Осуждение — как научиться не осуждать. Осуждение людей
Инструкция
Не бывает идеальных людей, также как и абсолютно правых в своих мыслях и поступках. У каждого из нас есть собственный опыт, знания и убеждения, которые далеко не всегда совпадают с «жизненным багажом» другого человека, не говоря уже о характере. Наши суждения, зачастую, не учитывают личностных особенностей, а именно они – ключ к пониманию ближнего.
Перестать осуждать других людей означает научиться принимать их такими, какими они есть. Но прощать чужие ошибки и слабости способен только тот, кто осознал собственное несовершенство. Прежде чем кого-то осудить, подумайте о своих недостатках. Например, если человек не разбирается в какой-то теме, вместо того чтобы судить о его умственной ограниченности, вспомните, какие пробелы в знаниях есть у вас. Таким образом, вы и себя не превознесете, и его не обидите: «я знаю больше об этом, а он о чем-то другом», «у меня такие интересы, у него такие».
Часто под нашу строгую оценку подпадают не только слабости, но и поступки окружающих. Если с какими-то внешними недостатками мы еще можем смириться, то конкретное действие, которое находим странным или аморальным, вызывает в нас бурю негодования. Эта буря превращается в настоящий ураган, когда мы начинаем порицать чье-то поведение среди своих знакомых.
Обычно это заканчивается тем, что единичный совершенно несправедливо становится отражением его сущности. Так, если служащий не остался раз-другой на корпоратив, ему навешивают ярлык «не дружелюбный», «не имеет командного духа». Хотя на самом деле он компанейский, но у него дома проблемы, и он спешит к своей семье, а рассказывать о личных переживаниях на работе не желает.
Прежде чем вынести вердикт, нужно понять мотивы, которыми руководствуются люди при совершении тех или иных поступков. Сказать «я бы так никогда не поступил» проще всего, а вот поставить себя на место другого и понять причины его действий – сможет далеко не каждый.
Возможно, человек даже не догадывается, что его поступки кем-то расцениваются дурно. Допустим, ваш знакомый совершенно безвкусно одевается. В его семье одежде никогда не придавали особого значения, поэтому он всю жизнь одевался по принципу «лишь бы удобно». Мы же, видя его в неуклюжем костюме, не упускаем возможности посмеяться над внешним видом собрата, при этом в нашем кругу устанавливается стиль обращения к «чудаку». Эта особенность невольно сделала его изгоем, хотя сам по себе человек он хороший.
Все могло бы сложиться по-другому, если бы мы приняли его таким, какой он есть, или по крайней мере подсказали, какая одежда смотрелась бы на нем лучше. И так во всем. Если мы будем ко всем доброжелательны, то и к нам будут относиться также. Понимание и принятие – основа гармоничных отношений, не только с окружающими, но и с самим собой.
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня хочу поговорить на очень интересную тему. Это тема осуждений. Это мои мысли и размышления. Кроме того что тема эта интересная, она еще и довольно не простая. Но на самом деле все просто. Для того чтобы перестать осуждать себя и других нужно очень сильно полюбить себя. С начало полюбить себя, а потом полюбить и других людей. Ведь признавая себя совершенной, прекрасной, уникальной и божественной, нам легко признавать такими же прекрасными окружающих нас людей.
Что на выходе то и на входе. Мир зеркален. Иными словами нужно понимать и нести ответственность за все сказанное. Говоря о ком-то, что он или она глупая,(глупый), то рано или поздно можно услышать и в свой адрес такие слова. Но нам это не приятно…
Как только я об этом узнала, я дала себе слово перестать осуждать других людей и сплетничать. А также контролировать свою речь. Как только мне хочется осудить кого-то, я говорю себе. «Стоп». А хочу ли я чтобы осуждали меня? Конечно нет. Поэтому я либо промолчу, либо проявлю мудрость. Слава Богу, через осуждения я уже прошла, а с сегодняшнего дня я настроена одобрять себя и других людей.
Все дело в том, что мы не умеем одобрять других людей и подчеркивать их позитивные качества. Это большая мудрость. Вот и страдаем потом сами от непонимания, зависти, сплетен и разных разговоров в свой адрес.
Мы все прекрасны и пора это уже осознать. Каждый по своему красив, уникален, талантлив… Ни раз я сама сталкивалась с осуждениями в свой адрес. И могу сказать, что сплетни, осуждения и перекрученная информация, не очень приятна…
Я долго искала ответы на свои вопросы. Ну почему? Я же такая хорошая.
Ответ прост, я поняла все когда прошла обучение на курсе музы. Вообще для меня многое стало открываться, я по-другому стала смотреть на ситуации.
Как же перестать осуждать себя и других? Ответ такой простой. Нужно очень себя полюбить, чтобы перестать осуждать себя. Только любовь разная бывает. Один возвеличивает себя над миром, при этом «задирает нос» и показывает что он лучше всех. А нужно осознать одну простую истину, что ты прекрасен так же, как и все окружающие тебя люди.
Займитесь делом наконец, чтобы свою энергию, которую вы тратите на осуждения и сплетни направить в нужное русло. Тогда у вас просто не останется времени на это.
Ну о чем же тогда говорить с людьми, если осуждать не следует? А поделитесь с ними своими радостными событиями. Это как вариант. Темы для разговоров всегда можно найти, если есть желание.
Начните контролировать свои слова, прямо сегодня и прямо сейчас. Это не просто, согласна. Но перед тем как что-то сказать, подумайте, а тогда говорите.
Да, некоторые люди просто перестали общаться со мной. Так бывает. У нас просто нет больше общих интересов и мы прекратили общение. Но это не значит что эти люди плохие, они замечательные. Просто нам оказалось не по пути.
Только наполненный любовью человек, довольный собой, признающий себя величайшим творением Бога, будет подчеркивать в людях достоинства и положительные качества.
Очень часто сама на этот вопрос искала ответ, но, понятного мне, ответа не находила. Поэтому решила попробовать рассказать, как перестать осуждать себя и других, как можно проще, уже на основе своего опыта.
Каждый человек приходит на Землю познать любовь, пережить определенный опыт и придти к Богу, рано или поздно. Ответы на свои вопросы начинают искать все люди, вопрос времени…
Мы и только мы сами, каждый день, каждый час, каждую минуту и секунду создаем свою реальность. Только мы несем ответственность за свою жизнь и за свои поступки, и за отношение других людей к нам.
Согласна, что все мы находимся на разных уровнях развития, но рано или поздно это поймет каждый из нас. Жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. Мы все частички это прекрасного мира.
Сразу хочу отметить, что мнения у нас у всех разные. Кто-то может согласиться, а кто-то нет. У каждого свое понимание и видение. Но я знаю о чем я говорю. Это все придумано не мой и не вчера. Мне интересно ваше мнение, буду рада его услышать.
Если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка — осуждение.
Священники, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «мне чуждо осуждение». Это приятно услышать, но такое состояние - скорее исключение…
Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито. Чувство самодовольства,самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» - и сразу нам тепло на душе. Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе… о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности может быть сильным стимулом для достижения многих высот, это мощный двигатель! Но все-таки, мы знаем, он работает на энергиях плотских, земных. И знаем, что Писание говорит: «Бог гордым противится»…
Чувство самолюбия не преодолеешь, оно очень сильно. И если человек не борется с ним, не отвергает его от себя, то естественным образом у него возникает потребность с высоты своего самомнения судить других: «Я так высок и совершенен, а кругом-то я не вижу совершенства, поэтому имею право рассуждать и навешивать „ярлыки“ на окружающих». И вот уже люди стремятся собраться, поговорить, обсудить, как тот живет, как этот. И сами не замечают, как начинают осуждать, при этом оправдываются: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Но в таком рассуждении всегда присутствует склонность к тому, чтобы обрисовать человека мрачными, темными красками.
Так мы начинаем брать на себя то, что нам не принадлежит, - суд. Причем чаще всего делаем это не открыто. Например, посмотрим на кого-то и думаем про себя: «Ага, этот человек - такого-то сорта, так настроен». Это скользкий путь и ошибочное мнение!
***
В Священном Писании есть очень глубокое выражение: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор 2:11). И еще: Так и Божьего никто не знает, кроме (1 Кор 2:12). Этим Господь сразу определяет глубину, которая свойственна личности. Ты не можешь до конца знать человека! Даже если досконально исследуешь его биографию, все равно в нем остается очень много сокровенного, что только он сам способен пережить и прочувствовать.
Если этой глубины в подходе к человеку нет, тогда все наши суждения довольно поверхностны. Поэтому Господь прямо говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк 6:41–42).
Со стороны мы можем в любом свете представить человека, но подлинно, глубоко знать его дано только ему самому - если он, конечно, сам себя испытует, если хочет познать себя, причем не просто как одного из миллионов, а себя пред лицем Божиим. Потому что, когда мы оцениваем себя иначе - перед лицом других людей или исходя из нашего собственного мнения - нам кажется: да, мы действительно какие-то особенные, достойные, и уж, конечно, не преступники. Как фарисей говорил: «Я не такой, как прочие человецы. Закон Божий выполняю, пощусь, десятину даю». Это естественно «выплескивается» из нас. И свидетельствует о том, что у нас нет глубокого знания о себе.
***
Осуждение — это весьма тяжкий грех. Ведение, знание человека о себе самом и о Боге - мне кажется, и есть источник неосуждения. Оно дается или по благодати, или в результате подвига, внутреннего делания. А осуждение происходит оттого, что мы, с одной стороны, не склонны к глубокому познанию себя, а с другой - не вышли на уровень покаяния.
Заглядывать в себя - это начало процесса духовного. Совесть подает человеку знание о самом себе, и видя себя, он иногда даже доходит до ненависти: «Ненавижу себя такого! Не люблю себя такого!» Да, ты подошел к познанию себя, оно горькое, но это познание - может быть, самое важное, самое существенное в жизни. Потому что здесь - отправная точка покаяния, возможность для перерождения своего ума, качественного изменения отношения к себе и всему миру, а прежде всего, к своему Творцу и Создателю.
Почему сказано, что об одном кающемся грешнике на небесах бóльшая радость, чем о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии? Потому что трудно, но необходимо прийти к этому пониманию: «Оказывается, я по своему естеству ничем не отличаюсь от других, мое естество - от ветхого Адама, я такой же по природе, как и мой брат».
Но мы не хотим себя познавать, исследовать себя испытующим оком, потому что это потребует следующего шага - поиска ответа на вопрос: «А отчего это так во мне?» Плотское противится духовному, это закон внутренней брани. Поэтому люди избирают более естественный и простой, казалось бы, путь - смотреть по сторонам, судить о других, а не о себе. Они не осознают, что это наносит им большой ущерб…
***
Прозревая, человек начинает понимать, что Бог-то никого не осуждает. В Евангелии от Иоанна об этом прямо говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:16–17). С Мессией связано представление, что Он будет облечен царской властью и придет рассудить народы, как имеющий суд подлинно Божественный. Но тут вдруг оказывается, что Бог пришел не судить нас, а спасти! Тайна эта действительно поражает, она для нас удивительна! А если Бог нас не судит, то кто может судить?
Поэтому осуждение - это ошибочная установка нашего сознания, ошибочное представление, будто мы имеем власть. А если Сам Бог отказывается от этой власти? В Писании сказано, что Отец отдал суд Сыну, а Сын говорит: «Я не пришел вас судить».
Но в то же время Господь не скрывает, что будет Суд праведный, который, как Лермонтов писал, «не доступен звону злата». Бог явит себя, и в этом явлении все творение увидит себя таким, какое оно есть. Сейчас Господь Себя скрывает из-за наших немощей, несовершенства нашего, а когда придет полное откровение Божие, тогда нечего будет скрывать. Книги совести развернутся, все тайное откроется, и человек за каждое свое слово даст ответ. И то Господь говорит: Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12:48). Он показывает, что наше представление о суде как о некоем чрезвычайном, сверхличностном, авторитетном разбирательстве - как в наших земных судах, когда собирается целая коллегия судей, рассматривает по делу огромнейшие тома и выносит решение - не вполне верно. Бог не выносит решения. Он дает свободу, всегда дает возможность человеку исправиться: отступи от нездоровых норм, которые ни тебе, ни людям не приносят радости. Таким образом, человек до конца волен выбирать.
Говорят, тяжело попасть под суд человеческий, потому что люди в своих суждениях могут быть очень жестоки, принципиально жестоки: вынесли тебе приговор - всё, и попробуй измени себя в глазах общественности! Но Божий суд - милосерд, потому что Господь хочет оправдать человека: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33:11).
***
Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим - такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, - ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!
Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: Ревность по доме Твоем снедает меня (Ин 2:17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит».
Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства - но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:1–2) - эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: «Нет, Господи, Ты - Единый Судия, Ты - Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился: „Отче, прости им, не ведают, что творят“».
***
Я помню, была у меня такая прихожанка, из простонародья, которая говорила: «Батюшка, а Бог всех помилует, всех простит, я верю, что все спасутся!» Она по доброте своего сердца никого не хотела судить и верила, что у всех людей есть что-то доброе, чему можно поучиться. Такой настрой достигается трезвением ума, когда душа напитана истинными примерами, Евангелием. Да и у всякого, кто каждый день молится, читает Писание - особое мироощущение, особое настроение! Ощутившие благодать чувствуют любовь Божию ко всем, поэтому не хотят принимать каких-то злобных выпадов или язвительных чувств в отношении других.
У нас, христиан, в этом отношении есть жесткий пример людей высокой духовности. Они всех любили, жалели, никого не осуждали, и даже наоборот: чем человек немощней, чем больше у него видимых недостатков, тем больше внимания и любви святые проявляли к таким людям; очень ценили их, потому что видели, что истина до них дойдет, ведь они самой своей тяжелой жизнью подготовлены к этому. А гордость, напротив, всегда найдет страшные суждения, которые готовы обезличить любого человека.
«Все плохие и все плохо!» - это дух гордыни, демонский дух, это сужение нашего сердца. Оно приводит в действие такую механику, от которой люди сами же и страдают. Всякое осуждение есть внедрение в себя какой-то тьмы. В Евангелии Иоанна Богослова есть такие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3:18–19). Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему - и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он - раз эдакий. Все. Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке - тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения, которое совершенно противоположно духу евангельскому.
***
Как бороться с осуждением? Во-первых, у есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого».
Во-вторых: когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому: а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И - почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить!
В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда поставь себя в его положение, на его место, а этого человека - на свое. И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует. Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье - сложности, с женой понимания нет, с детьми… Действительно, как ему, бедному, трудно!»
Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?
***
Осуждения избежать можно в любом случае. Потому что человек устроен так, что он всегда может защитить личность другого, не ставить на него клеймо, а сразу идти путем рассуждения: «Я знаю, какой он прекрасный, сколько у него трудностей было, и он все вынес».
Осуждение - это сердце, неправильно настроенное. Вот я встречаю человека, и вместо радости у меня мысли: «Ага, опять он с папироской идет» или «Опять он навеселе, такой-сякой». Здесь нет добрых мотиваций, которые должны быть. На пути стоит соблазн осудить - никуда не денешься! Но прежде чем выльется поток осуждающих мыслей, я должен сначала поставить себя на место и дать место рассудительности.
Мне нравится высказывание современного греческого подвижника, монаха Паисия Святогорца: «Современный человек должен быть „фабрикой добрых мыслей“». Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших. Внутренняя наработка таких добрых помышлений, приятия любого человека, в любом его качестве, как бы он ни выглядел и себя ни вел, - как защитная среда, она не даст принять сердцем злую, разрушающую область человека. А ведь ты своего ближнего разрушаешь в душе, когда даешь ему нехорошую характеристику.
Сам по себе человек - прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется - как во всех наших сказках всегда бывает - в последний момент…
прот. Георгий Бреев
Часто человеку говорят, думай, как думаем мы; верь, как верим мы; ешь и пей, как мы едим и пьем; одевайся, как мы одеваемся. Если кто-то не поддается этим требованиям, общество замучает его своими насмешками, сплетнями, ругательствами. Трудно не покориться этому, а между тем, покорись, и тебе может стать еще хуже, поскольку это лишает собственной свободы действий и своей уникальности
Друзья, сегодня статья на тему неосуждения. Можно было бы назвать статью — как принимать себя, других такими, какие мы или они есть, но в данном случае я намеренно хочу привлечь внимание к теме неосуждения.
Конечно, всем хорошо известна фраза: «Не суди и не судим будешь». Однако, придерживаемся ли вы этого принципа и что вам даст освобождение от осуждения себя и других ?
Как правило, с осуждением того или иного факта или человека мы сталкиваемся на каждом шагу.
Чаще всего – уже при высказывании своего мнения. Кого-то мы наделяем хорошестью, кого-то «плохими» чертами, характером, поведением.Чем четче обозначаем свое «мнение», тем более уверенными кажемся. Вот – и этому человеку дали оценку, и тут выступили как профессионал своего дела и осудили невежество. Осуждение сплошь и рядом.
Мнение, которое высказывается более гибко, осуждением врядли можно назвать, и человек, высказавший такое мнение, маловероятно, что покажется вам уверенным в себе. А что? Он не знает, чего хочет, он колеблется, он не прибился к берегу, для него хороши и те и другие, думаете вы. Он не знает, на чью строну стать и т.д. В общем, череда наших мнений так и вьется вокруг. А если высказываемся с жаром, проводим целые баталии (вспомните ток-шоу на ТВ), то возникает невероятное чувство собственной важности…или пресловутая гордыня.
Современность нашего времени отчетливо развивает в нас это качество. А что – это же круто, быть лучше, чем кто-то, достичь экстра-класса в профессии, быть в топ-5, быть лучшей версией себя, быть № 1 в какой-то нише , оставить многих далеко позади (кто только раздает все регалии и «на сколько» они выдаются?). Ну а случается так, что где-то спотыкаемся, «падаем», и начинаем корить себя или спрашивать: «За что, почему, я же такой хороший, супер-профессионал, как они могли ?». Такие вихри судьбы могут быть на каждом повороте.
Можно сказать, что все случайно, или, что мир не справедлив. Можно сказать, что мы сами притянули такие события и людей в свою жизнь. Каждый выбирает то объяснение, что ему ближе. Но иногда закономерность от факта осуждения других и затем наступления определенных событий в нашей жизни настолько очевидна, что не поразиться этому было бы просто странно.
К примеру, кто-то осуждает кого-то за качество или стиль жизни, а через время сам получает такую же ситуацию. И тут он спрашивает себя: «Почему я, за что?». И совсем забывает, как сам осуждал таких людей, думая, что это люди почти «второго сорта» или «живущие неправильно», или что он никогда не опустится до их уровня. Или, например, женщина в свое время осуждает «рано выскочивших замуж» девушек или нарожавших много детей, а потом долго не может устроить свою личную жизнь. А кто-то осуждает «ленивых» безработных, а потом уже много лет спустя почему-то получает сокращение на работе и долгое пребывание без работы. Кто-то, быть может, рьяно осуждает гомосексуалистов или другие меньшинства, а потом сам сталкивается в своей семье с такой же проблемой. Или в другой сфере жизни его ждет какой-то неприятный сюрприз. Конечно, видеть закономерности вовсе необязательно и искать их не нужно. Смысл в том, что когда мы ощущаем чрезмерное собственное эго и чувство собственной важности раздуто до предела, когда гордыня живет в нашем сердце, жизнь преподносит мудрые уроки. Мы ведь не боги – мы люди. Да, мы имеем право ошибаться , поскольку это наша жизнь, и мы учимся. Но если мы совершаем одни и те же ошибки, если мы судим направо и налево действия других людей, то мы получаем уже серию уроков от нашей жизни.
Очень часто люди слышат не того, кто мудр и опытен, а того, кто кричит громче других, делая его своим кумиром и используя его мировоззрение как мерило этой жизни, формируя свои огромные стереотипы и новые формы осуждения «неправильного», «неправильных» и всего того, что «не должно быть»
Как не осуждать других или что делать, когда хочется высказать свое мнение о ком-то в категоричном ключе?
Если вы хотите участвовать в словесных баталияхили это ваша профессия критиковать других – ваше право. Если невмоготу – выскажитесь, и не возвращайтесь к этой ситуации больше. Если не хотите тратить свою энергию на переживания, убеждения кого-то в его «неправости» – направьте ваши чувства на что-то созидающее – переключите свое внимание. Помогите тем, кому не хватает в жизни тепла — детям, старикам, вашим близким. Потратьте это время и энергию на свое собственное саморазвитие и творчество, новое хобби или путешествие.
Как не осуждать себя?
Здесь стоит вопрос в собственном принятии себя – со всеми достоинствами и недостатками. Подумайте на досуге, за что вы себя осуждаете или ругаете. Подумайте также, знай вы в тех ситуациях (а чаще всего они из прошлого), как «правильно» поступить, чтобы не было каких-либо разочарований в будущем (теперь уже в настоящем времени), неужели вы бы так не поступили?
Конечно, бы поступили, но важный момент в том, что никто и никогда не знает, как правильно, а как нет. Все относительно каждой конкретной ситуации и времени. Просто знайте, что вы сделали на тот момент или сейчас все, что могли, или то, как вы думали, что могли (не знали свой потенциал, например). Идеального ничего нет. А потому, есть ли смысл себя осуждать? Ошибки в жизни каждого из нас есть, да и ошибки ли это?
Как не осуждать тех, кто осуждает или не любит нас?
Пожалуй, в данной теме, это самый непростой вопрос. Непросто разрешить человеку сердиться на нас, говорить, что мы в чем-то «плохи» (по его мнению либо в рамках какой-то системы), не любить нас. Однако каждый имеет право иметь те мысли, что онимеет. И если кто-то где-то нас не любит, то это не значит, что мы плохи (даже, если нас убеждают в этом), или что плох он (мы же не знаем этого на 100 %), это просто мнение, просто осуждение. В конце, концов субъективное, которое также может быть ошибочным. Поэтому, даже если вам кажется, что вас кто-то недооценивает, разрешите ему это— это его право. Очень часто доказывать кому-то что-то просто бесполезно. Многие не приемлют своей «неправости», не хотят менять свое представление о человеке, даже если он 100 раз изменился. Не хотят, да и не надо. Зачем вам это чужое мнение ? Отпустите их с миром. У вас свое мнение, а у них свое. Выбирайте то, что лучше для вас – сердиться, доказывать или перестать обращать внимание. А может чему-то нужно научиться, если воспринять этого человека как учителя, пусть даже не самого хорошего, и ваша встреча с ним — это определенный жизненный урок.
Еще сложнее не осуждать тех, кто причинил вам боль и разочарование , и это уже не мимолетная критика непохожести на вас. Это действительно сложно сразу сделать, и иногда объяснить действия человека практически невозможно. В таком случае можно только принять — то, насколько сильны мы внутри и насколько можем себе это позволить. Можно простить, но для этого также нужно время и мудрость неосуждения.
Присоединяйтесь к нам и нашей группе во Вконтакте
Вполне вероятно, что как раз и воспитание в вас заложило ощущение собственной ничтожности. Ребенок же сам не знает какой он. Он верит родителям, что они говорят, то и становится для него истиной. А вам мама с папой что про вас говорили? Как оценивали ваши достижения и провалы, какие цели перед вами ставили?
Мне кажется, меня любили. Я была первым и очень долгожданным ребенком (до меня мама родила мертвую девочку). Родилась слабенькой, через кесарево. Я помню только, что мама иногда критиковала мою внешность - она говорила, что я слишком худенькая и что ноги тонкие (я до сих пор прячу свои ноги под брюками). Еще ей не нравилось, что я слишком застенчивая. Папа никогда не упрекал. Он был очень хороший человек, только пил сильно. В детстве я стеснялась его иногда. Например, мне стыдно было вести его пьяного домой, если он лежал на улице. Его приводили мама и бабушка, я никогда не ходила за ним. Маму я тоже стеснялась. Мне хотелось, чтобы она была молодой, красиво одетой, ухоженной... Это идиотизм, если учесть как мама жила - муж-алкоголик, трое детей, работа на заводе...
Насчет целей и задач я не помню, чтобы со мной кто-то разговаривал на эту тему. Я была достаточно самостоятельной и сама решала, в какой кружок мне ходить, с кем дружить, какую профессию выбрать, как учиться. У меня никогда не проверяли уроки, не ругали за оценки, я училась хорошо, но не потому что заставляли, я просто не могла по-другому. Была старостой класса, в летнем лагере - председателем отряда, совета дружины (если кто помнит).
Сколько себя помню, всегда кому-нибудь завидовала. Одно из ранних воспоминаний. Как-то ходила на новогоднюю елку, мне было лет 6 или 7. Там была одна девочка, очень хорошенькая, веселая, улыбающаяся, которая подбегала к Деду Морозу, рассказывала стишок, и он давал ей какой-то подарок. Она уносила подарок маме, и снова подбегала к Деду Морозу, опять рассказывала стишок и снова получала подарок. И так несколько раз. Я стояла на месте и не могла заставить себя подойти к Деду Морозу. Я стеснялась. Я хотела, чтобы он сам ко мне подошел, тогда бы я рассказала. Стояла и смотрела, как другие дети непринужденно подбегали, выхватывали конфеты, игрушки, пока подарки не закончились. В тот момент я хотела быть похожей на ту девочку, завидовала ее легкости. К тому же у нее было очень красивое платье, настоящий новогодний костюм, а у меня простое голубое платье, а под ним мамина кружевная блузка, на которые мама нашила мишуру, как будто я мальвина. Так я и ушла без подарка. Я помню, я еще возмущалась ее поведению. Ведь это неправильно - она же уже получила подарок, зачем же она снова бежит за ним? А Дед Мороз? Что, он не помнит, что давал уже подарок этой девочке? Зачем он ей не скажет: тебе уже дали, иди отсюда? Почему эта девочка не думает про других детей, ведь им теперь не достанется подарка? Как ей не стыдно? Но в тоже время мне хотелось быть такой же как она - красивой, наглой, нарядной.