"К морю" (Пушкин): подробный анализ стихотворения. «Пейзажная лирика А

Сочинение по картине «Первые зрители» предлагается написать учащимся на уроках русского языка. Попробуем дать несколько необходимых рекомендаций для качественного выполнения этой работы.

Слово о художнице

Прежде чем писать сочинение по картине «Первые зрители», необходимо рассказать об авторе этого полотна. Екатерина Васильевна Сыромятникова родом из Украины, города Харькова. Помимо того, что она является очень талантливым художником, наш автор получила профессиональное образование в области художественного искусства.

Помимо полотна «Первые зрители», она написала очень известную картину «Вид с Воробьевых гор».

Ее работы настолько приглянулись зрителям, что практически все разошлись на хранение в частные коллекции.

Е. В. Сыромятникова была известна не только в России, но и в других странах.

Подготовка к сочинению

Когда мы приступаем к работе над картиной, нам необходимо выполнить несколько простых действий. Для начала нужно составить план, по которому мы будем писать сочинение. Примеры таковых могут быть различны. Но самое главное - быть последовательным и не отходить от темы пункта. Может быть описан сюжет полотна, его основные образы, а также сделаны необходимые выводы после проделанной работы.

Обязательно проверьте сочинение на предмет смысловых связей между абзацами. Не забудьте и про грамотность, поскольку, работая над содержанием, можно незаметно для себя сделать ошибку.

Сюжет картины

Картина (Сыромятникова) «Первые зрители», сочинение по которой нам предстоит писать, соединяет в себе черты различных жанров. Здесь и пейзаж, и изображение человека, и интерьер.

Прекрасная летняя погода навевает приятные воспоминания. Яркая зелень и молодые березки так и притягивают к ней взгляд.

К сожалению, история создания картины доподлинно не известна. Но есть информация о том, что в 1929 году, когда было написано полотно, художница отдыхала в селе Лигачево, находящимся в Подмосковье. Видимо, тогда на нее нашло вдохновение, и она подарила нам эту чудесную картину.

Двое мальчишек гуляли по улице. Вдруг они заметили, что в одном из дачных домиков открыто настежь око. Любопытные ребята подошли к дому и то, что они увидели, приятно их удивило. Оказалось, что перед ними мастерская какого-то художника. С величайшим интересом дети рассматривают все вокруг. Им очень любопытно смотреть на необычную комнату.

Самого художника на картине нет. Вероятно, он ненадолго отлучился по каким-то своим делам. Поскольку люди искусства довольно своеобразные, то и наш мастер, возможно, удалился из дома, забыв закрыть окно.

Толкование названия полотна также необходимо включить в наше сочинение. Примеры могут быть различны. Мы предположим, что картина названа «Первые зрители» потому, что мальчишки явились самыми ранними свидетелями создания полотна неизвестного художника.

Что мы видим на заднем плане

Перед нами просторная и очень приятная комната. На заднем плане мы видим Кажется, что домик художника находится в отдалении от других, где-то на лесной поляне. Вдалеке виднеются деревья и их пышные зеленеющие кроны. Рядом с домом завораживающая Белоствольные красавицы развесили свои пушистые ветви и греются под солнечными лучами.

Трава на полянке еще совсем молодая. Она настолько яркая, что похожа на мягкий бархатный ковер. Вдалеке мы видим тропинку, ведущую, вероятно, к другому дому.

Центральный план

Все полотно можно условно поделить на две части: сама комната и уличный пейзаж.

Сочинение по картине «Первые зрители» будет продолжено описанием центрального плана.

Обстановка в мастерской очень необычна, чем и привлекла внимание мальчишек.

Занавеска не закрывает окно. Она плавно развевается, что говорит о том, что на улице, возможно, дует слабый летний ветерок.

Справа от окна стоит шикарное кресло. Отдыхая на нем, художник, вероятно, обдумывает свои творческие идеи. Оно выполнено в старинном стиле, на сиденье попадают солнечные лучи.

Один из мальчишек с интересом разглядывает этот необычный атрибут мебели. Слева, под окном, стоят уже нарисованные картины. Они отвернуты лицевой стороной к стене, как того требуют правила просушки.

Пол деревянный, ничем не прикрыт, но тем не менее чистый и ухоженный.

А может быть, в этом домике жила или бывала в гостях сама Е. В. Сыромятникова?!

Передний план

Прямо перед нашими глазами красуется симпатичный букет из ромашек. Можно предположить, что именно его и запечатлел на картине автор. Нам, к сожалению, не известно, что изображено на этом полотне. А как бы хотелось увидеть, чем так залюбовался старший из ребят! Он настолько заворожен полотном, что у него даже пылают щеки от удовольствия.

Слева мы видим мольберт и этюдник. Это говорит о том, что художник - мастер своего дела. В своей работе он использовал четыре кисточки и, возможно, зеленый и белый цвета, потому как именно они остались на его палитре. Это подтверждает нашу версию о том, что художник, возможно, изображал на холсте именно ромашки.

Представляется, что, закончив работу, мастер, сидя в своем необычном кресле, оценил собственное творение.

Примечательно, что на этом полотне мы видим необычную ситуацию. Художница изобразила одну картину в другой.

К сожалению, зрители не знают, какое творение так удивило ребят, но известно точно: полотно выполнено очень качественно. Настолько, что притягивает взгляды посторонних.

Цветовая гамма

Картина оставляет очень приятное впечатление, поскольку она очень реалистичная. Это достигается благодаря использованию художником удачно подобранных цветов и оттенков. Эта информация обязательно должна быть включена в сочинение по картине "Первые зрители".

Изображение природы очень притягательно. Так и вспоминается беззаботное детство, летние каникулы, ясные солнечные деньки. Наверное, именно в этот период мальчишки вышли на прогулку, позабыв на время о школе.

Одежда у ребят довольно яркая, летняя. У старшего из них серая футболка с голубыми каемками. Младший же в красной кофточке. Такие «живые» цвета выделяют мальчишек на общем фоне картины.

В комнате ярким «пятном» явились ромашки. Эти свежие летние цветы придутся по нраву каждому из нас. Это некий символ беззаботности, отдыха и даже романтики. Наверное, этот букет расположился на тумбе и радует глаз своего обладателя. Можно предположить, что его подарил мастеру кто-либо из поклонников его творчества.

Палитра с красками тоже выделяется в обстановке комнаты. Это все-таки рабочая мастерская, поэтому художник не убирает свои рабочие инструменты.

В целом вся картина выразительно яркая и в то же время светлая. Все вокруг залито солнечными лучами, так и ощущается тепло летнего солнышка.

Заключение

После такого подробного описания можно заканчивать наше сочинение по полотну, которое написала Е. Сыромятникова. «Первые зрители» поражают зрителя своим мастерством и в это же время простотой. Не забудьте сделать выводы, касающиеся вашего впечатления от картины. Вероятно, оно останется приятным. Невозможно не полюбить этих маленьких сорванцов, которые украдкой подглядывают в чужой дом!

Если кто-то захочет увидеть оригинал этой картины, то его легко найти в самом известном музее в России - Третьяковской галерее.

Увидев творение своими глазами, возможно, вы еще больше проникнетесь этим полотном.


Л.Н. Толстой – один из величайших писателей мира, мыслитель. Он написал много замечательных произведений. Рассказ «Бедные люди» произвёл на меня особое впечатление.

В произведении Л.Н. Толстого «Бедные люди» на первый взгляд говорится о бездольных, несчастных, брошенных людях. Но так ли это? Главными героями рассказа являются Жанна и её муж, рыбак.

У них есть пятеро детей. Все вместе они живут в рыбачьей, чистой, тёплой и уютной хижине.

Жанна очень хозяйственная и заботливая жена. Она тревожится за своего мужа, который не жалея себя, в холод и бурю ловит рыбу, лишь бы прокормить семью. Рядом с ними живёт соседка. Жанна сильно беспокоится за неё, ведь у неё двое детей, да тут ещё болезнь. Решив проведать её, она видит мёртвое тело, а рядышком двое маленьких, кудрявых, толстошеих ребятишек. Они были закутаны старым платком и платьем матери. Жанне стало жаль детей. Решившись на необдуманный поступок, она снимает колыбельку и несёт домой. Жанна сама не понимает, как и зачем сделала это.

Но она не могла пройти мимо чужого горя, так как знала, что матери было нелегко. Очень тяжело умирать, зная, что от тебя зависит будущая жизнь детей. Сначала она боялась о том, что скажет муж, ведь у них у самих то, немаленькая семья. Когда он вернулся, Жанна рассказала о том, что соседка умерла, и у неё остались дети. Недолго раздумывая, он принял решение взять их.

Это произведение настоящий пример добра, милосердия и благородности. Герои рассказа великодушные! Они взяли на себя серьёзную ответственность. Так бедны ли, эти люди на самом деле!? Я считаю, что эти два человека самые богатые! В их сердцах много любви, теплоты, искренности и понимания. Они богаты духовным миром! И совсем не важно, сколько у них материальных средств. Их чистые души и сердца помогут превзойти все невзгоды, неудачи и падения. Вместе они самая мощная сила-добро.

Автор хотел донести до нас то, что нужно жить в мире, согласии, помогать друг другу, творить добро! Эта маленькая тайна поможет тебе в жизни! Помогая людям, тебе самому будет приятно от этого. Дари улыбку людям, твори добро, и мир станет чуточку светлее и лучше!

Обновлено: 2017-11-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Введение

Заказать работу

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Вопросы и задания


«Деревня»

Вопросы и задания



Вопросы и задания
План

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Вопросы и задания
1. Подготовьте цитатный план к рассказу о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина.
2. Определите значение следующих слов: культ, прогрессивный, мемуарист.
3. Какие важные события произошли в жизни Пушкина-лицеиста?
4. Что вам показалось особенно интересным из воспоминаний А.С. Пушкина о Г.Р. Державине? Охарактеризуйте чувства юного Пушкина, читающего в присутствии Державина свои стихи.
5. Сравните гравюрные портреты А.С. Пушкина, создан¬ные Е.И. Гейтманом и В.А. Фаворским. В чём, по вашему мнению, своеобразие каждого портрета?

«Деревня»

Вопросы и задания
1. Основным художественным приёмом в стихотворении является приём антитезы. Что и чему противопоставлено в «Деревне»?
2. Противопоставление это подчёркнуто композицией. Из каких смысловых частей состоит текст, где завершается первая часть и начинается вторая?
3. Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется? Назовите образы стихотворения, которые могут подтвердить ваши суждения.
4. Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: «Деревня в первой части - это почти идиллическое место, где...» (продолжите).
5. Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения?
6. Что «омрачает душу» автора?
7. Что такое в изображении А.С. Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они - эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?
8. О чём мечтает А.С. Пушкин, о каком времени и о ка¬ком отечестве? Вывод сформулируйте письменно.

«Зимнее утро», «Зимний вечер»

Вопросы и задания
Постарайтесь охарактеризовать стихотворения А.С. Пушкина самостоятельно по данному примерному плану.
План
1. Время написания стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Краткие тезисы об основных событиях, происходивших в это время в жизни поэта.
2. Определение темы и основных мотивов стихотворений. (Необходимо вспомнить содержание понятий...

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже. Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях, конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость». Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи).

Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном. В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честно
и искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой. Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает …
Он вспоминает « прежних лет безумную любовь »,
« желаний и надежд томительный обман » .
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой
Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья …

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.

Стихотворение «Деревня» Пушкина, анализ которого мы проведем, показательно для понимания того, что лирику трудно разделить по тематическому признаку. Рамки одной темы тесны для этой элегии. В ней найдена новая форма воплощения вольнолюбивых мотивов, но, кроме этого, создана картина сельской природы, а также выражены мысли об истории, литературе, творчестве.

Главным художественным средством в стихотворении «Деревня», по жанровой природе близком элегии (от греч. «печальная песня», жанровая форма в лирике, стихотворение, выражающее сосредоточенное размышление или являющееся эмоциональным монологом, передающим печаль лирического героя от сознания морально-политических несовершенств или от любовных неурядиц), является антитеза. Антитеза (от греч. «противоположение») — это открыто выраженное противопоставление, контраст, который не скрыт за другими соотношениями, а выявлен благодаря художественным особенностям произведения. В «Деревне» развернутая антитеза возникает между двумя частями стихотворения. Первая состоит из трех строф, опубликованных в 1826 г. под названием «Уединение». В них использован вольный ямб. В начальном четверостишии повторяется сочетание трех строчек шестистопного ямба с четырехстопным завершением, которое является постоянным в первой русской элегии, принадлежащей В.А. Жуковскому («Вечер», 1806). Как и в ней, лирическому герою, пребывающему на лоне природы, дороги приметы пейзажа — «мирный шум дубров», «тишина полей». О прохладе темного сада, ароматах цветов и сена, переливах воды в ручьях и озерах идет речь во второй строфе, продолжающей обрисовку сельской гармонии. Мысль о том, что в природе внимательному наблюдателю открывается не только красота, но и равновесие цветов, звуков, запахов, звучала у Жуковского. Оно не бросалось в глаза, было «тихим» («Как тихая твоя гармония приятна!..» — «Вечер»), но умиротворяло душу, заставляя верить в осмысленность бытия.

Взору лирического героя Пушкина во всем видятся «следы довольства»: луг уставлен скирдами сена, на озере белеет парус рыбаря, нивы распаханы, по берегу бродят стада, вращаются крылья мельниц, топятся печи в овинах, где сушится зерно.

Богатство и многообразие человеческого быта дополняют гармоничное сочетание цветов и звуков в природе (темный сад — светлые ручьи, лазурные озера — желтые нивы; тишина полей — шум ручьев). Все движется, переливается, составляет «подвижную картину». Над ней веет ветер, разносящий ароматы цветов и дым, вырывающийся из труб овинов.

«Рассыпанная» («Вдали рассыпанные хаты...») по земле жизнь заставляет лирического героя забывать о заблуждениях, внушенных ему столичным времяпрепровождением. Оно было роскошно, пиры сменялись забавами, его очаровывали великосветские цирцеи (Цирцея, или Кирка, — в греческой мифологи имя волшебницы, удерживавшей на своем острове Одиссея, — Гомер. «Одиссея», X), но там не было места для «трудов и вдохновенья». Душа ожила только в «пустынном уголке», успокоенная тишиной природы. Во внутреннем мире лирического героя воцаряется гармония, поток его дней «льется», он не обращает внимания на время, погрузившись в размышления. Для всех забвение внешнего существования кажется «праздностью», но в действительности интенсивная внутренняя жизнь — это труд, приносящий счастье. В первой строфе элегии не только начинается создание картины природы, которая станет антитезой тому, во что люди превратили мирный уголок, но и привлекается внимание к причинам отказа от суетности и ложных очарований:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

В третьей строфе лирический герой возвращается к намеченной в начале художественной цели, обрисовка пейзажа (прототипическими были впечатления от природы, увиденной поэтом в Михайловском, родовом имении, которое он посетил в юности) уступает место лирическому излиянию, характеризующему его интересы. Ощущая себя освобожденным от оков светского многолюдства, от влияния толпы, поклоняющейся злодеям и глупцам, он обретает истинное наслаждение в одиночестве: наедине с собой ищет ответы на свои сомнения в трудах историков и писателей («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», оракул — лат. «прорицатель»). Там его нравственное чувство находит отклик, доставляющий радость, блаженство. Его правота подтверждается истинами, открытыми в другие эпохи. Независимо от времени для человека ценными остаются свобода, сочувствие, самостоятельность мышления— те гуманистические идеалы, которые воодушевляют творца: пробуждают душу от «сна угрюмого», «к трудам рождают жар». В них зерно истины, зреющее в нем, чтобы дать прекрасные исходы в творчестве.

Важнейшими для лирического героя представляются просветительские требования: он не просто стремится к пониманию трудов защитников народных интересов и проповедников разумных преобразований в обществе, но учится «закон боготворить», вслушивается в «застенчивую мольбу», готов обличать «величие неправое». Вторая часть стихотворения, из-за появления которой оно не было опубликовано полностью, содержит резкую критику главного порока социальной жизни в России — крепостного права. «Мысль ужасная» о нем омрачает размышления, побуждает забыть и о красотах природы, и о творческих планах. Ни одно из внутренних ощущений не заглушает стонов, доносящихся с «цветущих нив», не заслоняет зрелища «убийственного позора», заметного «везде», в целом «здесь», в России. Долготерпение народа и невежество «барства дикого» — те нравственные пороки, которые отдаляют человечество («друг человечества» — определение, значимое для просветительской характеристики взглядов лирического героя) от «избраннейшего» дня — «прекрасной зари» свободы. В завершающих строчках, как и в стихотворении «К Чаадаеву», звучит реминисценция из радищевской оды «Вольность», на что указывает и шестистопный ямб финала (в тексте элегии такие шестистопные строчки чередуются с четырехстопными, это чередование имеет нерегулярный характер, образуя вольный ямб).

Между первой и второй частями стихотворения «Деревня» (Пушкин), анализ которого нас интересует, существует развернутая антитеза. Ее основой становятся гуманистические идеалы лирического героя, которым противопоставлена картина рабства. Его «застенчивой мольбе» (внимать ей с участьем должен научиться каждый, кто способен освободиться «от суетных оков») необходимо выражение, которое может найти только поэт, кому дан «грозный дар», позволяющий «сердца тревожить». Таким образом, важным моментом в содержании стихотворения становятся размышления о роли художника в общественных схватках. Он не один из тех, кто в открытой борьбе сражается с самовластьем, а сознающий свою исключительность вития (оратор, красноречивый человек), взывающий к народам и царям, повышая действенность нравоучения, благодаря выразительной силе искусства:

Почто в груди моей горит бесплодный жар?

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В рассказе о приметах крепостной жизни особое значение имеют эпитеты, усиливающие реалистическое по своей достоверности и конкретности изображение действительности. Невежество — «убийственный» порок, ярем неволи «тягостен» для всех, владельцы душ — «дикие», «неумолимые», «бесчувственные»; рабы «измученные», покорные «насильственной лозе», обреченные склоняться «на чуждый плуг», не смеющие «надежд и склонностей в душе питать». Они труженики, «земледельцы», но их «собственность и время» присвоили себе, подобно завоевателям, помещики, превратившие их в рабов. Социальные различия возникли «на пагубу людей», доказательством чего становится представленное полотно. И его детали, и стилистические особенности не оставляют сомнения в том, что лирическому герою важно не только осудить беззаконие, но и выявить бесчувственность «злодеев», поднявших на ближнего «бич», не замечающих слез и стонов, мучающих «дев юных», «младых сыновей», их стареющих родителей. Лирическое излияние акцентирует эмоциональный накал переживания, рассказ превращается в гневное осуждение, независимо от смыслового плана. Оценивая его, Александр I, получивший от автора список элегии, отозвался о стихотворении неожиданно спокойно, как о выражении «добрых чувств». Действительно, в финале элегии лирический герой, ожидающий зари свободы, ее восход связывает с «манией» (действием) царя:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако можно даже не вспоминать о том, в чем состояла суть «отчизны призыванья» («К Чаадаеву»), обрисованная в других стихах, посвященных вольнолюбивым устремлениям. Достаточно внимательно прислушаться к голосу лирического героя «Деревни», обращающемуся к сердцам, душам друзей человечества («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»), чтобы поставить элегию в один ряд с ними, выделив ее как открытый протест против устоев российского общества. Как и в оде «Вольность», главным является бунтарский пафос (непосредственно-эмоциональное отношение автора к реальности, по выражению В.Г. Белинского, «идея — страсть»), который очевиден при анализе художественных особенностей произведения. Его образный ряд, эмоциональное наполнение несут на себе отпечаток «грозных» предчувствий свидетелей векового угнетения народа, превратившегося для пушкинского поколения в оскорбительный архаизм (от греч. «древний»), «убийственный позор», доставшиеся в наследство и требующие немедленного вмешательства. У читателя «Деревни», захваченного тревогой лирического героя, страстностью его разоблачений, невольно должен был возникнуть вопрос, что случится, если молодые не увидят действий власти, устраняющих социальные недостатки. В элегии не дается ответа, как бороться с угнетением народа, ее художественная цель не включает призывов к мятежу. Настроение лирического героя далеко от отвлеченного бунтарства. Наряду с достоверностью детализированной картины сельского быта в стихотворении «Деревня» Пушкина присутствует и психологическая конкретика. Внутренний мир богат и разнообразен, но в нем заметна доминанта (от лат. «господствующий»): следование истине, покой, умиротворенность, величие, блаженство — самые значимые понятия, определяющие счастливое бытие, — недостижимы без освобождения от социальной и духовной неволи; человек должен быть хозяином своей судьбы, выбирая «праздность вольную», следование творческим стремлениям «свободной души» или борьбу за наступление эры «свободы посвященной», согласуясь с движениями своего сердца, прислушиваясь к тому, что «в душевной зреет глубине».

За выражением конкретной эмоциональной настроенности, окрашивающей в неповторимые тона образы каждого из стихотворений, где главной является свободолюбивая тематика, видна характеристика духовного мира их автора. Среди героев его лирических произведений — борцы за социальную справедливость, и в то же время «задумчивые певцы» («Вольность»), мыслители, ищущие истину, мирные ленивцы, погруженные в созерцание природы, забывающие на ее лоне о «роскошных пирах, забавах, заблужденьях» («Деревня»). Каждому из этих состояний автор готов сказать: «Я твой...» (там же), воплощая психологическую конкретику переживаний. Рассматривая его творчество, нельзя забывать ни частности, ни общее. Кроме того, в восприятии мира Пушкиным заметна такая динамика, что без контекста и временной перспективы стихотворение оценить невозможно. Политические аспекты вольнолюбия в начале 1820-х годов отходят на второй план, уступая место романтическому возвышению идеала свободы. Однако уже в 1827 г. появляются стихотворения, в которых дается итоговая оценка вклада своего поколения в исторический процесс.



Статьи по теме: