Первый русский иконописец. Великие русские иконописцы

Станислав Анастасия, ученица БОУ СОШ №35 Мо Динской район

История появления иконописи на Руси. Первые иконописцы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования

Динской район

средняя общеобразовательная школа № 35 имени «46-го Гвардейского орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени ночного бомбардировочного авиационного полка»

Работу выполнила:

ученица 6 «В» класса

БОУ СОШ №35

МО Динской район

Станислав Анастасия

Руководитель:

Блоха А.В.

История появления иконописи

В 988 г. Древняя Русь, став христианским государством, перенимает от Византии православные традиции, в том числе в сфере церковного искусства. Усвоение этих традиций и их творческая переработка породили оригинальное и самобытное явление - русскую икону.

Зарождение русской иконописи связано с именем Алимпия Печерского (Алипия) , инока Киево-Печерского монастыря (умер в 1114 г). Сведений о других русских иконописцах этого или более раннего периода не сохранилось. Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки. Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы в уединении, благословение духовного наставника. Труд иконописца сопровождался непрестанными молитвами не только личными, но и всего монастыря, где создавалась икона.

Существует правило: для начинающего иконописца первой работой должна быть икона «Спас Нерукотворный» . Эта икона имеет обычно правильную квадратную форму, на ней изображается только лик Иисуса Христа крупным планом с прядями волос, расходящимися вправо и влево. Взор Спасителя обращен прямо на стоящего перед иконой. Этот образ особо почитаем и распространён на Руси. Предание так рассказывает о появлении этого образа. Благочестивый царь Авгарь послал придворного живописца к Иисусу Христу написать Его портрет. Но художник, как ни старался, не мог передать Лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом (платом), на котором чудесным образом отпечатался Его Лик. Иисус вручил художнику плат с письмом для царя. Tax появилась первая икона. Авгарь, считая этот Образ охраняющим от бед, поместил Его в особую нишу над городскими воротами. Позднее образ был замурован черепицей (глиняной доской) и кирпичами. Согласно преданию, когда христиане потом открыли нишу, то увидели, что натоже отпечатался Лик Спасителя. В 944 г. оба Образа с большими почестями перенесли в Константинополь, но после взятия города крестоносцами в 1204 г. они были утеряны .

Икона Спас Нерукотворный . XII в. Новгород.

РУССКИЕ ИКОНОПИСЦЫ

История сохранила не так много имён древнерусских иконописцев, хотя иконописание было очень распространено на Руси: икон требовалось огромное количество, без них не обходился ни один дом, они сопровождали каждого христианина в повседневной жизни, в путешествиях, во время выполнения ратных подвигов и т. д. Причиной тому является соборность создания икон и традиция не подписывать их. При соборном творчестве разные мастера писали разные части иконы: знаменщики определяли основную композицию, личники писали лики, доличники - одежды и элементы внешней обстановки, позолотчики покрывали золотом, олифщики олифили и т. д. Главный мастер был духовным наставником в творчестве для других иконописцев, именно от него зависела главная идея и воплощение сакрального (священного, божественного) смысла изображаемого. Такое соборное иконотворчество, осознаваемое как выполнение воли Творца, бескорыстное и смиренное Ему служение, как правило, оставалось безымянным. Но благодаря историческим документам и немногочисленным автографам на стенах храмов, полях и затыльях (оборотах) икон, до нас всё же дошли имена некоторых мастеров того времени.

Феофан Грек

(около 1340 г. - после 1405 г.)

Феофан Грек (или Гречин) расписал более 40 церквей в разных городах и странах. На Русь он приехал уже известным мастером. Сначала Феофан Грек прибыл из Византии через Кафу (Феодосию) и Киев в Великий Новгород и здесь жил и трудился. Потом работал в Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне. В Москву Феофан Грек перебрался в 90-х годах.

Самой достоверной из сохранившихся московских работ Грека считается деисусныи чин иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (кроме иконы св. Георгия), но и этот факт берётся некоторыми учёными под сомнение. Феофан Грек был одним из византийских христиан, которые принесли на Русь исихазм - «умное делание», учение об обретении постоянного молитвенного состояния через непрерывную Иисусову молитву.

Церковный писатель Епифаний Премудрый в письме к Кириллу Туровскому говорит о Феофане: «зело философ хитр... книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех». Автор рассказывает много интересного о Феофане, о его точном и быстром рисунке, о свободной и смелой манере творить на глазах у посторонних, одновременно беседуя о самых сложных философских вопросах. В живописи Феофана Грека ярко выражено сочетание аскетического самоуглубления с напряжённым духовным поиском пути к Истине. Творчество его необычайно лаконично, почти монохромно, образы создаются широкими энергичными мазками, высветлениями и выразительными бликами (по древнерусской терминологии - «пробела» или «движки»).

Святая Троица

Работы Феофана Грека

Преображение Господне

Успение Пресвятой Богородицы

Андрей Рублёв

(около 1360/1370 г. - около 1427 г.)

Сведений о жизни Андрея Рублёва очень немного. Предполагают, что родился он в Москве. Был чернецом Спасо-Андронникова монастыря, где умер и погребён. Имя Андрей получил при монашеском постриге. К числу произведений, выполненных Рублёвым, относят местный чин иконостаса Успенского собора «на Городке» в Звенигороде и фрагменты фресок этого храма. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублёв участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Московском Кремле . Именно здесь великие иконописцы впервые создали высокий иконостас, закрывающий алтарь полностью от глаз прихожан и получивший название «русский». До этого времени иконостас представлял собой невысокую перегородку.

Известно, что Андрей Рублёв расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.), Троицкий храм в Троице-Сергиевой лавре . Всем известна икона А. Рублёва «Святая Троица» (или «Троица Ветхозаветная»). Ветхозаветный сюжет явления Аврааму Самого Триединого Бога иконописцы до Андрея Рублёва передавали, изображая всех участников события: Авраама, Сарру, слугу, по распоряжению Авраама «закалающего» тельца для угощения путников. Рублёв переосмыслил сложившуюся иконографическую схему и создал новую, освободив её от подробностей сюжета и сосредоточив всё внимание на единстве трёх фигур, раскрывая и утверждая догмат о Троичности Бога. Чаша с головой тельца, стоящая на столе, символизирует крестную жертву Христа во искупление грехов всего человеческого рода.

Работы Андрея Рублева

«Святая Троица»

Владимирская икона

Божьей Матери

Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) - мастер, специализирующийся в создании икон .

По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука , написавший образ Богородицы .

Первым русским иконописцем, известным по имени, является Алипий Печерский .

Традиционно иконописец, в отличие от художника , не рассматривается как автор конкретного образа, он - только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века .

Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году . По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы «Новгородские таблетки», в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином - младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва .

Высокие требования к качеству иконописи и к личностям, создающим иконы, специфика мастерства сложили особую терминологию и специализацию:

  • Знаме́нщик - наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий ) рисунок будущей иконы;
  • Доличник - мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма ; в свою очередь доличник может иметь специализацию:
    • Травщик - изображающий растения
    • Платечник - специализирующийся в написании одежд
    • и др.
  • Личник - мастер в личном письме - изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела, управлявший важным духовным местом в иконе - его ликом: творящий пробела (мазки белой краской, высветляющие форму из темноты земного мира) на лике святого с безукоризненной точностью, влияющей на состояние молящихся в храме; искусство личника ценилось особенно;
  • Жалованный иконописец - мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье;
  • Кормовой иконописец - нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» - вознаграждение;
  • Городовой иконописец - иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях;
  • Фурильщик - мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой»;
  • и др.

Иконописцу XVI века не так требовался разум и рационально понимаемое мастерство, как нужны были душевные качества, истинная вера, пост и молитва, с помощью которых он мог получить своё мастерство как благодать. Требования к художественному творчеству, оформленные на Стоглавом соборе 1551г., гласили: «Подобает бытии живописцу смирену, кротку, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы». Средневековое иконописание опиралось на три «кита». Образец – первый «кит». Второй «кит» - «чин», которому придавалось огромное значение как основополагающему принципу средневековой культуры. Безчиние не допускалось, «самочиние» осуждалось, как смертный грех. Третьим «китом» художественного творчества был всё же «талант», открытое Богом «учение иконного письма», «рукоделие», «премудрое» искусство, о которых говорилось в той же 43-й главе «Стоглава».

Начиная с периода крещения Руси, пришедшегося на конец X века, в недрах православной церкви развивалось своеобразное и неповторимое искусство, получившее название - русская иконопись. Именно она на протяжении почти семи столетий оставалась ядром русской культуры, и лишь в годы царствования Петра I была потеснена светской живописью.

Иконопись домонгольского периода

Известно, что вместе с православием Русь позаимствовала у Византии и достижения её культуры, получившие в Киевском княжестве своё дальнейшее развитие. Если роспись первого возведённого в Киеве Десятинного храма выполняли приглашённые князем Владимиром заморские мастера, то очень скоро русские иконописцы появились в Переяславле, Чернигове, Смоленске и в самой столице, именовавшейся Матерью городов русских. Отличить их работы от икон, написанных византийскими учителями, довольно сложно, поскольку в домонгольский период ещё не утвердилась в полной мере самобытность национальной школы.

До наших дней дошло крайне мало произведений, выполненных в тот период, но даже и среди них имеются подлинные шедевры. Наиболее ярким из них является двусторонняя новгородская икона «Спас Нерукотворный», написанная неизвестным мастером в конце XII века, на обороте которой изображена сцена «Поклонение Кресту». Уже более восьми столетий она поражает зрителя точностью рисунка и его плавной моделировкой. В настоящее время икона находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Фото этой иконы открывает статью.

Другое, не менее известное произведение домонгольского периода, экспонирующееся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга - это также новгородская икона, известная под названием «Ангел Златые власы». Лик ангела, преисполненный тонкой эмоциональности и глубокой лиричности, производит на зрителя впечатление спокойствия и ясности. Умение передать подобные чувства русские иконописцы во всей полноте унаследовали от своих византийских учителей.

Иконописное искусство времён татаро-монгольского ига

Нашествие на Русь хана Батыя, положившее начало периоду татаро-монгольского ига, коренным образом повлияло на уклад всей жизни государства. Не избежала его влияния и русская иконопись. Большинство, сформировавшихся ранее художественных центров были захвачены и разорены ордынцами, а те, которых минула общая участь, переживали трудные времена, что не могло не отразиться на общем художественном уровне создаваемых в них произведений.

Тем не менее даже в этот тяжёлый период русские иконописцы сумели создать собственную школу живописи, занявшую достойное место в истории мировой культуры. Особым её подъёмом отмечена вторая половина XIV и практически весь XV век. В этот период на Руси трудилась целая плеяда выдающихся мастеров, наиболее известным представителем которой был Андрей Рублёв, родившийся в Московском княжестве около 1360 года.

Автор бессмертной «Троицы»

Приняв монашеский постриг с именем Андрея (мирское его имя неизвестно) в 1405 году, мастер принимал участие в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, а затем Успенского во Владимире. Эти масштабные работы Андрей Рублёв выполнял вместе с двумя другими выдающимися мастерами - Феофаном Греком и Даниилом Чёрным, речь о которых пойдёт ниже.

Творчество мастера считается вершиной в российской иконописи, достичь которой не смог ни один из мастеров. Наиболее ярким и известным его произведением является «Троица» - икона Рублева, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее Москвы.

Используя ветхозаветный сюжет, в основу которого положен эпизод, описанный в 18-й главе Книги Бытия (Гостеприимство Авраама), мастер создал композицию, при всей своей традиционности, намного превзошедшую все прочие аналоги. Отказавшись от лишних, на его взгляд, повествовательных деталей, он сконцентрировал внимание зрителя на трёх ангельских фигурах, символизирующих собой Триипостасного Бога - видимым образом Которого и является Святая Троица.

Образ, символизирующий Божественную любовь

Икона Рублева наглядно демонстрирует единство трёх Божественных ипостасей. Достигается это тем, что в основу композиционного решения положен круг, который образуют собой фигуры ангелов. Подобное единение, при котором отдельно взятые личности являют собой одно целое, служит прообразом той высокой любви, к которой призывал Иисус Христос. Таким образом, «Троица» - икона Рублёва, стала своего рода выражением духовной ориентации всего христианства.

Скончался Андрей Рублёв 17 октября 1428 года, став жертвой разразившегося в Москве. Похоронен он был на территории Андроникова монастыря, где смерть прервала его работу над росписью Спасского собора. В 1988 году решением РПЦ инок Андрей (Рублёв) был канонизирован в лике святых.

Наставник великого мастера

В истории русской иконописи рядом с Андреем Рублёвым стоит его современник Даниил Чёрный. Иконы, точнее, фрески, выполненные ими во время росписи Успенского собора во Владимире, столь схожи по своим художественным особенностям, что специалисты часто затрудняются в установлении конкретного авторства.

У исследователей есть ряд оснований полагать, что выполняя совместные с Рублёвым заказы, Даниил выступал в роли более старшего и опытного мастера, возможно, даже наставника. На этом основании искусствоведы склонны приписывать ему те работы, в которых наиболее отчётливо просматривается влияние прежней иконописной школы XIV века. Наиболее ярким примером может служить фреска «Лоно Авраамово», сохранившаяся до наших дней в Успенском соборе Владимира. Фото одного из фрагментов росписи этого собора предваряет данный раздел статьи.

Скончался как и Андрей Рублёв, в результате морового поветрия 1528 года, и похоронен был рядом с ним в Андрониковом монастыре. Оба художника оставили после себя немало учеников, для которых созданные ими рисунки и эскизы, послужили образцами для будущих произведений.

Российский живописец византийского происхождения

Не менее ярким примером иконописи этого периода может послужить творчество Феофана Грека. Родившись в 1340 году в Византии (откуда и пошло его прозвище), он постигал секреты искусства, обучаясь у признанных мастеров Константинополя и Халкидона.

Приехав на Русь уже сформировавшимся живописцем, и поселившись в Новгороде, Феофан начал новый этап своего творческого пути с росписи, дошедшей до наших времён церкви Спаса Преображения. Сохранились в ней и выполненные мастером фрески, изображавшие Спаса Вседержителя, праотцев, пророков, а также ряд библейских сцен.

Его художественная манера, отличавшаяся высокой гармоничностью, а также завершённостью композиций, получила признание современников, и у мастера появились последователи. Об этом ярко свидетельствуют росписи церквей Успения Богородицы и Фёдора Стрателита, выполненные в тот же период другими художниками, но сохранившие в себе явные признаки влияния живописи византийского мастера.

Однако во всей полноте творчество раскрылось в Москве, куда он переселился в 1390 годах, пожив некоторое время и поработав в Нижнем Новгороде. В столице мастер занимался не только росписью храмов и домов богатых горожан, но также созданием икон и книжной графикой.

Принято считать, что под его руководством была выполнена роспись нескольких кремлёвских храмов, среди которых церковь Рождества Богородицы, Архангела Михаила и Благовещения. Его же авторству приписывается создание ряда знаменитых икон - «Преображение Господне» (фото в данном разделе статьи), «Донская икона Божьей Матери», а также «Успение Божьей Матери». Ушёл из жизни мастер в 1410 году.

Достойный приемник мастеров прошлого

Продолжателем художественных традиций, заложенных Андреем Рублёвым и его современниками, стал Дионисий - иконописец, иконы которого, выполненные для соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы Иосифо-Волоколамского монастыря, а также фрески и иконостас Ферапонтового монастыря, навсегда вошли в сокровищницу российской культуры.

Известно, что Дионисий, в отличие от большинства отечественных иконописцев, не был монахом. Большинство заказов он выполнял вместе со своими сыновьями Владимиром и Феодосием. До наших дней сохранилось довольно много произведений, выполненных либо самим художником, либо возглавляемой им артелью. Наиболее известными из них являются иконы - «Крещение Господне», «Богоматерь Одигитрия» (следующее фото), «Сошествие во ад», а также ряд других работ.

Годы его жизни точно не установлены, известно лишь, что родился мастер около 1444 года, а датой смерти называют приблизительно 1502-1508 год. Но его вклад не только в российскую, но и в мировую культуру столь велик, что решением ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Дионисия.

Русские иконописцы 17 века. Симон Ушаков

Любое деление исторического пространства на периоды художественного подъёма или упадка, носит весьма условный характер, поскольку даже в отрезки времени, не отмеченные появлением значительных произведений, несомненно, формируются предпосылки для их будущего создания.

Это отчётливо можно проследить на примере того, как особенности общественной и духовной жизни России XVI века дали толчок переменам, породившим новые художественные формы изобразительного искусства последующего столетия.

Безусловно, самой яркой и самобытной творческой личностью XVII века был столичный иконописец Симон Ушаков (1626 - 1686). Рано постигнув секреты мастерства, он уже в двадцатидвухлетнем возрасте был принят на службу в качестве художника Серебряной палаты Оружейного приказа, где в его обязанности входило делать эскизы для изготовления церковной утвари и предметов роскоши.

Кроме того, молодой мастер расписывал знамёна, чертил карты, придумывал орнаменты для рукоделий и выполнял ещё много подобной работы. Приходилось ему также писать образа для различных храмов и частных домов. Со временем именно эта область творчества принесла ему славу и почёт.

После перевода в штат Оружейной палаты (1656), прочно утвердился в качестве самого признанного художника своего времени. Ни один другой московский иконописец не имел такой славы, и не был столь обласкан царскими милостями. Это позволило ему прожить жизнь в почёте и довольстве.

Несмотря на то что русские иконописцы были обязаны писать свои работы исключительно по древним образцам, Ушаков смело использовал в композициях отдельные элементы западной живописи, образцы которой к тому времени всё в большем количестве появлялись в России. Оставаясь на почве исконных русско-византийских традиций, но в то же время творчески переработав достижения европейских мастеров, художник создал новый, так называемый фряжский стиль, получивший в дальнейшем развитие в творчестве иконописцев более позднего периода. В данной статье приводится фото его знаменитой иконы «Тайная вечеря», написанной мастером в 1685 году для Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Выдающийся мастер фресковой живописи

Вторая половина XVII века отмечена творчеством ещё одного выдающегося мастера - Гурия Никитина. Родившийся в Костроме, предположительно в начале 1620 годов, он с юных лет занимался живописью. Однако серьёзный опыт начинающий мастер приобрёл в Москве, где в 1653 году вместе с артелью своих земляков занимался росписью ряда столичных храмов.

Работы которого с каждым годом отличались всё большим совершенством, стал известен прежде всего, как мастер фресковой живописи. До наших дней сохранились многие росписи, выполненные в монастырях и отдельных храмах Москвы, Ярославля, Костромы, Переславля-Залесского и Суздаля.

Характерной особенностью фресок, выполненных мастером на библейские сюжеты, является их праздничный цветовой колорит и богатство символики, за что при жизни художника нередко упрекали в обмирщении искусства, то есть переориентации его на проблемы тленного мира. Кроме того, результатом его творческих поисков стал особый художественный приём, позволявший мастеру создавать в своих композициях необычайный пространственный эффект. В историю искусства он вошёл под названием «формулы Гурия Никитина». Скончался прославленный иконописец в 1691 году.

Творчество Феодора Зубова

И наконец, рассказывая об нельзя не упомянуть имя ещё одного выдающегося мастера - это Феодор Зубов (1646-1689). Родившись в Смоленске, он в начале 1650 годов, ещё совсем подростком переехал в Великий Устюг, где для одной из церквей написал икону «Спас Нерукотворный», сразу создавшую ему репутацию зрелого художника.

Со временем его слава столь широко разошлась по России, что художник был вызван в Москву, и зачислен в штат иконописцев Оружейной палаты, где прослужил затем более сорока лет. После смерти Симона Ушакова, долгие годы возглавлявшего собранных там мастеров, Феодор Зубов занял его место. Среди прочих работ мастера особую известность получила икона «Апостольское служение», фото которой завершает статью. Достойный вклад в развитие российского искусства внесли и сыновья Зубова - Иван и Алексей, ставшие в Петровскую эпоху одними из лучших отечественных гравёров.

Помните традиционную для русского Православия идею о том, что рукой иконописца движет Бог? Сегодня мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.

1 Феофан Грек (около 1340 - около 1410)

На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице - единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия - к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.

2 Андрей Рублев (около 1360 - 1428)

На миниатюре: Икона «Троица» кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и - в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике - популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении - Андреем он был наречен уже при постриге в монашество - однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века - одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

3 Даниил Черный (около 1350 - 1428)

На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт: совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы «старого» иконописания - дело его рук.

4 Дионисий (около 1440 - 1502)

На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года - образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году - совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием - фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

5 Гурий Никитин (1620 - 1691)

На миниатюре: Икона «Мученики Кирик и Иулитта» кисти Гурия Никитина ) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина - не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина - а это приблизительно 60-е годы XVII столетия - приходится подъем русского монументально-декоративного искусства - и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля - кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы - он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин - не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера - Гурий Никитин (Ни китович) Кинешемцев.

6 Симон Ушаков (1626 - 1686)

На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.

Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов - и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения - логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона - произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности».

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени - если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь - и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу - то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черт ы.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

7 Федор Зубов (около 1647 - 1689)

На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это - определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

Дмитрий Меркулов

http://russian7.ru/2012/07/7-velikix-russkix-ikonopiscev/

Иконопись - древнейший вид изобразительного искусства, потесненный светской живописью лишь в конце XVII века. Моей целью не является рассказать вам об истории иконописи, тем более, что это получился бы масштабный трактат. Увлеченные искусством и изучавшие его историю в ВУЗах знают, что искусство иконописи пришло к нам из Византии после крещения Руси Владимиром Святославичем в 988 году. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы, в течение нескольких столетий иконы на Руси писали византийские мастера, а первым из названных по имени русским иконописцем считается Алипий (Алимпий) Печерский (? -1114), ученик константинопольских мастеров в школе при Киево-Печерском монастыре. Конечно, специалисты могут рассказать много интересного о самих иконах и мастерах Владимирской, Ростовской, Псковской, Новгородской, Москвой и т.д. иконописных школ. Но любому из просвещенных людей известны имена величайших мастеров, принесших расцвет русской иконописи, начиная с конца XIV века: Феофан Грек (1340-1410), Дионисий Глушицкий (1363-1437), Андрей Рублёв (1360-1428) и Симон (Пимен) Ушаков (1626-1686). Интересный факт, требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором только в 1551 году, и эталоном каноничности были объявлены иконы Андрея Рублёва. Историки пишут, что техника иконописи сложна и своеобразна, последовательность писания выработана еще в древности, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами из поколения в поколение. Отмечу также, что иконописец, в отличие от художника, «всегда считался не автором конкретного образа, а только проводником божественной истины». Поэтому до XVII века на иконах практически отсутствовали авторские подписи.
Сегодняшняя галерея посвящена известным и безымянным мастерам, специализирующимся на создании икон. Их называют иконописцами и по старинке богомазами, реже - изографами, образописцами и писцами иконными.

Иконописец

Вы видели свет от иконы идущий?
Как можно такое рукой сотворить?
Господь направляет иконописца
И позволяет ему творить!
Вот золото ляжет узором на нимбе,
Пигмент разотрёт иконописец с яйцом
И, долго молясь, наставленья просивший,
Он доску левкасит, чтоб было на чём…
Лик написать…

© Галина Комлева, 2014

Раев Василий Егорович (1808-1871) Блаженный Алипий, иконописец печерский. 1848 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Алипий-живописец. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1885-1893 гг. Третьяковская галерея

Студенцов Борис Анатольевич (род. 1960) Иконописец Дионисий. 2006 г.

Чистяков Юрий Георгиевич (1931-2001) Феофан Грек – русский и византийский иконописец. 1985 г.

Иванов Виктор Иванович (род. 1949) Андрей Рублев. 1986 г.

Кувин Владимир Иванович (1927-2004) Андрей Рублев. 1979 г.

Черный Владимир Анатольевич (род. 1972) Андрей Рублев. 1996 г.

Дорошенко Анастасия Юрьевна (род. 1989) Андрей Рублев. 2011 г.

Поленова Елена Дмитриевна (1850-1898) Иконописная XVI столетия. 1887 г.

Янов Александр Степанович (1857-1918) Инок-живописец. 1885 г.

Маковский Владимир Егорович (1846-1920) Иконник. 1891 г. Вологодская областная картинная галерея

Головин Александр Яковлевич (1863-1930) В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец. 1894 г. Третьяковская галерея, Москва

Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916) Иконописец. 1903 г. Рязанский художественный музей

Иконописец

Закатный луч вдали угас,
С небес мерцают стразы.
С улыбкой кроткой водит Спас
Рукою богомаза.

Открыты Царские врата
Церковного придела.
Осталась где-то суета
Вне Божеского дела.

И вроде стар уж богомаз,
И вроде стал великим,
А всё с азов он каждый раз
Иконопишет лики.

Вначале кисть в руке дрожит
Блудницей пред причастьем.
Но вот фантазия бежит,
Как человек - за счастьем.

Ах, как же трудно соблюсти
Церковные каноны!
И всё ж душой его цвести
Да верою иконам.

И над колонною витой,
Забыв о бренной пище,
Он кистью светлой и святой
Соцветье истин ищет.

Уж еле теплится свеча
У глаз иконописца.
Да грех творить ему сплеча
И творчеством упиться.

И он спускается с лесов
На жертвенник лежанки.
А за стеною - вопли сов
Да писк пичуги жалкий.

И плоть, и кровь во сне мертвы…
Душа чиста, как паперть.
Но вот в сиянье синевы
Нисходит Богоматерь.

Младенец мудрый у груди
Глядит на паству строго.
Во сне, попробуй, уследи,
Запечатлей лик Бога.

А утром солнечный купец
Раскинетсиний ситец.
И вновь под купольный венец
Взлетит иконописец.

Архипов Абрам Ефимович (1862-1930) Деревенский иконописец. 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Колупаев Николай Владимирович (род. 1954) Богомаз. 2002 г.

Ефошкин Сергей Николаевич (род. 1960) Иконописец. 2001 г.

Ребус Нина (Украина) Иконописец. 2009 г.

Евстигнеев Алексей Витальевич (род. 1954) Иконописная мастерская на Афоне. 1997 г.

Киселев Кирилл Валентинович (род. 1976) Утро.

Безруков Петр (род. 1974) Иконописец. 2007 г.

Леон Анна (род. 1974) Псков. Великий иконописец нашего века - архимандрит Зинон (Теодор). 2009 г.

Иконописец

Ты помнишь: вечер синим взглядом
Уже смотрел в твоё окно.
Свеча, доска, пятно лампады,
Бокал, церковное вино.

Всё - на столе. Размяты краски.
Душа смиренна и легка.
И от Его отцовской ласки,
Тепла и праведна - рука.

Как тонки, как послушны кисти.
За слоем слой, ещё разок...
Глубок, как тайна евхаристии,
Всепроникающий мазок.

И вот уже ложатся тени,
И этот вечный, дивный Лик...
Иконописец,ты как гений,
В непостижимое проник.

Тебя Поэзия вселенной,
Укроет от лихих начал.
Иконостас, как Дух нетленный,
Твоей иконе - пьедестал!

Брусилов Станислав Александрович (род. 1976). Иконописец. 2006 г.

Синякин Александр Михайлович (род. 1984) Иконописец. 2014 г.

Об авторе последней картины хочу написать несколько слов, поскольку сама картина отличается от всего, что было помещено выше, атрибутикой современной жизни. Михаил Малеев родился в Сергиевом Посаде, в 1978 году окончил Абрамцевское художественное училище, а в 1986 году – Строгановский институт. Четыре года он проработал преподавателем живописи в художественном училище Игрушки в Сергиевом Посаде, параллельно совмещая работу живописца в ризнице Троице- Сергиевой Лавры. В 1990 году Малеев был зачислен в Московскую Духовную семинарию, а по окончании ее принял сан и в настоящее время служит настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Москве.



Статьи по теме: