Как проходит обряд причастия. Как подготовиться к первой исповеди

1. О Таинстве святого Причащения.

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

Таинство Причащения (Евхаристия) – главнейшее из христианских Таинств, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.

Слово «Причащение» («Причастие») происходит от слова «часть» и означает участие, причастность, соединение, приобщение, принадлежность к чему-либо.

Таинство Причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, становятся истинным Телом и истинной Кровью Христа

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь – это Святейшее Таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались Святых Христовы Таин.

В древности, когда кто-то из крещеных, находясь на Литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин

Сегодня эта традиция ушла от нас по нашей слабой вере, по нашему слабому благочестию. Но традиция эта священна, и все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, предварительно исповедуя наши грехи, приуготовляя свою душу к причастию Святых Христовых Таин. И будем верить, что именно через это причащение Господь будет восполнять наши немощи, наши слабости и исцелять наши недуги».

Святой праведный Алексий Мёчев: « Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим Саровский на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на Евангельских принципах.

Как подготовиться к Таинству Святого Причащения

Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Время подготовки к Причастию называется говением.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение (если оно назначено) или с утра к началу утреннего богослужения.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать на домашнем молитвенном правиле:

  • акафисты Христу Сладчайшему или Богородице

три канона:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице
  • канон Ангелу Хранителю
  • Последование ко Святому Причащению

Все это находится в Православном молитвослове.

Прочитать названные выше молитвословия можно и даже желательно постепенно, добавляя к ежедневному молитвенному правилу (утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Псалтири и святоотеческих творений) по канону в день, а накануне Причастия само Последование ко Святому Причащению.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост . Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные (среда и пятница) посты, положен 7-ми дневный пост перед Причастием. При наличии определенных условий и необходимости с благословения священника можно поститься перед Причастием и иное время.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

– В Великий пост взрослые могут причащаться по средам, пятницам, субботам и воскресеньям; маленькие дети – по субботам и воскресеньям.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

– Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

– Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?

– Соборование не отменяет Исповедь. На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые и неосознанные.

Как причаститься болящему на дому?

– Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и о мерах по подготовке болящего к этому Таинству.

Как причастить годовалого ребенка?

– Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести к завершению Литургии – к началу пения молитвы «Отче наш» и затем причастить.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

– Только в исключительных случаях разрешается причащаться не натощак. Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником. Младенцам до 7 лет разрешается причащаться не натощак. Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства.

Можно ли причаститься, если не был на всенощном бдении? Можно ли причаститься, если постился, но не читал или не дочитал правило?

– Такие вопросы решаются только со священником индивидуально. Если причины отсутствия на всенощном бдении или не выполнения молитвенного правила являются уважительными, то священник может допустить причаститься. Важно не количество прочитанных молитв, а расположение сердца, живая вера, раскаяние в грехах, намерение исправить свою жизнь.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

– «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Тайн, и если люди все-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике – как болящие в лечении. А те, кто сам себя считает недостойным и удаляет от Причащения, подобен еретикам и язычникам.

При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки.

В основе решения вопроса о том, как часто надо причащаться, лежит степень подготовленности души, ее любовь к Господу, сила ее покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.

Если после Причастия ощущается холодность, значит ли это, что причастился недостойно?

– Холодность бывает у тех, кто ищет от Причащения утешении, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать. Однако, когда после Причащения в душе нет мира и радости, надо усматривать в этом повод к глубокому смирению и сокрушению о грехах. Но отчаиваться и скорбеть не стоит: корыстного отношения к Таинству быть не должно. Кроме того, Таинства не всегда отражаются на чувствах, а действуют и сокровенно.

Как вести себя в день Причащения?

– День Причащения – это особый день для христианской души, когда она таинственным образом соединяется с Христом. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно и не возвращаться назад, то есть на прежние грехи.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Святыня может быть оскорблена зрением, неосторожным словом, слухом, осуждением. В день Причащения надо умеренно питаться, не развлекаться, вести себя благопристойно.

Следует хранить себя от праздных разговоров, а чтобы их не было, надо читать Евангелие, Иисусову молитву, акафисты, жития святых.

Можно ли целовать крест после Причастия?

– После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

– После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

– Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из-за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Тайн, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

– Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают только после Исповеди.

Что такое причастие в церкви? И для чего оно нужно? На этот вопрос отвечает современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос).

Установил Таинство причастия сам Иисус Христос на последней трапезе с Апостолами - своими учениками перед тем, как Его взяли под стражу и затем распяли.

Причастие Плоти и Крови Христовых (Евхаристии - греч. «благодарение» ) совершается на каждой Литургии (утренней службе) и по сути является целью каждой Литургии. Во время причащения восстанавливается единство между Творцом и его творением.

«Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (Афанасий Великий)

Мистическая тайна Евхаристии (хлеба и вина) кроется в Крестной Жертве Иисуса Христа. Пролив Свою Кровь и распяв Свою Плоть на Кресте, Он восстановил нашу падшую человеческую природу. Он для этого и приходил - чтобы принести нам это лекарство для нашего спасения - лекарство причастия Тела и Крови Спасителя.

Трудно вместить эту тайну, что принятие причастия - вкушение Плоти и Крови Христовых - это не символическое действие, но вполне реальное. Архимандрит Андрей (Конанос) в своей Беседе о Святом Причастии говорит, что благодаря причастию «В НАШИХ ВЕНАХ ТЕЧЕТ ХРИСТОВА КРОВЬ».

Некоторые люди полагают, что причащаться достаточно несколько раз в год. Но, по словам одного из священников, душа наша нуждается в очищении даже чаще, чем тело. При этом мыться мы не забываем практически каждый день, а вот об очищении души в таинстве причастия заботимся крайне редко!

Для чего нужно причастие в церкви? Ответ в Евангелии в словах Самого Иисуса Христа


Современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) о Святом Причастии

Размышления архимандрита Андрея (Конаноса) о том, как бы чудесно изменилась наша жизнь, если бы мы осознали тайну причастия.

Святое Причастие очищает всех, как очищает Святой Дух. Вы не можете через причастие чем-то заразиться. Это как вынести на солнце какую-то грязную вещь. Солнечному свету грязь не может навредить, даже наоборот: солнце выбелит одежду и сделает её снова чистой.

Согласно данным статистики, священники живут дольше всех. Как правило, умирают священники в весьма преклонном возрасте. Постоянно причащаются, потребляют Святое Причастие и живут по столько лет. И ни наука, ни человеческая логика не могут это объяснить.

Святой Андрей Критский, будучи ребенком, заговорил впервые после причастия – хотя до этого он был нем. Святой Иоанн Кронштадтский с такой верой причащал людей, что после причастия происходило много чудес — больные исцелялись, приняв Дары причастия.

Мы же, причащаясь, похожи на детей, которые играют с драгоценными камнями и не понимают, что это.

Если бы мы осознавали значение Причастия в своей жизни, наша жизнь бы очень изменилась к лучшему , в том числе и в собственной семье. Во время причастия Сам Бог входит в нас. И тело наше становится единым с Его телом, в венах наших течет Христова кровь, дыхание наше дыхание становится Его дыханием.

В такие минуты осознания величия Таинства Причастия мы жаждем причаститься Христа (причаститься — значит стать его частью), в этом и есть цель Святой литургии. Литургия и служится для того, чтобы нам причаститься. А те, кто не причащается, давайте будем радоваться за причащающихся. И ревновать им, и стараться поскорее исправить свои недостатки, чтобы тоже причаститься!

Надеюсь, друзья, Вы получили ответ на вопрос: «Что такое причастие в церкви и для чего оно нужно?» Как правильно причащаться, как исповедоваться первый раз, как готовиться к причастию и к исповеди Вы можете узнать из этой статьи.

Посмотрите это видео. Протоиерей Андрей Ткачев «О Святом Причастии»:

Всем желаю не унывать, радоваться жизни и благодарить Бога за всё!

Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.

Таинство, соединяющее человека с Богом

Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.

И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».

Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.

О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?» . Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.

Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.

Чистить ли зубы?

Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

Причастие и принятие лекарств

Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

Что можно и что нельзя после Святого Причащения?

Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.

Нельзя грешить

Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить».
Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.

Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний.
Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.

Всегда благодарите

Если человек делает нам что-то доброе или приятное, так и хочется его отблагодарить. Но как отблагодарить Господа, Который ради нашего спасения принял крестную смерть и дал нам возможность соединиться с ним в Таинстве Евхаристии? Никаких земных слов не хватит. Но это совсем не значит, что не нужно и пытаться.

Кланяться или не кланяться?

Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?

Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.

Соблюдать ли пост далее?

Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?

После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.

Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.

Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?

Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?

Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.

Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.

Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.

В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.

Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.

Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.

И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?

Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.

На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.

О том, что нельзя делать после Причастия, также рассказывает священник Максим Каскун:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда усопшего нужно проводить в последний путь, его родственники довольно часто грешат всевозможными суевериями и нелепостями. Современное представление о смерти у многих практически ничем не отличается от взглядов наших далеких предков - язычников.

Причастие – один из важнейших церковных обрядов, называемых таинством . В чём его суть? Она состоит в следующем. Человек рассматривается церковью как существо не только материальное, но и духовное. Поэтому и пища ему нужна также и духовная. Во время Причастия человек получает Святые Дары – Тело и Кровь Иисуса Христа. В реальной жизни это выглядит как вкушение хлеба и вина, посредством которого человек очищается от грехов и готовится вступить в жизнь вечную.

В Евангелии от Иоанна об этом таинстве сказано: кто будет причащаться плоти и крови Сына Человеческого, тот получит вечную жизнь и будет воскрешён в Судный день. А также посредством его произойдёт воссоединение с Богом.

Для чего совершается таинство

Таким образом, для соединения с Богом и обретения извечной жизни нужно причащаться. Подобно тому, как земное исцеление при заражении крови происходит путём её замены на здоровую, душа, заражённая грехом, нуждается в поступлении к ней крови Христа. Так же, как больной орган заменяют здоровым, путём поглощения тела Христа под видом хлеба исцеляется душа. В Священном Писании говорится: после причастия Христова Кровь «течёт в наших жилах», и мы становимся ему «сотелесными».

Входя в душу человека Христос излечивает её от страстей и «язв», наполняет животворящими соками, успокаивает, даёт радость. Тем самым происходит духовное совершенствование и причащение уже во время земного пути к пути небесному, вечному. То есть, причастие – это своего рода дорожка в царствие небесное, залог того, что человек достигнет его по завершении Страшного Суда.

Как всё начиналось

Другое названия причастия – Евхаристия. О но произошло из греческого языка и переводится как благодарение . Обряд, во время которого верующие причащаются, носит название Литургии – общественного служения. Может совершаться как ночью, так и поутру. В православной церкви это главное таинство, её основа и сердцевина. Без него сама Церковь невозможна , как невозможно построить здание, не имея фундамента. Это действо установлено самим Сыном Божиим во время Тайной вечери с учениками в преддверии страстей Господних – его страданий на кресте.

Когда Иисус с учениками сидели за вечерней трапезой, он взял хлеб, совершил над ним благословение, затем преломил его и раздал своим последователям. После этого взял чашу с вином, возвёл благодарственную молитву Богу за его милость к людям и также передал сотрапезникам. Эти действия он сопроводил словами о том, что хлеб есть его тело, а вино – его кровь , вкушать их нужно, так как отданы они будут во имя прощения человечества за его грехи. А также Иисус призвал причащаться Святым Дарам в память о нём.

После вознесения Христа на небо ученики, «преломляя хлеб» в седмицу, являвшуюся тогда первым днём недели, молились, пели псалмы, читали Святое Писание и исповедовались. Временами трапеза продолжалась до утра. Постепенно такие действия трансформировались в церковную службу, которая сегодня состоит из двух частей – вечернего богослужения и утреннего – , включающей в себя Причастие.

Частота и чистота причащения

На заре Христианства Причастие проводилось каждое воскресенье. Сегодня отцы церкви рекомендуют приобщаться к этому таинству не реже одного раза в месяц. Тем, кто не имеет такой возможности – хотя бы четыре раза за год , приурочивая Причастие к постам. Минимальная частота участия в Евхаристии – ежегодное Причастие.

Существуют ситуации, когда люди рассматривают себя как грешников недостойных вкушать Кровь и Тело Господа. Есть и другая крайность – частые походы к Причастию, исполняемые формальным образом, без полагающейся подготовки, без нужного эмоционального настроя, без должного трепета и осознания святости обряда.

Оба подхода являются глубоко ошибочными. В первом случае ошибка состоит в том, что, по большому счёту, любой из нас грешен в силу самой человеческой природы. А таинство Причастия и существует для исправления этой греховности, очищения от неё и приобщения к благодати. И после каждого осознанного и подготовленного участия в обряде человек становится лучше и чище. Во втором случае, при вкушении вина и хлеба «для галочки» никакого приближения к вечному блаженству не будет.

Чтобы Евхаристия соответствовала её предназначению, она должна осуществляться верующими как неотъемлемая часть непрерывного процесса духовного совершенствования в сочетании с присущими ей атрибутами – , исповедью, молитвами, добрыми делами. Здесь в помощь будет непосредственное общение с духовником, который сможет руководить религиозной жизнью своего «чада».

Как готовиться к приобщению Святым Дарам

Духовная подготовка

По образному выражению святых отцов, готовясь к Евхаристии, человек должен готовиться к встрече с Сыном Божьим . Ведь он причащается Крови и Плоти его.

Конечно, будучи человеком воцерковлённым, нужно соблюдать религиозные правила: изучать Священное Писание, обращаться с молитвами к Господу, исповедоваться в совершении грехов, воздерживаться от скоромной пищи в пост. Но только этого недостаточно. Человек должен вести постоянную внутреннюю работу, направленную на воспитание в себе таких качеств, как любовь к людям, добросовестность, ответственное отношение к долгу, терпимость и миролюбие.

Если обратиться к Евангелию от Матвея, то можно найти такие строки. Придя к жертвеннику, и, вспомнив, что он состоит в ссоре с братом, человек должен прежде помириться с ним, а затем обращаться к Богу с дарами и молитвами. То есть, чтобы правильно подойти к обряду Причастия, нужно уладить свои «мирские» дела. Разобраться в своих отношениях с близкими, и, если есть конфликт, обиды, нарекания – постараться исправить ситуацию, наладив покой в семье и среди друзей. А после этого сходить на , облегчить свою душу и привести в порядок мысли.

Кто может причащаться? Важно знать, что причащаться может только тот, кто крещён по православному обряду . Тем самым он становится одним из членов Церкви и может быть допущен к Евхаристии. Нужно помнить, что препятствием к участию в обряде является тяжкий грех. Его совершение требует особой работы над собой и деятельного раскаяния. Одним из установлений церкви является девиз: «Вера без дел мертва». Из него следует, что мало замаливать грехи, нужно исправлять свои ошибки и стараться не совершать их впредь, совершать добрые дела.

Таким образом, подготовка к Причастию состоит в следовании правилам. Необходимо: покаяние в грехах, соблюдение поста и молитвенных бдений — при условии, что делается это искренне и прочувствованно.

Как сказано в Первом Послании к Коринфянам апостола Павла, идя к Причастию, человек испытывает себя. И, если «кто ест и пьёт недостойно», при этом «не рассуждая о Теле Господнем», «тот ест и пьёт осуждение себе». Из этих слов можно сделать вывод: когда верующий берёт в руки хлеб и чашу с вином, он должен понимать, что это не просто пища, а приобщение к высшему смыслу бытия, к истинной вере, к её сути, к божественной сущности. И делать это нужно с благоговением и трепетом, так как во время священного действа Евхаристии Бог открывается человеку, а человек Богу.

Как готовиться фактически

Как проводится обряд

Первое причастие

Как причащаются дети впервые? Первый раз ребёнка причащают непосредственно после обряда крещения. Считается, что после этого он попадает под «присмотр» своего ангела-хранителя, который будет с ним всю жизнь.

В таинстве вместе с ребёнком желательно участвовать его родителям – биологическим и крёстным. Кто-то из них подносит дитя к Чаше. Они также должны подготовиться накануне, следуя тем же правилам, что и при причащении взрослого: соблюдая пост, исповедуясь и читая молитвы.

Когда ребёнка готовят к причастию, если ему не исполнилось трёх лет , его можно кормить непосредственно перед проведением обряда утром, но не позже чем за полчаса. Иначе он может срыгнуть, находясь в церкви.

Нужно позаботиться о том, чтобы накануне вечером он не перевозбуждался, лёг пораньше и хорошо выспался.

  • участие в шумных играх,
  • просмотр большого количества мультфильмов,
  • прослушивание громкой музыки,
  • употребление шоколада.

Тогда во время службы он не будет капризничать. А также нужно позаботиться о комфортной одежде, которая не будет мала или велика и должна соответствовать сезону, так как детскому организму особенно вредно как переохлаждение, так и перегревание.

При поднесении ребёнка к святой Чаше, его кладут на правую руку и аккуратно придерживают, не давая размахивать ручками и толкнуть наполненный сосуд или держащую её руку священника.

Если ребёнку не исполнилось семь лет, его не исповедуют. Когда он совсем маленький, его имя произносят родители, впоследствии он должен делать это самостоятельно.

Наблюдаются случаи, когда нездоровые дети сразу после первого Причастия чувствовали себя гораздо лучше и даже выздоравливали окончательно. Если малыша не удалось причастить во время крещения, желательно сделать это сразу, как только представится возможным. Как правило, служители церкви рекомендуют причащать детей регулярно, например, по воскресеньям. Церковь рассматривает первую Евхаристию, как ступеньку к восхождению к полноценной религиозной жизни.

После участия в святом таинстве Причастия, если соблюдены все правила,человека охватывает чувство радости, благодарности к Богу за его милосердие, стремление к чистой и красивой жизни в лоне Христианской Церкви.

Православные христиане с особым трепетом и уважением относятся к церковным таинствам. И если часть из них более понятна, что такое причастие в церкви знает далеко не каждый.

Под этим понятием кроется священнодействие, благодаря которому на человека снисходит Божественная благодать. Её нельзя увидеть глазами, но можно ощутить всем сердцем.

Различают семь основных таинств: брака, священства, миропомазания, крещения, покаяния и причащения. О трёх последних из них миру поведал Иисус Христос. Что это такое — причащение в церкви, как и для чего проводится. Это одно из наиболее почитаемых священнодействий. Имеет оно и второе название – евхаристия, что означает «благодарение».

Во время его совершения происходит претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. Причастники получают эти священные дары очищения, участвуя в таинстве.

Дело в том, что церковь рассматривает не только материальную сущность человека, но в большей степени его духовную составляющую. И как плоть нуждается в еде для поддержания физической жизни, так и душа испытывает потребность в пище духовной.

Порядок проведения таинства причастия унаследован священниками с давних времен, когда происходило зарождение христовой церкви.

Все действия совершаются точно так, как это было на тайной вечере Христа со своими апостолами. Тогда сам Иисус Христос, преломляя хлеб, благословлял своих учеников. Вино брали из общей чаши, обмакивая в него кусочки хлеба.

Обратите внимание! Благодаря вкушению божественных даров человек очищается от страстей, получает умиротворение и гармонию с внешним и внутренним миром.

Значение

Что дает евхаристия верующему, для чего необходима православному христианину. Она служит напоминанием о той жертве, которую принёс Спаситель во имя каждого человека. Его тело было распято на кресте, а кровь пролита, чтобы каждый грешник мог обрести жизнь вечную.

Согласно православному вероучению, когда наступит Судный день, прошедшие обряд причащения после воскресения смогут воссоединиться с Богом.

Грех неизбежен на земле, и, как заражённая кровь, требует обновления, так и душа страдает, если не получает силы для восстановления. И верующий находит её через благодарение.

Каждый, кто получает кровь и тело Христовы излечивается от страстей, обретает покой и радость жизни. Он сделает осознанный шаг к очищению, совершенствованию и спасению души. Это и есть смысл причастия.

Выбор времени

Подлинную христианскую жизнь ведёт не тот, кто посещает церковь в праздничные дни и подаёт милостыню, а тот, кто старается жить по вере и соблюдать заповеди, которые были даны Христом. Только так можно исполнить волю Бога. А вера, в которой нет любви, мертва, и не может послужить дорогой в жизнь вечную.

Люди задаются вопросом о том, как часто необходимо причастие в церкви. Ответ будет неоднозначный, в разные эпохи предъявлялись разные требования. На заре христианства верующие причащались ежедневно, а кто трижды пропускал таинство считали «отпавшим» от церкви и исключали из общины.

Со временем традиция изменилась, и сейчас священнослужители не настаивают на прежней частоте. Но рекомендуется причащаться не реже, чем один раз в течение года. В царской России прихожане получали благодарение перед постами, например, в день, когда справляли именины.

Можно участвовать в таинстве на двунадесятые праздники, которые отмечает церковь. Но самым правильным будет такой совет: причащаться по велению души. Это не должен быть четкий график, а внутренний душевный посыл. В противном случае таинство теряет главную ценность и смысл для человека.

Перед прохождением таинства требуется тщательная подготовка: чтение последования и канонов, соблюдение поста. Без искренней веры, без стараний и подвига невозможно получить спасение.

Во время таинства необходимо принять покорную позу, скрестив руки перед собой на груди и наклонив голову, подойти к священнослужителю, назвать свое имя. Получив дары, надо поцеловать чашу со Святыми Дарами и мирно отойти в сторону, уступив место следующему причастнику.

Получив просфору и воду, называемую по церковному «теплотой», необходимо выпить ее и съесть кусочек просфоры.

Важно быть крайне аккуратным, чтобы не зацепить чашу, поэтому, находясь поблизости с ней, лучше не креститься. После причащения не стоит поспешно покидать храм. Следует дождаться завершения богослужения. Когда священник окончит свою проповедь с амвона, подойти и поцеловать крест. После этого можно будет выйти из храма.

Важно! В течение всего дня надо стараться сохранять спокойствие духа, избегать ссор и конфликтов. Посвятить время молитве или чтению библии в тихой обстановке.

Церковь учит тому, что исповедь и причастие способствуют очищению души, облегчают её, наполняя целительной силой и благодатью. Человек становится более чувствителен к скверным делам, осознаёт границу добра и зла, укрепляется в вере истинной и находит в себе силы противостоять искушению.

Ещё один вопрос, который беспокоит прихожан, кто может причащаться. Право на участие в таинстве имеет любой человек, который принял святое крещение.

Более того, это весьма желательно и даже обязательно для христианина, но к нему нельзя подходить без предварительной подготовки души и тела. Ритуалу предшествуют молитва, пост и исповедь своих грехов.

Интересно! Что такое : когда и как правильно молиться.

Свод правил

Евхаристия, как и другие церковные таинства, имеет свои законы. Так, чтобы пройти покаяние необходимо прислушаться к своей душе и прийти в церковь, когда она того просит.

Подготовка к причастию в церкви — это не только исполнение предписаний, а молитва, искренняя вера и особый душевный настрой.

Правила к исполнению:

  1. Важно испытывать трепет перед предстоящим событием.
  2. Понимать смысл самого таинства.
  3. Искренне верить в Бога и сына его.
  4. Чувствовать умиротворение и всепрощение.

Это необходимо знать и исполнять.

Подготовка

Кульминацией Божественной литургии является причастие, подготовка к нему требует времени и сил. Во время главного церковного богослужения верующие обращаются к Богу с благодарностью за спасение человечества от греха.

Перед или после литургии происходит общая исповедь, предусмотренная для тех, кто каялся в индивидуальном порядке не позже месяца назад.

Важно знать! Приступать к причастию без исповедания прегрешений нельзя. Исключение предоставляется детям до 7 лет, но за них должны подготовиться родители.

Чтобы раскаяние в грехах прошло правильно, необходимо заранее обдумать свои поступки и соотнести их с заповедями Христа. Важно постараться всех простить, не держать в сердце зла.

  1. Молебный канон Пресвятой Богородице
  2. Покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

В полночь отказаться от пищи. С разрешения священника исключение может быть для беременных, кормящих женщин, детей и сильно ослабленных.

Первое причастие

Принимать участие в церковных таинствах имеют право только члены церкви. Первый раз ребенок становится участником данного обряда непосредственно после того, как было совершено крещение.

Священнослужители учат, что после причастия в церкви малыш получает покровительство Ангела-хранителя, который будет сопровождать его на протяжении всей жизни.

Рекомендуется, чтобы вместе с детьми присутствовали их биологические родители и те, кто станут его крестными отцом и матерью. Кто-то из них и будет подносить ребёнка к Чаше, кто-то поможет его успокоить, если он расплачется или будет капризничать.

Узнать о том, что такое первое присоединение к Богу можно из специальной литературы, где рассказывается о том, что нужно подготовить.

Если ребенку ещё не исполнилось трёх лет, то позволяется ослабить пост и покушать утром, но так, чтобы это произошло не позднее, чем за тридцать минут до участия в таинстве.

Важно, чтобы маленький человек чувствовал себя хорошо и спокойно. Для этого необходимо избегать шумных игр и прочих развлечений, которые могут перевозбудить нервную систему. Необходимо позаботиться о том, чтобы одежда на ребенке была удобной и комфортной, ничего не беспокоило.

Не обязательно приобретать дорогие наряды на первое причастие в церкви и выполнять модные причёски. Важным здесь является совершенно другое. К тому же, дорогие костюмы могут вызвать зависть у бедных семей, поэтому родители должны проявить мудрость и одеть ребенка чисто, но не помпезно.

Священослужители объяснят как причащаются младенцы, что для этого необходимо. Ребёнка держат на правой руке, придерживая так, чтобы он нечаянно не мог опрокинуть Чащу или толкнуть священника.

Если по какой-то причине не удалось причаститься сразу после крещения, лучше сделать это как можно скорее, как только предоставится возможность.

Не раз наблюдались случаи, когда больной ребёнок, получив благодарение, начинал чувствовать себя намного лучше и вскоре вовсе выздоравливал.

Евхаристия – это ступень, которая ведёт к настоящей христианской жизни, поэтому нет ничего удивительного в том, что служители церкви рекомендуют участвовать в ней каждое воскресенье.

Когда должно происходить первое причастие. Исповедоваться ребёнок начинает примерно с 8 лет. Но возраст не основной ориентир, главным показателем, что сын или дочь готовы к этому, является то, что они начинают осознано совершать плохие поступки.

Заметив это, родители должны в течение года подготавливать ребёнка с помощью духовного наставника к выполнению Божьих Заповедей и покаянию.

Как поститься

Всегда необходимо соблюдать литургический пост перед причастием, который подразумевает воздержание от пищи и воды в течение 24 часов. Что есть и пить в такие дни, можно спросить у священника. Это должна быть постная пища.

Но пост заключается не только в том, чтобы ввести ограничения в еде. Необходимо получить душевный настрой, а сделать это можно только осознанно избегая увеселительных мероприятий, просмотра развлекательных и музыкальных шоу-программ.

И тело, и душа человека должны стремиться к чистоте. Даже супружеским парам стоит отказаться за день до причастия от физической близости. Это должно быть сделано осознанно.

И если для больных и детей вводится некое послабление в пище, то ровно в полночь начинается пост строгий. Утром следует идти в храм на голодный желудок, а тем, кто страдает от греха табакакурения, воздержаться на время и от этой зависимости.

Порядок подготовки:

  1. Ровно три дня необходимо воздержаться от различных изысков и отдать предпочтение скромной пище: блюдам из круп, овощей, допускаются рыба, орехи и фрукты.
  2. Алкоголь, мясо, молоко и яйца есть запрещается.
  3. Постараться не вступать в конфликты и не ругаться.
  4. В своих мыслях стремиться к добру, отгоняя прочь зависть, гнев, обиду.
  5. Воздержаться от всякого рода развлечений.
  6. Тело держать в строгости, уклоняясь от утех, просмотра развлекательных программ и чтения любовных романов.
  7. Соблюдать заповеди Христа, примириться с теми, с кем находитесь в ссоре.

Сейчас верующим на много проще выполнить воздержания в пище. Современные производители предлагают достаточный ассортимент постных продуктов, который по своим вкусовым качествам ничем не уступает настоящим.

В таблице перечислено, что можно есть в пост перед самим причастием:

Полезное видео: Подготовка к причастию

Подведем итоги

Для получения святых даров не существует возрастных ограничений. Двери церкви всегда открыты для тех, кто желает впустить Бога в свое тело и получить единство с ним.

Причастие не должно пугать, а подготовка к нему должна проходить с благословения батюшки. И если ранее не приходилось принимать участие в этом таинстве, не стоит испытывать страх перед новым. Доверьтесь Господу, и с его помощью всё получится.



Статьи по теме: