Методика костроминой. Исследование познавательной сферы подростка

Цель : исследование лабильности, то есть способности к обучению, освоению нового вида деятельности, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Она состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке, который выдается перед началом работы (Образец бланка см. Приложение).

Инструкция : «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3с).

2. (Квадрат 4) Напишите слово ПАР так, чтобы одна любая буква была в треугольнике (3с).

3. (Квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4с).

4. (Квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3с).

5. (Квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3с).

6. (Квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (4с).

7. (Квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3с).

8. (Квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте ноль (4с).

9. (Квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4с).

10. (Квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4с).

11. (Квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точку пересечения последней буквой названия вашего города (4с).

12. (Квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3с).

13. (Квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3с).

14. (Квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3с).

15. (Квадрат 21) Если два многозначных числа не одинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2с).

16. (Квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой (4с).

17. (Квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3с).

18. (Квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5с).

19. (Квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4с).

20. (Квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С – галочку (3с).

21. (Квадрат 27) Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3с).

22. (Квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3с).

23. (Квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3с).

24. (Квадрат 30) Если в слове «подарок» третья буква не И, напишите сумму чисел 5 +5 (3с).

25. (Квадрат 31) В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные (4с).

26. (Квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3с).

27. (Квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4с).

28. (Квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3с).

29. (Квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5с).

30. (Квадрат 36) Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3с).

31. (Квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5с).

32. (Квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3с).

33. (Квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5с).

34. (Квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией – стрелку, направленную влево (2с).

35. (Квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4с).

36. (Квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4с).

37. (Квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5с).

38. (Квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3с).

39. (Квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5с).

Отложите на горизонтальной линии графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему КИ. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

Тест «Интеллектуальная лабильность»

Цель. Исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материал. Специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.

Описание. Методика состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке (рис. 22). Методика предназначена для взрослых испытуемых.

Инструкция. «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

Тестовый материал

    (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).

    (Квадрат 4). Напишите слово «ПАР» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).

    (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).

    (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).

    (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).

    (Квадрат 8). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).

    (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).

    (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).

    (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).

    (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).

    (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).

12. (Квадрат 18). Если в слове «СИНОНИМ» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).

13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).

14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.).

15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).

16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).

17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек.).

18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек.).

19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).

20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.).

21. (Квадрат 27). Если слова «ДОМ» и «ДУБ» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).

22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).

23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).

24. (Квадрат 30). Если в слове «ПОДАРОК» третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).

25. (Квадрат 31). В слове «САЛЮТ» обведите кружком согласные буквы, а в слове «ДОЖДЬ» зачеркните гласные (4 сек.).

26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).

27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).

28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).

29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек.).

30. (Квадрат 36). Напишите слово «МИР» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).

31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 сек.).

32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).

33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).

34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек.).

35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек.).

36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек.).

37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).

38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек.).

39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).

40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек.).

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности.

Интеллектуальная лабильность сказывается на быстроте принятия решений сотрудника, его работоспособности. Как оценить уровень интеллектуальной лабильности и повысить производительность?

Из статьи вы узнаете:

Что такое интеллектуальная лабильность?

В переводе с латинского языка «лабильность» обозначает «неустойчивость, скольжение». Под термином понимают максимальную подвижность психики, физиологического состояния. Понятие распространено в профессиональной сфере, а для проверки персонала разработаны тесты. Лабильность делится на эмоциональную и интеллектуальную. Первая отражает отрицательные черты личности, которые негативно сказываются на поведении.

Читайте актуальную информацию в электронном журнале « »:

Лабильность мышления варьируется. Она зависит от нейрофизиологических особенностей строения головного мозга. На уровень неустойчивости воздействует скорость торможения и возбуждения в нейронах, степень уравновешенности процессов. Чем выше показатель, тем быстрее реагирует мозг на полученную информацию.

Невозможно назвать все факторы, влияющие на развитие интеллектуальной лабильности. Скорость мышления напрямую зависит от генетики человека. Если вы не обладаете этим свойством, развивайтесь в других направлениях, которые поддаются корректировке. К ним относится интуиция, профессиональные и личностные качества. Для рядовых сотрудников они не всегда важны, но руководители должны ставить их на первый план.

Методика предназначена для исследования лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Методика состоит из ряда несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона.

Процедура проведения

Инструкция

“Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!”

Обработка и интерпретация результатов

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание.

Нормы выполнения:

0 - 4 ошибки - хорошая способность к обучению;

5 - 9 ошибок - средняя лабильность;

10 - 14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении;

15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Стимульный материал

Тестовый материал

1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).

2. (Квадрат 4). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).

3. (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).

4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).

5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).

6. (Квадрат 6). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).

7. (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).

8. (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).

9. (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).

10. (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).

11. (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).

12. (Квадрат 18). Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).

13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).

14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.)

15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).

16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).

17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии и верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3 сек.).

18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.).

19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).

20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.).

21. (Квадрат 27). Если слова ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).

22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).

23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).

24. (Квадрат 30). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).

25. (Квадрат 31). В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.).

26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).

27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).

28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).

29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5 сек.).

30. (Квадрат 36). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).

31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных – вверх (5 сек.).

32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).

33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).

34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией -стрелку, направленную влево (2 сек.).

35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник (4 сек.).

36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4 сек.).

37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).

38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3 сек.).

39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).

40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные – в круглые (5 сек.).

Скачать тестовый материал

Бланк ответов

Скачать бланк ответов

Литература

1.Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 553-559)



Статьи по теме: