Начальник управления свр. Служба внешней разведки России (СВР РФ) — самая засекреченная служба страны

Считается датой основания Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР России), которая является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях обеспечения президента РФ, Федерального Собрания и правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

Разведывательная информация предоставляется президенту РФ, палатам Федерального Собрания, правительству РФ и определяемым президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Общее руководство органами внешней разведки РФ (в том числе и СВР) осуществляет президент РФ. Он назначает директора Службы внешней разведки.

Деятельность СВР строится на базе федерального закона "О внешней разведке " от 10 января 1996 года (с последующими изменениями).

Установить точно время, когда в России начали осуществляться разведывательные операции с целью получения политической и военной информации невозможно. Разведка велась практически всегда. Датой рождения внешней разведки РФ принято считать 20 декабря 1920 года, когда председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) Феликс Дзержинский подписал приказ о создании Иностранного отдела ВЧК (ИНО ВЧК) при НКВД РСФСР.

Этим приказом Иностранный отдел, созданный весной 1920 года в Особом отделе ВЧК в целях усиления разведывательной работы за рубежом, выводился из его состава и становился самостоятельным подразделением.

Для обсуждения возникающих проблем и выработки разведывательной политики применительно к складывающейся ситуации регулярно собирается Коллегия СВР, куда заместители директора внешней разведки, начальники оперативных, аналитических и функциональных подразделений.

Усилия СВР сконцентрированы на своевременном выявлении реальных внешних угроз интересам и безопасности России, участии в их нейтрализации, обеспечении укрепления международных позиций страны, ее экономического, научно-технического и оборонного потенциалов.

За годы существования советской и российской внешней разведки было проведено немало ярких, успешных операций. Видное место в ее летописи занимают многолетняя результативная работа "Кембриджской пятерки", подвиги советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны, самоотверженная деятельность "Красной капеллы" в гитлеровской Германии, операции по содействию созданию ядерного щита СССР, а также многие другие, проведенные как в послевоенные годы, так и в более позднее время. Большое число сотрудников внешней разведки было удостоено высоких государственных наград.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Внешняя разведка России на сегодняшний день представлена службой внешней разведки РФ. Это одна из ключевых сил, которые обеспечивают безопасность граждан РФ и страны в целом от угроз, исходящих со стороны других государств, организаций и отдельных людей. Сокращенное название организации - СВР России.

Описание ведомства

Работа службы заключается в поиске и отчете перед президентом РФ, предоставлении полной и верной информации о военном, экономическом и других внешнеполитических положениях и настроениях. На основе всех полученных данных принимаются решения, обеспечивающие безопасность граждан и всей страны.

Полученные данные обрабатываются, информация докладывается непосредственно президенту РФ, которому и подчиняется федеральная служба внешней разведки России. Президент страны вправе снять и назначить директора службы, который отвечает за своевременность предоставляемых сведений, а также их достоверность.

Основной закон, регулирующий работу спецслужбы, был принят в 1996 году. После принятия закона "О внешней разведке" время от времени в него вносились различные поправки и изменения. Датой основания службы в России можно считать конец 1920 года.

История внешней разведки

Сегодня нельзя назвать точную дату появления разведывательных мероприятий в России. Разведка видоизменялась, переименовывалась, но была всегда. История внешней разведки России (в более или менее современном виде) берет начало примерно в 1918 году.

Именно тогда, после победы в Октябрьской революции, появилась необходимость на должном уровне защищать интересы страны во внешней политике. Для тогдашнего руководства страны жизненной необходимостью была возможность располагать полной и достоверной информацией о ситуации в мире и расстановке сил (противниках и союзниках).

Понятно, что никакие переговоры не позволили бы выяснить подобные данные, поэтому была поставлена задача: создать подразделение внешней разведки под началом председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского. Главой подразделения стал Яков Давыдов. Первостепенной задачей руководителя стала разработка плана работы штата и схемы деятельности отделов. Впоследствии название и структура подразделения менялись несколько раз, но все основные функции спецслужбы сохранялись.

Ноябрь 1991 года стал отправной точкой для разведывательного управления как самостоятельного органа. После процедуры выхода разведки из структуры КГБ, структуру переименовали и провели реорганизацию. Под конец зимы 1991 года указом президента РСФСР была сформирована самостоятельная организация - внешняя служба разведки. Старое подразделение при этом не подверглось никаким существенным изменениям, кроме перемены названия.

Вскоре службу снова переименовали, разведка стала называться СВР России. На пост директора спецслужбы пришел Евгений Примаков, занимавший ранее аналогичную должность в Советском Союзе. Примакову была поставлена задача за неделю разработать вид, штаты и систему работы новой организации. В начале 1992 года президент РФ добавил в штат должностей, назначил заместителей директора спецслужбы.

По факту все занимаемые должности ЦСР СССР просто перешли в новую структуру. Новичком стал только генерал-лейтенант Иван Гореловский, который принял на себя задачи административно-хозяйственного направления.

За все время работы управление сменило более 20 глав и множество названий. В 1991 году на пост вступил Евгений Примаков, в 96-м его сменил в 2000 году глава внешней разведки России назначил директором СВР Сергея Лебедева. В 2007 году на должность директора пришел Михаил Фрадков. С 5 октября 2016 года пост занимает Сергей Нарышкин.

Законодательство

Служба внешней разведки России регулируется несколькими законами и поправками к ним. Первый и до настоящего времени основной закон “О внешней разведке” появился после распада СССР, летом 1992 года. Сегодня действует новый документ от 1996 года, с изменениями, внесенными в 2000, 2003, 2004 и 2007 годах.

Дополнительно деятельность службы регулируют законы и дополнения к ним: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторые другие. Также разведывательная служба руководствуется и работает в соответствии с Конституцией РФ.

Задачи и средства службы

Основной функционал, который выполняет внешняя разведка России сегодня это:

  1. Создание обстановки, которая будет поддерживать успешное выполнение политических планов РФ.
  2. Поддержка и создание благоприятных условий для экономических, военных, научных и других планов РФ.
  3. Поиск, структуризация и обработка информации о вопросах, касающихся безопасности страны, планах ее развития, намерениях других стран и отдельных организаций в отношении РФ.
  4. Поддержка воплощения мероприятий по безопасности страны.
  5. Отчет президенту страны с максимально верной информацией о положении и намерениях стран по отношению к России. Данный отчет передает лично директор внешней разведки России либо его заместитель.
  6. Устранение угрозы терроризма и принятие мер по противодействию.

Общее руководство осуществляется президентом, а все управления подчиняются директору внешней разведки.

Полномочия службы

Закон предоставляет разведывательной службе право:

  • устанавливать контакты с лицами для получения необходимой информации, в том числе и засекреченной;
  • засекречивать данные и штат сотрудников;
  • использовать любые средства, которые не принесут вреда жизни и здоровью людей, репутации страны и экологической ситуации.

Оперативную работу и ее качество обеспечивает структура спецслужбы.

Структура спецслужбы

На сегодняшний момент внешняя разведка России имеет в своем составе различные службы и отделы, которые выполняют функции оперативного реагирования, аналитики и сбора информации. Относительно широко известна только структура центрального аппарата службы. Остальные подразделения, в том числе региональные и в других странах имеют место быть, но строго засекречены. Управление спецслужбой представлено директором, коллегией, заместителями, а также различными управлениями и службами, обеспечивающими весь функционал работы.

Начальник внешней разведки России подчиняется Президенту страны, и управляет всеми подразделениями службы. Коллегия СВР - еще одно важное звено в работе спецслужбы. Коллегия собирается для решения основных проблем и выработки планов по разведывательным мероприятиям, ориентируясь на современную ситуацию. Собрание включает в себя всех заместителей директора, а также начальников каждого из подразделений спецслужбы.

Для связи с общественностью в структуре службы создан свой отдел - Бюро по СО и СМИ.

Знаменитые операции

История насчитывает множество ярких операций наших разведчиков. Наверняка не все проекты широко оглашались в СМИ поскольку служба секретна. Но те операции, которые получили широкую огласку, представляют весьма результативные проекты:

  1. "Синдикат-2" - операция 20-х гг. по выводу из-за границы активного противника СССР Б. Санникова.
  2. Операция по расшифровке секретных посланий МИД Японии 1923 года.
  3. Операция “Тарантелла” 1930-1934 гг., которая проводилась с целью контроля деятельности английской разведки в отношении СССР.
  4. Разработка и создание ядерного щита страны.

Благодаря успешным операциям большинство сотрудников имеют именные награды от правительства страны.

Дополнительная информация

Сегодня существует заблуждение, что две важных структуры, обеспечивающие безопасность граждан и страны - ФСБ и внешняя разведка России, - довольно четко разделяют между собой свои обязанности. По мнению большинства, СВР работает только с внешней информацией, а ФСБ занимается только внутренней.

В реальности же все немного не так. Обе службы работают как внутри страны, так и за ее пределами. Различие между ними не в том где, а в том, как работают защищает страну от террористических нападок и шпионов, а СВР если не полностью, то по большей части, сама является шпионской организацией.

На сегодняшний день СВР России считается одной из лучших спецслужб в мире. Богатая история, строгий отбор специалистов и множество успешно выполненных задач подтверждают этот факт.

Органы, осуществляющие внешнюю разведку для обеспечения интересов России, существуют достаточно продолжительное время. В дореволюционной России они не были структурированы в отдельное ведомство и входили в различные государственные структуры. В послереволюционный период подразделения внешней разведки последовательно входили в систему ВЧК, ГПУ, ОГПУ, ГУГБ НКВД СССР, ПКГБ СССР, МГБ СССР, КГБ СССР. В ноябре 1991 г. внешняя разведка было выделена в самостоятельную Центральную службу разведки (ЦСР СССР)1. Служба внешней разведки (СВР России) была создана 18 декабря 1991 г. согласно Указу Президента РСФСР № 293 "Об образовании Службы внешней разведки РСФСР".

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 № 5-ФЗ "О внешней разведке" внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием установленных законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки РФ по следующим направлениям:

  • - добывание и обработка информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
  • - оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность реализовывается на основе следующих принципов:

  • - разделение полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • - законное право
  • - уважение прав и свобод человека и гражданина;
  • - подконтрольность Президенту РФ и Федеральному Собранию;
  • - сочетание гласных и негласных методов и средств. Целями разведывательной деятельности являются:
  • - обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • - обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • - содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Органы внешней разведки Российской Федерации наделены следующими полномочиями:

  • - установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
  • - осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  • - использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;
  • - взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;
  • - заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
  • - организация и обеспечение защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами страны, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты этих учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
  • - обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;
  • - обеспечение безопасности командированных за пределы Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своих занятий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
  • - взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
  • - создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
  • - обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
  • - создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки РФ.

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ, который определяет задачи разведывательной деятельности, контролирует и координирует деятельность органов СВР России, принимает решения, назначает руководителей.

СВР России возглавляет Директор СВР России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Директор СВР России имеет в своем непосредственном подчинении нескольких заместителей, которые также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Организационная структура СВР России включает в себя оперативные, аналитические и функциональные подразделения.

Служба внешней разведки состоит из следующих структурных подразделений:

  • - оперативные отделы;
  • - управление анализа и информации;
  • - управление внешней контрразведки;
  • - управление информатики;
  • - управление опертехники;
  • - управление экономической разведки;
  • - аппарат Директора;
  • - протокольный отдел;
  • - Академия СВР России;
  • - бюро по связям с общественностью и СМИ. Сотрудники кадрового состава органов СВР России для выполнения своих функциональных обязанностей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных органов за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам СВР России несут юридическую ответственность.

Внешняя разведка РФ – это совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки Российской Федерации, которые являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

– добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;

– оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание РФ исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государства иными способами.

Целями разведывательной деятельности являются:

– обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

– обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики России в сфере безопасности;

– содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных законом.

Полномочия органов внешней разведки Российской Федерации. Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

– установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

– осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

– использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;

– взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;

– организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами ее территории;


– обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;

– обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

– взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

– обеспечение собственной безопасности, т. е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Решения о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки РФ в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом РФ по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Разведывательную деятельность в пределах своих полномочий осуществляют:

– СВР России – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за ее пределы граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

– органы внешней разведки Минобороны России – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

– ФСБ России – во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ, который в пределах своих полномочий:

– определяет задачи разведывательной деятельности;

– контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;

– принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки РФ и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

– назначает руководителей органов внешней разведки РФ. В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории РФ не допускается.

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Кадры внешней разведки. Сотрудниками органов внешней разведки РФ являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Сотрудником органов внешней разведки РФ может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

На военнослужащих органов внешней разведки РФ распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учетом установленных федеральным законодательством особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций.

Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего кадрового состава органов внешней разведки РФ устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки РФ либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки РФ, в порядке, определяемом Президентом РФ.

К кадровому составу органов внешней разведки РФ относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки РФ, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки РФ.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, включая сотрудников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки РФ, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.

Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ для выполнения своих функциональных обязанностей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки РФ занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней разведки РФ.

Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки РФ запрещается принимать негласное участие в деятельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности. Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки РФ.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов РФ и прокурорам всех уровней в Российской Федерации, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки РФ.

ЧТО ЭТО ВООБЩЕ?


История СВР началась около ста лет назад. В 20е годы прошлого века в ВЧК (нынешнее ФСБ) решили создать отдельную структуру для борьбы с врагами революции за пределами советского государства. Эту структуру назвали ИНО (Иностранным отделом) – первый орган внешней разведки в СССР.

Спустя несколько десятилетий после победы революции у ИНО появились новые задачи. Тут свою роль сыграла Вторая мировая война. Разведчики работали в тылу фашистов. Они собирали информацию и проводили диверсионные операции. Когда Германия была разгромлена, могла бы наступить передышка, но нет. Началась холодная война.

Теперь ИНО стал Первым Главным Управлением (ПГУ) МГБ СССР. Отныне борьба велась с иностранными разведками, изучалась информация о разработке ядерного оружия, велась агентурная работа.

Один из самых легендарных советских разведчиков работал под псевдонимом Рудольф Абель и снискал уважение даже тогдашнего главы ЦРУ Аллена Даллеса. В 1957 году Абель был разоблачен в США, но не дал никаких показаний - его приговорили к 32 годам заключения. Но впоследствии обменяли на Американского пилота, и он смог вернуться в СССР.

Даллес в своей книге "Искусство разведки" писал: «Все, что Абель делал, он совершал по убеждению, а не за деньги. Я бы хотел, чтобы мы имели трех-четырех таких человек, как Абель, в Москве».

Когда холодная война была проиграна, и СССР уже находился в процессе распада, в начале 90х, русская разведка пришла к новому этапу своего развития – имя которому СВР.

ЧЕМ ТУТ ЗАНИМАЮТСЯ?


Служба внешней разведки - одна из самых засекреченных служб в России. Но определенные виды деятельности все же известны.

СВР нужна информация. А как ее добыть? Для этого разведка привлекает людей, которые владеют этой информацией. Говоря проще, вербуют. Мотивация у этих людей разная – от финансовых выгод до личной заинтересованности.

Другая сторона информационной разведки строится на поиске секретных документов. Например, нужна информация о разработках оружия. Тут не всегда удастся найти информатора. Но и у стен есть уши. Разведчики используют специальные средства. Раньше это была просто прослушка. Теперь технические возможности растут. И СВР в том числе разрабатывает эти новые системы. Айтишники в теме. Добро пожаловать на борт.

А как быть с другими странами? Ведь работать приходится не только внутри страны. Существует особо секретное подразделение «С». Это по сути нелегальная разведка. Разведчики для работы уезжают в другую страну по специальной легенде. И тут уже без иностранного языка никуда. Нужно знать хотя бы один. Но в совершенстве. Направлений и специализаций в разведке предостаточно. Для такой работы кадры готовят очень тщательно.

ГДЕ НА ЭТО УЧАТ?

Единственное учебное заведение СВР – это Академия внешней разведки.

Поступить в Академию можно с 22 лет. У кандидата должно быть высшее гуманитарное или техническое образование, способности к иностранным языкам и неплохое здоровье. Точно не возьмут ярых экстремистов и фанатиков. Будет серьезный психологический отбор.

Внутри самого обучения существует ряд специализаций. На экономическом направлении готовят специалистов для выявления всех теневых схем в финансовом секторе. Причем разбираться придется не только в финансовых институтах нашей страны, но и познавать схемы работы зарубежных экономических моделей.

Политическая специализация углубляется в подготовку специалистов юридической направленности. Они должны быть готовы собирать информацию о деятельности международных общественных и политических структур. Нередко разведчики работают именно по линии Министерства Иностранных Дел. Настоящие дипломаты от разведки.

Научно-техническое направление готовит кадры для разработки и поиска всех инновационных технических наработок. Тут придется разбираться в физике и математике. Для любителей точных наук.

Аналитическое направление посвящено изучению всех процессов для анализа глобальных международных явлений.

Комплекс подготовки в Академии внешней разведки направлен на результат. Провала быть не должно. Цена ошибки в работе разведчика может стоить ему свободы или даже жизни. Хорошая мотивация для обучения.

СКОЛЬКО ДЕНЕГ?

В официальных источниках найти такую информацию не получится. Приблизительная зарплата, а точнее денежное довольствие рядового разведчика составляет около 60 тысяч рублей без дополнительных выплат. А они порой очень даже существенные. За стаж добавляют от 10 до 40 процентов. Больше половины за секретность. И до 100 процентов увеличивается оплата работы в тяжелых условиях. Плюс существуют надбавки на поддержание уровня владения иностранными языками. Кроме того, разведчики получают ведомственное медицинское обслуживание, питание, увеличенную пенсию, путевки в санатории и военную ипотеку.

Работа в СВР действительно имеет престиж среди других государственных служб. Быть может, не зря один из выпускников Академии внешней разведки добился неплохого карьерного роста и занимает на сегодняшний день большую должность – Президента Российской Федерации.



Статьи по теме: