История кабардино-балкарии. Кабардино-Балкария: история и народ

Историческая справка

На территории Северного Кавказа в целом, и на территории КБР в частности, прослеживается деятельность человека с древних времен. В Баксанском ущелье обнаружены стоянки первобытных людей позднего палеолита (древнекаменный век) и мезолита (среднекаменный век). На Северо-Западном Кавказе, где жили предки кабардинцев, обнаружены орудия труда конца раннего палеолита.

Находки кремневых и обсидановых орудий вблизи Нальчика, на реке Кенже, в 1924 г. с явными следами обработки человеком, а также в гроте Кала-Тюбю, вблизи селения Верхний Чегем, доказывают, что первобытные общины продолжали жить на территории нынешней Кабардино-Балкарии в эпоху раннего неолита (новокаменный век). Хорошо изучены более поздние неолитические памятники: Агубековское и Долинское поселения вблизи Нальчика. Они свидетельствуют о том, что жизнь здесь продолжалась непрерывно и в последующие периоды - в эпоху позднего неолита, бронзы и железа.

Установлено, что далекими предками адыгов (к адыгам относятся и кабардинцы) были хаты и хетты, создавшие в III тысячелетии сильную империю, соперничавшую с Египтом и Вавилоном, территория которой простиралась на весь Анатолийский полуостров, включала часть нынешнего Ирака и Кавказ. После распада империи адыгские племена сосредоточились на Северо-Западном Кавказе. В их число вразные времена входили меоты, синды, керкеты, а позже зихи и касоги. Они впитали в себя в VIII-I вв. до н. э. и позже проникавшие к ним киммерийские, скифские, греческие, сармато-аланские и другие этнические элементы. Однако у них сохранился древнекавказский национальный язык, относящийся к индоевропейской группе языков, со следами языковых влияний разных народов.

Основой хозяйства этих племен было скотоводство и довольно развитое, для того времени, земледелие, а по берегу морей (Черного и Азовского, которое древние называли «Меотским озером») - торговля и рыбная ловля. На высоком уровне развития находились металлургия и гончарное производство. В V-IV в. до н.э. была широко развита торговля с греческими колониями Черноморского побережья. Основная статья экспорта - зерно.

Уже в V в. до н.э. под влиянием греческих колоний у предков адыгов - синдов происходил процесс образования государства. В этот период образовалось раннерабовладельческое государство Синдика - древнейшее и первое государственное образование на территории России. Синды жили в низовьях Кубани, на Таманском полуострове и на прилегающих территориях Черноморского побережья. Во 2-й половине V в. до н.э. в Синдике чеканились собственные металлические деньги, а на базе греческого алфавита была создана своя письменность. Это доказывают надписи на золотых и серебряных монетах государства Синдика того времени.

Но это небольшое государство просуществовало лишь около 100 лет. Достигнув расцвета, оно, будучи окружено более сильными и, наверное, агрессивными соседями, не смогло сохранить самостоятельность и было включено (1-я половина IV в. до н.э.) в состав эллинского Боспорского царства.

Религиозные воззрения меото-синдо-керкетских племен характеризуются наличием у них элементов первобытной религии (анимизм, тотемизм, магия и пр.). Наибольшее развитие получил земледельческий культ плодородия. Почитаемы были небесные светила, а также другие культы: охоты, ремесла, домашнего очага. Под влиянием греков происходит смешение местных и греческих культов. Возможно, образ Прометея греки позаимствовали у этих племен из существовавшего уже тогда эпоса «Нарты», где есть герои и принесшие огонь людям, и прикованные к склонам Эльбруса , которым орел выклевывает печень (Сосруко, Насранжача).

В I в. н.э. из меотских племен выделяется племя зихов, занимавших территорию между нынешними городами Туапсе и Гагра . Во II в. вождь зихов - Стахемфак - объявляет себя подданным римского императора, что усиливает влияние зихов на соседние племена, и их территория значительно расширяется. Несмотря на нашествие гуннов в 375 г. и нашествие авар в VI веке, оттеснивших меотские племена, в т.ч. и зихов, в ущелья левобережья Кубани, зихи становятся в VI-X вв. ядром вновь образующегося племени адыгов. Византийский император Константин Багрянородный писал в это время, что территория Зихии простирается на 300 миль.

Появившиеся на Северном Кавказе в I в. н.э., ираноязычные аланы проживали здесь более 1000 лет и оставили после себя многочисленные памятники. Судя по ним, центром Алании служили нынешние территории Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. В начале они входили, как и зихи, в состав Хазарского каганата, а после его распада (разгром Хазарии киевским князем Святославом Игоревичем в 965 г.) образуется государственное объединение - Алания, считавшееся в Х-ХШ вв. довольно сильным государством. Интересно отметить, что современные осетины и балкарцы считают аланов (в русских источниках ясы, асы) своими предками (Республика Северная Осетия-Алания, балкарская общественная организация «Алан»).

В этот же период, после распада в VII в. на три части тюркоязычной Великой Болгарии, занимавшей территорию Приазовья, часть племен уходит за Дунай (нынешняя Болгария), часть в верховья Волги (Черная Булгария), а часть во главе с Басиятом осела в предгорьях Центрального Кавказа, и, возможно, именно они дали название одному из коренных народов Кабардино-Балкарии - балкарцам. Во всяком случае, все таубии (горские князья балкарцев) считали своим родоначальником Басията, а часть грузин (рачинцы, сваны, мингрелы) и до настоящего времени балкарцев называют басиянами.

С VI в. на Северный Кавказ из Византии начинает проникать христианство. Вначале оно было православного толка. И у алан (до 1366 г.), и у зихов (до 1398 г.) были свои епархии во главе с епископами.

Возможно, к этому времени (IV-VI в.) относятся связи зихов с восточными славянами - антами. К X-XI вв. эти связи расширились, т.к. на Таманском полуострове образуется русское княжество с центром в Тмутаракани. В 1022 г. Мстислав Удалой (младший сын киевского князя Владимира - Красное Солнышко), получивший в удел это княжество, нападает на касогов (одно из зихских племен) и в результате единоборства с касожским князем Редедей побеждает его (источники пишут, что коварно, вытащив из-за голенища нож) и подчиняет касогов Тмутаракани. Касожские полки вместе с Мстиславом участвуют в его войнах против своего брата Ярослава Мудрого за Киевский престол. (Черниговского престола, второго по значимости в иерархии русских княжеств, Мстислав все-таки добился).

Затем касоги разоряют Тмутаракань, и она, как княжество, с XI в. не существует. (Интересная деталь - знаменитый русский адмирал Ушаков выводит свою родословную от Редеди. Взятые Мстиславом в плен двое малолетних сыновей Редеди были воспитаны при княжеском дворе и, дав потомство, образовали множество русских фамилий, в том числе и Ушаковых.) Как бы там ни было, к X в. из зихов и касогов складывается новый союз племен, члены которого сами себя называют «адыге» (адыгэ), а другие народы эти племена с XIII в. называют черкесами.

В 1-й четверти XIII в. началось опустошительное нашествие на Северный Кавказ монголо-татар, с которыми местные жители упорно боролись. Острие агрессии монголов в центральной части Предкавказья было направлено против алан, которые подверглись разгрому и к XIV в. прекратили свое существование. Остатки их укрылись в горах, смешались с местными племенами и образовали осетинскую народность (осетины, как и аланы, ираноязычны).

Как кочевые племена монголы-татары недолго оставались на Северном Кавказе, и начиная с XIII в. в Центральное Предкавказье небольшими партиями переселяются адыги из Прикубанья. Некоторые, возможно, и раньше, так как у селения Этоко близ Пятигорска есть памятник - статуя Дука-Бека, датированный 1130 г. (некоторые ученые оспаривают эту дату и говорят, что памятник относится к V в.), на котором имеется надпись, написанная греческими буквами на адыгском языке. Массовое же переселение адыгов на восток происходит в XIV в. (такова официальная версия, принятая на сегодняшний день, дискуссии продолжаются), и с этого времени восточная ветвь адыгов в источниках начинает называться Кабардой. У кабардинцев есть предание, которое объясняет это название: предводителем адыгских переселенцев был Кабарда Тамбиев, и так как новые земли стали его владением, то и вся территория стала называться Кабардой (есть и другие легенды по этому поводу). Центром Кабарды была местность нынешнего Пятигорья, и в русских письменных источниках XVI в. кабардинцы именуются «пятигорскими Черкассами». Территориально владения Кабарды простирались до реки Сунжи, вплоть до ее впадения в Терек (территория нынешней Чеченской Республики).

Этот период (XV в.) интересен еще и тем, что родоначальник кабардинских князей - Инал (у кабардинцев до него князей не было) делает первую попытку объединения народа, с четко структурированной иерархической системой, укреплением центральной власти князя, ликвидацией междуусобиц. Но после его смерти не нашлось таких же умных, энергичных и решительных последователей его идей, и Кабарда вновь вверглась в омут междуусобиц.

В 1395 г. на территорию Северного Кавказа вторгается новый, жестокий, теперь уже узбекский, завоеватель Тамерлан (Тимур Хромой), который почти окончательно (вдобавок к Куликовской битве) разваливает Золотую Орду, и на ее остатках появляются новые феодальные государственные образования: Ногайская Орда, Казанское, Астраханское, Крымское и другие ханства. С распада Золотой Орды и ухода в результате нашествия Тимура части степных кипчаков (половцев) в ущелья Центрального Кавказа начинается автономное развитие карачаево-балкарского языка. То есть «половцы явились завершающим звеном в формировании тюркоязычного ядра при сложении балкаро-карачаевского народа» (Бекалдиев М. Д. История Кабардино-Балкарии).

В результате миграционных процессов, происходивших на Кавказе, Черкесия, как, впрочем, и Абхазия, и Грузия, в силу ряда причин, превращается в регион поставки рабов в разные страны мира, и, особенно, на Арабский Восток, т.к. арабам нужны были воины. Этот процесс порождает институт рабов-воинов, называемый «мамлюками». Мамлюки постепенно настолько усиливаются, что в 1250 г. свергают династию султанов Айюбидов и основывают династию мамлюкских султанов, правивших Египтом, и подчиненными ему странами (Сирия, Месопотамия, Ливия, Йемен и др.) вплоть до 1517 г., когда султан укрепляющейся Османской империи- Селим разгромил войска мамлюков и захватил Египет. В 1711 г. мамлюкские эмиры черкесского происхождения возвращают себе власть и находятся во главе Египта до 1811 г.

Именно во времена правления черкесских султанов были окончательно изгнаны с территории Ближнего Востока войска крестоносцев. Монго-ло-татары, несмотря на неоднократные попытки завоевать Египет, благодаря сопротивлению мамлюков этого сделать так и не смогли. Что интересно, в абсолютистской монархии этого периода не было династического наследования трона от отца к сыну, и все султаны избирались на высшем совете эмиров мамлюков, в зависимости от военных заслуг эмиров.

К XVI в. Кабарда господствует на равнинах Центрального Кавказа, контролируя северокавказские торговые пути. У кабардинцев окончательно формируются феодальные отношения. Борьба за торговые пути является причиной как внутренних распрей, так и бесконечных агрессий на Кабарду соседей-соперников. Она ведет упорную борьбу с Крымским ханством, калмыками, пришедшими сюда в это время из-за Волги, кумыкскими и Тарковскими шамхалами (Дагестан). В этих условиях некоторые кабардинские князья ищут союза с московскими царями. Расширяющееся Русское государство (1552 г. - завоевание Казанского, а затем в 1556 г. и Астраханского ханств), ищущее выход к богатым восточным и южным рынкам, с удовольствием идет на сближение, и в 1557 г. подписывает военно-политический союз с Кабардой. Союз этот укрепляется женитьбой Ивана Грозного на кабардинской княжне Гошаней (в крещении Мария) - дочери верховного князя (валия) Кабарды Темрюка Идарова. Тем самым Темрюк Идаров, праправнук Инала, делает еще одну попытку объединить Кабарду под единой властью, что, к сожалению, ему не удается, а Кабарда попадает в вассальную зависимость от России.

После смерти Темрюка в 1571 г. из-за борьбы между княжескими фамилиями за пост валия (верховного князя) Кабарда раскололась на Большую и Малую. Большой Кабардой, занимавшей левобережье Терека, правили четыре княжеские фамилии, а в Малой Кабарде, ушедшей на правобережье Терека, господствовали два княжеских рода. То есть в Кабарде все больше разрастается междуусобица.

В XVI в. на Кавказе появляются первые русские поселенцы. Это были казаки, селившиеся на свободных территориях вдоль реки Терек. Так как казаки основывали свои станицы на холмах (гребнях) вдоль Терека, то кроме названия «терские» они называют себя еще и «гребенскими казаками», чтобы отличить себя от «низовых казаков», селившихся в устье Терека.

Кстати, интересно происхождение казаков, как особого слоя русского воинства. С. М. Броневский, официальный историограф царизма начала XIX в., в своей книге «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» (М., 1823) пишет: «В 1282 году татарский баскак (наместник хана) Курского княжества призвал черкесов из Бештау (Пятигорье), населил ими слободу под именем казаков (скорее всего для защиты границ от набегов или как полицейские части. - А. А.). Разбои и грабежи, ими причиняемые (наверное, не платили денег, раз начались разбои. -А. А.), впоследствии произвели многие на них жалобы... князь Курский по дозволению ханскому, разорил их жилища, многих из них побил, а прочие разбежались... Многолюдная их шайка, не обретя себе безопасности там, ушла в Канев (под Киев) к баскаку, который назначил им место к пребыванию, ниже по Днепру. Тут построили они себе городок и назвали его Черкасск, по причине, что большая часть из них была породою черкесы, которые проспавились потом под именем Запорожских казаков». К этим переселенцам присоединяются впоследствии беглые кипчаки, русские и другие, не терпящие власти, люди. Славянский и христианский компонент преобладает, поэтому язык - русский, а религия - православие. «Республика» растет и расселяется на новые места: Дон, Волга, Яик (Урал). По их примеру создаются казачьи вольницы и в других местах. Но фундамент казачества заложили черкесы. Доказательства:

1. На Украине - город Черкассы, на Дону - Новочеркасск. С чего бы им там появляться, если черкесы живут в другом месте?

2. Черкесами (ед. число - «черкешенин») русские называли выход цев с Украины: «...название черкас, относившееся первоначально к при шлому населению Украины в XVI и XVII веках, постепенно стало синонимом малороссиянина» (Дж. Н. Коков).

3. Казаки, как когда-то, черкесы, в середине макушки оставляли чуб, называемый «оселедец». Кстати, по этому казацкому чубу всех украинцев стали называтьобидным для них прозвищем «хохол».

4. Многие казацкие и украинские фамилии оканчиваются на «ко» (Бойко, Шевченко и т.д.), что является результатом влияния адыгского (черкесского) языка, т.к. «къуэ» (в русской транскрипции - «ко») у адыгов означает сын, как у тюркских народов «оглы», у арабов «ибн». У адыгов также много фамилий, оканчивающихся на «къуэ» - Къэзэнокъуэ (Казаноко - Казаноков), Сэхъурокъуэ (Сохроко - Сохроков) и т.п.

5. Неприятие любой власти над собой, чем славились и черкесы, и казаки, что, собственно, и погубило и тех и других.

6. Одинаковая тактика набегов и ведения боевых действий как у черкесов, так и у казаков.

7. Еще в XIX в., и это подтверждено источниками, донские казаки утверждали, что они произошли от черкесов.

8. Казацкое звание «есаул» происходит от адыгских слов «есау лIы» -выученный (натренированный, опытный) мужчина (воин).

9. Кипчакский (тюркский) компонент прослеживается в слове «атаман», что в переводе означает «отец я» (ата мен), т.е. «я ваш отец, предводитель, начальник».

Можно выискать еще множество доводов в защиту этой версии, но это дело историков, филологов, этнографов и других ученых.

В связи с внутренними неурядицами в России (Смутное время; становление и укрепление новой царской династии Романовых), ей было в конце XVI - в XVII в. не до Кабарды, хотя кабардинские князья выезжают в Москву и служат России: один из трех претендентов на русский престол в 1613 г. потомок кабардинских князей; первый генералиссимус России -кабардинский князь Михаил Алегукович Черкасский, воспитатель царя, произведенный в это звание в 1696 г. Петром I.

С укреплением Российского государства вновь обостряется интерес к Кавказу (Азовские и Прикаспийские походы Петра I), но активная колонизация Кавказа начинается со 2-й половины XVIII в. Первый этап - покорение Кабарды, как самого влиятельного на Кавказе государственного образования, - начался со строительства на Кабардинской земле крепости Моздок (Глухой лес), который в настоящее время является городом и находится на территории Северной Осетии. Постройка крепости резко ограничивает свободу передвижения кабардинцев: они не могут пасти скот на своих исконных пастбищах и ездить беспрепятственно за солью в Астраханские степи. Кабардинские крестьяне бегут от своих князей под крепость Моздок, принимают христианство и получают от русских властей наделы земли. Потомки этих кабардинцев-христиан (примерно 10 тысяч человек) сейчас проживают в Северной Осетии и Ставропольском крае и называются моздокскими кабардинцами.

Дальше больше - строятся Кизляро-Моздокская, а затем Азово-Моз-докская линии военных укреплений, впоследствии названные Кавказской военной линией; основываются казачьи станицы, клиньями разделяющие горские народы, в т.ч. и единый адыгский народ (Прохладная - 1765 г., Екатериноградская - 1777 г., Константиноградская (нынешний г. Пятигорск) - 1778 г., Владикавказская - 1784 г. и т.д.); переселяются на Кабардинские земли из горных ущелий осетины и ингуши, принявшие подданство России и всегда страдавшие от безземелья, находясь в вассальной зависимости от кабардинских князей; учреждается в 1785 г. Кавказское наместничество во главе с П. С. Потемкиным - племянником знаменитого фаворита Екатерины Второй, Г. А. Потемкина-Таврического со столицей в Екатериноградской (триумфальная арка в станице стоит до настоящего времени. Это же триумф - построить крепость на завоеванных Кабардинских землях).

Вот парадоксы истории: казаки, первооснову которых заложили адыги, теперь, подчинившись российскому правительству, воюют против адыгов, становятся их поработителями.

Кабардинские князья, не мирясь с таким положением, организуют набеги на крепости, направляют депутатов в Санкт-Петербург. Но все тщетно - российские власти не идут на уступки, направляют в Кабарду карательные экспедиции, которые накладывают на кабардинцев непосильные контрибуции, угоняют скот и сжигают их аулы. Особенно опустошительными эти экспедиции были в 1779 г. под командованием генерала Якоби и подполковника Савельева, в 1804-м - генерала Глазенапа, в 1810-м - генерала Булгакова, в 1822 г. - генерала Ермолова .

Несмотря на то, что Белградский договор в 1739 г. (после очередной войны между Российской и Османской империями) признавал Кабарду «вольной», Россия в 1769 г. назначает в Кабарду пристава, а в 1793 г. в Кабарде вместо традиционных судов вводятся «родовые суды и расправы», подчиненные Моздокскому коменданту и применяющие уже и российские законы вместо традиционного адыгэ хабзэ (адыгские обычаи) - норм поведения кабардинцев.

К 1825 г. Кабарда прекратила и сопротивление, и свое существование как свободное территориально-государственное образование. Из 350-тысячного кабардинского народа остается в живых 35 тысяч - 10%. Остальные погибли в национально-освободительной войне.

После покорения Кабарды Россия основной упор делает на покорение Чечни и Дагестана (2-й этап колонизации Кавказа), а по пленении Шамиля в 1859 г. всей мощью 200-тысячной армии обрушивается на адыгов Западного Кавказа. 21 мая 1864 г. на поляне Къуэбыдэ (крепкое, недоступное ущелье), на земле одного из адыгских племен - убыхов (ныне Красная поляна близ Сочи, где любит кататься на горных лыжах В. В. Путин), царские генералы во главе с великим князем Николаем Николаевичем празднуют окончательную победу и раздают медали «За покорение Западного Кавказа», а адыгов изгоняют в Турцию.

Результат войны: сотни тысяч убитых русских солдат и офицеров (по подсчетам Чернышевского, на Кавказе ежегодно гибло не менее 25 тысяч русских воинов); подорванная финансовая система России (1/6 часть бюджета ежегодно шла на Русско-Кавказскую войну); поражение России в Крымской войне; не менее двух миллионов погибших кавказцев; выселение более одного миллиона адыгов в Турцию, разбросанных сейчас в 40 странах мира. Из 1,5 миллиона адыгов на родной земле в 1865 г. осталось примерно 35 тысяч кабардинцев и столько же человек из других адыгских народов, т.е. не более 5% всех адыгов. Остальные либо погибли, либо были депортированы со своей исторической родины. Это был геноцид адыгского народа. Никогда и нигде ни один народ не уничтожался так массово.

Прогрессивные люди всей Европы, в т.ч. и России, осуждали царизм за его жестокость на Кавказе. Интеллигенция России не была услышана властями, но их произведения остались для потомков. Русская культура пришла в Кабарду и Балкарию через русскую интеллигенцию, в т.ч. через декабристов, которые были разжалованы и сосланы в действующую армию на Кавказ - «в теплую Сибирь».

Балкария добровольно входит в состав России в 1827 г. Балкарцы, возникшие как единый этнос на рубеже XIV-XV вв., в русских письменных источниках назывались «горскими татарами» (сами себя они называют «таулу» - горские люди) и жили обществами в ущельях. Таких обществ было пять: Балкарское, Безенгиевское, Хуламское, Чегемское и Урусбиев-ское (Баксанское). С вхождением в состав России балкарцы с разрешения русских властей начали расселяться в предгорьях, на землях кабардинских князей и дворян, противников России, погибших в национально-освободительной борьбе или сбежавших за Кубань для продолжения борьбы. После революции 1917 г. население всех горских обществ было объединено под общим названием - «балкарцы», по самому многочисленному из обществ.

После завоевания Кабарды и добровольного вхождения Балкарии Россия постепенно внедряет свою администрацию и свои порядки на территориях вновь присоединенных земель. Во 2-й половине XIX в. Кабарда и Балкария утрачивают остатки старинно-патриархальной замкнутости, втягиваясь во всероссийский рынок. Это меняет структуру производства сельскохозяйственной продукции (промышленности нет): вместо традиционного проса сеется пшеница и кукуруза, больше внимания уделяется выращиванию знаменитой «кабардинской лошади», поставляемой в российскую кавалерию и прочее. Кабардинские и балкарские добровольцы, и уже не только из привилегированных классов, участвуют в войнах, которые ведет Россия: русско-турецкая война 1877-1878 гг., русско-японская война 1904-1905 гг., Первая мировая война.

Еще один парадокс истории: адыги, которые так самоотверженно защищали свои земли, что даже Карл Маркс писал: «...народы, учитесь у черкесов, как надо защищать свою родину», после изгнания в Турцию сами стали душителями свободы в колониальных владениях Османской империи. Многих адыгов расселили в эти владения (Балканы, Болгария, Палестина) именно для того, чтобы подавлять национально-освободительные выступления и отражать агрессию соседних племен (берберов) на рубежах империи. Эти же адыги-выселенцы, которых назвали мухажирами, воевали против своих братьев - адыгов-добровольцев российской армии во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и в Первой мировой войне. Парадоксов в истории много.

Революция принесла кабардинцам и балкарцам, как и многим народам окраин Российской империи: письменность, которой до 1920 г. у них не было; всеобщее образование; усеченную государственность; почти полное забвение своих традиций, основанных на адыгэ хабзэ и тау адет; бюрократию и многие другие положительные и отрицательные аспекты жизни советской (российской) системы.

После окончания Гражданской войны в 1920 г., на территории Восточного Кавказа, образуется Горская АССР, в состав которой входят отдельными административными единицами Кабардинский и Балкарский округи. Но в связи с малоземельем ингушей, осетин, балкарцев от территории Кабардинского округа отрывается все больше земель и передается этим народам. Кабардинцы ставят вопрос о выходе из состава Горской республики и добиваются этого. 1 сентября 1921 г. образуется подчиненная только Москве Кабардинская автономная область. 16 января 1922 г. и Балкарский округ выходит из состава Горской республики. Он объединяется с Кабар-дой и создается новая административная единица - Кабардино-Балкарская автономная область. 1 сентября в Кабардино-Балкарии ежегодно празднуется День государственности. В 1934 г. область за успехи в сельском хозяйстве награждается орденом Ленина. В 1936 г. статус области повышается, и она называется с этого времени Кабардино-Балкарская АССР.

В 1941 году сыны и дочери Кабардино-Балкарии, как и представители других народов, становятся на защиту СССР и 26 человек награждаются званием Героя Советского Союза, а четверо становятся кавалерами орденов Славы всех степеней. С августа 1942 г. по январь 1943 г. республика оккупирована войсками противника (в основном румынскими частями), разорена и разрушена, как все оккупированные территории.

8 марта 1944 г., через год с лишним после освобождения от оккупации, в то время когда каждый четвертый балкарец сражался на фронте, войска НКВД окружают балкарские села, вывозят стариков, женщин и детей без средств к существованию на железнодорожную станцию Нальчик, грузят в 17 эшелонов, предназначенных для перевозки скота, и отправляют в бесплодные пустыни Средней Азии (Киргизия) и Казахстана. Всего было выселено почти 38 тысяч человек. При этом часть балкарских земель, в том числе и Приэльбрусье, была присоединена к Грузинской ССР, а часть кабардинских земель вошла в состав Северо-Осетинской АССР (нынешний Курпский район Северной Осетии-Алании).

13 долгих лет балкарскому народу приходилось выживать вдали от Родины, но они не пали духом, выстояли и вернулись на свои земли во времена хрущевской оттепели более сплоченными. 28 марта 1957 г. Верховный Совет Кабардинской АССР принимает постановление о восстановлении государственности балкарского народа, и республика вновь называется Кабардино-Балкарская АССР. Про эти годы так проникновенно скажет впоследствии Кайсын Кулиев:

Упал я на колени пред камнями
И горько плачу о недавнем зле.
Нет, не бывать жестокости над нами!
Нет, ей жилья не будет на земле!

Балкарские земли возвращаются в состав КБ АССР, но кабардинские земли, к сожалению, так и остаются до настоящего времени в составе Северной Осетии. С 1994 г. 28 марта в нашей республике празднуется как День возрождения балкарского народа.

В том же, 1957 г. республика награждается вторым орденом Ленина. Упор в народном хозяйстве делается на развитие промышленности, и республика из аграрной постепенно становится аграрно-индустриальной, а к середине 80-х гг. XX столетия - индустриально-аграрной.

В этот период бурно развиваются туристская и курортная отрасли республики. Активно строятся туристские базы, санатории, дома отдыха и другие рекреационные учреждения по всей республике, и особенно интенсивно в Нальчике и Приэльбрусье. Эти местности становятся крупными рекреационными районами не только в масштабах республики, но и в масштабах всей страны.

Нальчику в 1964 г. придают статус «Курорт Всесоюзного значения», и здесь отдыхают свыше 100 тысяч человек ежегодно. В Приэльбрусье строятся канатные дороги на склоны гор Чегета и Эльбруса , и оно превращается в горнолыжный центр страны, где проводятся не только всесоюзные, но и крупные международные соревнования по слалому и скоростному спуску.

В 60-70-х гг. XX столетия в республике организуется очень сильная команда альпинистов во главе с X. Ч. Залихановым и Ш. С. Тенешевым, неоднократно выигрывавшая чемпионаты СССР в классе технических, и скальных восхождений.

Новые веяния конца 80-х - начала 90-х гт. коснулись республики как экономически, так и политически. Производство всех товаров снижается, закрываются предприятия, появляется безработица, увеличивающаяся с годами, падает уровень благосостояния населения. В 1991 г. Верховный Совет республики убирает статус автономии и КБ АССР превращается в КБССР, а в 1992 г., в связи с развалом СССР, из названия убираются и «Советская Социалистическая» и республика с того времени именуется КБР. Принимаются Конституция, герб, флаг и гимн республики, на демократической основе избираются Парламент и Президент республики. Несмотря на то, что в Конституции появляется термин «суверенное государство», это не становится поводом для противостояния с федеральным центром, как это случилось в соседней Чечне. В республике мир и спокойствие, она постепенно становится на ноги, и ее перспективы, особенно в области туризма и курортов, представляются радужными.

Вступление

Изучение истории образования племен, народностей и наций, правильное истолкование происхождения и этапов формирования братских народов в их связи и взаимовлиянии относятся к числу насущных задач исторической науки.

Между тем изучение этой проблемы даже у народов, имевших с древнейших времен свою письменность и другие источники, представляет серьезные трудность. Что же касается возникновения и этапов формирования балкарского и карачаевского народов, то, несмотря на то, что вопрос этот давно занимал исследователей и привлекал внимание многих передовых русских ученых он до сих пор оставался нерешенным. Из-за скудости достоверных источников ранняя история карачаевцев и балкарцев окружена легендами, имеет целый ряд версий и догадок.

Достаточно сказать, что об их происхождении выдвинуто более десяти гипотез. Одна часть предположений и легенд порождена добросовестными попытками осмыслить на основе крайне скудных источников исторический процесс, другая часть версий создавалась фальсификаторами с предвзятой целью извращения подлинной истории.

Одни предположения порождены пытливыми и беспристрастными историками, которые только из-за крайней скудости материала могли сбиться с правильного пути и оказались не в силах среди многочисленных племен и народностей рассмотреть истоки формирования балкарского и карачаевского народов. Другие же версии, наоборот, распространялись панисламистам и националистами целью извращения истории взаимоотношений между народами, противопоставления одних народов другим и т. д. Все это очень важно учитывать при разборе материалов, которые могут служить основой для установлений исторической правды.

В этом реферате я постараюсь рассмотреть всю суть происхождения и нынешнего существования Кабардино-Балкарии в целом, от истоков и языка до религиозной принадлежности и наиболее ярких представителей этой республики.


Происхождение

Большинство ученых считает, что среди предков, от которых шло формирование балкарцев, были как местные, собственно “северокавказские” племена, так и аланы, кипчаки и болгары.

Таким образом, корнями своими балкарцы уходят в стародавние времена. В процессе формирования предки балкарцев прошли на протяжении многих столетий сложный путь своего развития, оказываясь в составе различных объединений и союзов родов и племен, взаимовлияя и сталкиваясь не только с родственными, но и с неродственными племенами и народностями. Вследствие этого на долгом пути своего формирования балкарцы приобрели целый ряд черт и признаков, являющихся, в некотором отношении “общими и с болгарами, и с кипчаками, и с адыго-черкесо-кабардинцами, и со сванами”.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились как общие внутренние закономерности становления и развития каждой народности, так и разнообразные взаимные влияния; смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

Истинное направление, взятое в 1959 году сессией Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института в разрешении вопроса о происхождении балкарцев и карачаевцев, позволило отвергнуть версию о простом перемещении племенных образований и ошибочные представления о превращении одного народа в другой.

Предки современных кабардинцев, известные под именем адыгов, к середине I тыс. до н.э. на Таманском полуострове имели свое государственное объединение, которое позднее вошло в состав Боспорского царства. Нашествие гуннов в 4 в. заставило адыгов переселиться ближе к горам Кавказа. Примерно в это же время в результате смешения северокавказских племен с болгарами из Приазовья образовалась балкарская народность. В 13 в. в связи с вторжением монголо-татар предки балкарцев переселились в горы. К 14 в. часть адыгов получила название кабардинцев и заняла современную территорию расселения.

В 1557 г. при правителе Темрюке-Кабарда добровольно вошла в состав Русского государства. Вскоре Иван IV Грозный женился на кабардинской княжне Марии, что значительно укрепило отношения между двумя странами. В 1774 после подписания Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией присоединение Кабарды к России получило международное признание. К 1827 завершилось присоединение к России Балкарии. В 60-х гг. 19 в. Кабарда и Балкария были включены в состав Терской области. В 1867 здесь было отменено крепостное право.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились развития каждой народности и смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

По своему облику балкарцы и карачаевцы очень близки с горными осетинами и северными грузинами. Это обстоятельство следует учесть, так как тюркский язык балкарцев и карачаевцев дал основание многим исследователям считать их прямыми потомками монголов, пришедших на Кавказ с Востока. Анализ антропологических признаков балкарцев и карачаевцев, проведенный экспедицией Института экспериментальной морфологии Академии наук Грузинской ССР, исследования В. П. Алексеева и других авторов показали, что монголоидные элементы среди представителей карачаевского и балкарского народов отсутствуют.

Горных жителей Кавказа связывает не простое сходство, а глубокое родство по происхождению.

Таким образом, вывод научной сессии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института о том, что в образовании карачаевского и балкарского народов принимали участие местные северокавказские и ираноязычные племена (аланы), подтверждается данными языка, археологии, антропологии и исторических документов.

Наряду с местными северокавказскими и аланскими племенами, в образовании карачаевского и балкарского народов участвовали и тюркоязычные племена – болгары и кипчаки.

Изучение начального периода истории балкарцев показывает, что их образование, расселение и смешение с различными племенами являются не причиной, а следствием социально-экономического развития общества.

Разбор источников позволяет предполагать, что, возможно, к числу коренных кавказских племен горной части Центрального Кавказа следует отнести овсов, имя которых встречается в некоторых документах. Осетины и сваны и поныне называют балкарцев осами, овсами. Причем осетины называют их также “ассон” – с оттенком уважения, как бы намекая на общность их происхождения от одних и тех же предков, далеких ассов. Сами же балкарцы и карачаевцы слово “алан” употребляют в смысле “товарищ”.Балкарцы сами себя называют “таулу”, что означает “житель гор”. По вопросу о происхождении этого термина существуют различные мнения и версии. Народная летопись указывает, что балкарцы, или малкары, жившие в Черных горах по р. Черек в деревне Уллу-Малкар (Большая Балкария), получили свое этническое название от реки Малки, которая известна у кабардинцев и балкарцев под названием Балъкь. Но этот вопрос изучен недостаточно.

Предание выводит название “Малкар” от имени Малкар. Один из вариантов этого предания повествует следующее. С равнины в Черекское ущелье пробрался один охотник по имени Малкар, человек неизвестного происхождения, и застал там на одной поляне поселок из нескольких дворов, жители которого называли себя “таулу”, что означает “горец”. Малкару очень понравилась эта местность, и он решил навсегда остаться там, переселив туда и свой род. Местные жители этому воспротивились, поэтому Малкаровы поселились на другой поляне, и оба рода жили некоторое время спокойно. Но вот однажды пришел в горы неизвестный человек по имени Мисака и гостил у Малкаровых, которых было девять братьев и единственная их сестра-красавица. Гость влюбился в нее, она ответила ему взаимностью, но гордые братья не согласились на брак сестры с безродным пришельцем. Тогда Мисака прибег к хитрости и с помощью своей возлюбленной убил ее братьев. Женившись на сестре Малкаровых, Мисака завладел их землей и другим имуществом. Он привел с плоскости своих людей и начал притеснять местных жителей, превратив их в конце концов в своих данников.Но следует учитывать что это лишь одна из тысячи легенд о происхождении названия, а более достоверную версию о происхождении двух народов дает и их языковая принадлежность

Карачаево-балкарский язык, один из тюркских языков относится к кыпчакской группе. Современное название стало общепринятым с 50-х годов 20 века, ранее он назывался горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским. Используется двумя народами– карачаевцами и балкарцами. Распространен в основном в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике, в которых является государственным языком наряду с русским и кабардино-черкесским, есть также в Средней Азии, Казахстане, Турции. Число говорящих на территории СССР в 1989 превышало 230 тыс. человек, из них карачаевцев, проживающих в Карачаево-Черкесии, было около 130 тыс., а балкарцев в Кабардино-Балкарии – около 70 тыс.

Основные диалекты: карачаево-баксано-чегемский («ч»-диалект) и малкарский («ц»-диалект)

Однако карачаево-балкарский язык имеет и своеобразные черты, отличающие его от других кипчакских языков.

Карачаево-балкарский язык характеризуется следующими особенностями: исчезновение начального «и» в некоторых словах (ахши "хороший" вместо йахши); аффиксы 1-го и 2-го лица единственного числа и аффиксы родительного падежа без конечного согласного (-ма/-ме, а не -ман/-мен, -са/-се, а не -сан/-сен, -ны/-ни, а не -нын/-нин); в числительных следы двадцатиричной системы; лексические заимствования из адыгских и осетинского языков.

Осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках не могут быть объяснены простым распространением из нынешней Осетии. В этом случае количество этих элементов резко убывало бы с востока на запад и на далеком Баксане или в Каравае не было бы значительным. Между тем на Баксане и в Карачае сходств в языке не меньше, чем в Чегемском и Черекском ущельях, причем некоторые из них не встречаются в Верхней Балкарии, расположенной по соседству с Осетией.Отсюда делаем вывод что осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках - не результат заимствования от современных осетин, а наследие старого смешения, происходившего во всех ущельях от Черека до Верхней Кубани и до Теберды

В некоторых случаях в балкарском и карачаевском языках отложились даже более старые аланские формы, чем в современном осетинском: осетинское “амистол” (название летнего месяца) – балкарское “абустол” (от “апостол”); осетинское “дазкъан” – балкарское “сыган”, древнеиранское “сакан” (кизяк) и др.

Больше того. Целый ряд слов, которые распознаются как аланские, в осетинском исчез, а в балкарском сохраняется: “дорбун” (пещера), “лухдун” (дубина) и др.

Наконец еще один существенный факт: в Балкарии сохранился древнеиранский десятичный счет, который в Осетии уже исчез; его удалось зафиксировать только в некоторых дигорских районах, у пастухов, которые называют этот счет “балкарским”.

Поразительная близость кумыкского и в особенности карачаево-балкарского языков с языком половцев, запечатленном в известном письменном памятнике “Codex Cumanicus”, служит доказательством того, что карачаевцы, балкарцы и кумыки относятся к числу наследников половцев, или кипчаков. Наличие же в этих языках признаков языка болгар объясняется тем, что и “черные болгары”, находившиеся в южнорусских степях и на Кавказе еще до половцев, приняли участие в формировании балкарцев и карачаевцев.

Взаимоотношение с соседями

Балкарский народ, обитающий с незапамятных времен в труднодоступных высокогорных районах Кавказа, на протяжении многих столетий жил бок о бок с кабардинцами, осетинами, грузинами и другими народами Кавказа и поддерживал со своими соседями разносторонние связи. Эти связи носили как хозяйственный, так и культурный и политический характер.

Из всех соседних народов балкарцы особенно тесно были всегда связаны с братским кабардинским народом, это обстоятельство было вызвано как географическими условиями, так и исторически сложившейся обстановкой. Но впоследствии их взаимоотношения ухудшились. Межэтнические противоречия в Кабардино-Балкарии имеют не давнюю, но достаточно регулярную и устойчивую структуру. Фундамент недовольства между двумя титульными народами был заложен во время сталинской депортации. Балкарцы были выселены поголовно, кабардинцы остались на своей родине. Это неравенство и несправедливость впоследствии сказались на взаимоотношениях после возвращения балкарцев. Последние остались не удовлетворены реабилитационными процессами. В частности, выплатой федеральных компенсаций и возвращенными территориями. Нужно уточнить, что все компенсационные финансовые потоки бывший в то время президентом КБР Валерий Коков публично передал в полное ведение балкарским национальным обществам и запретил кому-либо из кабардинских руководителей иметь отношение к этим деньгам. Это был мудрый шаг, который Коков объяснил так: «Эти деньги могут стать причиной упреков в любом случае, даже если будут направлены по назначению. И если ими будут заниматься кабардинцы, это может положить начало конфликту между нашими народами». Бывший президент оказался дальновиден в своих предположениях, большая часть денег была действительно растрачена не по назначению, компенсации дошли до населения в мизерных объемах. Но отсутствие в числе расхитителей кабардинцев не смогло предотвратить национальных претензий балкарцев. Главной из них стала территориальная претензия. Балкарцы до депортации владели 4 районами в республике, после возвращения балкарскими остались только 3. Четвертый – Хуламобезенгийский район был упразднен, территория его поделена между двумя другими районами. Но на данный момент конфликт можно считать исчерпанным из за преимущественного преобладания кабардинцев на територии КБР.

Важное место в исторических судьбах балкарцев занимали их взаимоотношения с соседним осетинским народом. Как отмечалось выше, осетинские этнические элементы сыграли определенную роль в формировании балкарской народности, Несомненно, что какая-то часть осетин была ассимилирована тюрко-язычными предками балкарцев. Не случайно в некоторых исторических источниках встречаются такие племенные названия “урусниевские осетины”, “безинги-осетины” и т. п.

Более половины населения КБР исповедует ислам.

Дело в том, что до сих пор вопрос об истоках проникновения ислама в Балкарию остается малоисследованным. В российской историографии удивительным образом оказываются живучими и фактически не пересматриваются версии, выработанные еще в советский период, согласно которым Ислам проникает в балкаро-карачаевскую среду очень поздно (чуть ли не в конце 18 века) и сам этот процесс носит скорее негативный для национальной культуры характер, нежели позитивный. По версии этнографов - исламизация социальной верхушки балкарцев началась еще до 17 в., со второй половины 18 в. в Балкарии появляются исламские проповедники, в основном из Дагестана. Однако еще в 19 в. верования балкарцев представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций.

Доисламские пережитки действительно можно обнаружить в народной культуре балкарцев, но вряд ли их больше, чем у татар, турок и даже арабов, в ранней исламизации которых никто не сомневается. В 18 веке, действительно, происходит укрепление позиций Ислама в Карачае и Балкарии. Наплыв мюридов и проповедников из Дагестана, непосредственно был связан с формированием сопротивления горских народов российской экспансии, прежде всего с формой газавата - священной войны, в которой это сопротивление осуществлялось. Однако усиление позиций Ислама и изменение его политической роли - это вовсе не начальное проникновение Ислама в карачаево-балкарскую среду. Но нельзя же предположить, что целый народ ни с того ни с сего вдруг примет непонятную, новую веру. Между этими точками отсчета лежат целые века постепенного приобщения карачаево-балкарского народа к мусульманской религии и исламской цивилизации.

На данный момент граница исторического начала отодвигается все дальше вглубь в 15, в 13, в 10, наконец, даже в 8 - 9 века. Как только в «Истории хазар» напомнили о том, что в 737 году стодвадцатитысячное войско арабов во главе с Мерваном вторглось в земли обитания болгар, савир, аланов и хазар (Хазарский Каганат), в кругах народной интеллигенции получили развитие дискуссии и размышления о том, как это коснулось религиозной ориентации предков карачаево-балкарцев. Не были ли они одними из первых европейцев, получивших послание Аллаха из первоисточника - Арабского халифата. Еще более благодатную почву для размышлений о продвижении Ислама в 8 веке на Кавказ дали новейшие разработки грузинских и абхазских историков, обративших внимание на соперничество Византии и Арабского халифата в борьбе за Восточное Причерноморье, выявивших значение Анакопийской битвы (736г.). Было очевидно, что при том религиозном рвении, какой был присущ эпохе раннего средневековья, любая война шла под знаменем борьбы за торжество той или иной веры, из чего следует, что если арабы побывали в тех местах, где жили в 8 веке предки современных горцев, то и заветы Пророка дошли сюда тогда же.

Несомненно одно - единственным путем проникновения исламских миссионеров на территорию нынешней Балкарии был восточный, со стороны Дагестана, куда Ислам пришел еще в 7 веке. Далее историческая наука уже имеет дело с реалиями 14 века - с мавзолеем в окрестностях Усть-Джегуты, который, по всей видимости, был частью большого ансамбля мусульманского кладбища.

Также существует множество легенд о принятии ислама в кабардино-балкарии. Одна из них, согласно которой, карачаевцы, после разгрома Аланского царства Тамерланом и образования государства Карачай, не придерживались единой религии. Также как в Алании у них были распространены культы разных религий. И когда к ним пришли мусульманские проповедники, и рассказали об Исламе, старейшины собрались на Терё - Высший Совет и решили: Эта религия знакома нам, ни в чем не противоречит нашей горской этике - адеб, горской чести - намыс и нашим национальным традициям. Она призывает к поклонению Единому Богу, и мы считаем доводы этой религии о единобожии истиной и объявляем, что всенародно принимаем Ислам добровольно, без всякого принуждения.

Следует отметить, что сохранить религиозные убеждения в тяжкий период депортаций карачаево-балкарского народа, было очень сложно. Пройти дорогу ада и выжить во время насильственного выселения, продолжавшегося с 1943 до 1957 г. г., помогла народу его вера. На свою родину карачаевцы и балкарцы вернулись с мусульманской верой, не только не разрушенной, но возродившейся и окрепшей в тяжелые годы изгнания.

О сегодняшнем Исламе в Карачае и Балкарии. Ныне практически во всех городах и селах Карачая образованы мусульманские общины, во главе которых стоят имамы. В нарушение конституционных прав и свобод все религиозные общины, под страхом аннулирования государственной регистрации, подчинены ДУМ (духовное управление мусульман) Во многих населенных пунктах преподавание основ Ислама ведется либо в домах, либо в медресе, открытых при мечетях, при этом обучение распространяется на детей и на взрослых, на мужчин и на женщин. Гарантией духовной прочности, выживания и возрождения карачаевского И балкарского народов является высокая нравственность, базирующаяся на нормах Ислама. Религиозность карачаевцев и балкарцев проявляется в их быту, в обрядах, прежде всего, связанных с рождением ребенка, свадьбой и похоронами. В церемонию погребального обряда включаются поминальные трапезы (аш), раздача милостыни (садака) и мужские сидения для соболезнования, в целом укрепляющие ощущение связи между поколениями, почтение к старшим, память о родных, чувство солидарности и национального единения.

Выдающиеся исторические личности КБР

И конечно же, из такого устоявшегося, древнего народа, с его многовековой историей выходят выдающиеся люди, политические, религиозные и культурные деятели, которые непременно повлияли на развитие кабардино-балкарии. А также люди гор, который сделали альпинизм своим призванием. Множество балкарцев отличились упорством в покорении высочайших точек мира, неудивительно что первым покорителем Эльбруса был балкарец. Впервые Эльбрус был покорен 22 июля 1829 года кабардинцем Киларом Хашировым, проводником русской военной экспедиции под руководством генерала Георгия Эмануэля. В экспедицию входили геолог Адольф Купфер, физик Эмилий Ленц, зоолог Эдуард Менетрие, ботаник Карл Мейер, художник-архитектор Иосиф Бернардацци, путешественник Янош Бессе, проводники и группа казаков. Купфер, Менетрие, Мейер, Бернардацци повернули назад с отметки 4270. Ленц, казак Лысенков и проводник-балкарец Ахия Соттаев дошли до высоты 5300 метров. Дальше пошел один Килар Хаширов. Когда он достиг вершины, дали ружейный салют. После спуска его одарили ста рублями и отрезом на черкеску. Впоследствии в Пятигорском парке «Цветник» были установлены две памятные чугунные плиты. Следует также отметить что Ахия Соттавев проводил эту экспедицию в возрасте 80 лет, а умер в возрасте 125, чем и положил начало роду знаменитых кавказких долгожителей Соттаевых.

Несмотря на то что Киллар Хаширов по происхождению был карачаевцем, о нем тоже можно рассказать несколько удивительных фактов. Бывший пастух, в возрасте 56 лет, для которого восхождение на восточную вершину Эльбрус было все равно что мы сейчас добираемся на работу на общественном транспорте.В некоторых статьях упоминалось что при восхождении он хромал на обе ноги.

Генерал Эммануэль (начальник лагеря экспедиции) наблюдал за восхождением в подзорную трубу. По мере подъема вверх группа редела, люди не выдерживали недостатка кислорода и возвращались вниз. До седловины между вершинами дошли всего четыре человека: академик Э. Ленц, казак П. Лысенков и оба проводника. Здесь горная болезнь сломила волю Ленца и Лысенкова. Тогда Ахия Соттаев, как старший по возрасту из проводников (старшего у горцев слушаются беспрекословно), сказал Килару, чтобы тот шел на вершину, а сам стал сопровождать заболевших вниз.

Килар дошел до вершины один, и помахал с восточной вершины руками. Из лагеря ему ответили барабанным боем и ружейным салютом. Это событие документально подтверждено донесением генерала Эммануэля, отчетом академика Купфера и описано в книге венгерского путешественника и ученого Ива Бесе (наблюдавшего за ходом экспедиции).

Генерал Эммануэль наградил Килара Хаширова за достижение вершины денежной премией - 400 рублей серебром, а на Луганском заводе в ознаменование восхождения были отлиты две памятные чугунные доски. Одна из них установлена в Пятигорске, а вторая - в Нальчике.

Кайсын Кулиев - известный балкарский поэт, творчество которого можно причислить к тем значительным и ярким явлениям в литературе, которые оказывают влияние на ход развития всей мировой культуры.

Интерес к творчеству Кайсына Кулиева всегда был высок и с годами он не уменьшается.

Кайсын Шуваевич Кулиев родился 1 ноября 1917 г. в старинном балкарском ауле Верхний Чегем в семье скотовода и охотника. Вырос в горах. Ребенком, потеряв отца, прожил трудное детство, очень рано начал работать.

В 1926 г. поступил в только что открывшуюся школу в Нижнем Чегеме, где впервые увидел книги, начал учить русский язык. В 10 лет написал первые свои стихи. После школы учился в техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. В семнадцать лет стал печататься в газетах.

В 1935 г. Кулиев приезжает в Москву и, хотя твердо решил стать поэтом, поступает в Театральный институт (ГИТИС), где изучались все области искусства и культуры, чтобы стать хорошо образованным человеком. Одновременно слушал лекции в Литературном институте, продолжая писать стихи. В 1939 г., окончив институт, возвращается в Нальчик, преподает в учительском институте литературу. В 1940 г. выходит первая книга стихотворений «Здравствуй, утро!».

В 1940 г. Кулиев был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 г. бригаду направили в Латвию, где Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орлом был ранен, попал в госпиталь. Писал много стихов, которые печатали в газетах «Правда», «Красная звезда» и др. Позже воевал на Сталинградском фронте уже в качестве военного корреспондента газеты «Сын Отечества». Участвовал в боях за освобождение южных городов, снова был ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько циклов стихов - «В час беды», «О тех, кто не вернулся»,«Перекоп».

В 1945 г. Кулиев уехал в Киргизию, где работал в Союзе писателей, писал стихи, но не мог публиковать их (балкарский народ был переселен Сталиным во время войны). Занимался переводами. В мае 1956 г. Кулиев приехал в Москву, где Н. Тихонов способствовал изданию книги стихов «Горы»(1957); в этом же году в издательстве «Молодая гвардия» вышла вторая книга - «Хлеб и роза».

В середине 1950-х годов Кулиев вернулся в Нальчик, где, наконец, смог стать профессиональным литератором. Один за другим в свет выходят поэтические сборники: «Раненый камень», «Книга земли», «Вечер», «Вечерний свет», «Краса земная» и др. Скончался К. Кулиев в 1985 г.

Отличительная черта творчества Кайсына Кулиева, это поистинне странное качество нежности «горца» в его произведениях. Это хорошо, на мой взгляд, выразил А.Тарковский, делясь впечатлением о поэзии К.Кулиева: "… я стал искать в ней больше то, что называется местным колоритом. Я искал то, с чем мы сталкиваемся сплошь и рядом, когда имеем дело с поэзией малых народов, то, что является местным, ограниченным, что мы… принимаем за местный колорит. Этого я не нашёл. Потому что стихи Кайсына Кулиева - это настоящая поэзия. Кайсын Кулиев - поэт небольшого народа, вышедший на общечеловеческое поприще поэзии. Кайсын Кулиев говорит от лица своего народа. Он - поэт всего мира… Интересы всего человечества, очень широкие слои всего человечества нашли уста в этом поэте".

Дудов Абдуллах (АЙСАНДЫР) Халал-Улу.

Это был выдающийся карачаевский религиозный и общественный деятель, поэт, один из первых проповедников ислама в Карачае и Балкарии. Родился в ауле Хурзук Большого Карачая в семье карачаевских князей Дудовых.Вел активную миссионерскую деятельность по распространению мусульманства среди карачаевцев, в чем имел определенный успех (свидетельством тому является установленный факт применения арабского письма в Карачае. Считается, что он был первым кади Карачая, и Балкарии. Айсандыр Дудаланы (Дудов) активно участвовал в общественно-политической жизни народов Северного Кавказа. Несколько раз в конце XVII - начале XVIII века он содействовал мирному разрешению конфликтов между Кабардой и Карачаем. Айсандыр Дудаланы известен и как крупнейший поэт Карачая и Балкарии своего времени. До нас дошли его произведения: высокохудожественная этико-философская поэма «Карт Бабаны сезю» («Слово старого мудреца»), прекрасные переложения на карачаево-балкарский язык известных средневековых восточных поэм «Тахир и Зухра», «Нур-Мухаммад», «Лайла и Маджнун» и др.

С его именем связывают авторство первой карачаевской мусульманской поэмы «Иман-Ислам» («Вера-Ислам»), в которой на доступном языке изложены основы исламского вероучения, и популярной трилогии «Рождение Пророка», «Вознесение Пророка», «Смерть Пророка», написанной в форме религиозной поэмы. Следует также отметить, что умер он в 115 летнем возрасте.


Список использованной литературы.

1. Народы Кавказа / Ю.Д. Анчабадзе, Н.Г. Волкова

2. Мизиев И.М. Древнетюркские и карачаево-балкарские параллели в свете этнической истории

3. Мусукаев А.И. Из истории балкарской семьи

4. Лукьяев В.Б «А вы вернетесь верьте» Очерк-воспоминание репрессированного балкарского народа.

5. Народы Кавказа / Ю.Д. Анчабадзе, Н.Г. Волкова

6. Репрессированные народы: история и современность: М.Н. Кубанова

Христианович В.П. Из прошлого Кабарды и Балкарии.

7. Очерки истории балкарского народа // Гл. ред. А.В. Фадеев

8. Русско-Карачаево-Балкарский словарь. Суюнчева Х.И

9. Грамматика Карачаево балкарского языка. Н. А Баскаков

Небольшая республика не только по меркам России, но и даже относительно Большого Кавказа - Кабардино-Балкария. Религия этой области отличается от общепринятой в стране, но совсем не этим знаменита республика на весь мир. Именно тут расположилась самые высокие горы Европы.

История

Балкария и Кабарда были совершенно отдельно существующими областями до 1922 года. Частью Российской империи Кабарда стала в 1557 году, тогда как Балкария - только в 1827. Официально же эти территории отошли нашему государству в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору.

Кабарда и наша страна всегда находились в дружеских отношениях, особенно же близкими они стали после того, как Иван Грозный взял в жены дочь князя Кабарды - Темрюка Идарова. В 1561 году Гошане стала женой российского правителя, приняв после крещения имя Мария. Ее братья перешли служить к царю, основав род князей Черкасских, которые подарили России множество политиков и известных полководцев.

В 1944 «благодаря» Сталину была произведена депортация балкарцев. В Среднюю Азию 14-ю эшелонами было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были как младенцы, так и древние старики. Их вина была лишь в том, что родились они балкарцами. В дороге погибло 562 человека. В конечной точке пути для людей были разбиты тщательно охраняемые казармы. Целых 13 лет люди жили фактически в лагерях. Уход без разрешения приравнивался к побегу и являлся уголовно наказуемым деянием. История на этом, казалось, прервалась, поскольку даже в названии позволили остаться лишь кабардинцам. К счастью, в 1957 году балкарцы были реабилитированы и республике вернули прежнее название.

С давних времен на равнинах проживали кабардинцы, тогда как в горах - балкарцы. По сей день ситуация практически не меняется: подавляющее большинство селений в горах принадлежит балкарцам. Однако постепенно горцы спускаются в равнинную часть республики. Кроме этих двух народов, республику населяют еще порядка десяти национальностей, в том числе русские.

Республика

В первую очередь Кабардино-Балкария, религия которой является важной частью культуры, известна благодаря самым высоким горам: на ее территории расположена большая часть всемирно известных пятитысячников.

Рельеф повышается по мере продвижения на юг - северные равнины постепенно повышаются и подводят путника к главному Кавказскому хребту. Именно тут, рядом с Карачаево-Черкесией, возвышается Минги-Тау, известная большинству под именем Эльбрус.

Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины. Остальное же население и вовсе проживает в селах и аулах, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях. Самые крупные ущелья очень различаются и по природным условиям, и по степени освоенности. Так, является известным маршрутом для туристов к Чегету и Эльбрусу. Тогда как Хуламо-Безенгийское и сегодня остается малоосвоенной зоной, доступной лишь походникам и альпинистам. Общими у всех ущелий остаются и по сей день две вещи: потрясающая, невероятная красота и овцы.

Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употреблять свинину, сосредоточена на разведении овец. Даже там, где до самого горизонта не видно человеческого жилья, разгуливают отары. Стоит прогреметь грому, пугающему животных своими гулкими перекатами, в пронзительной тишине раздаются не менее пронзительные вопли овец. Это производит невероятное впечатление - перекличка стихий, панические голоса природы. Чуть менее популярны в республике коровы. Эти животные мало чего боятся и при любых волнениях природы все так же неспешно движутся по дорогам, флегматично работая челюстями.

Высоко в горах, при большом везении, можно увидеть настоящий символ Кавказа - горных туров: ранним утром эти животные пробираются горными тропами к местам пастьбы.

Происхождение Кабардино-Балкарии позволяет предположить большое количество горных аулов, жизнь в которых остается неизменной много веков. Однако после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не позволили вернуться в насиженные места. Именно этим объясняются развалины селений, по которым сегодня гуляет лишь ветер.

Однако существуют еще в республике аутентичные селения. Даже в наши дни тут происходит все так же, как и сотни лет до этого: в центральной части поселения собираются старейшины для обсуждения дел или неспешной беседы. По улочкам бегают дети, женщины пекут хычины, вяжут носки. Самым естественным образом соединяются тут вековые традиции и повседневная жизнь.

Религия

С годами все более религиозной становится Кабардино-Балкария. Религия оказывает положительное действие на все области жизни населения: к примеру, тут нет пьяных или бездомных местных жителей. Курящая женщина в сельских районах не только вызовет недоумение, но и дождется замечаний от жителей. Длинные юбки и платки носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, однако и откровенную одежду на местных тут не увидишь. При путешествии в Кабардино-Балкарию стоит учитывать эти особенности и не брать с собой излишне обтягивающие наряды или экстремальное мини.

Обычаи

Явное отличие и балкарцев, и кабардинцев от русских - невероятное гостеприимство. Они способны пригласить в гости того, с кем едва успели познакомиться. По традиции, ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, ожидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, но в селах ее твердо придерживаются. Усадить хозяйку с собой не получится, поэтому просто поблагодарите ее за гостеприимство.

На Кавказе считается крайне невежливо перебивать собеседника, но перебить человека, старше тебя по возрасту, - просто невозможно.

Чем знаменита республика

Приезжать в республику можно круглый год: тут всегда найдутся развлечения по сезону. Разумеется, зимой на первом месте отдых на горнолыжных курортах и восхождение к вершинам. Впрочем, это не только зимний отдых - снег на Чегете и Эльбрусе есть всегда, нужно просто повыше взобраться.

В теплое время года популярностью в Кабардино-Балкарии пользуются минеральные воды, грязи, климатические курорты, горячие источники и сосновые леса с их целебным воздухом. Кроме того, приезжают сюда и любители пеших походов, конных туров, альпинистских восхождений.

Транспорт

До крупных городов добраться легко, как и до туристических мест. Пусть нечасто, но регулярно автобусы ходят от Нальчика до всех ущелий. На любой из курортов нетрудно добраться и на такси. Однако путешествовать по перевалам возможно только на очень проходимых автомобилях. Легковая машина сможет передвигаться только в Баксанском ущелье.

Поезда могут довезти до Терека, Нальчика, Майского и Прохладного. На основной территории республики прокладка железнодорожных путей недоступна из-за особенностей рельефа.

Кухня

Множество видов сыров, разнообразные продукты из молока, активное употребление овощей - это все Кабардино-Балкария. Ислам - религия, исключающая употребление свинины, поэтому в пищу чаще всего употребляется баранина. Пить жители предпочитают айран - кисломолочный продукт. Вино продается только в туристических местах, несмотря на то что для большинства Кавказ ассоциируется именно с домашним вином.

Сувениры

Множество вязаных вещей может предложить Кабардино-Балкария. Религия (какая? Конечно, ислам) дает возможность употреблять в пищу баранину, но ведь животные эти славятся и своей шерстью, из которой женщины вяжут красивые и теплые вещи.

Очень популярны у туристов изделия из керамики, которые в точности повторяют археологические находки. Чеканка, кольчуги, изделия из бронзы и кожи - вот то, что с удовольствием приобретают путешественники в Приэльбрусье.

1 сентября отмечается День образования Кабардино-Балкарской республики. 90 лет назад, 1 сентября 1921 года, ВЦИК РСФСР утвердил декрет об образовании Кабардинской АО в составе РСФСР.

Кабардино‑Балкарская республика - республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо‑Кавказского федерального округа.

Расположена на северных склонах и в предгорьях центральной части Большого Кавказа. На юге граничит с Грузией, на севере - со Ставропольским краем, на западе — с Карачаево‑Черкесией, на востоке и юго‑востоке - с Северной Осетией. На юге протягиваются параллельно 4 хребта Большого Кавказа: Меловой, Скалистый, Боковой (высота до 5642 м, гора Эльбрус) и Главный (или Водораздельный).

Кабардино‑Балкарская республика состоит из 10 административно‑территориальных районов, 5 городов районного подчинения и 3 - республиканского. Столица - город Нальчик. Крупные города: Тырныауз, Прохладный, Баксан.

Республика относится к числу самых густонаселенных регионов страны. Плотность населения здесь составляет около 71,7 человек на кв. км.

Численность населения на 1 января 2010 г. - 894 тыс человек, доля городского населения составляет 64,4%.

Кабардино-Балкария - многонациональная республика, где проживают представители более ста национальностей. Из них кабардинцы составляют около 55 %, балкарцы - 11,6 %, русские - 25,1 %, украинцы, осетины, таты, грузины и представители других национальностей - 8,3 %.

Территория республики была заселена кабардинцами и балкарцами в XIII‑XV вв. Кабардинцы, говорящие на языке абхазо‑адыгской группы, традиционно населяли равнину и предгорья. Тюркоязычные балкарцы обжили горы. Эти территории неоднократно подвергались опустошительным набегам ханов Золотой Орды, Тимура (XIV в). В 1557 г. верховный кабардинский князь Темрюк Айдаров попросил покровительства России. В 1561 г. дочь Темрюка Гуащэней (в крещении ‑ Мария) стала женой Ивана Грозного.

Отношения между Кабардой и Россией укрепились. С середины XVI в. кабардинский народ активно участвовал в борьбе Русского государства за выход к Чёрному морю. Представители кабардинской знати занимали видные должности при царском дворе и в войсках. На реках Терек и Сунжа были созданы опорные пункты для обороны Северного Кавказа от крымских и турецких завоевателей, способствовавшие и установлению связей России с Грузией, Арменией и Азербайджаном.

Белградский мирный договор (1739 г.), подписанный после русско‑турецкой войны 1735‑1739 гг., объявил Кабарду нейтральной, а по Кючук‑Кайнарджийскому миру (1774 г.) Турция признала её составной частью России. К 1827 г. завершилось присоединение к России Балкарии. Присоединение имело прогрессивное значение для Кабарды и Балкарии. Они получили защиту от Крымского ханства и турецкой империи.

В январе 1921 г. Кабарда и Балкария как административные округа вошли в состав Горской Автономной Советской Социалистической Республики.

В июле 1921 г. съезд Советов Кабарды, поддержанный трудящимися всего округа, просил высшие органы РСФСР о выделении Кабарды из состава Горской Республики в Кабардинскую автономную область.

1 сентября 1921 г. на основании Декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) Кабарда впервые была провозглашена полноправным субъектом Российского государства.

16 января 1922 г. постановлением ВЦИК Балкарский округ был выделен из Горской АССР, объединён с Кабардинской АО, в результате образовалась объединенная Кабардино‑Балкарская автономная область.

В 1936 г. автономная область была преобразована в Кабардино‑Балкарскую АССР.

В 1944 г. автономия балкарцев была ликвидирована, а население насильственно выселено. В 1957 г. Кабардино‑Балкарская АССР была восстановлена.

В августе 1991 г. введен пост президента.

После распада СССР в феврале 1992 г. была образована Кабардино‑Балкарская Республика в составе России.

Экономика Кабардино-Балкарии представляет собой в основном сложившийся многоотраслевой хозяйственный комплекс, соответствующий природным, климатическим и демографическим условиям республики.

Основой материально-сырьевой базы республики являются руды цветных и редких металлов, нефть и природный газ, различные виды горно-химического сырья, минеральные и пресные воды различного значения, многочисленные виды ценных строительных материалов. Всего эксплуатируется свыше 40 месторождений полезных ископаемых, а оцененные запасы минеральных вод составляют более 12 тыс. кубометров суточного дебета. Ряд месторождений является уникальным по масштабу и типу. На базе рудных запасов вольфрама и молибдена был создан один из крупнейших в мире Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат.

В республике производится нефтедобывающее оборудование, различные виды электрокабелей, алмазные инструменты, продукция из искусственных кож и пленочных материалов. Эти товары пользуются большим спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

По итогам первого полугодия 2011 года внешнеторговый оборот участников внешнеэкономической деятельности Кабардино-Балкарии составил 84,55 млн долларов, что выше уровня января-июня 2010 года на 190%. Наибольшим по величине в отчетном полугодии был товарооборот с Италией (36,67 млн долларов), Германией (13,65 млн долларов), Китаем (5,43 млн долларов) и Турцией (3,37 млн долларов).

Объем экспортных операций составил 9,53 млн долларов, что выше объемов I полугодия 2010 года на 1,13 млн долларов. При этом 68,03% экспорта пришлось на страны дальнего зарубежья, что в стоимостном выражении составило 6,48 млн долларов. В страны СНГ объем экспорта составил 3,05 млн долларов (31,97%).

Объем внешней торговли предприятий республики в ее импортной части составил 75,02 млн долларов, увеличившись на 54,27 млн долларов относительно аналогичного периода 2010 года. Из стран дальнего зарубежья импортировано товаров на 69,74 млн долларов (рост на 306%), из СНГ - на 3,6 млн долларов (рост на 46,43%).

Кабардино-Балкария - всероссийский и международный край туризма, альпинизма и горнолыжного спорта. Здесь действуют туристические базы, альплагеря и комфортабельные гостиницы. Горнолыжные трассы республики не уступают, а по многим параметрам и превосходят всемирно известные трассы курортов Западной Европы. Важной составной частью экономического потенциала республики является рекреационный комплекс, созданный на базе использования лечебных минеральных источников и уникальных природных условий.

В 2010 году республику посетили 194 тыс туристов , из них около 100 тыс отдыхали в Приэльбрусье.

Кабардино-Балкария обладает большим культурным потенциалом, объединяющим исторические традиции ее народов с достижениями современного искусства. В республике работают профессиональные театры, хореографические и фольклорно-этнографические ансамбли, госфилармония. Богатая традициями художественная культура сохранилась в изделиях мастеров декоративно-прикладного искусства; широко развиты ювелирное и кузнечное ремесла.

Земли Кабардино-Балкарской республики (КБР) были заселены еще со времен первобытно-общинного строя. Об этом свидетельствуют древние захоронения возле г. Нальчик; исследователи относят их ко II-I тысячелетиям до н. э.

Кабардинцы

Кабардинцами адыгские племена начали именовать в честь своего вождя Кабарды. По другой версии, народность получила название благодаря глубоким ущельям реки Лабы, в которых обитали первые поселения. Так из слияний двух слов образовалось Кабардэй (в переводе «кобар» – многоущельники, «дэй» – принадлежность).

После бесчинств Тамерлана в конце 14 века кабардинцы заняли равнины предгорья: эти земли славились плодородием.

Через три столетия Кабарда разделилась на Большую и Малую. В это же время, чтобы защитить свои земли от крымских татар, начался курс на сближение с Россией. В результате неудачных попыток захватить территорию ханским войском, обе империи (Турция и Россия) подписали договор, и Кабарда стала автономной.

Балкарцы

Поселения древней Балкарии располагались в высокогорных районах и вместе с другими племенами были практически отрезаны от мира кабардинцами, занявшими предгорные равнины. Кабардинцы успешно использовали свое выигрышное положение, и балкарцы вынуждено платили жителям Кабарды ежегодную дань. Этноним «балкарцы», возможно, произошел от названия ущелья Малкар. Сами же себя племена называли «таулу» – горцы. Балкарцы в основном занимались животноводством.

В истории Балкарии момент официального присоединения к России датируется 11 января 1827 г. В русское подданство балкарцы вошли на правах сохранения своей культуры и религии.

Кабардино-Балкарская АССР

После большевистского переворота было решено провести процесс автономизации. В результате создана Горская автономная Советская республика, в ее состав входили пять субъектов: Чечня, Балкария, Кабарда, Ингушетия и Осетия. Не прошло и полугода после образования автономии, как власти Кабарды вывели ее из Горской республики, объявив территорию автономной областью в составе РСФСР.

Совместная история Кабардино-Балкарии официально начинается с 1937 года, когда было объявлено о создании Кабардино-Балкарской АССР.

Черные страницы истории

Не успев оправиться от ужасов фашизма, народ КБР получил новый удар, но уже от советской власти. 8 марта 1944 года началась принудительная депортация в Киргизию и Казахстан. Людей забирали из дому без какого-либо имущества, загоняли в вагоны по 50 человек и отправляли в отдаленные районы страны. Нечеловеческие условия во время переезда стали причиной гибели 562 человек. Еще больше людей погибло во время ссылки на новых землях, где их считали врагами народа. Кроме физического истребления был нанесен ущерб развитию национальной культуры и интеллектуальной сферы депортированного народа.

Вновь вернуться на свои земли и восстановить свои права балкарцы смогли только в 1957 году.

Современный статус

Нынешняя КБР является субъектом РФ (с 1991 г.). Территория КБР – часть Северо-Кавказского федерального округа с правами отдельного государства. В. М. Коков стал первым президентом Кабардино-Балкарии.



Статьи по теме: