущих и приоритетных научных направлениях; «переваривание» культурно-мировоззренческих укладов, в т.ч. сотрудничество и духовное взаимопроникновение различных религий и конфессий; интегрирование миллионов людей в новые, ранее непривычные для них условия повседневной жизни. Глобализация является закономерным процессом. В основе его объективности – научно технический прогресс и экономический рост. Интернет, информационно-комуникационные технологии, спутниковая связь – все это определяет огромное ускорение оборота финансового капитала, а значит и повышение доходности вложенных средств, рост инвестиций и свободно оборачиваемых капиталов в мировом масштабе.

С 7. Анализ современных тенденций мирового развития показывает, что транснациональные корпорации с их полиэтническим персоналом, международные профессиональные сообщества, правительственные организации, неформальные группы по интересам, возникающие на базе Интернета, играют возрастающую роль в мировой экономике. В различных сферах деятельности стараниями наиболее и хорошо подготовленных людей появляются многочисленные формальные и неформальные объединения «граждан мира».О каком явлении идет речь? Приведите 3 признака этого явления.

Ответ:

Речь идет о глобализации.

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().



Статьи по теме: