Качество обучения — мнения родителей. Количество учеников в выпускных классах

Итак, любопытные цифры и факты, которые характеризуют современную школу.

Государственная или частная?

В России сейчас, по данным статистики, около 70 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучается 20 миллионов детей. Охват общим образованием в Российской Федерации по-прежнему является, несмотря ни на что, одним из самых высоких в мире и составляет 81% от численности населения в возрасте от 7 до 17 лет включительно. Правда, общее число учащихся дневных общеобразовательных школ к 2008–2010 годам сократится по сравнению с 1999 годом на 30%. Подобная ситуация обусловлена сокращением рождаемости в РФ в последние десять лет.

Частных школ в России насчитывается около 700 (из них в Москве примерно 280). В частных российских школах обучается 45 тысяч детей, что составляет 5% от общего числа учеников. Средняя наполняемость московской городской школы – 550-950 человек, частной – от 100 до 200.

Что россияне думают о школе

Данные социологических опросов, проведенных агентством ROMIR Monitoring. Всего было опрошено 1500 человек в возрасте от 18 лет и старше.

Как Вы считаете, кто является для нынешних школьников наибольшим авторитетом?

  • Родители 36%
  • Друзья 23%
  • Герои кинофильмов, книг 23%
  • Бабушка (дедушка) 4%
  • Брат (сестра) 3%
  • Учителя 3%
  • Политические деятели 1%
  • Другое 6%
  • Затрудняюсь ответить 2%.

Где учится Ваш сын/дочь?

  • В обычной школе 23%
  • В лицее (гимназии) 4%
  • В спецшколе 1 %
  • У меня нет ребенка школьного возраста 72%.

Платите ли Вы за обучение своего ребенка?

  • Нет, не плачу 83%
  • Да, плачу 17 %.

Довольны ли Вы результатами учебы Вашего ребенка? (Рассматривается мнение респондентов, у которых есть ребенок школьного возраста).

  • Полностью доволен 24%
  • Скорее доволен 52%
  • Скорее недоволен 20%
  • Совершенно недоволен 3%
  • Затрудняюсь ответить 1%.

Как Вам кажется, что должна делать школа в первую очередь - давать знания или воспитывать цельную личность?

  • Давать необходимые знания 21%
  • Воспитывать личность 13 %
  • Делать то и другое в равной степени 66%.

Учиться в школе опасно для здоровья!

Врачи бьют тревогу: с 1997 года среди подростков от 15 до 17 лет общая соматическая заболеваемость выросла на 18%, эндокринной системы - более чем на 30%. Болезней органов пищеварения стало больше на 14%, на 27% увеличилось количество недугов костно-мышечной системы, миопия встречается чаще в 2,8 раза.

Школьники чаще стали страдать и от нервно-психических нарушений и заболеваний. Заметим, что в образовательных учреждениях нового типа – «продвинутых» школах, лицеях, гимназиях – углубление знаний достигается за счет значительного уплотнения школьной программы. Порой это уплотнение намного превышает психофизиологические способности и возможности школьников. В таких школах учебный рабочий день, включающий школьные и домашние задания, увеличился до 10–12 часов в начальных и 15–16 часов в старших классах! В результате в школах нового типа здоровых учащихся осталось всего 2%, в то время как в обычных школах – 10,1%. У подростков из «сильных» школ элементарная физическая усталость может проявляться в повышении артериального давления, неврозоподобных реакциях, нарушениях сна.

По данным специальных исследований, до 70% школьников употребляют алкоголь, из них 10% составляют группу риска по развитию алкоголизма, до 30% школьников курят, до 6% время от времени употребляют наркотики.

О хлебе насущном

Точнее, о питании в школе. Во времена нашего детства для завтрака отводилась большая перемена после второго урока, и чинными парами каждый класс по очереди направлялся в столовую, где давали котлету с солянкой или творожный сырок с киселем. Качество было, конечно, стандартно-общепитовским, но все-таки лучше, чем ничего. Потом наступил момент, когда завтраками кормить в школе перестали, и тогда ученики стали носить с собой бутерброды и термосы, утяжеляя и без того нелегкую ежедневную ношу. К счастью, сейчас практически во всех школах питание существует. В некоторые школы еду привозят уже в разогретом виде, в других – завтраки готовят на месте. Отдельные школы даже шведский стол устраивают.

Кто бы мог подумать, что школьные завтраки тоже могут нуждаться в реформе? А ведь поди ж ты... Например, муниципалитет города Нью-Йорка принял решение: в школьных завтраках не должно быть сладостей. Под угрозой исключения находятся также блюда из макарон и картофеля. Популярные у тинэйджеров пицца и куриные нагеты (обжаренные во фритюре кусочки мяса в панировке) останутся в меню, но их порции будут уменьшены. В школах отныне запрещена продажа жевательной резинки, конфет, печенья и лимонада. Взамен учащимся будут предложены блюда из овощей, молочные продукты и фрукты. Такое революционное решение продиктовано печальной статистикой – сейчас примерно каждый пятый нью-йоркский школьник страдает ожирением.

Заботятся о здоровом питании школьников и в Японии: здесь в школьный завтрак в обязательном порядке входят два-три перепелиных яйца, а также крабы, которых, кстати, поставляют из России.

Любопытно, что мальчики и девочки выбирают в школьных столовых разные блюда. Исследователи центра Sodexho проанализировали, чем обусловлен выбор детей и подростков от 5 до 17 лет в одиннадцати разных странах. Выяснилось вот что:

  • Дети настаивают на своем праве выбирать еду по вкусу. Если в 1960 году 76 % детей были согласны «есть, что дают», то сегодня таких только 10%.
  • За последние три десятка лет общая суточная калорийность потребляемых в школе продуктов в целом уменьшилась.
  • Мальчики тратят на еду в три раза больше денег, чем девочки.
  • За завтраком девочки проводят в полтора раза больше времени, чем мальчики, зато мальчики предпочитают подольше посидеть за обедом (ланчем).
  • Мальчики потребляют калорий в среднем на 56% больше, чем девочки.
  • 73 % девочек заявили, что сидели на диете на протяжении последних двенадцати месяцев.
  • У 20% мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой.

Школьные годы чудесные...

Но сколько их – чудесных лет? Вопрос для России больной, сейчас очень много спорят о целесообразности двенадцатилетнего образования. Идея увеличить срок учебы на один год возникла еще лет пять назад и вызвала бурную реакцию среди многих политиков. А сколько лет учатся дети в зарубежных школах?

В целом во всем мире дети стали больше времени проводить в школе. Согласно данным ЮНЕСКО по образованию за 2004 года, в Финляндии, Новой Зеландии и Норвегии дети могут рассчитывать на получение образования в течение более тринадцати лет (после основной школы-«десятилетки» дети могут поступить либо в лицей, готовящий в вуз, либо в профессиональный колледж; и в лицее, и в колледже учеба длится три года). Тринадцать лет – это почти в два раза больше, чем в Бангладеш или Мьянме (Бирме), и в четыре раза больше по сравнению с Нигером или Буркина-Фасо.

В Европе, Латинской Америке и Океании в среднем дети учатся в начальной и средней школе около двенадцати лет. За ними идут североамериканские школьники, которые проводят в школе чуть больше одиннадцати лет. Для Азии этот показатель составляет девять лет, а для Африки – семь с половиной лет.

Меньше всего (чуть больше двух лет) учатся дети в Афганистане. Статистика за последние десять лет отмечает общий рост посещаемости начальной и средней школы во всем мире. По данным ЮНЕСКО, наиболее значительные перемены произошли в Африке: в некоторых странах продолжительность образования выросла на 2-3 года, а в Уганде и на Коморских островах – на четыре года. В других странах, например, Конго, продолжительность обучения в школе, наоборот уменьшилась.

По мнению экспертов, существует прямая связь между продолжительностью образования и национальным богатством.

Школьная форма: за и против

Для того, чтобы решить вопрос о школьной форме, Министерство образования РФ решило провести социологический опрос путем анонимного анкетирования учащихся, педагогов и родителей. Результаты опроса показали: за введение школьной формы выступили 70% учителей, 55% родителей и 24% школьников.

Кстати, в Японии сейчас школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят некое подобие своей школьной формы: белые блузки, темно-голубые плиссированные короткие юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли.

Канадские школьники носят клетчатые жилеты и подобранные к ним в тон шорты или юбки, белые блузки и гольфы.

Впрочем, понятие о форме – вещь довольно расплывчатая, обусловленная национальным менталитетом и традициями. Например, в Свазиленде правительство запретило школьницам надевать в школу мини-юбки. Отныне все девочки старше десяти лет должны носить юбки ниже колена.

В Иране же, наоборот, принято решение о небывалом смягчении требований к школьной форме. Ученицам начальной школы теперь позволено носить накидки не черного или коричневого, а более светлых цветов – голубого, бежевого, зеленого и розового, при условии, что эти яркие тона никого не шокируют и гармонируют с самим духом школьного образования. «Конечно, предпочтительно ношение чадры, – заявило либеральное министерство образования, – но специально принуждать к этому школьниц мы не будем».

Инесса Смык

По материалам журнала «Домашний очаг»

Минобрнауки России с момента создания в 2004 г. всегда придерживалось политики максимальной информационной открытости. Сегодня мы представляем вашему вниманию основные результаты нашей работы в цифрах и фактах.

За восемь лет финансирование образования увеличилось почти в четыре раза. При этом важным достижением стало совершенствование финансово-экономических механизмов образовательной отрасли.

В течение последних 8 лет одновременно с ростом рождаемости наблюдается положительная динамика обеспеченности местами в детских садах. Сегодня она составляет 63%, что является лучшим показателем с 1991 года.

В новых образовательных стандартах впервые были зафиксированы требования к условиям обучения, был запущен мощный процесс обновления всей материальной базы школ, колледжей и вузов. При этом основной акцент сделали на обеспечении равного доступа к качественному образованию для всех вне зависимости от места жительства и социального положения.

Самая наглядная иллюстрация изменений в российской школе за последние годы - это повсеместное оснащение компьютерных классов и проведение Интернета в каждую школу. Реализация масштабной программы по подключению всех российских школ к Интернету проходила в 2006-2008 годах. Ежедневно к Всемирной паутине подключалось до 300 российских школ.

Первый пробный ЕГЭ прошел в нескольких регионах России в 2001 году. С 2009 года ЕГЭ стал обязательной формой аттестации для всех выпускников школ. Благодаря ЕГЭ в России впервые появилась независимая и объективная система оценки знаний, а также «социальный лифт» для молодежи всей страны.

Введена новая система оплаты труда (НСОТ), которая поставила размер жалованья учителя в прямую зависимость от эффективности и качества его работы. Новая система оплаты труда была отработана в пилотных регионах в рамках комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах. Наряду с устойчивым повышением зарплаты учителей НСОТ запускает механизмы совершенствования качества школьного образования. К настоящему времени сложились три модели НСОТ: «базовый оклад +», «все включено» и «ученико-час».

Высшее профессиональное образование - наиболее динамично развивающаяся сфера отрасли. Ориентация на лидеров, долгосрочные программы развития, вариативность личной траектории для студентов и, наконец, широкая интеграция с мировым образовательным сообществом, в том числе в области адаптации стандартов и подходов к университетской науке, делают наши вузы все более конкурентоспособными на глобальном рынке.

Несмотря на снижение количества бюджетных мест (с 610,8 тыс. чел. в 2004 г. до 490,8 тыс. чел. в 2011 г.), уровень доступности высшего профессионального образования повысился. Дело в том, что снижение количества бюджетных мест шло медленнее, чем снижалось количество выпускников школ (1,5 млн. выпускников в 2005 году и 730 тыс. в 2011 г.). Таким образом, количество бюджетных мест на 1000 выпускников школ постоянно возрастало: в 2007 г. - 301 чел., в 2011 г. - 438 чел.

Еще пять лет назад понятия ведущих вузов в России не существовало. Все были равны и требовали одинакового внимания (прежде всего финансового) со стороны государства. Раздавать всем сестрам по серьгам в условиях, когда число «сестер» перевалило за тысячу, означало обидеть каждую и не решить ничего. В итоге пирог разделили по справедливости. Кому-то досталось за прошлые (и, что еще важнее, существующие) заслуги, кому-то - за будущие.
В исключительных случаях особый статус присваивался волевым решением, в большинстве - на конкурсной основе.

Качественное профессиональное образование невозможно без научных исследований. Вузы не могут полноценно развиваться и бороться за конкурентоспособность, если профессора, аспиранты и студенты помимо передачи и получения знаний не будут заниматься теоретическими и, что не менее важно, прикладными исследованиями. Именно поэтому одним из приоритетов в модернизации высшей школы стало развитие вузовской науки.

15/06/2015

Если покопаться на сайте Федеральной службы государственной статистики, то можно сделать некоторые выводы относительно уровня смертности и образования россиян, живущих в сельской местности. Выводы эти неутешительны.


Б логер Максим Авербух обнаружил официальные цифры, которые сравнивают уровень обеспеченности сельчан школами и поликлиниками в «голодные» 90-е и и «сытые» 2000-е:

Численность школ в России:

1991г. - 69 700
2000г. - 68 100
2015г. - 44 100
Источник: Росстат

Т.е. в «голодные» времена при Ельцине закрыли 1 600 школ, а в «сытые» при Путине в 15 раз больше - 24 000 школ. Из них 19 300 (80%) - на селе.

Численность больниц в России:

1990г. - 12 800
2000г. - 10 700
2013г. - 5 900
Источник: Росстат

Т.е. в «голодные» времена при Ельцине закрыли 2 100 больниц, а при Путине в 2,3 раза больше - 4 800 больниц.

Численность поликлиник в России:

1990г. - 21 500
2000г. - 21 300
2013г. - 16 500
Источник: Росстат

Т.е. при Ельцине закрыли 200 (двести) поликлиник, а при Путине в 24 раза больше - 4800 поликлиник.

Численность сельского населения:

1990г. - 38,93млн.,
2000г. - 39,47млн.
2013г. - 37,23млн.
Источник: Росстат

Т.е. при Ельцине - прирост на 540 000, а при Путине убыль на 2,2млн. Еще бы - закройте в селе школу, закройте больницу - и молодежь сбежит в город

И ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ:

Депутат Госдумы от ЛДПР Игорь Дроздов предложил заселить «опустевшие российские деревни трудолюбивыми китайцами, северными корейцами и японцами», приняв для этого специальный закон.

Кстати, почти у двух третей российских медиков зарплата ниже 20 тысяч рублей. Это по данным опроса Фонда независимого мониторинга "Здоровье".

По результатам мониторинга, который мы проводили прошлой осенью, 53% опрошенных из 4,6 тыс. человек заявили, что получают в месяц не более 20 тыс. руб. В нашем новом опросе 48,5% респондентов ответили, что их доход составляет также менее 20 тыс. руб. Если же брать зарплату без учета совместительства, на одну ставку, то за чертой "менее 20 тыс." находятся 63% медработников, — заявил



Статьи по теме: