Когда возникли музеи. История музея

Страница 1

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

Другие публикации:

Архитектура Древнего царства
Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который...

Джеймс Бонд
Первый фильм о супершпионе, имеющем «вид на убийство», т.е. получившем право физически уничтожать противника, был снят в 1962 году – ровно через десять лет после того, как Иэн Ланкастер Флеминг (1908 – 1964 года), английский писатель, при...

Репортаж
Специфика фоторепортажа заключается в том, чтобы вовремя запечатлеть интересные моменты и в умении выбрать наиболее удачный ракурс для съемки. Здесь, как правило, исключается режиссура кадра и вмешательство в естественный ход событий. Гла...

История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.

Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями. Музееведение. Музеи мира / Сб. науч. трудов. - М., 1991. - с. 65

В XV веке музеи возникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.

Первые музеи в России появились в эпоху Петра I (1696-1725). Император основал знаменитую "Кунсткамеру" в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу - ориентация на западную культуру.

Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.

Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.

Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.

Каждый экспонат музея имеет свою "легенду", которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления.

Обращение к русской музейной практике позволяет понять, как складывалось отношение к особо ценным объектам культурного наследия, так как история музейного дела - это история осознания факта принадлежности культурного наследия данному обществу.

В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В XIV-XV вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми. Овсянникова С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы второй половины XIX-начала ХХ века (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) // Вопросы истории музейного дела в СССР. - М., 1962. - С.7

На следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей.

Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в XIX в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование.

В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого и глубокого понимания культурного наследия. Деятельность П.М.Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н.М.Мартьянова, В.И.Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб.: ООО Издательство Петрополис, 2001. - с. 106

Осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние всего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале XX в. Это положение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных целях, идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле.

Первыми московскими учреждениями музейного характера, хранившими в основном реликвии и раритеты, считаются ризницы монастырей и церквей и Оружейная палата, которая уже в XVII в. имела своего рода экспозиционный зал.

С XVIII в. получили распространение частные коллекции («музеум трёх царств природы» П.Г. Демидова, Русский музей П.Ф. Карабанова, собрания А.И. Мусина-Пушкина, Ф.А. Толстого, М.П. Погодина и др.) и «натуральные кабинеты» учебных заведений (первые в Московском университете: Минеральный кабинет, 1759; Кабинет натуральной истории, ставший затем Зоологическим музеем, 1791).

В 30--50-х гг. XIX в. появились первые проекты общедоступных музеев (З.А. Волконской, А.А. Добровольского, Е.Д. Тюрина), многие музеи приобрели статус публичных (Оружейная палата -- в 1858). В 1862 г. из Петербурга переведен публичный Румянцевский музей (был размещён в доме Пашкова)

Во 2 половине XIX века в Москве проходит ряд всероссийских выставок, экспонаты которых послужили основой для создания ряда музеев: Политехнического и Исторического музеев (Политехническая выставка, 1872), Музея антропологии Московского университета (Антропологическая выставка, 1879), Торгово-промышленного музея кустарных изделий (Художественно-промышленная выставка, 1882; ныне Музей народного искусства).

Многие владельцы передавали свои коллекции публичным музеям (П.И. Щукин в 1905 -- в Исторический музей), городу (П.М. Третьяков, положивший начало Третьяковской галерее, в 1892; И.Е. Цветков в 1909)

К 1914 в Москве было свыше 40 музеев. Многие из них вели значительную научную и просветительскую деятельность, организовывали передвижные выставки, народные чтения, публичные лекции, литературные и музыкальные вечера. Некоторые музеи были бесплатными для отдельных категорий посетителей (Третьяковская галерея -- для всех).

Капитолийские музеи — старейший публичный музей в мире, начало которому положил папа Сикст IV в 1471 году, передав в дар «народу Римa» собрание античной бронзы, помещавшееся до того под стенами Латерана. С того времени коллекции Капитолийских музеев постоянно пополнялись новыми древнеримскими артефактами, шедеврами искусства средних веков и эпохи Возрождения, ценными монетами, а также собранием ювелирных и драгоценных изделий.

По начальному проекту Капитолийские музеи были построены как три здания, соединенные вместе подземной галереей, которая проходит под такими помещениями как: Палаццо Нуово, Палаццо Сенаторио и Палаццо дей Консерватори. Рядом с Палаццо дей Консерватори находится дворец Палаццо Каффарелли-Клементино, который имеет небольшие размеры. С наступлением ХХ века он был включен в общий комплекс Капитолийских музеев, где сейчас хранятся различные экспозиции.

На двух этажах дворца Палаццо Нуово размещаются саркофаги, бюсты знаменитых людей, известные статуи, мозаики и множество других изделий античного Рима. Среди известных произведений искусства можно выделить мраморную статую, названную «Умирающий галл», а также такой шедевр античного мира как «Купидона и Психея».

Дворец Палаццо дей Консерватори имеет в своем наличии не только скульптуры древнего Рима, но также египетские и греческие изделия. Второй этаж этого дворца хранит в себе известную на весь мир бронзовую волчицу, которая кормит братьев Ромула и Рема, основавших Рим.

В мире в настоящее время существует огромное число музеев. Среди них значительно число отраслевых, например, художественных музеев, среди которых немало музеев мирового значения. Это: Лувр, частично Британский музей, Эрмитаж, Русский музей, Дрезденская галерея, это знаменитые музейные комплексы, музеи-заповедники, в т.ч. этнографические и природные (Йеллоустонский и Кенийский национальные парки, Кижи, Валаам, Хохловка, Ипатий, Загорский заповедник (Троице-Сергиева Лавра), Киево-Печерский ансамбль. Сюда же можно отнести города-музеи (Хива, Суздаль и др.), памятники «Золотого кольца» в РФ, Кирилло-Белозерский ансамбль и т.д., включая музеи-усадьбы (Мелихово, Ясная Поляна, Карабиха, Спасское-Лутовиново, Красный Рог, Овстуг, Абрамцево, Тарханы, Пятигорский заповедник, Михайловское, соответственно, например, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. К. Толстого. Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, музейный комплекс И.К. Айвазовского в Феодосии, И.С. Левитана в Плесе, А.Н. Островского в Щелыкове и т. д.), знаменитые комплексы музеев-дворцов и парковых ансамблей (Пушкин - Царское Село, Павловск; Ломоносов - Ораниенбаум, Останкино (Шереметьево), Звенигородский ансамбль, Архангельское, Кусково, Коломенское и др.) - число их можно бесконечно умножить. Совершенно невозможно рассказать не только об истории всех музеев (т. к. многие из которых сами предмет отдельного исследования), но даже упомянуть их. Ниже мы ограничиваемся кратким очерком музеев Узбекистана и историей основных типов музеев исторического профиля.

Крупным центром, регионом развития музейного дела является современный независимый Узбекистан. Особенное внимание развитию музейного дела в независимом Узбекистане уделяется в последние годы, когда целый ряд исторически важных указов Президента И.А. Каримова и правительства Республики уделено музейному делу. Среди первых музеев на территории современного Узбекистана были Туркестанский музей (открыт в г. Ташкенте в 1876 г.) и Музей истории и культуры в Самарканде (открыт в 1874 г.). Первоначально Туркестанский музей (ныне - Государственный Музей истории Республики Узбекистан, а ранее - Государственный Музей истории народов Узбекистана), в основном, первоначально возник на основе археологических, частично этнографических коллекций как небольшое собрание и размещался в трехкомнатной квартире. Постепенно коллекция музея росла, пополнялась новыми интересными музейными предметами, расширялась экспозиция. Музей находился долгое время в сравнительно старом, интересным архитектурно, но тесном здании на нынешней ул. Ахунбабаева, затем ему был предоставлен корпус бывшего Президиума Академии наук РУз на той же улице. Последнее время экспозиция музея существенно расширилась, обновилась, обогатилась; большое место в ней занимает новая экспозиция, посвященная борьбе за независимость и развитию независимой Республики Узбекистан.

Другой крупный музей исторического профиля в Самарканде -долгое время в 20 в. располагался в помещении бывшего ЦК Компартии Узбекистана в Самарканде, а затем переехал в новое специальное музейное здание в центре Самарканда. Среди крупных музеев Узбекистана -Государственный музей Искусств Республики Узбекистан, имеющий богатейшую коллекцию востоного, западного, русского классического и современного изобразительного искусства (живопись, скульптура), а также богатую коллекцию национального декоративно-прикладного искусства. Основа музея была заложена в 1918 г. после национализации коллекции великого князя Н.К. Романова, жившего в Ташкенте, в здании дворца которого долгие годы и находился музей, но коллекция музея несравненно выросла и обогатилась в дальнейшем. В конце 30-х музей переехал в новое здание. Этот корпус сильно пострадал и был снесен после ташкентского землетрясения в 1966 г. На его месте, благодаря активной помощи Ш. Рашидова было построено новое небольшое специальное здание, где сейчас и располагается музей, имеющий большие экспозиции и постоянно обновляющийся, в здании музея проводятся циклы лекций, организуются выставки (в т. ч. и международные), как и Выставочном зале Союза художников Республики Узбекистан. Большую роль музеям оказывает специальный институт в системе Министерства по делам культуры.Среди памятников музейного значения Узбекистана - привлекающие огромное внимание музейные комплексы - ансамбли Самарканда, Ташкента, Коканда, Бухары, Хивы и др. В Самарканде это комплекс мечетей, мавзолеев (Шахи-Зинда), ансамбль площади Регистан (медресе Улугбека, Шер-Дор, Тилля-Кори), знаменитый мавзолей Амира Темура и Темуридов (Гур-Эмир), отреставрированный и восстановленный в первоначальном виде; большие реставрационные работы идут в независимом Узбекистане по восстановлению разрушенной землетрясением гигантской мечети темуридской эпохи, известной как мечеть Биби-Ханум. В Самарканде большое внимание привлекает и обсерватория Мирзо Улугбека с музеем Мирзо Улугбека. Среди музейных ансамблей нельзя не назвать такие памятники мирового значения и в Бухаре, как минарет Калян (Минор-Калон), мавзолей Исмаила Самани, известный своей исключительной пропорциональностью, красотой фигурной кладки кирпича, музей-крепость-цитадель (Арк), ансамбль бывшего летнего дворца бухарского эмира (Ситораи-Мохи-Хоса), комнаты которого отделывались в частности, прославленным мастером Уста Ширином Мурадовым. Великолепны ансамбли города-музея Хивы (Ташхоули, Пахлаван- Махмуда и др.). Узбекистан богат краеведескими музеями, причем многие из них имеют богатые фонды, интересную экспозицию. Они работают не только в областных центрах республики, но и во многих других городах (среди них - краеведеские музеи Ангрена, Чирчика и др.).

Среди крупных музеев столицы республики можно назвать многие интересные музеи. В 1938 г. в здании бывшего дома востоковеда и дипломата князя Половцева был открыт Музей декоративно-прикладного искусства. В начале 70-х гг. к нему был пристроен новый корпус для хранения фондов и экспозиций. Сейчас это один из наиболее интересных музеев столицы Узбекистана, в котором декор старой части здания, (который отделывали лучшие мастера декоративно-прикладного искусства) сочетается с экспозицией новой части музея. Очень интересны в этом плане и залы ГАБТ им. А.Навои. Среди крупных специализированных отраслевых музеев, расположенных в Ташкенте Музей железнодорожной техники под открытым небом (один из трех в крупнейших в мире, наряду с музеями в Филадельфии и Токио), Музей Вооруженных сил министерства обороны (истории ВС) с постоянной выставкой, Музей истории здравоохранения, Музеи геологии и палеонтологии и др. В Ташкенте существует ряд учебных музеев (криминалистики в Академии МВД, Археологиеский и Зоологический музеи НУУ им. М. Улугбека). Среди крупных музеев столицы Узбекистана богатый по фондам экспозиции Музей природы, ведущий начало от Туркестанского музея.

В Ташкенте действует и крупный Литературный музей им. А.Навои. Ряд музеев посвящен истории предприятий и учреждений. Среди крупных музеев такого рода - музей истории ТВРЗ (Узжелдорреммаш), ТАПОиЧ, НУУ и др. Ряд интересных музеев посвящен выдающимся деятелям истории и культуры. Среди них немало мемориальных музеев, домов-музеев. Здесь надо назвать музей имама Аль-Бухари в Самаркандской области, дома-музеи и мемориальные музеи М.Т. Айбека, М. Ашрафи, Ю.Ахунбабаева, С.П. Бородина, Г.Гуляма, художника У. Тансыкбаева, Тамары Ханум, М. Тургунбаевой С. Есенина и др, многие из которых в последние годы обновлены, обогатились их фонды, созданы новые экспозиции. В ТГПУ им. Низами известен музей героев войны с фашизмом (студентки ТГПУ Е.Стемпковской), при лицее НУУ существует музей им. С. Сираждинова, крупного ученого, бывшего ректора ТашГУ. Ряд интересных общественных музеев действует в школах. Интересен музей создателя электронного телевидения - ташкентца Б.П. Грабовского в Центре научно-технического творчества молодежи. Появляются и новые формы музейного дела, например, Музей-салон «Центральная Азия», комнаты и кабинеты-музеи (например, В.А. Успенского при РССМШИ его имени при Государственной консерватории. Среди новых музейных комплексов нельзя не назвать посвященные Амиру Темуру, М. Улугбеку, Ибн Сино и др (Шахрисабз и др.). Одним из великолепных зданий столицы независимого Узбекистана является расположенный в центре города Музей, посвященный истории Амира Темура и Темуридов. Этот музей посвящен важной эпохе в истории Узбекистана - сегодня один из самых ярких в республике.

Говоря о музеях Узбекистана, нельзя не вспомнить и о великолепных природных памятниках музейного значения - Чаткальского заповедника, а в Ташкенте - богатый Зоопарк, недавно пересилившийся в новый, прекрасно оборудованный комплекс. Широко известен один из крупнейших в мире, прославленный и как научный центр Ботанический сад Академии Наук Республики Узбекистан.

Многие исторические памятники Узбекистана не только охраняются государством, но и находятся под охраной ЮНЕСКО как памятники мирового знания. Современные музеи имеют свою международную организацию - Международный Совет Музеев, издающий журнал «Museum».

Музеи появились начиная с наиболее древних цивилизаций (в Меспоттамии, Кносский дворец (Крит), дворцы и храмы Китая, Ниневии и др.). Среди ранних памятников, имевших музейное значение необходимо отметить Ктесифон, Константинополь, Багдад, Кордова и др., имеющие целые комплексы ПМЗ. Первые музеи возникли как собрания и в Древней Греции, Риме. В эпоху Возрождения с развитием науки началось сознательное собирание исторических и художественных ценностей, ставших зачастую позднее ядром будущих знаменитых музеев. Собрание ПМЗ купцом и банкиром Дж. Менетти в 15 в., античных надписей (основы эпиграфики), предметов старины (кабинет редкостей Франциска I в Фонтенбло), кунсткамеры в Тироле, Мюнхене, коллекции при университетах продолжили этот процесс. Великие географические открытия, развитие международных связей порождают усиленный интерес к собирательству, а порой и захвату иноземных рукописей, древностей, книг. В 1683 г. возникает Оксфордский музей, а в 1753 г. на основе крупных национальных собраний частных лиц - и первый национальный музей - Британский. В России музеи возникают с 17 в. В 1844 г. в Париже коллекция Дж. Соммерара легла в основу исторического музея Клюни, а в 1837 г. Версальский дворец превращается в Национальный Исторический Музей Франции. В большинстве случаев музеи Западной Европы 19 - начала 20 вв. состояли из археологических собраний и художественных произведений. Немалая часть коллекций (в т. ч. Британского музея) была собрана в условиях колониальных захватов, грабежа исторических памятников порабощенных стран.

В Италии в Лютеранском музее в Риме, Дворце дожей в Венеции и др. находится много памятников античности и Ренессанса. В 1875 г. в Риме образован Национальный Музей истории первобытного общества и этнографии, а в 1916 г. Центральный Музей Рисорджименто . В Испании и Португалии исторические памятники находятся в художественных музеях или в музеях-дворцах (например, Музеи Прадо в Мадриде, Эскориал и др.). В Берлине в 1825 г., как указывалось, были созданы старый, а в 1855 г. - новый Музеи, в Нюрнберге в 1852 г. - Германский Национальный Музей; в Дании в Копенгагене в 1917 г. - Национальный Музей. Исторические музеи возникли в Люблине (1817), Загребе (1880), Белграде (1901) и др. В странах Востока также организуются ряд национальных музеев (музейные ансамбли дворцов): в 20 в. основной Национальный Музей в Каире (Музей Египетских Древностей), в Индии - Правительственный Музей в Мадрасе (1851), Центральный Музей в Нагпуре (1863), Индийский Музей а Калькутте (1866), Археологический музей в Матхуре (1874)* и др. В Стамбуле в 1877 г. был организован Военный Музей. Первый музей в США был организован Пенсильванским Историческим Обществом в Филадельфии (1834), Национальный Музей в Вашингтоне был организован в 1875 г. В странах Латинской Америки один из старейших музеев - Национальный Музей, Богота (Колумбия) основан в 1824 г.

Рост НОД в странах Востока ускорил процесс создания здесь музеев. В 1914 г. в Пекине в бывшем императорском дворце создан Историко- художественный Музей - Гугун, а в 1919 г. Национальный Музей в Дамаске (Сирия), в 1923 г. - Иракский Национальный Музей в Багдаде. После кемалистской революции в Турции был создан ряд исторических музеев (в 1923 г. - Музей тюркской и мусульманской культуры в Стамбуле, Этнографический музей в Анкаре, в 1924 г. - Музей Дворца Топ Кала и др.). В 1938 был создан Музей древностей Ирана в Тегеране. Среди крупных музеев исторического профиля музей выделим следующие: заповедник в Мальборке (Польша), посвященный борьбе против агрессии немецких рыцарей-крестоносцев; Музей Истории Варшавы (построенного в результате восстановления разрушенного в годы второй мировой войны Старого рынка). В Польше же известны музеи-дворцы в Неборове (17 в.), Видянуза и др. Один из первых городов-музеев в истории городов был открыт в Торуни (Польша). В Таборе (Чехословакия) находятся музеи истории гусизма им. Яна Жижки; в г. Мартине (старом центре НОД) в Словакии также Национальный Музей Словакии. В Белградской старинной цитадели находится крупный музей истории нац-освободительной борьбы. Такого же типа музеи есть в Загребе и Любляне. В Шанхае находится крупный музей памяти Сунь Ятсена, а также в Гуанчжоу и Пекине. Центральный Музей Истории Китая открыт в 1959-60 гг. в Пекине. Интересующиеся перечнем наиболее крупных исторических музеев мира из популярных изданий могут найти в СИЭ, т.9, М., 1966, сс.712-713. Вне территории стран-участниц СНГ среди первых музеев нужно назвать хранилище-сокровищницу царей, оружия, предметов, быта, драгоценностей - Оружейную Палату, возникшую еще в 16 веке. Крупные собрания исторических памятников были у Б.Ф. Годунова, Ф. Милославского, В.А. Головина, Я.К. Брюса, А.Н. Демидова, Д.М. Голицына. В 1719 г. открылся первый Публичный Музей в России - Кунсткамера (основана в 1714 г.) в коллекции которой заметное место занимали исторические памятники. С середины ХVIII в. многие коллекции по истории артилерийского дела, морского дела, превращаются в музеи. Исторические памятники хранились в собраниях Эрмитажа (открывшегося для публики в 1852 г). Азиатский музей (1818); музеи Одессы, Анапы, Феодосии (музейных древностей) и др., были в основном археологическими или военными. Исторические музеи возникли в Киеве, Екатеринославе, Архангельске и др. Фонды часто были укомплектованы предметами археологии (юг), старины, истории быта. Большую ценность представляли памятники письменности, собиравшиеся в музейных коллекциях. Развитие истории, науки во 2-ой половине 19 в., развитие специальных вспомогательных исторических дисциплин привели к расширению источниковедческой базы музеев, сказалось на расширении музейной сети. В это время идет процесс перестройки музейных экспозиций, большей специализации музеев. Большое значение для организации работы музеев имела так называемая историко-бытовая школа в исторической науке (И.Е. Забелина, Н.И. Костомарова и др.), исследования по экономической истории, этнографии, археологии и др., сопровождавшиеся выявлением многих письменных и вещественных памятников. В 1827 г. был основан Российский Исторический Музей в г. Москве. Возникли музеи при научных общественных МАО, РГО, Псковском археологическом обществе и т.д., а также При ученых архивных комиссиях (Костромской, Тамбовской, Саратовской Таврической и др.), при Казанском, Киевском и других университетах, Лазаревском институте восточных языков, а также при многих статистических комитетах (Минск, Кутаиси, Владикавказ, Астрахань, Новгород, Владимир и др.). В первые десятилетия 20 века было создано 25 новых музеев; в основном в 20-е годы были созданы 19 историко-бытовых музеев в усадьбах и 12 музеях-монастырях (Ново-Иерусалимский, Троице-Сергиева лавра и т. д.). Многие музеи пострадали во время войны с фашизмом. Но многие крупные музеи пострадали и в послевоенные годы.

Среди исторических музеев большое место всегда занимали военно-исторические музеи, осуществлявшие хранение и экспонирование оружия, предметов военной техники и снаряжения, воинских знамен, реликвий, документов, связанных с военной историей.

Есть ряд типов военно-исторических музеев:

Общеисторические

отраслевые: артиллерийские, военно-морские и т.д.

мемориальные: музеи-памятники, замки-крепости, войсковые, музеи-панорамы.

Кроме того, во многих историко-культурных, а порой и в художественных музеях имеются богатые МК военного характера. Например, еще в 1547 г. упоминается Оружейная палата, а в 1560 г. в Москве была первая выставка трофейного оружия. В начале 18 в. возникают многие военные музеи. Некоторые материалы можно получить интересующимися музеями в СИЭ, т..9, стр.779.Здесь есть перечень ряда музеев Туркменистана, Таджикистана, Кыргыстана, Казахстана и др. Среди крупнейших музеев стран-участниц СНГ можно назвать следующие:

Центральный Музей Вооруженных Сил в Москве, Центральный Военно-Морской Музей в С.-Петербурге, Центральный музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (там же), музей-выставка ЦДА, военно-морской музей в Севастополе, а так же военно-морские музеи во Владивостоке. Мурманске, Балтийске, Кронштадте, Государственный Музей Истории Полтавской битвы, Государственный Бородинский военно-исторический музей обороны в Волгограде, Белорусский Государственный Музей истории войны (Минск), Музей обороны Бресткой крепости, Музей Курской битвы и др. Среди крупных мемориальных военно-исторических музеев можно назвать музеи А.В. Суворова, военный музей-командный пункт Н.Ф. Ватутина. Особыми видами военно-исторических музеев являются - панорамы и диорамы . Среди них музей-панорама «Бородинская битва» (Москва), музей-панорама «Оборона Севастополя» (Севастополь), музей-диорама «Штурм Сапун-Горы» (Севастополь) и др. Существует много музеев военных округов войсковых частей.

Следует иметь в виду, что ряд музеев, усадеб и дворцов были созданы приказом «О порядке ведения дел в ведомстве бывшего Министерства двора», в соответствии с которым во дворцах Петергофа, Гатчины и др. с учетом декрета «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» от 5 октября 1919 г. были взяты на учет усадьбы, имевшие историческое значение. Позднее вышли указы «Об охране памятников природы, садов, парков» от 16 сентября 1921 г. и « Об учете и охране памятников искусства старины и природы» от 7 января 1924 г. В наиболее замечательных дворцах и усадьбах типа Кусково, Коломенское, Останкино, Архангельское, Петергоф, Павловск, Гатчина и др. были созданы историко-художественные, архитектурные музеи-заповедники. Часть из них, пострадавшая в годы войны с фашизмом, была позднее восстановлена.

Значительные коллекции знамен, оружия, реликвий боевой славы хранятся в Государственном Эрмитаже, ГИМ, Оружейной палате. Среди крупных военно-исторических музеев - Музей Войска Польского в Варшаве, Венгерский Национальный Музей и Военно-исторический Музей в Будапеште, Государственный Музей в Пекине. В США крупные военно-исторические коллекции находятся в Национальном Музее (Вашингтон), широко известен Музей морской пехоты США (Квентин, штат Виргиния), который является местом хранения реликвий, документов истории армии; Артиллерийский музей Винчестера (Нью-Хейвен, штат Коннектикут), Музей моряков (Нью-Порт, штат Виргиния); Военный музей училища Вест-Пойнт (штат Нью-Йорк); музей Метрополитен (Нью-Йорк) имеет раздел истории оружия и рыцарских доспехов. В Великобритании известен так называемый Имперский Военный Музей (Лондон), основанный в 1917 г., Лондонский Арсенал (Тауэр, Лондон), Музей военного училища в Сандхерсте, Морской Музей в Гринвиче (1934). Во Франции крупнейшие военно-исторический Музей Армии (Париж) основан в 1905 на базе артиллерийского музея Дома Инвалидов (основан в 1670 г.); Музей войны (Париж, основан в 1918), содержит материалы по истории 1 и 2-ой мировых войн; Военно-Морской Музей (Париж, основан в 1837). В Италии крупнейшие ВИМ - Музей-замок Сент-Анджело (Рим, осн. в 1825 г.); «Армерия Реале» (Турин, осн. в 1837 г.), итальянская Оружейная палата, Морской музей (Генуя), Морской исторический музей (Венеция). В Испании среди крупных ВИМ - Военный Музей в Мадриде (осн в 1804 г.); Морской Музей (Мадрид, осн. в 1843 г.); «Реаль Армерия» (Мадрид) - испанская оружейная палата. В Австрии - Военно-исторический музей в Вене (осн. в 1891г.). В Швеции - Королевский музей армии (Стокгольм, осн. в 1879 г.), Морской музей в Стокгольме (1938 г.); Морской музей в Гетеборге (1918). В Дании - Королевский музей «Арсенал» (1838), Королевский музей, Морской музей (Копенгаген). В Японии - Музей Армии Ицукусима (префектура Хиросимы), где содержатся образцы самурайского оружия, атомной бомбардировки Хиросимы и т.д. О мемориальных музеях см. СИЭ, т.9, сс782-788 Музеи археологические (АМ) первоначально появились как часть исторических музеев (включая, например, Московскую Оружейную палату и Кунсткамеру); специализированные АМ возникли в начале 19 в. (Николаев, Керчь, Феодосия). Для развития коллекций АМ большое значение имели работы И.А. Стемпковского о важности собирания археологических коллекций, Н.Н. Бларамберга и др. Среди музеев так называемого дальнего зарубежья первый музей возник в Александрии (Египет) еще в 3 в до н.э., как собрание памятников искусства и старины. Среди первых крупных АМ мира были личные музеи керамики римских аристократов (включая фабия Пиктора). Наименование «музей» присвоил своему собранию древних рукописей и старинных предметов в 15 в. Лоренцо Медичи Великолепный во Флоренции (Италия), откуда оно и распространилось по всему миру. АМ как таковые возникли в 19 в, а сейчас имеются во всех крупных центрах мира. Среди крупнейших АМ - музеи Италии (Галерея Уффицци во Флоренции, конец 16 в), Национальный музей (1865), Национальный Археологический музей (1870); Ватиканский музей (Рим, 18-19 вв.); Латеранский музей скульптуры (1844), Термы Диоклетиана (так называемый Музей терм), Римский национальный музей (1839); Палацц Деи Консератори, Капитолийский Музей, Исторический Этнографический Музей (1875), Музей вилла Джулия (1889). Материалы раскопок Помпеи и Геракла хранятся в специальном музее, основанном в 1738-48 гг. в Неаполе. В Греции крупнейший музей - Национальный Археологический Музей в Афинах (1874), музей Акрополя (1878), музеи в Дельфах, Коринфе и др. Во Франции богатейшим собранием археологических МК из Италии, Греции, Египта, Ближнего Востока, является Луврский Музей (1793) и Национальный Музей Древностей (Париж, 1863). Большие археологические собрания содержит Кабинет Медалей при Национальной библиотеке и музей Гиме (1885), музей в Сен-Жермене (1801), Лилле (1901) и др. В Англии крупнейшим собранием археологических древностей располагает отделение древностей Британского Музея (1753), Музей Виктории и Альберта (Лондон, 1852), Музей Ашмола (Оксфорд, 1683). В Германии - это Берлинский Государственный Музей (1838), музеи Мюнхена, Дрездена, Веймара, Нюрнберга, Майнца и др. Среди крупных музеев археологического профиля можно назвать также Швейцарский Музей народонаселения (Цюрих, 1890), Швейцарский Музей (Базель, 1893), Национальный Музей в Копенгагене (Дания, 1807) и Мадридский Музей Археологии (Испания 1867), Национальный археологический музей в Софии (1878) и Пловдиве (1882, Болгария), Будапештский исторический музей и музей Ажанинка (Венгрия), Национальный музей Белграда (1886), музей археологии в Варшаве (1928), Познани (1857), Лодзи (1956). В Америке самая крупная археологическая коллекция - коллекция музея Метрополитен (Нью-Йорк, 1870), крупные коллекции имеются в Канадском Национальном Музее в Оттаве (1842), музей Онтарио (1912), а в Мексике - в Национальном музее антропологии в Мехико (1825), Музее археологии и истории Юкатана (Мерида, 1920), Археологический музей в Тептаукана (1932).

В Турции богатейшее археологическое собрание содержится в Музее археологии в Стамбуле (1869) и Музее археологии в Анкаре (1923), в Египте - Египетском Музее в Каире (1906), в Греко-Римском музее в Александрии (1892); в Иране в Музее археологии Тегерана (1936); в Ираке - в музее Багдада (1923), Вавилона (1940), Самарры (1956). Большие исторические ценности хранятся в музеях Китая, в музее Гугун в Пекине, Национальном Музее Нанкине, Харбинском музее, музее археологии и надписей в Сиани, в павильоне у стоянки Синантропа в Чжоукоудяне (около Пекина, 1953), музее неолитического поселения Наньян в Сиане. В Индии это археологический музей Мадураи (1874), музей Барода (1894), Национальный исторический музей Индии в Дели (1940), музей Виктории и Альберта в Бомбее (Минамае, 1855) и др. Большое место в системе исторических музеев в России занимали коллекции в Кунсткамере, затем это были коллекции созданного в 1918 г. Азиатского (Передняя, Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, Поволжье) и Этнографического (1836) музеев. В 1779 г. был создан Музей антропологии и этнографии, многие материалы собирались филиалами РГО. Позднее на базе Румянцевского и Дашковского собраний был создан Центральный Музей народоведения на базе этнографического отдела Русского Музея и Государственный Музей Этнографии. Крупные этнографические музеи возникли в Тбилиси (Кавказский), в Ростове, Архангельске, Смоленске и Якутске. В дальнем зарубежье крупные этнографические музеи находятся в Польше, старейшие этнографические коллекции в Музеях Ашмола (Оксфорд, 1683), Британском музее (1753). Из специализированных этнографических музеев необходимо сказать о Берлинском музее народоведения, Парижском и Ротрдамском, Амстердамском музеях (1883) и Стокгольмском этно-парке Сансен (1891), Гамбургском музее народоведения, Датском национальном музее. Также перечислим Музей народоведения в Мюнхене, университетские музеи археологии и этнографии Кембриджа, Гарварда, Пенсильвании, Оксфорда, музей Риверса. Широко известен антрополого-этнографо-археологический музей - Музей Человека (Париж, 1930), созданный на базе музея Трокадеро (1878). Многие музеи Запада имеют коллекции, связанные с колониальной экспансией, например, Голландский коллониальный музей в Гарлеме (1865), Лейденский Музей (Нидерланды, 1887), Музей Центральной Африки в Бельгии (Брюссель, 1896), этнографический отдел Британского музея.

Возникли этнографические музеи в Индии, Индонезии, Бирме, Камбодже, Турции, Иране, Ираке, Сирии, Алжире, Тунисе, Судане, Гане, Нигерии, а в Америке в Аргентине, Мексике, Бразилии, Боливии, Чили, Парагвае, Перу и др. Широкое распространение получили краеведческие музеи. Первые краеведческие музеи на современной территории независимых стран появились в конце 19 в.

Краеведческие музеи, сохраняющие и популяризирующие есттественно научные и исторические знания, памятники определенных географических или административных районов появились еще в конце 18-начале 19 вв. Таковы Музей естественных произведений в Иркутске, музей в Барнауле, затем в Тифлисе (Тбилиси), Оренбурге, Астрахани и других местах. Они создавались при учебных заведениях, палатах Государственных имуществ, отделениях РГО. Многие из них были сначала недолговечными, после 1861 г. каждое десятилетие возникало 10-12, затем 24-28 музеев. Всего на начало 20 в. действовало порядка 80 краеведческих музеев, из них 12 на Украине, один в Закавказье, один в Средней Азии. Коллекции памятников, собранные этими музеями (но число их в национальных районах царской России, как легко видеть, было невелико) содержали серьезные научные МК, что относится к коллекциям Казанского, Кавказского, Якутского, Иркутского и других музеев. В 20-е годы Центральным бюро краеведения Наркомпроса издавались краеведческие журналы, создавались музеи. Перед войной на территории бывшего СССР было 429 краеведческих музеев. В годы войны многие музеи, находившиеся на территории оккупированных республик СССР, понесли большой ущерб. Гитлеровцы уничтожили полностью или частично десятки музеев. Уже однако к середине 60-х годов число музеев краеведческого профиля выросло, хотя далеко не все из них имели богатые и научные экспозиции. Всего их было около 460, с отделами природы, истории, иногда этнографии края.

Краеведческие музеи играют большую роль в сборе научных коллекций по природе, истории, культуре. В Узбекистане известны такие музеи, как Ангренский (1961), Андижанский (1964), Наманганский (1920), Кокандский (1924), Сурхандарьинский в Термезе (1953), Ферганский (1899), Чирчикский (1958), Бухарский музей-заповедник (1923), Каракалпакский в Нукусе (1927). Первые музейные собрания в собственном смысле слова возникли в Древней Греции, где произведения искусства постепенно сосредотачивались в храмах, священных рощах, дворцах, домах собраний; в известной мере такие музеи отражали разные стороны жизни разных городов, регионов, и были в известном смысле краеведческими. Начало систематического коллекционирования и создания музеев как специальныифически музейных учреждений относится, конечно к эпохе Возрождения/Ренессанс/, при этом музеи были многоотраслевыми, отражали разные стороны естественной истории и истории общества. Географические открытия, становление современной науки и вызвали к жизни в ХV-ХVIII ввкунсткамерно-музейные собрания, включающие памятники природы, исторические и этнографические коллекции, раритеты. В России же первый ПУБЛИЧНЫЙ музей / многоотраслевого плана/открыт в начале ХVIII в, сеть музеев бывшей Российской империи сформировалась в течение 2-ой половины ХVIII-ХIХ вв. К началу ХХ века здесь действовало порядка 150 музеев, не считая закрытых собраний в армии -они существовали при научных обществах, ученых архивных комиссиях, статистических комитетах и университетах, как указано было выше. Много музейных ценностей находилось в частных собраниях, малодоступных для ученых и специальныиалистов. Не говоря уже о широкой публике. Ведомственная разобщенность музеев вела и к разнобою в научно-методических вопросах. Попытка выработать общие принципы музейного дела на общероссийском музейном съезде не имела успеха /был проведен подготовительный съезд в 1913 году/ После национализации крупнейших музеев и музейных собраний в 1917-1918 гг., был установлен определенный порядок в охране музеев.

Кому известно, кто открыл первый музей в России? К пониманию музея как социального института, призванного не только сохранить память о культурных ценностях, но и образовывать людей, первым в России пришел царь Петр I. Великий реформатор, путешествуя анонимно в составе Великого Посольства (1698 год) по европейским странам, был очень впечатлен собраниями вещей, которые на немецком языке назывались «кунсткамерами». Любознательный и жадный до новинок, молодой царь стал закупать отдельные вещи, имеющие историческую и культурную ценность, а также целые коллекции. Приобретенные ценности он отправлял домой, и они легли в основу личного собрания (Государев Кабинет). Какой музей был первым в России? История его создания и развития будет поведана читателю в статье.

Основание Кунсткамеры

Вернувшись в Россию, Петр I не забыл о своей идее организовать кабинет редкостей. Первоначально экспонаты, вывезенные из стран, где он побывал, а также книги располагались в так называемом Государевом Кабинете. При переносе столицы из Москвы в строящийся Петербург одним из первых распоряжений Петра I было перевезти собранные царем редкости и библиотеки. Разместили их в первой царской резиденции - Летнем дворце. Первый музей в России назывался на европейский манер - Кунсткамерой (кабинет редкостей). Произошло это событие в 1714 году. Это официально признанная дата основания первого музея в истории России.

Перемещение собрания диковинок

Количество собранных предметов оказалось настолько большим, что их нельзя было упорядочить и организовать должный уход. Поэтому под Кунсткамеру и библиотеку было решено приспособить конфискованные обширные палаты опального вельможи Кикина. После переноса коллекций в 1718 году в Кикины палаты они по распоряжению Петра I стали открыты для всеобщего обозрения, причем бесплатно. Придавая делу собирательства старых и необыкновенных вещей государственное значение, царь в первую очередь преследовал просветительские цели.

Первые экспозиции в Кунсткамере

Первоначально в двухэтажном здании было организовано три отдела:

  1. Натуральные редкости.
  2. Нумизматический (монетный) кабинет.
  3. Библиотека с большим собранием древних рукописей.

Кроме того, там были представлены живые экспонаты. К примеру, отличающийся уродством коротышка Фома (126 см) имел на руках и ногах всего по два пальца, напоминающих клешни рака.

Формирование собраний

Первые поступления были иностранного происхождения. После подписания в 1718 году царем указа, обязующего направлять в первый музей в России, Кунсткамеру, все, что «зело, старо и необыкновенно», количество экспонатов резко возросло. Учреждение первого российского музея совпало по времени с организацией экспедиции для поиска полезных ископаемых на востоке страны, на берегах Балтийского, Азовского, Каспийского морей. В результате раскопок возле Астрахани была найдена золотая и серебряная жертвенная утварь языческих времен, ее направили в Кунсткамеру. Большое значение для пополнения экспозиции имели находки экспедиции немецкого ботаника, медика Мессершмидта, который был отправлен Петром I в Сибирь. Значительные материалы по этнографии, изобразительному искусству, письменности народов Востока, собранные Мессершмидтом, существенно пополнили собрание Кунсткамеры.

В разделе природных редкостей выставлены препараты из анатомической коллекции голландца Рюйша, которые царь приобрел в 1698 году. Вперемешку с представителями животного и растительного миров выставляются изделия из слоновой кости, большое количество янтаря, археологические находки. В мюнц-кабинете выставлены монеты и медали. Главным смотрителем собрания был назначен лейб-медик Арескин, а Иоганн Шумахер исполнял обязанности библиотекаря и надсмотрщика «редкостей и натуралиев».

Строительство нового задания

Как и все начинания, проводимые царем с государственным размахом, учрежденный самый первый музей в России стал очень быстро разрастаться. Чтобы поместить коллекции, которым стало тесно в Кикиных палатах, потребовалось новое здание. Возвести его планировалось на Стрелке Васильевского острова, где должен был располагаться центр будущей столицы. По царскому замыслу рядом с Академией, библиотекой должен был расположиться государственный музей. Выбор места строительства был указан самой природой. По преданию, Петр I, гуляя по Васильевскому острову, увидел необычное дерево, в котором вросшая в ствол ветка образовала дужку амбарного замка. Изумившись дереву-монстру, он приказал срубить его, а на этом месте построить здание Кунсткамеры, в котором этот кусок дерева стал экспонатом.

Описание здания

Постройка первого публичного музея в России началась в 1718 году и продолжалась до 1734 г. В разные периоды строительством руководили Маттарнови, Гербель, а завершил работы Михаил Земцов. Строительство Кунсткамеры контролировал лично царь, но, к сожалению, из-за своей смерти (1725 г.) так и не смог увидеть свое детище в готовом виде. Два трехэтажных корпуса соединены многоярусной башней, украшенной сложным куполом. Для строительства использовался кирпич, выписанный из-за рубежа. В великолепном здании, возведенном в стиле барокко, музейные экспозиции занимали восточное крыло, а в западном размещались учреждения Академии Наук. Центральную часть здания занимает Анатомический театр. В башне обустроили обсерваторию, и там хранится Готторпский глобус.

Экспозиции в новом здании

Здание длиной 100 метров и шириной 15 м стало первым в городе монументальным шедевром. Стремительное поступление экспонатов в новое здание продолжалось, они быстро переполнили помещение. Систематизацией ранее беспорядочно размещенных редкостей занялись первые академики учрежденной Академии науки. Увеличенный штат музейных сотрудников провел большую работу по разделению экспонатов на группы, размещенные в отдельных помещениях. В императорском кабинете, который занимал две комнаты, содержали личные вещи императора, там же находилась восковая фигура Петра I, выполненная отцом знаменитого зодчего Растрелли, Бартоломео Растрелли. Кроме мюнц-кабинета и библиотеки, были учреждены кунст-кабинет, императорский и физический кабинеты, натур-лаборатории. Созданная уникальная коллекция по естественной истории и этнографии, по мнению многих иностранцев, посетивших Кунсткамеру в тридцатых годах XVIII века, не имела себе равных в Европе.

Пожар 1747 года

Возникший из-за неисправностей печей и дымоходов грандиозный пожар уничтожил значительную часть этнографических коллекций и библиотечного фонда. В пожаре сгорел также такой уникальный экспонат, как Готторпский глобус, располагающийся в башне. Списки уничтоженных в огне этнографических коллекций Академией наук были разосланы в российские губернии. В сопровождающих письмах содержалась просьба о восстановлении по возможности погибших в огне экспонатов. По распоряжению императрицы Елизаветы на восстановление помещений и утраченных коллекций были выделены значительные средства. То, что удалось спасти, было временно размещено в доме Демидова. Для посещений Кунсткамера была вновь открыта спустя почти двадцать лет после пожара - в 1766 году. Однако длительное время оставался неотреставрированным купол башни, который был восстановлен гораздо позже.

Развитие музея в XVIII веке

Восемнадцатый век вошел в историю России как время великих экспедиций. Ученые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций (1733-1743 гг.), Физических экспедиций (с 1768 г. по 1774 г.) собрали огромное количество этнографических, археологических материалов, образцов в области ботаники, зоологии, географии. Обработкой и систематизацией материалов занимались музейные работники Кунсткамеры. После приобретения Россией Алеутских островов и Аляски промысловикам были направлены правительственные указы, требующие сбора сведений о природных богатствах. Промысловиков обязывали делать описания обычаев коренных народов. Ценными материалами обогатился первый русский музей во время морских научных экспедиций, геологических изысканий, организованных Российско-Американской компанией.

Академическая библиотека

Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг. Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров. В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.

Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе. Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей. Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.

Дальнейшее развитие музея

По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств. Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет. Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя - Петра Великого.



Статьи по теме: