Гоголь нос краткое содержание брифли. Н

Описанное происшествие, по свидетельству повествователя, случилось в Петербурге, марта 25 числа. Цирюльник Иван Яковлевич, откушивая поутру свежего хлеба, испеченного его супругою Прасковьей Осиповной, находит в нем нос. Озадаченный сим несбыточным происшествием, узнав нос коллежского асессора Ковалева, он тщетно ищет способа избавиться от своей находки. Наконец он кидает его с Исакиевского моста и, против всякого ожидания, задерживается квартальным надзирателем с большими бакенбардами. Коллежский же асессор Ковалев (более любивший именоваться майором), пробудясь тем же утром с намерением осмотреть вскочивший давеча на носу прыщик, не обнаруживает и самого носа. Майор Ковалев, имеющий необходимость в приличной внешности, ибо цель его приезда в столицу в приискании места в каком-нибудь видном департаменте и, возможно, женитьбе (по случаю чего он во многих домах знаком с дамами: Чехтыревой, статской советницей, Пелагеей Григорьевной Подточиной, штаб-офицершей), - отправляется к обер-полицмейстеру, но на пути встречает собственный свой нос (облаченный, впрочем, в шитый золотом мундир и шляпу с плюмажем, обличающую в нем статского советника). Нос садится в карету и отправляется в Казанский собор, где молится с видом величайшей набожности.

Майор Ковалев, поначалу робея, а затем и называя впрямую нос приличествующим ему именем, не преуспевает в своих намерениях и, отвлекшись на даму в шляпке, легкой, как пирожное, теряет неуступчивого собеседника. Не найдя дома обер-полицмейстера, Ковалев едет в газетную экспедицию, желая дать объявление о пропаже, но седой чиновник отказывает ему («Газета может потерять репутацию») и, полный сострадания, предлагает понюхать табачку, чем совершенно расстраивает майора Ковалева. Он отправляется к частному приставу, но застает того в расположении поспать после обеда и выслушивает раздраженные замечания по поводу «всяких майоров», кои таскаются черт знает где, и о том, что приличному человеку носа не оторвут. Пришед домой, опечал-

енный Ковалев обдумывает причины странной пропажи и решает, что виною всему штаб-офицерша Подточина, на дочери которой он не торопился жениться, и она, верно из мщения, наняла каких-нибудь бабок-колодовок. Внезапное явление полицейского чиновника, принесшего завернутый в бумажку нос и объявившего, что тот был перехвачен по дороге в Ригу с фальшивым пашпортом, - повергает Ковалева в радостное беспамятство.

Однако радость его преждевременна: нос не пристает к прежнему месту. Призванный доктор не берется приставить нос, уверяя, что будет еще хуже, и побуждает Ковалева поместить нос в банку со спиртом и продать за порядочные деньги. Несчастный Ковалев пишет штаб-офицерше Подточиной, упрекая, угрожая и требуя немедленно вернуть нос на место. Ответ штаб-офицерши обличает полную ее невиновность, ибо являет такую степень непонимания, какую нельзя представить нарочно.

Меж тем по столице распространяются и обрастают многими подробностями слухи: говорят, что ровно в три нос коллежского асессора Ковалева прогуливается по Невскому, затем - что он находится в магазине Юнкера, потом - в Таврическом саду; ко всем этим местам стекается множество народу, и предприимчивые спекуляторы выстраивают скамеечки для удобства наблюдения. Так или иначе, но апреля 7 числа нос очутился вновь на своем месте. К счастливому Ковалеву является цирюльник Иван Яковлевич и бреет его с величайшей осторожностью и смущением. В один день майор Ковалев успевает всюду: и в кондитерскую, и в департамент, где искал места, и к приятелю своему, тоже коллежскому асессору или майору, встречает на пути штаб-офицершу Подточину с дочерью, в беседе с коими основательно нюхает табак.

Описание его счастливого расположения духа прерывается внезапным признанием сочинителя, что в истории этой есть много неправдоподобного и что особенно удивительно, что находятся авторы, берущие подобные сюжеты. По некотором размышлении сочинитель все же заявляет, что происшествия такие редко, но все же случаются.

Описанное происшествие, по свидетельству повествователя, случилось в Петербурге, марта 25 числа. Цирюльник Иван Яковлевич, откушивая поутру свежего хлеба, испечённого его супругою Прасковьей Осиповной, находит в нем нос. Озадаченный сим несбыточным происшествием, узнав нос коллежского асессора Ковалева, он тщетно ищет способа избавиться от своей находки. Наконец он кидает его с Исакиевского моста и, против всякого ожидания, задерживается квартальным надзирателем с большими бакенбардами.

Коллежский же асессор Ковалев (более любивший именоваться майором), пробудясь тем же утром с намерением осмотреть вскочивший давеча на носу прыщик, не обнаруживает и самого носа. Майор Ковалев, имеющий необходимость в приличной внешности, ибо цель его приезда в столицу в приискании места в каком-нибудь видном департаменте и, возможно, женитьбе (по случаю чего он во многих домах знаком с дамами: Чехтыревой, статской советницей, Пелагеей Григорьевной Подточиной, штаб-офицершей), - отправляется к обер-полицмейстеру, но на пути встречает собственный свой нос (облачённый, впрочем, в шитый золотом мундир и шляпу с плюмажем, обличающую в нем статского советника). Нос садится в карету и отправляется в Казанский собор, где молится с видом величайшей набожности.

Майор Ковалев, поначалу робея, а затем и называя впрямую нос приличествующим ему именем, не преуспевает в своих намерениях и, отвлёкшись на даму в шляпке, лёгкой, как пирожное, теряет неуступчивого собеседника. Не найдя дома обер-полицмейстера, Ковалев едет в газетную экспедицию, желая дать объявление о пропаже, но седой чиновник отказывает ему («Газета может потерять репутацию») и, полный сострадания, предлагает понюхать табачку, чем совершенно расстраивает майора Ковалева. Он отправляется к частному приставу, но застаёт того в расположении поспать после обеда и выслушивает раздражённые замечания по поводу «всяких майоров», кои таскаются черт знает где, и о том, что приличному человеку носа не оторвут. Придя домой, опечаленный Ковалев обдумывает причины странной пропажи и решает, что виною всему штаб-офицерша Подточина, на дочери которой он не торопился жениться, и она, верно из мщения, наняла каких-нибудь бабок-колдовок. Внезапное явление полицейского чиновника, принёсшего завёрнутый в бумажку нос и объявившего, что тот был перехвачен по дороге в Ригу с фальшивым пашпортом, - повергает Ковалева в радостное беспамятство.

Однако радость его преждевременна: нос не пристаёт к прежнему месту. Призванный доктор не берётся приставить нос, уверяя, что будет ещё хуже, и побуждает Ковалева поместить нос в банку со спиртом и продать за порядочные деньги. Несчастный Ковалев пишет штаб-офицерше Подточиной, упрекая, угрожая и требуя немедленно вернуть нос на место. Ответ штаб-офицерши обличает полную ее невиновность, ибо являет такую степень непонимания, какую нельзя представить нарочно.

Меж тем по столице распространяются и обрастают многими подробностями слухи: говорят, что ровно в три нос коллежского асессора Ковалева прогуливается по Невскому, затем - что он находится в магазине Юнкера, потом - в Таврическом саду; ко всем этим местам стекается множество народу, и предприимчивые спекуляторы выстраивают скамеечки для удобства наблюдения. Так или иначе, но апреля 7 числа нос очутился вновь на своём месте. К счастливому Ковалеву является цирюльник Иван Яковлевич и бреет его с величайшей осторожностью и смущением. В один день майор Ковалев успевает всюду: и в кондитерскую, и в департамент, где искал места, и к приятелю своему, тоже коллежскому асессору или майору, встречает на пути штаб-офицершу Подточину с дочерью, в беседе с коими основательно нюхает табак.

Описание его счастливого расположения духа прерывается внезапным признанием сочинителя, что в истории этой есть много неправдоподобного и что особенно удивительно, что находятся авторы, берущие подобные сюжеты. По некотором размышлении сочинитель все же заявляет, что происшествия такие редко, но все же случаются.

Известен как автор мистических и фантастических произведений. Но не только мистика интересовала Николая Васильевича. Так во многих произведениях автор затрагивает и тему «маленького» человека. Но делает это так, что сатира обличает устройство общества и бесправного положения человека в этом обществе. Известно, что впервые повесть «Нос» была опубликована в 1836 году. В данной статье можно найти и характеристику главных героев произведения, и его краткий пересказ. «Нос» изучается в школе, поэтому эта статья будет полезна школьникам для ознакомления.

История создания повести

Николай Васильевич в 1835 году отправил свою новую повесть в журнал «Московский наблюдатель», но её не опубликовали, посчитав плохой и пошлой. Совсем другого мнения о произведении Гоголя был Александр Пушкин , посчитавший это произведение весёлым и фантастическим. Знаменитый поэт уговорил мистического писателя опубликовать своё небольшое произведение в журнале «Современник» .

Несмотря на то, что было много редактирования и цензурных правок, повесть вышла в свет в 1836 году. Известно, что это произведение входит в цикл «Петербургские повести». «Нос» стал той повестью, которая имела фантастический сюжет и вызывала разные оценки читателей и критиков.

Главные герои

В произведении особое внимание уделено главному герою. Но есть и второстепенные лица , которые также несут в себе авторский замысел:

Характеристика Ковалёва

Платон Кузьмич Ковалёв - майор, образ которого для читателя становится двойным: сам чиновник и его нос. Нос вскоре совсем отделяется от своего хозяина и даже добивается продвижения на службе, получая чин на три ранга выше. Пародийно описывает автор не только его путешествия, но и то, как нашёл себя Платон Кузьмич без него. Так, на лице его, где должен был он находиться, было лишь только гладкое место.

Поиски приводят Ковалёва к тому, что он видит, как тот разъезжает на богатой карете, да ещё и одет в шикарный мундир. Нос воплощает в жизнь мечты своего хозяина, а вот сам Ковалёв пытается найти причины своего состояния. Он не понимает, что все его поведение, грязное и распутное, привело к нынешнему положению.

Гоголь показывает, что душа этого человека мертва. Для Платона Кузьмича главное в жизни - это почитание чинов, продвижение по службе и угодничество перед начальством.

Однажды в конце марта в городе на Неве случилось небольшое происшествие, которое было очень странным. В первой главе Иван Яковлевич, цирюльник , проснувшись очень рано, услышал запах горячего хлеба, который уже с утра приготовила его жена. Он тут же встал и решил позавтракать.

Но разрезав хлеб пополам, он стал пристально в него всматриваться, так как там что-то белело. Ножом и пальцами цирюльник вытащил что-то плотное, и это оказалось носом. И он показался Ивану Яковлевичу очень знакомым. Ужас охватил цирюльника, а разгневанная жена стала на него кричать. И тут Иван Яковлевич узнал его. Когда-то, совсем недавно, он принадлежал Ковалёву, коллежскому асессору.

Сначала цирюльник хотел замотать его в тряпочку, а потом куда-то хотел снести. Но его жена опять стала кричать и угрожать полицией. Иван Яковлевич никак не мог понять, как тот попал в хлеб, пытаясь вспомнить вчерашний день. Мысли о том, что его могут обвинить и забрать в полицию, приводили его в оцепенение и беспамятство. Наконец, он собрался с мыслями, оделся и вышел из дома. Он хотел тихонечко его куда-нибудь засунуть , но никак не мог улучить минутку для этого: постоянно попадался кто-то из знакомых.

Лишь только на Исакиевском мосту Иван Яковлевич смог избавиться от него, сбросив его в воду. Почувствовав облегчение, он тут же отправился пропустить рюмочку, так как был пьяницей.

Во второй главе автор знакомит читателя и с главным героем. Проснувшись, коллежский асессор потребовал подать себе зеркало. И вдруг неожиданно он увидел вместо носа совершенно гладкое место. Убедившись, что носа нет, он тотчас поехал к обер-полицмейстеру. В Петербург манор Ковалёв приехал, чтобы продвинуться по службе и найти богатую невесту. Когда он шёл по Невскому проспекту, то никак не мог поймать извозчика, поэтому старался прикрывать лицо платком.

Когда Ковалёв выходил из кондитерской, где смотрел на себя в зеркало, чтобы убедиться, что носа нет, он вдруг увидел, как из кареты выскочил и побежал по лестнице его нос в мундире.

Ковалёв, дождавшись его возвращение, увидел, что тот имел чин намного выше, чем его собственный. И от всего увиденного ошеломлённый Ковалёв чуть не сошёл с ума. Он тут же побежал за каретой, которая остановилась возле собора.

Найдя свой Нос в церкви среди молящихся людей , Ковалёв долго собирался с духом, чтобы с ним заговорить. Но когда он произнёс свою речь, то тут же услышал от Носа в мундире, что они незнакомы и что ему необходимо соблюдать правила приличия. Видя такое положение вещей, коллежский чиновник решает поехать в газетную экспедицию, чтобы написать жалобу.

Но чиновник, который принимал заявление Ковалёва о том, что от него сбежал нос, никак не мог понять, что это не человек. Он все время повторял, что фамилия странная, и как мог он пропасть. Чиновник газеты отказал Ковалёву поместить объявление о пропаже, так как это негативно отразилось бы на репутации газеты.

После газетной экспедиции раздосадованный Ковалёв отправился к частному приставу. Но тот как раз собирался уснуть после обеда. Поэтому он сухо ответил коллежскому чиновнику, что у порядочного человека носа не оторвут. Обидчивый Ковалёв так ни с чем и уехал домой.

Только вечером уставший Ковалёв оказался дома . Гадкой показалась ему собственная квартира в этот момент. А его лакей Иван, который ничего не делал и просто лежал и плевал в потолок, взбесил его. Избив лакея, он сел в кресло и стал мысленно анализировать происшествие, которое с ним произошло. Вскоре он решил, что это офицерша Подточина ради мщения, желая его женить на дочери, наняла каких-то бабок.

Но тут неожиданно пришёл полицейский чиновник, который сообщил, что его нос найден. Он стал рассказывать, что тот желал уехать в Ригу, но его перехватили прямо на дороге. Он сообщил, что виновник всему цирюльник Иван Яковлевич, который теперь сидит в камере. После этого он достал нос, завёрнутый в какую-то бумажку. А после ухода полицейского Ковалёв долго держал его в руке, рассматривая его.

Но и радость вскоре прошла, так как Ковалёв понял, что его теперь каким-то образом нужно поместить на своё место . Он попытался сам приставить его на место, но нос не держался. Тогда он послал лакея за доктором, который тоже жил в этом доме. Но и доктор ничего не мог сделать, а лишь только посоветовал поместить его в банку со спиртом и мыть его чаще. Он даже предложил Ковалёву продать его.

Отчаявшись, майор решает писать письмо к штаб-офицерше, чтобы просить вернуть на прежнее место. Александра Подточина ответила ему немедленно, где даже не понимала, о чём идёт речь и писала, что рада выдать за него дочь, а не оставить его с носом. Прочитав это послание, Ковалёв совсем расстроился, ведь он никак не мог понять, как же всё-таки с ним такое произошло.

А тем временем слухи о происшествии с Ковалёвым уже стали расходиться по столице. Причём новостей о том, где видели Нос, гуляющий сам по себе, становилось всё больше.

В третьей главе рассказывается о том, что уже 7 апреля нос Ковалёва опять непонятным образом оказался на своём месте. Случилось это утром, когда майор взглянул на себя в зеркало. Как раз в это время пришёл и цирюльник. Он, удивлённый появлением носа, аккуратно стал брить коллежского чиновника. После этой процедуры радостный Ковалёв отправился с визитами.

Анализ повести

Нос в повести Гоголя имеет символическое значение. Он указывает на то, что в обществе даже Нос может существовать и даже быть выше по рангу, чем его хозяин. А вот владелец оказывается несчастным человеком, но он пуст и напыщен. Он думает лишь только о женщинах и о карьере.

  1. Бесправие народа.
  2. Взяточничество.

Повесть «Нос» является загадочным произведением Николая Гоголя, так как она так и не даёт ответа вопроса о том, как же он смог вернуться на своё место.

Одной из характерных для мастерства Н. В. Гоголя черт является умение сделать шедевр из случайно услышанной истории или популярного анекдота. Ярким примером такой писательской способности служит повесть «Нос», вызывавшая немало споров у современников и не утратившая своей актуальности по сей день.

Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.

Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.

Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А.С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.

Жанр и направление

К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.

Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.

Композиция повести

Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.

  1. Первая часть включает в себя характеристику персонажей, описание их быта, а также отправную точку всего повествования. По своей структуре она тоже состоит из трех блоков: обнаружение носа – намерение избавиться от него – освобождение от бремени, оказавшееся ложным.
  2. Вторая часть знакомит читателя с самим майором Ковалёвым. Здесь также есть завязка (обнаружение пропажи), развитие действия (попытка вернуть нос) и, как итог, возвращение носа.
  3. Третья часть однородна, является лаконичным и ярким аккордом, завершающим произведение.

О чем?

Описание повести «Нос» может сводиться к достаточно простой и схематичной фабуле: потеря носа – поиск – обретение. Главное в этом произведении — его идейное содержание.

Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в своём хлебе нос одного из клиентов – майора Ковалёва. Обескураженный брадобрей поспешил избавиться от улики, он не смог придумать ничего лучше, чем как бы невзначай выбросить нос в реку. Иван Яковлевич уже было почувствовал облегчение, но к нему подошел полицейский «и что далее произошло, решительно ничего не известно».

Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, не обнаружил на месте своего носа. Он отправляется к «обер-полицмейстеру». Дома он его не застал, но зато по пути встретился со своим носом, которой вёл себя самодостаточно и не желал знать своего владельца. Ковалёв предпринимает попытки воссоединиться с носом, хотел опубликовать объявление в газете, но ему везде отказывают и обходятся достаточно грубо. Наконец беглеца поймали при попытке эмигрировать и вернули хозяину. Но нос не собирался прирастать к прежнему месту. Майор приходит к предположению, что это порча, наведённая штаб-офицершей Подточиной. Он даже пишет ей письмо, но получает недоумённый ответ и понимает, что ошибся. Спустя две недели Ковалёв находит своё лицо в первозданном виде, всё разрешается само собой.

Реальное и фантастическое

Гоголь в своей повести умело сочетает . Если, например, в «Шинели» мистический элемент возникает лишь в конце произведения, то «Нос» с первых страниц увлекает читателя в сказочный мир писателя.

В основе своей, ничего в особенного в изображаемой Гоголем действительности нет: Петербург, быт цирюльника и статского советника. Соответствуют реальности даже топографические детали и точные даты событий. Такую правдоподобность автор разбавляет одним единственным фантастическим элементом: от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности, а в финале всё возвращается на круги своя. Любопытно, что этот факт, хоть и шокирует читателя, вплетается в канву произведения вполне органично, потому что самая большая абсурдность заключается не столько в сбежавшей части лица, сколько в отношении к случившемуся, в преклонении перед чинами и чаянии об общественном мнении. По мнению писателя, в такое малодушие поверить труднее, чем в исчезновение носа.

Главные герои и их характеристика

  1. Петербург в «Носе» Гоголя гораздо больше, чем просто город. Это обособленное место со своими законами и реалиями. Сюда приезжают, чтобы сделать себе карьеру, а уже достигшие каких-либо успехов стараются не померкнуть в глазах окружающих. Здесь всё возможно, даже нос способен стать на время независимым.
  2. Традиционный для Гоголя образ маленького человека представляет персонаж Майор Ковалёв. Для него важно, как он выглядит, пропажа носа приводит его в отчаяние. Он считает, что можно обойтись и без руки или ноги, но без носа – ты не человек, «просто возьми да и вышвырни за окошко». Герой занимает уже не самый нижний ранг: 8 из 14 по «Табели о рангах», но мечтает о более высоком чине. Однако же даже находясь на этом уровне, он уже знает, с кем может быть надменным, а с кем скромным. Ковалёв груб с извозчиком, не церемонится с цирюльником, но заискивает перед уважаемыми чиновниками и старается не пропускать званых вечеров. Но он абсолютно обескуражен встречей с Носом, который на 3 чина выше, чем его владелец. Как быть с частью себя, которая не знает своё место в физическом смысле, но отлично понимает своё положение в обществе?
  3. Образ Носа в повести достаточно ярок. Он превосходит своего хозяина: его мундир дороже, ранг значительнее. Немаловажным различием между ними является поведение в церкви: если Нос смиренно молится, то Ковалёв засматривается на красивую женщину, думает о чём угодно, только не о своей душе.
  4. Темы повести

  • Тематика повести достаточно широка. Главная тема, конечно, социальное неравенство. Каждый герой находится на своём месте в социальной системе. Их поведение и роль в обществе полностью соответствует занимаемому положению, но нарушить эту идиллию никак нельзя. Будет странно, если высший чиновник не нагрубит титулярному советнику, а титулярный советник – конюху.
  • Тема маленького человека в повести освещена достаточно ярко. Майор Ковалёв, не имея никаких особых связей, не может опубликовать в газете объявление о пропаже носа. Жертва «Табели о рангах» даже не может близко подойти к своей собственности, которая оказалась более знатной.
  • Тема духовности также присутствует в произведении. Ковалёв не имеет хорошего образования, военная служба позволила ему стать майором, главное для него – внешность, а не внутренний мир. Нос противопоставлен герою: беглец сосредоточен на богослужении, он не отвлекается на окружающих дам, в отличие от хозяина. Для майора характерно фривольное поведение: он приглашает к себе девиц и намеренно мучает мнимой надеждой дочь Подточиной.

Проблемы

  • Гоголь в «Носе» раскрывает пороки, касающиеся, как общества в целом, так и отдельных личностей. Главная проблема повести – филистерство. Ковалёв гордится своим чином, мечтает о блестящей карьере. Его беспокоит, что дефект лица помешает ему в свершении дальнейших планов. Он дорожит общественным мнением, а какая молва может пойти о человеке без носа?
  • Проблема безнравственности поднимается в повести. Цирюльник не стремится вернуть нос владельцу, признаться в своей, может быть, вине в том, что испортил лицо. Нет, он спешит избавиться от странного предмета, надеясь остаться безнаказанным. Да и аморальность поведения Ковалёва говорит сама за себя.
  • Другой высвеченный Гоголем порок – лицемерие. Надменный Нос не желает общаться с тем, кто ниже его рангом, как и его малодушный хозяин.

Смысл произведения

Главная идея повести заключается в том, чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Можно рассматривать пропажу носа как некое наказание майору Ковалёву за его грехи, но Гоголь не делает на этом акцент, повесть лишена прямого морализаторства. Автор не решался указать путь, как вылечить общество, он мог лишь обозначить проблемы. Отсюда сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: исправь общество, и проблемы прекратятся. Гоголь понимал: максимум, что он может сделать для улучшения ситуации, это в наиболее ярком свете представить изъяны социума. И ему это удалось: читатель был ослеплён, многие современники узнавали своих знакомых или даже самих себя, ужасаясь ничтожности человека.

Чему учит?

В своей повести «Нос» Гоголь изображает духовный кризис личности, одержимой тщеславными желаниями. Карьерный рост, развлечения, женщины – вот всё, что влечёт главного героя. И эта порочность не смущает Ковалёва, он имеет право вместе со всеми этими стремлениями называться человеком, но без носа – нет. А ведь образ майора Ковалёва собирательный, он похож на современников писателя. Вывод напрашивается сам собой: положение в обществе диктует правила поведения, которые никто не осмелится нарушить: ни маленький человек не проявит настойчивость, ни высокопоставленный чиновник не проявит великодушие. Об приближении такой катастрофы, которая коснется социума в целом и каждого человека в отдельности, Н.В. Гоголь предупреждает своих читателей.

Художественное своеобразие

В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.

Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.

На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор <…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.

Критика

Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного. Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г. Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В. Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое содержание Нос

Случилась эта история 25 марта в Петербурге. Когда цирюльник Иван Яковлевич проснулся, он вместо привычной чашечки кофе решил съесть свежеиспеченного хлеба. Жена его Прасковья Осиповна обозвала его дураком, но все же кофе решила приберечь для следующего утра. Когда он разрезал хлеб на две половины, то обнаружил в нем нос коллежского асессора Ковалева , которого периодически брил. Это странное происшествие не на шутку взбудоражило его. Жена была вне себя от злости, называла его пьяницей и мошенником, требовала, чтобы он тот час же вынес нос из дома и избавился от него, пока их не арестовали. В голову лезли всякие мысли: может пьян был и не помнит, может случайно нос отрезал, но как он оказался тогда в хлебе. Ничего из этого он определенно не помнил. Да и объяснению этот случай не поддавался.

Иван Яковлевич завернул нос в тряпку и вышел на улицу. Он хотел куда-нибудь подкинуть его или еще лучше выбросить в Неву. По дороге ему встретился один знакомый, который стал расспрашивать, куда он идет так рано, кого собирается брить. С трудом отделавшись от расспросов, он направился к Исаакиевскому. Тут стоит сказать пару слов о натуре Ивана Яковлевича. Как и всякий мастеровой, он был пьяница страшный, к тому же неряшливый. Когда Ковалев приходил бриться, часто делал замечание цирюльнику, что у того руки воняют. За это Иван Яковлевич, понюхавши табаку, мылил его больше положенного. Вскоре он дошел до Исаакиевского моста, где его заметил квартальный надзиратель. То, что произошло дальше, покрыто туманом и неизвестно.

Тем временем коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано и не обнаружил у себя носа. Его это не просто испугало, а не на шутку расстроило. Он имел чин майора и всегда старался выглядеть с иголочки. Здесь нужно также добавить, что целью его приезда в Петербург был поиск солидного места в госдепартаменте и невесты с завидным капиталом. Сам себя он никогда не называл коллежским асессором, а только майором. Не зная, как поступить в этой ситуации, он решил пойти к обер-полицмейстеру. По дороге он встретил собственный нос в мундире, шитом золотом. На нем были также замшевые панталоны, а сбоку шпага. Ковалеву на мгновение показалось, что он сходит с ума. Нос направлялся в Казанский, чтобы помолится. Он последовал за ним. Там он подошел к носу и пытался поговорить с ним, но безрезультатно. Отвлекшись на минутку на даму в шляпке, и вовсе потерял из виду своего странного собеседника.

Недолго думая, майор Ковалев отправляется к обер-полицмейстеру домой, но не застает его там. Тогда, он решил сходить в редакцию и дать объявление о пропаже. Там он также получает отказ и, расстроившись после предложения понюхать табачку, уходит. Тогда он отправляется к частному приставу, но тот лишь сонно отпускает пару возмущенных комментариев и говорит, что приличному человеку нос не оторвали бы. В отчаянии майор решает, что все это дело рук штаб-офицерши Подточиной, которая желала выдать за него свою дочь, а он тянул с ответом. Он был уверен, что та обратилась к каким-нибудь бабкам-колдовкам, чтобы наказать его. В таком настроении его застает квартальный, принесший его нос, завернутый в бумагу. Радости Ковалева не было предела. Он осмотрел нос со всех сторон, и действительно он, даже прыщик с левой стороны. Как только майор не пытался приклеить нос на прежнее место, ничего не выходило.

Тогда он пошел к доктору, но тот лишь посоветовал положить нос в специальный раствор и продать его. Вернувшись домой, он написал письмо Подточиной с просьбой расколдовать его, но получил ничего не понимающий ответ, что свидетельствовало о том, что Подточина не имеет никакого отношения к этому делу. Спустя некоторое время по городу начали распространяться слухи об этом вопиющем случае. Стали поговаривать, что нос коллежского асессора ровно в три прогуливается по Невскому, затем идет в магазин Юнкера, а потом и в Таврический сад. К этим местам в назначенное время стало стекаться множество народу.

Так или иначе, но 7 апреля нос вернулся на свое место. Ковалев снова увидел на своем лице нос, чему несказанно обрадовался. На радостях он пошел бриться к Ивану Яковлевичу, который теперь с величайшей осторожностью и смущением выполнял свое дело. Затем он побывал в кондитерской, в департаменте, повстречал одного приятеля такого же чина, а потом штаб-офицершу Подточину с дочерью. Беседуя с ними, все время нюхал табак. Везде, где попадались зеркала, Ковалев заглядывал в них, чтобы убедиться, что нос на месте. Каждый раз, убеждаясь, что тот на месте, радовался как ребенок. В конце повести сочинитель признается, что эта история по большей части неправдоподобна, но еще удивительнее, что находятся авторы, работающие над подобным сюжетом. К тому же, он с уверенностью заявляет, что происшествия такие редко, но все же случаются.



Статьи по теме: