Какая вера у россиян. Религии народов россии в современности и в дохристианскую эпоху

В этой статье мы дадим ответ на вопрос, какие вероисповедания в России существуют. Российской религией является комплекс церковных течений, укрепившихся на землях Российской Федерации. Как светскую страну, Русь определяет Конституция, действующая от 1993 года.

Известно, что в начале IV века (традиционной датой считается 301 год) царь Трдат III государственной религией объявил христианство. Именно так Армения превратилась в первое христианское государство на Земле.

Вера, православие являются неотъемлемой частью жизни почти каждого армянина. Так, перепись жителей Армении 2011 года гласит, что христианство различных конфессий в государстве исповедует 2 858 741 душа. Эта цифра говорит о том, что в этой стране проживает 98,67% богобоязненного населения.

Вероисповедание армян неодинаково: 29 280 верующих почитают Армянскую евангелистскую церковь, 13 843 - Армянскую католическую церковь, 8695 относят себя к свидетелям Иеговы, 7532 именуют себя православными (халкадонитами), 2872 - молоканами.

Кстати, Апостольская армянская церковь находится в числе Православных ориентальных церквей. К ним относятся: Коптская, Эритрейская, Эфиопская, Маланкарская и Сирийская.

Езидизм

Известно, что свобода вероисповедания существует и в Армении. В этой стране проживает 25 204 сторонника езидизма (почти 1% набожного населения государства). В основном это курды-езиды. Они живут в деревнях Араратской долины, немного северо-западнее Еревана. В Армавирской области государства 29 сентября 2012 года был торжественно открыт храм «Зиарат».

Он считается первым храмом, возведённым за рубежом Северного Ирака - изначальной родины езидов. Его задача состоит в удовлетворении духовных потребностей езидов Армении.

Иудаизм

Бог - Творец всего живого на Земле. Такого мнения придерживаются все верующие, к какой бы религии они ни относились. Интересно, что в Армении насчитывается до 3 тысяч иудеев, которые в основном проживают в Ереване.

Ислам

Христианское вероисповедание Армении мы разобрали. А кто в этой стране приветствует ислам? Известно, что это вероучение здесь исповедуют курды, азербайджанцы, персы, армяне и иные народы. В Ереване специально для мусульман возведена мечеть.

Сегодня в этом государстве община мусульман-курдов включает несколько сотен душ, большинство которых живёт в Абовянском районе. Некоторые мусульмане-азербайджанцы проживают около северных и восточных границ Армении в сёлах. Вообще в Ереване около одной тысячи мусульман - курды, выходцы из Ближнего Востока, персы и примерно 1500 армянок, принявших ислам.

Неоязычество

Вы не устали ещё изучать бесконечные религии народов? Итак, продолжаем далее разбирать эту интереснейшую тему. Перепись 2011 года свидетельствует, что в Армении живёт 5434 сторонника язычества.

Неоязыческое религиозное движение именуют гетанизмом. Оно воссоздаёт устоявшееся армянское дохристианское вероучение. Гетанизм основал арменолог Слак Какосян на базе сочинений Гарегина Нжде - армянского известнейшего националиста.

Беспрестанно все неоязыческие таинства проводятся в храме Гарни. Главой армянских языческих общин является жрец Петросян Зограб. Конкретное число последователей этой веры никто не знает. Вообще армянское неоязычество популярно, как правило, у поклонников ультраправых и националистических течений.

Известно, что гитанистами себя считали известные политики Армении: Ашот Навасардян (основал правящую Республиканскую армянскую партию) и Маргарян Андраник (бывший премьер-министр страны).

Свобода веры в России

Убеждения и вероисповедание русского народа подтолкнули императора Николая II в 1905 году (17 апреля) издать именной высочайший указ для Сената. Данный указ повествовал об упрочении истоков веротерпимости. Именно эта бумага впервые в истории Руси законодательно утверждала не только права на свободу верований лиц неправославной веры, но и устанавливала, что выход из нее в иные вероучения не подлежит преследованию. Дополнительно царь легализовал старообрядчество и отменил существовашие ранее запреты и ограничения для иных христианских конфессий.

Закон о вероисповедании гласит, что религия с 20 января 1918 года в России является личным делом каждого. Именно так провозгласил декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР.

А Конституция РФ (часть 2, статья 14) говорит, что:

  • Россия является светской страной. Никакая религия здесь не может устанавливаться как обязательная либо государственная.
  • Религиозные сообщества отделены от государства и перед законом равны. Федеральный закон «О религиозных коалициях и свободе совести» в 1997 году зафиксировал «исключительную роль православия в российской истории, в становлении её культуры и духовности».

Надеемся, данная статья помогла вам получить общее представление о российских вероисповеданиях.

Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.

Конституция РФ о религии

В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут "исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Сколько в России верующих

Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.

Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.

В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.

В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.

Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий. например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс "Основы религиозных культур и светской этики", в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики. Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.

Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).

Распространение религий в России

Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.

Влияние церкви на жизнь в России

Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.

При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).

Суеверия

Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.

Заметное влияние на формирование языка, культуры и этнического самосознания русских оказало христианство (православие). Недаром слово «крестьянин» происходит от «христианин». Массовая христианизация древнерусского населения началась в 988 году и продолжалась вплоть до XII, а в некоторых районах до XIII в. Однако некоторые дохристианские верования существуют по сей день.

Христианство создало идеологические предпосылки объединения всех русских (восточнославянских) земель, которое реализовалось в конечном итоге в создании Московского государства, способствовало переходу общинной земельной собственности к классу феодалов-землевладельцев, усиливало культурные контакты России с Европой, способствовало восприятию многих элементов как духовной так и материальной культуры, на начальных этапах стало ядром формирования общерусской культуры и самосознания.

Церковнославянский язык долго был языком официальных документов и литературы.

Церковь сыграла решающую роль в объединении земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Многие события русской истории XI-XVвв. были связаны с непрерывной распрей между светскими и духовными феодалами по поводу земельной собственности, а также по поводу политической власти. Церковь обладала судебной властью; именно на церковных землях в XV в. впервые было введено крепостное право, на 200 лет раньше его государственного узаконения. Важнейшим фактором экономического благосостояния Церкви были так называемые «белые слободы» - городские земли, принадлежавшие церкви, и освобожденные от налогов.

Могущество и самостоятельность Русской Православной Церкви непрерывно усиливались. В 1589 г. было учреждено Московское патриаршество, после чего русская православная церковь стала фактическим лидером православия. Периодом наибольшего могущества Церкви стали первые десятилетия XVII в. Последующие века русской истории были процессом непрерывного падения экономической и политической самостоятельности церкви и подчинения ее государству.

Церковный собор 1654 г. отлучил всех несогласных с реформами от церкви. Начались преследования раскольников, их массовые миграции на окраины государства, в частности в состав формировавшегося в эти годы казачества. В течение XVIII в. Церковь теряет самостоятельность и превращается в государственное учреждение. Реформы Петра I, Петра III и Екатерины II лишили ее экономической самостоятельности, политической и судебной власти.

В настоящее время роль православной церкви в жизни общества с каждым годом возрастает. Так, если по данным опросов 70-80-х годов ХХ века верующими среди русских признавали себя 10-12%, то опросы последних лет дают цифру 40-50% взрослого населения. В то же время необходимо отличать веру от воцерковленности, то есть знания и соблюдения основных религиозных канонов. Этот показатель значительно ниже.


Территории России существует множество представителей других конфессий. Конечно, число религиозных объединений не пропорционально численности приверженцев той или иной конфессии.

Распространение христианства . Из пяти направлений современного христианства (православие, католицизм, протестантизм, несторианство и монофиситство) абсолютное большинство российских христиан исповедует православие). Которое стало с конца Х века, после крещения Руси, государственной религией.

Из коренных россиян на Севере европейской части и Северном Урале православия придерживается основная масса верующих карелов, вепсов, коми, коми-пермяков, удмуртов; в бассейне Волги - большинство верующих марийцев, мордвы и чувашей; в Сибири - большая часть верующих хакасов, шорцев и якутов; на Северном Кавказе - более половины верующих осетин. Кроме того, православие исповедуют часть алтайцев, бурятов, ненцев, хантов, манси, эвенков, эвенов, чукчей, коряков и другие верующие из числа малых народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вперемешку с приверженцами тех или иных форм православия живут последователи разных сект духовных христиан.

Католицизм исповедуют проживающие в России поляки, литовцы, венгры, часть немцев. Большинство же верующих немцев - протестанты. Лютеранство исповедуют также некоторые из проживающих в России латышей, эстонцев и финнов.

Распространение ислама. Процесс религиозно-культурного возрождения происходит и в мусульманской России. Возникнув в VII веке н.э. в Аравии (самая молодая мировая религия), ислам широко распространился в мире.

Приверженцы ислама в РФ - верующие татары (Поволжье, Западная Сибирь и другие регионы), башкиры (Урал), кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, часть осетин (Северный Кавказ), а также немногочисленные удмурты, марийцы и чуваши. Суннитами-ханифитами является также некоторая часть проживающих в Российской Федерации казахов, узбеков, каракалпаков, киргизов, таджиков, туркмен, уйгуров, дунган, абхазов, аджарцев и т.д.

В 1991 г. в Москве на базе соборной мечети был открыт Исламский центр, при котором действует медресе (ИЦМ). В Дагестане существует Исламский институт имени имама Аш-Шафии.

Включение в свое время в состав Российской империи мусульманских народов никогда не сопровождалось искоренением ислама и насаждением православия. «Покоритель Кавказа» генерал Ермолов на личные деньги построил мечеть. Православные, мусульмане и буддисты порой столетиями жили бок о бок в мире и добрососедстве.

Распространение буддизма . В сравнении с приверженцами христианства и ислама сторонников буддизма - самой ранней из мировых религий (VI-V века до н.э.) - в Российской Федерации меньше.

В нашей стране буддизм появился в XVI веке, причем первые ламы были родом из Монголии и Тибета. Официально же буддизм признан соответствующим указом императрицы Елизаветы Петровны. В Российской Федерации верующие исповедуют преимущественно ламаизм. В Калмыкии, Бурятии и Тувы, также в Иркутской и Читинской областях и в ряде крупных городов (Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Перми, Ростове-на-Дону и др.) существуют Буддийские общины. Центральное духовное управление буддистов Российской Федерации находится в Улан-Удэ.

Другие религии . Известное распространение в России получил ортодоксальный иудаизм, который не является мировой религией. Его исповедуют только представитель одной нации. С 1990 г. в России существует Всероссийский совет еврейских религиозных общин, который осуществляет координирующую и представительные функции. Синагоги расположены во многих крупных городах. В Москве действует хоральная синагога, при которой открыты культурный центр, служба милосердия, маце-пекарня.

Ранних форм религии на территории современной России осталось не много. На Крайнем Севере, в Тыве, на Алтае можно встретить представителей анимизма, тотемизма, культа предков, шаманизма. Люди здесь веками одухотворяли природу. Они верили, что каждое явление природы - живое, верили, что весь мир населен добрыми и злыми духами.

3.6. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций.

В советской научной литературе смысл понятий «национальный интерес» и «государственный интерес» обычно совпадали. Проводя аналогию, старались показать внутреннее единство населения государства, однородность его жизненных условий и интересов. Однако, как мы уже видели, тождественность понятий «нация» и «государство» далеко не бесспорно.

Различие этих понятий особенно остро воспринимается, когда речь идет о внешнеполитических интересах и мотивах. Нередко идею «национальной» тенденции называют стремление какого-либо государства к расширению сфер своего влияния или намерение включить в свой состав родственные группы населения, проживающие на территории других государств. Что часто является предлогом расширения влияния, территории, т.е. в действительности речь идет об экспансионистских поползновениях под националистическими лозунгами.

Очевидно, что механический перенос понятий «национальный интерес», «государственный интерес» на словосочетание «государственные границы» - «национальные границы» способен привести лишь к межэтническим конфликтам. Далеко не все представители каждого этноса проживают в пределах одного государства и далеко не каждое государство мононационально.

Во всем мире сейчас около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. На территории 32 европейских стран более 100 национальных меньшинств. При этом многие из них дисперсно «распылены». Так, немцы за пределами Германии живут в Бельгии, Дании, Франции, Польше, России, Румынии, Италии, Чехии, Сербии и т.д. Болгары проживают в Югославии, в Румынии, Греции, на Украине; греки - на Кипре, Турции, Болгарии, Албании, Румынии, России, на Украине; каждый шестой поляк живет за пределами Польши и т.д.

Аналогичная картина наблюдается и в пределах Российской Федерации. В России проживает около 143 миллионов человек. Из них русских - 80 процентов, татар – почти 4 процента, украинцев – 2 с лишним процента. Всего же в России - представители около 160 народов и народностей. Иногда их расселение достаточно компактно, а иногда они рассредоточены по территории Российской Федерации, проживая среди представителей других этнических групп.

Невозможно себе представить, к каким трагичным последствиям привела бы попытка отдельных народов осуществить на практике принцип тождественности национальных и государственных границ. Между тем это происходит в реальной жизни. Например, распад бывшей Югославии и кровавый конфликт в Боснии наглядно иллюстрируют реализацию принципа тождественности государственных и национальных границ и возникновение межэтнических конфликтов.

Национальный вопрос встает в противоборстве двух общих тенденций. Во-первых, движения наций к самоопределению. Во вторых, стремления к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры. Обе эти тенденции имеют одну и ту же цель: преодоление всех форм национально-этнического неравенства и демократизацию межнациональных отношений.

С другой стороны, ни независимое развитие этносов, ни их сотрудничество в рамках «суперэтносов» само по себе не обеспечивают успеха. В любом случае торжество одного народа может обернуться унижением другого, ущемлением прав национально-этнических меньшинств. Длительное время образ США сравнивали с гигантским котлом, где представители сотен народов «переплавились» в американцев. Однако процесс «переплавки» означает утрату народами своих специфических черт. Поэтому образ «котла» в США уступил образу огромного «лоскутного одеяла». Механизм ни одного, ни другого варианта не дает достаточных гарантий ни для демократического, ни для экономическогоразвития общества.

Реализация права на самоопределение в любых условиях не должна затрагивать такие же права на суверенитет других народов государства. Строго говоря, право наций на самоопределение противоречит другому принципу международного права - права на территориальную целостность государства. Поэтому принцип права народов на самоопределение - никогда и нигде не реализовался как чисто правовой принцип, а всегда был ориентирован на политическую и экономическую целесообразность.

В Европе одновременно два сложных процесса - экономического и политического сближение в Западной Европе и суверенизацию Восточной. Однако эти процессы носят отнюдь не абсолютный характер. При этом происходит и подъем национальных движений во Франции, попытками отделения франкоязычной провинции Квебек от Канады, и севера Италии от остальных территорий и т.д.

Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят часто противоположный характер: разделительные процессы национальным развитием и размежеванием, сочетаются с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.

В любом случае, национальный вопрос является продолжением социальных условии развития этноса. Он тесно связан с взаимодействием и условиями свободного их развития в многонациональном государстве. Поэтому государство должно создавать максимальные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя системы воздействия средствами массовой информации, законодательные акты и т.п.

Государственно-правовые формы решения национального вопроса существуют и широко используются (Испания, Великобритания, Дания) - создание автономий и т.д.

Сложившиеся в Европе в XYIII-XIX вв. государства выступали, прежде всего, как факторы национального строительства. Государство создавало внешние рамки, в которых гораздо быстрее и эффективнее протекали процессы культурной, языковой и экономической интеграции. Оно способствовало возникновению общности исторических судеб, в частности, в отношениях с другими народами и общую идеологию, отражающую национальные проблемы. Способствуя созданию суперэтноса (нации), а во многих случаях было инициатором обособлением национальной религии.

Варианты объединения различных этносов в пределах одного государства без ущемления интересов отдельных этносов существуют и достаточно хорошо реализуются в рамках федеративного или конфедеративного государства - объединения самостоятельных государств, имеющих свою конституцию, верховные органы власти, законодательство и гражданство. При этом все эти признаки переносятся и на общефедеративный уровень. При существовании единой территории, денежной единице, и вооруженных сил полномочия федерации и ее субъектов строго разграничены. Полномочия федеральных органов включают оборону охрану границ формирование высших органов власти и решения спорных вопросов между членами федерации, а также между ними и центром.

Россия является федеративным государством – Российская Федерация. В соответствии с новой Конституцией РФ края и области получили столько новых прав и полномочий, сколько республики не получили за 70 лет советской власти.

Тем не менее, до идеального варианта далеко. Требуется упрочнение формы национально-культурной автономии. Особенно это касается народов, живущих внутри коренного населения (создание национальных школ, театров, культурных центров). Будущее России может быть связанно лишь с добровольным объединением этих этносов, но не в единый однородный этнос, а суперэтнос с сохранением и развитием культуры отдельных субэтносов.

Попытки игнорировать национальные образования вообще, как и попытки утверждения понятий "коренной нации" и подчинения всех интересов, национальному интересу в узком его понимании способны привести к катастрофе и страны, и нации.

Основные религиозные конфессии на территории России и их роль в духовном воспитании защитников Отечества

ВОПРОСЫ:

1. Основные религиозные конфессии на территории России.

2. Роль религии в духовном воспитании военнослужащих ВС РФ.

«Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то Слава будет их вечным спутником, и горе злодею, покусившемуся на хранимую Богом святую Русь».

Фельдмаршал М.И. Кутузов

Религия в современном мире остается постоянно действующим весомым фактором социального развития, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества и, в частности, его вооруженной части. Более того, мировые и некоторые национальные религиозные конфессии к началу третьего тысячелетия усилили свое влияние на политику как отдельных государств, так и на мировой политический процесс в целом.

В мире, по данным, приведенным генерал-полковником В.А. Азаровым, насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.).

Соотношение верующих в России по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представлено следующим образом. Православные христиане - 67 процентов; мусульмане - 19 процентов; православные-старообрядцы - 2 процента; буддисты - 2 процента; протестанты - 2 процента; иудеи - 2 процента; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 процент; нетрадиционных - 5 процентов.

Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии -это христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Если говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и в дальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскими православными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все встанут на защиту России плечом к плечу.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой в 2000 г., говорится: «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости... Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

«Основные положения социальной программы российских мусульман» гласят: «Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности - одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины... Мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Духовным основанием данных социальных положений для российских мусульман являются слова Пророка Мухаммеда: «Любовь к Родине - часть твоей веры».

Русская Православная Церковь оказала сильное влияние на становление и укрепление государственной власти, особенно в первые века христианства на Руси. Так, историк В.О. Ключевский писал, что церковь того периода «являлась сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании государственного порядка».

РПЦ превратилась в государственный институт в начале XVIII века по воле императора Петра I. Такая форма государственно-церковных отношений с незначительными изменениями просуществовала вплоть до 1917 года. Церковь в тот период выполняла и роль государственной воспитательной структуры в Русской армии и Российском Императорском Флоте. Сам Петр I, напутствуя российских воинов перед Полтавской битвой, говорил: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за православную нашу веру и церковь».

После Октябрьской революции 1917г. отношения Советского государства и церкви стали формироваться на основе принятого 20 января 1918 г. Совнаркомом Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах, который принято называть «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет СНК совершенно изменил сущность государственно-церковных отношений, до крайности осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью.

В конце 30-х годов минувшего столетия начали происходить некоторые изменения в государственно-церковных отношениях. Как следует из протокола заседания политбюро центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) от 11 ноября 1939 года, оставшихся в живых священников начали освобождать из мест заточения еще до начала Великой Отечественной войны. Один из пунктов этого документа гласит: «Указания товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК - ОГПУ - НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православно верующих, - отменить».

С началом Великой Отечественной войны власть в лице И.В. Сталина фактически повернулась лицом к церкви. Открылись храмы, монастыри, духовные семинарии; величайшие православные святыни, иконы Божией Матери на самолетах облетели вокруг главных русских городов; было восстановлено Патриаршество, упраздненное императором Петром I...

С первых дней войны И.В. Сталин и его ближайшее окружение стали на путь духовного сплочения общества. В Заявлении Советского правительства от 22 июня 1941 года было сказано, что начавшаяся война является «Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу...», что надо мобилизовать все силы народа ради победы. Это был призыв забыть обиды прошлого и собрать воедино всех граждан страны, независимо от их взглядов, в том числе и по отношению к религии. Лично И.В. Сталин использовал религиозную терминологию в своем радиообращении к гражданам СССР от 3 июля 1941 года. Он обратился к советскому народу со словами «братья и сестры», обратился к памяти великих православных предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского.., а завершил речь утверждением «Наше дело правое - победа будет за нами!» Говоря эти слова, секретарь ЦК ВКП (б), не боялся быть непонятым всем прогрессивным человечеством и многоконфессиональным, как сейчас говорят, населением нашей страны. Этой речью он показал, что прекращаются гонения и начинается время сотрудничества с верующими.

С 22 июня 1941 года перестали выпускаться антирелигиозные труды (до войны только периодических изданий было около сотни, а всего до 1940 года в Советском Союзе ежегодно выходило около 2 тысяч названий антирелигиозной литературы тиражом более 2,5 миллиона экземпляров). Прекратил свою деятельность «Союз воинствующих безбожников».

Во время Великой Отечественной войны религиозные лидеры различных конфессий СССР призывали верующих к сплочению и мобилизации всех сил ради победы. В качестве примеров можно привести обращения к пастве главы Русской Православной Церкви патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия в послании «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», обращение к умме - мусульманскому сообществу - председателя Центрального духовного управления мусульман муфтия Абдурахмана хазрата ибн шейха Зайнуллы Расули (Расулева), руководителей других конфессий. Эти обращения проникнуты духом патриотизма, желанием донести до верующих боль за судьбу страны и мобилизовать их на защиту Отечества.

Во время войны Русская Православная Церковь не могла заниматься всесторонним духовно-религиозным обеспечением крупных военных операций. Но ее деятельность была многогранной и осуществлялась по следующим основным направлениям:

Обоснование защиты Отечества и Веры, необходимости ведения войны с агрессором, праведности ее целей;

Духовная защита политики своего Отечества и разоблачение государственной политики неприятеля, богопротивной человеконенавистнической идеологии фашизма;

Укрепление веры в Божью милость, дарующую победу, и в Божью волю, обрекающую противника, к которому как к врагу Божьему неприменима заповедь «Не убий», на поражение;

Обращение к религиозно-духовным и национально-культурным истокам традиций патриотизма, верности христианскому и воинскому долгу.

В мае 1942 года в Уфе собрался мусульманский съезд, на котором было принято «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». В этом документе перед мусульманами ставились задачи на время войны: всемерная помощь воинам и мирный труд во имя победы приравнивались к участию в сражении. Верующим разъяснялось, что победа над фашизмом спасет всю мусульманскую цивилизацию, весь мир от разрушения и порабощения.

Церковь готовила и проводила внешние акции по поиску путей к объединению союзников, сочувствующих и консолидации с ними в борьбе с врагом.

В сентябре 1943 г. митрополитов Сергия, Александра и Николая принял И. В. Сталин, а уже 7 ноября того же года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий отслужил торжественную литургию по случаю 26-й годовщины Октябрьской революции, произнес благодарственную молитву «О богохранимой стране нашей и ее правительстве, возглавляемом Богом дарованным вождем».

Патриотическая позиция Русской Православной Церкви и других религиозных конфессий выразилась и в значительной материальной помощи воюющей армии. В декабре 1942 г. митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. В короткий срок из приходов поступило более 8 млн. рублей, много золотых и серебряных вещей. Всего за 1941 - 1945 гг. по приходам было собрано более 200 млн рублей на нужды фронта (среднемесячная зарплата рабочего составляла в то время 700 рублей). Кроме денег, верующие собирали также теплые вещи для воинов.

«Патриотическая деятельность Церкви, - отмечалось в докладе на Соборе РПЦ, состоявшемся в январе 1945 г., - выразилась и выражается не в одних вещественных жертвах. Это, быть может, самая малая доля в общем деле помощи, какую оказывала и оказывает Церковь в годину военного испытания. Забота о нашей несравненной, доблестной, великой Красной Армии проявляется главнейшим образом в непрестанной молитве не только отдельных лиц, но и Церкви в целом, о даровании нашим защитникам от Господа сил и победы над врагом».

3 марта 1943 года в газете «Известия» была опубликована телеграмма главы Центрального духовного управления мусульман муфтия Абдурахмана хазрата ибн шейха Зайнуллы Расули (Расулева) И.В. Сталину. Он сообщал, что лично вносит 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны и призывает мусульман жертвовать на нее. В 1943 году ЦДУМ собрало 10 млн. рублей на строительство танковой колонны. Многие мусульмане вносили крупные суммы на строительство боевой техники. В короткий срок в регионах традиционного распространения ислама были собраны значительные средства: в Туркмении -243 млн. рублей, в Узбекистане -365 млн, в Казахстане - 470 млн. рублей. Как родных принимали, например, узбекские семьи эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Их национальность и вероисповедание для приемных родителей не имели значения.

Большая помощь оказывалась раненым и больным воинам. Так, архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), являясь крупнейшим специалистом в области гнойной хирургии, возглавлял военный госпиталь в Красноярске.

Церковь с первых дней войны четко определила свою позицию по отношению к предателям, как проживающим на территории СССР, так и находящимся в эмиграции. Повешенный после окончания Великой Отечественной войны белогвардейский генерал Краснов перед смертью признал: «Среди нас господствовало мнение - хоть с чертом, но против большевиков...» Иерархи православной церкви считали, что, подчинив себя черту, дьяволу, сатане, они встали на путь Иуды и перешли в день 22 июня 1941 г. ту грань, которую нельзя преступать верующему никогда и ни при каких обстоятельствах.

После смерти И.В. Сталина на церковь вновь начались гонения, правда, они были уже не столь масштабными, как в 20-х - начале 30-х годов XX века.

Сегодня можно констатировать возрождение духовного, религиозного сознания людей, живущих в России. Этому способствовали определенные шаги со стороны государства. И в частности, пример Президента России В.В. Путина, который, не скрывая своей приверженности православию, может служить образцом веротерпимости и взаимопонимания с представителями различных религиозных конфессий.

Само слово «религия» (от лат. - reli-gio) означает «совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение». Западный христианский мыслитель Лактанций, живший в IV веке, рассматривая дефиницию «религия», сделал вывод, что слово происходит от латинского жеreligio, -are(связывать, соединять) и, соответственно, религия есть союз благочестия человека с Богом. Считается, что данное определение раскрывает самое существенное в религии: живое соединение человеческого духа с Творцом, стремление души человека к Богу, нравственный союз с Ним, чувство бытия Высшего Существа.

Идеи экуменизма, то есть - объединения религиозных конфессий и создания единой мировой религии, как показала практика, вряд ли могут быть реализованы на нашей планете. Но, тем не менее, приверженцам разных религиозных конфессий приходится тесно общаться. Например, в условиях военной службы в Вооруженных Силах России. И здесь просто необходимы взаимное уважение, взаимопонимание и веротерпимость.

Результаты исследований, проведенных военными социологами и психологами, показали, что в настоящее время невозможно игнорировать религиозный фактор в воинском воспитании. По их наблюдениям, в боевой обстановке религиозность военнослужащих возрастает. Как говорится, на войне атеистов нет.

Для многих современных военнослужащих характерны невысокая степень выраженности религиозных чувств, поверхностное знание основ того или иного вероучения и низкая культовая активность. При организации и проведении воспитательной работы в воинских коллективах необходимо бережно относиться к подобным зачаткам духовности, и если у офицера-воспитателя не хватает религиоведческих знаний и собственного духовного, религиозного опыта, то не стоит вступать в теологические дискуссии.

В ряду духовных основ воинского воспитания важное место принадлежит предмету веры военнослужащих. Речь не идет только о религиозной вере, хотя она и играет большую роль в духовной жизни общества, а об убежденности в исторической правоте существования и развития Отечества. «Горе тем странам, - писал французский военный теоретик Г. Жомини, - в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество». Вера - это то, что принимают за главное и существенное в жизни, что для людей действительно есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат; что составляет предмет их желаний и предмет их действий.

Вера в Россию, в свой народ, в истинность защищаемых духовных ценностей и идей - основа воинского воспитания. Кстати, эти идеи выражены в словах Государственного гимна Российской Федерации: «Россия - священная наша держава... Хранимая Богом родная земля!».

Религиозный фактор взаимодействует с другими факторами общественной жизни, особенно тесно он связан с национальным фактором. Его влияние не всегда носит позитивную направленность. Основными проявлениями негативного воздействия религиозного фактора на военную безопасность России являются появление в воинских коллективах противоречий на религиозной почве; проникновение в структуру военной организации идей мистицизма и оккультизма; распространение среди военнослужащих идей религиозного пацифизма. Впрочем, проблему уклонения от военной службы на почве религиозных пацифистских убеждений фактически удалось решить: действующее законодательство позволяет членам различных религиозных объединений, буквально следующих заповеди «Не убий», пройти альтернативную гражданскую службу. Как и предполагалось специалистами, непричастными к спекуляциям на данной проблеме, «альтернативщиков» оказалось немного.

Религиозные различия, если их не учитывать при организации и проведении воспитательной работы с военнослужащими, могут стать поводом для возникновения конфронтации групп верующих различной конфессиональной принадлежности. К примеру, свыше 20 процентов верующих заявляют, что для них имеет значение религиозная принадлежность сослуживцев. Беспокоящим фактором является противоречие между требованиями, которые религиозная обстановка в воинских коллективах предъявляет к религиоведческим знаниям офицеров-воспитателей и отсутствием таковых у большинства из них. Требуется, в частности, знание основ того или иного вероучения, его культа, особенностей психологии сторонников определенной конфессии, требований, которые предъявляет религия к верующим военнослужащим в отношении военной службы. Некомпетентность в этих вопросах может стать причиной фактического оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, причиной возникновения конфликтов на религиозной почве, уклонения верующих от исполнения служебных обязанностей. Приходится констатировать и такой факт: в настоящее время возможность реализации прав верующих военнослужащих все еще серьезно зависит от духовных воззрений конкретного командира, начальника.

Быстро развивающийся процесс взаимоотношений вооруженной организации общества с религиозными конфессиями входит в противоречие с неразработанностью соответствующей нормативно-правовой базы. Назрела настоятельная необходимость определения обязанностей командиров по реализации прав верующих военнослужащих и порядок их реализации.

В этом плане можно обратиться к опыту соответствующей регламентации в Русской армии и Российском Императорском Флоте. К слову, учитывая, что они комплектовались не только православными людьми, но и представителями других вероисповеданий в штабах военных округов и на флотах имелись, как правило, мусульманский мулла, католический ксендз, иудейский раввин. Проблемы межконфессиональности решались также за счет того, что в основу деятельности военного духовенства закладывались принципы единобожия, уважения других вероисповеданий и культовых прав их представителей, веротерпимости, миссионерства.

В рекомендациях военным священникам, опубликованным в «Вестнике военного духовенства» (1892 г.), разъяснялось: «...Все мы, христиане, магометане, евреи вместе одновременно молимся Богу нашему, - потому Господь Вседержитель, сотворивший небо, землю и все, что на земле, есть для всех нас единый истинный Бог».

Правовой базой отношения к воинам-иноверцам служили воинские уставы. Так, устав 1898 г. в статье «О богослужении на корабле» предписывал: «Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры, с разрешения командира, в назначенном месте, и, по возможности, одновременно с православным богослужением. Во время продолжительных плаваний они увольняются, по возможности, в свою церковь для молитвы и для говения». Этим же уставом разрешалось находящимся на корабле мусульманам или евреям «читать общественные молитвы по правилам своей веры: мусульманам - по пятницам, евреям - по субботам». В главные праздники иноверцы, как правило, освобождались от службы и увольнялись на берег.

Вопрос межконфессиональных отношений регулировался и циркулярами протопресвитера (главного военного священника). В одном из них предлагалось: «Избегать, по возможности, всяких религиозных споров и обличений иных исповеданий» и следить, чтобы в полковые и госпитальные библиотеки не попадала литература «со встречающимися резкими выражениями по адресу католичества, протестантизма и других вероисповеданий, так как подобные литературные произведения могут оскорблять религиозное чувство принадлежащих к этим исповеданиям и ожесточать их против Православной Церкви и в воинских частях сеять пагубную для дела вражду». Величие православия военным священникам рекомендовалось поддерживать «не словом обличения инакове-рующих, а делом христианского самоотверженного служения как православным, так инословным, памятуя, что и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество».

Кстати сказать, императорское разрешение на строительство первой мечети в Москве было дано после победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Именно за верность и кровь, пролитую российскими мусульманами за Отечество на поле брани.

Развитие религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах РФ объективно требует скорейшей и глубокой разработки Министерством обороны Российской Федерации продуманной политики в отношении всех религиозных организаций страны. Продолжая развитие и углубление продуктивного соработничества с Русской Православной Церковью, необходимо сотрудничать в деле духовного воспитания военнослужащих ВС РФ и с другими традиционными для нашей страны религиозными конфессиями, признающими защиту Родины - России священным долгом и почетной обязанностью для своих приверженцев.

Готовясь к проведению занятия, следует, насколько это возможно, изучить духовные источники, комментарии к ним, поработать с религиоведческой литературой.

Во вступительном слове необходимо остановиться на исторической роли религии в жизни нашей страны и ее народа, подчеркнуть значение традиционных для России духовно-религиозных ценностей в достижении военных побед. В процессе занятия стоит привести примеры воззрений великих отечественных полководцев, флотоводцев, военачальников на феномен религиозной духовности, рассказать о проявлениях героизма воинов, сражавшихся за Веру и Отечество.

Желательно рассказать обучаемым об основах веры традиционных российских религиозных конфессий, особо выделяя общие, объединяющие начала, отношение к защите Отечества. Говоря о внутренне присущей нашему народу веротерпимости, важно уделить внимание проблемам духовной безопасности российского общества, акцентировать внимание обучаемых на опасности религиозной экспансии со стороны нетрадиционных для России религиозных и псевдорелигиозных объединений, подмены традиционных духовно-религиозных ценностей на чуждые духовности нашего народа.

Используя методы систематизации, исторического сопоставления, историко-философского и социально-философского анализа, следует на конкретных примерах и умозаключениях показать обучаемым, что возрождение традиционной духовности может стать залогом непобедимости нашего народа, основой жизнеспособности России.

1. Золотарев О. Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988 - 2005 гг. Антология: 2-е изд., доп.: в 2-х кн. - Челябинск: Социум, 2006.

2. Ивашко М., Курылев В., Чугунов А. Господь - Знамя мое. - М., 2005.

3. Игумен Савватий (Перепелкин). Рождество в Грозном. Записки православного пастыря. // Ориентир. - 2004. - № 9.

4. Пончаев Ж. Для возрождения России нужны вера и нравственность. // Ориентир. - 2005. - № 10. £М

5. Чижик П. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. - М., ВУ., 2000.

Капитан 2 ранга

Михаил СЕВАСТЬЯНОВ



Статьи по теме: