Онлайн касса для такси. Как новый закон о применении кассовых аппаратов коснется служб такси

До вступления в силу закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов» остаются считанные дни. Об основных изменениях, вступающих в силу с 1 февраля 2017 года, мы уже рассказывали в первой статье, теперь рассмотрим основные варианты взаимодействия служб такси применительно к новому закону.

Как выстроить работу службы в новых условиях?

Исходя из реалий нового закона хотим рассмотреть четыре варианта работы служб такси с новым законом о кассовых аппаратах. Несмотря на то, что новый закон строго предписывает участникам рынка с 1 февраля 2017 года использовать в работе ККТ с функционалом, позволяющим не только печатать на чеках QR-коды, но и отправлять данные в налоговые органы, для некоторых участников рынка можно отыскать ряд послаблений, позволяющих временно обойти предписанные законом ограничения. Во-первых, до 1 июля 2018 ряд организаций, которые не применяют контрольно-кассовую технику, могут продолжать обходиться без нее. Во-вторых, даже после 1 июля 2018 года есть варианты снижения затрат на установления соответствия закону.

Вариант первый - ничего не делать

Можно все оставить как есть и привлекаться к административной ответственности, так как неприменение ККТ влечет за собой лишь наложение административного штрафа.

Если же продавец не направит покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме, то это повлечет за собой

До определенного времени можно ограничиться штрафами. Однако, в случае рецидива штрафы будут расти и могут в дальнейшем привести к приостановке деятельности сроком до 90 дней. Что для службы такси может означать серьезную потерю клиентов и вероятную смерть.


Вариант второй - использовать ККТ нового типа

Все новые ККТ должны отвечать определенным требованиям и обеспечивать:

  • формирование фискальных документов (кассовых чеков и БСО) в электронной форме;
  • возможность передачи данных оператору фискальных данных (ОФД);
  • печать фискальных документов с QR-кодом для мобильного приложения проверки чеков.

При переходе на новые ККТ важно соблюсти несколько условий:

  • Вся приобретенная и зарегистрированная до 1 февраля 2017 года ККТ должна быть перерегистрирована и снята с учета до 1 июля 2017 года.
  • Все организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с 1 февраля 2017 года с заявлением о регистрации или перерегистрации ККТ, обязаны заключить договор с ОФД для передачи их в налоговые органы в электронной форме (для этого заключается отдельный договор).
  • Использование контрольно-кассовой техники, не обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы, с 1 февраля 2017 года не допускается.

Если руководитель службы такси желает перейти на новые ККТ уже сейчас, то ждать наступления июля 2018 года не обязательно. Учитывая вероятную «сырость» системы желательно сделать это минимум за пару месяцев до вступления в силу новых положений закона, тем более, что у каждого предпринимателя есть возможность перейти на новую ККТ в добровольном порядке с 15 июля 2016 года. Естественно, покупка нового оборудования и его обслуживание стоит денег. На сегодняшний день эта сумма составляет от 19 000 рублей за одну ККМ. Уже сейчас на рынке представлено множество устройств, соответствующих требованиям закона. Это и кассовые аппараты традиционного вида, и гибриды, сочетающие возможности планшета, ридера банковских карт и ККМ.

Например, в сентябре Сбербанк провел пресс-конференцию, посвященную запуску нового бизнес-проекта - компании «Эвотор ». Компания собирается выпускать новые терминалы для предприятий малого бизнеса. Основными их функциями станут фискальный учет и печать чека. Аппаратное устройство представляет из себя Android-планшет с чековым принтером в моноблочном корпусе и комплектуется мобильным беспроводным терминалом для приема банковских карт.

Наверняка «Эвокор» и подобные ему устройства можно будет объединить с программными таксометрами, и тогда немалые денежные траты службы такси станут более оправданными.


Вариант третий - использовать БСО

До 1 июля 2018 года плательщикам ЕНВД и УСН на основе патента, допускается использование бланка строгой отчетности. Если ранее форма БСО могла быть произвольной (лишь бы присутствовали десять обязательных реквизитов), то теперь в законе появилось довольно сильное ограничение на формат бланка строгой отчетности. Под БСО понимается документ, сформированный в электронной форме или отпечатанный с помощью «автоматизированной системы для БСО» - устройства, фактически являющегося разновидностью контрольно-кассовой техники. Следовательно к этому устройству будут применены все те же требования, что применяются ко всем видам подобной техники - они должны обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, а также передачу данных через оператора фискальных данных.

Таким образом БСО трансформируется в один из видов кассового чека, в котором необходимо будет указывать целый перечень реквизитов, и если ранее они включали всего десять наименований, то теперь к этому перечню добавились:

  • информация о налоговой системе продавца,
  • заводской номер фискального накопителя,
  • адрес сайта оператора фискальных данных,
  • дата, время и место осуществления расчета,
  • признак расчета (приход или расход),
  • наименование товаров,
  • сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС,
  • номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме,
  • форма расчета (наличные или электронный платеж).

Поскольку с вступлением в силу нового закона бланк строгой отчетности фактически приравнивается к чеку, то службе такси потребуется приобретать специальное оборудование, являющееся разновидностью контрольно-кассовой техники. При этом использовать БСО смогут далеко не все организации, в частности, не смогут те, которые работают на общей системе налогообложения. Выгод от использования БСО практически не остается.

Вариант четвертый - использовать электронный чек

Новая редакция закона предусматривает помимо формирования бланка строгой отчетности в бумажном виде возможность формирования данного документа в электронном виде. В этом случае покупателю или потребителю услуги для функции расчета достаточно предоставить адрес электронной почты либо номер мобильного телефона. Такой способ возможен в случае онлайн-продажи или когда клиент явно перед покупкой сообщил о желании получить чек в электронном виде.

Полученный клиентом в электронном виде (например, в виде ссылки на веб-страницу), кассовый чек может быть в дальнейшем распечатан. В таком виде он приравнивается к БСО или кассовому чеку, напечатанному с помощью ККТ. Главное, чтобы сведения, указанные в распечатанном чеке, были идентичны сведениям БСО или кассового чека в электронной форме. Если же в расчетах была допущена ошибка и чек или бланк выписаны неправильно, в законе предусмотрена возможность формирования чека или бланка коррекции. Правда, скорректировать можно будет только ошибки текущего дня - для более ранних расчетов такая функция действовать не будет.

В случае оплаты клиентом поездки через приложение банковской картой (без наличных расчетов с водителем) электронный чек - это единственный вариант, к тому же весьма экономный для службы такси. К сожалению, еще долго далеко не все поездки будут оплачиваться безналичными платежами, поэтому такой способ не сможет стать единственным (конечно, если вы не Uber или Gett).

В заключение

Новый закон позволяет государству контролировать розничные покупки. Но для большинства представителей малого и среднего бизнеса это означает огромные затраты и финансовые потери. К сожалению, пока не видно простого способа уйти от этих затрат, и у служб такси, как и у любого другого розничного бизнеса, возникнет серьезный соблазн сделать значительную часть своего бизнеса серым. И если крупные службы, таксопарки с высокими доходами, работающие в бизнес- и вип-сегменте смогут позволить себе дополнительные траты, то небольшие службы и диспетчерские, работающие с частниками (к ним, в том числе относятся, и «федералы»), скорее всего, окажутся в очень непростой ситуации.

Станет ли рынок такси более цивилизованным или, напротив, уйдет в глубокое подполье? Как новый закон скажется на Интернет-агрегаторах, на сетевиках? Какую тактику выбрать независимой службе такси? Предлагаем обсудить это в комментариях к нашей статье.

Установка ККТ является обязательным требованием для многих категорий бизнеса. Существуют некоторые исключения, при которых можно не применять указанные аппараты. Такая услуга, как перевозка в такси, не включена в этот перечень, поэтому все таксисты обязаны формировать и выдавать кассовые чеки. Нюансы заключаются лишь в сроках начала применения ККТ для разных категорий предпринимателей.

С какого срока нужно принимать ККТ в такси

Перевозка пассажиров, осуществляемая на коммерческой основе, относится к услугам. Все организации, деятельность которых связана с перевозками, уже фактически перешли на использование новых онлайн-касс: часть из них установили ККТ к 1 июля 2017 , остальные - к 1 июля 2018 . Но есть категория таксистов, которые вправе не использовать онлайн-кассы до сих пор.

Официальную отсрочку до 1 июля 2019 года получили ИП на ЕНВД на патенте. Поскольку большая часть зарегистрированных таксистов использует при организации предпринимательской деятельности патентную систему налогообложения , то они обязаны перейти на новый порядок расчетов с 1 июля 2019.

До внесения изменений в законодательство о кассовой технике таксисты по умолчанию были также обязаны выдавать своим клиентам чеки. Освобождены от этого положения были только таксопарки, ведущие деятельность на ЕНВД или ПСН, в парке которых находиться менее 20 автомобилей. При этом в обязательства таксиста входила выдача бланков строгой отчетности (БСО) .

Уже с 1 июля 2019 установить кассовый аппарат должны будут все предприниматели, независимо от налогового режима, общего количества машин, а также организационно-правовой формы.

Правила применения ККТ в такси

Где следует ставить кассу - в офисе или непосредственно в такси? Поскольку закон требует пробить чек в момент расчета, то ответ очевиден - ККТ следует применять в автомобиле . Исключение составляют лишь случаи, когда таксопарк заключает официальный договор на транспортировку, в котором детально указывается маршрут, а оплата производится единовременно. Сюда относится аренда корпоративных автобусов и машин - эта услуга предполагает оплату в офисе.

По новым правилам в чеке требуется указывать точный адрес магазина , где была произведена оплата. Если касса установлена в такси, в поле «адрес» пишется марка и модель автомобиля, а также официальный регистрационный номер . Такая же информация будет указываться при регистрации ККТ в Налоговой службе.

Особенности ККТ для такси

На данный момент существует огромный выбор кассовых аппаратов. Поэтому при покупке кассы необходимо учесть следующие нюансы:

  1. Максимально компактные габариты устройства . Оборудование не должно быть громоздким - крупный аппарат использовать в автомобиле не получится.
  2. Подключение к интернету по 3G/4G или wifi . Выход в глобальную сеть является обязательным условием использования устройства. В случае с такси подойдет только ККТ, поддерживающая беспроводное соединение.
  3. Простой функционал . Прием платы в такси - однотипная операция, которая не потребует каких-либо дополнительных возможностей и настроек ККТ. Все, что необходимо учесть - быструю работу устройства и максимальное удобство использования.

Обзор подходящего оборудования

При покупке стоит обратить внимание на следующие модели, представленные известными производителями:

  1. - компактное устройство, которое имеет стандартный кнопочный дизайн. Аппарат может работать автономно в течение 8 часов. У модели есть удобный индикатор зарядки, который вовремя сообщит о необходимости подключения к зарядному устройству.
  2. Кассы «Эвотор» . Для осуществления работы в такси оптимальным вариантом станет 5-я модель этого производителя. Касса представляет собой удобный смарт-терминал, способный работать в автономном режиме не менее 12 часов.
  3. «Касатка» - небольшая онлайн-касса с аккумулятором, рассчитанным на 6-8 часов автономной работы. Касса удобно подключается к интернету - в конструкции устройства предусмотрена встройка сим-карты. Оптимальным решением для таксистов станет «Касатка 7», обладающая необходимым функционалом для максимально удобной работы.
  4. Кассы «Меркурий» - линейка эргономичных устройств по доступной цене. Стоимость моделей на 3 квартал 2018 начинается от 5700 рублей. Для осуществления работы в такси оптимальным решением станет устройство «Меркурий 180Ф».

Разберемся, нужна ли онлайн-касса для такси, к какой категории бизнеса относится эта деятельность и какие правила для нее установлены законом.

Такси перевозит людей, это услуга. Закон 290-ФЗ предписывал организациям сферы услуг установить кассовый аппарат нового образца с 1 июля 2018 года.

Поправки в закон, вступившие в силу 27.11.2017 года, изменили срок применения онлайн-касс в такси и отодвинули его до 1 июля 2019 года.

Итак, отсрочка касается следующих категорий:

  1. Организаций и предпринимателей на ЕНВД, перевозящих пассажиры и грузы, при количестве машин до 20 единиц (п.п.1 п.7.1 ст.7 закона 290-ФЗ);
  2. ИП на патенте, выполняющих перевозку пассажиров на автомобилях (п.п.3 п.7.1 ст.7 закона 290-ФЗ);
  3. Организаций или индивидуальных предпринимателей на других системах налогообложения (ОСНО, УСН), оказывающих услуги населению (п.8 ст.7 закона 290-ФЗ).

Таким образом, до июля 2019 и крупные компании, и небольшие таксомоторные парки могут не применять кассовый аппарат для такси.

Обязательным условием работы остается выдача по требованию клиента бланка строгой отчетности (БСО). До окончания льготного периода действуют прежние требования для БСО:

  • бланк изготовлен типографским способом;
  • БСО заполняется в двух экземплярах или имеет отрывной талон;
  • копии или корешки бланка хранятся организацией в течение 5 лет.

Какую кассовую технику купить для такси

После 1 июля 2019 года разницы в требованиях к оформлению чека онлайн-кассы и БСО не будет. Чтобы исполнить положения закона, нужно приобрести онлайн-кассу или автоматизированную систему для печати БСО. Однако пока в реестре разрешенной ККТ нет ни одной такой системы и, скорее всего, в ближайшее время они не появятся. Поэтому есть смысл выбирать из уже работающих онлайн-касс.

Поскольку чек выдается сразу после поездки, то подойдут небольшие автономные кассы, работающие на аккумуляторе. Информацию о расчетах необходимо передавать в режиме онлайн в , а затем и в ФНС, поэтому устройство должно быть подключено к мобильному интернету.

При регистрации в налоговой службе укажите, что ККТ будет использоваться в автомобиле, а в графе чека «адрес (место) покупки» введите название и госномер машины такси.

Как вернуть деньги за кассу

Чтобы компенсировать затраты, индивидуальные предприниматели на ЕНВД и патенте могут получить налоговый вычет при покупке онлайн-кассы. Компенсируют покупку любого количества касс, ограничение только по сумме – 18000 рублей за ККТ.

Реальная сумма выплат зависит от размера налогов к уплате. ИП на ЕНВД включает расходы на кассу в ежеквартальную декларацию и уменьшает сумму налога, которую он должен был заплатить.

Предприниматель на патенте либо подает заявление об уменьшении налоговых выплат и не платит за патент в пределах вычета, либо, если налог уже заплачен, пишет заявление на возврат.

Если размер налога на вмененный доход или сумма патента небольшие, есть смысл приобрести кассу как можно раньше.

Вычет предоставляется с квартала, в котором касса поставлена на учет в ФНС.

Например, если приобрести кассу в 2018 году, то уменьшать налог можно будет в 2018 и 2019 годах. Если в первом или втором квартале 2019, то налог уменьшить можно с момента регистрации до конца года. При покупке кассы после 1 июля 2019 года вычет не предоставят.

С нового года начал действовать новый порядок налогообложения транспортных средств. Для физических лиц, имеющих дорогие автомобили, отменены повышающие коэффициенты 1,3 и 1,5. Для владельцев автомобилей стоимостью от 3 до 5 мил. рублей, выпущенных не более трёх лет назад, теперь применяется только один коэффициент – 1,1.

Отмена ТО для личного транспорта

29.01.2019 года в Государственную думу Российской Федерации внесен законопроект № 634935-7 об отмене обязательного ежегодного технического осмотра для владельцев личного автотранспорта.

Хорошая новость для автовладельцев личного транспорта, об отмене технического осмотра. Но что касается такси, законопроект не рассматривает отмену ТО, и вам в дальнейшем так же придётся его проходить.

ГИБДД будет контролировать техосмотр

Новый законопроект 2018 о реформе прохождения государственного технического осмотра внесен в Госдуму.

Правительство внесло законопроект в Госдуму. Основная цель исключить покупку и продажу техосмотра без заезда. Операторов технического осмотра (техосмотра) обяжут использовать электронную подпись и производить видеофиксацию, все данные по ТО будут передаваться в МВД. За нарушение грозит уголовная статья, а водителям штраф 2000 руб. Всю работу операторов То снова будет контролировать ГИБДД.

С 1 февраля 2017 года вступает в силу закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов», который обяжет всех участников рынка такси и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдавать пассажирам чеки или бланки строгой отчетности, установленной формы.

Как службы такси работают сейчас

На сегодняшний день юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги по перевозке, могли не выдавать пассажирам чеки в двух случаях.

  • В случае если в качестве одного из вариантов налогообложения был выбран ЕНВД (единый налог на вмененный доход), а также при использовании патентной системы, применяемой в качестве альтернативы ЕНВД в ряде регионов (например в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, где использование ЕНВД запрещено). Патент приобретается на определенный срок и на него накладываются ограничения на количество работников - их не может быть более 15 человек.
  • В случае если организация оказывает услуги по перевозке и автопарк насчитывает менее 20 автомобилей. Кстати, по данным аналитического центра при Правительстве РФ в 2015 году 3% от общего числа зарегистрированных ИП относили себя по виду деятельности к такси.

Типичные схемы организации работы служб такси в настоящее время

1 случай.

Служба такси, работающая по ОСНО (общей системе налогообложения). Эта система устанавливается по умолчанию при регистрации ИП, если предприниматель не подал заявление на использование иной системы. На ОСНО не распространяются никакие виды ограничений по количеству работников и полученным доходам. Как правило предприниматели, не имеющие больших объемов выручки, стараются избежать ОСНО, потому что при выборе данной системы приходится уплачивать все общие налоги - НДС, на доходы и имущество физических лиц и вести полноценную бухгалтерию. Службы такси, работающие на ОСНО, обязаны выдавать своим клиентам кассовые чеки.

2 случай.

Служба такси с автопарком более 20 машин. Независимо от выбранной системы налогообложения обязана использовать контрольно-кассовую машину (ККМ). Перевозчик проводит платежи через кассовый аппарат, соединенный с таксометром.

3 случай.

Служба такси, насчитывающая менее 20 машин, работающая по следующим схемам налогообложения - ЕНВД, либо на основе патента (данный вариант доступен лишь для ИП). В этом случае применять контрольно-кассовую технику (ККТ) служба такси не обязана и водители могут ограничиться выдачей бланка строгой отчетности (БСО) по первому требованию пассажира. БСО в настоящее время является альтернативой кассовому чеку. При расчетах с помощью БСО службы такси обязаны использовать таксометры. Поскольку нигде в законе не указано, каким именно должен быть таксометр, это может быть и самая простенькая модель с несколькими режимами, и просто программа на смартфоне. Важно понимать, что установка таксометра обязательна для всех случаев, когда стоимость поездки зависит от фактического километража поездки или времени и не является фиксированной величиной, установленной тарифом.


Что поменяется в 2017 году

С 1 февраля 2017 года в силу вступают поправки о возможности регистрации ККМ только нового типа. В отличие от касс, использующихся в настоящее время, новые ККМ передают данные в ФНС сразу после факта совершения оплаты. Следовательно, все новые кассовые аппараты должны оснащаться возможностью подключения к интернету через интернет-порт, встроенный GPRS или wifi-модем. По этой причине новая ККМ получила название «онлайн-кассы». Функция передачи данных становится обязательной для всех видов ККТ. Владельцам старых ККМ придется либо модернизировать старую технику, либо приобретать новую.

Впрочем, до 1 июля 2018 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие на ЕНВД и по патентной системе налогообложения, смогут выдавать бланк строгой отчетности. Но по новому закону с 1 июля 2018 года его придется формировать с помощью нового устройства - «автоматизированной системы для БСО», установленной в ККТ и пересылающей данные о каждой покупке через интернет оператору фискальных данных. Это означает, что если сейчас ваша служба такси не применяет контрольно-кассовую технику, то согласно закону, через полтора года вы лишитесь этой привилегии, и во всех экипажах вашей службы должны будут появиться ККМ нового типа.

Некоторые предприниматели все же будут освобождены от использования чеков и «онлайн-касс». Но эти случаи не относятся к работе служб такси, так как характерны либо для оказания услуг в экстремальных ситуациях, например, если речь идет о случаях, когда нет уверенного приема интернет-сигнала - в стойбищах или горах - местах, где и служб такси то никаких нет. Либо относятся к специфическим видам деятельности таким, как ремонт и окраска обуви, реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов и тд. и тп.


Зачем это нужно государству?

Если раньше информация о совершенных операциях хранилась в фискальной памяти ККМ, то теперь информация о каждой продаже будет в передаваться в налоговые органы через интернет. Государство собирается контролировать все факты продажи товаров и оказания услуг в режиме реального времени. При этом, разумеется, оправдывая подобные меры заботой о покупателе, которому в онлайн-режиме станут доступны все собственные чеки.В том случае, если доступа к сети по какой-либо причине не будет, касса сможет работать в оффлайн режиме до 3-х суток (72 часа). После того, как связь восстановится, данные будут автоматически переданы в налоговую службу.

Причем данные в налоговые органы будут передаться не сразу, а через посредника - оператора фискальных данных (ОФД), специальной организации, которая будет заниматься сбором данных о продажах и чеках и передачей этих данных в налоговую службу. Специалисты оценивают стоимость услуг ОФД примерно в 3 000 рублей с каждого кассового аппарата ежегодно. Каждому предпринимателю придется заключать договор с операторами фискальных данных. Далее на сайте налоговой службы необходимо будет завести личный кабинет. Через него можно будет зарегистрировать свою кассу. Таким образом отпадает необходимость возить ККМ в налоговую, а весь процесс регистрации будет происходить удалённо.

Для регистрации понадобится квалифицированная электронная подпись, которую можно будет получить в удостоверяющем центре, имеющем аккредитацию Министерства коммуникаций и связи России. Для этого понадобятся следующие документы:

  • Для юридических лиц - учредительные документы (устав, учредительный договор), выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговую службу.
  • Для ИП достаточно будет предоставить паспорт и СНИЛС.

Процесс не выглядит слишком сложным, тем не менее для многих служб такси организация полноценного обслуживания клиентов в машинах с применением контрольно-кассовой техники станет неподъемной задачей: не только из-за стоимости аппаратов и бюрократической волокиты, но и потому, что многие службы такси работают с частными водителями на непостоянной основе.



Статьи по теме: