Методики на диагностику воображения и речи. Методы диагностики воображения

Методика «Неполные фигуры» Е.П. Торренс

Цель: выявить уровень развития творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей 5-7 лет.

Стимульный материал: изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши (см. прил.1).

Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых геометрических фигур.

Посмотри на свой лист, используя данную фигуру,нарисуй картину» . Ребёнку предлагается одна из геометрических фигур, изображенная на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Затем работу забирают и поочередно предлагают следующие фигуры.

После дорисовывания фигур дают задание, в котором требуется дорисовать элемент предмета.

Ход проведения:

Испытуемому дается инструкция: « Посмотри на этот лист. Здесь нарисована часть какого-то предмета. Дорисуй её так, чтобы получилась картина».

Ребёнку дают лист бумаги с изображением элемента предмета, цветные карандаши. Для работы отводится 10-12 минут.

. «Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по сле­дующим признакам:

Скорость придумывания рассказа.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

Разнообразие образов, используемых в рассказе.

Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющих­ся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может полу­чить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для вы­водов об этом используются следующие критерии.

«Нарисуй что-нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлага­ется придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполне­ние задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество ри­сунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оцен­ки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Методика 10. «Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экс­периментатора;

Как называется игра?

В чем она состоит?

Сколько человек необходимо для игры?

Какие роли получают участники в игре?

Как будет проходить игра?

Каковы правила игры?

Чем должна будет закончиться игра?

Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдель­ных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходи­мо помогать ему - постоянно задавать наводящие вопросы, ко­торые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

Оригинальность и новизна.

Продуманность условий.

Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

Наличие в игре определенных правил.

Методики исследования наглядно-действенного мышления у детей.

Складывание пирамидки

Для проведения эксперимента необходимо иметь несколько пирамидок, состоящих из 4, 6, 8 колец и колпачка.

Ребенку показывают пирамидку (количество колец зависит от возраста) и предлагают ее разобрать, сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребенок не приступает к работе, экспериментатор сам разбирает пирамидку и просит ребенка собрать ее. Если ребенок, начав действовать, собирает пирамидку в беспорядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят "Неправильно" и работа начинается заново. Экспериментатор обращает внимание ребенка на самое большое кольцо и предлагает ему надеть это кольцо на стержень. Если ребенок не продолжает работу сам, ее выполняет экспериментатор, надевая следующее, меньшее по размеру, кольцо и действует так до тех пор, пока не будет сложена вся пирамидка.

Затем экспериментатор еще раз предлагает ребенку самому разобрать и сложить пирамидку, уже не вмешиваясь в ход работы.

В протоколе отмечаются состав пирамидки, объяснения и действия экспериментатора, действия ребенка, его словесные высказывания; сразу ли принимает ребенок задание, его первые действия, когда он начинает складывать пирамидку с учетом размеров колец. Отмечается способ работы ребенка (надевает кольца не в соответствии с их величиной, не сам исправляет ошибку; сопоставляет кольца по величине, еще не надевая на стержень, прикладывая их друг к другу; зрительно соотносит их, надевая все кольца сразу правильно).

"Доски Сегена"

Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками (имеются варианты этих досок различной сложности). Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше трех лет. Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вернуть их на место.

Трудности при выполнении заданий указывают на недостатки зрительного восприятия и недостаточный уровень сформированности наглядно-действенного мышления.

"Сюжетные вкладки"

Во время эксперимента используется большая доска, на которой изображены 10 различных ситуаций с недостающими элементами на месте вырезанных пазов, и вкладки с рисунками, изображающие эти или намеренно неподходящие элементы. Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствующую по смыслу.

При оценке результатов этого задания обращается внимание на то, как ребенок осмысляет изображенные на доске ситуации, насколько целенаправленно и устойчиво его внимание. Значительный интерес представляет наблюдение за способом работы ребенка. Первый способ: ребенок, взяв в руки любую вкладку, ищет ей место. Такой способ нерационален и малопродуктивен. Второй, более совершенный способ: ребенок, осмыслив ситуацию, ищет среди вкладок именно тот элемент, который необходим.

Интеллектуально полноценные дети (5 - 6 лет) способны правильно понять ситуацию и подобрать соответствующую вкладку. Следует отметить, что они не всегда могут самостоятельно использовать более рациональный способ работы. Однако при направляющем указании со стороны экспериментатора усваивают этот способ.

Методика дает возможность выявить также целенаправленность деятельности при большом объеме работы.

"Почтовый ящик"

представляет собой коробку со съемной крышкой. В крышке сделаны прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки (каждая в двух экземплярах) своим основанием повторяют форму прорези на крышке коробки.

Инструкция в зависимости от возраста обследуемого может быть дана в нескольких вариантах: словесная ("Вот разные фигурки. Опусти все фигурки в эту коробку") или наглядная (экспериментатор на двух-трех фигурках показывает выполнение).

Для ребенка с нормальным интеллектом 6 лет и старше это задание не представляет трудности и выполняется путем зрительного соотнесения формы основания фигурки с формой прорези. В отдельных случаях дети прибегают к примериванию (как правило, в отношении двух фигур: треугольника и полукруга, которые требуют определенного разворота). Выбор фигурок такими детьми обычно производится в определенной системе: например, опустив в "ящик" квадрат, ребенок затем берет идентичную фигурку. Дети с интеллектуальными нарушениями в 7 - 8-летнем возрасте редко действуют путем зрительного соотнесения, для них более характерен путь проб и ошибок.

Для оценки развития воображения в младшем школьном возрасте используются диагностические методики: «Круги Торренса», «Две линии», «Придумай рассказ», «Незаконченный рисунок» и т.д.

Методика «Круги Торренса» Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования.

Для детей от 5 лет

(Оценка способностей творческого зрительного воображения)

Вариантом теста Е. Торренса может быть предложение нарисовать как можно больше изображений, используя как их исходную основу только круги или только треугольники и т. д.

Детям предлагается лист бумаги, форматом А4, где нарисованы 25 кругов, расположенных по сторонам квадрата 55 см. Испытуемым необходимо дорисовать каждый круг до целостного изображения. Время испытания ограничено--5 минут.

  • 1. Беглость (количество созданных изображений) -- каждый рисунок -- 1 балл.
  • 2. Гибкость (число использованных категорий (классов) изображаемых объектов: природа, предметы быта, наука и техника, спорт, декоративные предметы (не имеют практической пользы), человек, экономика, вселенная) -- 1 балл за каждую категорию.

Нормативы: Для детей 8-ми лет -- беглость выделения групп объектов составила -- 3,6 балла; гибкость --14,6 балла.

Для детей 10 лет -- беглость выделения групп объектов составляла 4,3--4,6 баллов; гибкость -- 11,7 (мальчики), 14,3 (девочки).

Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение) Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

скорость процессов воображения;

необычность, оригинальность образов воображения;

богатство фантазии;

глубина и проработанность (детализированность) образов;

впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом:

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

  • 0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.
  • 1 балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная.
  • 2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

  • 0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.
  • 1 балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.
  • 2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Методика “Рисунок” Вачков И.В. Психология тренинговой работы.

В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

Методика “Скульптура”. Вачков И.В. Психология тренинговой работы.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.

  • 0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;
  • 2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;
  • 4-5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух-трех;
  • 6-7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;
  • 8-9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;
  • 10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом.

Методика "Дорисовывание фигур» Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования.

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

  • 1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
  • 2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
  • 3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
  • 4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
  • 5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Методика «Как можно больше названий». Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.

Детям предлагаются различные картинки, на которых изображены не отдельные персонажи, а картины, содержащие сюжеты. На них могут быть изображены люди, животные, растения и т. д. Возможно использование произведении известных художников для развития кругозора детей. Ребенок должен внимательно рассмотреть картинку, и придумать как можно больше названий к ней.

Методика «Выведение следствий» Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.(Эта игра используется как в развитии творческого воображения, так и словесно-логического мышления.) Детям предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

«Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»

«Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

«Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»

«Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»

«Что произойдет, если люди на расстоянии смогут читать мысли друг друга?»

«Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»

«Что произойдет, если все люди на Земле станут легкие, как пушинки?» и др.

Методика «Волшебники». Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.

При оценке задания, когда предлагается самостоятельно нарисовать «волшебников», превратив одного в доброго другого в злого, учитывается реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект) и его полнота (все ли заданные объекты изображены, использованы ли отличительные черты при изображении отдельных объектов), его оригинальность. Необходимо оценивать каждый параметр и выявить уровень развития.

Оценка результатов.

Оценка результатов рисунка ребенка производится в баллах по следующим параметрам:

  • 10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Образы и детали тщательно проработаны. Изображения использованы в оригинальной и остроумной комбинации.
  • 8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. Изображение фигур использованы в гармоничном сочетании.
  • 5-7 баллов - ребенок придумал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческого воображения. Детали образов рисунка проработаны средне. Интересное изображение обеих фигур, понятны отличительные моменты.
  • 3-4 балла - ребенок нарисовал нечто простое, неоригинальное, слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Изображен хотя бы один требуемый объект.
  • 0-2 баллов - ребенок смог нарисовать лишь отдельные штрихи и линии, либо не смог нарисовать даже один объект.

Выводы об уровне развития:

  • 10 баллов - очень высокий.
  • 8-9 баллов - высокий.
  • 5-7 баллов - средний.
  • 3-4 балла - низкий.
  • 0-2 балла - очень низкий.

Термин "диагностика" произошел от греческих корней dia - между, врозь, около, после, через и gnosis - знание, то есть, диагностика представляет собой распознавание, обнаружение, осознавание, предположение.

Одним из важнейших направлений в развитии науки является наличие видов и способов получения достоверной информации.

Психодиагностике более 100 лет. За это время она превратилась в развитую область психологии, которая имеет крепкие связи с другими областями этой науки. Понятие «психодиагностика» принадлежит Герману Роршаху, известному психологу.

Что же изучает психодиагностика?

Психодиагностика - это научная дисциплина, область психологической науки, разрабатывающая принципы и приемы распознавания, оценки и измерения индивидуальных психологических особенностей личности. Она служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой, путем создания и проверки методик, разработки правил поведения обследования, способов интерпретации результатов выявления возможностей и ограничения методов.

А. Г. Шмелёв своей работе пишет: «Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. ...Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий» . То есть результаты диагностики определенного объекта, процесса, явления фиксируются и закрепляются для прогнозирования по его статическим показателям.

Метод - это принцип и способ сбора информации, обработки и анализа данных, а так же принцип воздействия на объект (опросник, тест, наблюдения).

Методика – это форма реализации метода, процедура для достижения определенной цели.

По убеждению В.И. Загвязинского "...диагностика есть определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов на основе принятых критериев и показателей с помощью известных (в том числе стандартизированных) методик, а также на основе конструирования и разработки новых"



От исследователя, выбранной им цели, темы и условий исследования зависит выбор методологии, методов, методик диагностики. Понятия метод и методика в психологии взаимообусловлены, но не равнозначны: метод включает в себя совокупность методик; методика включает в себя многообразие методов.

С.Л. Рубинштейн пишет, что метод- это способ, посредством которого познается предмет науки». Это путь познания мира через ошибки, опыт.

По мнению Н.И. Шевандрина, метод - это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

С точки зрения И.В. Андреевой и О.Б. Бетиной, «метод - это способ получения фактов; это определенный набор операций или процедур, при помощи которых можно получить определенные факты, и эти операции могут с одинаковой достоверностью многократно повторять обученные методике люди». .

Интерес к проблеме воображения начинает расти с начала 19 века. Именно в это время появляются первые попытки исследовать функции воображения с помощью эксперимента (В. Вундт, Т. Рибо, Ф Матвеева и др). Изучение области вопроса воображения расширяется. Начинают появляться и разрабатываться новые методы и методики теоретического и практического изучения процесса воображения.

Существует несколько видов методов исследования и диагностик детского воображения:

Метод «поперечных срезов» (работа проходит с группой детей примерно одного возраста и обучающихся по одной программе; используют конкретную методику);

Сравнительный метод (работа проходит с разновозрастной группой детей либо с детьми одного возраста, но обучающихся по разным программам; используют конкретную методику; данные сравнивают между собой; делают выводы о том, какие тенденции выбранного аспекта развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены);

Лонгитюдный метод («продольное» исследование): прослеживается развитие какого-либо психического аспекта одного и того же ребенка в течение длительного времени;

Эксперимент (констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный) : каждое направление эксперимента предполагает свой набор конкретных методов;

Анализ продуктов деятельности;

Экспериментально - генетический метод.

Выбор методики и метода зависит от задачи, которую ставит психолог; от возраста ребенка (разные методики рассчитаны на разный возраст) и условий проведения эксперимента.

Методики и методы могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты в свою очередь могут быть вербальными и невербальными (изобразительные - фигурные, рисуночные), звуковые, двигательные. Некоторые тесты включают несколько заданий по 7-10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить тестирование в виде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних результатов.

Краткая характеристика по некоторым методам и тестам.

Метод диагностик художественного воображения – «Рисунок».

В этом методе детям предлагают листы бумаги формата А4 и цветные карандаши или фломастеры (не мене шести разных цветов). Дается задание- придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5-10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по признакам:

Скорость процессов воображения;

Необычность, оригинальность стиля;

Богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);

Проработанность деталей и глубина образов;

Эмоциональностьобразов.

Метод диагностики речевого воображения – «Вербальная фантазия».

В данном методе ребенку необходимо придумать рассказ о каком – нибудь живом существе- человеке, животном или о чем-либо еще и изложить устно в течение 5-10 минут. На придумывание темы отводится 1 минута, затем ребенок приступает к сочинению. Анализ устного произведения и оценка воображения проводится так же, как в методике «Рисунок».

Метод диагностики воображения «Скульптура».

Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течение 5-10 минут какую-нибудь фигуру, поделку. Воображение каждого ребенка анализируется и оценивается аналогично предыдущим образом.

Метод «Спросить и угадать» - это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на проявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному.

При выполнении данного задания нужно задавать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, пробовать угадать, что предшествовало этой ситуации и что произойдет в дальнейшем. Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребенка выйти за пределы изображенной ситуации на картине, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребенка.

Метод «Необычное использование».

Это модификация известного теста Джона Гилфорда. В задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно что-то складывать.

Метод «Необычные вопросы».

Данное задание представляет вариант первого задания, только с более сильным акцентом на необычность вопросов.

Тест «Нарисуй картинку»

Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, необычный предмет. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.

Тест «Закончи рисунок»

Состоит из 10 различных картинок. Данный тест сконструирован из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание завершить их быстро, легким простым способом. Ребенок, способный увидеть и объединить несколько фигурок в одну композицию, обладает четкой целостностью восприятия, видения мира, личностной целостностью.

Исследование индивидуальных особенностей воображения.

Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой.

Испытуемому предлагается дополнить рисунок своим изображением (ему дается поочередно три листа, на которых изображены геометрические фигуры определенной формы и в определенной последовательности). Исследование проводится на время. Обработка результатов производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Психодиагностика – основа деятельности любого практического психолога. Психологи – практики должны обладать навыками конструирования методик. Поэтому без научного знания, понимания принципов и законов психологи нельзя заниматься психодиагностикой.

Для своего исследования психодиагностики воображения младшего школьника я взяла материалы практикующего психолога.

ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

Для определения уровня развития воображения детей следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики. Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:

Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.

Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.

Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

1. «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»

Цель: Методика направлена на определение уровня развития творческой ассоциации.

Источник: Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4 лет. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002, стр. 17

Материал: Картинки, на которых изображены различные фигуры и схемы.

Задание: Предложите ребенку посмотреть на каждую картинку и спросите: «На что это похоже?». Стремитесь к тому, чтобы ребенок дал не один, а несколько ответов к каждой картинке.

Примечание: уровень Выше среднего определяется в том случае, если ребенок самостоятельно придумал три и более ответов к каждой картинке. Средний уровень – ребенок легко придумал один – два ответа самостоятельно. Остальные ответы смог дать после наводящих вопросов психолога. Ниже среднего – ребенок с трудом придумывал по одному ответу к картинке и смог дать ответы только на половину тех картинок, которые ему предъявлялись.

НЕЗАКОНЧЕННЫЙ РИСУНОК»

Цель: Методика направлена на диагностику развития воссоздающего воображения и целостности восприятия.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.251

Материал: Предлагается блок последовательных рисунков, подводящих в конце к полному изображению собаки.

Задание: Закройте блок листом белой бумаги и, последовательно открывая изображения от А до Г предложите ребенку определить, что же здесь нарисовано.

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ»

Цель:

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.255

Материал: Набор элементов фантастических образов (например: Карточки с нарисованными глазами необычной формы, нос, рот, уши как у инопланетян, слона или т.п., фигуры, напоминающие части тела, которые в своем сочетании могут создать фантастический образ, хвост и т.д.

Задание: Попросить ребенка из предложенных элементов создать фантастический образ (юмористический образ). Не обязательно использовать все элементы. Затем спросить ребенка: «Кто получился?» или «Что это получилось?», «Как зовут или называют этот образ?» и «Что он умеет?» или «Для чего он нужен?».

КЛЯКСЫ»

Цель: Методика направлена на диагностику развития творческого воображения и фантазии.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.263

Материал: Краски трех цветов, два листа бумаги

Задание: Попросите ребенка взять кисточку и окунуть ее в первую краску. Теперь пусть он «поставит кляксу» на правой стороне листа. Затем предложите ему сделать тоже самое с остальными цветами красок. После чего, лист складывается пополам и на левой части листа остается «отпечаток» кляксы, поставленной справа. Предложите ребенку определить на что похожи кляксы и придумать историю о тех кляксах, которые он изобразил на этом листе.

. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Развитие мелкой моторики кистей рук очень важно, так как это зрительно-моторная координация напрямую связана с успешностью обучения письму. Упражнения для пальчиков способствуют развитию коры головного мозга, особенно его речевых зон.

Мелкую моторику можно развивать с помощью мозаики, баночек-вкладышей, пальчиковых игр, выкладывания изображений из палочек, всевозможных шнуровок (основная идея попасть ниткой в дырку и вытащить ее), перебирание круп, игр с водой, песком, пластилином и мячиками.

Развитые руки – это руки с сильными, хорошо координированными пальчиками, которые согласованно выполняют необходимые манипуляции. Это можно достичь путем тренировок.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Известно, что всем детям нравятся «пальчиковые игры». Но, кроме того, что они забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у ребенка мелкую моторику и координацию движений, активизировать речевые навыки, память и мышление, пробудить творческое воображение и внимание.

«Раскрывающийся цветок»

- упражнение направлено на согласованную работу двух рук.

Вот бутончик сладко спит. (ладошки в «замочке»)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

факультет культуры и дополнительного образования


КУРСОВАЯ РАБОТА

Творческое воображение школьников


Выполнила: студентка 5 курса ФК и ДО

Гельд Ольга Юрьевна

Научный руководитель:

Ладыженская Л. Г.


Новосибирск - 2011



Введение

Общее понятие воображения

1.1Что такое воображение

1.2Виды воображения

1.3Функции воображения

Творческое воображение

1Воображение и творчество

2.2Механизм творческого воображения

3Возрастные особенности творческого воображения

3.1Творческое воображение младшего школьника

3.2Творческое воображение подростка

Диагностические методики творческого воображения

1Диагностическая методика творческого воображения младшего школьника

4.2Диагностическая методика творческого воображения подростка

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Воображение - особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать он представляет, что нужно делать и как он будет делать. Таким образом, человек уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.

Д.И. Писарев писал: « Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперёд, и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,- тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни».

Повседневная деятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создаёт новое сочетание имеющихся сведений. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека, позволяет познать механизмы возникновения новых образов. Подтверждает, что воображение способствует прогрессу в любом виде деятельности человека.

Цель: изучение творческого воображения школьников как психического познавательного процесса.

Исходя из цели исследования определяем следующие задачи:

1)изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу;

2)рассмотреть общепсихологическое представление о воображении и о творческом воображении;

)выявить возрастные особенности творческого воображения;

)подобрать психологические методики для диагностики уровня творческого воображения.

Для решения поставленных задач в данной работе были использованы следующие методы:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
  • анализ психологических методик для диагностики уровня творческого воображения.

1. Общее понятие воображения


.1 Что такое воображение

творческий воображение школьник педагогический психический

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни.

Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, причем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грёзах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в себя образы в качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека имеет много общего с восприятием, памятью и мышлением. Чтобы уточнить, что понимается под воображением рассмотрим отличия воображения от названных выше познавательных процессов.

Восприятие - это процесс порождения образов в результате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация касается реально существующих предметов и явлений, которые воздействуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие - это процесс порождения образов в отсутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, когда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств человека, а в воображении образы возникают, когда соответствующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключается первое отличие воображения от восприятия.

Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отражают объективно существующие явления и предметы и обычно не имеют в себе такого, чего не было в этих предметах и явлениях. Образы, рождаемые воображением человека, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действительности. Иногда они являются продуктом чистой фантазии, то есть ничему в реальной действительности не соответствуют вообще.

Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, долговременной или оперативной. Образы, рождаемые воображением, всегда имеют в себе нечто не существующее в памяти.


.2 Виды воображения


Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своём основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.

По признаку активности различают пассивное и активное воображение.

Пассивным называют воображение, в котором образы рождаются самопроизвольно, без участия сознания и воли человека. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожиданно, и человек не в состоянии их контролировать. Примерами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болезненных изменений сознания человека, например в бреду. В случае пассивного воображения имеется отрыв (полный или почти полный) от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни, намечаются программы поведения, которые не осуществляются и не могут быть воплощены. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далёких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанный с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грёзами. Всем людям свойственно грезить о чём-то приятном, радостном.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты.

Активное воображение - это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Здесь человек ставит перед собой цель придумать, представить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определённую задачу. Примерами активного воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребёнка, который придумывает что-то, например, рисует, сочиняет и т.п.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов активное воображение бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схему, нотную запись). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.

Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Оно связано с творческой деятельностью человека. Без творческого воображения невозможна деятельность изобретателя, конструктора.


.3 Функции воображения


Преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Принято различать несколько способов создания образов:

Агглютинация - "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.

Гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

Схематизация- сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Типизация -выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача.

Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших функций выделяют:

) гностически-эвристическую - позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности;

) защитную - позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.);

) коммуникативную - предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата;

) прогностическую - заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект.


2. Творческое воображение


.1 Воображение и творчество


Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений.

Легко понять, какое огромное значение для всей жизни человека имеет такое сохранение его прежнего опыта, насколько оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях.

Органической основой такой воспроизводящей деятельности или памяти является пластичность нашего нервного вещества. Пластичностью называется свойство какого-нибудь вещества, заключающееся в способности его изменяться и сохранять следы этого изменения. Наш мозг и наши нервы, обладающие огромной пластичностью, легко изменяют свое тончайшее строение под влиянием тех или иных воздействий и сохраняют след от этих изменений, если эти возбуждения были достаточно сильны или достаточно часто повторялись. В нашем мозгу сильные или часто повторяющиеся возбуждения производят подобное проторение новых путей. Таким образом, мозг оказывается органом, сохраняющим наш прежний опыт и облегчающим воспроизведение этого опыта, Однако если бы деятельность мозга ограничилась только сохранением прежнего опыта, человек был бы существом, которое могло бы приспособляться преимущественно к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. Всякие новые и неожиданные изменения в среде, которые не встречались в прежнем опыте человека, в таком случае не могли бы вызвать у человека должной приспособительной реакции.

Наряду с этой функцией сохранения прежнего опыта мозг обладает еще другой функцией, не менее важной. Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов иди действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением или фантазией, имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь, мир культуры, в отличие от мира природы,- все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Наше обыденное представление о творчестве также не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные, произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники. Мы охотно признаем и легко узнаем творчество в деятельности Толстого, Эдисона и Дарвина, но нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет вовсе. Однако, как уже сказано, такой взгляд является неправильным. По сравнению одного из русских ученых, как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительные молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев.

Если же принять, во внимание наличие коллективного творчества, которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей. Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики-это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Вот это умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества. С полной справедливостью многие авторы указывают на то, что корни такого творческого комбинирования могут быть замечены еще в играх животных.

Игра животного также очень часто представляет собою продукт двигательного воображения.

Однако эти начатки творческого воображения у животных не могли получить в условиях их жизни сколько-нибудь прочного и крепкого развития, и только человек развил эту форму деятельности до ее настоящей высоты.


.2 Механизм творческого воображения


Творческое воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Он включает в себя три основных этапа:

1)накопление материала;

2)переработка накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) ;

)комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.

В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие его основу. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия.

Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей.

Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Для того чтобы соединять впоследствии различные элементы, человек должен раньше всего нарушить ту естественную связь элементов, в которой они были восприняты. Выделение отдельных черт и оставление без внимания других и может быть по праву названо диссоциацией. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Этот процесс крайне важен во всем умственном развитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий. Это умение выделить отдельные черты сложного целого имеет огромное значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями.

За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений. Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. Страсть детей к преувеличению, как и страсть к преувеличению взрослых людей, имеет очень глубокие внутренние основания. Эти основания заключаются большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. Мы преувеличиваем потому, что мы хотим видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует нашей потребности, нашему внутреннему состоянию. Это преувеличение вызывается интересом ко всему выдающемуся и необыкновенному, к которому присоединяется чувство гордости, связанное с воображаемым обладанием чем-нибудь особенным. В этом процессе изменения, и в частности преувеличения, происходит у ребенка упражнение в оперировании с величинами, которые непосредственно в его опыте не были даны. Игра с числовыми преувеличениями оказывается в высокой степени важной для человека, и живое доказательство этому мы видим в астрономии и других естественных науках, которым приходится оперировать не меньшими, а гораздо большими величинами. И это оперирование величинами - меньшими или большими - позволило человечеству создать астрономию, геологию, физику, химию.

Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т. е. объединение диссоциированных и измененных элементов. Эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям.

И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. Но на этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.

Протекание перечисленных процессов (этапов) творческого воображения зависит от нескольких основных психологических факторов.

Первым таким фактором всегда, как устанавливает психологический анализ, является потребность человека в приспособлении к окружающей среде. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего, не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, дает материал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов.

Второй фактор. Деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Легко понять также, что оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, воплощения продуктов воображения в материальную форму; зависит далее от технического умения и от традиций, т. е. от тех образцов творчества, которые влияют на человека. Все это факторы огромной важности, но настолько очевидные и простые.

Гораздо менее заметно и поэтому гораздо более важно действие третьего фактора, именно окружающей среды. Обычно воображение представляют как исключительно внутреннюю деятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую от этих условий одной стороной именно постольку, поскольку эти условия определяют материал, лад которым, работает воображение. Самые же процессы воображения, направление его с первого взгляда кажутся руководимыми только изнутри чувствами и потребностями самого человека и поэтому обусловленными субъективными, а не объективными причинами. На самом деле это не так. Уже давно в психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды. Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне него. Вот почему мы замечаем строгую последовательность в историческом развитии техники, и науки. Никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для его возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими. Этим же объясняется и непропорциональное распределение новаторов и творческих деятелей по различным классам. Привилегированные классы дают неизмеримо больший процент научных, технических и художественных изобретателей, потому что именно в этих классах наличествуют, все условия, которые необходимы для творчества. Как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент. В этом смысле никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества.


3. Возрастные особенности творческого воображения


.1 Творческое воображение младшего школьника


Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Далее создание детского воображения резко, ярко расходится с опытом взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Затем известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку. Все это взятое вместе и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто фантазия в детском возрасте работает богаче, и разнообразнее, чем у зрелого человека.

Однако взгляд этот не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. Мы знаем, что опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Мы знаем, далее, что интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Воображение у ребенка, как ясно уже из этого, не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека. Вот воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение.

Развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности почему продукты настоящего творческого рассудка, является выражением не богатства, а бедности детской фантазии. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, вульгарном смысле этого слова, т. е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого человека.

Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится. Пожалуй, так же сильно, как у взрослого, выражен и реальный эмоциональный корень воображения ребенка; что же касается до двух других форм связи, то надо заметить, что они развиваются только с годами, очень медленно и очень постепенно.


.2 Творческое воображение подростка


У подростков с порой полового созревания соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии. В этот период происходит глубокое преобразование воображения: из субъективного оно превращается в объективное. В физиологическом порядке причина такого кризиса - образование взрослого организма и взрослого мозга, а в порядке психологическом - антагонизм между чистой субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов или, другими словами, между неустойчивостью и устойчивостью ума. Переходный возраст характеризуется в целом ряде отношений противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов. Именно это обусловливает то, что самый возраст является критическим или переходным: это возраст нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого. Вот и воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесия.

Деятельность воображения в том виде, как она проявлялась в детском возрасте, у подростков свертывается. Это очень легко заметить на том факте, что у ребенка этого возраста, как массовое явление или как правило, исчезает пристрастие к рисованию. Рисовать продолжают только одиночки, большей частью особо одаренные в этом отношении или побуждаемые к нему внешними условиями вроде специальных занятий рисованием. Ребенок начинает критически относиться к своим рисункам, детские схемы перестают удовлетворять, они кажутся ему слишком объективными, он приходит к убеждению, что он не умеет рисовать, и оставляет рисование. Такое же свертывание детской фантазии мы видим в том, что у ребенка пропадает интерес к наивным играм более раннего детства, к фантастическим сказкам и рассказам.

Двойственность новой формы воображения, которая зарождается сейчас, можно легко увидеть из того факта, что наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения в этом возрасте является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так что у него в эту пору создается особый, свой внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме - в стихах, в рассказе, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей. Развитие этого противоречивого воображения идет по линии дальнейшего отмирания его субъективных моментов и по линии нарастания и закрепления моментов объективных. Обычно очень скоро опять, как правило, у массового подростка свертывается и интерес его к литературному творчеству, подросток начинает критически относиться к нему, как раньше относился критически к своему рисунку; его начинает не удовлетворять недостаточная объективность его писаний, и он оставляет писательство.

В эту же пору со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее воображение. Два этих основных типа характеризуются главным образом материалом, из которого создаются построения фантазии, и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно строит из элементов, заимствованных извне; эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Одно из них мы можем назвать объективным, а другое субъективным. Проявление того и другого типа воображения и постепенная их дифференцировка свойственны именно этому возрасту.

В связи с этим необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение в поведении человека. Оно одинаково может и приводить и уводить человека от реальности. В особенности переходный возраст очень часто обнаруживает эти опасные стороны воображения. Удовлетворить себя в воображении чрезвычайно легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир часто отвращает силы и волю подростка от мира действительного. Развитие мечтательности и связанной с нею замкнутости и погружения в себя составляет непременную черту этого возраста. Более точно можно было бы сказать, что все эти явления составляют теневую сторону этого возраста. Эта тень мечтательности, которая падает на этот возраст, эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным.


4. Диагностические методики творческого воображения


Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии.

Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя культурно-исторической теории, многие известные психологи не считают тестирование достаточно объективным методом диагностики, поскольку тесты игнорируют сотрудничество взрослого с ребенком. Л.С. Выготский подчеркивал: «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как форма сотрудничества или взаимодействия.., а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка... как внутренний процесс». Следовательно, процедура исследования воображения детей должна предусматривать не простое тестирование, но взаимодействие взрослого с ребенком в игровых формах поведения.

С.Я. Рубинштейн настаивает на включении в процедуру диагностики - помощи взрослого ребенку, помощи дозируемой и четко учитываемой.

Л.А. Венгер подчеркивает необходимость строить диагностику с учетом не только результатов, но и процесса и способов решения заданий.

Диагностика развития детей представляет особую трудность, поскольку «интеллект ребенка слишком нестабилен» (Ж. Пиаже). Значимый вклад в решение этой проблемы сделан Э. Л. Фрухт. Подчеркивая быстрый темп, неравномерность и скачкообразность развития детей, автор считает, что в методиках должны быть даны: «... название показателя, срок его формирования; материал, необходимый для проверки развития; ситуация проверки, методика определения развития... поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания». Ситуация проверки полусвободная; ребенка проверяют в группе, в привычной обстановке.

Ниже предлагается несколько методик для исследования творческого воображения у детей.


4.1 Диагностическая методика творческого воображения младшего школьника


Цель: выявление уровня развития творческого воображения у младшего школьника.

Приготовьте несколько геометрических фигур разного цвета и формы из картона. Фигуры должны быть простые и сложные, правильной и неправильной формы (круг, треугольник, звездочка, прямоугольник, овал и т.п.). Они также могут быть разными по размеру.

Предложите ребенку такое задание: вы будете читать ему сказку, а ребенок пусть подберет из предложенных геометрических фигур ее героев. Каждая фигурка - определенный символ.

Сможет ли ребенок выполнить ваше задание? Как он его воспринимает: с интересом или недоуменно? Может, вовсе не воспринимает, говоря, что фигуры совсем не похожи на героев сказки?

Отношение к заданию - первый показатель развития творческого воображения. Способен ли ребенок на творческий поиск? Отходит ли он от шаблона? Есть ли на самом деле сходство между сказочным персонажем и выбранной геометрической фигуркой?

Умение пояснить свой выбор, как-то аргументировать похожесть фигуры и героя сказки - второй показатель развития творческого воображения.

Третий показатель- желание ребенка продолжить игру, иллюстрировать новые сюжеты.

Творческое воображение предполагает самостоятельность мышления школьника, догадливость, умение быстро ориентироваться в проблемной ситуации, яркость и неожиданность возникающих образов, ассоциаций. Без творческого воображения было бы невозможно развивать творческие способности ребенка.

Цель:изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.

Экспериментальный материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.

Описание методики: испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.

Инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков".

Обработка результатов.

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека ("Природа");

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства ("Быт");

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности ("Наука и техника");

г) предметы, используемые в спортивных занятиях ("Спорт");

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

) по степени самостоятельности:

репродуктивные, передающие существующие, известные образы:

конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;

) по степени обобщенности:

конкретные рисунки, изображающие предметы;

обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль);

) по степени эмоциональности:

нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);

эмоционально окрашенные, юмористические ("Я дарю вам солнце", "Автобус в час "пик").

Интерпретация результатов.

Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.

Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.

Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.

Выводы: на основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.


.2 Диагностическая методика творческого воображения подростка


Цель:оценка особенностей творческого воображения.

Материал и оборудование:бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Описание.Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия - обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция.Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

Интерпретация результатов.Показателями творчества в данном исследовании являются:

величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.


Шкала оценки творчества

ПунктХарактеристика составленного предложенияОценка предложения (балл)аВ предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации6бВ предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации5вВ предложении использованы все три слова в обычной комбинации4гЗаданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации3дПравильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи2,5еПравильно использованы лишь два слова, а третье искусственно введено в предложение1жЗадача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями0,5зПредложение представляет собой бессмысленное объединение все трех слов0

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.

Качественная характеристика творческого воображения, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений - б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом воображении или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.

Второй показатель - это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность творческого воображения.


Заключение


Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

Все средства творчества показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.


Список использованной литературы


1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург, 1999.

2.Веккер Л.М. Психические процессы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. Т. 3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 33-37.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 225 с.

Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. М.,2001. 976 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1999.

8.Игнатьев Е.И. «Воображение как средство познания». Ярославль,1966.

9.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Мир, 1979. 376 с.

Лук А.Н. Психология творчества. М.: Просвещение, 1978. 274 с.

Немов Р.С. Психология: В 3 т. М.: Владос, 2003. Т.3. 635 с.

Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. 1997.

Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2003. 96 с.

Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.

Психологический словарь/ Ред. Зинченко В.П. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.

Психология. Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2004. - 584с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2002. Т.2. 401 с.

19.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». - СПб.: Издательство «Питер»,1999.

20.Соломин В.П. «Психологическая безопасность».-М.: «Дрофа», 144с.

Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005.

22.Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. М., 1988. 80 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Статьи по теме: