Опера «Порги и Бесс. Д

В основу оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» лег роман Дюбоза Хейуорда «Порги», который позже был переработан в пьесу, рассказывающую о жизни бедных афроамериканцев. Опера вышла в 1935-м, но стала популярной лишь в 1950-х годах благодаря дуэту Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга, выпустившим альбом «Порги и Бесс» в 1957 году. Ария Summertime тут же стала международным хитом. А сам альбом, кстати, в 2001 году был занесен в Зал славы Гремми (Grammy Hall of Fame) и признан самой успешной обработкой оперы в стиле джаз.

В 1958 году Майлз Дэвис, джазовый трубач и звезда мировой величины, совместно с аранжировщиком Эвансом записал еще один джазовый вариант всей оперы. С Армстронга, Паркера и Дэвиса началось совершенно сумасшедшее шествие «Порги и Бесс» по планете.

В 1983 году известный советский хореограф и балетмейстер Михаил Лавровский, бывший премьер Большого театра, любимец Юрия Григоровича, танцевавший главные партии в его постановках, сам поставил балет «Порги и Бесс» в Тбилисском театре оперы и балета.

В 1978 году 37-летний Михаил Лавровский, чья карьера, как танцовщика уже подходила к завершению, окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. Как балетмейстер он начал с постановок телевизионных балетов. Первым стал спектакль «Мцыри» Давида Торадзе, где Лавровский сам исполнил главную роль, затем «Прометей – поэма огня» на музыку А.Н. Скрябина, «Хореографические новеллы» на музыку И.С. Баха и Ф. Листа (1986).

Джаз-балет «Блюз» («Порги и Бесс», 1983) на музыку Джорджа Гершвина был поставлен Лавровским на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета имени З. Палиашвили в пору, когда Михаил Леонидович возглавлял балетную труппу театра в 1982–1985 годах.

В 1987 году был снят фильм-балет «Фантазер» по мотивам «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина – очень вольная фантазия собственного балета Лавровского 1983 года с тем же названием. Съемки проходили в павильонах «Мосфильма», дома у балетмейстера и в помещениях Театра «Московская оперетта». Критики писали, что Лавровский чутко нашел решение сложнейшей, неповторимой по богатству ритмического и мелодического колорита и импровизационному духу музыки композитора, достиг в лучших сценах балета стилевого единства языка джазового и классического танца.

Народный артист СССР Лавровский работал во многих театрах и балетных школах мира: в Академии танца в Риме, в «Токио-балете» в Японии, в хореографической школе Анны Барт в Берлине и в США, в том числе в Хьюстоне, где поставил своего знаменитого «Мцыри», и в Фениксе, где осуществил постановку «Хореографических новелл».

Юрий Григорович: «Его отличает необыкновенная трудоспособность, полное растворение в творческой задаче».

Из книги М. Лавровского «От первого лица» (2006 г.):

<...> «Порги и Бесс», или «Блюз» Гершвина. Опять помогла мне Грузия. <...> Мне удалось создать свой первый и покамест единственный полнокровный, масштабный спектакль (два акта).

Министерство культуры Грузии и мои американские друзья <...> помогли мне для проведения классов танца-модерн пригласить Мигеля Лопеса – педагога от компании Элвина Эйли (США). В Тбилиси это стало событием: Лопес приехал со своими тремя учениками.<...> Это была очень продуктивная и необходимая работа в подготовке спектакля. Хочу сказать, что артисты грузинского балета занимались одержимо.

Для достойного воплощения задуманного спектакля мне необходим был человек, обладающий огромным вкусом и талантом замечать все, даже самые малые, казалось бы, незначительные просчеты. Практически я нуждался в сорежиссере, тем более что я еще сам танцевал. Таким человеком и артистом являлся мой коллега, замечательный танцовщик и репетитор В.С. Лагунов. <...>

Труппа Тбилисского балета работала со мной и Лагуновым по семь часов в день без перерыва. Ни один артист не брал бюллетень. Значит, работа всем нравилась, нравился и спектакль. Мне удалось успешно и логично найти сочетание классики и модерна в этом спектакле: страстная натура проститутки Бесс (классика-модерн) и то, что Порги видит в ней за внешней развратностью – чистую, хрупкую и ранимую душу – Белую Бесс (классика). Сам Порги (калека) в своих мечтах поднимается над своим обезноженным уродством и вместе со своей мечтой (Белой Бесс) парит в танце на сцене. И Спортинг Лайф (модерн), и Краун (демиклассика-модерн), и эксцентричная пара Сирина и Роббинс – все как-то сразу стало «складываться» у меня в либретто. И зрителю было интересно: наркомания, драки, азартные игры... казалось бы, и тема отрицательная, и эмоции. Но через все это просматривалась огромная духовность и любовь – настоящая, одного живого существа к другому. И все было проникнуто блистательной, чрезвычайно эмоциональной музыкой Гершвина. Я очень был рад тому, что талантливый М. Мурванидзе, став моим единомышленником, создал для этого спектакля блистательную сценографию, а И. Чаурели и М. Одзели замечательно прочли произведение Дж. Гершвина. <...>

Мне удалось с труппой театра все-таки съездить на гастроли в Финляндию и Москву. Везде был громкий успех, а один из именитых критиков США и Лондона Клайв Барнс написал о спектакле и обо мне самые возвышенные слова. Это переполнило чашу терпения моих «друзей» в Грузии, и мне пришлось самому уйти из театра им. 3. Палиашвили, чтобы уже новая дирекция не выгнала меня вон. Тем не менее о труппе театра, где я проработал замечательных три года, у меня остались самые лучшие воспоминания. Наш спектакль был если и не первый, то уж точно один из первых джаз-балетов, поставленных на сцене советского театра.

Я считаю спектакль «Порги и Бесс» своей удачей и удачей всего коллектива театра: и музыканты, и артисты, и художник, и репетиторы – все были на высоте».

Цитата сообщения Д. Гершвин опера «Порги и Бесс» (1993 год) видео

Культовая композиция «Summertime», пожалуй, известна каждому поклоннику джаза благодаря прекрасному исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд.
Это колыбельная Клары из первого действия оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Спектакль целиком построен на джазовых композициях, здесь присутствуют блюзовые интонации, негритянские гимны и псалмы,спиричуэлы. Кроме того, в нем представлено море импровизации, как же без этого, ведь речь идет не просто о классической опере, а о джазовой. Именно поэтому она отличается от привычных нам образцов.

Действующие лица
Порги - (баритон) нищий инвалид
Бесс -(сопрано) молодая девушка Крауна
Краун-(баритон) грузчик в порту
Джек-(баритон) рыболов
Клара-(сопрано) жена Джека
Спортинг-Лайф-(тенор) торговец наркотиками
Роббинс-(тенор) житель Кэтфиш Роу
Сирина-(сопрано) супруга Роббинса
Питер-(тенор) продавец меда
Лили-(сопрано) жена Питера

Время действия: 1920-е годы.
Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США.
Первое исполнение: Бостон, 30 сентября 1935 года.
Пьеса Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" имела вполне приличный успех. Но когда Дюбос Хейуард и Айра Гершвин сделали из неё оперное либретто, а брат Айры, Джордж, написал музыку, это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Общее мнение критики было таково: "Вот наконец первая настоящая и вполне американская опера". Это было в 1935 году. С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки - сперва в Бостоне, затем на Бродвее - она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.
Европы она достигла в 1945 году; тогда опера была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских актёров. Но по-настоящему популярной в Европе она стала только после того, как её показала американская негритянская труппа, совершавшая европейское турне. Было это в сезоне 1952/53 годов. Ни одна американская опера, созданная как до, так и после "Порги и Бесс", даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, по-видимому, не поколебала столь прочного положения "Порги и Бесс" в музыкальной жизни западного мира. И даже на Востоке, по крайней мере в России, она была встречена с энтузиазмом.
ДЕЙСТВИЕ I
Сцена 1 представляет собой большой двор в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу (Чарлстон, штат Каролина). Когда-то здесь жили аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной летней ночи передается чудесной колыбельной песней, "Summertime" ("Летние дни"), которую поет молодая жена и мать, Клара. Ее муж Джек выражает господствующее в этих краях отношение мужчин к противоположному полу в веселой песенке "A Woman Is a Sometime Thing" ("Женщина - вещь ненадежная"). В одном углу двора идет игра в кости, в другом - танцуют. На тележке, запряженной козой, въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят. Мужчины встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими репликами по поводу того, что он "неровно дышит" к девушке Крауна Бесс. В проникнутом горечью и берущем за душу речитативе "When God make cripple, He mean him to be lonely" ("Создавая калеку, Бог дал ему в удел одиночество") Порги поет о безысходности своей жизни, утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган, который уже навеселе. Вскоре под влиянием "порошка счастья" (наркотика), которым его снабдил Спортинг-Лайф, он становится весьма агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот самый Спортинг-Лайф, торговец наркотиками, пытается - безуспешно - забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери.
Не таков Порги. Он всегда любил Бесс, но не осмеливался приблизиться к ней - ведь он калека. Но сейчас она в безвыходном положении. Он зовет ее к себе.
Сцена 2 происходит в комнате Сирины, где оплакивают Роббинса, ее мужа, убитого Крауном. Соседи Сирины теперь собрались, чтобы по негритянскому обычаю спеть над телом ее мужа и собрать нужную сумму денег на похороны. Звучит раздирающая душу погребальная песнь. Входит Порги, с ним Бесс. Он тоже хочет внести свою лепту на похороны Роббинса, и, будучи по природе своей лидером, он принимает главное участие в молитвах и утешениях. Сирина сама поет глубоко трогательную погребальную песню (трагический плач) "My Man"s Gone Now" ("Муж мой умер"). Являются два белых сыщика и предупреждают, что тело должно быть похоронено не позднее завтрашнего дня, в противном случае оно будет передано студентам-медикам. Уходя, они забирают с собой старого Питера, совершенно невиновного, но на которого у них пало подозрение. Входит довольно симпатичного вида владелец бюро похоронных принадлежностей, тоже, как и сыщики, белый. Нужной суммы на похороны собрать так и не удалось, но он согласен поверить обещанию Сирины заплатить позже. Собравшиеся здесь друзья также дают свои уверения, что соберут недостающую сумму, и действие заканчивается, когда Бесс заводит более возбуждающую песню - экстатичную, со стремительно убыстряющимся ритмом "Oh, the train is at the station" ("О, поезд ждет на станции... Он отправляется в землю обетованную").
ДЕЙСТВИЕ II
Сцена 1. Двор Кэтфиш-Роу месяц спустя. Несмотря на разыгравшийся сентябрьский шторм, рыбак Джек собирается выйти в море. Он чинит сети и поет задорную песню "It Takes a Long Pull to Get There" ("Дружней, ребята!"). Что касается Порги, то он живет с Бесс и совершенно счастлив. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида. Он поет о своем счастье в песне под аккомпанемент банджо "I Got Plenty о" Nutting" ("Богат я только нуждою"). Он даже покупает у явившегося сюда юриста Фрейзьера за полтора доллара фальшивые документы о разводе Бесс с Крауном. Вообще-то, развод стоит один доллар, но поскольку Бесс и Краун никогда не были женаты, Фрейзьер требует более высокой платы за свои нелегальные услуги; пришедший сюда же белый юрист м-р Арчдейл выговаривает своему коллеге за то, что тот торгует фиктивными разводами. Он также приносит хорошие новости о Питере, которого освободили из-под ареста. Когда Арчдейл уходит, Порги замечает летящего в небе канюка. Порги поет "Buzzard Song" ("Песню канюка"), первоначально изъятую из партитуры самим Гершвином, чтобы сделать оперу короче, но потом восстановленную. Порги поет о том, что эта птица - предвестник неминуемой беды. Яркий оркестровый аккомпанемент в ней передает нарастающее общее ощущение приближающейся беды, которым охвачены Порги и остальные. Вскоре толпа в страхе расходится. Спортинг-Лайф предпринимает еще одну попытку уговорить Бесс уехать с ним, но Порги, очень сильному, несмотря на то, что он калека, удается прогнать Спортинг-Лайфа. Оставшись одни, Порги и Бесс поют свой любовный дуэт "Bess, You Is My Woman Now" ("Теперь ты моя, Бесс").
Появляется военный оркестр, его сопровождет толпа готовящихся отправиться на пикник на остров Киттиуа-Айленд. Поначалу Бесс хочет остаться с Порги, но ему удается убедить ее поехать повеселиться, и она отправляется на остров без него.
Сцена 2. Пикник на острове Киттиуа-Айленд. Спортинг-Лайф поет свою широко известную песенку "It Ain"t Necessarily So" ("Вовсе не обязательно"). За ней следует короткая драматичная сцена между Крауном и Бесс. Краун - все еще скрывающийся от полиции - выходит из зарослей. Ему удается застать Бесс одну, и, несмотря на ее объяснения, что она теперь принадлежит Порги, он хватает ее и силой тащит в лес.
Сцена 3. Проходит неделя. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Джек и другие рыбаки готовятся выйти в море. Что касается Бесс, то она вот уже неделю после встречи с Крауном на Киттиуа-Айленд лежит в горячке. Ее соседка Сирина, Порги и другие заботятся о ней, и в конце концов "Доктор Иисус" помогает ей. Каким-то образом Порги узнает, что она была с Крауном, и говорит ей об этом. Но он ее прощает, а она признается, что пообещала вернуться к Крауну. Она хочет остаться с Порги, "но боится своей собственной слабости, если Краун вновь придет. Порги обещает защитить ее от Крауна.
Сцена 4 происходит в комнате Сирины. Разыгрался страшный ураган, и все суеверные соседи молятся, ведь многие из них уверены, что настал день страшного суда. Внезапно раздается резкий стук в дверь. Это Краун. Он зло насмехается над калекой Порги и шокирует всех, утверждая, что Бог ему друг. Но когда Клара видит в окно, что к берегу страшной волной прибило перевернутую лодку ее мужа Джека, только Краун оказывается готовым ринуться на помощь. Оставив малыша на руках Бесс, Клара бросается в бушующий шторм.
ДЕЙСТВИЕ III
Сцена 1. Все три короткие сцены этого действия происходят в Кэтфиш-Роу. Буря стихла. В начале сцены женщины на площади оплакивают погибших в море рыбаков. Появляется Спортинг-Лайф. Он намекает на то, что Краун не погиб с рыбаками, а каким-то образом спасся, что он все еще жив и вернется за Бесс и что если у женщины два мужа, то это значит, что у нее нет мужа вообще. За сценой, когда площадь опустела, слышно, как Бесс поет колыбельную маленькой сироте.
Появляется Краун; он пробирается к двери дома Порги, за которой слышит голос Бесс. В тот момент, когда он пролезает под окном, сильная рука Порги хватает его за горло. Порги наносит ему смертельный удар ножом. Краун мертв. Порги радостно восклицает, обращаясь к Бесс: "Теперь у тебя есть муж. У тебя есть Порги!"
Сцена 2. Несколько часов спустя приходит детектив, чтобы отыскать убийцу Крауна, и после недолгого расспроса он уводит Порги, чтобы тот опознал тело. У Спортинг-Лайфа новый шанс завладеть Бесс. Задумав избавиться от обоих своих соперников, Порги и Крауна, - он снова начинает убеждать Бесс, обещая вывести ее в большую жизнь. При этом он поет песню "There"s a Boat That"s Leavin" Soon for New York" ("Пароход уходит скоро в Нью-Йорк") - джазовое описание радостей Гарлема. Он также соблазняет девушку наркотиками - "порошком счастья", как он его называет. И Бесс, потерявшая голову от горя, хотя и отвечает ему резко, явно проявляет слабость и начинает уступать.
Сцена 3. Неделю спустя Порги возвращается - полиции не удалось доказать его виновность в убийстве. Он всюду ищет Бесс. Наконец он узнает, что она уехала в Нью-Йорк со Спортинг-Лайфом. Порги ничего не знает о Нью-Йорке - он знает только, что он далеко на севере. Калека не может смириться с мыслью потерять Бесс. Он взбирается в свою инвалидную коляску, запряженную козой, и отправляется в далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс - ведь его ведет любовь. Опера завершается хором "Господи, я еду в Небесную страну". Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
«Порги и Бесс» - самое высокое творческое достижение композитора. С полным правом называл Гершвин свою оперу «народной драмой», ибо народ является главным героем произведения. Именно поэтому столь велика в нем роль хоров. Выразительные хоры даны в узловые, кульминационные моменты действия - в сцене отпевания покойника, в картине бури, в финале. Хоровые реплики вплетаются и в сольные номера - колыбельную Клары, песенку Спортинг Лайфа. Народ активно участвует во всех событиях. Он смеется, тоскует, страдает, радуется.
С замечательным мастерством даны композитором индивидуальные характеристики героев. Покоряет душевная чистота Порги, его цельное и беззаветное чувство к Бесс, неиссякаемый оптимизм. В этом светлом образе сконцентрированы лучшие черты духовного облика негритянского народа. Порги противостоит Спортинг Лайф - лживый, коварный, обуреваемый низменными чувствами бизнесмен. Обаятельны женские персонажи оперы - Бесс, Клара, чьи музыкальные характеристики отличаются мягким лиризмом и поэтичностью.
Музыкальный язык оперы гибок, богат и разнообразен. Главную роль в раскрытии сценических образов играют вокальные партии - выразительные, основанные на яркой песенной мелодике. Песенность - отличительная черта стиля «Порги и Бесс», Щедрый мелодический дар Гершвина раскрылся здесь во всем его обаянии и богатстве: мелодии оперы, своеобразные, льющиеся легко, «из души», пленяют слушателя и западают в память. Вдохновенной лирикой дышат лучше номера произведения - нежная колыбельная Клары глубоко эмоциональный дуэт Порги и Бесс. Веселым задором веет от юмористической песенки Порги «Богатство бедняка».
В «Порги и Бесс» композитор не цитирует негритянских мелодий, но вся музыка оперы выросла из народных истоков. Гершвин сумел претворить в ней мелодико-гармонические и ритмические особенности негритянского фольклора, элементы негритянских национальных жанров - блюзов, спиричуэлс. Использовал Гершвин и выразительные средства джаза - главным образом в партии Сгюртинг Лайфа.
Музыкальная драма Гершвина стала частью истории народа Америки. Вместе с неумирающими героями Марка Твена, Джека Лондона и О"Генри в жизнь все большего и большего числа любителей истинного искусства входят всегда улыбающийся, жизнерадостный Порги со своей нежной подругой Бесс.
М. Сабинина, Г. Цыпин

В СССР впервые поставлена в Таллине (1966), на русской сцене в Малом театре оперы и балета (1972, Ленинград). Мировую известность получил фильм реж. О. Преминджера (1958) с участием знаменитого актера С. Пуатье.
Дискография: CD - Decca. Дир. Маазель, Порги (Уайт), Бесс (Митчелл), Спортинг-Лайф (Клеммонз), Кроун (Боутрайт), Клара (Хендрикс), Джейк (Томпсон).

Место первой постановки

Бостон , Колониальный театр

«Порги и Бесс » (англ. Porgy and Bess ) ― опера Джорджа Гершвина в четырех актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году, опера на первых порах пользовалась сдержанным успехом, но с 1950-х годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём мире. «Порги и Бесс» ― одна из вершин творчества композитора . Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. В либретто использована имитация «неправильного» народного произношения.

История создания

В 1926 году Гершвин познакомился с романом Дюбоза Хейуорда «Порги» и написал автору письмо, в котором выражал желание совместно с ним создать оперу на этот сюжет. Хейуорд согласился, но к полноценной работе над оперой Гершвин, занятый другими проектами и дирижёрской деятельностью, смог приступить лишь в 1934. За это время Хейуорд и его жена Дороти переработали роман в театральную постановку с элементами музыки (были добавлены спиричуэлы). Спектакль имел большой успех и выдержал 367 представлений.

В конце 1933 года Гершвин, Хейуорд и нью-йоркская «Театральная гильдия» подписали контракт об опере. Летом следующего года композитор отправился в Фолли-бич, где, проникнувшись местной атмосферой и музыкой, приступил к созданию произведения. Либретто оперы и бо́льшая часть текста некоторых арий принадлежит Хейуорду, однако для некоторых номеров (в том числе знаменитого «It Ain’t Necessarily So») стихи написаны Айрой Гершвином, братом композитора.

Гершвин завершил создание оперы в Нью-Йорке, а первая (пробная) постановка состоялась 30 сентября 1935 в Колониальном театре Бостона . Через месяц опера была поставлена на Бродвее . Этой постановкой руководил ученик Вахтангова - Рубен Мамулян . Всего было дано 124 представления, что многие сочли неудачей.

Действующие лица

  • Порги , нищий калека ― баритон
  • Бесс , молодая негритянка ― сопрано
  • Кроун , портовый грузчик ― баритон
  • Спортинг Лайф , наркоторговец ― тенор
  • Обитатели Кэтфиш-Роу: Роббинс , грузчик ― баритон Сирина , его жена ― драматическое сопрано Питер , торговец мёдом ― тенор Лили , его жена ― сопрано Мария , соседка Порги ― меццо-сопрано Фрезиер , адвокат ― баритон Джейк , рыбак ― лирический баритон Клара , его жена ― сопрано Владелец бюро похоронных принадлежностей ― баритон Нельсон ― баритон Торговка клубникой ― сопрано Минго, Анни, Джим и другие обитатели негритянского квартала, сыщик, следователь, полицейский, торговец крабами, дети.

Действие происходит в Кэтфиш-Роу, бедном негритянском квартале одного из южных городов США.

Сюжет

Во дворе дома во время игры в кости вспыхивает ссора - пьяный грузчик Кроун убивает соседа и скрывается. Все отворачиваются от его подружки, красотки Бесс. Только нищий калека Порги впускает её к себе в дом.

Спустя месяц Порги называет Бесс своей женой. Во время пикника на заброшенном острове появляется Кроун и силой уводит с собой Бесс.

Бесс лежит в бреду в доме Порги. В минуту просветления она призналась Порги, что любит его, но не может устоять перед Кроуном.

После бури чудом спасшийся Кроун крадется к дому Порги и не замечает руки Порги с ножом. В завязавшейся борьбе Порги убивает Кроуна - теперь он стал настоящим мужем Бесс.

Начинается расследование убийства. Полицейские хватают Порги. Торговец наркотиками из Нью-Йорка по прозвищу Спортинг Лайф настойчиво соблазняет Бесс кокаином и прелестями большого города - ведь Порги уже не вернётся. Через неделю Порги возвращается. Но дома его ждёт страшная весть: Бесс уехала в Нью-Йорк с торговцем. Порги садится в свою тележку, запряжённую козой, и отправляется на север за своей любимой Бесс.

Знаменитые арии

  • «Summertime » (колыбельная Клары из первого действия)
  • «My Man’s Gone Now»
  • «It Ain’t Necessarily So» (песня Спортинг Лайфа)
  • «I Loves You, Porgy»

Примечания

Ссылки

См. также

  • В году Михаил Лавровский поставил балет «Порги и Бесс» на музыку Гершвина
  • В 1957 г. вышла запись исполнения оперы дуэтом Луиса Армстронга и Эллы Фитцжеральд, являющаяся неповторимым образцом исполнения творения Джорджа Гершвина 1935 г. двумя выдающимися музыкантами времен расцвета мирового джаза.
  • В году Нэш, Н. Ричард написал сценарий к фильму Отто Преминжера «Порги и Бесс» , получившему Оскар за «Лучший саундтрек к музыкальному фильму », и номинированному на Оскар за «лучшие костюмы», «лучший звук», «лучшую операторскую работу». Также был номинирован на премию «Золотой глобус» за «лучшую женскую роль» (Дороти Дэндридж) и «лучшую мужскую роль » (Сидни Пуатье) в году.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Порги и Бесс" в других словарях:

    Опера Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" - Опера Порги и Бесс (Porgy and Bess), созданная в 1935 г. композитором Джорджем Гершвином (1898 1937), жителем Нью Йорка, выходцем из семьи евреев иммигрантов из России, является гордостью американской культуры и входит в международный оперный… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Бесс: Бесс (умер 329 до н. э.) персидский аристократ. Бесс, Сабина (р. 1961, de:Sabine Baeß) фигуристка ГДР, чемпионка мира 1982, 1983 в парном катании. Королева Бесс прозвище английской королевы Елизаветы I. Чёрная… … Википедия

    - << 31 я Церемонии награждения 33 я >> 32 я церемония награждения премии «Оскар» … Википедия

    17 я церемония вручения премии «Золотой глобус» 10 марта 1960 год Лучший фильм (драма): «Бен Гур» Лучший фильм (комедия): «В джазе только девушки» Лучший фильм (мюзикл): «Порги и Бесс (англ.) … Википедия

    11 июля - 1762 на российский престол вступила Екатерина II Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. В 1745 году была выдана замуж за наследника российского престола цесаревича Петра. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лавровский. Михаил Лавровский Имя при рождении: Михаил Леонидович Иванов Дата рождения: 29 октября 1941(1941 10 29) (71 год) … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чернова. Наталья Чернова Имя при рождении … Википедия

    Джордж Гершвин англ. George Gershwin … Википедия

    Айра Гершвин Ira Gershwin Имя при рождении: Израэл Гершовиц (англ. Israel Gershowitz) Псевдонимы: Артур Фрэнсис (англ. … Википедия

    - «Summertime» ария, написанная Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы «Порги и Бесс». Авторы текста: ДюБос Хейвард и Айра Гершвин (брат Джорджа). За основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню Ой ходить сон… … Википедия

Книги

  • Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина?Порги и Бесс?. Транскрипция для кларнета, фагота , Фролов И.. Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина?Порги и Бесс?. Транскрипция для кларнета, фагота…

Много прекрасных произведений сочинил замечательный композитор Джордж Гершвин за недолгий свой век. Среди них и эстрадные песни, и рапсодии, и увертюры, и спектакли, и сюиты, и пьесы самых разных жанров. Самой большой популярностью у слушателей пользуется джазовая опера «Порги и Бесс». Краткое содержание ее знают немногие, главным образом известна знаменитая колыбельная Клары, носящая и другое название, - «Лето». Мелодия завораживает уже не одно поколение, но о чем она? И о чем вся опера?

Каким был Гершвин

Путь к славе Якова, потомка эмигрантов из России, был нелегким. Самообучение игре на фортепиано началось в двенадцатилетнем возрасте, а через четыре года, в 1914-м, юноша уже «шпилил» в издательстве Ремика аккомпаниатором. Семья жила в Бруклине, причем небогато, еще трое детей Гершовицев (такова была фамилия Гершвина в юности) хотели кушать, вот и приходилось работать. Любовь к музыке оказалась врожденной. Только выучившись играть, Джордж начал и сочинять, правда, без особого успеха. Упорство, однако, приносит плоды, особенно в сочетании с талантом, и вскоре в ревю Зигмунда Ромберга прозвучали первые произведения молодого автора. Дальше все пошло в полном соответствии с образом «американской мечты» - слава, успех, деньги. Радость жизни продолжалась до 1937 года. У гениального композитора и пианиста обнаружили неоперабельную опухоль головного мозга. Болезнь убила Джорджа Гершвина на 39-м году. Но успел он много, в том числе и сочинить великую оперу «Порги и Бесс». Краткое содержание других его творений заняло бы слишком много места для одной статьи.

Замысел

В 1926 году Джордж прочитал книгу, написанную Д. Хейвордом, и это литературное произведение произвело на него сильное впечатление. В то время композитор активно дирижировал, писал музыку, но нашел время для того, чтобы послать автору письмо, в котором выражал восхищение и намерение поработать над произведением, задуманным как музыкальная иллюстрация романа. Прошло восемь лет, прежде чем ему удалось приступить к реализации этого творческого плана. К тому времени супружеская чета - Дюбоз и Дороти Хейворд - уже и сами нашли подходящие спиричуэлы для спектакля, поставленного по мотивам книги. В сюжете литературного произведения присутствовали два чернокожих персонажа, Порги и Бесс. Краткое содержание романа можно было свести к словосочетанию «криминальная мелодрама».

Контракт подписан

В Америке любое крупное дело начинается с контракта. В 1933 году был подписан между «Театральной гильдией», автором литературного источника Дюбозом Хейвордом и композитором Джорджем Гершвином по поводу еще не написанной оперы «Порги и Бесс». Краткое содержание этого документа, ставшего теперь частью истории американского искусства, представляет собой перечисление финансовых условий и процентов отчислений с авторских гонораров. Общая идея и литературная часть, включавшая большую часть либретто, предоставлялась писателем. Музыку обязывался сочинить Дж. Гершвин. Гильдия брала на себя продвижение оперы на подмостки ведущих театров. Тексты некоторых партий вышли из-под пера брата Джорджа, Айры, это в контракт не входило, просто так получилось.

Первая картина, действия 1-3

Знаменитая колыбельная Клары - вот с чего начинается опера «Порги и Бесс». Краткое содержание текста этой композиции, ставшей частью джазовой классики, состоит в описании мечты о богатом папе, красивой маме, рыбах, выпрыгивающих из воды и других прекрасных явлениях, составляющих надежду бедняков. В сочетании с завораживающей мрачноватой мелодией, колыбельная приводит слушателя в нужное эмоциональное состояние уже с первых аккордов. Далее следует сцена конфликта, возникшего во время азартной игры в кости. Компания собралась веселая: здесь и гангстер из Нью-Йорка Спортинг Лайф (это кличка), и Роббинс (грузчик из гавани) со своей супругой, и Краун (тоже грузчик) с подружкой Бесс. Еще присутствует инвалид, чернокожий (как и все остальные) Порги.

Грузчики повздорили, Краун убил Роббинса и убежал. Вот-вот прибегут полицейские, красавица-подружка убийцы в замешательстве, она не знает, что делать, и помочь ей некому. Только инвалид предлагает ей укрыться в своем жилище, и она соглашается. Тем временем вдова Роббинса плачет, а соседи помогают ей, кто чем может. Остаются вдвоем Порги и Бесс. Краткое содержание первых двух действий на этом можно считать исчерпанным.

Далее следует намек на то, что некоторое время (месяц или более) после драматичных событий уже прошло. Порги счастлив, он долго любил Бесс, но признаться в этом боялся, а теперь открылся. Жизнь маленького рыбацкого селения приходит в обычный ритм: мужья уходят в море, жены их ждут. Но тут на сцене снова возникает Спортинг Лайф, и под предлогом приглашения на пикник уводит Бесс развлекаться. Порги остается в одиночестве.

Картина вторая и последняя

Драматична, но оптимистична джазовая балладная опера «Порги и Бесс». Краткое содержание второй картины можно описать динамично: картины сменяют одна другую, в них много темповых переходов и контрастных тонов, мажор часто сменяется минором и наоборот.

Сцена народного гуляния, веселье, яркие краски, характерные для нарядов чернокожих американцев. Спортинг Лайф весел и самодоволен, но тут неожиданно появляется беглец-убийца Краун. Он уводит свою подружку, невзирая на ее возражения.

Клубника!

Бесс все-таки вырвалась из рук Крауна и теперь в изнеможении лежит в каморке Порги. Рыбачка, пришедшая помочь, молится. За окном начинается буря, в которой гибнет ее муж.

Глубокой ночью Краун пытается ворваться в жилище Порги. Он не рассчитывает на отпор, но инвалид защищает свою любовь как может и в завязавшейся драке случайно убивает обидчика. Полиция исключает Порги из числа подозреваемых, но его все равно забирают в участок как свидетеля.

Когда его отпустят, он не застанет любимой. Спортинг Лайф обманул Бесс, сказав ей, что Порги «упекли» надолго, и увез красавицу в Нью-Йорк.

Порги едет ее искать. Он весел и решителен, хотя, кроме нехитрых пожитков и коляски, у него ничего нет.

Вот и вся история.

Послевкусие

Содержание оперы «Порги и Бесс» даже в самом полном и подробном изложении не может передать атмосферы, которую смог создать гениальный Гершвин. Произведение лишь по форме напоминает драму с криминальным сюжетом, на самом деле это история о бесконечной любви. Она о самопожертвовании, готовности сделать все для дорогого человека, и о том, что именно в этом заключается настоящее счастье. Инвалида Порги не пугают трудности, он знает, что находится «на своем пути». Именно об этом великом чувстве музыка Джорджа Гершвина. Ее можно слушать и не зная английского языка, она понятна без слов.

Это опера о необыкновенной любви инвалида Порги и красавицы Бесс. В первую очередь, все-таки это песнь его любви.

До встречи с Бесс (точней, до появления у несчастного надежды на счастье) Порги был угрюмым инвалидом, который с трудом передвигался на инвалидной коляске. Бесс для него стала солнцем - у Порги появилась энергия, силы, он начал улыбаться, говорить людям приятное и даже делать мелкие подарки просто так. А уж как он заботился о своей Бесс!

Героев соединила судьба однажды вечером - при страшных обстоятельствах. Бесс пришла в бедный квартал Порги со своим ухажером Кроуи. Этот грузчик пользуется недоброй славой. Впрочем, и Бесс не любят тут. Они пришли на игру в кости. Разгорается спор, драка... все кричат о мошенничестве. Кроуи (на препаратах от хитрого торговца Лайфа) в ярости наносит бедняку и трудяге смертельный удар. Преступник убегает, скрывается. Бесс брошена, она стучится в дома, но ей никто не открывает. Лайф предлагает ей с ним в Нью-Йорк уехать, но она отвергает его... и тут ей на помощь приходит Порги. Его дом стал ее домом.

Жена убитого рыдает, ей бедняки скидывают гроши на похороны. В этом негритянском квартале часто происходят несчастья. Например, в шторм разобьется лодка местного рыбака, кормилец семьи погибнет.

Через довольно долгое время Порги отпускает свою Бесс на церковный пикник, чтоб ей было не скучно. Там несчастную Бесс подкараулил Кроуи, заставил пойти с собой. Она уже почти ведь забыла о нем, поверила в свое счастье.

Бесс вернулась к Порги в горячке. На улице страшный ураган, в котором они даже не сразу услышали, что к ним в дом ломится ее бывший. Тут Порги приходится вступиться за свою женщину и убить Кроуи.

Соседи понимают ситуацию. Никто не хочет выдовать инвалида, все делают вид, что ничего не знают. Полиции никто не подсказывает. Более того, жители квартала даже стараются скрыть следы преступления. Все же бедного Порги офицеры забирают, но просто для допроса. Бесс очень переживет, боится остаться в одиночестве.

Появляется тот самый торговец наркотиками - Лайф. Он убеждает ее, что Порги посадят надолго в тюрьму. Лайф снова предлагает девушке прехать с ним... и она соглашается.

Когда Порги возвращается домой, его ждет только эта неприятная новость. Он собирается и на инвалидной коляске едет искать свою любимую Бесс.

Опера учит никогда не сдаваться в жизни и еще не сдаваться на лесть лживых людей.

Картинка или рисунок Гершин - Порги и бесс

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстой Лев и собачка

    В рассказе Льва Николаевича Толстого повествуется об обыкновенной маленькой собачке. Она совершенно случайно оказалась в клетке у льва. Произошло это следующим образом.

  • Киплинг

    Джозеф Редьярд Киплинг родился в Индии 30 декабря 1965 года. Своё имя получил от английского озера Редьярд. Все детство он прожил в Индии, в дружной семье.

  • Краткое содержание Тайна заброшенного замка Волкова

    На землю летит странного вида звездолет, на котором, как после оказалось, находятся пришельцы. Эти пришельцы очень опасны, потому что они хотят завоевать территорию на Земле. Но они никак не могли подозревать, что на самом деле оказалось

  • Краткое содержание Шекспир Сон в летнюю ночь

    Комедия «Сон в летнюю ночь» была написана У.Шекспиром в 1590 году. Пьеса состоит из пяти актов. Он написал это произведение в честь свадьбы известного аристократа.



Статьи по теме: