Как выглядит верба при цветении. Что поможет от поллиноза: несколько полезных советов

Научное название вербы – ива остролистная, из которого становится понятно, что верба происходит из семейства ивовых растений. Сразу должно заметить, что из этого же рода происходят всем известные деревья – тополь и осина. И все они составляют вид ветроопыляемых деревьев. Возникает вопрос, а как это? Очень просто. Во время цветения этих растений именно ветер переносит пыльцу с мужских цветов на женские, поэтому, все эти деревья цветут раньше остальных, когда еще не проснулись насекомые – опылители цветов, и даже до того, как распустились листочки. Потому что распустившаяся листва будет мешать воздушным потокам свободно течь между ветками и разносить пыльцу.

Верба цветет раньше всех растений, потому что ее соцветия в виде сережек образуют огромное количество пыльцы. И для полного опыления нужен достаточно сильный ветер, который бывает в самом начале весны, когда другие растения еще не в состоянии «стряхнуть» с себя зимний сон, поскольку, температура воздуха еще не высока, да и солнышко не особенно припекает, чтобы прогреть землю и напитать корни своей энергией.

Цветы у вербы, как и у других ветроопыляемых сородичей, не блещут особой красотой и привлекательностью. Им не нужно заботиться о привлечении к себе пчел, бабочек и прочих насекомых. Поэтому и цветет верба незаметно, не привлекательно и не ярко. Зато она плодовита и легко размножается. Пыльцевые зерна вербы очень легкие, практически невесомые, поэтому и ветер без труда переносит их с цветка на цветок. Иногда ранней весной можно наблюдать целые пыльцевые облака над зарослями вербы.

Кроме всего выше описанного, верба, единственный представитель ивового семейства, которая обладает поистине чудодейственными особенностями. Думается, что любой из вас, дорогие читатели, знает, что в любом правиле бывают свои исключения, не так ли? Вот и в семействе ив верба является таким исключением. Вы сейчас поймете почему. Дело в том, что именно верба является потрясающим и ценнейшим медоносом в период ранней весны, когда еще другие растения не цветут, а шмели и пчелы уже вылетают на свою работу. Кроме вербы для этих ранних тружеников из семейства насекомых, нет других источников нектара, поэтому она является в этот период настоящей спасительницей для пчелок. Этих ранних «пташек» - насекомых привлекает не яркое цветение вербы, а сильный аромат нектара и большое количество пыльцы, которой густо облеплены сережки – соцветия вербы.

Если прислушаться к голосу народа, можно заметить в его речи частое употребление слова «краснотал». Это народное название вербы. Происходит оно от ее внешнего вида побегов, которые отличаются от других растений красно-бурым цветом. Так вот, с наступлением апреля, красноватая пленка на почках цветов лопается, обнажая пушистые маленькие комочки серо-белого оттенка. Это и есть цветы вербы с мужским началом. Позже, когда они раскрываются полностью, из их серединки вытягивается тычинка с пыльником, таким желтым комочком. Сам цветок в этот период тоже становится желтым. Со стороны, похоже, что верба облачается в красивый «наряд», и, поверьте, тогда залюбоваться ею, замерев от восхищения, вовсе ничего не стоит.

Обычно считают, что ива (верба) была выбрана для того, чтобы заменить пальмовые ветви в древнееврейском ритуале поклонения царю-жрецу "Мессии", празднуемом в один из весенних месяцев и широко распространившемся около двух тысяч лет назад по Римской империи, а затем и по всему миру. Это совсем не так. Поклонение иве возникло на заре становления индоевропейской мифологии, когда ни об "Иисусе", ни о "Христе" еще никто и не слыхивал.

У многих индоевропейских, в том числе славянских народов верба считалась центром мироздания. В.Н.Топоров отмечает параллели названия ивы (и имени Евы) с греческим αιων, «век», «жизнь», «поколение», «вечность»; латинским aevum, «жизнь», «век», «возраст», «вечность»; древнеиндийским ayus, «жизненная сила». Но ареал поклонения иве шири (а, стало быть, и корни его - древнее). То же отмечается и у тюркских народов. Рашид уд-Дин и Абу-л-Гази свидетельствуют, что первопредком всех тюрков является Удун Будун (Удунтай Бадантай). Он был рожден деревом-женщиной, причем удун обычно переводят как «ива». Ива - весьма ценное растение для степняка: подчас единственное растение в поймах степных рек, она прочна, легка, гибка и потому незаменима в конструкции юрты.
Такое понимание ивы восходит к незапамятным временам.
У хеттов ива - eia, созвучная имени праматери Евы (чье имя означает «жизнь»), была «древом жизни». Сохранился хеттский ритуальный текст, в котором перед умирающим и воскресающим божеством по имени Телеф воздвигается вечнозелёная eia, «с которой свешивается руно овцы, внутри же нее - овечий жир, внутри нее - зерно (бога) полей и вино, внутри нее - бык и овца, внутри нее - долгие годы (жизни) и потомство». Эйя, Эа, Хайя (аккад.) - одно из главных божеств аккадского пантеона, у шумеров именуемый Энки (шум."владыка земли", "владыка низа").

Старая дуплистая верба считалась прибежищем водяных, будто бы водный царь, устав от постоянной влаги, забирался в дупло старой вербы и сладко там почивал под тихие песни русалок. Было поверье, что, если в полночь снять одежду с заболевшего человека, сжечь её в печи, а пепел принести в дупло старой вербы, водяной возьмёт болезнь и утопит её в самом глубоком омуте, после чего больной пойдёт на поправку.
Ритуальное использование: могильные холмики в Британии, часто располагающиеся около болот и озер, иногда украшались ивой из-за ее символической связи со смертью.
В Китае ива - дерево бессмертия (даже из малого кусочка ивы может вырасти целое дерево).
В Японии ива - дерево печали, слабости, нежности, девичьего изящества.

Магическое использование: Листья ивы носят с собой или добавляют в настои для привлечения любви, а само дерево используется в качестве материала для магических булав в лунной магии.
Все части дерева защищают от злых сил; их можно носить с собой или держать дома. Для отвращения зла просто постучите по дереву.
Листья, кора и древесина ивы используются также в ритуалах целительства. Магические метлы, особенно колдовские, связывались веткой ивы.
Целительным средством освященная верба считалась у всех славян. Ею окуривали, растертую в порошок пили вместе с можжевельником, прикладывали в примочках. На вербу переносили болезни.

При простуде 2 ст. ложки свежей коры ивы белой заливают стаканом кипятка и кипятят минут 10 на медленном огне. Принимают отвар по утрам с мёдом. В деревнях лихорадочным больным и просто сильно простуженным в старину клали под простыню нагретые до приятной теплоты ивовые листья. На Украине отварами из вербы лечили у женщин бесплодие.
В косметических целях отвары используются как стягивающие поры, способствующие выведению чёрных точек, прыщей и угрей. 1 ст. ложка коры вербы заваривается стаканом кипятка и кипятится на медленном огне под крышкой до тех пор, пока не останется полстакана жидкости. Отвар остужается до приятной теплоты, процеживается. В него окунают марлю или махровое полотенце и накладывают на 15-20 минут на лицо. После чего умываются прохладной водой. Делается обычно 10-15 таких масок через день, два.

Магия советует девушкам, желающим выйти замуж в этом году или хотя бы встретить избранника, сорвать с ветки вербы белые комочки тогда, когда на них появится жёлтый цвет, высушить их на солнышке, положить в белый платок, завязать на два узла, приговаривая "Как я платочек завязываю с вербой, так пусть судьба свяжет меня с тем, кто мил сердцу моему будет". Платочек спрятать в укромное место - например, в свой шкаф или гардероб. И ждать суженого.

У древних славян верба символизировала жизненную силу, здоровье, плодородие. Сербы в Юрьев день плели из вербы венки, чтобы в доме было богатство. Белорусы окуривали вербой больной скот, растирали её в порошок и прикладывали к ранам. Белорусы верили, что по весне на вербе отогреваются черти. После того как вербу освещали на Вербное воскресенье в церкви, черти падали в воду и тонули. Поэтому пить воду из рек и прудов, зачерпнутую под вербой, нельзя было до Пасхи.

Македонские крестьяне подпоясывались ветками вербы во время жатвы, чтобы не заболела спина.
Характерно, что собственно ивы ни в Междуречье, ни вообще на Востоке не было и нет ("вербии", упоминаемые в 137 псалме - это тополь, Populus euphratiсa ).
Ива, ветла — «род растений сем. ивовых», представлены деревьями и кустарниками, которых около 300 видов. Крупные деревья и кустарники растут, «главным образом, в западных областях Европейской части СССР». Кустарниковые виды распространены в восточных областях Европейской части СССР и Сибири. Все 300 видов ивы растут «преимущественно в умеренном поясе Евразии». На Северном Кавказе, в Крыму, в средней и южной части Восточной Европы распространена белая разновидность ивы. Можно считать установленным, что ива тяготеет к умеренному поясу. Однако ива иглолистая растет в Малой Азии, Иране, Пакистане, Афганистане, Северной Индии.

В Польше есть сказание о волшебной дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в лесной чаще, не видевшей солнца и ни разу не слышавшей петушиного крика. Перед магией этой дудочки не устоит любая царевна Несмеяна, обязательно рассмеётся. А ещё при помощи этой дудочки можно разоблачить любого злодея, заставить цветы танцевать и пчёл кружиться в вальсе.
Если верба снится человеку, то скоро он встретит свою вторую половинку, и любовь его будет счастливой. А если верба во сне рассыпала листья, нужно задуматься и разобраться в своих чувствах.

Сегодня у православных праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Открываю интернет и читаю:
«В канун праздника Введения Во Храм Пресвятой Богородицы, в ночь с 3 на 4 декабря, около полуночи, на несколько минут, невзирая на любой мороз, распускаются все вербы.

На алтае среди зимы распустилась верба (без привязки к празднику. Видно скептик фоткал)
Перед вами одно из трёх ЕЖЕГОДНО совершаемых силой Божией чудес. Оно совершается в канун Введениея Богородицы Во Храм - праздника, празднуемого Православной Церковью 4 декабря. Чтобы стать свидетелем этого чуда, достаточно просто подойти к любой вербе вечером 3 декабря, за 15 - 20 минут до полуночи.
Как вход Господень в Иерусалим встречают с вербами, так и Матерь Божия входит в Святая Святых в храм Господень, и вся природа встречает Ее цветами. Это чудесное явление происходит каждый год и каждый раз по-разному. Но распускается верба всегда к 4-му декабря, но чаще всего в ночь с 3-го на 4-ое декабря. Распускается она, несмотря ни на какую погоду, ни на мороз. И каким образом раскрывается – неведомо никому. А потом также, чудесным образом, закрывается. Все это происходит очень быстро, в часы.
На Урале в тридцатиградусный мороз зацвела верба. Это случилось в Свято-Троицком архиерейском подворье города Невьянска в ночь с 3 на 4 декабря»
А вот еще одно:
« Верба зимняя
В канун православного праздника
в селе Плеханово расцвело дерево. Об этом событии сообщил настоятель церкви Николая Угодника Александр Левчук во время недавнего освящения в селе нового противопожарного поста.
- Накануне Крещения Господня возле нашего храма распустилась молодая верба. Набухшие почки дерева вы увидите и сегодня, несмотря на крепкий мороз, - сказал сельский священник.
Цветение вербы зимой, как сообщили в Липецкой и Задонской епархии - явление хотя и удивительное, но не новое. В разные годы верба распускалась на Крещение в жгучие морозы, в канун Введения в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Сретения Господня (15 февраля) и под Рождество, а также на другие зимние праздники».
Так какой же праздник уважает верба и пытается совершить чудо, чтобы порадовать верующих? Или и атеистов Бог радует?
«23 февраля - у нас распустилась верба. Сегодня мы всей семьей решили съездить в лес покормить птичек, чай попить с печеньками. И там я первый раз увидела, что верба может распуститься зимой. У нас почти 2 недели была оттепель, а сегодня-уже небольшой морозец - 7 градусов.
Полюбуйтесь на это чудо среди зимы»

И почему не происходит это чудо разом на всех православных территориях, особенно подверженных зимним морозам?
Странный выбор у Бога для чуда. И места разные, и время разное, но почему-то обязательно на православный праздник. Впрочем, попасть на православный праздник не так уж и трудно: любая дата и непременно значимая. И тем не менее, верующие это верующие. Для них важен не факт аномалии, а собственное мнение: Удивительное дело, верующим наплевать и на истину, и на заботу о мире и ближнем. Эгоизм является беспременным условием веры. Плевать на экологию, аномалии, на заботу о завтрашнем дне, если нарушения вызваны сменой климата, главное – совпадение с их душевным настроем.
Особенность мыслительных способностей верующих – повернуть любое явление природы к собственной пользе и доказательству особых отношений их с Богом. И ведь каков эгоизм: плохо это или хорошо для природы, признак ли это нарушения экологии или обычное явление природы, им не важно.Эгоизм –одно из условий веры.
Когда-то чудом считался восход солнца или луны, бьющие из-под земли ключи, расцветающие весной деревья, перелет птиц. Потом, для монотеистов иудеев Бог стал давать особые знамения и чудеса, начиная с радуги и «казней египетских», когда Бог прибег к шантажу, чтобы запугать фараона. И вообще, чем язычники, начиная от первых этапов превращения человека дикого в человека общественного, отличаются от нынешних верующих? У них так и происходило чудо за чудом.
Расцвели деревья, покрылись листьями – бог возрождающейся природы помог.
Собрали урожай - богиня плодородия помогла. Чудо ведь: не было ничего и вдруг росток, а за ним и плод. Великое чудо.
Гром грянул с ясного неба – чудо, как же еще.
И оказалось, что 21 –й век по шкале от Р.Х. вверх или 21-й век по той же шкале вниз принципиально не имеет различий в вопросах веры.
Главное, верить и не думать. И не прибегать к помощи «изворотливого ума».
Правда, в отличие от верующих, ключарь подворья отец Георгий Вахрушев сказал: «Я не раз слышал, что на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в некоторых храмах нашей страны распускалась верба, но относил это то ли к климатическим условиям того места, где находится храм, то ли к аномальной для декабря высокой температуре воздуха.» Но сомнения верующим неведомы: «Скептики, конечно, скажут: мол, в этом году на Введение стояла теплая погода. Изворотливый разум готов найти тысячу причин. Только, давайте, не будем искать никаких объяснений, а просто тихо порадуемся сокровенному чуду вместе с живой природой. Ведь она приносит Богородице единственные цветы, которые способны произвести декабрьские холода…»
Еще не приходилось сталкиваться с тем, что изучение явления, его причин и возможностей теперь именуется «изворотливым умом». Да, далеко шагнули мы в области просвещения и тяги к знаниям. Жди скорого гонения на тех, кто пытается думать, изучать и делать открытия. Зачем? Легче все предоставить Богу и во всем видеть Его чудеса для умиления верующих.
А вот послесловие к чуду от биолога: «зацветшие сдуру осенью ветви вербы зимой замерзают, летом засыхают, и дерево благополучно сбрасывает их с листвой в следующую осень, чтобы дальше расти и развиваться.»

Подарок для диакона. Или сколько раз в году цветет верба?

Вы видели, как цветет верба? А когда? Да, - весной в апреле-мае, потому что оттаивают ее веточки и начинается в них движение сока, потому что теплеет и природа оживает под действием солнечных лучей. Она цветет как символ воскресения, пробуждения от холода и смерти. Но весенние цветение вербы логично, понятно. А вот когда верба цветет зимой…

В народе существует поверье - на «зимнего» Николу можно увидеть цветущую вербу. Слышали это как-то раз, но не придали этому значения. А потом пришлось поверить и даже написать. И вот теперь почему-то уверенные в том, что чудеса не повторяются, мы снова сподобились этого удивительного явления. Да! Цветет!

Мы ехали по дороге от Большого Голоустного к Иркутску, и, вспоминая прежнее чудо, присматривались к кустам на обочине, - «да вряд ли, один раз подивились и хватит». Какая там верба, - на улице минус двадцать с хвостиком. И вдруг даже из окна движущего автомобиля мы заметили маленькие белые комочки. Вышли, сломали – она не сухая, она действительно цвела! В отломленных со свежей зеленоватой древесиной местах чувствовался горько-сладкий весенний запах веточек вербы, он навевал торжественную радость, ощущение Великого Поста, Вербное Воскресение, он говорил о том, что скоро Пасха. Такой символ воскресенья еще мощнее, еще мистичнее, чем весеннее цветение природы. Потому что он иррационален, чем и доказывает особую не «природную», а Божественную закономерность в существовании всего живого. Да и не подходит здесь это слово – «закономерность»…

Попасть в Голоустное на праздник святителя Николая мы хотели давно. Но как-то не получалось. И вот собрались. И никто с нами не поехал. У всех оказались серьезные причины. Да уж, ехать на ночь глядя (канун праздника - пятница – рабочий день) по лесной заснеженной дороге зимой не очень-то весело. Но раз уж решили, поехали. Да к тому же надеялись увидеть своих прихожан в храме. Нет, мы были просто уверенны, что наш диакон с неизменными его спутниками инвалидами-колясочниками уже там. А оказалось, и он не приехал, - машина замерзла, не завелась.

Всю ночь мы приспосабливались к условиям летней гостиницы. Вроде тепло, но пока нос на улицу не высунешь, а стоит приоткрыть дверь, как маленькая комнатушка моментально выветривается. Конечно, гостиниц сейчас в поселке достаточно, можно было поискать что-то и покомфортабельней, но уж очень хотелось ночевать поближе к храму. Радушная хозяйка ничуть не смутилась при слове «пост» и приготовила нам простой, но обильный и вкусный ужин из овощей.

Потом мы долго крутились в маленькой комнатушке, - готовиться к Причастию надо было, молиться, а там, у одной стены на застеленных ковриком табуретках, повыше от холодного пола, уселась наша собака, на другой стене висит зеркало, на третьей – календарь «Год быка», а четвертая вообще на запад. Решили завесить «быка», и поставить на дверной косяк иконку. Некуда было вертеться в этой коморке, некуда смотреть, не о чем думать, замираешь от теплых волн электрического обогревателя и читаешь, читаешь,перелистывая страницу за страницей. Осилили все каноны и последование на удивление быстро и рано легли спать.

К семи утра уже вертелись, выспались. Встали, оделись и пошли в храм. Там еще никого не было, только батюшка в алтаре, но не видел, не знал, что у него в гости. Отец Сергий обрадовался, сказал, что не ожидал, поприветствовал нас и начал готовиться к Литургии. Подтянулись и другие – очень мало своих прихожан, в основном гости из Иркутска, привезли букеты цветов для святителя Николая. Уставили ими праздничную икону. И сразу вспомнилось, как шли мы несколько лет назад и сокрушались, что цветов не купили к иконе чудотворной, и вот тогда-то и увидели цветущую вербу впервые, - наломали веток и принесли в храм. Необычно тогда стояли они в букете с сосновыми ветками, как предвкушение сразу и Рождества Христова и Светлой Пасхи.

И вспомнилось мне про отца Игоря, он так собирался, за неделю готовился и остался в Иркутске. На все воля Божия. Но надо ему было что-то привезти в утешение. Подумала об этом и забыла.

После Литургии и праздничной трапезы мы попрощались с батюшкой и прихожанами, пообещали приезжать чаще и отправились домой. А на обратном пути, в сам праздник святителя Николая, не накануне, как в прошлый раз, мы сподобились снова увидеть это удивительное чудо. Вот и нашелся подарок для нашего диакона, - пахнущая весной веточка вербы с маленькими пушистыми шариками, только начавшими проклевываться из своих золотистых твердых оболочек.

Теперь я точно знаю – верба цветет два раза в год, это закономерность, это проявление чудесного закона - «на все Воля Божия», и особенно, - на пробуждение от холода и смерти.

Ольга Долбня

Пресс-служба Иркутской епархии

Одним из важных источников данных является Календарь цветения для этой климатической зоны.

Как оказалось есть несколько групп людей хорошо знающих сроки цветения, во первых это пчеловоды, у которых весь бизнес крепиться к точному пониманию что за чем цветет. Вторая группа – это аллергики, жаль их мучений, но для них составляются очень подробные таблицы, в каких территориях что цветет и когда.

Ниже привожу несколько таких разных календарей.

Ознакомление с ними наводит на мысль. что для своего поселка, города, нужно потрудиться и составить на основе наблюдений местный календарь. А все другие – могут использоваться для сбора из них списков растений. и только для примерной ориентировки.

Итак,

Календарь1 Пчеловода

Примерный календарь цветения растений средней полосы России

Названия растений

Через сколько дней после орешника

Дата

Продолжительность цветения (в днях)

Орешник*

Акации желтая

Клевер белый

Осот полевой

Гречиха

Липа

*Здесь цветение орешника является «отправной точкой» для расчета календаря цветения других растений для конкретного года с точки зрения погоды. Зная, когда зацвел орешник, можно вычислить дату начала цветения липы.

Календарь 2 Аллергика

Календарь 3 (Пчеловода)

Календарь 4 медоносных растений

в средней полосе России

Таблица I

Растение

Начало цветения

(средние сроки)

Продолжительность цветения,

Мать — и — мачеха

Орешник (лещина)

Верба (краснотал)

Ива — бредина

Клен остролистный

Крыжовник

Клевер белый

Одуванчик

Акация желтая

Клевер розовый

Жимолость татарская

Шалфей луговой

борщевик

Пустырник

Кипрей (иван — чай)

Донник белый

Василек луговой

Осот полевой

Подсолнечник

До заморозков

Календарь 5 цветения медоносов

Пчеловоды, которые хотят получать много меда, должны помнить, что мало знать жизнь пчел, нужно еще разбираться в растительном мире своего края. Предлагаем вам материал на эту тему.

Чтобы своевременно подвозить пчел к массивам медоносов, необходимо заранее определить дату начала их массового цветения. С этой целью я много лет пользовался календарями, составленными А.И.Молозевым, В.И.Долгошевым, И.П.Цветковым и др. Мои наблюдения по Брянской области и их данные, сведенные в таблицы средних сроков зацветания медоносов в средней полосе европейской части России,- аналогичны за исключением немногих с отклонением плюс-минус один-два дня.

Многолетними наблюдениями установлено, что все медоносы из года в год начинают зацветать последовательно через определенные промежутки времени по отношению к первым медоносам.

Так, ежегодно сады зацветают на 32-й день, а липа — на 78-й день от начала цветения мать-и- мачехи и орешника.

А вот зацветание первых медоносов сильно зависит от погоды и места обитания (ранняя или поздняя весна, произрастание на низменности или возвышенности, солнечная или затененная сторона и др.). И как следствие, сроки их зацветания непостоянны.

Для отсчета лучше брать орешник. Древесные растения дают более достоверные сведения. Началом цветения орешника принято считать день, когда при встряхивании с сережек высыпается пыльца, то есть орешник пылит. С этого дня выставляют пчел на постоянные точки. Затем зацветают ивовые, и пчелы несут первую обножку в улей. За начало массового цветения деревьев и кустарников (яблони, груши, сливы, вишни, крыжовника, смородины и др.) принято считать период, когда распустится не менее 25-30 % цветков от общей массы.

Концом массового цветения деревьев и кустарников считается период, когда на них остается не более 25 % всех цветков, а период отцветания их последних цветков — концом цветения.

У травянистых медоносных растений за начало цветения принимается период появления в массиве 5-10 растений с раскрывшимися цветками, а массовое цветение наступает, когда на участке 30 % растений будет с цветками. Конец цветения — когда на участке остаются единичные цветущие растения. Зная начало и конец массового цветения медоносов, легко определить время подвоза к ним пчел и продолжительность медосбора. В.ЦЫГАНКОВ.

№ п/п

Растение

Через сколько дней после орешника зацветает

Продолжи­тельность цветения (дней)

ДИКОРАСТУЩИЕ

Мать-и-мачеха

Орешник, верба красная

Медуница

Ива козья (бредина)

Волчье лыко

Ива ломкая (ракита)

Ива белая (ветла)

Клен ясенелистный

Клен остролистный

Будра плющевидная

Крыжовник, сурепка

Смородина, одуванчик

Клевер белый, черемуха

Вишня, слива, груша

Глухая крапива (Яснотка белая)

Акация желтая

Яблоня

Шалфей, дикая редька, горец змеиный

Клевер розовый

Герань луговая

Малина, василек синий

Клевер белый на лугах



Статьи по теме: