Как работает подушка безопасности руле. Передние боковые подушки безопасности
В мире ежегодно порядка 1,2 миллиона человек погибают в автокатастрофах. Европы по количеству смертельных ДТП… Не в последнюю очередь влияют на исход происшествия технические свойства автомобиля, его «фарш». Поэтому и производители, и автолюбители озадачены поиском . Как свидетельствуют испытания, подушка безопасности водителя существенно снижает риск его гибели. Только представьте, машины столкнулись лоб в лоб и в такой ситуации шофёр получает шансов выжить на 20–25% больше. О том, как именно могут защитить человека автомобильные подушки, и какие из них наиболее эффективны - поговорим в нашей статье.
Идея «в мешке»
Как это работает?
Какой же принцип работы подушек безопасности? Состоит этот механизм из нескольких частей. Первое - сама подушка. Как правило, она выполнена из нейлона с силиконовым или . Объём водительской подушки достигает 80 литров, а пассажирских - до 130.
Видео о том, как работают подушки безопасности:
Второе - датчики удара и инертные датчики, расположенные спереди и на боках кузова. Третье - бокс с газом или пиротехнический патрон. В «коробочке» находится специальная «взрывная» смесь. Четвёртое - электронный процессор.
Жизнь в секундах
Так вот, все эти составляющие нужны, чтобы молниеносно среагировать и «открыть парашют».
Принцип таков: в момент удара срабатывает как минимум один . Он реагирует на давление или на неоправданную прибавку скорости. По цепочке датчик посылает соответствующий сигнал на микроплату. Процессор срабатывает и даёт команду о раскрытии пиротехническому патрону. В этот момент происходит мини взрыв, всплеск азота и подушка, наполняясь газом, выскакивает внутрь салона.
Подушка при раскрытии закрывает собой водителя и так смягчает удар. Также она с большой долей вероятности не даст человеку вылететь через .
Всё это происходит молниеносно, занимает какие-то доли секунды (в среднем порядка 0,25 секунды).
Плюс и минус
Но на этом работа подушки не заканчивается. Зафиксировав пассажиров, она автоматически сдувается. Таким образом, «мешок» не станет преградой и никого не зажмёт, мешая выбраться из машины.
Хотя есть здесь и недостаток: эффект подушки одноразовый. И если в момент аварии происходит, например, парное поэтапное столкновение, то сработает «мешок» только при первом «бахе».
«Надувной» ассортимент
Есть и разные виды подушек безопасности. Одни созданы, чтобы защитить водителя. Другие - . Есть «мешки» для салона и те, что крепятся снаружи авто, чтобы смягчить последствия для пешеходов. Отдельно разработаны и устройства для владельцев мототранспорта, чтобы при «встрече» лоб в лоб не дать наезднику вылететь вперёд.
Подушки в салоне могут быть боковыми и фронтальными.
На фронте…
Чаще всего сейчас применяют как раз фронтальные устройства, создающие блок между людьми, сидящими спереди, и передней частью машины. Эти подушки вмонтированы и в панель напротив пассажирского кресла.
Учитывайте, что если пассажирское место в вашей машине обеспечено фронтальной подушкой, то пассажир должен быть предельно внимателен. Главное правило: не держите ничего крупного (даже сумку) и не прижимайте коленями панель. Иначе при раскрытии можно получить серьёзные травмы…
… и сбоку
Но появляется возможность установки «воздушных мешков» в спинках и в дверях сбоку. Это и есть горизонтальная защита, которая пока чаще всего есть только в дорогих моделях.
Такие механизмы срабатывают от мощного толчка в бок кузова. Подобные подушки называют «занавесками» из-за того, что, вскрываясь, они располагаются в окнах. Такое положение позволяет защитить головы и шеи пассажиров.
Разумная защита
Процесс не стоит на месте и уже идёт разработка «мешков» нового поколения. Например, некоторые варианты настолько самостоятельны и разумны, что способны принимать решения об ограничении объёма при открытии. Такой себе само-стоп-контроль. Это возможность индивидуально подобрать параметры «вздутия» в зависимости от физиологических особенностей пассажиров и положения их ремней безопасности. Таким образом, можно избежать многих травм. Чтобы устройство могло проводить подобный анализ, предусмотрен специальный сенсорный механизм.
Безопасная безопасность
Несмотря на все ноу-хау, чтобы «воздушные мешки» сработали правильно, должны постараться не только механизмы, но и люди. Мы уже говорили о ремне безопасности. Так вот ещё раз - это не обсуждается, он должен быть пристёгнут!
Видео о том, как изготавливаются подушки безопасности:
Также внутри салона желательно принимать прямые, ровные позы. Вариант ехать полулёжа не подходит.
Также не закрывайте и не заклеивайте «красивостями» отверстия для вылета подушек. Особенно обратите внимание на устройство в руле - держите руки сбоку, а не поверх рулевого колеса.
Отдельный пункт - . Малыши должны ехать пристёгнутыми в специальных детских «перевозках», которые крепятся на заднем диване машины.
Будьте внимательны и не допустите, чтобы технологии, изобретённые для безопасности человека, привели к противоположному эффекту. Ни на минуту не забывайте, что в вашем автомобиле есть «надувные» подушки и пусть это будет поводом ездить ещё более аккуратно, а не «бросаться в скорость с головой».
Многие годы испытанный, старый-добрый ремень был единственным защитником пассивной безопасности в наших машинах. Проходило много дебатов об эффективности его использования, особенно это касалось детей, но со временем многие страны в мире узаконили обязательное использование ремней безопасности на автомобилях. Статистика показала, использование ремней безопасности спасло тысячи, сотни тысяч жизней в самых серьезных авариях.
Также как и с ремнями концепция подушки безопасности, мягкой подушки в которую можно «приземлиться» телом при аварии, давно витала в воздухе, в прямом и переносном смысле. Первый официально зарегистрированный патент на надувную подушку для самолетов (да, да они пришли к нам с небес) был выдан во время второй мировой войны. И только через десятилетия первые подушки появились на автомобилях, случилось это в 1980-х годах.
С 1998 года большинство новых легковых машин (развитого машиностроения) стали комплектоваться подушками безопасности, как для водителя, так и для переднего пассажира. В 1999 году это правило коснулось автомобилей погабаритнее, джипов и минивэнов. Далее подушки стали появляться и в других местах, в сидениях, дверях и иных частях автомобиля. Сегодня в некоторых машинах число подушек намного больше, чем две, 6 и даже 8 штук стали нормой.
Вызвав похожие споры, также, как и с ремнями безопасности, подушки стали предметом серьезных исследований, тестирований и споров на самом высшем уровне.
На сегодняшний день статистика уверенно показывает, что риск гибели подобные устройства снижают примерно на 30%.
В этой статье вы узнаете о работе этих устройств, как научно подтверждено его действие, какие у них есть недочеты и пути будущего развития.
Подушка безопасности
Цель подушки безопасности замедлить движение вперед тела человека настолько равномерно, насколько это возможно за доли секунды. Вот три составляющие подушки безопасности, которые помогают достичь этой цели, то есть в необходимый момент сработать:
Сама подушка. Сделанная из тонкого нейлона, сложена в рулевом колесе, приборной панели или сидениях, дверях и других частях автомобиля.
Сенсор. Устройство, которое «говорит» подушке безопасности сработать. Срабатывание происходит при силе удара соответствующей столкновению со стеной на скорости в 16-24 км/ч.. Сигналом для срабатывания пиропатрона подушки служит электрический импульс специального шарикового датчика удара. удара идет на блок управления, который в свою очередь определяет срабатывать системе надувания подушки или нет.
Система надувания подушки соединяет две составляющих, азид натрия (Nan3) с нитратом калия (KNO3), для создания азота. Именно он и надувает подушку.
Ранние попытки приспособить эирбэг для использования в машинах столкнулись с рядом сложностей, одними из которых были невероятно высокая цена и технические проблемы, включавшие хранение и использование сжатого газа.
На ранних этапах исследователям предстояло решить:
Где разместить баллон с сжатым газом
Не улетучится ли газ хранящийся под высоким давлением на всем протяжении срока службы автомобиля
Как сделать так, чтобы подушка раскрывалась почти мгновенно, при этом была надежной при различных температурных режимах работы и при раскрытии не издавала оглушающего звука.
Постепенно все наиболее важные вопросы были решены. Непрактичный газ был заменен на надежный твердотельный элемент- пиропатрон, произошло это в 70-х годах двадцатого века. При аварии «мозги» подушки безопасности инициируют поджог твердотопливного заряда, который сгорает с огромной скоростью и создает за короткое время, 30-50 миллисекунд, необходимое количество газа для наполнение эирбэга. Купол подушки в буквальном смысле взрывается, выходя из своего посадочного места со скоростью до 322 км/ч, быстрее чем моргнёте глазом! Долями секунды позже, газ под действием давления выходит через специальные отверстия (именно этот дым в салоне автомобиля вперемешку с тальком, можно часто наблюдать при аварии).
Виды подушек безопасности
В современности существует большое множество подушек безопасности.
Наиболее распространенным видом являются фронтальные подушки безопасности , как для водителей, так и для передних пассажиров.
Следующим этапом развития стали боковые подушки . Их функцией является защита груди и таза человека от повреждений при боковом ударе.
Так называемые «шторки» или головные подушки безопасности. Защищают голову человека от контакта с твердыми частями автомобиля при боковом ударе.
Подушка безопасности для коленей. Чтобы уменьшить риск возникновения травм коленного сустава (что при фронтальном ударе случается нередко) была разработана подобная подушка безопасности.
Ремень безопасности со встроеной подушкой безопасности. Снижает риск получения травм груди.
Центральная подушка безопасности. Была спроектирована не так давно. В ее задачи входит недопущение столкновения двух сидящих рядом друг с другом людей при боковом ударе или перевороте. Также она позволяет избежать травмы шеи.
Меры безопасности
С самого начала применения эирбэгов специалисты, изучавшие вопрос работы этого средства защиты поняли, что оно может приносить не только пользу, но и вред. Второй вариант возможет при неправильном использовании средств пассивной безопасности автомобиля. Что под этим подразумевается?
1. Минимальное расстояние между подушкой безопасности и сидящим пассажиром должно составлять минимум 25 см, в противном случае при раскрытии человек может получить травмы непосредственно от самого airbag"а.
2. Пассажир обязательно должен быть пристегнут. Так как ремень безопасности уменьшает скорость перемещения тела человека и направляет его в нужном направлении к подушке безопасности.
3. Если airbag может легко травмировать взрослого человека, то с детьми дело обстоит еще сложнее. Первое условие безопасной перевозки ребенка. Он должен перевозится в правильно установленном, соответствующем его возрасту кресле на заднем сидении.
4. Если ребенок должен перевозится на переднем сидении со стороны пассажира, то он должен сидеть в кресле расположенном по направлению движения, а сиденье должно быть отодвинуто максимально назад.
5. Нельзя перевозить младенцев в детском кресле с реверсивным расположением на переднем сидении при включенной фронтальной подушке безопасности.
По статистическим данным, на фронтальное столкновение припадает порядка 50-ти процентов всех автомобильных аварий. Это свидетельствует о том, что тема подушек безопасности крайне важна. Именно поэтому сегодня мы поговорим о данном эффективном средстве защиты водителя от травм.
Подушки безопасности – лишь одно из средств для сохранения жизни и здоровья
Насколько значимы подушки безопасности?
Долгое время единственной формой защиты являлись ремни безопасности. Вокруг этого было много споров, однако, в конце концов, езда по дороге с застегнутыми ремнями безопасности стала обязательным условием во всех странах. Как показала практика, эта мера спасла жизни тысячам незадачливых водителей, которые могли бы запросто погибнуть при столкновениях.
Что же касается подушек безопасности, то они появились относительно недавно (по крайней мере, в привычном для нас виде) и представляют собой мягкие опоры, облегчающие последствия ДТП. Впервые была запатентована надувная подушка для самолетов – ее можно было приобрести еще во времена Второй мировой. А в восьмидесятом году была выпущена первая подушка для автомобилей.
Обратите внимание! Если верить исследованиям, то современные подушки безопасности уменьшают риск летального исхода при лобовом столкновении примерно на 30 процентов.
Как правило, их устанавливают на месте водителя и на переднем сидении пассажира, но в последние годы все чаще встречаются модели машин, оснащенные шестью и даже восемью подушками, которые защищают всех пассажиров салона (изделия дополнительно устанавливают в сидения и боковые двери).
Подушки безопасности – как они работают?
Итак, основная функция этих защитных средств – предотвращение непосредственного контакта водителя и пассажиров с приборной панелью, рулевым колесом, лобовым стеклом и проч. Для максимальной безопасности подушки надуваются именно в тот момент, когда уже произошло столкновение, но до соприкосновения человека с рулем. Как правило, этот период времени колеблется в пределах 15-30 миллисекунд. Да, о ремне безопасности не забыли – он также помогает минимизировать последствия ДТП, но в сочетании с подушками позволяет избежать травм вовсе.
Обратите внимание! Зачастую подушка скрывается в большой рулевой ступице. Кроме того, машина, оснащенная описываемыми защитными средствами, отличается от машины без них тем, что вал рулевого колеса в ней более длинный, а форма рулевого кожуха несколько видоизменена.
С конструктивной точки зрения подушка безопасности состоит из следующих основных элементов:
- надувной мешок (своеобразное название газогенератора);
- контрольная лампа;
- электрический датчик, который срабатывает в случае удара.
Когда включается зажигание, примерно через три-четыре секунды активируется контрольная лампа. И если она погаснет, значит, с системой безопасности все в порядке и она полностью готова к эксплуатации. Но если индикатор загорелся красным светом, то имеют место неполадки в системе и следует немедленно обратиться в автосервис для получения профессиональной помощи.
Как срабатывает подушка безопасности
Сама процедура срабатывания подушки не представляет собой ничего сложного. В динамике это должно выглядеть примерно таким образом.
Этап первый . Происходит столкновение транспортного средства с препятствием.
Этап второй . Вследствие этого срабатывает электронный датчик. Система оповещается об аварии и приступает к действию.
Этап третий . К детонатору доходит сигнал от системы. Тот взрывается, что провоцирует деструкцию железной оболочки баллона, который наполнен газом. При этом сам газ, к слову, находится там под давлением, достигающим 250 мПа. Как правило, это либо озон, либо аргон.
Этап четвертый . Подушка (а она многослойна и состоит из нейлоновой ткани) наполняется газом. Ее толщина, как правило, составляет 0,4 миллиметра.
Этап пятый . Затем подушка увеличивается и посредством специальных прорезей в крышке модуля прорывается наружу.
Этап шестой . Она раскрывается. Зачастую для этого требуется не более 30-ти миллисекунд после активизации датчика.
Этап седьмой . Водитель ударяется головой о подушку и та гасит энергию удара, после чего, выпуская содержимое, начинает опадать.
Обратите внимание! Все это происходит крайне быстро. Подушка безопасности способна рассеять порядка 90-ти процентов всей энергии взаимодействия, хотя остаток – то есть 10 процентов – приходится все же на водителя.
Отметим также, что у каждой модели автомобиля имеются свои настройки этого средства защиты.
Смотрите, как срабатывает подушка безопасности (видео):
Основные достоинства подушек безопасности
- Это эффективное средство защиты головы и грудной клетки человека от серьезных травм.
- Подушка более удобна, чем ремень безопасности, поскольку ее не нужно периодически пристегивать/отстегивать. Более того, подушка еще и незаметна для окружающих.
- Наконец, все подушки совершенно не нуждаются в каких-то особенных дополнительных условиях.
Ложка дегтя: о недостатках подушек
- Возможно ложное срабатывание.
- Когда подушка наполняется газом, она сильно шумит.
- Способность качественного срабатывания изделия, используемого долгое время, изучена плохо.
- Наконец, при боковом столкновении или переворачивании транспортного средства подушки неэффективны.
Однако стоит добавить, что некоторые недостатки отсутствуют в более современных моделях автомобилей.
Какими бывают подушки безопасности?
Сразу оговоримся, что их существует достаточно много, поэтому ознакомимся только с самыми популярными разновидностями.
- Фронтальные подушки являются наиболее распространенными, причем они устанавливаются как для водителя, так и для пассажира спереди.
- Также есть боковые подушки – так сказать, следующий этап развития системы. Они предназначаются для того, чтобы защищать тазовую области и грудную клетку во время бокового столкновения.
- Головные подушки (их еще называют «шторками») требуются для защиты головы от ударов о твердые элементы при боковом столкновении.
- Коленные подушки снижают вероятность травм коленей (а это не редкость при ударе спереди).
- Ремень безопасности, оборудованный подушкой. Защищает грудную клетку от травм.
- Центральные подушки созданы относительно недавно и предназначены для предотвращения столкновения двух человек, сидящих рядом, в случае переворота или удара сбоку. Более того, эти изделия защищают шею от травмы.
На что обратить внимание: меры безопасности
Как известно, иногда подушки безопасности не только приносят пользу, но и вредят. Однако последнее возможно лишь при неправильной эксплуатации. Что это могло бы значить?
- Дистанция между пассажиром и подушкой должна составлять не менее 25-ти сантиметров, иначе при ударе его может травмировать само защитное средство.
- Если ребенка перевозят спереди в специальном кресле, то он должен «смотреть» по направлению движения, а само оно – кресло – должно быть предельно отодвинуто назад.
- Все пассажиры должны быть пристегнутыми. Застегнутый ремень снизит скорость движения тела, а также направит его туда, куда нужно – прямо на подушку.
- Подушка не защитит ребенка так, как взрослого, поэтому его следует перевозить сзади, причем исключительно в специально оборудованном сидении (оно должно соответствовать возрасту малыша).
- Реверсивное положение детского кресла на переднем сидении неприемлемо, если активны фронтальные подушки безопасности.
Итог
При правильной эксплуатации подушки безопасности существенно повышают шансы пассажиров выжить и получить меньше повреждений. С каждым годом благодаря этому изобретению сохраняются жизни и здоровье тысяч людей, так что старайтесь следить за исправностью и стабильностью работы всей системы безопасности вашего авто.
Подушка безопасности не является гарантией того, что при серьезной аварии вы останетесь живи, но риск отправится на тот свет или получить серьезные травмы - значительно снижается.
К сожалению, покупая подержанный автомобиль, вы не сможете самостоятельно проверить исправность подушек безопасности. Вполне возможно, что там их вообще нет, а вместо них уже давно стоят муляжи. И узнаете вы об этом только, когда в кого-нибудь вьедете, ну или кто-нибудь вьедет в вас.
А теперь перейдем к нашему основному вопросу "Как действует подушка безопасности?"
Подушки безопасности срабатывают только при достаточно сильном ударе. На удар реагируют датчики, которые располагаются в передней и боковых частях вашего авто. Сам датчик - это электронный блок, который состоит из стеклянной трубочки с зауженным по центру отверстием. Внутри трубки находится шарик с ртутью, который при сильном ударе пролетает через отверстие и приводит датчик в действие, который в свою очередь посылает электрический импульс на пиропатрон.
Далее от взрыва пиропатрона следует срабатывание преднатежителей ремней безопасности, ремень натягивается и прижимает ваше тело к сидению, блокирует его в более безопасном положении, затем, тоже от взрыва пиропатрона раскрываются и сами подушки безопасности, при этом раздается громкий хлопок и появляется небольшое облачко безвредного порошкообразного осадка. Это все происходит последовательно, но при этом очень быстро, за доли секунды.
А теперь вкратце, для того чтобы было все более ясно: Вы врезаетесь, от удара срабатывает датчик, ремни натягиваются и затем раскрываются подушки.
Думаю, что с подушками все ясно, теперь поговорим подробнее по поводу ремня. Дело в том, что подушка безопасности и преднатежители ремня - это один комплект и работают они вместе. Если вы не будете пристегнуты ремнем, то подушки могут и не раскрыться! А если и раскроются, то обязательно поломают вам нос, выбьют челюсть и оставят несколько синяков. Многим, ударом подушки даже сворачивает шею, так что если ваша шея далеко от бычьей, будет полезно ее немного подкачать . Это вам пригодится не только при дорожных авариях.
Ремнем безопасности нужно пристегиваться обязательно, только тогда система безопасности максимально сможет вас уберечь от травм. Так же не стоит забывать, что как и любой другой товар, подушки безопасности имеют свой срок годности. Со временем пороховой заряд, который находится в пиропатроне может испортится, контакты окислится. Поэтому время от времени необходимо проводить диагностику в автосервисе. Ну и разумеется замену подушек должен производить только мастер, профессионально этим занимающийся.
Количество подушек безопасности зависит от марки и года выпуска вашего авто. Современная система безопасности включает в себя до 16 подушек и продуманное расположение датчиков. Подушка безопасности Airbag устанавливается на руль - для водителя, и на панель приборов - для пассажира. Также устанавливают подушки на спинках сидений и на дверях. Если подушка установлена в сидении, то подбирать чехлы следует так, чтобы они не помешали ее раскрытии, либо вообще стараться их не одевать. Подушки срабатывают в зависимости от того на какую часть автомобиля пришелся удар. Если удар лобовой, то сработают только передние подушки, если удар пришелся с боку, то соответственно боковые. Подушки раскрываются только от удара, от экстренного торможения, как ходят слухи, исправные подушки сработать не могут!
Интересный факт, многие, кто сталкивался лицом к лицу с подушкой безопасности, говорят что очень хорошо успевают рассмотреть момент ее раскрытия, как в замедленной съемке, не смотря на то, что все это происходит за доли секунды:)
Да, кстати вы когда нибудь задумывались, что будет если человека посадить на подушку безопасности и активировать ее? Если нет, то обязательно посмотрите